В августе 2022 команда из восьми человек на надувном катамаране прошла от берегов Якутии через море Лаптевых и Восточно-Сибирское море к отдаленному острову Беннетта, чтобы привлечь внимание к проблеме таяния ледников в Северно-Ледовитом океане.
…Белый медведь огромных размеров недоуменно смотрел на непонятные то ли лодки, то ли корабли и прибывших на них людей. Такого он еще в здешних местах не видал…
Примерно так могли бы описывать свое прибытие на остров Беннетта участники экспедиции на архипелаг Де-Лонга, которая прошла в августе под эгидой Русского географического общества и была приурочена к 100-летию ЯАССР. На такой пафос «экспедиционеры» имеют полное право – так далеко сюда редко, кто забирается, тем более, на катамаранах.
Я звоню идейному вдохновителю и руководителю экспедиции Николаю Находкину и уже заранее ему завидую – ведь он с товарищами, по сути, посетил ту самую землю Санникова, о которой лично я могу судить лишь по одноименному фильму (снятому, кстати, в том числе, в долине гейзеров на Камчатке, где мне удалось побывать). Я, правда, тоже «ходил» в этих широтах и также на надувном плавсредстве (джипы экспедиции «От Тихого до Ледовитого» в 2010 году, поставленные на надувные «бананы»), поэтому немного представлял себе, что такое 850 километров пути по морю до острова Беннетта. Это лишь кажется сравнительно небольшим расстоянием, но уж точно не по Ледовитому океану — это огромный и рискованный путь.
На старте в Нижнеянске
Справка: катамаран выполнен из ПВХ, достаточно легко перевозится, собирается и ремонтируется. Гондолы катамаранов имеют длину 13 метров, диаметр один метр. Конструкция позволяет перевозить несколько тонн груза.
- Рисковали мы, конечно, здорово, - начинает свой рассказ Николай Находкин, - На «дутышах», в Северно-Ледовитом океане, где льды – казалось бы, полное безумие. Но именно этим мы и хотели показать, что все течет и все меняется: нет больше таких льдов, сокращается их площадь, и теперь можно проскочить в тех местах на катамаране. Но это не бравада. Это глобальный процесс, требующий тщательного изучения.
Про «рисковали» - не пустые слова, но все же Николай, думаю, несколько лукавит – долгое время он был главным спасателем Якутии, а сейчас возглавляет региональное отделение Российского союза спасателей. Одним словом, про риски знает не понаслышке и наверняка умеет их просчитывать. Да и готовились загодя: еще в 2020 году дошли до острова Большой Ляховский – это примерно середина нынешнего маршрута – и оставили там запасы топлива: за один раз необходимое количество бензина было не увезти.
Команда экспедиции на о. Малый Ляховский
Планировали пройти намеченный маршрут на следующий – 2021 год, но вмешались лесные пожары, а большая часть команды – действующие спасатели. Одним словом, было не до экспедиции. В этом году решили идти, несмотря ни на что.
- А даже хорошо, что так получилось, - размышляет Николай, - в этом году 100-летие образования республики Якутия, мы в ознаменование этого установили традиционное якутское жилище – балаган. Теперь там можно будет переждать непогоду, укрыться.
Маршрут катамарана «Кочевник» пролегал от Нижнеянска (это дельта реки Яна, северная оконечность Якутии) через Новосибирские острова: сначала шли вдоль береговой линии, затем строго на север в океан. Причем, участники экспедиции несколько дней «ждали у моря погоды» в Нижнеянске, но начавшийся шторм все время сдвигал срок старта экспедиции, пока в оперативном штабе экспедиции не подсказали про «глаз циклона», который постепенно смещался на Север.
- Это когда ты находишься в эпицентре циклона, вокруг все бушует, но как раз у тебя все хорошо. И ты перемещаешься как бы вместе с циклоном, - вспоминает Николай Находкин. – Так и шли, как у «Христа за пазухой». Хотя, конечно, страшновато было.
Маршрут экспедиции
Балаган, как противовес Арктической доктрине США
Тут Николай вспоминает пресловутых американцев, которые согласно своей Арктической доктрине, подписанной еще Бушем-младшим, все неосвоенные земли в Арктике считают ничейными и, мол, некоторые сенаторы до сих пор спорят по поводу принадлежности архипелага Де-Лонга. Короче, будем считать, что балаган поставил точку в абстрактном территориальном споре. К тому же, американцы сюда все равно уже давным-давно не захаживают. Здесь в принципе редко кто появляется. Балаган, кстати, на каменистом берегу Беннетты смотрится очень даже по-якутски.
Строительство балагана
Между тем, если верить спутниковым снимкам, где-то в районе Беннетты то и дело вырываются огромные шлейфы дыма – настолько большие, что доходят до берегов Канады и Аляски.
- Подводный вулкан? – размышляет Николай Находкин,- Тогда впору говорить об опасности цунами в Арктике, тем более, если учитывать, что площадь открытой воды в Северно-Ледовитом океане только растет.
В пользу этой теории говорит и случай, произошедший в предпоследний день экспедиции на острове Беннетта – путешественники вытащили свой огромный катамаран на берег и готовили ужин в кают-компании, когда вдруг неожиданно ударила сильная волна. И все – затишье.
- Удар был такой сильный, что газовая плита с содержимым, а еще были открытые банки сгущенки, перелетели через всю кают-компанию, а повреждения катамаран получил такие, что пришлось затем из двух собирать один. Ну, и без ужина остались. Хорошо, что никто кипятком не обварился, - рассказывает Николай.
о. Беннетта
Между нами тает лед
Находкин уверен – в Арктике идут глобальные необратимые процессы, которые необходимо как можно скорее изучать, чтобы понимать, к чему готовиться (и быть к этому готовым!).
- Вы посмотрите на береговую линию арктических районов – там же все поселки, хоть их и немного, находятся в низине. Случись что – их попросту смоет! - тревожится Находкин.
Я сразу вспомнил про цунами 1952 года, когда буквально смыло в океан городок Северо-Курильск. Тогда тоже никто не задумывался, но затем поселение перенесли сильно повыше.
Кстати, таянием льдов отчасти объясняется и «непуганность» медведей. Это, скорее, агрессия, вызванная голодом: льды тают, тюленей на них все меньше, а, значит, и пропитание добывать становится труднее (посмотрите видео с белым медведем возле балагана – он же худющий!)
Вообще, целей у экспедиции было несколько: и территорию «застолбить» (для верности помимо балагана еще и сэргэ-коновязь установили, символизирующий, что у земли есть хозяин, и 7-метровый поклонный крест покорителям Арктики с собой привезли), и маршрутом сложным пройти, и доказать, что льдов сильно меньше стало. Назвали это общей формулировкой: «комплексное системное изучение острова Беннетта и прилагающей акватории» - ведь даже гербарий впервые на острове собрали, а в водоемах и на ледниках взяли гидробиологические пробы воды. Все это уже передали в Ботанический институт в Санкт-Петербурге. А еще здесь впервые за много лет были замечены северные олени.
Николай Находкин обращает внимание на то, что их маршрут хоть и уникальный, но они не первопроходцы – тут и экспедиция барона Эдуарда Толля побывала (по льду, правда), и молодой лейтенант Александр Колчак, который искал пропавшего Толля. В 2003 году историко-мемориальная экспедиция Олега Волынкина на тримаране достигла острова Беннетта и установила там православный крест. Они провели уникальную экспедицию – из порта Тикси прошли через остров Столбовой, с западной стороны обогнули остров Котельный. На обратном пути их забрал ледокол «Вайгач». У якутской экспедиции был другой – автономный - маршрут и другие задачи.
- Переход на надувных катамаранах для нас не являлся самоцелью, хотя мы впервые в мире на них достигли островов Большой и Малый Ляховский, пересекли архипелаг Анжу – Земля Бунге, остров Фадеевский, остров Новая Сибирь, - рассказывает Николай. Просто нам нужно было перевезти стройматериалы, а судов с допуском в такие высокие широты в республике нет.
И, конечно же, Николай надеется, что дом, построенный на Беннетта, как научный стационар, станет лишь началом большой исследовательской работы. А про собственные планы пока не говорит - неблагодарное это дело карты заранее «раскрывать». Но, слышу по интонациям в голосе, не собирается Находкин на Беннетте останавливаться, много ведь еще островов в архипелаге…
Алексей Елаш
Врач Любовь Захарова работает в самом холодном месте мира — селе Оймякон на севере Якутии. Молодая женщина уверена: ей повезло, и в родном селе она живет настоящей жизнью.
Молодая врач приехала в село Дельгей в Олекминском районе с населением около 500 человек осенью 2013. Сделала она это добровольно сразу после окончания интернатуры в Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета.
«Я из простой семьи, у нас не было в роду врачей, но мама всегда мечтала стать доктором. Наверное, это сыграло свою роль, и мы с братом-близнецом поступили на медицинское направление», – вспоминает Любовь.
Муж отправился служить в армию, ребенка оставили у родителей супруга в селе Абага в том же районе. Расстояние между двумя населенными пунктами – около 100 км, однако при отсутствии дорог этот отрезок пути становится затруднительным, отмечает Любовь.
Помимо села Дельгей, молодой женщине предстояло вести еще два ближайших села – Дабан (900 жителей) и Иннях (100 человек). В больнице, кроме нее, работает фельдшер.
«Помню, добиралась очень долго. Сначала на "ракете", потом на катере. Деревня похожа на сказочную: маленькие квадратные дома с окошками, маленькие дворики. Я была молода, одета как-то по-детски. Наверное, они ждали солидного врача, а приехала я», – вспоминает врач.
Встретили вчерашнюю студентку тепло. Местные жители — в основном, русские, украинцы, татары и представители коренных малочисленных народов Севера. Определили молодого врача в отдельный дом, одна он оказался старым и без центрального отопления. Северную девушку это не напугало: печь она умеет топить с детства.
Не напугал ее и странный случай. Ночью по избе кто-то начал ходить, а затем в раковине будто начали мыться. Любовь в чем была, укутавшись в одеяло, выскочила во двор. Холодная осенняя ночь подстегивала скорее решить, что делать: идти к соседке или вернуться домой? Идти к соседке не решилась, чтобы не пугать. Вернулась в дом, включила телевизор и до утра просидела. А на работе узнала: год назад в доме умерла директор школы. После работы врач отмыла дом, сделала оладьи, «накормила» дух, и больше ее ничего не беспокоило.
На работе первое время, признается, было очень тяжело. Любовь удивляется, что в то время ничего не боялась. В один из первых дней к молодому врачу привели мужчину с тяжелым ранением руки – несчастный случай на моторной лодке. Медик решила — срочно в райцентр. Путь туда в одну сторону займет три-четыре часа на моторке и будет стоить пять тыс. рублей, а в кошельке до зарплаты как раз столько и осталось. Не раздумывая, Любовь заняла денег на обратную дорогу и отправилась с пострадавшим в Олекминск. Те деньги ей, кстати, так и не вернули. Несмотря на все тяжести работы, время в Дельгее Любовь вспоминает с теплом.
«Мне повезло, что меня окружали хорошие, добрые люди. Русские добродушные, бесплатно давали продукты, овощи, даже телевизор, одеяло и подушки. Северные люди не такие», – рассказывает Любовь.
Почти каждый день молодая женщина ходила к соседке, пила с ней чай, разговаривала. Однажды в доме у Любы случилась авария: дом был весь в дыму, стены в копоти, жить там стало невозможно. Молодого врача приютили соседи, затем жила у главы поселения, а затем местные жители помогли отмыть дом.
«Я до сих пор помню каждого. Любила ходить по домам в гости, общаться с ними. Я легко нахожу общий язык с пожилыми, потому что у самой была старенькая бабушка», – вспоминает Любовь.
В Дельгее женщина проработала два года, а после ее перевели в село Юнкюр с населением в 1 500 человек, но всего в семи км от райцентра. В лечебной амбулатории Любовь ждали только санитарки. Там она была врачом, медсестрой, акушеркой и документоведом. К тому моменту уже многое знала и умела: могла не только осмотреть пациента и поставить укол, но зашить рану и принять роды.
Через два месяца такой работы ей на подмогу отправили акушерку, но совсем без опыта — она помогала морально. К тому моменту Люба уже жила с сыном, пока муж доучивался в Якутске.
«Если повезет, спала пять-шесть часов. Бывало, только зайдешь домой, а тебя уже вызывают. Я была в постоянном стрессе», – вспоминает это время врач.
Наконец из Якутска к Любови приехал муж. В сентябре 2016 года молодая женщина забеременела, и семья вернулась в город. Однако долго сидеть дома Любовь не смогла: когда малышу исполнилось четыре месяца, устроилась на работу в один из санаториев Якутска. Приезжала на такси, чтобы покормить ребенка и уезжала обратно.
В 2017 году она уехала в Оймякон к родителям, а в сентябре 2017 года вышла на 0,75 ставки в местную больницу, где работает до сих пор. Говорит, что на малой родине ей нравится.
«Поняла, что люблю свое село. Мне тут нравится, живу настоящей жизнью. А развиваться мне ничто не мешает – прохожу дистанционно курсы, слежу за новостями медицины, являюсь председателем профсоюза».
На работе, рассказывает Любовь, все организованно. По сравнению с годами в Олекминском районе, женщине намного проще: есть медсестры, фельдшеры, санитары, акушеры и даже медстатисты, которые ведут документацию. Но в олекминских селах, подчеркивает Любовь, лучше обстоят дела с обеспечением лекарствами, канцтоварами, мебелью и другим необходимым для комфортной работы – северные больницы им в этом заметно уступают.
Единственное, на что жалуется врач – нестабильность зарплаты. Если в Олекминском районе она ежемесячно получала на руки 54 тыс. рублей, то с нововведениями в системе оплаты труда медработников ее зарплата ежемесячно меняется.
«Советую молодым быть готовым ко всему, не бояться и найти хорошего советчика», – отмечает врач.
В Якутск Любовь возвращаться не планирует – говорит, что жизнь в городе не для нее — вечная погоня за временем, которая не дает внутренней гармонии.
Уже два года энтузиаст-блогер из чукотского города Билибино Дмитрий Федоров ведет популярный телеграм-канал, посвященный российскому Северу – «В самой крайней точке бытия». За это время на канал подписалось больше трех тыс. человек, которых автор канала знакомит с жизнью северян в России, ведя его из самого дорогого города страны, где хороший интернет до сих пор считается роскошью. Корр. EastRussia узнал, как блогеру удалось создать известный информационный паблик с уникальным контентом при серьезной ограниченности Интернет-ресурса.
На Чукотку с Поволжья
Дмитрий Федоров попал в Билибино десять лет назад из республики Марий Эл. Там он окончил педагогический институт, служил в армии. После демобилизации вернулся домой, но найти работу с хорошей зарплатой в республике оказалось трудно. Выручила сестра, уехавшая за год до этого в Билибино и устроившаяся работать учителем английского языка. Правда по профессии работать Федоров не стал, а устроился сотрудником охраны на золото-серебряном месторождении «Каральвеем».
«После дома было немного сложно адаптироваться в условиях сухого воздуха и плохого интернета. Тогда он был довольно дорогой и нерегулярный, поэтому читать новости удавалось только урывками. Потом в городе появился 3G и стало легче вести поиск информации в сети», – вспоминает Дмитрий.
Сейчас в Билибине есть все операторы большой тройки, однако, чтобы постоянно быть на связи жители города используют минимум две сим-карты каждого из них. Но если для жителей остальной России понятие безлимитного интернета за небольшую абонентскую плату стало уже привычным, то в самом дорогом городе страны за десять гигабайтов трафика в месяц придется заплатить 900 рублей. А для голосовой связи нужно использовать сим-карту уже другого оператора. При этом связь может отсутствовать в некоторых районах города и за его пределами.
Telegram вместо WhatsApp
Работа предполагала наличие свободного времени, которое Дмитрий решил потратить на объединение на одной платформе всей найденной информации о российском Севере. Первоначально Дмитрий вел группу новостей в WhatsApp, однако мессенджер не позволял создавать большие паблики, ограничивая их состав 256 участниками, в Телеграме таких ограничений не было. За два года к проекту присоединилось 3,2 тыс. подписчиков, многие из которых живут на Чукотке и читают паблик в условиях плохого интернета. Есть у паблика подписчики из Казахстана, Беларуси, Украины, Самары, Камчатского края.
Одной из составляющих паблика стали фотографии известного регионального фотографа Константина Лемешева, объехавшего всю Чукотку и согласившегося безвозмездно передать часть своего архива для некоммерческого использования. В его коллекции есть редкие фотографии морзверобоев и жителей отдаленных сел в национальных костюмах. Рассказывает Дмитрий Федоров и о белых медведях, которые за последние годы резко изменили пути миграции. Так, один медвежонок недавно забрел в окрестности Анадыря, чем вызвал переполох в городе.
Против мифов
Несмотря на то, что Чукотка постепенно становится все более открытой в информационном пространстве, о жизни в регионе и сегодня ходит много мифов. Жители материка (у обитателей Чукотки из-за труднодоступности выработался островной менталитет) часто уверены, что в этом регионе высокие зарплаты, а люди постоянно имеют возможность видеть оленей и северное сияние. Одна из задач блогера – развенчивать такие мифы и объяснять, как они образовались.
«То, что на Чукотке можно много зарабатывать – правда, но для этого придется немало потрудиться. К примеру, у меня две работы, в Билибине люди, которые хотят чего-то добиться, всегда чем-то заняты, тем более, здесь для этого есть все возможности в виду низкого уровня конкуренции. Но есть и люди, которые постоянно чем-то недовольны, но при этом не хотят менять свой образ жизни. Есть хорошая присказка про Север, который принимает или не принимает к себе человека», – уверен Дмитрий.
Но при этом одни из самых популярных постов паблика посвящены билибинским ценам, которые удивляют даже жителей Анадыря. Так, один кг помидоров в зависимости от сезона может стоить 500-600 рублей, а десяток яиц – 330 рублей. Стоимость некоторых продуктов субсидирует государство, например, яблоки в Билибине можно найти и за 200 рублей. Блогер старается объяснять читателям из других регионов, как может складываться цена на тот или иной товар и почему стоимость продуктов, завезенных по зимнику в контейнере, резко отличается от тех, что доставили на самолете.
Рассказывает автор и о продуктах с истекшим сроком годности – проблеме для всей Чукотки. В некоторых магазинах Билибина есть даже отдельные полки с просрочкой, на которую снижена цена. Но встречаются и торговые точки, в которых о просрочке покупателей не предупреждают, а срок годности товара мог закончиться еще два года назад.
Еще одна злободневная тема – перелеты. Прямого рейса из Кепервееема (аэропорт Билибина) в Москву нет, а билибинцы предпочитают выбираться на большую землю с пересадкой в Магадане. Билеты на семью из четырех человек в обе стороны могут обойтись в 500 тыс. рублей. Правда работодатель оплачивает их раз в два года, поэтому многие билибинцы выбираются на материк с этой периодичностью. Внимательно следит Дмитрий и за новостями об одном из крупнейших золото-медных месторождений в мире – «Баимское». Его скорая разработка должна обеспечить рабочими местами жителей района.
Курс на этнографию
Со временем в ленте канала стало появляться много постов, посвященных этнографической тематике. Федоров подписан на страницу Российского государственного музея Арктики и Антарктиды в ВКонтакте, читает работы известного этнографа и исследователя быта чукчей Владимира Тан-Богораза.
«Я увлекся этнографией, много читаю о самобытной культуре чукчей. Вместо отфотошопленных фотографий северного сияния мне интересно публиковать интересные факты о коренных жителях севера и проводить опросы среди читателей паблика. Хочется выполнять небольшую просветительскую функцию для подписчиков», – отмечает автор телеграм-канала.
По словам Дмитрия Федорова, жители Севера отличаются отзывчивостью, а чукчи, живущие в Билибине, всегда приходят на помощь жителям национальных сел, приезжающим в город. Дмитрий рассказывает, что в городе живет женщина из числа коренных, которая всегда выручает приезжих, часто занимая им деньги в долг, понимая, что он не будет возвращен. Часто в паблике появляются публикации о закрытых рабочих поселках.
«Несмотря на то, что оленей и оленьи упряжки в городе не встретишь, мне удалось посмотреть на них. Много оленеводов живет в селах Анюйск и Островное. Конечно, мне бы хотелось получать больше информации из национальных сел, поэтому в решении этого вопроса я надеюсь на своих подписчиков, некоторые из которых как раз и живут в селах», – добавляет Федоров.
Дмитрий отмечает, что он не планирует покидать Чукотку. Сейчас ему интересно делать канал о Севере, преодолевая многочисленные препятствия с дорогим и не всегда качественным интернетом, отсутствием связи, проверкой контента, выработкой авторского стиля и видения паблика, предоставляя читателям уникальную информацию. На Чукотке аналогичных каналов почти нет, а это, по словам автора, налагает на него дополнительную ответственность как рассказчика о жизни в самой крайней точке бытия.
Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.
В честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Дальнем Востоке запустили проект «БАМ туристический». В прошлом году Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края, Бурятия и Якутия договорились о создании межрегионального проекта по развитию туризма в зоне БАМ под эгидой Минвостокразвития и КРДВ. Координатором проекта стало коммуникационное агентство PressPass. В этом году к проекту присоединилась Иркутская область.
Справка:
Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4 287 км. Трасса БАМа проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее на станции Тайшет, пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.
Чтобы сформировать интересное предложение для путешественников, проверить дорогу, изучить природные достопримечательности, сервис и инфраструктуру, а также потенциал промышленного туризма по дорогам будущего маршрута проехала экспедиция — блогеры, авторы проекта «Ездим, смотрим» Алексей Жирухин и Александр Еликов, а также фотограф Илья Тян. Они проехали больше 4,3 тыс. км по всему БАМу — от Тайшета до Советской Гавани.
«Мне кажется, мы даже перевыполнили план поездки. Во-первых, мы как автопутешественники, хотели проехать по новым местам и рассказать об этом. Ведь нет смысла путешествовать по известным туристическим местам, как, например, Крым, Сочи, и рассказывать о них. Там и так миллионы туристов, и ты ничего нового не дашь. А когда ты бываешь в таких местах, по которым очень редкие путешественники проезжали, то очень хочется показать доступность этого маршрута, показать, что можно проехать по БАМу, причем не на суперкрутом внедорожнике за десятки млн рублей, а на стандартном автомобиле», — рассказал Алексей Жирухин.
Первопроходцем автопутешействий по БАМу стал Александр Еликов. Восемь лет назад он первым в истории проехал весь автодублер Байкало-Амурской магистрали, и тогда до последнего момента не знал, сможет ли преодолеть на машине тот или иной участок дороги.
«Тогда на БАМе было много белых пятен, по которым никто никогда в нашей современности не проезжал, — вспоминает Александр Еликов. — В советское время там ездили грузовики, но сейчас из автопутешественников там точно никто не был. Поэтому я поехал наудачу. Мне нужно было возвращался с Дальнего Востока домой в европейскую часть России, и в каждом поселке я спрашивал, можно ли проехать дальше. И бывало, что никто не мог сказать, можно ли. На тот момент было два участка на БАМе, где вообще не ходила техника, ни одного следа не было. Мне пришлось там пробиваться, по наледям ползти, прорубаться, деревья разгребать. А в этом году мы ехали по одной большой грандиознейшей стройке — 4,3 тыс. км нескончаемого строительства "БАМ 2.0"».
Блогеры отмечают — во многих местах дорогу отсыпают, строятся мосты, делая автодублер БАМа доступнее.
«Восемь лет назад я был один в лесу и прятался там от тигров, медведей, а сейчас со стройкой туда пришла реальная цивилизация — появились дороги между поселками, которые раньше были отрезаны от мира. Даже местные жители отмечают, что наконец-то к ним есть дорога, все говорят, что "БАМ 2.0" вдохнул жизнь в поселки, все снова завертелось как 50 лет назад», — рассказывает Александр Еликов.
«Мы очень хотели показать современную стройку БАМа, потому что не все знают о ней, — сетуют автопутешественники, — Пока мы ехали от Тайшета до Советской Гавани, увидели, насколько это реально огромная стройка. Практически на каждом промежутке есть рабочие, строятся мосты, отсыпается новая ветка. Поразились и масштабами автодороги — дублера БАМа. Но известно об этом тоже очень мало. Поэтому, летом, к 50-летию БАМа, выйдет пять серий фильма о нашем путешествии. Каждая отдельная серия будет посвящена какому-то региону: Иркутской области, Бурятии, Забайкалью, Амурской области и Хабаровскому краю».
Для нынешней поездки команда выбрала бюджетный китайский пикап Dongfeng DF6, чтобы показать — путешествие по БАМу интересно и доступно на любой машине. Еще раз подтвердить это утверждение команда намерена в следующем году — в поездку по БАМу они отправятся на своем легендарном полярном Москвиче, который проехал по Арктике.
При этом путешественники отмечают — китайский автомобиль на российских дорогах чувствует себя прекрасно — в пути не подвел и бездорожья не испугался. В 2023 году Алексей Жирухин опробовал Dongfeng DF6 в Якутии и Сибири. Тогда машина оставила хорошие впечатления, поэтому в новую поездку решили взять проверенное авто.
Этим летом отмечается 50-летие Байкало-Амурской магистрали, поэтому команда блогеров поставила цель — снять фильм о поездке и рассказать о легендарной стройке, поговорить с ветеранами БАМа и из их уст услышать, как создавалась одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
«Хочется поделиться их рассказами с миром, потому что современные люди мало слышали об этом или вообще ничего об этом не знают, — делится Алексей Жирухин. — В каждом поселке мы брали интервью у ветеранов БАМа. Их истории цепляют, они чуть ли не до слез. Насколько гордость брала за людей, которые жили в стране».
«Шла двое суток, переночевала, говорит, в каком-то зимовье, — рассказывают автопутешестенники. — Добралась и навязалась. А ей отказывают — нет комсомольской путевки. Три дня она ходила, настырная, тогда ее все-таки взяли. И вот она 50 лет там живет. И таких много. Кто-то приезжал с годовалыми детьми, жил там в палатках, было холодно, волосы к подушке примерзали. Это героические люди. И ведь это не единицы, а все, кто там был. А в строке принимало участие около одного млн человек».
Автопутешественники соглашаются с утверждением, что каждый поселок БАМа уникален. И это не пустые слова, ведь их строительством занимались отдельные регионы и республики СССР. При обустройстве населенных пунктов строители оставляли частичку своей родины: Армении, Узбекистана, Азербайджана и других. Это отражается в облике вокзалов, домов, площадей. Блогеры смело утверждают: путешествуя по БАМу, путешествуешь по всему Советскому Союзу.
В каждом поселке и городе БАМа экспедицию принимали с радушием, помогали найти ветеранов, показывали достопримечательности и главные предприятия.
Взрыв мозга и эмоций
Больше всего автопутешественников покорил район Северобайкальска: оборудованные горячие источники, одна из самых северных пустынь в мире — Чарские пески, Чарский хребет.
Поразили блогеров и индустриальные достопримечательности БАМа, особенно Советская Гавань и Ванино — развивающиеся территории, зона свободной торговли, где строят мощные нефтяные, угольные, лесные кластеры.
«Мы видели, что отсыпаются огромные площадки, идет стройка, люди заряжены тем, что туда просто чуть ли не каждый день приходят новые инвесторы, увеличивается количество жителей. За этим местом большое промышленное будущее», — считает Алексей Жирухин.
За время своих путешествий блогеры бывали на разных предприятиях, однако на сталелитейном впервые оказались в этой поездке — в Комсомольске-на-Амуре их пригласили на завод «Амурсталь». Сталеплавильная печь, превращающая лом в жидкий металл поразила и не оставила равнодушными.
Одна из главных задач экспедиции — раскатать маршрут и собрать ключевые рекомендации для его развития. Автопутешественники составят для туристов маршрут с рекомендациями и пояснениями. Первый тур по главным достопримечательностям магистрали в рамках проекта «БАМ туристический» намерены организовать уже в июне этого года.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.