Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Бюллетень EastRussia: Спрос на SSJ-100 вырастет, снижению себестоимости поможет ТОР

Бюллетень EastRussia: Спрос на SSJ-100 вырастет, снижению себестоимости поможет ТОР
Фото: EastRussia
Потенциал нового российского гражданского самолета SSJ-100 используется не полностью, отчасти это связано с дороговизной данной модели и сложностями с поставками запчастей. Авиакомпоненты производятся на заводах ОАК, получающей большое количество гособоронзаказов, и как правило, последние оказываются в приоритете, поэтому доставка запчастей для гражданских судов может затягиваться. Тем не менее, есть основания полагать, что в перспективе эти сложности будут преодолены, и спрос на SSJ-100 вырастет, говорится в очередном опубликованном выпуске бюллетеня EastRussia, где представлен отраслевой аналитический обзор «Авиастроение».

Эксперты полагают, что деятельность резидентов ТОР «Комсомольск» должна значительно упростить процесс поставки запчастей для самолетостроения. Так, в 2017 году резидентом ТОР стала компания «АКОР Инструмент», планирующая к концу года ввести завод по изготовлению и восстановлению твердосплавного металлорежущего инструмента и корпусов для фрез. Проект с объемом инвестиций 674,7 млн руб. позволит создать 84 рабочих места. Предполагается, что реализация проекта должна способствовать формированию производственного кластера по выпуску запчастей для самолетостроения в Хабаровском крае. Новое предприятие обеспечит имеющиеся потребности в твердосплавном осевом инструменте Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (КнААЗ) и создаст потенциал для обеспечения таким инструментом других резидентов ТОР и предприятий Дальнего Востока в целом. В настоящее время количество резидентов ТОР «Комсомольск» насчитывает около десятка компаний, и предполагается, что к 2020 году их число достигнет 30. Сотрудничество различных предприятий в рамках ТОР будет способствовать ускоренному экономическому развитию региона и авиационной промышленности, в частности.

Sukhoi Superjet-100 стал первым гражданским самолетом, разработанным в России после распада СССР. Официальная презентация первого опытного экземпляра состоялась в 2007 году, а уже через год прошли успешные испытания. Важно, что разработка SSJ-100 шла в условиях международного сотрудничества: партнерами проекта выступили итальянская корпорация авиастроения и космонавтики Alenia Aeronautica, французская компания Snecma, являющаяся одним из ведущих в мире производителей авиационных двигателей; в качестве консультанта выступил лидер мирового авиастроения Boeing Commercial Airplanes. Всего в процессе создания SSJ-100 принимало участие около 30 зарубежных компаний. В результате, к весне 2017 года было выпущено 122 самолета SSJ-100. Крупнейшим эксплуатантом самолета данного типа является российская авиакомпания «Аэрофлот», самым интенсивным пользователем – базирующаяся на Дальнем Востоке российская авиакомпания «Якутия» (средний налет – 6,5 часов). Экспортный потенциал данного самолета часто оценивается критически в связи с высокой конкуренцией на мировом рынке, но, тем не менее, SSJ-100 были экспортированы в Армению, Таиланд, Казахстан, Ирландию и Замбию. Наиболее успешным зарубежным рынком для SSJ-100 является Мексика, где на данный момент эксплуатируются 22 самолета этого типа. В дальнейшем парк SSJ-100 в Мексике планируют расширить до 40 воздушных судов.

В 2016 году в отрасли наблюдалась стагнация производства гражданских самолетов после резкого обвала в 2015 году: в 2016 году произведено 28 самолетов против 29 в 2015 году (в 2014 году - 46). Падение во многом объясняется экономическим кризисом, который повлиял на стоимость создания самолетов - в связи с падением рубля доля импортной кооперации в цене самолетов вновь существенно возросла.

Подробную аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia (https://www.eastrussia.ru/subscribe/).