Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Волочаевский день

В День России в окрестностях сопки Июнь-Корань, что в селе Волочаевка Еврейской автономной области, прошел межрегиональный военно-исторический фестиваль «Дальневосточный форпост – 2022».

Фестиваль собрал любителей исторических реконструкций из многих дальневосточных регионов, а благодаря участникам из Казахстана он вправе именоваться международным. Организаторы устроили гостям путешествие в широком диапазоне времён – от Средневековья до Афганской войны. Корреспондент EastRussia погрузился в историю вместе с семьёй.

Волочаевский день
Фото: Алексей Елаш

Исторические реконструкции нередки в Волочаевке, ведь именно здесь 100 лет назад произошла решающая битва Гражданской войны на Дальнем Востоке, и ребята из военно-исторической организации «Амурский рубеж» уже не раз реконструировали у подножия Июнь-Корань Волочаевскую битву. Но последние два года из-за ковидных ограничений мероприятия пришлось проводить в Хабаровске, и лишь в феврале удалось вернуться в «историческое место». И то - с оговорками: в Хабаровском крае масочный режим отменили накануне, а в соседней ЕАО, что начинается буквально за амурским мостом (то есть, по сути, сразу за городской чертой Хабаровска) еще нет.

- Возьмите маску и наденьте, пожалуйста, - устало повторяли волонтеры.
- Так ведь отменили масочный режим! - недоуменно вопрошали зрители.
- Это у вас, а у нас - нет, здесь ведь другой регион, - пытались настаивать организаторы.

Зрителей, кстати, по заверениям устроителей, собралось больше десяти тысяч, для Дальнего Востока цифра немаленькая, особенно с учетом того, что до места события и гости, и участники действа добирались кто на машине, кто электричкой, кто автобусом - от Хабаровска до Волочаевки около 50 километров. И, судя по многочисленным фотографиям в соцсетях, никто не пожалел.



Нынешний «Форпост» предложил несколько тематических зон и реконструкций – «Гражданская война на Дальнем Востоке», «Война в Афганистане», лагерь «Средневековье», лагерь императорской армии Японии и лагеря немецких и советских войск (Вторая мировая война).


Часовой на входе в немецкий лагерь

Чтобы увязать все локации в единый маршрут для зрителей, всем желающим предлагалось пройти квест, состоящий из 14-ти разных заданий, от выполнения поручения штаба Абвера (посчитать количество палаток в лагере советских войск) до поиска мин настоящим металлоискателем на локации «Война в Афганистане».


Поиск мин на локации "Война в Афганистане"

И если для родителей некоторые задания и предметы вызывали приступ ностальгии:
- О, смотри, печатная машинка! Помню такую!

То у их детей это, скорее, вызывало некоторую оторопь:
- А как ей пользоваться? 


Скорость печати минимальная. И одним пальцем

Впрочем, организаторы фестиваля не устают повторять, что для этого, собственно, все и задумывалось: погрузить в атмосферу, показать, дать попробовать, связь поколений.

Играют, устроители, кстати, всерьез: амуниция и ее детали обсуждаются неделями - как до, так и после фестиваля, аутентичность - наше все. Готовиться непосредственно на месте - строить укрепления, рыть окопы - начали за две недели до фестиваля, привезли целый бронетранспортер, а возле Волочаевской сопки дорогу отсыпали, чего и в селе-то не происходит.  Впрочем, есть этому объяснение: фестиваль проводится на средства фонда президентских грантов, иначе самим такие расходы не потянуть. Вовлеченности у реконструкторов не отнять: летят, едут за свои кровные, чтобы сначала несколько дней лагерь строить, а потом булавой перед зрителями размахивать.

- Сахалин, давай, мочи!
- Вла-ди-восток! Вла-ди-восток!

Это в лагере «Средневековье» проходит битва команд. В деревянном загоне несколько человек, облаченных в рыцарские или более легкие доспехи дубасят друг друга топорами, булавами и чем-то еще, судя по внешнему виду, тяжелым. Бьют в полную силу, чем вызывают у зрителей и недоумение, и жалость одновременно.

— Это еще спорный вопрос, какая война безжалостнее, - сетует женщина, покидая с детьми площадку.
— Хорошо, что мы не в Средневековье живем и воюем, - резюмирует мужчина, морщась, глядя как на реконструктора обрушивается очередной удар.

Проходим мимо рабочей зоны лагеря, где участникам битвы обрабатывают раны. Погружение в реальность и вправду проходит без компромиссов.


Представитель Средневековья из Магадана

В «Средневековье», к счастью, ощущать силу рапиры не довелось, задание заключалось в том, чтобы просто примерить доспехи и в них сфотографироваться. Зато на других локациях пришлось и штыком поработать, и письмо-«треугольник» сделать, и форму участника Волочаевской битвы собирать.




Но больше всего нам - да и не только нам - понравилось под гармошку петь песни военных лет: тут вам и «У высоких берегов Амура» и «На поле танки грохотали». 


"На поле танки грохотааааа-аали!"

Вознаграждение - три деревянных рубля, за которые можно было пострелять в лазертаг или пейнтбольном тире, или сфотографироваться на «полароид XIX» века. Мы выбрали последнее, уж больно интересным показался нам процесс. Фотограф нам, конечно, попытался все объяснить (процесс фотографирования занимает 20 минут!), но специфических терминов было немало, поэтому перевожу на простой человеческий язык: стеклянная пластина обрабатывается специальным составом, похожим на лак, потом она вставляется в фотоаппарат (тот самый, где фотограф накрывается черной тканью), и фотографируемый должен секунд десять сидеть, не шевелясь (у фотографического аппарата в это время делается большая выдержка). Затем полученное изображение закрепляется серебром и получается фотография, которая не выцветет и не поблекнет - ее можно только разбить.


"Полароид" XIX века

Еще одним «бонусом» стало посещение музея Волочаевской битвы, который после десятилетий забвения наконец-то открыли.


Музей на вершине сопки Июнь-Корань

Он был построен буквально через несколько лет после сражения и был той самой «точкой притяжения», о которых так любят сегодня говорить - в его стенах принимали в пионеры, здесь приносили присягу, тут финишировали лыжные забеги и сюда приезжали на экскурсионных поездах «Красная гвоздика» и «Волочаевские дни». Потом случились 90-е, окна заколотили, а экспонаты увезли в Гродековский музей в Хабаровск.

О его восстановлении говорили много, лет десять назад построили часовню и только в этом году открыли музей. В ходе реконструкции сразу предупреждали: места мало, музей будет не «вещевой», а современный - интерактивный. Хотя, как по мне, пара ЖК-мониторов — это не интерактив. Но это лучше, чем ничего. Хотя, конечно, ожидал увидеть что-то на вершине сопки Июнь-Корань вокруг самого музея, места там достаточно.


Музей Волочаевской битвы

Собственно, вокруг Волочаевской сопки также можно устроить туристическое место: в формате тура выходного дня привозить группы, делить их на «красных» и «белых», устраивать реконструкцию с дегустацией партизанской каши в финале, фотозонами и караоке-баттлами с тематическими песнями.

Почему нет? Десять тысяч человек же приехали к Волочаевской сопке.

30 июня: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика