Поделиться
Вспахивая креативную целину: творческая экономика Дальнего Востока идёт в рост
Поделиться

Президент России Владимир Путин подписал закон о развитии креативных (творческих) индустрий в России, соответствующий документ размещен на сайте официального опубликования правовых актов. В каком состоянии находится креативная индустрия Дальнего Востока, что ей мешает и какая поддержка нужна, чтобы использовать весь свой потенциал? Об этом рассказал EastRussia директор Восточного центра государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») Михаил Кузнецов.

Михаил Кузнецов, фото: пресс-служба ФАНУ «Востокгосплан»
— Что сейчас представляет собой креативная индустрия, креативная экономика Дальнего Востока в плане создаваемой продукции, денежных потоков, занятости?

— Эксперты «Востокгосплана» подсчитали, что в креативной экономике ДФО на данный момент 15,3 тысячи субъектов предпринимательства, если говорить языком отчётов. Примерно половина — это ИП, остальное — небольшие предприятия (до 10 сотрудников). То есть речь идет о нескольких десятках тысяч человек, занятых в секторе. Сегодня в России группировка видов креативной экономической деятельности (по ОКВЭД-2) включает 13 индустрий, практически все они представлены и на Дальнем Востоке.

В целом нынешний вклад креативщиков в экономику макрорегиона я оцениваю пока как скромный, но с огромным потенциалом. По нашим расчетам, около 50 млрд рублей выручки дали креативные индустрии ДФО в 2023 году. Это совсем не много. Можно сказать даже, что мало, но дело в том, что креативные направления помогают увеличивать добавленную стоимость в других секторах. Например, в туризме можно создать удобные системы навигации для прибывших в регион, наладить выпуск мерча, сувениров, - всего, что связано с брендом территории. Это порой способно удвоить ценник пребывания для туриста. Не то что мы прямо заставляем гостя больше тратить, нет, он просто получает возможность выбора.

Я сам активный турист, который любит покупать что-то произведенное на территории, и мне не всегда есть что привезти с Дальнего Востока.

По моим оценкам, благодаря креативным индустриям только в туризме мы можем дополнительно зарабатывать 150 миллиардов рублей в год — в масштабах всего Дальнего Востока. Это конкретные идеи по увеличению туристического потока, по созданию таргетированной сувенирной продукции, по созданию новых арт-объектов, которые станут точками притяжения.

 изображение:Востокгосплан

— Что же мешает креативной индустрии Дальнего Востока расти «как на дрожжах»?

— Прежде всего — это низкая плотность населения, потому что креативность чаще развивается в других масштабах. Второе — недостаток инфраструктуры. Были случаи, когда уже проявившие себя ребята выпрашивали у властей помещение под арт-центр, а чиновники: «А что с этого будет? А как будет окупаться?».

Вся креативная история - сугубо рыночная, она не любит госконтроль. Конечно, надо выбирать правильные формы. Учитывать плотность творческого сообщества, определять места под арт-пространства, потому что зима длинная и суровая.

Кроме того, нужен, наверное, активный лоббист на рынке. Как раз государство и могло бы быть таким лоббистом, частично, не полностью.

И ещё очень важны навыки работы с внешним рынком: трансграничные возможности у большинства представителей креативной индустрии очень слабенькие, не получается у них торговать за рубежом, хотя это люди высокообразованные, знают английский язык, некоторые и китайский, японский.

А ведь под боком такой огромный китайский рынок! Востокгосплан проводил исследование, посвящённое арт-индустрии на Дальнем Востоке, мы беседовали с очень многими нашими мастерами и представителями арт-бизнеса. В том числе – с коллекционером, директором музея русского искусства в КНР Лю Минсю. Так вот, у него тысячи картин русских художников! Тысячи!

— Но где, скажем, креатив и где необходимость стать субъектом внешнеэкономической деятельности? Кто из творческих людей осилит все эти процедуры, чтобы стать экспортёром?

— Нужны посредники, конечно. Продюсирование. То есть, не они сами — творцы и художники — должны этим заниматься, должны быть квалифицированные посредники. Те, кто имеет все разрешения, сертификаты, связи и т.п.

— Это модное слово «кластер». На прошедшем недавно в Хабаровске креативном форуме много говорилось о необходимости создания «креативных кластеров». Что, никуда без кластера?

— Это хороший экономический термин, он означает выращивание разветвлённой индустрии. Это совершенно оправдавшая себя зарубежная практика, когда формируется система компаний, которые друг друга знают, поддерживают, обеспечивают специализированным оборудованием, сырьём, материалами и работают вместе, создавая таким образом большую стоимость.

Есть классические работы известного экономиста Майкла Портера, они мне очень нравятся — о конкуренции, в которых он рассказывает, как вырастала итальянская промышленность производства стройматериалов, плитки.

Там не было никаких предпосылок, ничего, кроме желания делать плитку, как у древних римлян. И семь семей, которые соперничали друг с другом, кто круче, кто богаче и у кого лучше продукт. Они заказывают оборудование, каждый раз все более продуктивное у других фирм, у других семей. Находят какую-то там белую глину, вообще в других местах, не в Италии даже, и завоевывают мировые рынки.

Вот вам, пожалуйста. То есть ноль предпосылок, а результат — покорение мира.

— Но это, получается, конкуренция? Где тут кластер?

— Там основа конкуренции — именно кластер: семь семей, производители уникального оборудования, цепочка создания стоимости и дистрибуции... Кластер в чистом виде.

— Бытует такая гипотеза, что уже сейчас, когда только складывается так называемый каркас креативной экономики Дальнего Востока, нужно внедрить эдакую специализацию регионов, диверсифицировать их креативные начинания. Что Вы по этому поводу думаете?

— Я думаю, что всё естественным образом к этому и придёт. В качестве примера: в Хабаровске у нас уже есть основа мультипликационной сферы, создается школа, возникает движение вокруг, в Якутске отличный IT-сектор и киноиндустрия, в Приморье – мода и тоже IT-сектор неплохой и это здорово, вот у нас два таких центра.

А вот в Забайкалье говорят: «Мы хотим войти в приоритетные сектора, мы тоже хотим стать IT-центром!». А с чего стартовать? Там нужно вложить огромные средства и силы, чтобы что-то получилось в IT. Может и не надо? А надо, может, выбрать туризм и креативный сектор, связанный с туристической отраслью? Подключить народные промыслы, обращение к традициям и так далее? Забайкалье и соседняя Бурятия – регионы, где развита арт-сфера, они дали миру таких мастеров, как Даши Намдаков и Зорикто Доржиев.

— Какие ключевые рекомендации Вы бы дали в плане поддержки развития креативных индустрий на Дальнем Востоке?

— Первое - конечно, развитие и поддержка креативных пространств. Это не обязательно должен быть дорогой девелопмент. Во всем мире задействуют ревитализацию старых промышленных объектов, например.

Второе — это поддержка событийных историй. Сейчас их мало. Нужны выставки, фестивали, нужна поддержка галерейной деятельности.

Далее — обучение кадров. Не надо с нуля что-то создавать, надо креативные школы искать. Обучение стандартное и обучение креативных людей - разные вещи. Ты либо учишься изображать яблоко, либо учишься изображать идею яблока, вкус яблока. Это же совершенно разный подход к мироощущению, к созданию чего-то нового.

Нужно в части подготовки кадров не забывать про продюсерскую функцию. Чтобы был продюсер, который думает о рынке, о масштабировании. Может быть, аккуратный госзаказ. Сейчас развивается очень интересная дискуссия, нужен ли госзаказ в искусстве, потому что он может испортить художников, закормить грантами или что-то навязать, какую-то нетворческую точку зрения. Опыт Советского Союза в этом плане накоплен обширный и он очень противоречив. Есть такой риск, поэтому здесь надо очень осторожно подходить, и я бы рассматривал госзаказ, как временную необходимость.

И ещё важный механизм, которому необходимо уделить внимание — защита авторского права и обучение защите авторских прав, потому что в этой сфере всё очень непросто. Единицы знают, как запатентовать продукт своего творчества, образец, софт. В массе творцы совершенно не думают об этом.

И нужна поддержка продюсирования, масштабирования продуктов, какие-то специальные формы экспортной поддержки, консультирования.

В целом тут ещё много вопросов, мы находимся в процессе созидания, поэтому некоторые аспекты раскрываются, как говорится, по ходу дела.


беседовал Алексей Збарский Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Я такого натворить могу! Питчинг творческих проектов прошёл в Хабаровске

В Хабаровске завершился первый форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке». В нем приняли участие более трех тысяч участников со всех уголков ДФО, а также ведущие эксперты из российской столицы. Форум объединил и познакомил представителей киноиндустрии и анимации, урбанистики, медиа, дизайна и моды.

Читать полностью
Поделиться
Арктика как точка притяжения талантов

В преддверии Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» им. А. Н. Чилингарова (9-10 декабря. Санкт-Петербург.) Мария Груздева –член Совета АСПОЛ, фотограф и художник – о том, как просвещение и креативные индустрии формируют интерес к Арктике и открывают новые перспективы для молодёжи.

Читать полностью
Поделиться
«Раньше у нас ковры висели на стене, теперь мы с ними гуляем»

Сумки из ковров придумала шить жительница Владивостока и это стало трендом! Продукцию бренда «Многоточие» всего за два года полюбили не только жители Дальнего Востока, но и столицы – встретить необычные сумочки можно в магазине на «Патриках». Создательница ноу-хау – Екатерина Кошпаренко, медик по образованию. Много лет она работала провизором в аптеке, но в душе всегда мечтала создавать модные аксессуары для женщин. И в какой-то момент Екатерина рискнула — ушла со стабильной работы и открыла свое дело. Тут-то и пришло понимание, что после каждой точки, которую мы ставим в своей жизни, открывается новая история, поэтому и свой бренд назвала «Многоточие». Екатерина рассказала EastRussia как пришла идея делать сумки из ковров и в чем секрет популярности этой идеи.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточная анимация — не просто «мультики»

Хабаровский край не только родина китов и самолётов, но и кузница талантливых аниматоров. Здесь уже третий год подряд проводится единственный в ДФО фестиваль анимационного кино «Анимур», на который свои работы присылают студии со всего мира. При этом анимация считается одним из самых трудоёмких видов креативных индустрий, ведь для того, чтобы оживить одного персонажа нужно много людей. Почему этот вид киноискусства популярен в регионе, как он развивается и станет ли «Анимур» одной из точек притяжения событийного туризма — выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
«На одной мотивации тяжело тянуться» — откровения начинающего разработчика игр

Андрей Насонкин, выпускник ДВФУ, работает в своей alma mater ассистентом преподавателя, преподаёт программирование и разработку игр на Unity (Unity — кроссплатформенная среда разработки компьютерных игр – прим ред.), а в свободное время занимается созданием игр вместе со своей командой. В интервью EastRussia рассказал, о начале своего пути в геймдеве (GameDev, от английского games development — «разработка игр» — процесс создания игры: от разработки и дизайна до выпуска на рынок).

Читать полностью
Поделиться
ИИ & человек: как технологии помогают сфере инноваций

Развитие креативных индустрий и использование новых технологий для создания кросс-индустриальных проектов обсудили на профильной сессии ВЭФ-2024

Читать полностью
Поделиться
Креативная экономика сама себя не построит?

Поддержать, но не зарегулировать — развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке обсудили на ВЭФ-2024. Профильная сессия получила название «Креативный каркас – 2030».

Читать полностью
Поделиться
Вспахивая креативную целину: творческая экономика Дальнего Востока идёт в рост

Читать полностью
Поделиться
Я такого натворить могу! Питчинг творческих проектов прошёл в Хабаровске

В Хабаровске завершился первый форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке». В нем приняли участие более трех тысяч участников со всех уголков ДФО, а также ведущие эксперты из российской столицы. Форум объединил и познакомил представителей киноиндустрии и анимации, урбанистики, медиа, дизайна и моды.

Читать полностью
Поделиться
Якутия и провинции Китая: новые точки роста межрегионального сотрудничества

На фоне стремительного укрепления российско-китайских отношений именно межрегиональный формат становится ключевым драйвером сотрудничества. Республика Саха (Якутия) и провинции КНР формируют плотную сеть экономических, инфраструктурных и гуманитарных связей, которые постепенно выходят за пределы традиционной торговли сырьём и превращаются в устойчивую систему кооперации.

Географическая близость, взаимодополняемость экономик и гибкие механизмы взаимодействия создают основу для развития индустриальных проектов, логистических маршрутов, инновационных решений и культурных инициатив. Эти темы стали центральными на сессии VI Северного форума по устойчивому развитию «Якутия и провинции Китая: точки роста экономического сотрудничества», где участники обсудили перспективы межрегионального партнёрства.

Читать полностью
Поделиться
Национальная система ценовых индикаторов: взгляд изнутри

Эксперт East Russia Юлия Беликова – участник закрытых совещаний Центробанка и основатель цифровой платформы Fishplace − делится мнением о том, как новый закон «Об администраторах финансовых и товарных индикаторов», задающий правила работы с национальными ценовыми ориентирами, меняет правила игры для бизнеса и государства.

Читать полностью
Поделиться
Острову нужна инфраструктура

Появление инфраструктуры на острове Большой Уссурийский в Хабаровске позволит активно развивать эту территорию и реализовывать различные проекты на российской и китайской сторонах. Какие объекты необходимы  для того, чтобы  остров стал востребованным логистическим звеном между Хабаровском и сопредельным китайским городом Фуюань, обсудили участники сессии «Остров возможностей: новый этап развития Большого Уссурийского», прошедшей в рамках Восточного экономического форума.

Читать полностью
Поделиться
Мы – можем!

За прошедшие десять лет Восточный экономический форум стал ключевым инструментом комплексной трансформации Дальнего Востока. С участием государства в регионах ДФО реализуется около трех тыс. инвестиционных проектов, совокупный объем заявленных инвестиций превышает десять трлн рублей, половина из которых уже вложена, запущено порядка одной тыс. новых предприятий. Однако важнее становится качество жизни дальневосточников. О последнем десятилетии, ставшем поворотными для макрорегиона, рассуждает журналист, востоковед Сергей Агафонов.

Читать полностью
Поделиться
Макрополитический успех ВЭФ

В 2025 году Восточный экономический форум пройдет в десятый раз, участие в нем примут представители 70 стран и территорий. Почему проведение ВЭФ в условиях санкций и давления – стопроцентный успех, рассказал руководитель приморской лаборатории ИЭИ ДВО Российской академии наук, экономист Максим Кривелевич.

Читать полностью
Поделиться
Цыденов: «Наша главная задача – это народосбережение и народопреумножение»

В Улан-Удэ прошло открытое совещание «Наша Бурятия». В первом его блоке руководители министерств и других государственных ведомств подвели итоги и обсудили актуальные вопросы развития республики. Во второй части представители власти вместе с экспертами, отраслевиками и бизнес-сообществом представили свои идеи и проекты, которые в будущем могут послужить улучшению качества жизни населения и дадут новый импульс экономике региона.

Читать полностью
Поделиться
Международный диктат большинства: зачем нужен БРИКС?

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор социальной сферы ДФО — осень 2024

Чтобы преодолеть негативных социальные и демографические тенденции на Дальнем Востоке предпринимается расширение и продление действующих мер поддержки. В округе существуют масштабные планы по развитию системы образования, в том числе высшего и среднего специального, тем не менее, реализация части проектов сталкивается с увеличением сроков и проблемой выбора концессионера.

Читать полностью
Поделиться
Креативная экономика сама себя не построит?

Поддержать, но не зарегулировать — развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке обсудили на ВЭФ-2024. Профильная сессия получила название «Креативный каркас – 2030».

Читать полностью
Поделиться
«Дальний Восток нуждается в собственной производственной строительной базе»

Дальний Восток уже несколько лет является лидером в России по темпам развития строительной отрасли. Однако показатели в сфере могли быть еще выше, если не ряд проблем. Об основных факторах, сдерживающих развитие отрасли, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.

Читать полностью
Больше материалов