Георгиевскую ленту начали раздавать в Хабаровске и Владивостоке 24 апреля. За 2 часа работы в центре Хабаровска волонтёры Победы, сотрудники фонда «Защитники Отечества» и юнармейцы раздали 2 тыс. лент.
Как сообщает пресс-служба правительства Хабаровского края, количество лент с каждым годом растет. В этом году до 9 мая в регионе планируется раздать 30 тыс. лент. Во всех района края будет работать более 180 точек выдачи одного из главных символов предстоящего праздника.
По округам и районам Приморского края «разлетится» около 15 тыс. георгиевских лент. По краю будет работать больше сотни волонтеров. На Дальнем Востоке как и по всей стране акция пройдет с 24 апреля по 9 мая.
Напомним, еще одна масштабная акция, посвященная Дню Победы – «Бессмертный полк», для жители Хабаровского и Приморского краев пройдет в новом формате. Дальневосточникам предлагается несколько вариантов, чтобы почтить память участников и ветеранов Великой Отечественной войны. Можно разместить их фото на боковом или заднем стеклах автомобиля, украсить символами праздника окна домов, офисов, школ, разместить портреты участников ВОВ в социальных сетях.
Учёные ДВО РАН представили научные доказательства того, что ледяной дождь даже спустя три года влияет на пожароопасную обстановку — в частности на острове Русском. Результатами своих исследований они поделились с EastRussia.
В 2020 году весь мир облетели фотографии Владивостока, находящегося в ледяных оковах. На несколько дней дальневосточная столица прогрузилась в коммунальный коллапс. Толщина льда на проводах, ветвях деревьев, понтонах знаменитых мостов достигала двух см.
Как позже объяснили метеорологи, подобные осадки формируются, когда происходит инверсия температуры: на высотах одного-двух км воздух теплее 0℃, а у поверхности земли температура остается отрицательной -3...-5. Примерно это и случилось в конце ноября 2020 года. У берегов Приморья столкнулись южный циклон и отрог Сибирского антициклона.
Но если город, его жители достаточно быстро справились с последствиями аномального природного явления, то в лесах ледяной дождь оставил глубокий след и его влияние там ощущается до сих пор. А главная опасность, которую принесли с собой осадки три года назад – пожары, вероятность которых сейчас увеличилась в разы.
Группа дальневосточных учёных провела исследование воздействия ледяного дождя на леса острова Русский. Там, все территории, покрытые лесом, а их около девяти тыс. га, пострадали от этой природной аномалии.
«Цель нашей работы — не просто сказать, что после ледяного дождя много обломанных деревьев, а дать количественные, цифровые характеристики на уровне лесоводственной оценки, — говорит соавтор работы, научный сотрудник Института геологии и природопользования ДВО РАН Александр Иванов. — Мы определили запасы древесины обломанных частей деревьев, оценили, насколько сильно оказались повреждены кроны, посмотрели, как на повреждения влияли вид дерева и его размер».
Вместе с коллегами, главным научным сотрудником Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН Дмитрием Замолодчиковым и студентами Приморского государственного аграрно-технологического университета, учёные выявили, казалось бы, парадоксальную взаимосвязь льда и участившихся пожаров: кроны не выдерживали слишком большой массы льда — ветви и стволы ломались, образуя большое количество валежника, который стал потенциальным топливом для пожаров.
Учёные работали экспресс-методом — в течение трех дней заложили десять пробных площадей по всей территории острова Русский, на которых описали древостой (растущие деревья) и валежник — то, что было обломано и упало. Затем был этап обработки данных, знакомства с исследованиями коллег из Северной Америки, где эти явления происходят чаще и с гораздо большим ущербом.
Авторы работы выяснили, что на Русском от облома ветвей в среднем пострадало 25% крон деревьев. Больше всего «досталось» липам и берёзам: у них раскидистые кроны. Меньше всего ледяной дождь зацепил низкорослые клены и грабы, которые укрылись под основным пологом древостоя.
«Мы также применили методы дистанционного зондирования, использовали так называемый "вегетационный индекс" (показатель, характеризующий состояние растительного покрова), — продолжает Александр Иванов. — Оказалось, что даже спустя два года средние значения этого индекса были ниже, чем до ледяного дождя. Основная древесная порода на Русском — дуб монгольский. Деревья восстанавливают кроны, но медленно. Важно, что такое нарушение структуры леса в целом снижает его устойчивость, делает его уязвимым к болезням и вредителям».
Учёный говорит, что к подобным явлениям погоды лесное хозяйство адаптировать сложно. Если от лесных пожаров может уберечь профилактика, постоянный контроль пожароопасных точек, то для защиты от ветровала и ледяных дождей таких инструментов нет.
«Мы не знаем, когда и где в следующий раз произойдет такое явление, — отмечает учёный. — И если, например, хвойные деревья лучше переносят ледяные дожди, то они же оказываются менее устойчивы к ветровалам. Есть зарубежные исследования, которые показывают, как структура леса влияет на устойчивость к ледяному дождю. То есть какими должны быть оптимальное расстояние между деревьями, размеры крон, видовой состав леса, чтобы ущерб оказался минимальным. Возможно, и нам скоро придётся всерьёз решать эти вопросы. В настоящее время важно вести качественный лесопатологический мониторинг состояния лесов на острове Русском».
После того как разрушительный ледяной дождь обрушился на Владивосток прошло уже более трех лет. Но учёные и по сей день не знают, какими будут его последствия.
«Необходимо устроить повторное обследование лесов и оценить, как изменилась ситуация, в каком состоянии находятся обломанные кроны и сами места сломов, сколов, обдиров коры — не поселились ли там патогены — грибы и насекомые, — говорит Александр Иванов. — Отличный принцип поведения человека по отношению к восстанавливающемуся лесу — "не мешать". Но у нас не получается, мы строим в лесу дороги и линии ЛЭП, делаем площадки, возводим дома, допускаем лесные пожары. А опыт восстановления лесов в Приморском крае очень небогатый и положительных примеров не так много».
Изучением проблем взаимодействия природных экосистем и климата занимается консорциум «Российские инновационные технологии мониторинга углерода" - "РИТМ углерода"», включающий ведущие научные организации страны. Проект курирует Минэкономразвития РФ. Одна из практических задач консорциума – разработать меры адаптации в природопользовании (и лесопользовании) к изменениям климата и его негативным последствиям.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы продолжилось снижение цен до уровня 105 долл./т. Давление на котировки оказало сокращение потребления, а также падение цен на газ на фоне ослабления опасений относительно конфликта на Ближнем Востоке.
Кроме того, министры энергетики стран «Большой семерки» в рамках плана по достижению углеродной нейтральности достигли соглашения о постепенном отказе от угля в производстве электроэнергии в первой половине 2030-х годов. Более конкретная целевая дата не была установлена по просьбе Германии и Японии. При этом ограничения касаются мощностей, где не установлено оборудование по улавливанию и хранению выбросов. США также ввели требование, согласно которому электростанции к 2032 г. будут обязаны сократить или улавливать 90% выбросов CO2. Страны «Большой семерки» также согласовали стремление утроить мощности ВИЭ к 2030 г.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 318 долл./1000 м3 (-3 долл./1000 м3 к 24.04.2024 г.) на фоне отсутствия эскалации в конфликте между Израилем и Ираном. Запасы на складах ARA остались практически без изменений, составив 5.6 млн т., что обусловлено сокращением поставок в европейские страны ввиду невысокого спроса.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 100-105 долл./т. на увеличении предложения со стороны ЮАР благодаря росту ж/д погрузки. Запасы на складах Richards Bay Coal Terminal составили 2.74 млн т. (+0.04 млн т. к 24.04.2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 117 долл./т. в преддверии выходных дней с 1 по 5 мая по случаю Дня труда. Некоторые небольшие шахты/разрезы сократили добычу в связи с достижением месячных целевых показателей. Однако рост котировок ограничен ввиду увеличения гидрогенерации на юге страны и невысокого спроса со стороны промышленных предприятий.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.09 млн т. до 13.78 млн т., запасы в 9 крупнейших портах составили 24.17 млн т. (+0.55 млн т. к 24.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 89.60 долл./т. (+0.60 долл./т. к 24.04.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR также незначительно укрепилась до
55.05 долл./т. FOB Kalimantan на фоне роста спроса со стороны КНР и стран Юго-Восточной Азии. В Индии отмечается сокращение складских запасов угля за неделю на 2% в результате роста генерации после резкого потепления. Поддержку ценам также оказывало ограниченное предложение на спотовом рынке, обусловленное неблагоприятными погодными условиями.
По итогам 1 квартала добыча в Индонезии увеличилась на 8%. Однако в некоторых регионах показатели оказались ниже ожиданий в связи с проливными дождями. Таким образом, в 2024 г. объем добычи может составить 790 млн т., что значительно меньше 922 млн т., согласованных правительством на текущий год.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 поднялся почти до 145 долл./т. в связи с ростом спроса со стороны азиатских стран, включая Таиланд, Филиппины и Вьетнам, где наблюдается рекордное потепление, способствующее увеличению энергопотребления. Японская компания Kansai Electric сообщила 30 апреля, что ожидает роста потребления энергоносителей для производства электроэнергии в следующем финансовом году (апрель 2024 – март 2025), при этом Kyushu Electric прогнозирует увеличение объемов импорта угля ввиду снижения загрузки АЭС с 90.8% до 88.1%.
Индекс австралийского металлургического угля HCC удерживался на уровне 240 долл./т., благодаря улучшению конъюнктуры на рынке стали и сокращению добычи в Австралии. Индекс производственной активности PMI в сталелитейной отрасли КНР вырос в апреле на 3.7 процентных пункта до 47.9%, что говорит о восстановлении спроса на сталь в стране.
Компания Glencore отчиталась о падении добычи металлургического угля на 30% по итогам 1 квартала 2024 г. до 1.4 млн т. (-0.6 млн т. к 1 кварталу 2023 г.), что связано с остановкой работы одного из активов в австралийском штате Квинсленд. Компания Coronado Global Resources также заявила о падении добычи металлургического угля на разрезе Curragh на 19% до 2.2 млн т. (-0.5 млн т. к 4 кварталу 2023 г.). Кроме того, негативно на добыче отразились циклоны Jasper и Kirrily.
Сибантрацит попал под санкции США
США ввели санкции против Сибантрацита, одного из крупнейших производителей металлургического угля в России. Минфин США также включил в санкционный список 12 организаций, входящих в структуру угольной компании.
В связи с новыми ограничительными мерами, направленными на уменьшение доходов Российской Федерации, Сибантрацит планирует переориентировать поставки на внутренний рынок.
В январе-марте 2024 г. добыча Сибантрацита сократилась до 5.7 млн т. (-0.8 млн т. или -14.1% к январю-марту 2023 г.), экспорт – до 4.2 млн т. (-2.0 млн т. или -32.2% к январю-марту 2023 г.).
При этом по итогам 2023 г. производство увеличилось до 24.2 млн т. (+0.4 млн т. или +1.7% к 2022 г.), экспорт – до 22.5 млн т. (+2.6 млн т. или +10.6% к 2022 г.), в результате чего в экспортных поставках российского угля доля Сибантрацита составила 10.6%.
Таким образом, под санкции США, с учетом объемов СУЭК и Мечела, с начала года попало 30% российского угольного экспорта, что ставит под вопрос энергетическую безопасность стран-импортеров.
С учетом объемов, экспортированных в 1 квартале 2024 г., сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. в результате санкций составит около 50 млн т., в 2025 г., при сохранении санкционного режима, на рынок не попадет почти 65 млн т. угля.
Экспортные пошлины на российский уголь отменены до августа 2024 года
Правительство РФ временно отменило экспортные курсовые пошлины на энергетический уголь и антрацит на период с 1 мая по 31 августа 2024 г. Ранее планировалось, что пошлины будут действовать год — с 1 марта по 28 февраля 2025 г., однако их введение ухудшило положение угольных компаний, которые остаются под ударом из-за снижения мировых цен, роста себестоимости, ограничений на ж/д инфраструктуре и увеличивающегося санкционного давления.
Однако временная отмена экспортной пошлины не позволит решить все проблемы в отрасли, поскольку требуются дополнительные меры, включая возобновление понижающих коэффициентов, которые были приостановлены до конца 2024 г. Кроме того, необходимо расширение железнодорожных мощностей, особенно на Восточном полигоне, а также снижение ставок перевалки в Тамани.
Кроме того, с сентября 2024 г. ставка пошлины вновь составит 4% при курсе 80-85 руб./долл., 4.5% - при 85-90 руб./долл., 5.5% - при 90-95 руб./долл. и 7% - при 95 руб./долл. и более. При курсе менее 80 руб./долл. пошлина нулевая.
По итогам 1 квартале 2024 г. экспорт российского угля сократился до 45.5 млн т. (-6.6 млн т. или -12.8% к 1 кварталу 2023 г.). При этом в текущем году падение показателей будет ускоряться, учитывая новые санкции США против российских угольных компаний и неблагоприятную конъюнктуру на международном рынке.
Цифровизация проникает в различные сферы экономики. Торговля, промышленное производство, логистика — далеко не полный список отраслей, где наличие цифровых сервисов уже никого не удивляет. Однако рыбная отрасль не отличается глубоким проникновением современных организационных решений. О государственных мерах «оцифровки» рыбохозяйственного комплекса, проблемах и перспективах этого процесса — в материале эксперта EastRussia Юлии Беликовой.
О достижениях и трудностях
Рыбная отрасль — важный сектор российской экономики. В 2022 году отечественные промысловики добыли 4,8 % мирового улова водно-биологических ресурсов (ВБР), что в абсолютных цифрах составило 4,5 млн тонн. В 2023 году улов российских рыбаков достиг рекордных за 30 лет 5,3 млн тонн. Отрасль находится в фокусе постоянного внимания руководства страны. Только в текущем году президент РФ провёл не менее десяти мероприятий, касавшихся проблем рыбохозяйственного комплекса. Глава государства встретился с руководителями Росрыболовства, Минсельхоза и Росприродназора, принял доклады губернаторов Сахалина и Чукотки, пообщался с предпринимателями Дальневосточного федерального округа, представителями агропромышленного комплекса и студентами Калининградской области.
Рыбная отрасль уверенно развивается, хотя и не без проблем. Сложности, в основном, вызваны низкой экономической эффективностью рыбопромысловых компаний. Проблема особенно характерна для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, где по состоянию на май 2023 года у 90 % рыбопромысловых судов были превышены нормативные сроки эксплуатации. По сути, в рыбной отрасли ДФО сегодня сложился «идеальный шторм». С одной стороны, растущие затраты на содержание и обновление флота и перерабатывающих мощностей приводят к закредитованности компаний и увеличению себестоимости продукции. С другой, потеря части международных рынков ужесточает конкуренцию за внутренних и внешних клиентов, вынуждая промысловиков и переработчиков снижать отпускные цены.
Стратегия цифровой трансформации
Одним из путей преодоления проблем рыбной отрасли представляется её всеохватная цифровизация. Положительным примером здесь может служить Китай. В 2012-2020 годах КНР во многом благодаря цифровым технологиям превратилась из главного нетто-экспортёра морепродуктов в крупнейшего нетто-импортёра и переработчика ВБР. Важно, что наше государство видит данный тренд и интегрирует «цифру» в отрасль. Новый этап цифровизации рыбного хозяйства начался с принятием в ноябре прошлого года доработанного варианта «Стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». Пожалуй, основной новеллой документа является внедрение искусственного интеллекта в сельское хозяйство. Кроме того, к марту 2025 года правительство планирует запустить единую цифровую платформу, которая интегрирует информационные ресурсы Минсельхоза и Росрыболовства с электронными системами других ведомств.
Удивительно, что столь важный для рыбного хозяйства нормативный акт практически не обсуждался профессиональным сообществом, равно как и не нашёл отражения в профильной прессе. Вероятно, недостаток внимания к вопросам цифровизации вызван сложившимися в рыбной отрасли обычаями делового оборота. Промысловики и переработчики привыкли жить «по-старому», избегая новаций и перемен. Для отрасли считается нормальным скрывать информацию о контрагентах, суммах и объёмах сделок. В результате цены на рынке диктуют крупные покупатели, а не производители. Добытчики и переработчики вынуждены снижать себестоимость товара, предпочитая в некоторых случаях экономить на его качестве.
Из «красного» в «голубой» океан
Экономисты Рене Моборн и Чан Ким описывают сложившуюся в рыбной отрасли ситуацию как «красный океан», признаками которого являются ограниченность и закрытость рынка сбыта. Жизненный пример «красного океана» — небольшой посёлок с несколькими продуктовыми магазинами, где представлен схожий ассортимент товаров. Именно таким «посёлком» сегодня является отечественный рыбопромышленный комплекс.
Цифровизация же рыбной отрасли сформирует в рыбохозяйственном секторе так называемый «голубой океан», который, согласно концепции Моборна и Кима, характеризуется неограниченным рынком сбыта и возможностью продавца предлагать качественный продукт по подходящей для массового потребителя цене. Жизненным примером «голубого океана» является поездка сельского фермера на ярмарку в столицу, где его товар «разлетается» за несколько часов. Создание цифрового «голубого океана» в рыбной отрасли позволит промысловикам и переработчикам выйти на широкий круг клиентов и более не зависеть от цены, навязанной узким кругом постоянных покупателей. Преимуществом данной стратегии является возможность производителя прогнозировать выручку от продаж и эффективно выстраивать бизнес. Кроме того, избавившись от постоянной конкурентной борьбы промысловики и переработчики смогут сконцентрировать усилия на создании нового растущего спроса.
Цифровизация: взгляд бизнеса и государства
Российское государство уже разработало и внедрило комплекс цифровых инструментов для построения новой модели рыбохозяйственного сектора. Это и система «Меркурий», и электронные рыболовные журналы, и сервисы мониторинга судов и ресурсов. Однако вектор государственной цифровизации по большей части направлен на «обеление» добычи, перемещения и продажи ВБР. Внедряемые сервисы облегчают осуществление контрольно-надзорных функций государства, но не оптимизируют доступ промысловиков к рынкам, чего недостаточно для перехода из «красного» в «голубой океан».
Качественные изменения в рыбохозяйственном секторе возможны лишь за счёт профильных «рыбных маркетплейсов», которые создадут единое цифровое пространство для всех участников рынка. Для сравнения можно вспомнить историю Wildberries и Ozon, сделавших революцию в сфере потребительской розницы. В рыбной отрасли сегодня уже функционируют такие интернет-ресурсы b2b-торговли как Фишери, FishNet, FishStat, fishplace.ru. Однако государственный регулятор видит цифровую трансформацию в первую очередь как способ контроля за транзакциями и складским учётом рыбной продукции. Из перечисленных интернет-сервисов на сегодня только fishplace.ru является полноценной площадкой, решающей задачи и бизнеса, и государства. Остальные же сайты на данный момент имеют функционал схожий с досками объявлений.
Трансграничные цифровые рынки
Дополнительным аргументом в пользу развития отраслевых электронных экосистем является возможность освоения новых международных рынков. Когда «недружественные» страны отказались от работы с российскими промысловиками, онлайн площадки позволят подключить новые иностранные компании, а значит помогут отечественным предприятиям найти зарубежных контрагентов. К слову, в текущем году российские промысловики намерены начать добычу ВБР в Африке. Новые правила малоизвестных рынков неизбежно повлекут за собой и новые трудности. Создание же трансграничного цифрового рынка сделает сопряжение российского и африканского рыбных хозяйств более плавным и бесшовным.
Таким образом, цифровизация рыбной отрасли представляется не только естественным процессом, но и жизненной необходимостью. Российское государство в данном процессе идёт в ногу со временем, демонстрируя гораздо более прогрессивные взгляды, нежели большая часть участников рынка. Требуется лишь более широкий взгляд регулятора на проблему. Что касается промысловиков, то лидерами отрасли в средне- и долгосрочной перспективе станут компании, которые начнут осваивать «цифру» уже сегодня.
Решить реальную проблему бизнеса, получить при этом опыт, новые связи, работу и заработок — такой посыл транслирует хабаровский нетворкинг «Куб» студентам из IT-сферы. Полуфинал третьей итерации этого конкурса собрал 18 команд, которые в конкуренции друг с другом создавали решения для задач, поставленных «кейсодателями»: представителями хабаровских предприятий различного профиля и масштаба.
Их замечаешь сразу: озираются, настороженные, но не испуганные. Недоумённый взгляд, дескать: «Что я здесь делаю?». Скованные угловатые движения, ходят по двое-по трое. Многие в очках: сказываются годы, проведенные перед монитором. В основном юноши. Белый верх, темный низ, иные даже в пиджаках. Некоторые — не близко, но знакомы — видимо с предыдущего конкурса. Переговариваются:
— Чей кейс работаете?
— «Невады».
— А что там у них?
— Техподдержку для своих с ИИ замутить. А вы?
— VR-тема: макеты виртуальных вывесок для «Бот Сада».
Несколько десятков таких персонажей, очень похожих на компьютерных фриков, шушукаются, рассевшись по диванчикам, в ожидании начала мероприятия. И почти каждый из них может уже по большому счету не волноваться за своё трудоустройство. Они — полуфиналисты действа под названием «Куб 3.0» — конкурса инноваторов, как его определяют организаторы. Это значит, что они прошли предварительный отсев, их идеи показались достаточно здравыми и продуманными, чтобы оказаться в «лонглисте», и их взяли «на мушку» потенциальные работодатели — представители малого и среднего бизнеса Хабаровска.
— Мы разослали запросы в реальный сектор экономики, действующему бизнесу — рассказывает Дмитрий Симон, один из организаторов конкурса, замдиректора по развитию инноваций «Агентства привлечения инвестиций развития инноваций Хабаровского края». — Бизнес представил нам кейсы, то есть свои потребности, свои проблемы, которые у них существуют в их производстве, в их организации. Компании самые разные: рекламно-производственная фирма, производитель электротехнической продукции, Хабаровский судостроительный завод, сеть кофеен, предприятие, которое занимается металлообработкой, крупная локальная торговая сеть…
Хабаровский судостроительный завод, например, хочет оптимизировать у себя управление складом. То есть им нужно информационное решение, которое позволит в цехах и на складах правильно проводить инвентаризацию. И вести учет складского оборудования в том числе, оборудование, которое находится на складе. Запросы самые разные.
В прошлом году победителем стала команда, решившая проблему хабаровской рекламно-производственной компании, связанную с оповещением о перегоревших элементах в световых конструкциях — вывесках, табло, витринах. Пример: заказал клиент большую крышную конструкцию с названием своей фирмы, её установили не на том здании, где находится организация, а в другой локации. Любая техника имеет свойство ломаться, и, наверное, каждый видел странные или комичные вывески, у которых погасла одна буква и смысл слова поменялся. Теперь нужно представить, что таких вывесок сотни, если не тысячи. Случайный прохожий усмехнётся и вряд ли будет искать контакт организации, у которой из-за «выпавшей» буквы поменялось название, звонить, сообщать о поломке. И пока информация дойдёт до производителя может пройти много времени.
Вот такую проблему и решили победители «Куба 2.0». Они за полтора месяца собрали полноценный программно-аппаратный комплекс с подключением к интернету: написали софт, что-то спаяли, что-то использовали готовое, создали работающий прототип, функционал которого полностью удовлетворил заказчика: когда перегорает или выходит из строя какой-то элемент световой конструкции на телеграм-бот приходит сообщение. Кстати, сотрудничество команды и рекламщиков продолжается, создатели устройства работают над получением патента — оказалось, что продукт крайне востребован и имеет хорошие перспективы для реализации по всей стране.
— Это и есть главная ценность конкурса для студентов: они здесь знакомятся с кейсодателями, возможно, с будущими работодателями, или как эта вот команда с вывесками — они создали свой стартап, — рассказывает со-организатор конкурса Ярослав Радинский, руководитель диджитал агентства RASA. — Наша личная цель это все-таки привлечение молодых талантливых инженеров и айтишников к этому конкурсу. Ну и, конечно же, дальнейшее трудоустройство их у нас в компании.
Мы в целом топим за то, чтобы молодые таланты видели, что через такие конкурсы и обществу, и государству не все равно на них, чтобы они не уезжали. Наша глобальная цель, конечно, сделать так, чтобы они не уезжали, потому что это огромная боль.
Организация конкурса стала попыткой создания собственного HR-бренда, продолжает Ярослав Радинский. В «Куб» уже выстроилась очередь из представителей малого и среднего бизнеса, которым нужны и конкретные решения проблем, и специалисты. У МСП не так много возможностей искать, находить, привлекать узких специалистов разного профиля.
— Вот Сбербанк или Яндекс, или Альфа-банк приходят в ВУЗы, говорят свои названия и сразу к ним выстраиваются в очередь, потому что их знают, — делится Ярослав. — И они, на самом деле, весь рынок IT пылесосят в России. Со 2−3 курса талантливые ребята, как правило, уже либо где-то работают, либо имеют какой-то предконтракт с большими компаниями.
Нам очень тяжело с ними конкурировать, поэтому нам приходится делать в 2−3 раза больше активности для привлечения внимания именнов к HR бренду нашей компании. Поэтому нам важно участвовать в таких конкурсах.
— Да, действительно, это глобальная проблема, поиска и набора в команду новых специалистов, — подтверждает Дарья Митюшкина, заместитель директора РПК «Ботанический сад». — Квалифицированных спецов на местах не хватает. И это проблема не только Дальнего Востока, но и всей страны. И мы очень плотно работаем и с техникумами, и с колледжами, и с ВУЗами, чтобы найти и принять на работу таких специалистов.
Один из таких специалистов — Михаил Карпухин, капитан команды «Кинза», двадцатилетний студент третьего курса Дальневосточного государственного университета путей сообщения. В различных конкурсах и хакатонах участвовал не единожды, в «Кубе» уже второй раз. Выделяет это состязание, дескать, решаешь не абстрактную задачу, а вполне себе реальную, взятую из жизни. К тому же есть прямой контакт с заказчиком с потенциалом дальнейшего сотрудничества. Правда, есть и некоторый скепсис.
— Мне кажется, что кейсодатели приходят как бы в надежде получить супердешёвый, чуть ли не бесплатный софт, за который они не готовы платить реальные деньги, — говорит Михаил. — Они получают решение своей проблемы, но они для себя уже определились, что они полную стоимость платить не готовы.
— Зачем тогда вы здесь?
— Во-первых, закрыть гештальт. Первый раз мы не победили, нужно пройти дальше и победить, — Во-вторых, было бы вообще бы замечательно продать свой продукт. Ведь у нас всё с первой строки, с названия файлов, полностью наше приложения: их два, фронт-энд и бэк-энд, но естественно в основе используются всемирно известные фреймворки.
Опасения Михаила насчёт скаредности опровергает в заочной дискуссии — в разговоре с корреспондентом EastRussia — Галина Журавлёва, IT-директор группы «Невада» (имеет сеть из 19 000 торговых точек по всему Дальнему Востоку, включая продовольственные магазины у дома и гипермаркеты — прим. ред.).
— Свою задачу мы одновременно дали Сберу и на «Куб». И хотим посмотреть, какое даст решение корпорация с многовековой историей, и молодые люди, которые вот только-только закончили учебу, которые ещё не зашорены всякими корпоративными ценностями и вот этим всем. Ценник Сберу мы выставили тот же самый, что и ребятам, но интереснее, безусловно, развивать молодых местных специалистов, а не Сбербанк. Сбербанк пусть за счет других развивается.
Нам интересно с ребятами. Задача, которую мы дали, она очень маленькая. Потому что давать большую на подобный конкурс смысла нет. Две недели, ну, даже месяц, это ни о чем, нормального решения не сделать. Поэтому мы дали маленькие точечные задачи, посмотреть, как ребята справляются, что у них они мысли в правильном направлении, чтобы дальше уже вместе с ними развивать продукт в штате или за штатом — здесь не важно, как им удобнее, но вместе с ними развивать их разработку.
Хотите знать, чем завершится битва идей и команд? Следите за материалами EastRussia. Финал «Куба 3.0» состоится 31 мая 2024 года.
Пример нашего героя в очередной раз доказывает старую истину: жизнь — штука непредсказуемая. Думал ли он, успешно работая поваром в родном Донецке на юго-востоке Украины, что судьба его забросит на Дальний Восток и эти края станут его второй Родиной? Здесь — в Хабаровске — начался новый этап его жизни, в которой он не потерялся и по-прежнему занимается любимым делом.
В Донецке Андрей Федченко родился, пошёл в детсад, закончил школу и за компанию вместе со своими одноклассниками после школы пошел учиться в местный аграрный лицей. В регионе самыми популярными были профессии, связанные с аграрным комплексом, работой в металлургической отрасли и в шахтах. Андрей Федченко выучился сразу на агронома, тракториста-машиниста широкого профиля и слесаря по ремонту сельскохозяйственной техники. Получил заветные «корочки» и... быстро понял, что эти профессии ему совсем не интересны.
Тут нужно сказать, что огромную роль в воспитании Андрея Федченко сыграла его бабушка. Он рос без отца, и бабушка стала для Андрея «твердой рукой», внука растила в строгости и в дисциплине.
Бабушка работала заведующей производством в одном из ведущих ресторанов Донецка. Сегодня бы ее профессию назвали по-модному — шеф-повар. В обязанности зав. производством входила организация и контроль за приготовлением блюд на кухне ресторана. Это были лихие 90-е годы, публика там отдыхала разная, в том числе и криминальная, и плохо готовить было элементарно опасно. У гостей был крутой нрав, и никто не стал бы разбираться, если вдруг чем-то не понравились приготовленные блюда. Поэтому бабушка и весь ее персонал держали в заведении высокую марку.
Маленький Андрей часто пропадал часами на ресторанной кухне, наблюдал за процессом. А немного повзрослев, стал получать от бабушки мелкие кухонные поручения: почистить картошку, порезать лук и морковь, перебрать крупу. Бабушка стала и первым учителем в кулинарной профессии.
Поэтому вряд ли стоит назвать случайным момент, когда однажды Андрей Федченко, прогуливаясь по бульвару Пушкина в родном Донецке, вдруг остановился около входа в пиццерию. И откуда-то появилась уверенность, что он здесь нужен, что Андрея сразу поставят у печи и он начнет быстро и вкусно готовить. Набрался смелости, лично поговорил с директором пиццерии и попросился на работу.
Удивился ли такой здоровой наглости директор — история умалчивает. Но в тот момент на кухне оказалось одно свободное место помощника повара и Андрея взяли трудиться.
Очень быстро Андрей Федченко понял, что находится в своей стихии. Всё ему доставляло радость в работе: слаженный коллектив, уважение друг другу, понимание с полуслова. Да и блюда, которые надо было готовить (пиццу, пасты, стейки, салаты разные), давались очень легко. Сам Андрей уже с высоты прожитых лет, сегодня признается:
— Всё давалось легко благодаря моей отличной «кулинарной памяти». Мне не надо было много раз объяснять элементарные вещи: один раз увидел — тут же повторил всё, как надо.
Таланты Андрея не остались в стороне от внимания шеф-повара, и тот его перевел в пиццайоло —Андрей Федченко стал готовить пиццу. Эта кулинарная профессия появилась еще в 17 веке в Италии и до сих пор очень высоко ценится на Родине пиццы.
В пиццерии никогда не жаловались на отсутствие гостей, поэтому работы у печей с пиццей всегда было много. Желая проверить, насколько новый работник шустрый, шеф-повар поставил как-то Андрея одного в смену, хотя, по всем нормативам, одновременно должны были работать 3 пиццайоло. Андрей справился, и делал это не единожды. Признаётся, что той поры любит, когда приходится готовить на большое количество гостей.
— У повара должно отсутствовать чувство страха перед людьми и блюдами, — говорит Андрей. — Он всегда должен накормить качественно любое количество гостей!
В то время общепит Донецка был очень разнообразным и желая набраться практического опыта, Андрей (как он сам говорит) «отправился в гастрономическое турне» по заведениям города. Он работал в пивном баре — изучал основы приготовления закусок к пенным напиткам, в кафе — там главным было за короткий промежуток времени приготовить самые разные блюда, в заведениях фаст-фуда. И продолжалось это до того времени, пока его не пригласили работать в один из ведущих ресторанов Донецка — Barberry. Про гостей, которые посещали этот ресторан, было принято говорить «люди со статусом». Там редко смотрели на стоимость блюд, главным было — их качество и подача. И готовили только из высококачественных продуктов.
В 2014 г. Андрей Федченко был вынужден уехать из Донецка. Сначала некоторое время провел в лагере для беженцев, пока восстанавливались его документы. А потом переехал жить и работать в город Рязань. Очень быстро Андрей там устроился работать поваром в ресторан украинской кухни «Сытый пан». Хотя, он сам не любит, когда кухню делят на украинскую, русскую и белорусскую.
— Это всё славянская кухня! — категорично говорит Андрей Федченко. — Основа у кухни общая! Борщ — самый яркий представитель славянской кухни. У украинцев, белорусов и русских он отличается не сильно. Борщ украинский готовят на говядине со шкварками, чесноком и уксусом. Борщ московский — на говядине с добавлением ветчины и копченостей. Борщ полтавский — с грибами и капустой, он более постный получается. Борщ белорусский — на говядине без капусты. Как видите, общего очень много.
В 2016 году Андрей переехал жить и работать в Хабаровск. Работу по специальности нашел быстро: устроился по объявлению поваром в кафе при отеле «Энигма». Именно тогда Андрей впервые понял, что в общепите при отеле своя специфика работы.
— Рабочий день там начинается намного раньше, — поясняет он. — Ведь уже к 8 утра должен быть на завтрак накрыт «шведский стол». В кафе при отеле постоянно есть посетители. Но при этом совсем не факт, что вечером там будет много гостей: всё-таки в отеле живут приезжие и им намного интереснее поужинать в каком-нибудь заведении в городе.
В «Энигме» Андрей быстро прошел путь от простого повара до шефа. Разработал новое меню, ввел новые технологические карты. Потом ушел су-шефом на кухню семейного ресторана «Патч».
— На кухне я совсем не чувствовал, что этот ресторан — семейный, — вспоминает Андрей Федченко. — Да, в залах ресторана с детьми прыгали-бегали аниматоры, постоянно проводились какие-то мероприятия для детей. Но на кухне была обыкновенная рутинная работа.
Андрей до сих пор помнит, какой шок он испытал, когда в Хабаровске на кухне впервые от поставщика получил овощи.
— После Донецка, где нам поставляли исключительно свежие местные овощи, хабаровские выглядели весьма странно. Мало того, что внешний вид оставлял желать лучшего, так еще и по вкусу они были «пластиковые».
Сегодня Андрей Федченко является бренд-шефом сразу четырех заведений — ресторана «Квартиры Паши Кейзера», кафе «Дискотека», пиццерии Hygge Pizza и бара «Штирлиц». В его подчинении сейчас работают около 50 человек. Проблем в руководстве сразу четырьмя заведениями Андрей не видит:
— Главное, правильно выстроить рабочий процесс, грамотно расставить кадры, подготовить все технологические карты. Я не согласен, когда говорят, что, к примеру, в пивном баре — кухня вторична. В нашем баре «Штирлиц» мы уделяем очень много внимания кухне. Здесь даже есть хоспер — закрытая печь, которая топится древесным углем. Это своеобразное органичное сочетание печи и гриля. В нём можно готовить все виды мяса, рыбы, овощи, поэтому я включил в меню шашлыки, стейки, люля.
Проживая в Хабаровске уже восьмой год, Андрей Федченко успел изучить нюансы местного общепита. Он не видит сильного влияния азиатской кухни на местную. Суши, роллы, рамэны здесь очень вкусные, но они не перебивают спрос на качественную русскую или европейскую кухню. При этом считает, что уровень общепита Владивостока намного выше уровня общепита Хабаровска.
— Именно в Хабаровске я открыл для себя дальневосточную кухню, — признается Андрей. — В Донецке у нас не было папоротника, там не готовили блюда из черемши, напитки и соусы из сосновых шишек. А какие в Хабаровске волшебные получаются блюда из рыбы! Особенно люблю ауху, сам с удовольствием ее ловлю. Но я не чувствую в краевой столице целенаправленного развития дальневосточной кухни, все ее презентации носят разовый и сезонный характер, постоянные дальневосточные блюда в местных ресторанах встретишь редко.
Самое необычное блюдо, которое Андрей пробовал в своей жизни — это стейк из крокодила с заофобусами (личинками насекомых, обитающие в трухлявой древесине и подгнивающих деревьях). Попробовал он это блюдо в родном Донецке, где кулинарная линейка в местном общепите была весьма обширной. Страусы, бизоны, нутрия — блюда из этих животных было нетрудно найти в тех ресторанах. А сегодня Андрей Федченко мечтает попробовать... медвежатину:
— Жить на Дальнем Востоке и не попробовать медвежьи котлеты — это неправильно! — улыбается Андрей.
«Больная» тема для Андрея Федченко — это подготовка кулинарных кадров. Сам он получил диплом профессионального повара еще в Донецке, закончил факультет ресторанно-гостиничного бизнеса местного торгового университета по специальности «Инженер-технолог пищевых производств»: без «корочки» в солидное заведение общепита трудно устроиться как в Украине, так и в России. Но ничего нового для себя во время учебы он не узнал из-за того, что «за парту» сел уже настоящим профессионалом. Да, хорошо «подтянул» себя по теории, но на практике он работал гораздо лучше многих своих наставников.
Одним из своих учителей в профессии Андрей Федченко называет Максима Сырникова — автора кулинарных бестселлеров «Настоящая русская еда», «Готовим по-русски каждый день», «Настоящие русские праздники», «Выпечка по-русски», «Заготовки по-русски» и ряда других. Он обладает обширными знаниями по кулинарии, истории, имеет отличное чувство юмора и демонстрирует эти способности в проекте «Монастырская кухня» на канале «Спас». Недавно Андрей и Максим лично познакомились на одном из кулинарных Форумов.
А вот к «шеф-повару Всея Руси» Константину Ивлеву Андрей Федченко относится скептически: мол, он больше шоумен, а не повар.
— Жаль, что статус профессии повара за последние годы понизили, — вздыхает Андрей Федченко. — Всевозможные шоу-программы её подают как нечто простое, веселое и праздничное. И за кадром остается то, что это, прежде всего, тяжелая профессия. Молодежь, которая идет в повара, насмотревшись шоу, очень быстро в профессии разочаровывается. Она совсем не «глянцевая». Чтобы добиться успеха, нужно много работать и не факт, что при этом ты еще и сохранишь здоровье.
Источник творческого вдохновения для работы на кухне Андрей всегда ищет в одиночестве. Он очень любит сесть на велосипед, уехать куда-нибудь далеко-далеко, где в тишине можно мысли привести в порядок, подумать о новых блюдах или об усовершенствовании старых. Часто вдохновение приходит и во время рыбалки: природа располагает рождению новых идей. Благо, дальневосточная природа - она особая, это настоящее место силы! И не важно, в какой сфере ты трудишься...
ФИРМЕННЫЙ РЕЦЕПТ ОТ АНДРЕЯ ФЕДЧЕНКО
ОКУНЬ С КУСКУСОМ И КРЕВЕТКОЙ
Ингредиенты:
Окунь - 150 гр.
Кускус - 70 гр.
Креветка тигровая - 40 гр.
Сыр творожный - 40 гр.
Масло базиликовое - 20 гр.
Филе окуня замариновать солью и тимьяном, запечь в духовом шкафу.
В небольшую тару выкладываем сырую креветку и кускус, заливаем горячим овощным бульоном. Ждём 10 минут, пока кускус запарится.
После в приготовленный гарнир добавляем творожный сыр и базиликовое масло, немного солим. Всё тщательно перемешиваем и начинаем декорировать блюдо. Кускус пропускаем через форму-кольцо, сверху выкладываем окунь.
Украшаем микрозеленью и зелёным маслом.
На Дальнем Востоке планируется формировать производственные кластеры в сфере судостроения и судоремонта, включающие в том числе предприятия по выпуску комплектующих. Кроме того, в макрорегионе предполагается развивать направление композитного судостроения. Тем не менее часть крупных старых верфей нуждается в модернизации и дополнительных инвестициях, рассматривается возможность их специализации для определенных типов судов.
Приморские горизонты
В Приморском крае предполагается создать судостроительный кластер. Наиболее крупным отраслевым предприятием региона и Дальнего Востока в целом является судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне (консорциум АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк»[1]), который должен стать ключевым участником планируемого кластера. В 2023 г. на «Звезду» пришлось 22,9% всего тоннажа сданных в РФ судов[2]
(второе место после предприятий «Объединенной судостроительной корпорации»). Также в приморский кластер должны войти компании, специализирующиеся на производстве сопутствующих компонентов и оборудования, ремонте.
О намерении вхождения в кластер, помимо «Звезды», заявили компании «Кораблестроение и композиты»[3] (строительство морских яхт, катамаранов, маломерных судов), «Дальзавод»[4], Славянский судоремонтный завод[5], Приморский металлургический завод, «ВРК Сапфир»[6], завод «Варяг», «Дальприбор», «Бриз ПАМП»[7]. В краевом правительстве рассчитывают, что объединение позволит предприятиям снизить логистические издержки и гарантировать реализацию продукции.
Портфель заказов ССК «Звезда» включает порядка 60 судов. На воду к настоящему времени спущены 13 судов, включая четыре танкера типа «Афрамакс» общим дедвейтом 450 тыс. тонн, строятся 23 судна. Суммарный дедвейт заказов составляет более 3 млн тонн. В том числе «Роснефть», заключив со «Звездой» эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на новую морскую технику и суда на мощностях верфи, заказала 26 судов.
В текущем году или в 2025 г. на ССК «Звезда» могут быть сданы два танкера-газовоза. Хотя суда спущены на воду, на сроки сдачи может негативно повлиять ужесточение санкций – верфь в феврале текущего года была включена в SDN-list США. Для «НОВАТЭКа» на верфи строятся 15 танкеров повышенного ледового класса Arc7. При этом южнокорейская компания Samsung Heavy Industries в конце 2023 г. прекратила производство блоков и оборудования для 10 из 15 СПГ-судов, строящихся на «Звезде».
Напомним, что для нужд судостроительного комплекса до 2030 г. в Большом Камне (бухта Суходол) планируется построить и ввести в эксплуатацию Приморский металлургический завод. Производительность предприятия должна составить 1,5 млн тонн в год. Оно будет включать две очереди – сталепрокатное производство (прокатный стан 5000) и трубопрокатное производство (трубный стан). Предполагается, что основной продукцией завода будет стальной, в том числе крупноформатный, листовой прокат (до 4,2 м шириной и до 24 м длиной), а также трубы большого диаметра для магистральных нефте- и газопроводов в объеме 200-220 тыс. тонн в год.
Объем инвестиций в создание завода оценивается в 160 млрд рублей (по информации, озвученной в декабре прошлого года властями региона), тогда как в 2020 г. глава «Роснефти» И.Сечин оценивал его стоимость в 2,2 млрд долларов (или 198 млрд рублей по курсу доллара на 19 декабря 2023 г.). Проектирование металлургического завода началось в конце 2021 г. Учредителем компании ОО «Приморский металлургический завод» (ПМЗ) выступает консорциум «Современные технологии судостроения» (СТС), владеющий «Звездой».
Камчатский судоремонтный кластер
Тем временем в Камчатском крае запланировано создание судоремонтного кластера. Он может быть запущен во втором квартале 2026 г. ВЭБ.РФ примет участие в финансировании проекта. Ожидается, что ежегодно кластер будет обслуживать 33 доковых и 120 надводных ремонтов. Общая стоимость реализации проекта оценивается в 3 млрд рублей. Госкорпорацией ВЭБ.РФ выделены первые 331 млн рублей. Проект входит в мастер-план развития Петропавловска-Камчатского.
Стоит отметить, что в прошлом году в Камчатском крае было впервые построено рыболовное судно – сейнер «Апача» проекта МРС-150 для «Рыболовецкого колхоза им. Ленина». Объем инвестиций в строительство превысил 1,23 млрд рублей, судно построено компанией «Торсиотест»[8] (Петропавловск-Камчатский). Судно является головным из шести заказанных сейнеров для данного рыбопромышленного предприятия.
Региональные и маломерные
В регионах существует несколько проектов создания некрупных производств маломерных судов. В Корсакове Сахалинской области в текущем году предполагается начать строительство верфи композитного судостроения. Реализацией данного проекта намерен заняться композитный дивизион госкорпорации «Росатом» — «Юматекс».
Объем инвестиций в проект оценивается в 7 млрд рублей. Верфь в Корсакове вошла в число проектов, которые получат финансирование корпорации ВЭБ.РФ. Ожидается, что предприятие начнет выпуск продукции в 2025 г., а на 2028 г. намечен выход на проектную мощность (выпуск до 50 судов в год). Предприятие должно производить суда с корпусами из композитных материалов – моторные и парусные прогулочные катамараны, скоростные катера, пассажирские и туристические катамараны, рассчитанные на 50-150 человек, рыболовные суда.
Также резидент ТОР «Хабаровск», ООО «ФПИ»[9], в Хабаровском крае в феврале приступил к реализации проекта по созданию завода по производству судов из композитных материалов. Его заявленные мощности несколько уступают корсаковскому проекту на Сахалине. На предприятии планируется выпускать не менее шести коммерческих и 12 частных судов в год (прогулочные, спортивные суда, лодки). В проект предполагается инвестировать более 90 млн рублей. Запуск производства и выпуск первой продукции намечен на 2026 г., выход на проектную мощность — на первый квартал 2027 г.
При этом, хотя композитные материалы считаются более безопасными, чем стальные, устойчивы к коррозии металла, легче, позволяют брать больше грузов (при аналогичном стальным водоизмещении) и экономичней по расходу топлива, их широкое применение не предусмотрено для холодного климата. В частности, композитные суда не имеют ледового класса, поскольку нормативная база российского судостроения создана под стальное производство. Композитным судостроением в России занимается «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ) в Санкт-Петербурге, входящий в ОСК.
В Надеждинском районе Приморского края планируется организовать небольшое производство маломерных судов — катеров, яхт, прогулочных лодок. Проект в статусе резидента ТОР «Приморье» реализует ООО «Русская судостроительная компания»[10]. Объем инвестиций составляет 15,6 млн рублей. На предприятии также планируется осуществлять гарантийное и техническое обслуживание, замену комплектующих, ремонт корпусов и двигателей.
В январе текущего года указом президента РФ в собственность Якутии были переданы ранее находившиеся в федеральной собственности акции АО «Жатайская судоверфь». Условием для передачи стало обязательство властей республики принять меры по завершению в 2024 г. первого этапа реализации инвестиционного проекта по созданию модернизированной Жатайской судостроительной верфи. Якутское правительство и руководство верфи письменно гарантировали, что обеспечат финансирование объекта в полном объеме, проконтролируют привлечение внебюджетных средств и проследят за ходом завершения реализации инвестпроекта. После этого глава республики А.Николаев поручил ускорить завершение первого этапа строительства. Передачу акций в собственность Якутии федеральное правительство должно обеспечить в 12-месячный срок, а в 15-месячный срок – обеспечить согласование условий соглашения между РФ, Якутией и АО «Жатайская судоверфь» о его развитии.
По состоянию на конец 2023 г. верфь была готова на 64,4%. На объекте осуществлялись внутренняя отделка помещений, бетонирование полов, смонтированы ворота и электроосвещение. На первый этап проекта было выделено более 5,7 млрд рублей – в т.ч. около 4,1 млрд рублей из федерального бюджета, 750 млн рублей из регионального. На предприятии предполагается строить до десяти речных и морских судов ежегодно.
На фоне санкционных ограничений сдвигаются сроки сдачи рыбопромышленных судов, которые строятся в рамках программы инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов. В проекты строительства судов требуется внесение изменений в связи с необходимостью поиска аналогов оборудования или увеличения срока поставок, возросших затрат на логистику. В связи с этим срок строительства краболовов в рамках программы инвестиционных квот, проданных в рамках первого этапа аукционов, планируется продлить с пяти до семи лет. Подготовлен соответствующий проект изменений в постановление правительства №1191 от 22 июля 2023 г. Ранее в Росрыболовстве заявляли об ожиданиях по завершению строительства всех строящихся в рамках первого этапа инвестквот 105 судов (построены 22 судна).
Кроме того, в феврале текущего года постановлением правительства был скорректирован перечень этапов строительства судов, которые должны быть локализованы в России. Из материалов российского производства должен быть сформирован корпус судна, в РФ должна осуществляться разработка необходимых для строительства конструкторских и технологических документов. Новый порядок касается уже спроектированных и строящихся на российских верфях судов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот.
В декабре прошлого года на «Находкинском судоремонтном заводе» было спущено на воду краболовное судно — шестое для ГК «Антей» в рамках инвестквот. В целом на НСРЗ заложено восемь краболовов для «Антея». В конце марта текущего года «Восточная верфь» («Амурский судостроительный завод», ОСК) во Владивостоке спустила на воду краболов «Пума», построенный по программе инвестквот для компании «Восход». Ранее по сходным проектам на верфи уже было построено четыре краболовных судна. Предприятие также строит еще четыре краболова для группы компаний «Сигма Марин Технолоджи».
Напомним, что в октябре прошлого года «Амурский судостроительный завод» (АСЗ. Комсомольск-на-Амуре) стал единоличным управляющим органом «Восточной верфи», а Минпромторг приостановил права акционеров (основной акционер и бывший владелец предприятия Г.Лазарев являлся основным акционером с долей 29%, еще 5,75% принадлежало А.Мирошниченко[11]).
При этом «Восточная верфь», наряду с Амурским и Хабаровским судостроительными заводами, относится к числу неэффективных верфей «Объединенной судостроительной корпорации». Согласно одобренной правительством в начале текущего года стратегии дальнейшего развития ОСК, дальневосточные верфи компании могут быть специализированы на определенном типе судов, что должно обеспечить серийность производства. В ОСК при этом подчеркивали, что намерены сохранить все дальневосточные производства, нуждающиеся в модернизации. Тем не менее в корпорации не уточняли подробностей плана относительно данных производств.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Современные технологии судостроения».
[2] В 2023 г. «Звезда» передала заказчику ПАО «Совкомфлот» танкер «Восточный проспект», состоялась церемония спуска на воду первого танкера-челнока ледового класса Arc6 «Валентин Пикуль» и танкера-газовоза СПГ класса Arc7 «Сергей Витте».
[3] Учредитель – В.Зуев, также владеющий ООО «Кают-компания», которое специализируется на ресторанной деятельности.
[4] Владивосток, учредитель – А.Колобов.
[5] Подконтролен депутату приморского Заксобрания Д.Текиеву.
[6] Большой Камень, принадлежит сингапурской компании «Риг Ресерч Пте. Лтд».
[7] Владивосток, учредители – И.Семенов, В.Поречин.
[8] Учредитель – Ю.Херсонский.
[9] Учредитель – Б.Мавланов, также владеющий туристическими компаниями «Дальневосточные экспедиции», «Центр путешествий ДВ», «Центр морских путешествий».
[10] Владелец – И.Пронович, у которого ранее уже был проект по строительству маломерного флота – ООО «Производственное объединение алюминиевые лодки» (на данный момент находится в состоянии ликвидации). И.Пронович является совладельцем ООО «Элкор» (село Прохладное в Надеждинском районе), специализацией которого заявлено производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры.
[11] Другие владельцы акций не раскрывались, но ранее по 5,5% и 5,9% были у И.Мирошниченко и О.Мирошниченко соответственно. Кроме того, 15,36% акций принадлежали АО «Тихоокеанская электротехническая компания».