Поделиться
Для любых современных перевозок важна предсказуемость и точность - Александр Галушка
Поделиться
Тема развития международных транспортных коридоров в Приморье не нова — еще с 90-х годов возникали различные инициативы по транзиту грузов из Северо-Восточных провинций КНР через порты Находка, Владивосток, Посьет. Вместе с тем, несмотря на очевидный географический потенциал, до сих пор грузоперевозки по данным маршрутам так и не приобрели значимый характер. Чтобы коридоры заработали на полную мощность, их необходимо сделать удобными и выгодными для грузовладельцев и транспортных операторов. На сегодняшний день они такими не являются, и проигрывают конкуренцию альтернативным маршрутам и по срокам, и по цене. Пример из текущей практики: контейнер, отправленный из города Муданьцзян в Шанхай через китайский порт Далянь проходит этот путь всего за 85 часов, стоимость транспортировки составляет 1185 долларов США. Транспортное плечо до порта Владивосток короче в 3 раза, чем до Даляня. Вместе с тем срок доставки растягивается минимум до 220 часов, а стоимость транспортировки вырастает на 5–15%. При этом основная задержка по времени происходит на таможне — здесь груз по практике находится не менее 100 часов.

Для любых современных перевозок важна предсказуемость и точность. В условиях сегодняшнего дня риски, связанные с неприбытием груза в срок, это критический для грузооператоров фактор в выборе маршрута.

При этом напомню что ВРП только двух Северо-Восточных провинций Китая Хейлунцзян и Цзилинь сегодня приближается к отметке 1 триллион долларов США. Обслуживание грузового потока триллионной экономики — это хорошая перспектива для развития юга Дальнего Востока, наших портов. Потенциал очень существенный, и, что главное, совершенно очевидно конвертируемый в результат. На основе актуальных расчетов можно утверждать, что при выполнении ряда конкретных и рациональных условий можно добиться переключения на российские порты до 45 млн тонн грузов. То есть по отношению к грузообороту ключевых портов Приморского края в 2015 году прирост за счет транзитных грузов может составить до 1,5 раз. В таком случае МТК в Приморье станут не только практическим примером сопряжения экономического пояса Шелкового пути и нашего приоритета развития Дальнего Востока, но и значительным вкладом в развитие экономик Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая.

Условия успешного развития транспортных коридоров заключаются в изменении совершенно конкретных параметров. Необходимо добиться прохождения транзитных грузов через границу за срок не более 5 часов, сократить срок перевалки в портах с нынешних 25 часов до 10 часов, снизить на 50% тарифы на автомобильные и железнодорожные перевозки транзитных грузов. В этих условиях сроки транспортировки грузов практически сравняются, а цена будет на 10-15% более привлекательной.

Уже готова финансово-экономическая модель транспортных коридоров, ее по заказу Минвостокразвития России подготовила компания МакКинзи. Привлечение крупного международного консультанта целесообразно: к разработке привлечен китайский офис компании, коллеги активно проработали модель не только с российским, но и с китайским бизнесом. Результатам доверяют потенциальные международные участники развития международных транспортных коридоров.

На основе финансовой модели сделаны визуальные карты притяжения различных видов грузов к портам Приморья. Это интересный и наглядный инструмент — корректируя целевой параметры по тарифам на грузоперевозки, по административным условиям прохождения грузов, мы получаем совершенно конкретные «адреса» китайских производителей, для которых новое транспортное плечо выгодно. Например, в зону «тяготения» порта Находка попадают такие города как Муданьцзян и Цзямусы. В зону «тяготения» порта Зарубино попадают многомиллионные столицы провинций Харбин и Чанчунь.
Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Больше материалов