Южно-Сахалинский городской суд удовлетворил претензии Генпрокуратуры к бывшему оператору проекта «Сахалин-1»[1]
– американской компании Exxon Neftegas Limited (ENL). Иск касался задолженности по налогам и пеням. Генпрокуратура пыталась взыскать с ENL задолженность в размере 15 млрд рублей с сентября 2022 г., к январю 2023 г. ее размер увеличился до 15,5 млрд рублей с учетом пеней. В пользу бюджета РФ будет взыскано 6 млрд рублей, остальная часть – в пользу регионального бюджета, говорится в актуальном выпуске бюллетеня EastRussia.
В соответствии с соглашением между правительством РФ, Сахалинской областью и ENL от 2017 г., ENL приобрела право получать финансовую выгоду в виде зачета суммы налога на прибыль, причитающейся государству. Ее размер составил 223 млн долларов США. Затем в 2021 г. Минфин уведомил ENL о решении предоставить выгоду в размере не более 37,17 млн долларов ежегодно. Несмотря на это, Exxon Mobil в марте 2022 г. предоставил налоговую декларацию, где налог на прибыль был все же сокращен на 223 млн долларов. Генпрокуратура полагает, что компания допустила нарушения порядка исчисления налога на прибыль, из-за чего ущерб был нанесен федеральному бюджету и бюджету региона.
Напомним, что добыча в рамках проекта полностью прекратилась в мае прошлого года, после решения Exxon Mobil покинуть проект (где компания владела 30%). В 2021 г. «Сахалин-1» добыл 11,3 млн тонн нефти (около 2% от всей добычи в РФ). В 2022 г. добыча нефти на проекте снизилась почти на 40%, до 6,9 млн тонн. В октябре 2022 г. оператором проекта стала структура «Роснефти» – «Сахалинморнефтегаз-Шельф». В сентябре в обеспечение иска Генпрокуратуры приставы арестовали нефть на 15 млрд руб. в хабаровском порту Де-Кастри (нефть находилась в переполненных резервуарах вследствие остановки отгрузок).
После перехода управления имуществом консорциума к «Сахалинморнефтегаз-Шельфу» компания через суд добилась снятия ареста. При этом сумма недополученных средств в сахалинский бюджет от приостановки добычи на «Сахалине-1» была оценена в 49 млрд рублей (бюджет региона на две трети состоит из нефтегазовых доходов). В ноябре в «Роснефти» сообщали о возобновлении добычи в рамках проекта. Кроме того, в регионе озвучивали планы восстановить прежний объем добычи углеводородов на Сахалине к 2024 г. (в т.ч. за счет проекта «Сахалин-3» «Газпрома»).
В соответствии с указом президента, после создания ООО «Сахалин-1» в октябре прошлого года иностранные акционеры за месяц должны были уведомить РФ о готовности продолжить в нем участие, в противном случае доля подлежала продаже правительством. Таким образом, в течение четырех месяцев с момента истечения срока подачи уведомлений об участии в проекте правительство должно продать долю отказавшейся от дальнейшей работы компании российскому юрлицу. Продажа доли для соблюдения сроков должна состояться в течение двух ближайших недель.
Основным претендентом на долю Exxon выступает «Роснефть», которая в таком случае сможет консолидировать 50% в проекте. Сейчас в состав акционеров «Сахалина-1» помимо структур «Роснефти» «Сахалинморнефтегаз-Шельф» и «РН-Астра» (11,5% и 8,5%), входят японская Sodeco (30%) и индийская ONGC (20%). Доля Exxon Mobil должна быть оценена и продана российскому юридическому лицу, а вырученные средства – зачислены покупателем на счет типа «С», открытый на имя иностранного инвестора. С этого счета могут быть списаны денежные средства, в случае выявления нанесенного действиями инвестора ущерба. Эксперты отрасли допускают, что сумма задолженности по налогам и пеням, начисленным ENL, может быть учтена при продаже доли, что позволит «Роснефти» получить контроль над ней с минимально возможными затратами.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Разработка месторождений Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги и Лебединское в акватории Охотского моря.