В Дальневосточном ФО, на фоне спада по России в целом, добыча полезных ископаемых по итогам первого полугодия 2025 г. увеличилась на 2,8% относительно аналогичного периода 2024 г. Лидерами роста в добывающей промышленности за данный период стали Хабаровский край (+61,9%), Чукотский АО (+30,5%), Приморский край (+29,9%), Бурятия (+29,5%) и Еврейская АО (+15,6%). В том числе в Хабаровском крае на общий рост позитивное влияние оказала влияние угледобыча.
Отрицательная динамика в добывающей промышленности в январе-июне была зафиксирована в Сахалинской области (снижение индекса до 95,3%), а также в Камчатском крае (96,5%) и Амурской области (98,8%). Динамика на Сахалине, в частности, демонстрирует, что в регионе не возобновился рост в добыче углеводородов.
Добыча и логистика угля
В сфере угледобычи в стране в целом наблюдается снижение доли прибыльных компаний отрасли и рост количества убыточных предприятий. Сальдированный убыток угледобывающих компаний в январе-апреле 2025 г. составил 128,6 млрд рублей против прибыли в 14,3 млрд рублей за аналогичный период 2024 г. В Минэнерго РФ прогнозируют убыток российских угольных компаний в 300-350 млрд рублей по итогам текущего года. В январе-мае сальдированный убыток угольных компаний РФ вырос до 136,2 млрд рублей против прибыли 9,1 млрд рублей за аналогичный период годом ранее. За пять месяцев текущего года прибыль угольных предприятий снизилась на 26,5% и составила 62,2 млрд рублей, убытки увеличились в 2,7 раза, до 198,4 млрд рублей. Доля прибыльных компаний за отчетный период составила 35,1% (годом ранее – 49,1%), доля убыточных предприятий – 64,9% (ранее – 50,9%).
Тем не менее добыча угля в России в первом полугодии 2025 г. выросла на 1,6% относительно аналогичного периода прошлого года, достигнув 216 млн тонн – зафиксирован рост добычи каменного угля – на 0,2%, до 166 млн тонн, добычи антрацита – на 1,7%, до 11,1 млн тонн, а вот добыча коксующегося угля снизилась на 7,2%, до 51,9 млн тонн.
В этих условиях в конце июля правительство РФ утвердило меры поддержки угольной отрасли в стране, включающие продление сроков уплаты НДПИ и страховых взносов. В частности, угледобывающим компаниям продлен до 30 ноября 2025 г. срок уплаты налоговых и страховых задолженностей, которые возникли на 1 июня 2025 г. (в том случае, если в отношении компании не началась процедура банкротства). Список компаний, претендующих на меру поддержки, формирует Минэнерго по заявлениям от компаний, после чего список будет передан в Федеральную налоговую службу. Компаниям также будут предоставлены адресные субсидии на компенсацию части затрат на логистику при экспорте угля на дальние расстояния. Кроме того, планируется возмещение 12,8% от тарифа «РЖД» на экспортные перевозки в порты северо-запада и юга для компаний из Сибири. Предусмотрена возможность реструктуризации кредитов и составление планов финансового оздоровления для компаний с высокой долговой нагрузкой. Следует отметить, что несмотря на ограничения по провозной мощности железной дороги, ситуация с перевалкой угля в портах Дальнего Востока сейчас лучше, чем в остальных портах страны, что связано с близостью к основным рынкам сбыта.
В результате на Дальнем Востоке в части регионов планируется увеличение угледобычи. Новые предприятия начинают работать в Якутии, где по итогам прошлого года уже был зафиксирован рост в угледобыче на 28% относительно 2023 г., до 49,4 млн тонн. В июле в Якутии было запущено АО «Кабактинское» (Нерюнгринский район), ставшее первым в республике угольным разрезом, принадлежащим «СУЭК». Подтвержденные запасы месторождения оцениваются в 127 млн тонн, предполагаемые ресурсы – в 1,2-1,7 млрд тонн угля. На первом участке добычи предполагается к 2027 г. выйти на проектную мощность в 750 тыс. тонн коксующегося угля в год. В дальнейшем число участков добычи планируется увеличивать – лицензионная площадь месторождения составляет 29,8 тыс. га. «СУЭК» получила право на разработку Кабактинского месторождения по итогам аукциона в марте 2013 г. В конце июля текущего года на биржевых торгах состоялась первая сделка по реализации угля Кабактинского месторождения - всего было продано 5 320 тонн угля с доставкой до станции «Хабаровск-1».
Тем временем крупный угледобытчик Якутии, ООО УК «Колмар», испытывает проблемы, связанные с происшествиями и выявленными нарушениями безопасности на предприятиях. 21 июля на технологической автодороге АО «ГОК Денисовский» (Нерюнгринский район) произошло крупное ДТП с участием автобуса «НефАЗ», принадлежавшего компании и перевозившего сотрудников шахты «Восточная Денисовская». Автобус съехал с дороги и упал с обрыва. В результате аварии погибли 15 человек, в том числе водитель автобуса, еще 19 человек получили травмы различной степени тяжести.
Прокуратура Якутии инициировала проверку на предмет соблюдения требований безопасности дорожного движения, охраны труда и условий перевозки работников. СУ СКР по региону возбудило уголовное дело о нарушении правил эксплуатации транспорта, повлекшем смерть двух и более человек. Проверку также проводит Ростехнадзор. В «Колмаре» заявили о создании оперативной рабочей комиссии по оказанию помощи семьям погибших и пострадавших. В качестве версий происшествия рассматриваются нарушение скоростного режима, техническая неисправность и несоответствие дорожной инфраструктуры требованиям безопасности. Надзорные органы обратили внимание на то, что технологическая дорога имеет недостаточную ширину, а ограждение вдоль обрыва является ненадежным.
В октябре прошлого года на шахте «Восточная Денисовская» той же компании произошло обрушение, в результате которого погиб горнорабочий. Всего на аварийном участке находились четыре человека, но троим удалось эвакуироваться самостоятельно. Шахта «Восточная Денисовская» в настоящее время находится в процессе строительства, ее проектная мощность должна составить 4 млн тонн угля в год.
Кроме того, в середине июля Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору приостановило работу шахты «Денисовская» «Колмара» из-за нарушений требований промышленной безопасности, влекущих угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. На шахте выявлены нарушения требований к креплениям горных выработок, а также к взрывобезопасности технического устройства – комбайна. Шахта «Денисовская» работает с 2009 г., с момента запуска к ноябрю 2024 г. на ней было добыто 20 млн тонн угля.
В Хабаровском крае АО «Ургалуголь» («СУЭК») тем временем отчиталось о результате добычи за первое полугодие 2025 г. в 5,924 млн тонн угля (рост на 500 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В первом полугодии текущего года компания получила одобрение техусловий на развитие железнодорожной инфраструктуры для вывоза продукции в порты. Планируется строительство южной хорды и развитие железнодорожного парка станции Чегдомын, что позволит отгружать до 450 вагонов в сутки (с начала 2025 г. среднесуточная отгрузка составляет 310 вагонов). Во втором полугодии должна завершиться реконструкция обогатительной фабрики «Чегдомын», где объем переработки угля должен достичь 1,4 тыс. тонн в час. Также компания намерена в ближайшие годы довести мощность разреза «Правобережный» с 6 млн до 13,2 млн тонн, что позволит обеспечить годовой объем добычи угля компанией в регионе до 18 млн тонн (результат 2024 г. – 10,34 млн тонн). По результатам января-июня текущего года погрузка каменного угля на железной дороге в Хабаровском крае достигла 4,1 млн тонн, что на 18,3% больше, чем за тот же период в 2024 г.
Добыча газа и газификация
В сфере добычи газа по итогам первого полугодия 2025 г. суммарная добыча (природного и попутного нефтяного газа) в России снизилась на 3,1% относительно аналогичного периода 2024 г., составив 335,3 млрд куб. м. В Дальневосточном ФО за отчетный период добыто 27,9 млрд куб. м, что на 8,2% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
Тем временем в Счетной палате РФ заявили о рисках незавершения строительства регазификационного терминала в Камчатском крае (в бухте Раковая) до ноября 2026 г. Соответствующее заключение СП РФ сделано по результатам проверки исполнения федерального бюджета на 2024-26 гг. Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края и ООО «Запсибгазпром Газификация» 8 ноября 2024 г. заключили госконтракт на строительство объекта на сумму 13,14 млрд рублей, но в 2024 г. строительство не было начато. В обращении губернатора Камчатского края В.Солодова к президенту РФ В.Путину от 3 февраля 2025 г. отмечалось, что начало строительства объекта откладывалось в связи с длительными сроками изъятия участков
под строительство.
Проектная документация была направлена на корректировку в связи с изменившейся конъюнктурой рынка в отношении технологического оборудования и материалов. С учетом этого технологический срок строительства объекта был оценен в 18 месяцев, что делает невозможным завершение строительства объекта в 2025 г. В феврале текущего года В.Путин согласовал продление срока строительства[1]
до ноября 2026 г. и изменение стоимости по итогам корректировки проектной документации с компенсацией из федерального бюджета. Тем не менее на конец марта текущего года скорректированная проектная документация отсутствовала. В СП видят в этом риски незавершения проекта даже в измененные сроки.
При этом регулируемая цена на природный газ с учетом индексации на 2026 г. для Камчатского края составляет порядка 10 тыс. рублей за тыс. куб. м., что не в полной мере покрывает затраты «Газпрома» (напомним, что «Газпром» определен оператором газификации Камчатки), связанные с реализацией проекта. На покрытие выпадающих доходов «Газпрома» могут потребоваться дополнительные средства из федерального бюджета. Газ в регион предполагается поставлять с проекта «Сахалин-2», который контролирует «Газпром».
Напомним, что с помощью комплекса регазификации планируется обеспечить поставки СПГ для энергетических нужд Камчатского края в объеме до 446 тыс. тонн (эквивалент 620 млн куб. м природного газа) в рамках программы газификации края. Также с помощью перевода на газ мазутных и угольных котельных предполагается сократить выброс в атмосферу вредных веществ. Ранее правительство РФ выделило в 2023-25 гг. Камчатскому краю субсидии в размере 12 млрд рублей на строительство регазификационного терминала. Согласно постановлению о выделении средств, результатом использования субсидии является ввод в эксплуатацию объектов до 31 декабря 2025 г. В 2024 г. было выделено 4 млрд рублей, в 2025 г. - 8 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В обращении губернатора Камчатского края к президенту РФ В.Путину от 3 февраля 2025 г. № 01-03-04-331 отмечено, что начало строительства объекта затянулось в связи с длительными сроками изъятия участков под строительство. В соответствии с обращением, президентом согласовано (решение от 5 февраля 2025 г. № Пр-228) продление срока строительства объекта до ноября 2026 г. и изменение стоимости по итогам корректировки проектной документации с компенсацией из федерального бюджета.