Бурятия и Беларусь будут развивать сотрудничество сразу по нескольким направлением, среди которых сельское хозяйство, промышленность, авиастроение, медицина, наука и образование, культура и спорт. Таков итог визита делегации во главе с председателем государственного комитета по науке и технологиям Белоруссии.
Белорусская делегация посетила Улан-Удэнский авиационный завод, а также провела встречу в формате В2В с бизнес-сообществом Бурятии. В итоге достигнуты договоренности о двустороннем сотрудничестве в разных областях. В частности, в республику будет поставляться сельскохозяйственная, пассажирская и грузовая техника, продовольствие и другие товары белорусского производства.
Один из возможных проектов – создание совместных предприятий, которые смогут наладить производство сельхозтехники на территории Бурятии. Белорусскую сторону также заинтересовали поставки микробиологических удобрений, продуктов питания, продукции из дикоросов и косметики.
Митрофан Кузьмич (или как в те времена говорили Козьмич) Курбатов – легенда Верхнеудинска (так до 1934 года называлась нынешняя столица Бурятии Улан-Удэ): почетный гражданин, купец I гильдии, городской голова (по-нынешнему мэр) в 1816-1819 годах.
Отец Митрофана владел стеклоделательной фабрикой под Верхнеудинском, так что будущий выдающийся купец, можно сказать, с детства вкусил «азы капитализма» в конце XVIII века был купцом III гильдии, в 1810 году повысил свой статус, перейдя во вторую гильдию. Еще через 22 года достиг высшей торговой иерархии и до середины столетия считался «Кяхтинским купцом первой гильдии с капиталом в 15 тысяч рублей серебром».
Купцы I гильдии (их еще называли «первостатейные») имели самые широкие права в торговле, в том числе внешней (в случае с Бурятией это была торговля с Китаем через Кяхту), для этого они могли иметь иностранный флот. Также они могли заводить фабрики и заводы (кроме винокуренных и соляных – на это была государственная монополия), заниматься золотопромышленностью и хлебопашеством. Примечательно, что из «первостатейных» можно было «вылететь» в случае, если уменьшился капитал.
Зарабатывал на жизнь и на бутерброд с маслом винным откупом, выделкой и продажей кож, торговлей с Китаем. Причем, торговал масштабно - в 1826 году отправил по Московскому тракту аж целых 100 возов с китайскими товарами.
Заработав солидный капитал (но не переставая зарабатывать!), Митрофан Курбатов, как и полагалось купцам того времени, «ударился» в политику и меценатство. В 1816 году его избирают городским головой Верхнеудинска. Первым делом он начал строить плотину (их до сих пор строят и перестраивают в Улан-Удэ), так как город, расположенный между реками Уда и Селенга, часто топило. Ее остатки до сих пор можно увидеть на городском пляже.
Пробыл городским головой Курбатов по нынешним меркам недолго, всего лишь три года. Под занавес своего градоначальства он соорудил плавучий мост через Уду, который стоял на лодках и карбасах (это такой вид небольшого парусно-гребного судна), просуществовало чудо инженерной мысли около двадцати лет, за что благодарные горожане в 1822 году наградили его золотой медалью на Аннинской ленте с лаконичной надписью «За полезное», а в 1834 году присвоили звание «Почетный гражданин города».
Вообще, за ним прослыла молва, что он «генератор идей и главный исполнитель общественно-полезных дел». Примечательно, что Митрофан не имел систематического образования, он - самоучка, но это не мешало быть ему «человеком интеллигентным»: увлекался минералогией, имел уникальную коллекцию образцов камней Забайкалья, выполнял поручения департамента мануфактур и внутренней торговли (готовил торговую статистику по Забайкалью), также был постоянным корреспондентом Географического общества, а затем и одним из первых членов Сибирского его отделения.
Дела семейные
Жил Митрофан, как и подобает человеку его статуса, на широкую ногу. Самый красивый и богатый дом в Верхнеудинске был у Курбатовых, построен по «образцовому проекту», двухэтажный. Сегодня это памятник архитектуры, правда, его значительно перестроили. Находится по адресу ул. Ленина, 27.
Дoм Kypбaтoвa, нaши дни. Russianstock.ru, Зopиктo Дaгбaeв
Супругой Курбатова стала дочь тульского купца Авдотья, в браке у них родились сыновья Апполон и Арефий. Про младшего мало что известно, судя по всему, он рано умер. А вот Апполон, конечно же, тоже стал купцом, а заодно и почетным жителем Верхнеудинска.
Долгие годы дом Курбатовых, расположенный на Арбате, был центром культурной жизни Верхнеудинска. Здесь останавливался декабрист Александр Николаевич Муравьев, который в дороге узнал, что ему изменили место ссылки с Якутска на Верхнеудинск. В дальнейшем Курбатовы приняли живое участие в судьбе Муравьева во время его пребывания в Бурятии. Гостили у них и другие «декабристы»: Бестужевы, Оболенский, Пущин, Горбачевский, Кюхельбекеры. Вообще, Курбатов прослыл гостеприимным хозяином. Вот, что говорил о нём Дмитрий Давыдов, поэт, автор песни «Славное море, священный Байкал».
«В нашем маленьком городе можно иногда столкнуться с человеком, приметным во всех отношениях. Скромность не позволяет мне назвать всеми любимою купца, отличавшегося светлым умом и добрым, благородным сердцем. Зашедши к нему в дом, забываешь, что живешь в Забайкалье. Тут и радушие, и откровенность, и журналы и газеты».
Верхнеудинская ярмарка
С 80-х годов XVII века в Верхнеудинске стали проводить ярмарки. Одну – зимой, когда замерзал Байкал, так как по льду товары доставлять было удобнее и быстрее, другую по осени. Учитывая, что город находился на пересечении торговых путей из Китая, то очень быстро верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей за Байкалом. Она настолько была значимой, что даже нашла свое отражение на гербе города: «на золотом поле Меркуриев жезл и рог изобилия в знак того, что в городе происходит знатный торг и условия о торге». С этой же ярмарки доставлялись товары на Амур, хлеб в Читинскую область и Нерчинский край.
В 20-х годах XIX века для складирования товаров Курбатов решил построить Гостиный двор. Строил не один, ему принадлежала лишь четверть акций, но было ясно – предприятие выгодное. Очень быстро вокруг Гостиного двора образовалась Базарная площадь (теперь это самый центр города). Торговые ряды Курбатова сохранились до сих пор, только поменяли профиль – теперь это поликлиника и травмпункт (ул. Куйбышева, 18, имеют статус памятника архитектуры).
Гостиные ряды Верхнеудинска
Вообще, в те годы вести бизнес вскладчину, на паях было делом привычным. Так, Митрофан Курбатов в партнерстве с московским купцом Гуляевым, баргузинским купцом Иваном Черных и суздальским купцом Невзоровым построил мыловаренный и стекольный заводы.
Курбатов XXI века
Кстати, Курбатова можно встретить и сегодня, если отправитесь в гастрономический тур по столице Бурятии: местные гиды предлагают туристам посетить те самые «Гостиные ряды», где гостей под аккомпанемент баяна встречает сам Митрофан Курбатов. Далее все, как любил самый известный купец Верхнеудинска – богатый стол и щедрые угощенья.
Вообще, возвращение к истокам и – обязательно – «местного розлива», это новый тренд регионального туризма: в Хабаровске вам предложат прогуляться там, где японцы обстреливали в 1920 году центральную часть города, во Владивостоке проведут по «миллионке», в Благовещенске расскажут, как китайцы переплывали Амур, когда их выдворяли из России.
Теперь мы с вами знаем и про Курбатова в Верхнеудинске.
Обсуждению туристической области было уделено особое внимание в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ), где, в частности, при участии президента В.Путина состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам туризма.
Рост интереса к туристическим дальневосточным направлениям предполагается увеличивать с помощью дополнительной финансовой поддержки. С 1 октября на Дальнем Востоке начинает действовать повышенный размер кэшбэка (20%, возврат до 40 тыс. рублей). Осенний этап продаж таких туров продлится до 25 декабря. При этом рассматриваются возможности для дальнейшего расширения данного механизма. Губернатор Приморского края О.Кожемяко, курирующий сферу туризма в рамках Госсовета, предложил вводить повышенный кэшбэк для поддержки отдельных направлений туризма (круизный, экологический, детский). В частности, покупателям турпутевок предлагается возвращать 50% стоимости летнего отдыха в детском лагере. Отмечается рост количества туристических проектов в рамках преференциальных экономических режимов. За последние пять лет их число достигло 210 (рост в пять раз). Совокупный объем инвестиций в данные проекты составляет 90 млрд рублей (из них 20 млрд рублей уже вложено).
В ряде дальневосточных регионов рассчитывают на рост туристического потока в текущем году. Рост турпотока по итогам восьми месяцев текущего года отмечается в Иркутской области – на 10% относительно аналогичного периода 2021 г., до 1,1 млн человек. Основной поток приходится на Иркутск и прилегающие к Байкалу территории – Иркутский, Ольхонский и Слюдянский районы.
На данных территориях предполагается и далее развивать инфраструктуру для туристов. Губернатор региона И.Кобзев предложил генеральному директору ОАО «РЖД» О.Белозерову организовать новый туристический маршрут с включением Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). В «РЖД» выразили готовность поддержать идею.
Также планируется развивать туристическо-рекреационный кластер в поселке Большое Голоустное на берегу Байкала[1], где в настоящее время, тем не менее, отмечается дефицит инфраструктуры. В текущем году была подготовлена дорожная карта проекта (до 2026 г.). Пока в поселке действует 35 средств размещения (включая сезонные). Дорожная карта предусматривает асфальтирование всех дорог общего пользования местного значения, завершение капитального ремонта автодороги в Иркутск, строительство парковки на въезде в поселок и парковочных зон в пади Семеновка, благоустройство зон общего пользования в центре Большого Голоустного, реновацию фасадов на улицах Байкальской и Кирова, увеличение зоны покрытия мобильной связи. Также в проработке находятся вопросы строительства взлетно-посадочной полосы малой авиации и создание музея.
В Слюдянском районе между тем запланированы строительство пешеходного моста через впадающую в Байкал реку Снежная (пользуется популярностью для организации водных маршрутов) и капитальный ремонт подъезда к рекреационной зоне в поселке Новоснежная. В Байкальске резидент ОЭЗ «Ворота Байкала» ООО «Талисман Соболиная» рассчитывает построить гостиничный комплекс на 93 номера. Строительство должно начаться в 2023 г., объем инвестиций оценивается в 2,9 млрд рублей. Также в городе предполагается построить глэмпинг-отель на берегу Байкала (инвестор – ООО «Под небом Байкала»), вложив 118 млн рублей.
В Бурятии основная часть туристических проектов также связана с Байкалом. В июне были расширены границы ТОР для развития туристического кластера в Выдринском районе – в рамках него планируется построить отель на 200 номеров, ресторан, бассейн, яхтенный порт, маяк со смотровой площадкой и благоустроенный пляж. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Кроме того, регион выиграл грант в размере 337 млн рублей от Ростуризма, которые должны быть направлены на обустройство пляжных зон на Байкале, развитие национальных туристических маршрутов, оборудование кемпингов и автокемпингов.
Следует отметить, что на полях ВЭФ было подписано соглашение по реализации комплексного туристического проекта компании «ТОР Мыс Капитанов» в рамках межрегионального культурно-экологического парка «Озера на Снежной» на границе Бурятии и Иркутской области (соглашение заключено между компанией, КРДВ и правительством Бурятии). Инвестор имеет в собственности земельные участки в рамках ТОР «Бурятия». В проект планируется вложить порядка 400 млн собственных средств.
В Якутии в текущем году власти ожидают восстановления допандемийного уровня туристического потока – до 200 тыс. человек. За первый квартал года туристические маршруты в республике посетили 40,4 тыс. человек (за аналогичный период прошлого года – 28,2 тыс. человек). В Хабаровском крае также рассчитывают на рост турпотока на 9% к концу года по сравнению с 2021 г.
В целом, по данным Росстата, коллективные средства размещения в ДФО за первое полугодие 2022 г. приняли 1,25 млн человек, что на 18,6% больше, чем за первое полугодие 2021 г. Так, в Камчатском крае число постояльцев в отелях выросло в три раза – до 177,7 тыс. человек, в Бурятии рост составил 76% - до 176 тыс. человек, в Хабаровском крае количество посетителей в отелях выросло на 8,5%, до 204,6 тыс. человек. В то же время на популярных направлениях отмечался и рост стоимости размещения в отелях – на Камчатке рост в июле составил 15-30%, рост также наблюдался на Сахалине. Ситуация в том числе связана с ограниченным предложением комфортабельных средств размещения в данных регионах (общая вместимость гостиниц Сахалина – 5 тыс. мест, Камчатки – 7 тыс. мест, треть из них приходится на комфортабельный сегмент).
Новые проекты в регионах предполагают в связи с этим создание новых мест размещения. В рамках проекта по созданию рекреационного кластера на Курильских островах компанией «Архипелаг Онекотан»[2] (резидент ТОР «Курилы») предполагается в первую очередь построить туристическую деревню в бухте Шелехова (остров Парамушир) с домами, пунктами проката инвентаря и оборудования, кафе, пешими маршрутами и смотровыми площадками.В целом в создание туристических объектов на островах Парамушир, Онекотан, Шумшу, Шикотан, Атласова, Харимкотан, Расшуа и Ушишир инвестор намерен инвестировать 900 млн рублей. Так, на острове Онекотан развитие туристической инфраструктуры должно начаться с обустройства береговой линии для причаливания катеров, также предполагается проложить до 30 км экскурсионных маршрутов и экологических троп. На островах планируется создание глэмпингов и ферм с открытыми вольерами. Объекты предстоит обеспечить собственной инженерной инфраструктурой. С помощью реализации проекта власти региона рассчитывают увеличить турпоток на 40 тыс. ежегодно (в 2021 г. он составил 211,5 тыс. человек).
Кроме того, на Итурупе планируется построить отель на 120 номеров площадью более 1 200 кв. м компании «Антерра» (проекты под брендом «Грин Флоу»). Также гостинично-термальный комплекс на 154 номера инвестор намерен построить в Камчатском крае. Соответствующие соглашения были подписаны на полях ВЭФ. В реализацию каждого проекта предполагается вложить 2 млрд рублей.
Между тем в рамках сахалинской ТОР «Горный воздух» в октябре запланировано начало строительства отеля «Большевик» площадью 14,2 тыс. кв. м на 230 посетителей с ресторанами, кафе, конференц-залами, сауной и бассейном (объем инвестиций - 1,5 млрд рублей) и гольф-клуба (объем инвестиций - 17 млрд рублей). Строительство гольф-клуба (крытый гольф-клуб, бассейн, площадка для тенниса) должно завершиться к 2026 г.
Новый отель «Легенда Аэро Сахалин» на 175 номеров предполагается построить на территории аэропорта Южно-Сахалинска (в рамках ТОР «Горный воздух»). Инвестором выступит ООО «Парк-отель Бурдугуз» (входит в группу En+). Для реализации проекта была создана компания «Отели Сахалина». Аналогичный проект инвестор намерен реализовать в аэропорту Владивостока («Легенда Аэро Владивосток»). Проекты планируется завершить к 2026 г.
В Якутии планируется развивать туристическо-рекреационный кластер «Ленские столбы» - на полях ВЭФ было подписано соглашение между правительством республики, КРДВ и компанией «Аарыма Турс». В 2021 г. в рамках первого этапа проекта была проведена реконструкция основного гостевого дома с видами на Ленские столбы и реку Лена. Туристическая база стала первым крупным современным объектом туристической инфраструктуры в данной местности. Было начато возведение глэмпингов. В рамках второго этапа также запланировано создание банного комплекса и проведение благоустройства территории.
В Минвостокразвития допускают возможность создания на Дальнем Востоке единого туристического вертолетного оператора. Тем не менее для этого требуется восстановление малых посадочных площадок. Между тем в мае, столкнувшись с проблемой поставки самолетов, прекратила деятельность «Авиакомпания «Камчатка» (подконтрольна С.Бачину[3]), которая намеревалась работать в сфере туристических перевозок. Решение было принято в связи с отказом от поставок самолетов Cessna Grand Caravan EX модели 208B[4] их производителем – американской компанией Cessna Aircraft Company[5]. Летом 2021 г. «Камчатка» получила сертификат эксплуатанта, дающий право выполнять коммерческие перевозки.
Следует отметить, что с ростом популярности природных туров количество происшествий с туристами, преимущественно на маршрутах, предполагающих экстремальный туризм, также увеличивается, что становится проблемой. В частности, в сентябре при восхождении на вулкан Ключевская сопка, организованном новосибирской компанией[6], погибли туристы. Шестеро туристов из группы погибли, сорвавшись с высоты более 4 тыс. м, после чего был подан сигнал о помощи (3 сентября). До прибытия спасателей погибли еще двое туристов из группы[7]. Спасательному вертолету Ми-8 МЧС удалось совершить посадку на склон вулкана только 5 сентября с четвертой попытки (из-за погодных условий – сильного ветра и облачности) и эвакуировать четверых выживших (двух туристов и двух гидов). По направлению к туристической группе также была направлена группа спасателей со скалолазным снаряжением, но в горах Камчатки исход поисково-спасательных операций в значительной степени зависит от погодных условий, наличия пепловых облаков на склонах, таяния ледников, схода селевых потоков и камнепадов.
Причины и обстоятельства гибели туристов, сорвавшихся при восхождении на вулкан, предполагается устанавливать в рамках расследования уголовных дел о причинении смерти по неосторожности и об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровью. В августе в регионе также погибли один турист при спуске с Мутновского вулкана и гид, сопровождавший группу туристов в пешем и водном маршруте в Усть-Большерецком районе.
Представители туристической отрасли в Камчатском крае уже высказывали опасения по поводу появления на рынке большого количества компаний (в том числе из других регионов), не знакомых с местной спецификой и не обладающих необходимыми навыками. Кроме того, возникают вопросы относительно подготовленности туристов к отдельным сложным маршрутам. После происшествия на Ключевской сопке вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев предложил запретить туристическим группам выходить на сложные маршруты без разрешения квалификационной комиссии. Он заявил о намерении обсудить данный вопрос с МЧС и Ростуризмом. В настоящая время квалификацию для работы на маршрутах должны проходить только гиды (работающие в компаниях официально). Также предполагается в два раза увеличить финансирование из федерального бюджета санитарной авиации в Камчатском крае.
Другой проблемой является возможная угроза флоре и фауне природных территорий в связи с планами по увеличению количества туров. Ранее в пользу введения жестких правил поведения туристов на особо охраняемых природных территориях высказывался спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С.Иванов. Вице-премьер В.Абрамченко в июле поручила Ростуризму совместно с регионами разработать дорожную карту по системному развитию экологического туризма на Байкале с учетом прогнозируемого роста турпотока и минимизации антропогенной нагрузки. В настоящее время на побережье озера отмечается дефицит инфраструктуры для комфортного размещения, часть проектов только находится в разработке.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2007 г. поселок планировалось сделать центром ОЭЗ «Ворота Байкала».
[2] Учредитель – ООО «Евроспортфинанс».
[3] Партнер В.Потанина, является генеральным директором компании «Васта Дискавери», руководителем девелоперских проектов компании «Интеррос».
[4] Легкий одномоторный самолет на девять пассажирских мест.
[5] Договоры на поставку самолетов в лизинг на срок в 12 лет были заключены в конце 2021 г., лизингодателем выступило подконтрольное Минтрансу АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Стороны также намеревались оформить опцион еще на девять таких самолетов с поставкой в 2023-27 гг. Парк авиакомпании насчитывал один самолет Grand Caravan EX 208.
[6] Директор компании «Экстрим Тайм» А.Степанов был задержан в Новосибирске. Он не признает вину.
[7] Группа в составе десяти туристов и двух гидов начала восхождение на вулкан 30 августа. В составе тургруппы были жители Алтайского, Приморского, Камчатского краев, Москвы, Новосибирской и Владимирской областей.
Сегодня музыка доступна и понятна абсолютно каждому слушателю. Однако, мало кто задумывается о важности самого текста. Исполнение музыкальных произведений на родном языке неоценимо. Возвращение к корням, использование в музыке национальных традиций позволяет каждому слушателю проникнуться творчеством музыкальных коллективов.
На Дальнем Востоке России проживает около 20 различных коренных народов, а это огромное богатство культурных ценностей, традиций и обычаев.
Мы подготовили обзор несколько музыкальных групп, которые через свою музыку популяризируют культуру своих народов.
Хатхур Зу – рэп-группа, музыка которых откликается в сердцах многих тысяч людей, ведь они не просто создают рэп, они создают его на родном бурятском языке, что до них на таком уровне еще ни делал никто.
История этой группы началась ещё в далеком 2011 году, в студии Ssuriken rec, когда 4 человека решили объединить свои силы и внести в общество что-то новое.
«Мы говорим обо всем, что нас окружает: о людях, обществе, государстве... Добро и зло, верность и предательство, справедливость и произвол, спорт и нездоровый образ жизни – вот наши темы».
Первый альбом «Хатхур Зу» вышел 31 декабря 2011 года. И несмотря на то, что музыканты в своих интервью признавались, что сейчас не видят в нем ничего выдающегося, именно он стал неким толчком для дальнейшего развития группы.
Состав группы: Элджи (битмейкер), Леонид Шаданов, Сонг (МС) Сергей Биликтуев, Дзе (МС) Алихан Дугарон, Санаа (бэк МС)
«Выразить что-то на родном языке проще», — такими словами солист группы «CrispyNewspaper» Анатолий Чиряев объясняет, почему они поют на саха тыла, или якутском языке.
Группа основалась в декабре 2016 года, играют дерзкий восьмидесятнический панк с быстрыми, будто легковоспламеняющимися соло, на которые идеально ложатся текста на якутском. Это язык тюркского происхождения с использованием кириллицы, на котором сегодня разговаривает менее 500 тыс. человек.
«Наш язык вымирает, — добавляет Чиряев. — Так что выступать с написанными на нем песнями — для нашей группы что-то вроде священного долга».
Состав группы: Анатолий Чиряев (ударные), Игорь Цой (вокал), Азгар (гитара), Александр Иванов (бас)
"Gubernator" – единственная музыкальная группа на Чукотке и ее пределами, исполняющая произведения на чукотском языке в современной рок-стилистике. Она была образована для создания нового направления в мире музыки. В основе их творчества – национальный чукотский фолк, сочетающийся с рок-музыкой и джазом.
"Мы стараемся популяризировать чукотскую культуру, национальный фолк и чукотский язык. Основная наша аудитория это молодые люди и мы считаем, что в такой форме современного исполнения мы привлекаем интерес чукотской молодежи к своему родному языку, который в наше время почти утрачен", – говорит лидер группы Роман Астров.
Группа "GUBERNATOR" образовалась 10 марта 2006 года в столице Чукотского Автономного Округа городе Анадыре. Вокалистка группы Вероника Ушолик владеет горловым пением. Она многократно занимала первые места на международных фестивалях народной музыки.
Группа быстро получила популярность у себя на родине. В 2008 году коллектив выпустил первый альбом "Chukotka-region 87".
Состав группы: Роман Астров (ударные), Вероника Ушолик (вокал), Евгений Григорьев (гитарист)
Увезти с собой впечатления о Камчатке, воплощенные в дереве, разместить на стене рабочего кабинета карту полуострова, выполненную из березовой фанеры, или разместить индивидуальный заказ — с такими желаниями в мастерскую Ильи Кацевича приходят и туристы, и местные жители.
Илья с детства был активным и творческим человеком: спорт, поэзия, музыка. Все это наложило отпечаток на сегодняшнюю деятельность. Убежден, что человек – творец по своей натуре, и любую работу можно делать с вдохновением, получая от нее удовольствие, заряжая других людей. Имея высшее экономическое образование, Илья в свои 37 лет имеет 15-летний производственный стаж.
— Всегда интересно, как человек приходит к выбору той или иной творческой деятельности, ведь направлений в этой сфере множество. Расскажите о своем опыте.
— Можно сказать, что я работаю по профессии — руковожу коллективом, при этом реализовываю свой творческий потенциал вместе со своей небольшой командой. Лазерную резку и гравировку освоил через практику, начиная с простых заказов и погружаясь в тонкости работы с различными материалами.
Еще в детстве я всегда обращал внимание на различные сувениры, выполненные с применением ручного труда, которые видел в других странах. Есть люди, тонко чувствующие энергетику вещей, отношу себя к таковым, поэтому уделяю особое внимание дизайну и качеству исполнения изделий на своем производстве. Наверное, это подметил мой отец — он дал мне импульс, предложил бизнес-идею по оказанию услуги лазерной гравировки в 2009 году — это было началом моей производственной деятельности.
— Эта работа пришлась по душе, но мастерскую вы же не сразу открыли?
— Конечно не сразу. Сначала проработал в компании своего отца около четырех лет, получил хорошие навыки по работе как с самим оборудованием, так и с клиентами. Мы закрепились на камчатском рынке в этой сфере, а в 2014 году я открыл собственную мастерскую под названием Lasermade, значительно расширив спектр изготавливаемых изделий. Помимо работы с со специальным пластиком и оргстеклом, я начал плотно работать с березовой фанерой, набирал опыт, улучшал навыки по работе с ней: от шлифовки до покраски и закрепления специальными лаками и эмалью в отдельных случаях.
Так с проектом «Мастерская Lasermade» я работал на Камчатском рынке до лета 2020 года, а потом в авантюрном порыве вместе с сестрой и коллегой по цеху переехали жить в Адыгею, в Майкоп: запаковали лазерные станки в контейнер и отправили их туда. Для меня это было неизведанное место, и пусть это не очень популярный выбор для переезда, для меня это был своеобразный вызов. Там через полгода мы с коллегой запустили большой цех лазерной резки, но так вышло, что я прилетел на Камчатку в командировку… и остался, вернулся к истокам — сейчас я руковожу мастерской лазерной гравировки и УФ-печати в ООО «Артмейкер». Камчатка не отпустила. И вот тут уже произошло переосмысление и настало время для усиления позиций.
— Все, что ни делается — к лучшему. Что сейчас в вашем ассортименте?
— Как и раньше, мы занимаемся сувенирной продукцией с региональной символикой: магниты, брелоки, значки, фоторамки, органайзеры, панно, элементы декора из дерева: карты России и регионов из дерева, медальницы, 3D-головы животных из дерева, именные подарки, а также деревянные наградные доски и дипломы. Также широко применяем оргстекло в создании наградной атрибутики: статуэтки, кубки, медали и прочее.
Освоили ультрафиолетовую печать на широком спектре материалов, но при этом в нашем ассортименте есть продукция с ручной росписью, в производстве которой мне помогает моя сестра, она тоже очень творческий человек. К новому туристическому сезону выйдет свежая, яркая, сочная коллекция сувенирной продукции под брендом Mayak.gift!
— Какие образы используете в своих изделиях?
— Многое навеяно местом, где мы живем: вулканы, ездовые собаки, крабы, косатки, лосось: горбуша, голец, микижа — детально подходим, рыбак точно определит, что за рыба. На рынке камчатской сувенирной продукции с такой детализацией по лососю не так уж много подобных сувениров. Сотрудничаю с иллюстраторами, но также мы используем в своей работе ресурсы с искусственным интеллектом — с помощью генерации изображений получаем образы, отбираем их очень тщательно. Но человеческий фактор не отменяем.
— Вы упоминали о персонализации сувениров. О чем идет речь?
— Это мое конкурентное преимущество. Мне интересно делать так, чтобы заказчик становился творцом, участником процесса. Люди могут нам прислать свои наброски, а мы строим дизайн будущего изделия. Потом вносят правки, и мы творим дальше вместе. Или же работаем без набросков, по запросу клиента.
— Ручной труд используется в производстве?
— Безусловно. От ручного труда не уйти, если мы хотим видеть уникальную продукцию. Это моя твердая позиция: ручной труд необходим, он наделяет изделие душой. Не все понимают, что такое ручной труд в сувенирной продукции и недооценивают его. Тем не менее, ценность ручного труда возрастает. Это дорого, но мне важно сохранять эту составляющую. Тем более, что это — дополнительные рабочие места, сдельная работа для студентов. Сейчас работаем втроем, но планируем расширять команду для тиражирования продукции перед новым турсезоном.
Любая предпринимательская деятельность направлена на извлечение прибыли, но есть важнейший момент — получать удовлетворение от своей работы. На своем опыте знаю, что есть люди, которые всегда ищут что-то особенное, не рядовое, аутентичное, кому не хочется типовых сувениров. Я, если увижу особый почерк в изделии, которого раньше не встречал, обязательно приобрету его. Сувенир должен вызывать какую-то эмоцию. У меня есть стремление, чтобы продукт вызывал теплые эмоции — тут нужно вкладывать свою энергетику, особым образом подходить к работе. Также и команда должна быть заинтересована.
— Материалы каких производителей вы используете?
— Оргстекло закупаем от корейских и китайских производителей через российских дистрибьюторов. Березовую фанеру приобретаем российского производства. Лазерная резка и гравировка достаточно требовательна к качеству фанеры, чтобы держать качество продукции на высоком уровне с сохранением производительности, требуется тщательно отбирать каждый лист. Морилка – российская, краски, лаки – импорт.
— Илья, кажется, что магнит сделать совсем несложно. Но явно обыватели ошибаются. Что стоит за изготовлением из фанеры на магнитной основе?
— Сначала нужно определиться с дизайном, подготовить макет для станка, определить в задании какие элементы должны вырезаться и в каких местах нужно выполнить гравировку, затем множим макеты в программе (выполняем верстку), далее запускаем на ЧПУ-станок с СО2-лазером на заранее выбранных параметрах: скорость и мощность гравировки и резки, делаем заготовки, а потом переходим на стадию шлифовки специальными шлифмашинками для удаления нагара после лазерной вырезки. После этого заготовки переходят в покрасочную: покраска/томповка (по большей части, ручная или в колерной с помощью краскопульта), далее — однодневная сушка, потом сборка, склейка с виниловым магнитом и упаковка.
— Вы помогаете в продвижении камчатского бренда?
— Наша продукция получила высокую оценку на международном конкурсе качества «Гемма» в 2016 году. В 2022 году представляли Камчатский край на Восточном экономическом форуме на острове Русский. Там я получил уникальный опыт делового общения с представителями других регионов в сфере сувенирной продукции. Намечены планы по сотрудничеству. В 2021 году на Всероссийском конкурсе «Туристический сувенир» в Уфе мы заняли первое место в номинации «Сувенир региона» – победили наши деревянные значки с ручной росписью в виде краба. На Камчатке мы регулярно участвовали в экспозициях Камчатского выставочного центра. Что касается экспорта за рубеж — мы сотрудничали с Камчатским центром поддержки экспорта, с помощью которого выходили на торговую площадку e-bay и сделали продажу одного магнита в США. Далее нужно было раскручивать свой аккаунт, чтобы налаживать продажи, но не нашлось на это свободного времени, сконцентрировались на работе для своих.
Четыре месяца назад улан-удэнка Майя Султумова открыла магазин одежды «Гоёшуултаяа», что в переводе с бурятского означает «для модниц и модников». Это первый в Бурятии магазин, где есть самый большой ассортимент одежды с элементами национального колорита. При этом, если раньше считалось, что бурятские национальные наряды принято надевать лишь на традиционные праздники, или, к примеру, для выступлений на сцене, то сейчас предприниматель создала уникальную коллекцию одежды под личным брендом, которую можно носить каждый день – как на работу или учебу, так и для отдыха в дорогом ресторане.
Всё сама — это про Майю Султумову. Придумать образ — сама, сшить — сама, дизайн и ремонт помещения бутика — тоже сама. В магазине, как и в одежде, всё продумано до мелочей. При входе взгляд сразу выхватывает белый электрокамин, уютные мягкие кресла. Пол выложен плиткой, узор которой отсылает к волнам Байкала, на стенах — картины бурятских художников. В соседнем помещении есть даже мини-кухня для того, чтобы приготовить чай и перекус для посетителей. И все эта роскошь — в необычном для магазинов одежды месте — на автовокзале Улан-Удэ.
— Мы целенаправленно открыли магазин здесь, сюда со всех бурятских районов приезжают сельчане и уезжают отсюда же. Всю эту обстановку, красоту делали для всех жителей республики. Чтобы люди сюда заходили и видели, прикасались, чувствовали красоту. Мы встречаем посетителей бурятскими приветствиями, прощаемся также – это наше внутреннее правило. Когда люди заходят, мы приглашаем присесть, отдохнуть. Наливаем гостям чай, угощаем. Здесь они ощущают, что никуда торопиться не надо, а можно насладиться моментом. Отдохнуть, примерить самые разные наряды, пофотографироваться. Я не делю покупателей на городских и сельских, богатых и бедных. Хочется, чтобы каждая девушка или женщина могла позволить себе купить любую вещь в нашем магазине, — говорит Майя Султумова.
Качественной, недорогой одежды ей и самой много лет не хватало в Улан-Удэ. Поход по магазинам за новыми нарядами оборачивался скорее расстройством, чем удовольствием.
— Особенно после эпидемии короновируса пришло осознание, что в магазинах стали продавать одежду либо неоправданно дорогую, либо из материалов очень плохого качества. Сначала я владельцам ателье предлагала: почему бы вам не открыть при ателье свой магазин, чтобы там продавать сшитые вами наряды? Ведь очевидно же, что дефицит хорошей одежды в Бурятии налицо. Никто не захотел. Многие ателье, наоборот, стали закрываться, став неликвидными, ведь индивидуальный пошив стоит дорого. Тогда я решила — а почему я сама не могу это сделать? Пошла и купила себе машинки, огромные столы, помещение у меня уже было тогда, так появился мой швейный цех, в котором я работала поначалу одна. Соответственно потом понадобился магазин, чтобы реализовать свою продукцию, — рассказывает владелица модного бутика.
Качественные ткани бизнесмен покупала на заказ, ткани, пуговицы, фурнитуру искала в других регионах.
Не быть как все
За плечами у Майи Султумовой обучение по специальности «портной верхней одежды» в лицее, затем экономический факультет в вузе. А еще порядка 30 лет предпринимательского опыта. Начинала она с киосков, павильонов, потом 20 лет владела популярным в городе кафе. По ее словам, она ни на минуту не сомневалась, что в том, что и этот новый бизнес у неё тоже получится. Тем более что тяга ко всему прекрасному и к красивым нарядам у неё была с самого детства. Ей удавалось заметно выделяться из толпы даже, когда она училась в советской школе, когда была вынуждена одеваться, как все: коричневое платье, воротничок и белый фартук.
— Я из многодетной семьи, нас было четверо детей, я старшая. Родители работали на заводе. Мы жили небогато. Но папа с мамой у меня всегда были очень красивыми. Папа был похож на артиста, носил стильные шляпы, на него оглядывались прохожие. Мама тоже обожала красивые причёски, носила модную обувь и платья. Видимо, глядя на них, я тоже всегда тянулась к красивому. Не могла одеваться в серое или черное. Какие-то элементы одежды должны были быть всегда, чтобы выделяться. Перешивала мамину одежду для себя. Переделала и школьный наряд. Сделала себе большой красивый воротничок, лямки от фартука отрезала и перешила, получилось красиво, модно, не как у всех, — вспоминает Майя.
И сегодня для создания коллекции под личным брендом ««Гоёшуултаяа» дизайнер-швея использовала как цвета яркие, так и нежные пастельные оттенки. Никакой серости. Но главное отличия коллекции мастерицы – национальные мотивы и смешение стилей.
— Смешение стилей я тоже приветствую. Так, например, у меня в коллекции есть спортивная одежда, которую я называю «спорт-шик». С виду это обычный спортивный костюм, но национальные элементы делают его особенно стильным, нарядным, хотя он по-прежнему остается повседневной одеждой. В таком костюме можно как сходить в спортзал, так и отдохнуть с друзьями в кафе.
Если раньше наряды с бурятским орнаментом носили только бабушки из глубинки, или артисты для выступлений, то сейчас, в том числе благодаря Майе Султумовой, появляется новая повседневная одежда с буддийскими узорами и бурятской символикой. Покупать вещи, подчеркивающие национальную идентичность, становится популярным в Бурятии явлением.
— В целом, мы шьем самые разные наряды для всех возрастов: мужские и женские спортивные костюмы, брючные костюмы, платья, футболки, куртки, сумки и т.д. Есть даже конверты для выписки из роддома. В одежде много буддийских узоров. Буддизм — часть Бурятии, и мне это близко. Ткани наши — торгон (монгольский шелк. — прим. ред.), тесьма, пуговицы расписные. Мы сейчас должны возрождать свою культуру, чтобы она не исчезла. Поэтому мне важен национальный колорит в одежде. Мне кажется, сейчас идёт возрождение национального самосознания, — уверена Майя Султумова. — Если раньше для молодежи было почему-то стыдно говорить на бурятском, то теперь многие наоборот стремятся к этому, записываются на курсы бурятского языка. Надо сохранять культуру. Кто если не мы? Если я хоть на какую-то частичку буду причастна к этому возрождению, то для меня это дороже всех денег!
Особенно ценным для предпринимателя стало появление новой тенденции — вслед за юными девушками в ее магазин потянулись и парни, которые тоже хотят носить одежду с национальными узорами.
— Молодёжь любит нашу одежду. В том числе покупают не только буряты, но и русские. Когда я вижу покупателей-парней, которые ищут себе что-то этническое, но не могут найти то, что им нравится, то у меня к ним особое отношение. Я знаю, что женщины могут надеть любой наряд в любом месте, а то, что ко мне потянулась молодежь и парни — для меня это особенно ценно. Если они не могут подобрать для себя подходящий наряд, мы предлагаем им пошив изделия на их вкус, — поясняет Майя Султумова.
Как выяснилось за четыре месяца работы, расположить магазин на автовокзале, оказалось правильной идеей. Сюда стекаются не только жители районов Бурятии, но и иногородние туристы, которые хотят уехать на Байкал или посетить другие достопримечательности республики.
— Покупают у меня одежду приезжие из Москвы, Иркутска, Сочи, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов. Летом мы ожидаем большое число приезжих. Готовим к продаже не только одежду, но и сувениры, — делится модельер.
Возможно уже скоро аналогичный магазин откроетя в Иркутске. Жители города по соседству весьма заинтересовались новинкой и тоже хотят одеваться в «Гоёшуултаяа».
В поисках здоровых перекусов для себя и своего малыша Светлана Ишкова занялась изготовлением чипсов из фруктов и пастилы с помощью обычного бытового дегидратора. Спустя считанные месяцы она открыла дело, арендовала мини-цех и оснастила его на выигранные грантовые 500 тыс. рублей необходимой техникой, а теперь запустила линейку батончиков «Снэки со вкусом Хабаровского края». Ничем хоть близко похожим на предпринимательство в свои 25 лет Светлана раньше не занималась, а по образованию она юрист. Просто, когда решила открыть дело пришла в хабаровский центр «Мой бизнес» и спросила: «А расскажите, как…».
В небольшой комнате, которая гордо зовётся мини-цех, постоянно стоит негромкий гул от сушильных шкафов, а воздух насыщен ароматами апельсинов, яблок, груш, ягод… ещё чего-то непонятного, но вкусного. Невысокая девушка в шапочке и спецкостюме колдует над миской:
— Семена льна… семечки тыквенные… подсолнечные… кунжут и сироп топинамбура…
Так рождаются флаксы — зерновые крекеры, энергетические батончики, одним словом — полезная и здоровая замена бутерброду и чипсам. В них не зашкаливают углеводы, нет холестерина, жиры только полезные, включая Омегу-3, и большая порция витаминов группы А, В, D и Е.
— Сахара ни грамма! — категорически восклицает Светлана Ишкова, хозяйка этого островка вкусной и здоровой пищи, мама полуторагодовалого малыша и новоиспечённый предприниматель: зарегистрировалась в сентябре 2023 года. — Ни в одном из наших продуктов нет сахара. Даже в пастиле — ни мёда, ни сахара. Только вот в батончиках сироп топинамбура, который разрешён даже диабетикам.
Польза, натуральность и сохранение естественного вкуса — это те самые «три кита», на которых Светлана строит своё дело. Началось всё с глубоко личного — у малыша появились проблемы с кожей. Тогда-то как раз и родилась идея приготовить лакомство, но такое, которое бы не содержало химии и было бы максимально здоровым. Сначала, конечно, были поиски в магазинах, на рынках… Пастилу, например, найти не проблема, но один производитель, не стесняясь, подсыпает крахмал, другой также щедро добавляет сахар, усилитель вкуса, консервант. История знакомая всем, кто хоть раз читал то, что написано на этикетке.
В других случаях, рассказывает Светлана, всё основательно заливается мёдом, который вроде бы и полезен — хотя та ещё углеводная бомба, но забивает напрочь вкус других компонентов – будь то орехи или фрукты. Потому-то и пал выбор на дегидрацию — причём бережную.
— У меня процесс сушки идёт на 40 градусах, занимает он примерно 12 часов, — рассказывает Светлана. — Это позволяет максимально сохранить и полезные ингредиенты, и вкус. Я хочу, чтобы мои фруктовые чипсы из яблок были как яблоки, из апельсинов — как апельсины, а не как такие, которые пересушены, крошатся, и только отдалённый аромат напоминает о первоначальном вкусе оригинального продукта!
Это сейчас у Светланы два больших промышленных дегидратора с массой настроек, датчиков, постоянным контролем за процессом, а начинала она с обычного бытового «агрегата». Понятное дело, что угощала всех родных, друзей, близких, и когда накопилась критическая масса комплиментов, подумала: «Если это так хорошо, почему бы не поделиться этой вкусной пользой с другими? Почему не сделать на этом бизнес?». Идея практически со скоростью мысли преобразовалась в действия. И первым из них был поход в центр «Мой бизнес».
— По образованию я юрист, с красным дипломом, — продолжает рассказ Светлана. — Считаю, что я успешный юрист, и юриспруденция не только помогла мне, в становлении как личности, появлении каких-то амбиций, но и сейчас она мне помогает в производстве и организации бизнеса, хотя раньше я работала в найме — в группе компаний, которая занималась переработкой лома, отходов драгметаллов. И всё же как предприниматель я была абсолютным, ничего не знающим новичком.
Такие абсолютные новички, у которых из активов одна лишь идея, составляют внушительный пласт обращающихся в центр «Мой бизнес». Здесь работают, помогают, консультируют, учат, конечно же и тех, кто уже основательно стоит на ногах, но для начинающим здесь выделен особый ресурс.
— Преимущество центра «Мой бизнес» как раз в том, что мы на всех уровнях осуществления предпринимательской деятельности оказываем разный спектр услуг, — говорит Ксения Вязникова, директор центра «Мой бизнес». — Интересно и с начинающими поработать, к тому же, кто, если не мы, кто, если не центр оказания поддержки в качестве одного окна, сможет поддержать начинающего предпринимателя? Вывести его на тот уровень, который он желает, подсказать, дать ему знания, то есть мы— это не только про деньги история, а ещё и про знания. Также плотно мы работаем и с уже действующим бизнесом, у которого есть опыт, потенциал роста, который тоже может поделиться опять же с начинающими, поработать в некоторой коллаборации с ними. Плюс получить от центра «Мой бизнес» какую-то финансовую поддержку, масштабироваться до такого уровня, чтобы выйти на экспорт.
Светлана пришла в «Мой бизнес» в статусе самозанятой, и после цикла консультаций, обучения, поняла, что при все плюсах такого способа работы, есть и минусы. Самый очевидный — невозможность участвовать в больших мероприятиях типа городских, краевых ярмарок.
— Дело в том, что у граждан, которые зарегистрированы в качестве самозанятых, нет возможности получить декларацию соответствия, — поясняет Светлана. — А это та самая разрешительная документация, которая позволяет продукции выйти на, на уровень продажи через магазины, через сети и так далее. И вот я осенью зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, и получила эти документы в феврале. Так что у меня сейчас путь свободен!
Помимо знаний — но тут уже во многом заслуга и самой Светланы — получилось с подачи центра «Мой бизнес» разжиться стартовым капиталом в 500 тыс. рублей. Именно такого размера грант выиграла начинающая бизнесвумен в конкурсе молодых предпринимателей. Собственно, на эти деньги и был арендован цех, приобретено оборудование.
Помогли в Светлане в центре «Мой бизнес» и с требованиями Роспотребнадзора справиться — как никак пищевое производство, это не шиномонтаж! И даже с поиском названия для бренда и его регистрацией плечо подставили.
— Мой бренд называется «Loxia», и вот как всё было, — рассказывает Светлана. — Сначала я хотела название «Juicy snack», но пришла на очередную консультацию в центр «Мой бизнес», и мы проверили по открытым базам Роспатента: это название оказалось занято. Сейчас в России зарегистрировано порядка 900000 товарных знаков, и очень сложно придумать что-то новое. Мы стали думать, как же будет называться наш бренд и случился виток в сторону Хабаровского края, в сторону нашего колорита: мы стали изучать наших местных птичек, зверушек. И как раз-таки «Loxia» — это по латыни клёст. У нас есть такая птичка клёст-еловик, которая водится на Дальнем Востоке, и вот она стала основой нашего бренда.
Опять же в центре «Мой бизнес» Светлане посоветовали присмотреться к местному сырью, которое может стать основой, или ингредиентом для конечного продукта. В результате родился грантовый проект «Снэки со вкусом Хабаровского края» — энергетические батончики в составе которых и местная актинидия, и кедровый орех, и даже ламинария с побережья Охотского моря. Кстати, дизайн упаковки, рисунки для неё создала хабаровская художница Анна Плахотник.
Резонный вопрос: что дальше? О чём голова болит у молодой мамы и предпринимателя? Конечно же о продажах.
— Я очень надеюсь, что в ближайшее время мои фрипсы, пастила и флаксы появятся в магазинах, — делится Светлана. — Мне очень хочется, чтобы мой товар появился в наших каких-то аутентичных магазинах, которые тоже придерживаются философии пользы, продвижения бренда Хабаровского края. И конечно же будет доставка — буквально со дня на день заработает сайт, на котором можно будет выбрать и заказать доставку. В идеале, конечно, хотелось бы выйти на торговые сети, где я смогу реализовывать продукт, затрачивая минимальное количество времени на контакт с клиентом.
«А как же семья?!» — воскликнет дотошный читатель. Удивительно, но Светлане удаётся быть успешной и здесь, сохранять баланс между бизнес-производственными процессами и семейным уютом. Главное, считает наша героиня — правильно всё спланировать и распределить время.
— У меня получается держать этот баланс, быть мамой ребёнка, которому год и восемь месяцев, быть женой, которая любит, накормит, погладит, и быть предпринимателем! — уверенно заявляет Светлана. — При этом мне кажется, что я забочусь не только о своей семье, но и забочусь о людях, которые заботятся о своём здоровье посредством своего продукта.
Конечно же я не пропадаю на работе. Есть и выходные, и свободное время, более того, у нас есть семейные традиции — семейный ужин. Мы с родителями встречаемся, садимся за стол, обсуждаем, как прошла наша неделя. Делимся, выезжаем куда-то на природу.
Муж очень помогает. Мне даже кажется, что больше меня переживает за дело, потому что он понимает, что я девочка, что где-то я слишком эмоциональна и что это непростой труд, даже очень тяжёлый временами — в буквальном смысле. Вы сейчас видите уже готовую продукцию, и она весит немного, а за ней стоит и доставка, и подъём тяжёлых коробок. Я же покупаю фрукты оптовыми партиями по 20, 40, 50 килограммов. Вот ты купил, а муж на работе. Надо же как-то занести, входишь партиями, носишь…
На килограммы уже идёт и вес выпускаемой продукции — а ведь она «худееет» по сравнению с сырьём в десятки раз. Пока ежедневный выпуск составляет 20 килограммов. Про наращивание объемов Светлана говорит с осторожностью, надо наладить сбыт. Не хочет, чтобы залеживались полезные перекусы. Хотя у них и долгий срок хранения — 12 месяцев, но чем меньше полежало, тем больше пользы. А это главная философия Светланы Ишковой.