Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.
Сергей – известный на Камчатке предприниматель, родился в 1971 году, имеет два художественных образования: начальное – детская художественная школа в Петропавловске-Камчатском (в которой с 1994 по 2000 годы преподавал резьбу по дереву, рисунок и живопись) и Ленинградское художественное реставрационное училище № 61 (в 1990 году получил диплом столяра-краснодеревщика и резчика по дереву). Женат, взрослый сын.
В 1999 году Сергей Усенко основал художественную студию «Made in Kamchatka 100%», в которой производит деревянные сувениры. Второе направление работы студии – разработка и печать на футболках, свитшотах и кружках дерзких и ироничных принтов собственного авторства — все на камчатскую тематику.
— Сергей, помимо популярного «лосося под рюмочки», что еще вы производите и какие используете материалы?
— В работе использую массив дуба, бука, лиственницы, ясеня, иногда сосну и кедр – в основном, материал привозной. Для пропитки деревянных блюд для подачи и разделочных досок идет специальное масло производства Германии, после обработки которым можно не бояться контакта с пищей, туда можно смело положить, например, жирную рыбную нарезку, икру, шашлык. Такие изделия служат много лет, не теряя своего внешнего вида и качеств. Создаю ключницы, вешалки, подносы, кружки, а также указатели населенных пунктов, информационные доски и многое другое. Основные наши камчатские три кита – это рыба, медведи и вулканы. Все это отражается напрямую в моих работах. С деревом я работаю плотно больше 20 лет, я с ним на «ты».
— Долго ли пришлось раскручивать свой бренд?
— У меня все пошло весело и сразу. Дело в том, что я на протяжении 14 лет занимался 3D моделированием и дизайном интерьеров: коттеджи, ночные клубы, рестораны и прочее. Были проекты не только камчатские, по России я тоже дистанционно работал. Поэтому у меня накопилось большое количество клиентов в этой сфере, и они восприняли мои начинания на ура. Если бы с чистого листа начинал работать — это тяжело. Но у меня была своя база, которая, в свою очередь, изначально появилась благодаря сарафанному радио. Потом уже я продвигал работы в соцсетях и мессенджерах.
— У вас есть логотип: отпечаток медвежьей лапы, тоже довольно узнаваемый уже...
— Не столько логотип, сколько эмблема, значок. Там по кругу написано «Мade in Kamchatka 100%». Придумал, так и представляюсь. И так он у меня удачно вышел, что многим нравится, даже туристы просят с этой эмблемой сделать доску или блюдо. Так уж получилось, что он всем пришелся по вкусу. Он и на футболках есть тоже.
— Расскажите о принтах на одежде, это тоже эксклюзивные разработки?
— И свои разрабатываю, и под заказ тоже. Все шрифты и рисунки придумываю сам. Мне нравится, когда принт несет какую-то информацию, свою идеологию. Тут для меня главная идея такая: Камчатка — моя территория, не технологичная, дикая. Мне нравится именно дикость в природе. У нас с этим просто — сел на машину, выехал за город и практически сразу оказался в нетронутых местах, это очень круто. Вот, например, очень популярный принт: медвежья лапа или пасть и надпись: «Все, что тебя не убивает – делает тебя сильнее. За исключением медведей. Медведи убьют тебя». Суровая Камчатка — край суровых людей!
— Кто ваши клиенты и есть ли сезонная зависимость по продажам?
— Клиенты — это приезжающие гости и местные, конечно, тоже. Заказы отправляю по всему Дальнему Востоку и по всей России. Зимой продажи идут не очень активно, в это время я делаю наработки на лето под туристический сезон. Тогда уходит все, что наработано. Основной заработок у меня за счет принтов, а все, что связано с деревом – хобби-приработок. Это штучный товар, над каждым я работаю очень тщательно, на поток не ставлю. Работаю один. Как у всех, наверное, в мире, у меня был сложный двухгодичный период с 2020 года. Но вот с прошлого сезона все начало налаживаться, но пока продажи идут слабее, чем до пандемии.
— Вы много путешествуете по Камчатке, идеи для своих работ находите в природе?
— Я много путешествовал и продолжаю: и на снегоходах, и на джипах… объездил всю Камчатку. Да, какие-то моменты природа подсказывает. Вот даже рыбину возьмешь, покрутишь в руках — и какие-то моменты приходят. В моих работах можно узнать и гольца, и хариуса, и камбалу, и чавычу. Но слишком детализировать сложно, в основном, это просто образы.
— Есть планы на развитие бизнеса?
— Планов много, но надо смотреть на покупательскую способность туристов. Мое внутреннее кредо – делать качественно и чтоб людям нравилось. Пусть не так много, но ты остаешься востребованным.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы котировки скорректировались вниз, находясь в диапазоне 110-115 долл./т., после уверенного роста неделей ранее. Снижение цен возобновилось, поскольку негативные сезонные фундаментальные факторы перевешивают опасения по поводу предложения в связи с недавними санкциями в отношении крупных российских поставщиков.
Газовые котировки на хабе TTF опустились до 278 долл./1000 м3 (-7 долл./1000 м3 к 06.03.2024 г.) на фоне окончания отопительного сезона, роста температуры и запасов на складах выше нормы.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился выше 95 долл/т. благодаря устойчивому спросу со стороны Индии, Вьетнама и Пакистана. Дополнительную поддержку оказывают опасения в отношении предложения в связи с тропическим штормом Filipo, который может негативно отразиться на цепочке поставок. Осадки уже достигли Мозамбика, а в южноафриканских регионах KwaZulu-Natal и Mpumalanga были объявлены оранжевый (6-й) и желтый (4-й) уровень опасности с сильными порывами ветра и волнами в портах Richards Bay и Kosi Bay.
Азиатские страны, включая Пакистан и Вьетнам, заметно увеличили закупки угля в ЮАР с начала года, что обусловлено снижением цен. Пакистан нарастил импорт южноафриканского угля до 0.6 млн т. в январе-феврале против 5 тыс. т. за аналогичный период 2023 г. и 1 млн т. в 2022 г., что также связано с ростом цен на уголь в Афганистане.
Южноафриканская компания Exxaro Resources планирует увеличить в 2024 г. экспорт энергетического угля до 6.3 млн т. (+1.2 млн т. или +23% к 2023 г.) на основании прогноза улучшения ж/д погрузки на сети Transnet.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 129 долл./т. на ожиданиях роста добычи и ослабления спроса в связи с проведением техобслуживания на электростанциях в межсезонье. Кроме того, китайские добывающие компании и производители электроэнергии отмечают высокий уровень запасов на складах, что также может привести к резкому уменьшению объемов импорта.
С целью сокращения складских запасов некоторые угольные компании понизили цены на 1.5-13 долл./т. Участники рынка ожидают, что компания Shenhua опустит закупочные цены на сторонний уголь еще на 4 долл./т.
На двух шахтах в провинции Shanxi и Anhui произошло несколько несчастных случаев с летальным исходом, в результате чего возникли сомнения, что власти будут продолжать настаивать на дальнейшем увеличении добычи, однако на другой чаше весов остается необходимость в обеспечении энергобезопасности, к которой стремится правительство КНР.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС остались на уровне 13 млн т., потребление увеличилось незначительно – с 803 тыс. т. до 807 тыс. т./сутки. Запасы в
9 крупнейших портах составили 22 млн т., не изменившись по сравнению с предыдущей неделей. При это ожидается рост запасов, поскольку за последние несколько дней погрузка на ж/д линии Daqin увеличилась с 1.1 млн т. до 1.3 млн/сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался без изменений на уровне 94 долл./т. Поддержку котировкам оказывает дефицит предложения, который в ближайшую неделю будет сохраняться в связи с праздником по случаю начала месяца Рамадан с 12 марта.
Компания Bukit Asam в Южной Суматре объявила форс-мажор по поставкам из-за обрушения моста на железную дорогу. Движение поездов спустя несколько дней возобновились, однако задержки с отгрузками угля продолжаются.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 135 долл./т., скорректировавшись вниз, после роста неделей ранее. Давление на цены оказало замедление активности на спотовом рынке ввиду сезонного фактора и снижение цен на внутреннем рынке КНР, в результате чего импортный материал становится менее конкурентоспособным.
В Токио стартовали переговоры по бенчмарку на финансовый год в рамках встречи компании Glencore и японской Tohoku Electric Power. Ожидается, что переговоры будут продолжаться до 1 апреля.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC упали до 6-месячного минимума, ниже 275 долл./т. в связи с ограниченным спросом и увеличивающимся предложением. Неблагоприятная конъюнктура и понижательный тренд на рынке стали в Индии сохраняется, что негативно отражается на спросе на уголь. Дополнительное давление оказывает поиск азиатскими потребителями альтернативных поставок. Низкий объем заявок на отгрузки в мае предполагает дальнейшее снижение цен.
На шести угольных шахтах в Кузбассе приостановлены работы из-за нарушений
В результате выявления нарушений в Кемеровском регионе были приостановлены работы на 6 шахтах. Ограничения коснулись шахты Усковская, (Распадская), Березовская (Северный Кузбасс), шахты им. Тихова и шахты Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), шахты им. Кирова и им. Рубана (СУЭК-Кузбасс).
Помимо превышения концентрации метана и отсутствия документации на горные работы, также были выявлены несоблюдения требований промышленной безопасности и нарушения в системе аэрогазового контроля.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в 2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
В результате массовых остановок горных работ, ограниченных провозных возможностей на сети РЖД, высоких накладных расходов, вновь введенных экспортных пошлин российские угольные компании несут убытки и вынуждены сокращать производство, снижать инвестиции в новые проекты, а в некоторых случая закрывать предприятия, что может привести к падению добычи в 2024 г.
В Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, в январе-феврале добыча снизилась до 34.2 млн т. (-0.9 млн т. или -2.9% к январю-февралю 2023 г.). Таки образом, продолжается негативный тренд 2023 года, по итогам которого производство сократилось на 9.4 млн т. или на 4.2%.
Добыча угля продолжает падать в январе-феврале 2024 года
По предварительным данным, добыча угля в Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, в январе-феврале 2024 г. снизилась до 34.2 млн т. (-0.9 млн т. или -2.9%), продолжив тренд 2023 г., в течение которого добыча упала на 9.4 млн т. или на 4.2%. Основной рост происходил за счет объемов угля низкого качества, добываемого на Сахалине и в Якутии, что может резко ограничить объем предложения высококалорийного материала и угля PCI в апреле-мае 2024 г.
Для многих поставщиков текущий уровень цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором в 2022 г., после взрыва на шахте Листвяжная (СДС), продолжились в 2023-2024 гг., что приводит к приостановке деятельности ряда шахт и разрезов.
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с повышающимися железнодорожными тарифами РЖД, введением экспортной пошлины, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
Сальдированная прибыль российских угольных компаний в 2023 г. упала на 54%
По данным Росстата, сальдированная прибыль российских угольных компаний в 2023 г. упала на 53.8% по сравнению с 2022 г., до 374.7 млрд руб.
За период январь-декабрь 2023 г. прибыль угольных компаний снизилась до 457.2 млрд руб. (-47.3%), убытки составили 82.5 млрд руб. (+45.1%).
Так, из-за неудовлетворительных финансовых результатов руководство угольной компании Распадская не стала выплачивать дивиденды по итогам 2023 г.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
В 2023 г. экспорт российского угля упал до 212.1 млн т. (-7.6 млн т. или -3.5% к 2022 г.).
Добыча угля в 2023 г. снизилась до 438.0 млн т. (-6.7 млн т. или -1.4% к 2022 г.).
Поставки российского угля снизились на 4.7% в январе 2024 года
В январе 2024 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, составили 31.9 млн т. (-1.6 млн т. или -4.7% к аналогичному периоду 2023 г.).
За январь 2024 г. на внутренний рынок было отгружено 17.3 млн т. (+0.1 млн т. или +0.7% к январю 2023 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе 2024 г. составили 14.6 млн т. (-1.7 млн т. или -10.5% к январю 2023 г.).
У каждого ресторатора или шеф-повара свой путь в профессию: кто-то с детства грезил вкусно кормить людей и планомерно шел к успеху, кто-то в общепите оказался случайно, но быстро понял, что это занятие ему по душе. Наша сегодняшняя героиня начинала как бизнесмен в сфере, не имеющей никакого отношения к кафе и ресторанам. Но жизнь так сложилась, что сегодня она не только хозяйка популярного в Биробиджане кафе Felicita, но и возглавляет Ассоциацию рестораторов, отельеров и туроператоров ЕАО.
Олеся Железнякова родилась в Благовещенске в семье военного врача. Как это часто бывает в семьях тех, кто служит Родине, пришлось пожить в разных городах и даже странах: одно время отец Олеси служил в Германии. Из Европы направили служить в Еврейскую автономную область, где отец получил звание заслуженного врача ЕАО. Трудился и на пенсии, пока его не сгубил коронавирус: он продолжал вести прием больных во время пандемии и, к сожалению, сам заразился коварной болезнью...
Олеся Железнякова по первой профессии санитарный фельдшер — окончила медицинское училище. Высшее образование получила в Хабаровской академии экономики и права по специальности «Юриспруденция». Долгие годы совмещала работу юриста с ведением собственного бизнеса: еще в 2002-м наладила производство подушек и других изделий с наполнителем лузги гречихи. Гречишная шелуха не сминается при производстве сидений и подушек, поэтому такой наполнитель эффективно повторяет контуры тела. В случае с подушкой это обеспечивает правильное положение шеи и головы, что помогает предупредить боли в шее и неприятные ощущения в мышцах.
В то время в Октябрьском районе ЕАО активно выращивали гречиху, которая перерабатывалась на семейном заводе Железняковых. Продукция была очень востребованной, бизнес шел хорошо, на Дальнем Востоке такой товар никто не выпускал: ближайшие производители были только в Китае. Но, увы, два кризиса 2008 и 2012 года «поставили крест» на успешном предприятии. В ЕАО перестали выращивать гречиху, семейный завод пришлось закрыть. Сначала старались спасти положение, закупая лузгу на элеваторе в Благовещенске, но спрос на товар упал и в итоге пришлось с бизнесом расстаться.
Но без работы Олеся Железнякова находиться не привыкла и стала помогать мужу в его «вкусном бизнесе»: он занимался производством хлеба и кондитерских изделий. Олеся Викторовна прошла обучение на курсах кондитеров, стала развивать производство тортов на заказ. Такой вид деятельности приносил ей большое удовольствие.
А вскоре воплотилась в жизнь обоюдная мечта Олеси и ее супруга. В самом центре Биробиджана они приобрели кафе Felicita, где основным блюдом в меню были разного вида пиццы.
Опять многому пришлось учиться заново. К примеру, тогда Олеся Железнякова всерьез впервые задумалась: а что в заведении общепита главное — еда, посуда, интерьер, место расположения? И пришла к выводу, что главное — это любить своих гостей.
«И не просто самому любить приходящих в кафе людей, но научить этому и персонал, — рассуждает Олеся Железнякова. — Если не будет этой любви и уважения, то не поможет ни персонал, ни еда, ни идеальный сервис».
Можно ли наличие своего кафе назвать хобби?
«Если это хобби, то достаточно дорогостоящее, — улыбается Олеся Железнякова. — А вообще хобби — это любимое занятие в свободное время. Но, получается, что, с одной стороны, мои мысли заняты кафе круглые сутки, с другой, я занимаюсь этим с удовольствием, получаю удовлетворение, когда вижу результат своей работы, слушаю положительные отзывы гостей».
В разговоре с рестораторами всегда всплывает тема пандемии коронавируса: слишком сильно она ударила именно по ресторанному бизнесу. Главная проблема — кадры перетекли из сферы общепита в другие отрасли, и перетекли безвозвратно. Были в 2020 году в связи с эпидемией и проблемы у биробиджанского кафе Felicita. Но сегодня Олеся Железнякова предпочитает видеть в той ситуации и положительные моменты.
«Когда бы мы еще так эффективно организовали доставку своих блюд? — восклицает она. — Искали новые формы продвижения своей пиццы и других блюд, придумывали акции. Благодаря этому не просто смогли выжить, но и сохранили коллектив, продолжили работу после пандемии».
Однако проблемы с профессиональными кадрами остаются актуальными до сих пор. Людей не хватает, но это не означает, что в свое кафе Олеся Железнякова набирает всех подряд.
«Для меня важно выстроить с работником хорошее взаимодействие для достижения потом нужного результата. По-другому не получится. Обращаем внимание насколько этот человек подходит нашей компании, вписывается ли он в наши ключевые характеристики».
Постоянно в кафе и ресторанах Биробиджана не хватает поваров и официантов. Первых — потому что квалифицированных специалистов всегда было немного в области, а официанты — это, прежде всего люди молодые, которые часто покидают родной регион в поисках более счастливой жизни.
«Я считаю, что официант — это профессия временная, — категорично говорит Олеся Железнякова. — Это в Европе можно встретить мужчин в солидном возрасте, работающих официантами. У нас другой менталитет и эта профессия, как правило, становится стартовой в начале трудовой деятельности молодежи. Но те, кто овладел ею, получают неоценимый опыт на всю жизнь. Ведь именно в этой профессии ты учишься определять тип гостя, находить к нему подход, учишься коммуницировать с остальной командой. И это, конечно, трудно переоценить».
Отдельная страница в жизни Олеси Железняковой — руководство Ассоциацией рестораторов, отельеров и туроператоров ЕАО. Мысль о ее создании пришла в 2019 году на съезде рестораторов, который проводился в Биробиджане по инициативе одного крупного инвест-агентства.
«Всегда легче сообща решать какие-то проблемы, есть у кого спросить совет, — размышляет Олеся Железнякова. — Когда в 2019 году пришла идея проводить ежегодный Фестиваль шницеля по-биробиджански, коллеги поддержали. И сейчас продолжают поддерживать, за что я искренне признательна им».
В Биробиджане есть свои национальные заведения, которые в первую очередь привлекают туристов. Это ресторан еврейской кухни «Симха» (очень удачно расположенный рядом с синагогой) и кафе израильской кухни «Бурекас».
«Это прямо точки притяжения туристов. Ведь знакомство с территорией начинается со знакомства с кухней. И здорово, что эти заведения в Биробиджане дают такую возможность».
Олеся Железнякова не считает, что у жителей ЕАО какой-то свой менталитет при посещении кафе и ресторанов. Они, как и все, хотят получить вкусную еду при отличном сервисе. Сегодня все имеют возможность путешествовать по другим городам и странам, оценить, как там устроен общепит, сравнить с родным. Тут главное самим рестораторам уметь работать на опережение.
За историю кафе Felicita там было немало забавных историй, о которых Олеся Железнякова сегодня вспоминает с удовольствием.
«Однажды к нам обратился парень, который хотел сделать в кафе девушке предложение. И мы по его сценарию разыграли целый спектакль. Пара заказала себе две пасты. Официанту нужно было показать недовольство, и в результате он подал одну пасту молодому человеку, а девушке — коробку с лапшой "Доширак". Естественно, она была удивлена и возмущена, но когда открыла коробку с лапшой, нашла среди мишуры обручальное кольцо Все от души посмеялись и дружно поздравили молодых. Мы от кафе еще подарили сертификат».
В домашних условиях в семье Олеси Железняковой предпочитают простую еду, без изысков и каких-либо сложностей. Придерживаются раздельного питания, не любят фаст-фуд.
«А вот от пиццы устать невозможно, — улыбается Олеся Железнякова. — Ведь в ней есть все: и жиры, и углеводы, и белки. Взял одну, две пиццы и накормил всю семью, особенно детей. Любовь к пицце никогда не пройдет!
АВТОРСКИЙ РЕЦЕПТ ОТ ОЛЕСИ ЖЕЛЕЗНЯКОВОЙ
Ингредиенты:
Говяжья вырезка — 200 г
Опята маринованные— 100 г
Оливковое масло — 1 ст/л
Соевый соус — 1 ст/л
Чеснок – пару зубчиков
Салатный микс/руккола
Красное сухое вино — 50 г
Соль, перец по вкусу.
Вырезку говядины тонко нарезать, замариновать в оливковом масле. Обжарить на раскаленной сковороде, посолить, поперчить, добавить красное сухое вино, протушить.
Снять с огня, добавить мелко рубленный чеснок, маринованные опята. Перемешать.
Выложить на тарелку, сверху уложить свежую рукколу. Отличным дополнением к салату станет бокал красного сухого.
Buon appetito!
По итогам 2023 г. только четыре региона ДФО продемонстрировали положительную динамику производства в сельскохозяйственной отрасли (Таблица 1) — Еврейская АО (рост на 13,9% относительно 2022 г.), Магаданская область (+3,5%), Бурятия (+2,7%) и Якутия (+0,2%). Следует отметить, что сокращение сельскохозяйственного производства наблюдалось в целом в стране (спад индекса до 99,7%), но на Дальнем Востоке показатель индекса составил только 93,9%. Наибольшее сокращение производства зафиксировано в традиционно лидирующих по объемам выпуска сельхозпродукции Приморском крае (снижение индекса до 85,1%) и Амурской области (92,8%), а также в Забайкальском крае (94,8%).
В Приморском крае на производство повлияли в том числе погодные условия. Напомним, что в 2023 г. из-за паводков план по уборке сои и кукурузы был выполнен на 92% и 49% соответственно. При наводнении погибло 1,2 тыс. га картофеля и 700 га овощей, общий ущерб, нанесенный сельскому хозяйству, в краевом правительстве оценили в 1,6 млрд рублей. В текущем году предполагается на 1% увеличить посевные площади, до 495 тыс. га, за счет кукурузы и риса. При этом приморские аграрии в феврале текущего года заявили о проблеме дефицита минеральных удобрений перед посевной кампанией (запасено только 30% необходимого объема — 21 тыс. тонн). Поставки дополнительных объемов удобрений по железной дороге из Сибири (около 70 тыс. тонн удобрений) столкнулись со сложностями из-за высокого объема поставляемых в восточном направлении экспортных грузов.
Сельхозпроизводители Амурской области в 2024 г. увеличат площадь посевов кукурузы в два раза, она должна превысить 55 тыс. га (в минувшем году — 25,7 тыс. га). Напомним, что в прошлом году компания «Таргет Агро» запустила первую очередь элеватора мощностью 120 тонн в час в поселке Заречный (Благовещенский район, ТОР «Приамурская»), который осуществляет прием, очистку кукурузы, сушку зерна. Рассматривается возможность дальнейшего расширения проекта, после чего комплекс должен вмещать в совокупности 50 тыс. тонн силосного хранения кукурузы и других культур.
При этом в Забайкальском крае отчитались об увеличении экспорта сельхозпродукции в 2023 г. в 1,7 раза по отношению к 2022 г., до 149 тыс. тонн (на сумму 49,7 млн долларов). В 2022 г. из региона было экспортировано 84,8 тыс. тонн сельхозпродукции. В краевом Минсельхозе отметили рост экспорта зерновых культур. Тем не менее значительную часть отгруженной на экспорт продукции составляют транзитные поставки — из 85 тыс. тонн экспортированного зерна 45 тыс. тонн реализовано забайкальскими хозяйствами, остальные 40 тыс. тонн направлены через регион транзитом. К транзитным экспортным грузам в полном объеме относится вывозимая из Забайкалья масложировая продукция (16,2 тыс. тонн).
Следует также отметить, что Минсельхоз РФ в минувшем году выделил на поддержку сельского хозяйства в регионах Дальнего Востока около 11 млрд рублей, из которых более 366 млн рублей было направлено на строительство теплиц. В текущем году на поддержку создания тепличных комплексов в макрорегионе Минсельхоз намерен направить свыше 500 млн рублей (еще 80 млн рублей выделит на данное направление Минвостокразвития). На сегодняшний день уровень самообеспеченности Дальневосточного ФО по овощам оценивается в 42% (в 2022 г. данный показатель оценивался в 38%).
Региональные власти вводят дополнительные меры поддержки местных сельхозпроизводителей. В Забайкальском крае в текущем году почти в два раза увеличен размер государственной поддержки, предоставляемый овцеводческим хозяйствам региона на произведенную и реализованную на перерабатывающие предприятия шерсть (ставки субсидии на один килограмм реализованного и произведенного руна). Мера принята в связи со сформировавшейся на рынке низкой закупочной ценой на овечью шерсть. Овцеводам будет выплачиваться субсидия в размере 200 рублей за килограмм, тогда как в 2023 г. ставка составляла 107 рублей за килограмм. На поддержку могут рассчитывать хозяйства, которые занимаются разведением овец тонкорунной и полутонкорунной пород.
Власти Амурской области в текущем году выделят 12,4 млн рублей на поддержку работающих на сельхозпредприятиях молодых специалистов в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий». Единовременное пособие могут получить специалисты в возрасте до 35 лет, живущие в сельской местности и работающие на сельхозпредприятии по пятилетнему договору. Размер единовременного пособия составляет от 400 тыс. рублей до 800 тыс. рублей (в зависимости от территории). В прошлом году единовременные выплаты в области получили 22 молодых специалиста на общую сумму 11,4 млн рублей.
В начале 2024 г. в нескольких регионах происходили вспышки инфекционных заболеваний на сельскохозяйственных предприятиях, что негативно влияло на производство. Так, в Сахалинской области на территории Южно-Сахалинска и двух сел Анивского городского округа с 9 февраля был введен карантин в связи с выявленным гриппом птиц на АО «Птицефабрика Островная»[1] (карантин до истечения 21 календарного дня после убоя последней птицы), где 3-4 февраля произошел массовый падеж птицы.
Указом губернатора региона В.Лимаренко, территория птицефабрики «Островная» в Южно-Сахалинске была признана эпизоотическим очагом, угрожающей зоной определена территория в радиусе 5 км от границ очага, а зоной наблюдения — территория в радиусе 10 км от границ угрожаемой зоны – в нее вошли села Троицкое и Новотроицкое. Агентству ветеринарии и племенного животноводства Сахалинской области было поручено организовать возмещение ущерба, понесенного птицефабрикой из-за изъятия птицы и продукции птицеводства.
Птицефабрика, являющаяся основным поставщиком яиц в области, приостановила реализацию яиц и мясной продукции с 7 февраля. Карантин на «Островной» был снят 19 февраля. В марте-апреле на предприятие планируется завезти цыплят для формирования поголовья, возобновление производства яйца намечено на сентябрь. От гриппа птиц не пострадал бройлерный цех. В предыдущий раз падеж птицы происходил на птицефабрике в ноябре 2022 г., когда высокопатогенный грипп птиц был зафиксирован на бройлерном производстве. Поголовье бройлеров было утилизировано, восстановление поголовья началось в январе 2023 г.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, январь-декабрь 2023 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
99,7 |
Сибирский федеральный округ |
92,3 |
Иркутская область |
97,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
93,9 |
Еврейская авт. область |
113,9 |
Магаданская область |
103,5 |
Республика Бурятия |
102,7 |
Республика Саха (Якутия) |
100,2 |
Сахалинская область |
97,2 |
Чукотский авт. округ |
97,1 |
Хабаровский край |
96,9 |
Камчатский край |
96,5 |
Забайкальский край |
94,8 |
Амурская область |
92,8 |
Приморский край |
85,1 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Принадлежит Минимущества Сахалинской области.
Привлечь частные инвестиции в развитие новых складов на границе с Китаем помогут льготные условия для резидентов территорий опережающего развития (ТОР), которые президент России Владимир Путин поручил распространить на проекты по созданию транспортной и логистической инфраструктуры вблизи погранпереходов на Дальнем Востоке. В первую очередь компаниям нужны субсидии на кредиты, налоговые льготы, а также помощь при выборе земельных участков и запуске работ. Строительство новых складов позволит ускорить доставку товаров между Россией и Китаем, нарастить эффективность логистики и повысить производительность труда в логистической отрасли Дальнего Востока, подчеркнули эксперты «Деловой России».
Президент России Владимир Путин поручил правительству распространить положения о льготах для резидентов ТОР на проекты по созданию транспортной и логистической инфраструктуры, прилегающей к пунктам пропуска через государственную границу в Дальневосточном федеральном округе. Мера поддержки введена по итогам встречи президента РФ с предпринимателями региона, на которой руководитель комитета по транспортной логистике «Деловой России» Вадим Филатов сообщил об острой нехватке качественных складов между Россией и Китаем.
По словам руководителя подкомитета по таможенному регулированию «Деловой России» Эльвиры Кусковой, из 12 автомобильных погранпереходов между Россией и Китаем складской инфраструктурой с российской стороны оборудованы только МАПП «Забайкальск — Маньчжурия», «Благовещенск — Хэйхэ» и «Пограничный — Суйфеньхэ». Грузопоток растет, и вблизи этих погранпереходов свободных площадок также не хватает. Из-за дефицита перевозчики простаивают на приграничной территории в ожидании свободного места на складе временного хранения или проезжают от 100 до 300 км до ближайших площадок, чтобы обработать и консолидировать отправления.
Вслед за этим за два года средний срок оформления и обработки грузов увеличился с одного до семи дней, подчеркнул Вадим Филатов. По его оценке, сутки простоя вблизи погранперехода обходятся перевозчикам в среднем 15 тыс. рублей, большая часть затрат приходится на топливо и ФОТ водителей. Таким образом, за семь дней компания может потерять 105 тыс. рублей. Дополнительные расходы перевозчики закладывают в тариф, а грузовладельцы — в конечную стоимость товаров для жителей России.
Выбор новых площадок и подготовка инфраструктуры
Строительство новых логистических центров вблизи погранпереходов позволит ускорить и упростить логистику между Россией и Китаем, подчеркнул Вадим Филатов.
В первую очередь важно оборудовать площадками приграничную инфраструктуру Приморского края, где расположены 12 сухопутных и морских погранпереходов, отметила Эльвира Кускова. По словам Вадима Филатова, также необходимо расширить логистические мощности Забайкальского края, запустив новые склады вблизи МАПП «Забайкальск — Маньчжурия», через который компании доставляют большую часть товаров народного потребления между Россией и Китаем.
Важно, чтобы площадки находились на пересечении крупнейших транспортных узлов, которые объединяют морские и сухопутные пункты пропуска, подчеркнула Эльвира Кускова. По ее словам, можно ориентироваться на опыт ТОР «Приамурская», где не только открыли таможенно-логистический терминал «Каникурган», но и запустили проект сухого порта. Многофункциональный логистический центр площадью 320 гектаров с развитой инфраструктурой построят вблизи села Березовка. На площадке компании смогут обрабатывать отправления, которые следуют из Китая автотранспортом, а затем при необходимости перегружать их на железную дорогу.
Кроме того, по словам Эльвиры Кусковой, важно запланировать строительство логистических центров вблизи новых погранпереходов между Россией и Китаем. Например, как ранее сообщал губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев, крупнейший в регионе пункт пропуска планируют запустить на Большом Уссурийском острове вблизи Хабаровска до конца 2026 года. Сейчас в Хабаровском крае есть только два погранперехода с Китаем, в том числе речной пункт пропуска «Хабаровск», который закрывается в периоды ледохода и ледостава. Пропускная способность единственного круглогодичного пункта пропуска «Покровка — Жаохэ» составляет 25 автомобилей в сутки. Поэтому, чтобы существенно сократить транспортное плечо и стоимость доставки грузов между Россией и Китаем, важно запланировать строительство современного складского комплекса вблизи будущего погранперехода на Большом Уссурийском острове, подчеркнула Эльвира Кускова.
По словам Вадима Филатова, новые приграничные площадки необходимо оборудовать отдельными зонами для разгрузки, обработки, погрузки, оформления и при необходимости — досмотра отправлений. Необходимо оснастить склады современной техникой, а также кранами для установки контейнеров на автомобильные прицепы. Важно оборудовать площадки подъездными путями, охраняемыми парковками с видеонаблюдением и зонами отдыха для водителей.
Налоговая поддержка, субсидии на кредиты и льготы на закупку
Согласно поручению президента России Владимира Путина, при инвестициях в строительство транспортной и логистической инфраструктуры вблизи пунктов пропуска на Дальнем Востоке, компании получат налоговые и административные преференции, предусмотренные для резидентов ТОР. Речь идет о нулевом налоге на прибыль, землю и имущество организаций в течение пяти лет, а также снижении страховых взносов с 30% до 7,6%.
«Исчерпывающий пакет мер налоговой поддержки позволит существенно снизить затраты компаний и ускорить окупаемость инвестпроектов по строительству складов на приграничных территориях Дальнего Востока», — подчеркнул Вадим Филатов.
Однако из-за роста средневзвешенной ставки на корпоративные кредиты до 21-25% по итогам прошлого года все меньше компаний готовы финансировать новые проекты за счет заемных средств, напомнила Эльвира Кускова.
«Чтобы повышение кредитных ставок не оттолкнуло инвесторов, необходимо рассмотреть возможность предоставления субсидий для российских компаний на возмещение части строительных затрат и приравнять логистические центры к территориям опережающего развития на Дальнем Востоке», — отметил Вадим Филатов.
В числе административных преференций для резидентов ТОР: привлечение иностранной рабочей силы без учета квот, сокращенные сроки проведения контрольных проверок, возможность применения процедуры свободной таможенной зоны, режим «одного окна» для инвестора и предоставление участка для реализации проекта. По словам Эльвиры Кусковой, на перевод земельной площадки из одной категории в другую компании уходит от двух до шести месяцев. Поэтому важно, что государственная поддержка позволит ускорить этот процесс.
По итогам 2023 года себестоимость строительства в России увеличилась на 10-12%, сообщил директор по развитию «Альфа Строй» Николай Крепышев. По его словам, это связано с ростом зарплат персонала, расходов на материалы и технику, а также ставок на корпоративные кредиты. В этом году стоимость строительных материалов увеличится еще на 10-12%, обострение дефицита персонала приведет к росту ФОТ в среднем на 20%.
«Поэтому важно, чтобы стоимость строительства новых складов на Дальнем Востоке рассчитывалась, исходя из коммерческих смет, а не федеральных (ФЕР) или территориальных единичных расценок (ТЕР). В условиях, когда отраслевые расходы растут в режиме реального времени, необходимо, чтобы смета отображала рыночный уровень цен. Документ также должен содержать объем запланированных работ, количество материалов и поэтапные затраты», — подчеркнул Николай Крепышев.
Кроме того, по его словам, важно распространить льготы на приобретение и доставку строительных материалов. Стоимость этой продукции на Дальнем Востоке существенно выше, чем в других регионах России, поэтому компаниям часто выгоднее приобретать материалы в соседних городах. Например, при строительстве площадок во Владивостоке и Хабаровске поставляются металлоконструкции и сэндвич-панели из Новосибирска.
Важно распространить льготные условия и на подключение электричества к логистическим центрам, подчеркнула Эльвира Кускова. По предварительным расчетам, многие площадки, на которых в перспективе можно запустить приграничные склады, расположены в пяти-десяти км от ближайших источников электроэнергии, что существенно увеличит затраты инвесторов на подключение логистических центров к сети.
«Убежден, что благодаря мерам поддержки, в ближайшие два года на Дальнем Востоке появятся новые инвестиционные проекты по строительству складских комплексов на приграничных территориях. Это позволит не только ускорить обработку грузов, но и сократить расходы на логистику, а значит будет в полной мере способствовать развитию Дальнего Востока, экономики страны и торгового сотрудничества между Россией и Китаем», — подчеркнул Вадим Филатов.