Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Забайкальские дороги: нацпроект – по расписанию

В ближайшие годы первым делом будут ремонтировать дорожную сеть местного и регионального значения

Забайкальские дороги: нацпроект – по расписанию
Фото: Shutterstock.com
В ближайшее время самым частым дорожным знаком в Забайкалье может стать красный треугольник и человек с лопатой внутри него – «ремонтные работы». В регионе намерены привести в «нормативное состояние» – то есть в божеский вид – большинство городских улиц и трасс между населенными пунктами. Такая работа – часть национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», и для Забайкальского края в нем предусмотрены солидные средства. Свой вклад в строительство, ремонт и модернизацию дорог внесет и краевой бюджет. Работы, конечно, немало: общая протяженность автодорог общего пользования в Забайкальском крае – свыше 21,6 тыс. км, более 7 тыс. км из них – региональные и межмуниципальные, они же – самые «убитые» и нуждающиеся в восстановлении. Добавили проблем и стихийные бедствия: паводки 2018 г. и пожары 2019-го, ликвидация последствий которых почти досуха вычерпала резервный фонд и потребовала многомиллионных дотаций из Центра на строительство новых мостов взамен сгоревших или снесенных водой, перекладку дорожного полотна и т.д.

Однако борьба с последствиями стихии – лишь часть планов. «Война войной, а нацпроект – по расписанию». На ремонт дорог по региональному проекту «Дорожная сеть» в течение 2019-2024 гг. Забайкалью уже выделено около 21,5 млрд рублей. Будут также обновлять городские улицы и магистрали, строить мосты и развязки, водоотводы и эстакады, выравнивать проезжую часть и наносить разметку. В одной только Чите ремонт затронет 17 объектов – естественно, по графику, а не все одновременно, чтобы не усугубить и без того надоевшие жителям пробки. Уже к концу этого года, по сообщениям представителей краевых властей, планируется отремонтировать около 90 км дорог регионального и межмуниципального значения, в пределах Читы – 29 км. До 2024 г. – в норму приведут 1078 км дорог во всем Забайкалье и 60 км – в его столичной агломерации. Как пояснил врио губернатора Александр Осипов, уже в этом году край получит 6,5 млрд рублей на то, чтобы провести необходимые дорожные работы на 150 км больших и малых трасс. Также, добавил глава региона, будут установлены пункты автоматического весового контроля на участках Нерчинск-Шоноктуй и Баляга –Ярмаровка. Иначе большегрузные автомобили, которые идут по трассам с большой интенсивностью, за короткий срок могут свести все усилия дорожников на нет.

Состояние автодорог – больной вопрос для всей страны с ее огромными расстояниями, суровым климатом, обилием большегрузных фур, дефицитом хорошей дорожной техники и далеко не богатыми местными бюджетами. В конце июня проблемы качества и безопасности дорог обсуждал Государственный совет Российской Федерации под председательством президента страны. Согласно решениям, которые Госсовет принял и которые получили свое развитие в поручениях президента и документах правительства, главное внимание будет сейчас уделено развитию именно региональной и муниципальной дорожной сети, а также улиц в крупных городских агломерациях. Это важно и для людей, и для экономики в целом. "Всем понятно, что дорога – это хорошо, а бездорожье – это плохо, но не всем понятно, к сожалению, что наличие дорог для нашей страны, хорошего качества дорог, имеет чрезвычайно важное и особое значение с учетом огромности нашей территории. Связанность территорий субъектов, муниципалитетов между собой чрезвычайно важна для экономики и для социального самочувствия граждан", – сказал в своем выступлении на Госсовете президент России Владимир Путин. По данным, которые привел глава государства, федеральные трассы в стране стали за последние 9 лет существенно лучше, 83% из них полностью соответствуют нормативам. А хороших дорог регионального значения в стране – меньше половины от общего количества. Президент считает, что результаты работы прямо зависят от активности регионов: каждый из них в ближайшее время должен разработать и принять «соответствующую программу, не декларативную, а реалистичную», причем рассчитанную на долгий период – не менее чем до 2024 года. Это позволит заранее приобретать дорогую технику, резервировать стройматериалы, готовить специалистов, развивать механизмы государственно-частного партнерства, делать не исключением, а правилом «контракты жизненного цикла» при строительстве и обслуживании дорог.

Судя по материалам, которые подготовила рабочая группа Госсовета, Забайкалье по качеству своих дорог и по уровню безопасности на них – пока в конце общефедерального рейтинга. Между тем, перефразируя фразу известного литературного персонажа, дороги для этого региона – не роскошь, а средство выживания. Транспортная доступность (вернее, недоступность) – главное препятствие для многих инвесторов, которые проявляют к Забайкалью интерес, но быстро его теряют, подсчитав расходы на логистику. Даже несмотря на это, по уровню инвестиционной активности край находится в Дальневосточном округе на крепких средних позициях – по оценкам экспертов, на пятом месте, опережая не самые крупные регионы и Бурятию. В общероссийском рейтинге по показателям инвестиций на душу населения Забайкалье занимает 37 место по итогам 2017 г., и это очень неплохо. После окончательного ввода в строй таких крупных проектов, как Быстринский ГОК и металлургический комбинат на Удоканском медном месторождении, а также создание центра атомной промышленности в Краснокаменске, край имеет все шансы подняться в этом списке на более высокую позицию. Реконструкция дорожной сети придаст ему дополнительный импульс к развитию.



У региона выгодное географическое положение: он расположен на пути в Монголию и Китай, с которыми граничит, через его территорию идет БАМ и федеральные автотрассы. На повышение транспортной доступности Забайкалья направлены программы развития авиаперевозок и модернизация железных дорог – не только БАМа, который значим в основном для северных регионов края, но и ЗабЖД, чей грузооборот сейчас постепенно растет. Но автодорожное хозяйство в любом случае остается приоритетом – без него нормальная жизнь Забайкалья просто невозможна.

В нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» очерчены планы для всей страны: через 5 лет до 80% государственных контрактов в сфере дорожного строительства должны предусматривать использование новых и наилучших технологий и материалов. До 70% от общего числа контрактов будут осуществляться по принципу жизненного цикла дороги – от ее проектирования и на все время существования. Пока в среднем по стране показатели в разы ниже. Забайкалье такие цели ставит перед собой уже сейчас. Именно поэтому, поясняют представители краевых властей, в дорожном хозяйстве стали применяться новые методы планирования, а на строительство и технику не жалеют средств, зато требуют от этих вложений достойную отдачу. Так, по словам начальника отдела дорожного хозяйства минтерразвития Забайкалья Сергея Кривощёкова, для ремонта дорог в Чите использовалась уникальная высокопроизводительная техника, какой в мире – всего 7 экземпляров. Работы координируют с планами коммунальщиков, чтобы не пришлось через несколько лет заново вскрывать полотно для ремонта устаревших коммуникаций. Огромную сумму – более 560 млн рублей – вложили в строительство 10-километрового участка автодороги Могойтуй-Сретенск-Олочи в Могойтуйском районе. Но эти расходы себя окупят: дорога имеет стратегически важное значение для всей экономики края, будет способствовать оживлению транспортных потоков и приграничного сотрудничества.

После паводков 2018 года в негодность пришли 182 км региональных дорог и свыше 30 мостов. Большинство уже восстановлены: на 2020 г. остался только автомобильный мост на севере Читы. Еще полтора миллиарда правительство России выделило для ремонта других региональных дорог в Забайкалье, городских улиц и аварийного моста в поселке Дарасун Карымского района – мост потребовал 205-миллионных вложений. Но он позволит наладить нормальное движение по федеральной автодороге А-350 Чита-Забайкальск-граница с КНР. В рамках нацпроекта «БКАД» отремонтируют трассу «Мангут-Кыра» протяженностью 68 км – это единственная дорога, которая связывает с Читой более 15 населенных пунктов Кыринского района. Модернизация ждет и региональную трассу Моготуй-Сретенск-Олочи, по которой движение идет интенсивное, но трудное и небезопасное, а альтернативы – нет. Самым же первым контрактом в рамках нацпроекта стал ремонт участка дороги Дарасун-госграница с Монголией, ведущей к национальному парку Алханай. За год его посещают почти 30 тысяч туристов из Европы и КНР. Алханай важен для края и как духовный центр – это одно из пяти священных мест северного буддизма, куда постоянно стремятся паломники.

В настоящее время проводятся торги, для ремонта и реконструкции работ выбирают подрядчиков. Надежных, а не просто «дешевых». Неслучайно в ходе Госсовета не раз поднимали вопрос о критериях такого отбора и антидемпинговых мерах, о высоких требованиях к качеству работ и оптимизации процедуры тендеров. Как пояснил и.о. министра территориального развития Забайкалья Константин Суздальницкий, компании должны обладать собственной техникой и ресурсами, доказать свой профессионализм. На некоторые контракты уже получили право опытные подрядчики из других субъектов РФ, качество работы которых забайкальцы смогут оценить в самом ближайшем будущем. И, уверены краевые власти, результат людей не разочарует.