Поделиться
Сохраняются проблемы по созданию ликвидационных фондов по "Сахалину-1" и "Сахалину-2" - Счетная палата
Поделиться
Счетная палата раскритиковала работу операторов соглашений о разделе продукции — Exxon Neftegas, Sakhalin Energy и Total — за использование иностранных подрядчиков, проволочки в создании ликвидационных фондов, промедления в передаче государству имущества и другие нарушения.

«Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что в области реализации СРП сохраняются системные проблемы, на которые Счетная палата уже неоднократно обращала внимание по итогам предыдущих проверок», — говорится в сообщении палаты.
В частности, до сих пор сохраняются проблемы по созданию ликвидационных фондов.

«По „Сахалину-1“ Счетная палата в течение четырех лет говорила о необходимости назначения администратора счета ликвидационного фонда для российских инвесторов проекта. Наконец, в июле этого года были утверждены критерии для выбора администратора, подобраны под них соответствующие банки, проинформированы инвесторы. Однако до сих пор средства на ликвидацию, а это $187 млн, не аккумулированы», — отмечает ведомство.

«По „Сахалину-2“ ликвидационный фонд не был предусмотрен, но по рекомендации Счетной палаты инвесторы добровольно согласились его сформировать. Сейчас идут консультации по его объему. По „Харьягинскому СРП“ ликвидационный фонд предусмотрен, но формируется по устаревшему плану, в котором указаны не все объекты, в связи с чем денег для полной ликвидации не хватит», — подчеркивает ведомство.

Еще одной затянувшейся проблемой остается передача имущества, созданного при выполнении СРП, в собственность государства. По данным палаты, в рамках СРП было создано имущество на 38 млрд долларов, средства возмещены государством. «Несмотря на то, что Минэнерго совместно с Росимуществом был разработан алгоритм передачи имущества, уже сейчас идет отставание от предусмотренных сроков: по „Харьяге“ — это 1 октября, а по „Сахалин-1“ — 31 декабря этого года», — отмечает СП.

Счетная палата также обращает внимание на необходимость более активного участия российских подрядчиков в работах по проектам. «Согласно отчетности до 90% работ выполняются российскими подрядчиками, на деле они являются только прослойками. Фактически все работы ведут иностранные субподрядчики. При этом крупные контракты заключаются операторами без конкурсных процедур. Так, по „Сахалину-1“ в 2014 году 22 из 29 контрактов, стоимостью свыше 5 млн долларов, были заключены без конкурса», — говорится в сообщении.

Палата также отмечает бесконтрольное использование имущества проектов подрядчиками. «Как показывают результаты проверок, операторы заключают долгосрочные контракты, например, на обслуживание газопровода. Полностью за счет СРП оснащают подрядчика необходимым оборудованием, затем проводят ускоренную амортизацию и списывают его. В результате оборудование просто дарят подрядчику, а это миллионы долларов, которые возмещены российской нефтью. Представители государства это не контролируют», — подчеркивается в сообщении.

Проверка показала, что по всем технологическим объектам, создаваемым в рамках СРП по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2», либо использовались ноу-хау, либо проводилась привязка имеющихся у подрядчиков технологий к специфическим условиям шельфовых проектов. Работы выполнялись за счет возмещаемых затрат. Однако фактически наличие результатов интеллектуальной деятельности, созданных при реализации СРП, в ходе проведения контрольных мероприятий не установлено, добавляет Счетная палата. Уполномоченными представителями государства в необходимо проработать вопрос об организации учета результатов интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении СРП, указывает ведомство.

Проверка показала, что остается не решенным вопрос о регистрации права собственности России в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на стратегические объекты, построенные в рамках расширения аэропорта «Ноглики» (здание аэропорта, ангары для самолетов, здание диспетчерского пункта и иные, всего 28 объектов). В настоящий момент указанные объекты эксплуатируются без правоустанавливающих документов.

Проблемным остается вопрос о создании полигона для утилизации отходов. Счетная палата поясняет, что в настоящее время решение затягивается в связи со сложностями выделения земли. «В результате с 2015 года бытовые отходы вывозят на материк. За год расходы составят полтора миллиарда рублей и будут отнесены к возмещаемым затратам», — констатирует СП.

По итогам проверки отмечено снижение заявленных к возмещению расходов, не относящихся к проектам. Если в прошлом году было установлено таких списаний почти на 37 млн долларов, то в этом году — на 5 млн долларов. «Представителям государства нужно занять твердую позицию относительно этих расходов с тем, чтобы не отстаивать каждый раз постфактум решения об исключении их из возмещаемых, а чтобы изначально подобные расходы не включались в возмещаемые затраты», — отмечает ведомство.
По итогам 2013 года к необоснованно возмещенным были отнесены расходы в сумме 36,5 млн долларов. За год из них исключили только 2,1 млн долларов. При этом в проверяемом периоде представители государства не отстояли исключение из возмещаемых затрат стоимости ремонтных работ на трубопроводе «Сахалина-2» в сумме 69 млн долларов, которые Счетная палата считает гарантийными работами подрядчика.

Коллегия приняла решение направить представления в Федеральную налоговую службу и Федеральную таможенную службу, информационные письма — президенту РФ, правительству РФ, Минэнерго и Минприроды, губернаторам Сахалинской области и Ненецкого автономного округа, а также компаниям-операторам проектов. Кроме того, будет направлено обращение в Генеральную прокуратуру. Отчет о результатах проверки и заключение на доклад правительства будут направлены в палаты Федерального Собрания.
Счетная палата также отмечает, что за весь период реализации соглашений добыто почти 132 млн тонн нефти с конденсатом, 113 млрд кубометров газа, произведено около 59 млн тонн сжиженного газа. Объем экспорта углеводородов в стоимостном выражении возрос по сравнению с 2013 годом на 5% и составил $18,5 млрд. Совокупные затраты с начала работ составили $65 млрд, из них $4,9 млрд — это затраты 2014 года. Все затраты, подлежащие возмещению, а это $58 млрд, компенсированы государством углеводородами в полном объеме.

Доход государства за весь срок действия проектов составил почти $33 млрд. Из них более $20 млрд поступило в федеральный бюджет, $13 млрд — в региональные. В 2014 году государство в целом получило более $8 млрд.
Оператором проекта «Сахалин-1» является Exxon Neftegas Ltd (доля участия в проекте — 30%), участниками проекта также выступают ONGC (20%), «Роснефть» (20%) и японская SODECO (30%).

В рамках проекта предполагается поэтапная разработка месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на северо-восточном шельфе острова Сахалин. Участниками Харьягинского проекта являются: «Зарубежнефть» (20%), Total (оператор, 40%), StatoilHydro (30%). Оператором «Сахалин-2» является Sakhalin Energy, акционерами которой состоят «Газпром» (50% плюс 1 акция), Royal Dutch Shell (27,5% минус 1 акция), японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Проект предполагает освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений.
Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Больше материалов