В августе 2022 команда из восьми человек на надувном катамаране прошла от берегов Якутии через море Лаптевых и Восточно-Сибирское море к отдаленному острову Беннетта, чтобы привлечь внимание к проблеме таяния ледников в Северно-Ледовитом океане.
…Белый медведь огромных размеров недоуменно смотрел на непонятные то ли лодки, то ли корабли и прибывших на них людей. Такого он еще в здешних местах не видал…
Примерно так могли бы описывать свое прибытие на остров Беннетта участники экспедиции на архипелаг Де-Лонга, которая прошла в августе под эгидой Русского географического общества и была приурочена к 100-летию ЯАССР. На такой пафос «экспедиционеры» имеют полное право – так далеко сюда редко, кто забирается, тем более, на катамаранах.
Я звоню идейному вдохновителю и руководителю экспедиции Николаю Находкину и уже заранее ему завидую – ведь он с товарищами, по сути, посетил ту самую землю Санникова, о которой лично я могу судить лишь по одноименному фильму (снятому, кстати, в том числе, в долине гейзеров на Камчатке, где мне удалось побывать). Я, правда, тоже «ходил» в этих широтах и также на надувном плавсредстве (джипы экспедиции «От Тихого до Ледовитого» в 2010 году, поставленные на надувные «бананы»), поэтому немного представлял себе, что такое 850 километров пути по морю до острова Беннетта. Это лишь кажется сравнительно небольшим расстоянием, но уж точно не по Ледовитому океану — это огромный и рискованный путь.
На старте в Нижнеянске
Справка: катамаран выполнен из ПВХ, достаточно легко перевозится, собирается и ремонтируется. Гондолы катамаранов имеют длину 13 метров, диаметр один метр. Конструкция позволяет перевозить несколько тонн груза.
- Рисковали мы, конечно, здорово, - начинает свой рассказ Николай Находкин, - На «дутышах», в Северно-Ледовитом океане, где льды – казалось бы, полное безумие. Но именно этим мы и хотели показать, что все течет и все меняется: нет больше таких льдов, сокращается их площадь, и теперь можно проскочить в тех местах на катамаране. Но это не бравада. Это глобальный процесс, требующий тщательного изучения.
Про «рисковали» - не пустые слова, но все же Николай, думаю, несколько лукавит – долгое время он был главным спасателем Якутии, а сейчас возглавляет региональное отделение Российского союза спасателей. Одним словом, про риски знает не понаслышке и наверняка умеет их просчитывать. Да и готовились загодя: еще в 2020 году дошли до острова Большой Ляховский – это примерно середина нынешнего маршрута – и оставили там запасы топлива: за один раз необходимое количество бензина было не увезти.
Команда экспедиции на о. Малый Ляховский
Планировали пройти намеченный маршрут на следующий – 2021 год, но вмешались лесные пожары, а большая часть команды – действующие спасатели. Одним словом, было не до экспедиции. В этом году решили идти, несмотря ни на что.
- А даже хорошо, что так получилось, - размышляет Николай, - в этом году 100-летие образования республики Якутия, мы в ознаменование этого установили традиционное якутское жилище – балаган. Теперь там можно будет переждать непогоду, укрыться.
Маршрут катамарана «Кочевник» пролегал от Нижнеянска (это дельта реки Яна, северная оконечность Якутии) через Новосибирские острова: сначала шли вдоль береговой линии, затем строго на север в океан. Причем, участники экспедиции несколько дней «ждали у моря погоды» в Нижнеянске, но начавшийся шторм все время сдвигал срок старта экспедиции, пока в оперативном штабе экспедиции не подсказали про «глаз циклона», который постепенно смещался на Север.
- Это когда ты находишься в эпицентре циклона, вокруг все бушует, но как раз у тебя все хорошо. И ты перемещаешься как бы вместе с циклоном, - вспоминает Николай Находкин. – Так и шли, как у «Христа за пазухой». Хотя, конечно, страшновато было.
Маршрут экспедиции
Балаган, как противовес Арктической доктрине США
Тут Николай вспоминает пресловутых американцев, которые согласно своей Арктической доктрине, подписанной еще Бушем-младшим, все неосвоенные земли в Арктике считают ничейными и, мол, некоторые сенаторы до сих пор спорят по поводу принадлежности архипелага Де-Лонга. Короче, будем считать, что балаган поставил точку в абстрактном территориальном споре. К тому же, американцы сюда все равно уже давным-давно не захаживают. Здесь в принципе редко кто появляется. Балаган, кстати, на каменистом берегу Беннетты смотрится очень даже по-якутски.
Строительство балагана
Между тем, если верить спутниковым снимкам, где-то в районе Беннетты то и дело вырываются огромные шлейфы дыма – настолько большие, что доходят до берегов Канады и Аляски.
- Подводный вулкан? – размышляет Николай Находкин,- Тогда впору говорить об опасности цунами в Арктике, тем более, если учитывать, что площадь открытой воды в Северно-Ледовитом океане только растет.
В пользу этой теории говорит и случай, произошедший в предпоследний день экспедиции на острове Беннетта – путешественники вытащили свой огромный катамаран на берег и готовили ужин в кают-компании, когда вдруг неожиданно ударила сильная волна. И все – затишье.
- Удар был такой сильный, что газовая плита с содержимым, а еще были открытые банки сгущенки, перелетели через всю кают-компанию, а повреждения катамаран получил такие, что пришлось затем из двух собирать один. Ну, и без ужина остались. Хорошо, что никто кипятком не обварился, - рассказывает Николай.
о. Беннетта
Между нами тает лед
Находкин уверен – в Арктике идут глобальные необратимые процессы, которые необходимо как можно скорее изучать, чтобы понимать, к чему готовиться (и быть к этому готовым!).
- Вы посмотрите на береговую линию арктических районов – там же все поселки, хоть их и немного, находятся в низине. Случись что – их попросту смоет! - тревожится Находкин.
Я сразу вспомнил про цунами 1952 года, когда буквально смыло в океан городок Северо-Курильск. Тогда тоже никто не задумывался, но затем поселение перенесли сильно повыше.
Кстати, таянием льдов отчасти объясняется и «непуганность» медведей. Это, скорее, агрессия, вызванная голодом: льды тают, тюленей на них все меньше, а, значит, и пропитание добывать становится труднее (посмотрите видео с белым медведем возле балагана – он же худющий!)
Вообще, целей у экспедиции было несколько: и территорию «застолбить» (для верности помимо балагана еще и сэргэ-коновязь установили, символизирующий, что у земли есть хозяин, и 7-метровый поклонный крест покорителям Арктики с собой привезли), и маршрутом сложным пройти, и доказать, что льдов сильно меньше стало. Назвали это общей формулировкой: «комплексное системное изучение острова Беннетта и прилагающей акватории» - ведь даже гербарий впервые на острове собрали, а в водоемах и на ледниках взяли гидробиологические пробы воды. Все это уже передали в Ботанический институт в Санкт-Петербурге. А еще здесь впервые за много лет были замечены северные олени.
Николай Находкин обращает внимание на то, что их маршрут хоть и уникальный, но они не первопроходцы – тут и экспедиция барона Эдуарда Толля побывала (по льду, правда), и молодой лейтенант Александр Колчак, который искал пропавшего Толля. В 2003 году историко-мемориальная экспедиция Олега Волынкина на тримаране достигла острова Беннетта и установила там православный крест. Они провели уникальную экспедицию – из порта Тикси прошли через остров Столбовой, с западной стороны обогнули остров Котельный. На обратном пути их забрал ледокол «Вайгач». У якутской экспедиции был другой – автономный - маршрут и другие задачи.
- Переход на надувных катамаранах для нас не являлся самоцелью, хотя мы впервые в мире на них достигли островов Большой и Малый Ляховский, пересекли архипелаг Анжу – Земля Бунге, остров Фадеевский, остров Новая Сибирь, - рассказывает Николай. Просто нам нужно было перевезти стройматериалы, а судов с допуском в такие высокие широты в республике нет.
И, конечно же, Николай надеется, что дом, построенный на Беннетта, как научный стационар, станет лишь началом большой исследовательской работы. А про собственные планы пока не говорит - неблагодарное это дело карты заранее «раскрывать». Но, слышу по интонациям в голосе, не собирается Находкин на Беннетте останавливаться, много ведь еще островов в архипелаге…
Алексей Елаш
Врач Любовь Захарова работает в самом холодном месте мира — селе Оймякон на севере Якутии. Молодая женщина уверена: ей повезло, и в родном селе она живет настоящей жизнью.
Молодая врач приехала в село Дельгей в Олекминском районе с населением около 500 человек осенью 2013. Сделала она это добровольно сразу после окончания интернатуры в Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета.
«Я из простой семьи, у нас не было в роду врачей, но мама всегда мечтала стать доктором. Наверное, это сыграло свою роль, и мы с братом-близнецом поступили на медицинское направление», – вспоминает Любовь.
Муж отправился служить в армию, ребенка оставили у родителей супруга в селе Абага в том же районе. Расстояние между двумя населенными пунктами – около 100 км, однако при отсутствии дорог этот отрезок пути становится затруднительным, отмечает Любовь.
Помимо села Дельгей, молодой женщине предстояло вести еще два ближайших села – Дабан (900 жителей) и Иннях (100 человек). В больнице, кроме нее, работает фельдшер.
«Помню, добиралась очень долго. Сначала на "ракете", потом на катере. Деревня похожа на сказочную: маленькие квадратные дома с окошками, маленькие дворики. Я была молода, одета как-то по-детски. Наверное, они ждали солидного врача, а приехала я», – вспоминает врач.
Встретили вчерашнюю студентку тепло. Местные жители — в основном, русские, украинцы, татары и представители коренных малочисленных народов Севера. Определили молодого врача в отдельный дом, одна он оказался старым и без центрального отопления. Северную девушку это не напугало: печь она умеет топить с детства.
Не напугал ее и странный случай. Ночью по избе кто-то начал ходить, а затем в раковине будто начали мыться. Любовь в чем была, укутавшись в одеяло, выскочила во двор. Холодная осенняя ночь подстегивала скорее решить, что делать: идти к соседке или вернуться домой? Идти к соседке не решилась, чтобы не пугать. Вернулась в дом, включила телевизор и до утра просидела. А на работе узнала: год назад в доме умерла директор школы. После работы врач отмыла дом, сделала оладьи, «накормила» дух, и больше ее ничего не беспокоило.
На работе первое время, признается, было очень тяжело. Любовь удивляется, что в то время ничего не боялась. В один из первых дней к молодому врачу привели мужчину с тяжелым ранением руки – несчастный случай на моторной лодке. Медик решила — срочно в райцентр. Путь туда в одну сторону займет три-четыре часа на моторке и будет стоить пять тыс. рублей, а в кошельке до зарплаты как раз столько и осталось. Не раздумывая, Любовь заняла денег на обратную дорогу и отправилась с пострадавшим в Олекминск. Те деньги ей, кстати, так и не вернули. Несмотря на все тяжести работы, время в Дельгее Любовь вспоминает с теплом.
«Мне повезло, что меня окружали хорошие, добрые люди. Русские добродушные, бесплатно давали продукты, овощи, даже телевизор, одеяло и подушки. Северные люди не такие», – рассказывает Любовь.
Почти каждый день молодая женщина ходила к соседке, пила с ней чай, разговаривала. Однажды в доме у Любы случилась авария: дом был весь в дыму, стены в копоти, жить там стало невозможно. Молодого врача приютили соседи, затем жила у главы поселения, а затем местные жители помогли отмыть дом.
«Я до сих пор помню каждого. Любила ходить по домам в гости, общаться с ними. Я легко нахожу общий язык с пожилыми, потому что у самой была старенькая бабушка», – вспоминает Любовь.
В Дельгее женщина проработала два года, а после ее перевели в село Юнкюр с населением в 1 500 человек, но всего в семи км от райцентра. В лечебной амбулатории Любовь ждали только санитарки. Там она была врачом, медсестрой, акушеркой и документоведом. К тому моменту уже многое знала и умела: могла не только осмотреть пациента и поставить укол, но зашить рану и принять роды.
Через два месяца такой работы ей на подмогу отправили акушерку, но совсем без опыта — она помогала морально. К тому моменту Люба уже жила с сыном, пока муж доучивался в Якутске.
«Если повезет, спала пять-шесть часов. Бывало, только зайдешь домой, а тебя уже вызывают. Я была в постоянном стрессе», – вспоминает это время врач.
Наконец из Якутска к Любови приехал муж. В сентябре 2016 года молодая женщина забеременела, и семья вернулась в город. Однако долго сидеть дома Любовь не смогла: когда малышу исполнилось четыре месяца, устроилась на работу в один из санаториев Якутска. Приезжала на такси, чтобы покормить ребенка и уезжала обратно.
В 2017 году она уехала в Оймякон к родителям, а в сентябре 2017 года вышла на 0,75 ставки в местную больницу, где работает до сих пор. Говорит, что на малой родине ей нравится.
«Поняла, что люблю свое село. Мне тут нравится, живу настоящей жизнью. А развиваться мне ничто не мешает – прохожу дистанционно курсы, слежу за новостями медицины, являюсь председателем профсоюза».
На работе, рассказывает Любовь, все организованно. По сравнению с годами в Олекминском районе, женщине намного проще: есть медсестры, фельдшеры, санитары, акушеры и даже медстатисты, которые ведут документацию. Но в олекминских селах, подчеркивает Любовь, лучше обстоят дела с обеспечением лекарствами, канцтоварами, мебелью и другим необходимым для комфортной работы – северные больницы им в этом заметно уступают.
Единственное, на что жалуется врач – нестабильность зарплаты. Если в Олекминском районе она ежемесячно получала на руки 54 тыс. рублей, то с нововведениями в системе оплаты труда медработников ее зарплата ежемесячно меняется.
«Советую молодым быть готовым ко всему, не бояться и найти хорошего советчика», – отмечает врач.
В Якутск Любовь возвращаться не планирует – говорит, что жизнь в городе не для нее — вечная погоня за временем, которая не дает внутренней гармонии.
Уже два года энтузиаст-блогер из чукотского города Билибино Дмитрий Федоров ведет популярный телеграм-канал, посвященный российскому Северу – «В самой крайней точке бытия». За это время на канал подписалось больше трех тыс. человек, которых автор канала знакомит с жизнью северян в России, ведя его из самого дорогого города страны, где хороший интернет до сих пор считается роскошью. Корр. EastRussia узнал, как блогеру удалось создать известный информационный паблик с уникальным контентом при серьезной ограниченности Интернет-ресурса.
На Чукотку с Поволжья
Дмитрий Федоров попал в Билибино десять лет назад из республики Марий Эл. Там он окончил педагогический институт, служил в армии. После демобилизации вернулся домой, но найти работу с хорошей зарплатой в республике оказалось трудно. Выручила сестра, уехавшая за год до этого в Билибино и устроившаяся работать учителем английского языка. Правда по профессии работать Федоров не стал, а устроился сотрудником охраны на золото-серебряном месторождении «Каральвеем».
«После дома было немного сложно адаптироваться в условиях сухого воздуха и плохого интернета. Тогда он был довольно дорогой и нерегулярный, поэтому читать новости удавалось только урывками. Потом в городе появился 3G и стало легче вести поиск информации в сети», – вспоминает Дмитрий.
Сейчас в Билибине есть все операторы большой тройки, однако, чтобы постоянно быть на связи жители города используют минимум две сим-карты каждого из них. Но если для жителей остальной России понятие безлимитного интернета за небольшую абонентскую плату стало уже привычным, то в самом дорогом городе страны за десять гигабайтов трафика в месяц придется заплатить 900 рублей. А для голосовой связи нужно использовать сим-карту уже другого оператора. При этом связь может отсутствовать в некоторых районах города и за его пределами.
Telegram вместо WhatsApp
Работа предполагала наличие свободного времени, которое Дмитрий решил потратить на объединение на одной платформе всей найденной информации о российском Севере. Первоначально Дмитрий вел группу новостей в WhatsApp, однако мессенджер не позволял создавать большие паблики, ограничивая их состав 256 участниками, в Телеграме таких ограничений не было. За два года к проекту присоединилось 3,2 тыс. подписчиков, многие из которых живут на Чукотке и читают паблик в условиях плохого интернета. Есть у паблика подписчики из Казахстана, Беларуси, Украины, Самары, Камчатского края.
Одной из составляющих паблика стали фотографии известного регионального фотографа Константина Лемешева, объехавшего всю Чукотку и согласившегося безвозмездно передать часть своего архива для некоммерческого использования. В его коллекции есть редкие фотографии морзверобоев и жителей отдаленных сел в национальных костюмах. Рассказывает Дмитрий Федоров и о белых медведях, которые за последние годы резко изменили пути миграции. Так, один медвежонок недавно забрел в окрестности Анадыря, чем вызвал переполох в городе.
Против мифов
Несмотря на то, что Чукотка постепенно становится все более открытой в информационном пространстве, о жизни в регионе и сегодня ходит много мифов. Жители материка (у обитателей Чукотки из-за труднодоступности выработался островной менталитет) часто уверены, что в этом регионе высокие зарплаты, а люди постоянно имеют возможность видеть оленей и северное сияние. Одна из задач блогера – развенчивать такие мифы и объяснять, как они образовались.
«То, что на Чукотке можно много зарабатывать – правда, но для этого придется немало потрудиться. К примеру, у меня две работы, в Билибине люди, которые хотят чего-то добиться, всегда чем-то заняты, тем более, здесь для этого есть все возможности в виду низкого уровня конкуренции. Но есть и люди, которые постоянно чем-то недовольны, но при этом не хотят менять свой образ жизни. Есть хорошая присказка про Север, который принимает или не принимает к себе человека», – уверен Дмитрий.
Но при этом одни из самых популярных постов паблика посвящены билибинским ценам, которые удивляют даже жителей Анадыря. Так, один кг помидоров в зависимости от сезона может стоить 500-600 рублей, а десяток яиц – 330 рублей. Стоимость некоторых продуктов субсидирует государство, например, яблоки в Билибине можно найти и за 200 рублей. Блогер старается объяснять читателям из других регионов, как может складываться цена на тот или иной товар и почему стоимость продуктов, завезенных по зимнику в контейнере, резко отличается от тех, что доставили на самолете.
Рассказывает автор и о продуктах с истекшим сроком годности – проблеме для всей Чукотки. В некоторых магазинах Билибина есть даже отдельные полки с просрочкой, на которую снижена цена. Но встречаются и торговые точки, в которых о просрочке покупателей не предупреждают, а срок годности товара мог закончиться еще два года назад.
Еще одна злободневная тема – перелеты. Прямого рейса из Кепервееема (аэропорт Билибина) в Москву нет, а билибинцы предпочитают выбираться на большую землю с пересадкой в Магадане. Билеты на семью из четырех человек в обе стороны могут обойтись в 500 тыс. рублей. Правда работодатель оплачивает их раз в два года, поэтому многие билибинцы выбираются на материк с этой периодичностью. Внимательно следит Дмитрий и за новостями об одном из крупнейших золото-медных месторождений в мире – «Баимское». Его скорая разработка должна обеспечить рабочими местами жителей района.
Курс на этнографию
Со временем в ленте канала стало появляться много постов, посвященных этнографической тематике. Федоров подписан на страницу Российского государственного музея Арктики и Антарктиды в ВКонтакте, читает работы известного этнографа и исследователя быта чукчей Владимира Тан-Богораза.
«Я увлекся этнографией, много читаю о самобытной культуре чукчей. Вместо отфотошопленных фотографий северного сияния мне интересно публиковать интересные факты о коренных жителях севера и проводить опросы среди читателей паблика. Хочется выполнять небольшую просветительскую функцию для подписчиков», – отмечает автор телеграм-канала.
По словам Дмитрия Федорова, жители Севера отличаются отзывчивостью, а чукчи, живущие в Билибине, всегда приходят на помощь жителям национальных сел, приезжающим в город. Дмитрий рассказывает, что в городе живет женщина из числа коренных, которая всегда выручает приезжих, часто занимая им деньги в долг, понимая, что он не будет возвращен. Часто в паблике появляются публикации о закрытых рабочих поселках.
«Несмотря на то, что оленей и оленьи упряжки в городе не встретишь, мне удалось посмотреть на них. Много оленеводов живет в селах Анюйск и Островное. Конечно, мне бы хотелось получать больше информации из национальных сел, поэтому в решении этого вопроса я надеюсь на своих подписчиков, некоторые из которых как раз и живут в селах», – добавляет Федоров.
Дмитрий отмечает, что он не планирует покидать Чукотку. Сейчас ему интересно делать канал о Севере, преодолевая многочисленные препятствия с дорогим и не всегда качественным интернетом, отсутствием связи, проверкой контента, выработкой авторского стиля и видения паблика, предоставляя читателям уникальную информацию. На Чукотке аналогичных каналов почти нет, а это, по словам автора, налагает на него дополнительную ответственность как рассказчика о жизни в самой крайней точке бытия.
Будущий макроэкономический ландшафт Дальнего Востока мы можем описать, опираясь на ключевые тенденции и события, которые сейчас отмечаются в макрорегионе. На наших глазах идет масштабная модернизация транспортно-логистической инфраструктуры. Значительные средства направлены на развитие промышленности в ДФО.
Однако в 2030 году добыча полезных ископаемых по-прежнему будет играть ключевую роль в экономике Дальнего Востока. В макрорегионе продолжается реализация крупных нефтегазовых проектов в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области.
Планируется увеличение добычи угля благодаря реализации проектов угледобывающих компаний в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), освоению Зашуланского каменноугольного месторождения в Забайкальском крае, развитию участка Солнцевского буроугольного месторождения в Сахалинской области, а также наращивание добычи угля на действующих месторождениях Республики Бурятия, Хабаровского края, Амурской области и Чукотского автономного округа.
Также прогнозируется рост добычи металлических руд за счет освоения месторождений золота, меди, железных и полиметаллических руд, урана и прочих полезных ископаемых. В частности, в Хабаровском крае готовится ввод в эксплуатацию Малмыжского золото-медно-порфирового месторождения, в Магаданской области реализуются проекты по развитию производственных мощностей на золоторудных месторождениях «Павлик» и «Тэутэджак», в Республике Бурятия заработает ГОК на месторождении полиметаллических руд «Озерное», в Забайкальском крае планируется рост добычи меди за счет освоения Удоканского месторождения, полиметаллических руд Талманского и Нойон-Тологойского месторождений, железной руды на Березовском месторождении, в Чукотском автономном округе перспективы связаны, в первую очередь, с освоением одного из крупнейших в мире золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка».
На наших глазах закладывается фундамент, который обеспечит к 2030 году на 33,4% прироста экономики макрорегиона по базовому сценарию
В обрабатывающих производствах Дальнего Востока драйверами роста выступят оборонное и гражданское машиностроение, где определяющими факторами устойчивой положительной динамики остаются объемы гособоронзаказа, состояние конъюнктуры по основным экспортным позициям и развитие импортозамещения, а также судоремонт, металлургия, химическая промышленность. Достижению цели повышения индустриализации Дальнего Востока способствует реализация широкого перечня инвестиционных проектов по развитию обрабатывающей промышленности макрорегиона.
В производстве химических веществ и химических продуктов к таким проектам относятся строительство АГПЗ и АГХК в Амурской области и НЗМУ, включающего создание заводов по производству метанола и карбамида, в Приморском крае. В Хабаровском крае идет модернизация Хабаровского НПЗ, строительство Тихоокеанского металлургического комбината, создание кластера металлургической переработки золотосодержащих концентратов на базе Амурского и Тихоокеанского ГМК.
В сфере судостроения и судоремонта важнейшим инвестиционным проектом является создание в Приморском крае ССК «Звезда», а также планируется строительство металлургического завода для обеспечения этой судоверфи крупноформатным стальным листом.
Большая часть запроектированных и заложенных судов должна была иметь иностранное оборудование. Поэтому сейчас критически важно перестроить цепочки производства и поставки оборудования на российские предприятия и обеспечить их необходимой финансовой поддержкой, так как такое оборудование и суда не создавались в России с советских времен.
Авиастроительная отрасль ускоренными темпами адаптируется к новым геополитическим условиям. Для создания парка полностью российских гражданских самолётов «Комсомольский-на-Амуре», авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ), начал выпускать комплектующие для пассажирских самолётов МС-21 и SukhoiSuperjetNew. В производственном центре корпорации «Иркут» недавно приступили к сборке первого комплекта дверей для самолёта МС-21. Импортозамещённый российский авиалайнер МС-21 поднимется в небо до конца 2023 года. И в ближайшее время в авиакомпании начнут поступать полностью импортозамещенные серийные самолеты SSJ New с темпом до 20 единиц в год и МС-21 с наращиваем выпуска до 72 единиц в год.
На динамику деревообрабатывающей отрасли будут оказывать влияние конъюнктура внешних рынков сбыта, прежде всего КНР, и переориентация поставок российских лесоперерабочиков из центральной части страны и Сибири в АТР.
Широкие перспективы связываются с дальнейшим развитием рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. В рыболовстве ожидается увеличение объёмов добычи диких водных биоресурсов на 15-18% за счет более полного освоения выделяемых квот и обновления рыбопромыслового флота. В аквакультуре прогнозируется увеличение объёма производства почти в 5 раз за счёт лососёвых (на 100 тыс. тонн в год) и ценных морепродуктов (дальневосточного гребешка, трепанга, морского ежа) – на 160 тыс. тонн в год.
В сфере сельского хозяйства для макрорегиона важно реализовать имеющийся потенциал производства продукции растениеводства. В 2023-2025 гг темпы роста в дальневосточном растениеводстве превысят 10% за счет увеличения посевных площадей и роста урожайности по всем культурам.
Рост урожайности сельскохозяйственных культур будет обеспечен за счет повышения качества почвы и семенного фонда. В данный момент в регионах реализуются проекты по организации глубокой переработки сои. Строятся высокотехнологичные производств по выпуску биологически ценной кормовой продукции на основе зерна, создается инфраструктура для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Транспортно-логистический комплекс является одним из наиболее динамично развивающихся секторов и занимает в структуре экономики Дальнего Востока 2 место после добычи полезных ископаемых. Рост связан с реализацией проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов, автомобильных дорог и мостовых переходов, реализацией проектов по расширению пропускной способности пограничных пунктов пропуска, созданию и развитию логистических мощностей.
Переориентации грузопотоков по железной дороге на «восток» идет с 2021 г.: объемы погрузки угля выросли в 1,5 раза. В I кв. 2023 г. угля погружено на 8,5% больше, чем в I кв. 2022 г. Объёмы перевозки импортных грузов в 2022 г. – 12,3 млн. т (на 36,3% больше 2021 г.).
В 2022 г. объем отправленных контейнеров с ДВЖД превысил 1 млн ДФЭ (+11,6%). 7 129 контейнерных поезда отправлено с ДВЖД в 2022 г. – на 20,6% больше, чем в 2021 г. На 21% и 12% увеличилась среднесуточная выгрузка. В I кв. 2023 г. ДВЖД увеличила грузовые перевозки через международные пограничные переходы с Китаем на 24,6%, перевезено 3,3 млн. т грузов.
Финансирование модернизации Восточного полигона за 5 лет выросло в 10 раз: с 40 млрд руб. в 2019 г. до 400 млрд руб. в 2024. На 2023 г. подтверждено 250 млрд руб. финансирования, за полгода выполнено работ на 87 млрд, что на 30% выше планов. Это больше, чем за весь 2021 г. Всего на второй этап модернизации Восточного полигона (до 2025 г.) запланировано около 1,1 трлн руб. Благодаря масштабной модернизации Восточного полигона к 2027 г. его провозная способность достигнет 197 млн т, к 2030 – 210 млн т, к 2032– 255 млн т.
Особое внимание уделяется развитию портовой инфраструктуры. Так, объем перевалки в контейнерах в морских портах России в 2022 г снизился на 23,4%, а в ДФО вырос на 8,5% до 2 309,2 тыс. ДФЭ – 54% от объемов РФ.
Развитие энергетики связано с реконструкцией и строительством энергетических мощностей для повышения надежности электроснабжения потребителей, включая население, объекты горнодобывающей промышленности (Малмыжский ГОК, месторождения Баимской рудной зоны), БАМа (электрификация железнодорожного пути, строительство тяговых подстанций и контактной сети), туристической инфраструктуры. В том числе в большинстве регионов ДФО планируются мероприятия по развитию сетевого хозяйства, вместе с тем получат развитие проекты с использованием возобновляемых источников электроэнергии.
По итогам 2023 года ожидается рекордные объемы ввода жилья в многоквартирных домах, более 1,8 млн кв. м. Рост торговли со странами АТР и реализация инвестицонных проектов стимулирует рост доходов населения, который будет дополнительно способствовать развитию рынка жилья.
В креативном секторе высоким экономическом потенциалом обладают сферы кино и анимации, а также ювелирного дела. Однако, ужесточение условий ведения и контроля за хозяйственной деятельностью в сфере ювелирного дела, а также повышение налогового бремени в 8 раз (переход с упрощенной на общую систему) могут привести к исчезновению малых предприятий – основы развития отрасли.
Развитие экономики Дальневосточного федерального округа безусловно будет способствовать росту бюджетных доходов и как следствие развитию социальной сферы макрорегиона и росту уровня и качества жизни населения.
По нашим оценкам, в базовом сценарии объем собственных доходов консолидированного бюджета ДФО увеличится на 28,8% в реальном выражении. Диапазон прироста бюджетных доходов может составить от 16% в консервативном сценарии до 38% в оптимистическом.
Рост налоговых поступлений будет положительно влиять на бюджетную обеспеченность регионов, под которой в данном случае понимается подушевой объем бюджетных доходов. Вместе с тем, объем федеральных трансфертов регионам в ближайшие годы может снизиться, в связи с плановым завершением финансирования национальных проектов. С учетом этих обстоятельств, по нашей оценке, в базовом сценарии бюджетная обеспеченность на душу населения в 2030 г. может сохраниться на уровне 2022 года. При этом произойдет рост финансовой самодостаточности региональных бюджетов, так как снижение межбюджетных трансфертов будет компенсировано развитием собственных источников доходов. В консервативном сценарии бюджетная обеспеченность сократится на 8,4%, а в оптимистичном сценарии – увеличится на 3,6%.
Несмотря на положительные оценки роста бюджетных доходов в среднем по ДФО, в ближайшие годы сохранится проблема сильной дифференциации дальневосточных регионов по бюджетной обеспеченности. В ближайшие годы, помимо Сахалинской области, сможет достигнуть «бездотационного» бюджета Амурская область. При положительном развитии ситуации к 2030 году в число таких регионов могли бы также войти Приморский и Хабаровский края. В остальных дальневосточных регионах для достижения финансовой самостоятельности потребуется значительно больше времени.
Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».
Забегая вперёд – своей историей, самобытностью, потенциалом и уникальностью гордится каждая дальневосточная территория и делает это по праву. Любой посетитель регионального павильона – будь то инвестор, путешественник или просто любознательный гость узнает массу интересного о истории области или края, самобытности этой земли, её промышленном, туристическом потенциале и уникальной природе. В нашем репортаже мы постарались собрать «изюм» экспозиции этого года.
Дальше пойдёшь – сломаешь шаблон. Но не сразу – потому как «добропожалование» павильона Республики Саха(Якутия) традиционное – с национальным колоритом и радушием. Да и тот, кто ждёт рассказов про алмазы тоже не ошибётся. Но главным своим козырем регион считает цифровизацию.
Чукотка тоже озадачивает комбинацией традиций и футуристичности.
Добро пожаловать в филиал Еврейской автономной области. Предмет гордости самого маленького региона ДФО – площадь ЕАО чуть больше 36 тысяч квадратных километров – железнодорожный мост в Китай.
«Это единственный межгосударственный мостовой переход через Амур. Здесь планируется построить перевалочный комплекс нефте-газохимических продуктов, который даст мощный импульс развитию области», – объясняет Светлана Шевченко начальник отдела инвестиционной политики департамента экономики правительства ЕАО.
Сахалин зовёт в будущее: самый большой стенд показывает, как столица региона Южно-Сахалинск трансформируется, стремясь стать максимально комфортным для своих жителей. Это и те объекты, что уже воплощены в камень и металл, и те, которым ещё только предстоит появиться.
Из юрты на подходе к павильону Забайкалья выглядывает девушка-лебедь. Да, она существует, и это кукла. Её создатель – заслуженный художник России, народный художник Бурятии из большой творческой семьи, которая живет в Забайкалье, в селе Укурик.
«Наше село – деревня мастеров, – рассказывает Олеся Гилязова. – Нас там несколько семей, которые занимаются промыслами и рукоделием. Мы делаем кукол, шьём унты, утварь разную, юрты производим. Конечно куклы – это особенная наша гордость. Это музейные экспонаты, они выставляются на выставках, путешествуют по миру. Вот «Девушка-лебедь» побывала в 43 странах!
Мы работаем с натуральной кожей, деревом, металлом. Всю выделку, обработку материалов делаем сами, всё по традиционным технологиями. Единственная уступка современности – это полимерная кость – специальный пластик, из которого делаются головы кукол».
«Забайкалье – признанный центр добычи полезных ископаемых. Поэтому много места в экспозиции этого года мы уделили горному делу – это и стенд Быстринского ГОКа, который обогащает руду Быстринского месторождения золота, меди и железа. И, конечно, стенд «Удоканской меди». Кроме того, в павильоне собрана информация и по другим проектам – от зернового терминала, до мастер-планов Читы и Краснокаменска», - рассказал начальник отдела инвестиционной деятельности Корпорации развития Забайкальского края Денис Стрыгин.
Кому мало рассказов о металлах в подземных кладовых, может здесь же поработать с дамасской сталью. Мастер-класс по заточке ножей из проводит здесь Академия бурятского искусства Жигжита Баясхаланова, которая входит в Международную ассоциацию бурятских оружейников. «Почему опять Бурятия, если павильон Забайкалья?», – спросит пытливый читатель. Всё просто – школа Академии находится в Агинске. Это административный центр Агинского Бурятского округа, административно-территориальной единицы с особым статусом в Забайкальском крае.
По соседству с представительством Забайкалья – павильон Амурской области. В этом году он получил необычное обрамление – конструкции из труб, которые отсылают к реализуемым в регионе крупным проектам, связанным с переработкой газа - Амурскому газоперерабатывающему заводу в районе города Свободного — одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа, и Амурскому газохимическому комплексу: его запуск запланирован на 2024 год, комплекс будет производить полиэтилен и полипропилен различных товарных марок из этана, пропана и бутана, которые будут поступать с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода. Предполагается, что предприятие станет самым мощным по производительности в России и одним из самых больших в мире предприятий по производству базовых полимеров.
Пальму логистического первенства у Приамурья оспаривает сосед по павильону, но не по географии – Приморский край. Контейнерная тематика встречает здесь гостей ещё снаружи, внутри же предлагают углубиться в обилие проектов, так или иначе связанных с грузоперевозкой, перевалкой, доставкой и прочими нюансами логистики.
«Это и серия проектов, связанных с развитием портовой инфраструктуры, это и целая сеть мультимодальных транспортно-логистических центров в городе Артёме, - рассказывает Ксения Некрасова, сотрудник Инвестиционного Агентства Приморского края – Ещё в нашем павильоне можно узнать о том, как проходит цифровая трансформация Приморского края. Наглядный пример – система, в которой аккумулируется информация обо всех происшествиях. Она призвана помочь органам власти оперативно реагировать на всё, что угрожает или только может угрожать нормальной жизни приморцев, работе самых разных структур и организаций. Все службы – полиция, скорая, МЧС, Гидромет, ЖКХ передают сюда информацию, при этом сама система оценивает насколько широко и какие именно госструктуры необходимо оповещать».
Павильон Хабаровского края в этом году самый большой из всех. Представительство «родины китов и самолётов» получило к VIII ВЭФу пристройку, целиком и полностью, посвященную изобразительному искусству.
Зал с высоким потолком и обилием цвета полностью отдан под экспозицию Дальневосточного художественного музея. На стенах работы европейских мастеров, включая Тициана, российских и советских художников. Конечно, это репродукции, но особенные.
«Это 12 репринтных полотен, повторяющих произведения, хранящиеся в Дальневосточном художественном музее. Это полотна, специально созданные для проекта «Близкое искусство». Он существует с 2008 года и его задача просветительская: мы создаём высококачественные копии, которые помогают жителям самых удалённых уголков нашего края показать те произведения, котоыре нельзя вывезти. Вот, например, известная работа Тициана из нашего собрания – «Ревека у колодца». Чтобы переместить оригинал нужны колоссальные усилия, средства, сложная организация. Но этот проект даёт жителям наших окраин прикоснуться к большому искусству».
Один из главных брендов республики – Байкал. И не найдётся человека, который бы устоял перед презентациями его красот. Но будто этого мало, очарованному гостю павильона предлагают путешествие в мир рукоделия бурятских мастеров.
«Мы хотим, чтобы каждый гость форума смог увезти с собой частичку Бурятии, – рассказывает Олеся Кондкова, сотрудница центра «Мой бизнес». – Среди наших мастеров, мало продажников, это творческие люди, и мы помогаем им с реализацией. Всё, что вы здесь видите сделано из материалов, которые встречаются только в Бурятии. Особенно нефрит – 90% всего нефрита в России добывают в Бурятии, а белый нефрит – только у нас».
Венчает променад – вполне ожидаемо – Камчатка. В этом году здесь решили сдвинуть акценты и стереть стереотип, мол, «Камчатка – это только про туризм». Сделавший шаг за порог камчатского павильона узнает, что это место для жизни, работы и отдыха.
«Мы решили отойти от концепции «На Камчатку людей привлекает только туризм», - говорит Ирина Еременко, заместитель директора Камчатского выставочно-туристического центра – Мы показываем Камчатку через людей, которым здесь комфортно жить, мы рассказываем о мастер-плане Петропавловска-Камчатского, который, кстати, одним из первых был утверждён нашим Президентом. В эту историю можно погрузиться, посмотрев видео или презентацию. А если хочется прикоснуться к работе на Камчатке – добро пожаловать в интерактивную игру «Охотоморская путина» - в ней можно почувствовать себя капитаном траулера!»
Туризм и отдых, конечно, не забыты. Специально для тех, кто думает, что стоимость пролёта на Камчатку примерно равна цене билета на Луну, здесь установили экран с возможностью проверки авиатарифа от разных перевозчиков. И да – их можно сразу купить. А если у вас есть тёплая компания от слова «корпорация», то MICE агентство полного цикла, которое для лёгкости запоминания называется PROSTOmice, сделает вам предложение, от которого очень сложно отказаться.
Добивает своих гостей камчатский павильон бубном. В буквальном смысле. Посетителям предлагается пройти квест, балансирующий на стыке традиций и шаманизма компьютерных технологий. Вместо джойстика – настоящий бубен, который становится проводником в прошлое и настоящее Камчатки.
И ошибается тот, кто думает, что на этом прогулка по улице Дальнего Востока заканчивается. Ведь здесь и Дом сокола, и павильоны КРДВ, корпорации Туризм.РФ, Минспорта, хоккейного клуба «Адмирал», Дом коренных народов Севера с выставкой «Душа России. Север». Ах, да – и фудкорт здесь тоже есть.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».