Глава «РусГидро» В.Хмарин обратился к президенту РФ В.Путину с просьбой выделить из федерального бюджета 93 млрд рублей для восстановления финансовой стабильности «Дальневосточной генерирующей компании» (ДГК), управляющей крупными ТЭС на Дальнем Востоке. Средства требуются для погашения накопленного финансового долга компании, возникшего из-за разницы между расходами на уголь и тарифной выручкой от продажи энергии, говорится в актуальном выпуске Бюллетеня EastRussia.
Совет директоров «РусГидро» принял решение выдать ДГК крупный заем на 93 млрд рублей в целях недопущения банкротства компании. В.Путин направил запрос премьер-министру М.Мишустину, вице-премьеру А.Новаку и главе Минфина А.Силуанову, поручив предложить решение проблемы, в том числе рассмотреть механизм регулирования поставок угля на экспорт (по примеру рынка удобрений). Общая установленная мощность объектов ДГК составляет порядка 4 ГВт. В 2021 г. компания потребила 8,94 млн тонн угля на 25,99 млрд рублей, а также 3,5 млрд куб. м газа на 21,24 млрд рублей. Проблема убыточности ТЭС на Дальнем Востоке сохраняется в течение длительного времени из-за регулируемых тарифов на электроэнергию на фоне продажи угля по свободным ценам.
В настоящее время, по данным «РусГидро», рост средневзвешенной цены угля, законтрактованного на 2022-23 гг., в два раза выше цены топлива, учтенной в тарифах. Доля расходов на топливо в тарифной выручке ТЭС составляет до 60%. В «РусГидро» отмечают, что тарифная выручка не покрывает операционные и инвестиционные расходы. Убыток ДГК увеличился до 36,6 млрд рублей в 2022 г. (с 4,7 млрд рублей в 2017 г.).
В.Хмарин связал дефицит и резкий рост стоимости угля на внутреннем рынке со стремлением угольных компаний поставлять продукцию на экспорт на фоне растущих мировых котировок. В настоящее время экспортный уголь имеет относительный приоритет на Восточном полигоне «РЖД» , тогда как уголь для ЖКХ и энергетики пропускается в пятую очередь, на ситуацию также может влиять сложная логистика перевозок для дальневосточных ТЭС. В частности, на Нерюнгринскую ГЭС в Якутии поставки осуществляются из Казахстана, а не с месторождений в республике (что было бы дешевле), а поставка угля для Приморского филиала ДГК – из Кузбасса, а не из Бурятии, что также оценивается как более дешевая альтернатива (на 20%). В 2022 г. цены на перевозки угля на дальние расстояния еще и выросли из-за отмены льготного коэффициента 0,4 к тарифу.
Что касается предлагаемого решения вопроса по аналогии с рынком удобрений, то на рынке удобрений с 2022 г. Минсельхоз определяет объем поставок на внутренний рынок для каждой компании. В случае повышения цен власти заявляют о намерении прибегнуть к экспортным пошлинам. С 1 декабря 2021 г. были введены квоты на экспорт удобрений для недопущения их дефицита на внутреннем рынке. Квоты, тем не менее, не превышают значений экспорта за последние годы. При этом в случае с углем эксперты отрасли отмечают, что речь должна идти только о низкосортных марках, востребованных на дальневосточных ТЭС, а вводить ограничения для дорогих экспортных марок угля нецелесообразно.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.