Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Эксперты предлагают коренной пересмотр системы госзакупок в России

До тех пор, пока настройка ФЗ-44 будет напоминать “борьбу с сорняками”, ни о какой эффективности речи быть не может – публикация в журнале “Эксперт".

Эксперты предлагают коренной пересмотр системы госзакупок в России
Фото: журнал "Эксперт"
Создание в России федеральной службы снабжения в форме публично-правовой компании или закрепление функций осуществления централизованных поставок за кем-то из регуляторов предложили в статье в журнале “Эксперт” экс-министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Галушка и заместитель полпреда президента России в ЦФО Артур Ниязметов. 
Статья под заголовком "Целевая модель государственных закупок” авторства Александра Галушки и Артура Ниязметова опубликована в журнале “Эксперт”. Авторы рассуждают о причинах постоянного падения эффективности системы государственных закупок и приходят к выводу: корректировкой соответствующего законодательства вопрос не может быть решен, требуется смена самой модели. 

"Коренная проблема существующей парадигмы отечественной контрактной системы кроется в самом ее духе, который заключается не в получении нужного результата в нужный срок, а в презумпции злого умысла и бесконечной борьбы против него, – пишут авторы. – Пока это напоминает борьбу с сорняками путем распыления по всему полю ядовитых химикатов, которые вместе с ними уничтожают полезные растения и наносят вред здоровью. А на выжженной земле появляются новые виды сорняков, все более устойчивые к химикатам”.

В статье приводится неутешительная статистика: в 2019 году 40% от общего числа закупок общим объемом 5,8 трлн рублей были признаны несостоявшимися. По итогам девяти месяцев 2020 года несостоявшимися было признано 45% закупок общим объемом 3,8 трлн рублей. Наиболее распространенные причины признания закупок несостоявшимися — подача только одной заявки (56% случаев) или отсутствие заявок как таковых (24% случаев). При этом относительная экономия по итогам осуществления закупок конкурентными способами составляет всего около 4%, а количество нарушений с момента вступления в силу закона № 44-ФЗ выросло более чем в четыре раза. Наконец, продолжается тенденция снижения количества поставщиков, принявших участие в закупках (в 2019 году снижение составило 25%), что свидетельствует в целом о снижении привлекательности и доверия к системе государственных и муниципальных закупок.

По мнению Александра Галушки и Артура Ниязметова, решение вопроса кроется в "переориентации контрактной системы на результат. Для этого заказчик должен отвечать за этот результат и иметь полномочия его обеспечить”. Для этого могла бы быть создана федеральная служба снабжения в форме публично-правовой компании, или же  функции осуществления централизованных поставок могли бы быть закреплены за кем-то из регуляторов.

Во-вторых, считают авторы, нужно отказаться от идеи "смеси фетиша процедур с приматом цены”. На помощь здесь может прийти и анализ больших данных, и рейтинг исполнителей, и выделение среди поставщиков групп производителей, предлагающих товар напрямую.

В-третьих, предлагается предусмотреть контроль расходования бюджетных средств исполнителем до последнего рубля последнего контрагента во всей цепочке поставщиков (субподрядчиков). Сегодня, как отмечают авторы,  такие возможности уже активно используются в работе ФНС России и Казначейства.

В качестве референтых примеров по организации эффективных госзакупок на национальном уровне авторы приводят модели США и Южной Кореи. Отмечается, что именно корейский подход, где действует Служба государственных закупок (Public Procurement Service), вкупе с передовыми цифровыми ноу-хау, является наиболее полезной для изучения и перенятия опыта. 

В заключение авторы отмечают, что новый закон о целевой модели госзакупок, основанной на цифровых решениях и лучшем мировом опыте, "займет в несколько раз меньше страниц, чем очередные поправки в Закон №44-ФЗ". 

Отметим, что Александр Галушка, являющийся членом президиума Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, в настоящее время также является председателем Координационного Совета по национальным проектам и народосбережению при Общественной палате Российской Федерации. Координационный совет проводит регулярный анализ реализации национальных проектов Российской Федерации и выступает с инициативами в адрес Правительства России по корректировке подходов и показателей проектов.


9 мая: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика