Поделиться
На перекрестке всех дорог
Поделиться

Об уникальном транзитном потенциале региона – в интервью с губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом

-
– Вячеслав Иванович, вы неоднократно подчеркивали удобное геостратегическое положение Хабаровского края. Какие конкурентные преимущества есть у региона для развития транспортных путей и логистики, для увеличения грузопотока в страны АТР?
– У нашего края не просто удобное, но и по-настоящему выгодное расположение. Его территория находится в географическом центре Дальнего Востока. Здесь пересекаются автомобильные, речные, воздушные и морские пути, проходят магистральные трубопроводы и железные дороги.

При этом Хабаровский край давно уже «вырос» из понятия буферной зоны. Сегодня его без натяжек можно назвать зоной контактной – и внутрироссийской и международной. Это особенно важно в свете новой экономической политики, которую проводит руководство страны на востоке России. Ведь опережающее социально-экономическое развитие округа предполагает и его интеграцию в Азиатско-Тихоокеанский регион. И тут грех не использовать колоссальные транзитные возможности Хабаровского края.

Другой вопрос: что нужно, чтобы эти возможности реализовать? Разумеется, совершенствовать транспортную инфраструктуру. Мы должны сформировать опорную сеть для вовлечения промышленного потенциала региона в экономику России и АТР.

– На какие виды транспорта вы при этом делаете ставку?
– Конечно, на все. Необходимо в полной мере использовать и судоходный Амур (внутренний водный транспорт занимает особое место в жизнеобеспечении северных районов), и имеющиеся выходы через морские порты в страны АТР. Также насущные для нас задачи – расшивка «узких» мест на железной дороге, реконструкция и создание автотрасс, развитие трубопроводного транспорта, авиасообщение.

Кстати, на последнем хочу остановиться особо. Мы осуществляем реконструкцию международного аэропорта Новый в Хабаровске. Это важнейший проект как для Хабаровского края, так и для всего ДФО. Будем его реализовывать на основе механизма государственно-частного партнерства. Речь идет о серьезных деньгах. Общий объем инвестиций в развитие аэропорта к 2030 году составит 18,8 миллиарда рублей.

За счет федерального бюджета ведется реконструкция аэродромного комплекса. А на строительство нового пассажирского терминала пойдут негосударственные средства. Свое участие подтвердили иностранные инвесторы из Японии: Sojitz Corporation и JATCO. Компания Ernst & Young разработала концепцию и технико-экономическое обоснование проекта развития коммерческой территории (AirCity). Сейчас идет проектирование объектов, с международными гостиничными операторами состоялись переговоры по управлению будущим гостинично-деловым комплексом, взаимодействуем также с профильными инвесторами и операторами торговой коммерческой инфраструктуры.

Мы преследуем цель создать современный узловой аэропорт федерального значения, хаб. Речь идет именно о том, чтобы в должной мере использовать конкурентные преимущества края. Ведь аэродром Хабаровск – запасной для аэропортов всего Дальневосточного региона. Он расположен на пересечении транссибирских и трансвосточных воздушных трасс, в наиболее благоприятных климатических условиях, и имеет возможность принимать суда в любую погоду.

Впрочем, наш аэропорт и сейчас не только крупнейший в Дальневосточном федеральном округе и первый в нем по объемам перевозок. Он сохранил лидерство в 2016 году, обслужив 1,9 миллиона пассажиров (с учетом транзита). Это на 2,6 процента выше показателей 2015 года.

– Грузопоток в аэропорту тоже растет?
– Безусловно. По итогам прошлого года он составил 24,5 тысячи тонн (на 5,8 процента больше, чем в 2015-м). У нас появились новые рейсы. Например, авиакомпания «ЭйрБриджКарго» – это один из крупнейших грузовых перевозчиков в мире, который осуществляет межконтинентальные рейсы через Россию, – начала выполнять транзитные посадки в Хабаровске на маршрутах в США.

С конца 2016 года новое грузовое направление открыли в нашей маршрутной сети самолеты «Почты России». Это ведомство запланировало и строительство на территории аэропорта Хабаровск логистического почтового центра – единственного на Дальнем Востоке!

Вообще, грузопоток у нас сейчас вырос по всем направлениям, включая автомобильный и водный транспорт. Абсолютным лидером по темпам роста стал трубопроводный транспорт – он показал увеличение за 2016 год на 14,1 процента. Свыше половины всех грузов перевозит железная дорога (рост на 4,8 процента).

Более того, в Хабаровском крае обеспечивается около 40 процентов грузооборота железнодорожного транспорта ДФО, 23 процента общего грузооборота портов округа и 31 процент – всего транспортного комплекса Дальнего Востока.

– Вы рассказали про реконструкцию аэропорта. А каковы перспективы финансирования в 2017 году других крупных проектов, которые реализуются в крае в сфере транспортной логистики?
– Начнем с того, что продолжается модернизация железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Проект масштабнейший, там прогнозный общий объем капитальных вложений составляет более 560 миллиардов рублей. Из них 300 миллиардов вкладывает ОАО «РЖД». На территории Хабаровского края РЖД профинансировало с 2013 по 2016 год работы почти на 40 миллиардов рублей. В 2017-м запланировано более 12,4 миллиарда рублей.

Кроме того, железнодорожное ведомство ведет реконструкцию пешеходного тоннеля на станции Хабаровск-1. В нынешнем году затраты составят 216,2 миллиона рублей, к августу тоннель должен быть готов.

Еще один масштабный проект – строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в бухте Мучке (морской порт Ванино). Его реализует «ВаниноТрансУголь». Общая стоимость проекта – более 27 миллиардов рублей. Это средства инвестора; они пойдут на создание перегрузочного терминала, развитие транспортной инфраструктуры, сетей энерго- и водоснабжения. А на бюджетные деньги будут выполнены дноуглубительные работы на объектах федеральной собственности.

Плюс к этому принято решение о выделении по этому проекту 3,2 миллиарда рублей федеральной субсидии – на строительство железнодорожного пути и сетей энергоснабжения. Сдать первую очередь комплекса планируем в третьем квартале 2019 года.

Важная для нас тема – увеличение мощности Ванинского балкерного терминала с развитием железнодорожной инфраструктуры парка «Токи». Этот проект «Дальтрансугля» стоимостью более 6,1 миллиарда рублей обеспечит к 2020-му перевалку до 24 миллионов тонн энергетического угля в год.

Кроме того, в рамках реализации долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития Комсомольска-на-Амуре в 2017 году будут сооружены три участка автодороги Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к Комсомольску. На это предназначено 583 миллиона рублей, из них средства федерального бюджета – 450,5 миллиона рублей, остальное – краевые деньги.

Таким образом в текущем году мы планируем достроить эту важнейшую для нас трассу. Она не просто свяжет центр и районы края с Комсомольском-на-­Амуре и ванинским морским портом, но и станет последней частью автомобильного сообщения евроазиатского международного коридора «Транссиб». К тому же появится транспортный выход с федеральных автомагистралей Чита – Хабаровск и Хабаровск – Владивосток к морским портам на тихоокеанском побережье.

– Инвестиции предполагаются большие. Поэтому закономерен и вопрос, насколько серьезную долю ВРП и отчислений в консолидированный бюджет Хабаровского края формирует транспортный комплекс?
– Если совсем кратко, то – львиную. В 2015 году на транспорт в общем объеме валового регионального продукта приходилось 24,9 процента, в 2016-м – 26,8.

Аналогичная ситуация и с отчислениями в бюджет края. По итогам 2015 года доля транспортной отрасли в налоговых поступлениях составила 15,2 процента, в 2016 году – 15,6 процента (11,8 миллиарда руб­лей), и это крупнейший показатель в крае.

В основном перспективный рост транспортной отрасли края обеспечивают инвестиционные проекты нескольких крупнейших компаний: «РЖД», «Транснефть – Дальний Восток», «Дальтрансуголь», «ВаниноТрансУголь», «Хабаровский аэропорт».

Конечно, не все направления транспортной деятельности имеют положительную налоговую отдачу. Например, пассажирские перевозки в крае (впрочем, как и во многих других субъектах России) из-за значительных расстояний и сравнительно небольшого пассажиропотока нуждаются в субсидировании. Но ведь речь идет о социально значимых маршрутах, например речных, воздушных! Их нельзя закрыть, иначе отдаленные районы, и без того обладающие низкой транспортной доступностью, будут отрезаны от «большой земли». Вот совсем недавно, в феврале, мы добавили поселок Нелькан к существующему маршруту Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Аян. Сделали это по многочисленным просьбам жителей Аяно-Майского района. Новый маршрут будет субсидироваться из краевого бюджета.

– Ванино и Советская Гавань всегда были точкой притяжения для частных компаний, желающих развивать экспорт продукции в страны АТР. По вашей оценке, льготы, предусматриваемые режимом свободного порта, в большей степени рассчитаны на крупных инвесторов или на небольшие проекты, не обязательно связанные с транспортом?
– Развитие Ванино – Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла – одна из главных задач транспортного комплекса нашего края на долгосрочную перспективу. Такой подход соответствует и Программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Напомню, по ней предусмотрена разработка месторождений Забайкальского и Хабаровского краев, Иркутской и Амурской областей, Республики Бурятия, Южной Якутии, Еврейской автономной области и Кузбасса, строительство горно-­обогатительных комбинатов и – что очень важно для нас – специализированных портовых терминалов в портах Ванино и Советская Гавань. Все это обеспечит рост экспорта угля в страны АТР.

Проекты крупные, и реализуют их серьезные инвесторы. Им, безусловно, будут интересны возможности свободного порта, к режиму которого Ванинский муниципальный район отнесен со второго полугодия 2016-го. Ведь для резидентов подразумеваются и налоговые льготы, и упрощение таможенных и визовых процедур, и административные преференции.

Но мы рассчитываем, и не без оснований, что сюда придет и менее крупный бизнес. В предварительный перечень потенциальных резидентов вошли 20 инвесторов с объемом вложений более 87 миллиардов рублей. Так вот, более 70 процентов из них – это представители малого и среднего предпринимательства в различных сферах деятельности: строительство, рыбопереработка, сельское хозяйство, транспорт.

Более того, сегодня Минвостокразвития РФ прорабатывает возможность снижения минимального объема инвестиций с 5 миллионов до 500 тысяч руб­лей при реализации инвестпроектов на территориях Хабаровского края, включенных в свободный порт Владивосток. Это делается как раз для того, чтобы привлечь сюда малый и средний бизнес.

– Что сейчас больше всего мешает экономическому развитию Ванино и Совгавани и что с этим можно сделать (в компетенции полномочий субъекта РФ или через обращение с инициативами на федеральный уровень)?
– Ответ на первый вопрос, думаю, вы знаете и сами: основным сдерживающим фактором развития Ванино-Совгаванского узла является неразвитая железнодорожная инфраструктура на подходах к портам.

Перспективный грузопоток в направлении морских портов Ванино (входит в число 10 крупнейших портов России) и Советская Гавань заявлен к 2030 году в объеме 130 миллионов тонн в год, в том числе потенциальными резидентами свободного порта Владивосток – около 100 миллионов.

РЖД к 2012 году реализовало проект «Реконструкция участка Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань», что уже позволило увеличить провозную способность дороги. В 2008-м это было 8,1 миллиона тонн в год, в 2017-м планируется 37,1 миллиона.

Понятно, что этого недостаточно – при запланированных-то 130 миллионах!

Теперь о том, что можно сделать. Для обеспечения заявленного грузопотока необходимо выполнить второй этап модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Разработана генеральная схема развития Ванино-Совгаванского железнодорожного узла. Она предусматривает синхронизацию сроков развития железной дороги и строительства перегрузочных терминалов. Сейчас эта схема находится на согласовании в РЖД.

– Будет ли в Ванино реконструироваться аэропорт?
– Наверное, вы имели в виду – в Советской Гавани? Да, в 2017 году мы планируем капитальный ремонт аэровокзала в аэропорту Советская Гавань (Май-­Гатка). Чтобы провести реконструкцию аэродрома, построить сплошное ограждение взлетно-посадочной полосы и патрульную дорогу, проводим работу с Мин­обороны как с собственником аэродрома.

– Сейчас в двух прибрежных районах края развиты в основном перевалка грузов, лесозаготовка и лесопереработка, добыча и переработка водных биоресурсов. Будет ли способствовать установление режима свободного порта развитию новых для Ванино – Советско-­Гаванского транспортно-промышленного узла отраслей экономики? Нужны ли они там?
– В соответствии с действующим законодательством резидент свободного порта Владивосток может осуществлять любой вид деятельности. Ну, кроме запрещенных, конечно, – насколько помню, туда входят добыча нефти и газа, производство ряда подакцизных товаров, административная деятельность.

То есть у нас появляются перспективы развития новых сельскохозяйственных, пищевых и промышленных производств, горного, строительного, топливно-энергетического комплексов, жилищно-­коммунального хозяйства и, разумеется, туризма. В результате – открытие новых рабочих мест, развитие транспортной инфраструктуры, создание и модернизация производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции.

Нужно ли это все? Считаю, что такой вопрос даже не стоит. Нужно! Конечно, если мы всерьез говорим об ускоренном социально-экономическом развитии муниципальных образований Хабаровского края и о закреплении там населения. 

Дмитрий Щербаков Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов