Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дорога к звездам

За строительством "Восточного" без преувеличения следила вся страна от мала до велика. Регулярные новостные сводки сообщали об успехах и проблемах грандиозной стройки, которая, казалось, никогда не закончится. Силами тысяч специалистов посреди глухой тайги возводился самый современный космодром в мире. Заветной фразы: "Пуск!.. Зажигание!.. Ракета пошла!.." ждали долгих четыре года.

Дорога к звездам

28 апреля 2016 года в 05.01 по московскому времени начался новый этап в развитии российской космической отрасли. Под оглушительный рев двигателей ракеты-носителя «Союз-2.1а» был открыт космодром "Восточный". Успешный пуск стал итогом титанической работы, проделанной тысячами специалистов со всей страны. К запуску ракеты готовились более 4 лет. За это время посреди глухой амурской тайги был возведен самый современный космодром в мире.

Космодром включает всю необходимую инфраструктуру: возведены стартовый и технический комплексы, промышленная строительно-эксплуатационная база, системы водо-, электроснабжения, объекты телекоммуникационного обеспечения и связи,  автомобильные и железные дороги, объекты системы безопасности и даже новый город Циолковский – для размещения специалистов. В сумме построено 115 км автомобильных и 125 км железных дорог. Возведено более 500 зданий и сооружений, способных выдержать высокие сейсмические нагрузки.

 

Решение космического масштаба

О строительстве нового космодрома стало широко известно 28 августа 2010 года, когда Владимир Путин (на тот момент – премьер-министр РФ) посетил поселок Углегорск. Необходимость создания собственного космодрома, способного осуществлять запуск тяжелых ракет, была обусловлена вопросами стратегической безопасности.

Эксплуатация космодрома "Байконур" ежегодно обходится бюджету более чем в 6 млрд рублей, однако запуски уже неоднократно блокировались Казахстаном под разными предлогами. В то же время инфраструктура действующего космодрома сильно устарела и требует полной модернизации под новые ракетные комплексы типа «Ангара».

Место для строительства было выбрано на основании масштабных исследований. Наиболее важными аспектами были гарантия беспрепятственного запуска ракетоносителей и выгодное географическое положение (за счет правильной траектории полета ракеты можно сэкономить до 30% от общей стоимости запуска). Начальный участок траектории полета ракеты-носителя не должен проходить над густонаселенными районами и над территориями иностранных государств. При этом районы падения отделяющихся частей ракет-носителей должны располагаться в малонаселенных районах территории России или в нейтральных водах.

Углегорск отлично подходил под эти требования, за исключением ряда сложностей. Строительство объекта нужно было начинать в тайге, практически на пустом месте. Предстояло построить и дороги, и аэродром, и новый город. Но решение было принято – космодрому быть!

 

Чудо инженерной мысли

О проделанной работе лучше всего говорят цифры. В пиковый период строительства на "Восточном" было задействовано более 8000 строителей, около 1000 единиц самой современной техники. Работы велись в две смены, без выходных и праздничных дней. Работали и в морозы, достигающие минус 40 градусов, и в жару – при плюс 40.

На площади стартового комплекса, превышающей 90 Га, были возведены десятки зданий и сооружений. Проложено 2,7 км автомобильных дорог и 7,2 км железнодорожных путей. Все сооружения соединены подземными коммуникационными тоннелями, общей протяженностью более 6 км. Объекты возводились с запасом прочности, способным выдержать самое экстремальное воздействие. 

Для возведения железобетонных конструкций стартового сооружения было уложено порядка 160 000 кубических метров бетона и смонтирована 31 000 тонн арматуры. Характерной особенностью «старта» является высокая плотность армирования. Для огневого кольца был разработан усиленный армокаркас  с изогнутой арматурой.

Многие технологически сложные виды работ проводились в экстремальных погодных условиях, что требовало применения особых технологий. Так, чтобы соблюсти технологию твердения бетона при бетонировании стартового сооружения, создавались "тепляки", где с помощью тепловых пушек и электропрогрева поддерживалась необходимая температура. Из-за морозов техника порой выходила из строя, но люди трудились, не покладая рук.

 

Технический комплекс 

Основные сооружения комплекса: монтажно-испытательные корпуса ракеты-носителя и космического аппарата (МИК РН и КА), заправочно-нейтрализационная станция и трансбордерная галерея построены с применением самых современных технологий. Создана вся необходимая инженерная инфраструктура и пожарное депо.

Монтажно-испытательные корпуса - современные промышленные цеха, общей площадью свыше 39 000 кв. метров. В залах сборки и испытаний обеспечен особый микроклимат - температура 18-25 С, влажность 80%. Такие условия обеспечиваются современными системами теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования.  Только в вентустановках сборочной части, площадью 9 000 кв. метров, объем обрабатываемого воздуха составляет более 1 млн. кубометров в час.

В  специальных помещениях технического комплекса на площади в 45 000 кв. метров  использовано специальное покрытие полов. Современные кондуктивные (токопроводящие) антистатические полы защищают высокочувствительную электронную аппаратуру от воздействия электростатической энергии. К полам предъявляются особые требования — они должны выдержать вес ракеты-носителя. Для этого на глубину до 8 метров установлены 360 буронабивных свай — каждая пара испытывает нагрузку в 40 тонн.

Инженерные коммуникации и специализированные системы проложены в технологических каналах, общей протяженностью 3,5 км.

В сооружениях технического комплекса установлено порядка 20 единиц грузоподъемного оборудования. В том числе 100 тонные мостовые краны, смонтированные  на высоте 20 метров, используемые при выгрузке и сборке ракеты-носителя.  

Комплекс средств измерений, сбора и обработки информации (КСИСО)  включает в себя унифицированный технологический модуль, 18 пилонов, на которых размещаются средства измерения, сбора и обработки информации, 85-метровая юстировочная вышка и убежище.

Объекты космодрома Восточный обеспечены инженерными коммуникациями. Сети теплоснабжения, водоснабжения, электричества, вентиляции, канализации доступны для использования конечными потребителями. Созданный на Восточном энергокомплекс способен обеспечить электричеством полумиллионный промышленный город.

 

Вторая очередь

Сегодня уже начато строительство второй очереди космодрома, по плану оно должно завершиться в 2021 году. Параллельно развивается пространство вокруг космодрома — создается кластер научной, производственной, жилой и туристической инфраструктуры. Сейчас усиленно ведется стройка наукограда Циолковский — уже построены и заселены несколько многоэтажек, но самая активная стадия развития инфраструктуры начнется после 31 октября.

На следующий год с новейшего и единственного в России космодрома гражданского назначения запланированы сразу два запуска. Глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил, что в 2017 году на орбиту выведут два спутника серии «Канопус» и аппарат «Метеор», а с 2018 года фактически включится конвейер: по плану с Восточного должно осуществляться шесть-восемь, а в перспективе до десяти пусков в год.