Эксперты высказывают опасения по поводу достижения прогнозного показателя грузопотока по Севморпути. В 2022 году транзитный грузопоток упал на 90% — до 200 тыс. тонн.
Как сообщает «Деловой Петербург» со ссылкой на спецпредставителя «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимира Панова, в 2021 году объем транзитных грузоперевозок по СМП составил два млн тонн, в 2023 году достиг 2,1 млн тонн, что является рекордом для маршрута.
Основной грузовой базой транзита по СМП является нефть, на транспортировку которой приходится около 1,5 млн тонн. Перевозки железорудного концентрата в текущем году составили 350 тыс. тонн, также через маршрут идут небольшие партии СПГ.
Общий грузопоток по Севморпути (каботаж, транзит и отгрузки с портов Арктики), с января по октябрь превысил 30 млн тонн, что на 6,3% выше результата аналогичного прошлогоднего периода.
Панов считает, что, исходя из темпов прироста, ожидать выполнения прогноза по грузопотоку на этот год в 46,82 млн тонн не приходится. Выполнение целевого показателю в 80 млн тонн в 2024 году возможно только с началом отгрузок с проектов «Восток Ойл» и «Арктик СПГ–2».
По словам основателя N. TransLab Марии Никитиной, перспективам Севморпути угрожают испортившиеся отношения России с другими государствами, претендующими на Север. Влияет и сокращение возможности привлечения кредитных денег и сторонних инвестиций.
Завкафедрой логистики и управления цепями поставок СПбГЭУ Владимир Щербаков считает не слишком реалистичными долгосрочные прогнозы кабмина по грузопотоку Севморпути. Такие объемы, указывает он, для начала нужно где-то найти. В этом ключе необходимо выстраивание эффективного партнерства.
План развития Севморпути на период до 2035 года предполагает повышение объемов грузоперевозок, на которые ориентировал президент РФ Владимир Путин 80 млн тонн к 2024 году, к 2030 году – не менее 150 млн тонн, в сегодняшней редакции плана – 90 млн тонн и более 200 млн тонн соответственно.
Северный морской путь – альтернатива Суэцкому или Панамскому каналу. Например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, Северным морским путем – 5 770 морских миль.