Приморский энтузиаст открыл музей женьшеня
Бывший советский школьник из Новокузнецка, запоем читавший книги Владимира Арсеньева об Уссурийской тайге, Александр Гетманов, спустя 40 лет открыл во Владивостоке частный музей, посвященный единственному растению – женьшеню. Теперь он выращивает «корень жизни» на собственной плантации прямо в городе и раз в году «отдает долги природе» – так коллекционер называет высаживание молодой рассады женьшеня в глухих лесах.
Музей женьшеня во Владивостоке – единственный в своем роде частный музей с авторской коллекцией «корня жизни» Александра Гетманова. Несмотря на то, что владивостокцы много знают о всех тайнах этого уникального растения в силу своей геолокации, за первый месяц после открытия экспозицию посмотрели больше тысячи человек. В ней собраны инструменты, которыми добывали корень, документы и редкие фотографии, и, конечно, корень женьшеня в спиртовой настойке и на меду.
Экспозиция в музее женьшеня
фото: Яна Коноплицкая
– Идея музея в том, чтобы показать и рассказать жителям и гостям города как можно больше о редком реликте, который дошел до наших дней и сегодня считается «чашей Грааля». Во-многом, потому, что в силу естественных эволюционных процессов его осталось очень мало. К сожалению, и человек приложил руку к тому, что сегодня женьшень в дикой природе встречается крайне редко. Поэтому своей задачей считаю сохранить и систематизировать те знания, которые остались в крае и которые приходится собирать по крупицам, – рассказал директор музея.
Будни музея расписаны под встречи со школьниками и лекции по истории, а весной в планах коллекционера – обновление экспозиции. К уже имеющимся экспонатам добавится витрина с полным циклом развития женьшеня (от семени до многолетнего корня) в его «естественной среде».
Экспозиция в музее женьшеня
фото: Яна Коноплицкая
Женьшень – древнейшее реликтовое растение, произраставшее еще в третичный период, больше миллиона лет назад, и сохранившееся до нашего времени. В России оно сохранилось только на территории Приморского края, в Уссурийской тайге. Смена климата, а также охота за корнем привели к его практически полному уничтожению. Вид женьшенея, произрастающий в китайской провинции Юньнань, занесён в Международную красную книгу, другие виды дикого женьшеня охраняются на региональном уровне. Уникальному растению грозит уничтожение и всё потому, что история этого корня овеяна фантастическими легендами и мифами.
Главная легенда, родившаяся в Китае, связана с чудодейственными свойствами женьшеня. Считается, что он возвращает человеку первоначальную силу и лечит практически от всех недугов. В старину в Поднебесной за 1 грамм корня давали 3 грамма золота. Современные китайцы по сей день носят с собой кусочек корня в качестве «скорой помощи». Корень занимает в их жилищах видное место. Сушеный корешок в красной деревянной шкатулке считается прекрасным подарком. Для поддержания здоровья употребляются все части растений, включая ягоды и листья. Впрочем, нужно помнить, что противопоказания есть и у такого чудодейственного растения как женьшень.
Начитавшись народных поверий и реальных историй, Александр Гетманов из родного Новокузнецка отправился поступать на биофак – и не куда-нибудь, а на землю легендарного женьшеня, в далекий Владивосток. После учебы успел поработать в лаборатории подводных ландшафтов Дальневосточного научного центра ДВО РАН, занимался изучением водорослей. Через 4 года Советский союз распался, и с наукой пришлось попрощаться, поскольку к тому времени будущий музейщик обзавелся семьей и перед ним стояли самые тривиальные задачи – прокормить жену и детей.
Александр Гетманов
фото из личного архива
Александр ушел в бизнес, но свою страсть – «корень жизни» – не оставил. Он продолжал изучать советское растениеводство, собирать опыт местных ученых-женьшеневедов и коренщиков «из народа».
До 1990-ых годов Приморье успело накопить серьезную научную и производственную базу по выращиванию плантационного женьшеня. Активное культивирование дикого корня началось с изысканий фармаколога Израиля Брехмана, который лабораторно доказал, что женьшень, выращенный в воссозданных условиях, мало чем отличается от дикого. После этого в крае было создано несколько совхозов по выращиванию ценного растения. Самый большой совхоз базировался в селе Староварваровка Анучинского района.
Сушка корней женьшеня в КНДР, осень 1958
фото из экспозиции музея, автор З.И. Гутникова
В эти же годы ученые начали систематизировать знания и историю корня в Приморье. Благодаря этому сегодня известно о самом большом корне, найденном на территории края. Он весит 419 граммов. По живущей до сих пор традиции, находка получила персональное имя – «Орхидея Александра». Александром звали лесничего, который нашел этот корень.
Сейчас коллекционер Гетманов является учредителем компании по обеспечению судов продовольствием и техническим оборудованием. Офис его компании представляет собой дом на земле с огороженной территорией в оживленном районе города. Именно здесь Александр и устроил свою плантацию женьшеня.
– У меня порядка ста растений на открытом грунте. Сейчас всё под снегом. Чтобы набрать свою мощь, женьшень должен расти 6-7 лет. Выращивать корень непросто. Самое важное условие – земля: она должна быть дикой. То есть – привезенной из леса, и именно там, где произрастает женьшень. Это, как правило, юго-западные, юго-восточные склоны сопок. Сохранив микроэлементный состав почвы, можно рассчитывать на хороший корень, – делится премудростями Александр.
Предприниматель объясняет, что слишком занят, у него нет времени на разъезды вглубь края, поэтому свою делянку он разбил прямо у крыльца офиса. Кстати, по легенде, у Дерсу Узалы тоже был в лесу огородик, на котором он культивировал корень. Но вот где именно, об этом, конечно же, сведений нет, иначе бы этот факт уже давно стал бы достоянием общественности.
Чтобы помочь природе быстрее восстановить и без того немногочисленные запасы женьшеня, предприниматель Гетманов выезжает в тайгу и вместе со своими подвижниками высаживает молодые корешки женьшеня в самых отдаленных уголках леса.
– В прошлом году мы высадили больше трехсот корней. Конечно, местные корневщики ищут корень, возможно, найдут и наши посадки. Часть корней погибнет естественным образом. Надеюсь, тайга, природа примут наш дар. Мы должны отдавать долги ей за это удивительное творение, – убежден растениевод.
Яна Коноплицкая
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!
Уникальная природа Дальнего Востока бережно охраняется заповедниками и национальными парками. С любовью к первозданной природе и ее обитателям в короткий курортный сезон они приоткрывают тайны заповедных территорий. Здесь под чутким руководством опытных гидов можно увидеть китов, ларг, моржей и белых медведей, посмотреть на рыбалку бурых медведей и даже сфотографировать редчайшего дальневосточного леопарда за обедом. И это стоит того, чтобы преодолеть сотни километров.
ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ
Определений экотуризма достаточно много, но, как правило, среди заповедного сообщества это туризм в дикую природу с изучением ее особенностей при бережном отношении, считает заместитель директора по науке и туризму Кроноцкого заповедника Роман Корчигин (Камчатский край).
«Можно, конечно, сказать, что экотуризм – это просто нахождение на природе без причинения ей вреда. Но сейчас мы видим, что люди приезжают на заповедные территории за знаниями. Они хотят видеть и понимать, как идут естественные природные процессы. Мы стараемся отвечать запросам посетителей – совершенствуем информационное насыщение экскурсий, готовим гидов, которые становятся настоящими проводниками в дикую природу. Наша задача сделать так, чтобы гости полюбили места, которые посетили и стали сторонниками заповедного дела», - отмечает сотрудник заповедника.
Для самих особо охраняемых территорий экологический туризм становится действенным инструментом сохранения первозданной уникальной природы.
Фото: Максим Антипин, национальный парк «Берингия»
«Человеку можно сколько угодно показывать картинки и говорить - “важно сохранять китов”, “важно сохранять белого медведя”. Но все это может остаться в его памяти картинками. А если человеку действительно показать кита, дать послушать, как он дышит, человек сможет понять, что сохранять этот вид, действительно, необходимо и важно, потому что борьба за его сохранение идет здесь и сейчас в его стране. Если человек не видит, что он сохраняет, то он не может стоять на нашей стороне. Именно при помощи экологического туризма мы стараемся показать людям необходимость сохранения природы”, - отмечает заместитель директора по туризму национального парка «Берингия» Игорь Бобырь.
Также сотрудники заповедных территорий подчеркивают, что немаловажную роль экотуризм имеет и для местных жителей, дома которых находятся на границе с нацпарками и заповедниками. Коренные малочисленные народы, проживающие на Чукотке и на Камчатке готовят туристам еду, показывают родные места и тем самым имеют возможность заработать. То же самое происходит и в заповедных границах более населенных территорий, в Приморском крае.
«Для нас важную часть понятия экотуризм составляет соблюдение обычаев, традиций и ценностей живущих здесь людей. С приходом особо охраняемых территорий (ООПТ) они испытывают ограничения: на охоту, рыбалку, сбор дикоросов, вырубку леса. Им теперь нужны другие мотивации. Когда мы привлекаем на территорию туристов, сюда на ООПТ они приезжают за впечатлениями от дикой природы, они покупают сувениры, едят, арендуют дома и квартиры, пользуются услугами такси. Местные жители понимают, что это выгодно и лучше относятся к такому соседству», - рассказала заместитель директора по экологическому просвещению и туризму ФБГУ «Земля леопарда» Олеся Сторожук.
ОТКРЫТЬ ЗАПОВЕДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
Национальный парк Берингия
Национальный парк «Берингия» - одна из самых отдалённых и труднодоступных особо охраняемых природных территорий в России. Парк состоит из пяти разрозненных участков, разбросанных по всему Чукотскому полуострову. Каждый из них достоин внимания, но охватить все за один раз едва ли получится. Поэтому сотрудники нацпарка рекомендуют обратить внимание на тур в район пролива Сенявина.
Белёк кольчатой нерпы
Фото: Максим Антипин, национальный парк «Берингия»
Пролив Сенявина - визитная карточка национального парка. Можно сказать, что это «Берингия» в миниатюре. Здесь, на небольшой территории за три дня можно увидеть всё самое интересное - китов и тюленей, лежбища моржей и птичьи базары, живописные фьорды и древние эскимосские памятники.
На морской прогулке вы встретите изящных косаток и любопытных горбачей, которые не боятся приближаться к лодкам
Фото: Ольга Кудрина, национальный парк «Берингия»
Туристы останавливаются на базе национального парка, в деревянном домике в бухте Гильмимыль, расположенном неподалеку от Сенявинских термальных источников, откуда выезжают на морские экскурсии по проливу. Готовят для туристов местные девушки из коренных малочисленных народов. Местные жители очень уважительно относятся к природе, которая их кормит, во многом чтят традиции предков, в том числе и в гастрономии.
Когда ехать
Туристический сезон в национальном парке довольно короткий - с конца июля до середины сентября. Начала сезона зависит от количества снега. Чукотка красива и осенью и весной и зимой: здесь неописуемо красивые фиолетовые закаты и рассветы, снежные ландшафты белого безмолвия. Приехать можно в любое время, но логистика будет довольно сложной.
Как добраться
Заявку на посещение национального парка «Берингия» стоит оформлять заранее. По словам сотрудников заповедной территории, обычно к концу туристического сезона в сентябре забронировано уже все следующее лето.
Попасть на Чукотку можно только по воздуху. Главный транспортный узел Чукотского автономного округа - Анадырь. Это первый пункт назначения для всех путешественников. До поселка Провидения, откуда стартует экскурсионный тур к проливу Сенявина, также нужно будет добираться самолетом. В зимний сезон самолеты летают два раза в месяц. В межсезонье - четыре раза в месяц. Летом - два раза в неделю. Покупать билеты Анадырь - Провидения стоит заранее на сайтах авиаперевозчика «Чукотавиа» и «АТА Чукотки».
Из Проведения на вездеходах и лодках туристов привозят в пролив Сенявина.
Сколько стоит
Билет Москва-Анадырь туда обратно без пересадок на август стоит около 60 тыс. руб. Билет Анадырь - Провидения стоит 30 тыс. руб. туда-обратно.
Тур к проливу Сенявина в составе группы от 6 человек стоит порядка 100-120 тыс руб. Сюда входит проживание, питание, экскурсионное сопровождение. Недельный тур до 6 дней - 180 - 200 тыс. рублей.
Справка: В 2020 “Берингию” посетили 1,32 тыс. человек, это были круизные туры с туристами из более чем 20 стран от Канады до Южной Кореи, от Ирландии до Новой Зеландии. В 2021 в национальный парк приехали 80 российских туристов из различных регионов России, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.
Кроноцкий заповедник
Что посмотреть
Если вы решили провести свой летний отдых на Камчатке, то обязательно стоит посетить Долину гейзеров и кальдеру вулкана Узон. Долина гейзеров в Кроноцком заповеднике – одно из пяти крупнейших гейзерных полей в мире, единственное в Евразии и самое компактное. На небольшом участке каньона горной реки сосредоточено около 60 гейзеров, которые извергаются с разной силой и периодичностью. Кальдера вулкана Узон – огромная чаша площадью 9 на 12 километров, которая образовалась после серии разрушительных извержений огромного древнего вулкана. Сейчас это настоящая лаборатория под открытым небом. В кальдере и сейчас происходят процессы рудообразования, там обнаружена самая молодая нефть на планете, а в кипятке и кислоте живут уникальные бактерии и водоросли. Кроме гейзеров здесь можно увидеть горячие пульсирующие источники, разноцветные водные и грязевые котлы с красной глиной.
Фото: Кроноцкий заповедник
Второе направление – Южно-Камчатский федеральный заказник, Курильское озеро. Здесь помимо уникальных по красоте вулканических ландшафтов можно гарантированно посмотреть, как рыбачит на берегу неописуемо красивого озера бурый медведь.
Что касается Кроноцкого заповедника, то в основном это однодневные маршруты без проживания, в путешествие туристы отправляются на вертолёте. Также заповедник предлагает трехдневные туры для фотографов на берегу Курильского озера в Южно-Камчатском заказнике. Туристов размещают в стационарных палатках. Как правило, это небольшие группы по 10-12 человек. На такие туры составляются заявки за один два года вперед. Если хотите побыть наедине с природой и получить уникальные кадры, но начинать реализовывать свою мечту стоит сильно заранее.
Фото: Кроноцкий заповедник
После посещения уникальных природных объектов, расположенных на заповедных территориях, гости отправляются за их пределы, где обедают и продолжают любоваться камчатскими природными красотами: это может быть рыбалка на реке Жупанова, купание в горячих источниках на территории природного парка «Вулканы Камчатки» или посещение Ходуткинских термальных источников и приём ванны в тёплой реке, а также остановка на вертолёте в кальдере вулкана Ксудач.
Когда ехать
Ярко выраженный туристический сезон в Кроноцком заповеднике – это июль, август, сентябрь. Но довольно комфортно приехать и вне сезона – в июне, конце сентября и октябре (в октябре нужно будет одеться потеплее). Природу можно увидеть такой, какой ее не увидишь летом. Это еще и дешевле – заповедник в низком сезоне делает скидки на услуги по приёму и сопровождению гостей.
Как добраться
Кроноцкий заповедник расположен в труднодоступной местности, добраться сюда можно только вертолетом. В Южно-Камчатский заказник можно добраться вертолётом или на так называемых «вахтовках», которые предоставляют туркомпании. Поэтому оптимальный вариант – воспользоваться услугами туроператоров, купить готовый пакетный тур.
В заказник на юге Камчатки можно отправиться на высокопроходимой автомобильной технике. Нужно будет добраться до посёлка Озерновский на берегу живописного Охотского моря, преодолеть на пароме переправу через реку и пройти до Курильского озера в сопровождении государственных инспекторов порядка 12 километров. Это вариант для участников многодневных маршрутов по Южно-Камчатскому заказнику.
Сколько стоит
Билет на прямые рейсы туда-обратно из Москвы в Петропавловск-Камчатский на летние месяцы стоит от 25 тыс. руб, Билет лучше всего брать зимой.
Посещение Долины гейзеров, кальдеры вулкана Узон на вертолёте стоит от 32 тыс.руб до 52 тыс руб. Поездка к Курильскому озеру от 40 тыс. руб.
Справка: В среднем Кроноцкий заповедник и Южно-Камчатский заказник посещают около 12 тыс. чел. Сюда летят туристы со всех регионов России.
Национальный парк «Земля леопарда»
Что посмотреть
Основные объекты национального парка находятся в селе Барабаш на юге Приморского края. Отсюда туристы могут попасть на самый популярный маршрут по обустроенной экологической тропе – «Тропой леопарда». Она проходит по участку широколиственного леса, на котором представлено почти все растительное богатство уссурийской тайги: реликты и эндемики, тропические растения в сочетании с северными. Здесь установлено множество информационных стендов, интерактивных элементов. Тропу можно пройти самостоятельно, в игровой форме в виде квеста или с гидом.
Фото: национальный парк «Земля леопарда»
Если вы остановитесь в селе в отеле нацпарка «Центральная усадьба», то можно будет выехать на экскурсию в заповедник «Кедровая падь». Он находится в 18 км от Барабаша, там можно прогуляться самым длинным маршрутом «К сердцу Кедровой пади» - его общая протяженность 14 км. Природная территория находится под защитой ЮНЕСКО, посетить заповедник можно только в сопровождении экскурсовода. Здесь очень заметен контраст между вторичными лесами, которые появились уже в результате освоения Приморского края, и реликтовым лесом, который существовал здесь испокон веков.
Экскурсия в «Кедровой пади»
Фото: Иван Раков
Возраст пихт на этом маршруте - около 500 лет. Девственные леса Приморья можно увидеть только здесь. По пути туристы также познакомятся с историей заповедника, узнают как устроена крупнейшая в России система фотомониторинга диких животных. Счастливчикам удается увидеть следы амурского тигра, и, если повезет, редчайшего дальневосточного леопарда.
Есть у национального парка особенное предложение для профессиональных фотографов и любителей дикой природы. На территории парка в лесу стоят фотоукрытия: небольшие утепленные домики на одного человека, в которых можно остаться на неделю в ожидании дальневосточного леопарда. Они расположены в местах, куда хищник приходит со своей добычей. Если дождаться этот момент, то можно его сфотографировать.
Фотодомик
Фото: национальный парк «Земля леопарда»
По словам представителей учреждения этой услугой пользуются профессиональные фотографы и любители природы, которые готовы в одиночестве побыть неделю в лесу наедине с дикими кошками.
Когда ехать
Эти маршруты интересны как летом, так и в межсезонье. Если вы поедете в национальный парк весной, вы застанете в конце апреля и мае цветение рододендрона - розовые облака цветов на фоне бирюзового моря. В заповеднике «Кедровая падь» - можно наблюдать за прилетом птиц и цветением первоцветов. В осеннее время на обеих территориях можно насладиться осенними красками: ярко-красные клены, желтые дубы, и золотистые калопанаксы.
Фотоукрытия бронируются на зиму. Это зависит от повадок дальневосточного леопарда, также листва не мешает увидеть хищника.
Как добраться
Центральная усадьба «Земли леопарда» (с. Барабаш, ул. Лазо, 37А) и визит-центр (с. Барабаш, ул. Хасанская, 6Б) находятся в Хасанском районе Приморского края, в двух часах езды от Владивостока.
Ежедневно из автовокзала Владивостока (ул. Русская 2А) в Барабаш отходят междугородние автобусы, которые следуют из города в направлении поселка Славянка.
Чтобы добраться до Барабаша своим ходом, вам нужно выехать из Владивостока и добраться до посёлка Раздольное по автомобильной дороге «Уссури» (А370). Далее по трассе «Раздольное – Хасан» (05A-214) вы доберетесь до Барабаша. Время в пути – около полутора часов.
Сколько стоит
Билет Москва - Владивосток туда обратно без пересадок в августе стоит 25 тыс. рублей. Трансфер, организованный учреждением из аэропорта Владивосток до Барабаша – 4500 руб. Билет на автобус Владивосток - Барабаш - 749 руб. Такси из аэропорта до автовокзала - около 1 тыс. руб.
Входной билет в нацпарк «Земля леопарда» 150 руб, в «Кедровую падь» - 200 рублей.
Стоимость экскурсий – «Тропой леопарда» для самостоятельного посещения - 150 р, квест - 100 руб. Экскурсия - 3 тыс. руб. на группу 10 человек. Для детей с 7 лет - 50% скидки, такие же скидки для пенсионеров. Дети младше - бесплатно. Планируется повышение цена на экскурсию до 600 рублей.
Справка: В 2020 году национальный парк «Земля леопарда» и заповедник «Кедровая падь» посетили почти 6,5 тыс. человек. В 2021 году после присоединения Кравцовских водопадов и Дальневосточного морского заповедника количество посетителей возросло до 27 578. Большая часть это жители из Приморского края, Амурская область,ЕАО и центральная Россия. Из-за рубежа часто приезжают фотографы из Кореи и Европы.
Дальневосточный морской заповедник (Приморский край)
Дальневосточный морской заповедник - самая богатая по видовому разнообразию акватория среди морей России. Здесь, в зоне контакта умеренных и субтропических вод созданы условия как для северных видов морских животных и растений, так и для тех, кто встречается на юге. Богатство животного и растительного мира заповедника отнесено к природным феноменам и имеет статус международного биосферного резервата ЮНЕСКО.
Заповедник поделен на четыре района, один из которых является особо охраняемым закрытым резерватом, два — научно-исследовательскими участками и ещё один — экскурсионной зоной.
Один из популярных экскурсионных районов - посещение самого южного островка России - острова Фуругельма. Под водой вертикальные стенки скал сплошь покрыты друзами мидий, ковром из актиний, морских звезд, ежей и множества других обитателей моря. На острове сохранилась мощная четырех орудийная батарея — единственная на территории Приморского края береговая батарея, которая принимала участие в боевых действиях в годы Второй мировой войны.
Бакланы на острове Фуругельма
Фото: Марина Склярова
В южном секторе морского заповедника рекомендуем посетить островок Фальшивый. Этот остров в разные периоды то перекрывается морем, то становится территорией, на которую можно проехать по суше. Многокилометровый песчаный пляж тянется до устья реки Туманной — места, где сходятся сходятся границы двух государств: России и Корейской народно-демократической республики. С нее открывается вид на открытый Тихий океан. Также из этого места доступна панорама водно-болотных угодий Хасана с протоками, лагунами и множеством озер, прилегающих к самой южной точке побережья морского заповедника. Немногие районы Российского Дальнего Востока могут сравниться с количеством корма для птиц водно-болотных угодий юга Хасанского района. Тысячи уток, гусей, лебедей, куликов, встречается здесь на пролете.
Когда ехать
Посещение Дальневосточного морского заповедника более всего комфортно в июле, августе и начале сентября.
Как добраться
Туры в заповедник отправляются из Владивостока. В поселке Славянка вы пересаживаетесь на катер.
Сколько стоит
Билет Москва - Владивосток туда обратно без пересадок в августе стоит 25 тыс. рублей.
Посещение Дальневосточного морского заповедника стоит 300 рублей. Экскурсия к острову Фуругельма - 1,5 тыс. на человека для группы 5 человек за услуги экскурсовода. К островку Фальшивому - 1000 руб. на человека за услуги экскурсовода при группе из 5 человек.
Проезд на катере оплачивается отдельно. Длительность около 5 часов. С катером и трансфером из Владивостока такая поездка стоит от 16 тыс.
Открытие границы Россия-Монголия подоспело как раз к майским праздникам, да и туристический сезон там как раз начинается в последний весенний месяц. Жители пограничных с Монголией российских территорий успели крепко соскучиться по красотам и самобытной кухне родины Чингисхана. Жительница Бурятии, которая в числе первых отправилась с семьей в поездку в столицу Монголии Улан-Батор рассказала EastRussia о своих впечатлениях.
Елена Дашиева впервые побывала в соседней Монголии в детстве с мамой, теперь поехала с ней и уже с двумя сыновьями – 11-ти и 13-ти лет. Компанию им составила подруга с пятилетней дочерью.
«Монголия – очень самобытная страна. Едешь по степи часами и тут раз – юрта стоит. Так они и живут, пасут овец, и быт у них простой. Монголы очень ценят простор и природу», – рассказывает Елена.
Она добавляет, что очень порадовал приветливый встречающий персонал и коммуникабельный русскоязычный гид. Мало кто из монголов говорит по-русски, да и по-английски, в основном, – только молодежь. Но, в целом, местные к туристам привыкли, и с удовольствием идут навстречу, когда понимают, о чем спрашивают приезжие.
Запомнилось Елене и ее спутникам посещение статуи Чингисхана. Она находится примерно в 50 км от Улан-Батора – на берегу реки Туул в Цонжин-Болдоге.
Фото: Francisco Anzola
Это крупнейший из памятников Великому хану в Монголии и самая большая конная статуя в мире. Ее высота – 40 метров плюс десятиметровый постамент. Там можно облачиться в национальные костюмы и сделать оригинальные фото. Оценят и дети, и взрослые.
Фото: Елена Дашиева
«Погода и природа схожа с нашей Бурятией, только деревьев меньше и пейзаж более суровый, но она прекрасна, а еще тут много барашков, коней. Мы любовались и наслаждались природой. Ходили в дацан – монастырь в горах. Были в музее динозавров – детям очень понравилось. Посетили экспоцентр Мишээл – очень познавательно. Побывали на мемориале в память советских воинов на Зайсан-Толгое – историческое место, там много туристов. Гуляли по главной площади Сухэ-Батор, она огромная, а по периметру расположены все главные культурные, исторические и государственные организации – и правительство, и театры, галереи, и храмы».
Елена рекомендует все культурно-исторические места планировать к посещению пораньше, так они закрываются довольно рано – в 17-18 часов, при поездке необходимо закладывать время на вероятные заторы на дорогах. Что касается шопинга – тут можно не торопиться, торговые центры открыты до 22 часов. В Монголии много разных магазинов на любой вкус и кошелек. Отсюда выгодно везти именно то, что производят в стране – изделия из кашемира, кожи, верблюжьей шерсти, молочные продукты, архи – водку на козьем молоке.
Монгольская кухня в длинных описаниях не нуждается: «Очень вкусно и очень жирно», -смеется Елена.
«Огромные порции – можно смело на двоих одну брать. Голодными в Монголии никто не останется точно! Мы любим цуйван – это домашняя вареная и обжаренная лапша с мясом и овощами. Очень вкусно, как и в Бурятии. Немного отличаются бурятские буузы и монгольские – там они больше похожи на хинкали, у нас в Бурятии обязательно, чтобы 33 защипа было, а там по-другому, но также вкусно – много мяса, мяса не жалеют. Для любителей мирового фастфуда есть и KFC, и Burger King».
Еще очень популярны в Монголии корейские бани, где можно «зависнуть» на сутки: попариться, получить массаж, отдохнуть, поесть и остаться ночевать. Ходят туда компаниями и семьями с детьми. Везде можно подключиться к вай-фай.
Минусами путешествия Елена называет ухабистую дорогу до пункта назначения и «страшные» пробки в Улан-Баторе, но тут же оговаривается, что их предупреждали и они морально были к этому готовы, тем более, что все, заявленное в туре, они посетить успели.
Фото: GaryTodd
Поездку для них организовала компания «Сайхан-тур». Россиянам виза для поездки не нужна, достаточно загранпаспорта. Отменили также требование предоставлять ПЦР-тест на коронавирус. Нужно только заполнить анкету о состоянии здоровья. В Бурятии очень популярны экономтуры в Монголию 4 дня/3 ночи.
Небольшие группы выезжают около шести часов утра, около 11 часов – прохождение границы, перерыв на обед и обмен валюты в Алтан-Булаге. Прибытие в Улан-Батор с 19 до 21 часа (в зависимости от объема и качества пробок на дорогах). На следующий день туристам предлагают позавтракать и отправиться в национальный парк «Тэрэлж-Горх», посетить памятник Чингисхану. В третий день – обзорная экскурсия по Улан-Батору, посещение главной площади, буддийского монастыря «Гандантексинлинг», шопинг. Выезжают обратно в Улан-Удэ рано утром, возвращаются ориентировочно к девяти вечера.
Фото: gmoorenator
Генеральный директор компании Галина Шойдонова рассказывает, что из республики в Монголию едут, в основном, семьями.
«Сообщение прервалось с марта 2020 года. До пандемии эти туры были очень востребованы и со стороны жителей Бурятии, и из других близлежащих регионов. Сейчас популярность тура вновь набирает обороты. У нас есть еще и лечебные, и детские туры в Монголию – сейчас все восстановили. Думаю, что спрос на эти поездки вскоре будет такой же, как и до коронавируса. Желающие ехать есть».
Фото: Елена Дашиева
На этой неделе правительство Бурятии в рамках сотрудничества с монгольскими коллегами провело в Улан-Баторе презентацию туристических услуг и компаний республики. На мероприятие пригласили ведущие компании и специалистов туротрасли. В республиканском Минтуризма отмечают, что монгольские туристы имеют свою особенность: среди них много паломников и желающих получить медицинские услуги. В свою очередь малый бизнес Бурятии оперативно отреагировал на спрос: в Бурятии уже появились вывески хостелов и кафе на монгольском языке, продавцы выучили самые распространенные монгольские выражения.
Международная Владивостокская регата в 2024 году сменила геолокацию с бухты Новик на острове Русский, где она проходила предыдущие два года, на центр приморской столицы. Она станет большим спортивным праздником, который состоится 5 сентября в районе Юбилейной набережной. Соревнования гребцов традиционно проходят в дни проведения Восточного экономического форума (ВЭФ). В этом году они состоятся в третий раз.
Впервые в программу состязаний включена дисциплина прибрежной гребли с дистанцией 1 000 метров. Она считается более экстремальной и зрелищной, нежели классическая академическая гребля, поскольку выступление команд, соревнующихся вдоль побережья, происходит при любых погодных условиях. Кроме того, в этой дисциплине используются специальные лодки с высокими мореходными и скоростными характеристиками. В течение гонки экипажи должны не только показать лучшее время, но также справиться со стихией: волнами и ветром.
«Уверен, что новый формат регаты станет успешным: во-первых, он позволит спортсменам показать еще более яркую борьбу за победу, а, во-вторых, привлечет большое количество зрителей и поклонников гребли, ведь наблюдать за соревнованиями можно будет прямо с набережной в центре города», – отметил президент Федерации гребного спорта России Алексей Свирин.
В 2024 году в регате примут участие сборные команды из дружественных стран и, конечно, российские спортсмены. На старт выйдут около 100 атлетов. В 2022 году в состязаниях гребцов участвовали гребцы из России, Китая, Беларуси и Узбекистана. В 2023 году количество стран-участниц регаты увеличилось вдвое – к делегациям позапрошлого года добавились гребцы из Казахстана, Кубы, Сербии и Ирана.
«География стран-участниц соревнований расширяется. Это является яркой демонстрацией популярности гребного спорта, растущего спортивного сотрудничества между Россией и дружественными странами, которые проявляют большой интерес к таким событиям в нашей стране. Участие в Международной Владивостокской регате становится престижным, меняется ее статус», – рассказал Алексей Свирин, добавив, что большее количество участников добавляет состязаниям гребцов масштаба, зрелищности и азарта, поэтому зрителям и болельщикам будет на что посмотреть.
Наряду с прибрежной гонкой, в программу регаты включены соревнования по гребле-индор, а также в рамках состязаний, по традиции, разыграют Гран-при регаты в индивидуальных заездах по гребле-индор на 2 000 метров.
Международная Владивостоксая регата – это не просто соревнования гребцов, а большой спортивный праздник. Организаторы подготовили для жителей и гостей Приморья насыщенную культурно-развлекательную программу. Она будет включать фестивали, мастер-классы, соревнования по гребле-индор для всех желающих, гастромероприятия и вечернюю концертную программу.
Напомним, организаторами Международной Владивостокской регаты выступают Министерство спорта Российской Федерации, Федеральная дирекция спортивных мероприятий, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Федерация гребного спорта России. Титульный спонсор – ПАО «ГМК «Норильский никель», платиновый партнёр – ПАО «Полюс». Региональные партнеры – группа компаний «Востокцемент» и группа компаний «Славда». Мероприятие проводится при поддержке Правительства Приморского края и Фонда «Росконгресс».
Дальний Восток – регион с уникальной природой, культурой, историей. Уникальна и его туристическая отрасль. Местные турфирмы работают в условиях, когда гостей нужно привлекать в регион с суровым климатом, скромной туристической инфраструктурой, да и турист, который путешествует по Дальнему Востоку, как правило имеет особенные запросы. Тем не менее, регион становится все популярнее, туристический поток растет. О том, почему Дальний Восток все же «разглядели», как отрасль работает в современных реалиях и каким будет предстоящий летний сезон, East Russia рассказала руководитель Дальневосточной региональной ассоциации туризма Ирина Кушнарева.
По данным исследования социологического агентства «Вебер», проведенного накануне летнего туристического сезона, активно путешествуют 63% россиян. При этом каждый третий опрошенный планирует посетить Дальний Восток. Об этом говорит и рост групповых поездок в регион, количество которых за прошедший год выросло на 40%.
– Регион стали более активно продвигать в разных направлениях – это и бизнес, и туризм, и промышленность, – говорит Ирина Кушнарева. – Дальний Восток в целом позиционируют и как перспективное направление для инвесторов. Поэтому его популярность растет, в том числе и в качестве туристического направления.
По словам Ирины Кушнаревой, одна из особенностей предстоящего сезона – 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Поток туристов в связи с этим событием должен увеличиться.
– Едут российские туристы, которые понимают значение БАМа для страны, понимают особенности еще одного важнейшего направления – Транссибирской магистрали, – продолжает она. – Это категория подготовленных туристов, которые разбираются в том, почему Хабаровск важен для обеих магистралей.
По данным министерства туризма Хабаровского края, только на майские праздники туристический поток в регион составил 26,5 тыс. человек. Это почти на 30% больше, чем в тот же период в прошлом году. Хабаровск интересен жителям глубинки, а также соседних регионов: Приморья, Еврейской автономной области, Амурской области и Сахалина.
При этом Хабаровск уступает Владивостоку по количеству иностранных туристов, а точнее гостей из Китая. В Приморье на майские праздники приехали около 11 тыс. гостей из зарубежья и большая часть из Поднебесной. Туристы прибывали в составе групп без виз в рамах действующего межправительственного соглашения.
– Если сравнивать Владивосток и Хабаровск как два направления для китайских туристов, то Владивосток, однозначно, более раскручен, – говорит Ирина Кушнарева. – В Китае разработаны льготные туры в Приморье, авиасообщение с Владивостоком более доступно. Например, билет из Харбина во Владивосток обходится вдвое дешевле, чем билет из Харбина в Хабаровск. Да и в целом полетные программы аэропортов Владивостока и Хабаровска не стоит сравнивать. В Приморье налажено сотрудничество с разными авиаперевозчиками, поэтому есть конкуренция, которая отражается и на ценовой политике. А в Хабаровске на популярных туристических направлениях – один перевозчик. Об этой ситуации представители турфирм неоднократно говорили и в правительстве края, и руководству хабаровского аэропорта. Мы надеемся, в следующем году ситуация изменится с заходом к нам нового перевозчика.
Но и с традиционным потоком из Китая в предстоящий летний сезон, по мнению, Ирины Кушнаревой не все однозначно. От китайских туристов, туристических компаний в адрес дальневосточных турфирм поступало много заявок.
– Но на этапе заявок многие и останавливаются, – отмечает она. – Надо, однако, понимать специфику туристов из КНР. Они могут долго думать и решать, сегодня они молчат, а уже завтра группа выезжает в Россию. Дальневосточные турфирмы готовы их встречать, главное, чтобы с наплывом справлялись отели и транспортные компании. Потому что нехватка транспорта для обслуживания туристов, у нас ощущается.
Вопрос дефицита туристического транспорта, к слову, актуален не только для Дальнего Востока, но и для всей страны. На днях в ходе совещания с правительством президент Владимир Путин поручил проработать вопрос о включении туристических автобусов в программу льготного лизинга, через которую в России закупается автотехника с поддержкой государства. Поручение было дано первому вице-премьеру Денису Мантурову.
Он отметил, что несколько российских производителей работают над развитием модельного ряда туристических автобусов. В их числе группы «Волгабас» и «ГАЗ», а также группа «Соллерс», которая в III квартале 2024 года должна запустить производство автобусов вместимостью 53-55 человек на бывшей площадке Mazda на Дальнем Востоке.
– Транспорта не хватает. Но и здесь все непросто, – продолжает Ирина Кушнарева. – У нас очень короткий летний туристический сезон. Транспортные компании попросту боятся приобретать технику в собственность. Транспорт необходимо содержать и обслуживать, оплачивать стоянку, страховку и многое другое. Для этого необходим постоянный наплыв туристов. Пока такой гарантии нет. До пандемии были частники, у которых было по 5 - 6 туристических автобусов. Сейчас таких единицы. Большинство оставили по одному, максимум два автобуса. При этом у них и сейчас нестабильная нагрузка.
В случае с инфраструктурой, а в частности с придорожной, также работает принцип – спрос рождает предложение. В качестве яркого примера, Ирина Кушнарева привела автодорогу в Хабаровском крае – Лидога – Ванино. О трассе, ее особенностях, уникальных видах знают по большей части местные жители. Дорогой пользуются в основном дальнобойщики и тех немного, а о каком-то туристическом потоке и говорить не приходится.
– Если трасса не раскручена, и не загружена, никто не будет там ничего строить, потому что это нерентабельно, – говорит эксперт. – Каждый предприниматель считает свои деньги. Внимание на такие объекты должно обращать все-таки государство.
Вопрос инфраструктуры первоочередной и в глобальных проектах, таких как развитие Большого Уссурийского острова, которым будут заниматься совместно Россия и Китай. Об этом стороны договорились во время официального визита президента РФ Владимира Путина в КНР. Предполагается создание нового пункта пропуска, развитие транспортно-логистической инфраструктуры, туризма и рекреации.
– Нам не хватает погранперехода на Большом Уссурийском, чтобы сделать туристический поток с Китаем круглогодичным. Но для того, чтобы принять этот поток, нам нужна инфраструктура, – подчеркивает Ирина Кушнарева. – Вот и замкнутый круг.
Тренд на Дальний Восток набирает обороты. И дальневосточный туристический бизнес настроен на то, чтобы обороты не сбавлялись – находит новые ниши, разрабатывает новые предложения, старается угодить самому требовательному туристу, превращает недостатки региона в его уникальные особенности.
И главное чего сегодня не хватает туристическому бизнесу, по мнению руководителя Дальневосточной региональной ассоциации туризма, – это средства на обустройство объектов.
– Если у предпринимателей будут средства, то они смогут обустроить необходимую инфраструктуру и тем самым привлечь больше туристов. Для того, чтобы круг разомкнуть, необходимы большие деньги, - подчеркнула Ирина Кушнарева.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.