Супертраулеры РРПК, работающие в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, вошли в тройку лидеров в рейтинге судов по вылову минтая за период с 1 января по 9 апреля 2023 года. На первом месте оказался флагманский супертраулер «Владимир Лиманов» (вылов в 27 180 тонн), на втором – «Капитан Вдовиченко» (вылов в 27 163 тонны), а замыкает тройку лидеров РКТС «Капитан Олейничук» (вылов в 23 736 тонн). Супертраулеры РРПК стали лидерами и по уровню среднесуточного вылова: «Капитан Вдовиченко» – 316 тонн, «Владимир Лиманов» – 305 тонн.
Супертраулеры «Владимир Лиманов» и «Капитан Вдовиченко» — это первые два судна обновленного флота РРПК. Новые суда проекта СТ-192 – одни из самых современных рыбопромысловых судов в мире, предназначены для промысла минтая и сельди пелагическим тралением в Беринговом и Охотском морях, а также в прилегающих к ним районах Восточного побережья России, являются уникальными для рыбопромысловой отрасли России. Перерабатывающие мощности судов нового поколения позволяют обеспечить на борту глубокую переработку до 100% уловов.
Среднесуточный вылов БМРТ «Герои Широнинцы» составил 137 тонн), БМРТ «Владивосток» – 131 тонну. Они стали первыми в бассейне среди судов филетировщиков в сезоне А. «Порфирий Чанчибадзе» (среднесуточный вылов – 176 тонн) стал лучшим среди судов типа БМРТ, выпускающих минтай б/г.
В целом, в сезоне А 2023 года добыча РРПК увеличилась на 19% и составила 158 280 тонн минтая. Это второй результат в Дальневосточном бассейне. Доля продуктов с высокой добавленной стоимостью (филе и сурими) в портфеле компании увеличилась с 22% до 32%.
В 2023 году в сезоне А РРПК заняла первое место в бассейне по выпуску филе минтая (13 774 тонны против 11 976 тонн в 2022 году), сурими (12 329 тонн против 4 551 тонны в 2022 году) и икры минтая (6 031 тонна против 4 910 тонн в 2022).
«Суда РРПК улучшили показатели компании в сезоне А 2023 года относительно результатов прошлого года. На промысле были 10 судов против 12 в 2022 году. Среди них два новых супертраулера – лидера бассейна, что подтверждает эффективность и возможности новых судов, которые строит РРПК. Конечно, достичь лидерский позиций было бы невозможно без опыта и умения наших капитанов, профессионализма и трудолюбия заведующих производством и экипажей судов. В сезоне Б 2023 года третий супертраулер “Механик Маслак” выйдет в бассейн на вылов и производство после завершения промысловых испытаний в мае», – отметил директор по производству РРПК Сергей Паршин.
Обновление рыбопромыслового флота является стратегическим приоритетом РРПК и важной составляющей обеспечения долгосрочной устойчивости отрасли в целом. Супертраулеры РРПК — самые крупные и технологически насыщенные российские рыбопромысловые суда. Каждое новое судно рассчитано на ежегодный вылов 60 тыс. тонн рыбы, что в 2,5 раза превышает производительность судов, составляющих сегодня основу рыбопромыслового флота на Дальнем Востоке РФ.
Похолодание и увеличение потребления угля в Германии на прошлой неделе способствовало укреплению индексов европейского рынка выше 120 долл./т. Тем не менее, ограниченный спрос, заполненные газовые хранилища, а также падение цен на газ и электроэнергию по-прежнему остаются основными факторами, ограничивающими существенный рост котировок.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 451 долл./1000 м3 (-55 долл./1000 м3 к 22.11.2023 г.) на фоне заполненных хранилищ газа в ЕС и стабильных поставок из Норвегии.
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 105 долл./т. Бумажные контракты также подешевели. Несмотря на логистические ограничения, котировки упали до 3-месячных минимумов на фоне невысокого спроса в Европе и общего нисходящего тренда.
Экспорт угля из ЮАР может сократиться примерно на 18%, или на 1 млн. т./месяц, в результате ограничений Transnet, введённых на терминалах Richards Bay (DBT и MPT) на прошлой неделе и запрещающих новые номинации балкеров с целью борьбы с заторами, вызванными скоплением грузовиков с углем. При этом глава Transnet отметил, что ситуация с пробками стабилизируется через несколько недель, а запрет будет сохраняться до последующего уведомления. Заторы также вызваны неудовлетворительной работой ж/д инфраструктуры и выходом из строя нескольких ленточных конвейеров в результате пожара в 2021 г. Один из конвейеров будет отремонтирован в декабре, а 2 оставшихся будут вновь введены в эксплуатацию в середине 2024 г., что позволит снять с перевозки угля по маршруту склад-терминал около 400 грузовиков.
Южноафриканская Exxaro ожидает, что ее экспорт энергетического угля упадет до 10-летнего минимума и в 2023 г. составит 5.13 млн т. (-2% к 2022 г.) по причине ограниченных провозных мощностей и сокращения спроса в Европе и Азии. Экспортные поставки компании падают на протяжении последних 3 лет с 12.2 млн т. в 2020 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao сохранились на уровне 131 долл./т. На фоне невысокой активности на рынке поддержку котировкам оказывает похолодание и увеличение потребления угля электростанциями. Кроме того, внимание властей 28 ноября привлек инцидент в провинции Heilongjiang, унесший жизни 11 человек, в дополнение к 4 несчастным случаям в провинции Shanxi с середины ноября. В связи с этим власти направили в регион специальную комиссию и инициировали проверки, которые продлятся до конца мая 2024 г. и приведут к ограничению добычи.
Стоимость высококалорийного индонезийского материала прибавила 1 долл./т. до 93 долл./т. Поддержку ценам в Индонезии оказывает спрос со стороны Индии и КНР. Некоторые индонезийские производители получили от государства согласование увеличения квот на добычу, при этом отдельные добывающие компании перенаправляют партии в адрес местных потребителей для удовлетворения растущего спроса и выполнения обязательств по поставкам на внутренний рынок.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос почти до 130 долл./т. в результате возможных ограничений добычи в КНР после череды несчастных случаев. Кроме того, работу порта Newcastle в начале недели на 30 часов заблокировали экоактивисты.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC укрепились до 325 долл./т. в связи с ограниченным предложением и устойчивым спросом, обусловленным пополнением запасов в КНР, а также планируемым повышением китайскими предприятиями цен на кокс.
Несчастный случай в округе Люйлян, одном из ключевых в провинции Shanxi, где добывается металлургический уголь, привел к остановке 25% добывающих мощностей (более 25 шахт) или 37.5 млн т. из 150 млн т.
Поставки российского угля выросли на 2.7% в январе-октябре 2023 года
В январе-октябре 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 329.3 млн т. (+8.7 млн т. или +2.7% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 10 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 148.0 млн т. (+1.8 млн т. или +1.2% к 10 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-октябре 2023 г. составили 181.3 млн т.
(+6.9 млн т. или +4.0% к январю-октябрю 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в январе-октябре 2023 г. составила 360.5 млн т. (+1.2 млн т. или +0.3% к аналогичному периоду 2022 г.).
Порт Суходол отгрузил первую партию угля
Новый порт Суходол, расположенный на Дальнем Востоке в 100 км от Владивостока, осуществил первую погрузку угля в режиме пусконаладочных работ и испытания оборудования. За 91 час на борт судна H Vestal дедвейтом 50 000 т. было погружено 44 тыс. т. угля из Кузбасса. Мощность специализированного угольного терминала на первом этапе составит 2 млн т. в год.
Ранее ожидалось, что в 2023 г. перевалка угля может составить около 2 млн т., в 2024 г. – около 6 млн т. и в 2025 г. – 12 млн т. Однако, с учетом темпов реализации, объемы могут быть пересмотрены в сторону уменьшения.
Инициатором проекта выступил СДС-Уголь, который до этого моменте не имел собственных портов в данном регионе. На текущий момент порт Суходол принадлежит экс-президенту СДС Михаилу Федяеву (25.1%), совладельцу холдинга Владимиру Гридину (25.1%), компании Междуречье (25.01%) и компании Центр развития портовой инфраструктуры (24.79%).
По итогам января-ноября 2023 г. добыча СДС-Уголь составила 11.9 млн т. (-0.5 млн. т. или -4.4% к январю-ноябрю 2022 г.).
На европейском рынке на прошедшей неделе продолжилось снижение цен на уголь ниже 120 долл./т. под давлением таких неблагоприятных фундаментальных факторов, как невысокий спрос, заполненные газовые хранилища ЕС и снижение цен на газ.
Ассоциация немецких импортеров угля (VDKi) призвала продлить работу угольных резервных электростанций, эксплуатация которых была инициирована для борьбы с энергокризисом в прошлом году, но должна прекратиться в марте 2024 г. VDKi аргументирует свою позицию неопределенностью на энергорынках в связи с ситуацией на Ближнем Востоке и Украине, а также волатильностью цен на СПГ. VDKi ожидает, что Германия по итогам 2023 г. импортирует 21 млн. т. угля (-12 млн. т. к 2022 г.).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 505.8 долл./1000 м3 (-15.2 долл./1000 м3 к 15.11.2023 г.) на фоне заполненных хранилищ газа в ЕС и увеличения поставок из Норвегии на 7%.
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается на уровне 110 долл./т. Логистические ограничения в ЮАР не смогли поддержать котировки, на которые оказывает давление слабый спрос в Европе, а также общий нисходящий тренд на международном рынке.
Южноафриканский оператор Transnet Port Terminals с 20 ноября временно приостановил номинации новых судов в порту Richards Bay, что ставит под вопрос возможность отгрузок угля на экспорт через все терминалы порта, за исключением Richards Bay Coal Terminal (RBCT) с марта 2024 г. Оператор ограничил номинации судов и поставки автотранспортом с целью борьбы с многокилометровыми пробками из грузовиков с углем, при этом данная мера не касается терминала RBCT, куда уголь поставляется только по железной дороге. Однако уже номинированные и запланированные к погрузке суда до конца февраля 2023 г. будут гарантировано обработаны. К решению проблемы с отгрузками подключился президент ЮАР, который уже участвует в переговорах Transnet с грузоотправителями.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т. до 131 долл./т. Несмотря на похолодание, компания Shenhua Energy дважды понизила цены на уголь сторонних производителей за прошедшую неделю, оказав давление на котировки. Кроме того, суточное потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС Китая сократилось до 795 тыс. т. против 801 тыс. т. неделей ранее.
Запасы на складах порта Qinhuangdao составили 6.3 млн. т., совокупные запасы в 9 крупнейших портах сократились до 28.9 млн. т. (-0.2 млн. т. и -0.2 млн. т. соответственно к 15.11.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 1 долл./т. до 92 долл./т. Цены в Индонезии остаются под давлением в связи со уменьшением покупательской активности и приближающимся согласованием увеличения квот на добычу. Однако возросший спрос со стороны КНР на низкокалорийный уголь оказал поддержку соответствующим котировкам.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал до 120-122 долл./т. на фоне ограниченного интереса со стороны стран АТР. Кроме того, участники рынка придерживаются выжидательной позиции в связи с падением цен в КНР и отсутствием прогресса в переговорах австралийских поставщиков с японскими потребителями по определению бенчмарка на период октябрь 2023 г. – сентябрь 2024 г. В связи с отсутствием бенчмарка октябрьские поставки Glencore в адрес Tohoku Electric, предположительно, осуществлялись не по фиксированной цене, а по индексу.
Glencore объявила о выделении угольного бизнеса в отдельную структуру к 2026 г. Акции новой компании, согласно заявлению, будут торговаться на бирже в Нью-Йорке.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC поднялись до 320 долл./т. по причине стабильного спроса, который обусловлен необходимостью пополнения запасов некоторых производителей стали в КНР. Кроме того, в китайской провинции Shanxi произошли 3 несчастных случая, которые могут привести к остановке шахт мощностью около 20 млн. т. металлургического угля в год.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 1.7% в январе-октябре 2023 года
В январе-октябре 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 178.4 млн. т. угля (-3.1 млн. т. или -1.7% к январю-октябрю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Открытым способом угольные компании добыли 119.4 млн. т. (-2.7 млн. т. или -2.2%), производство подземным способом составило 59.0 млн. т. (-0.4 млн. т. или -0.7%).
В январе-октябре 2023 г. потребителям было поставлено 144.6 млн. т. угля (-4.0 млн. т. или -2.7% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе:
• на экспорт 94.3 млн. т. (-4.4 млн. т. или -4.5%);
• российским металлургическим компаниям 27.4 млн. т. (+0.7 млн. т. или +2.6%);
• местным угольным электростанциям 14.6 млн. т. (+0.2 млн. т. или +1.4%).
По состоянию на 1 ноября 2023 г. 21.7 млн. т. (+2.8 млн. т. или +14.8% к 1 ноября 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
Инвестиции в угольную отрасль России увеличатся на 17.7% в 2023 году
Инвестиции в угольную отрасль по итогам 2023 г. могут достичь 277 млрд. руб. (+41.7 млрд. руб. или +17.7% к 2022 г.). В данный показатель входит увеличение и создание новых мощностей по добыче и экспорту угля на Дальнем Востоке и в Арктической зоне.
Однако прогноз инвестиций на 2024 г. может быть омрачен экспортными пошлинами, которые были введены в этом году, и оценка влияния которых еще не завершена. Кроме того, себестоимость производства угольных компаний в 2023 г. выросла на 48-49% к 2021 г., прибыль в 1 полугодии 2023 г. упала на 52% до 279 млрд. руб., а налоговые отчисления уменьшились на 51% до 126.4 млрд. руб.
Добыча российского угля по итогам 2023 г. ожидается практически без изменений по сравнению с прошлым годом на уровне 440.0 млн. т. (-3.5 млн. т. или -0.7% к 2022 г.), а экспорт – на уровне 220.0 млн. т. (+10.3 млн. т. или +5.3% к 2022 г.).
При этом Россия обладает потенциалом роста добычи угля до 570 млн. т., однако этому препятствуют в том числе инфраструктурные ограничения по вывозу на экспорт.
На европейском рынке на прошедшей неделе продолжилось снижение цен на уголь ниже 125 долл./т. под давлением таких неблагоприятных фундаментальных факторов, как невысокий спрос, заполненные газовые хранилища ЕС и снижение цен на электроэнергию.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 521 долл./1000 м3 (+17 долл./1000 м3 к 08.11.2023 г.) на фоне активного отбора газа в ЕС, при этом хранилища остаются заполненными на 99.5%.
Совокупные запасы на складах ARA составили 6.4 МЛН т. (-0.03 МЛН т. к 08.11.2023 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 110 долл./т. по причине низкого спроса в Европе, в результате чего южноафриканские компании перенаправляют поставки в Индию, наращивая предложение в адрес индийских производителей губчатого железа.
Южноафриканская компания Tshiamo Group купила у Thungela Resource разрез Umlalazi, на котором более года назад велась добыча энергетического угля. Оператором выступит Saldomate Proprietary Ltd. По ожиданиям Tshiamo, добыча возобновится в марте 2024 г. и мощность составит
1.32 МЛН т. в год, из которых 0.84 МЛН т. будут направляться на экспорт через порт Maputo, с которым в настоящее время ведутся переговоры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao повысились на 2 долл./т. до 132 долл./т. вследствие падения температур и повышения цен компанией Senhua, при этом запасы на складах продолжают увеличиваться.
Национальная комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) планирует сохранить без изменений бенчмарк для долгосрочных контрактов на поставку местного угля 5500 NAR в 2024 г. на уровне 93 долл./т., таким образом, премия по отношению к международному рынку может сохраниться и стимулировать импорт угля. Ожидается, что NDRC объявит бенчмарк во время угольной конференции 5-8 декабря.
Запасы на складах порта Qinhuangdao увеличились до 6.5 МЛН т., совокупные запасы в 9 крупнейших портах выросли до 29.1 МЛН т. (+0.3 МЛН т. и +0.3 МЛН т. соответственно к 08.11.2023 г.), что является максимумом за последние 5 месяцев.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 2 долл./т. до 93 долл./т., оставаясь под давлением в связи со снижением покупательской активности и приближающимся согласованием увеличения квот на добычу.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос до 125 долл./т. после продолжительного падения на фоне укрепления внутренних цен в КНР.
После резкого обвала неделей ранее, цены на австралийский металлургический уголь продолжили удерживаться на уровне
310 долл./т., так как предложение остается стабильным, а покупатели не спешат заключать сделки в ожидании дальнейшего снижения цен.
Компания Glencore прибрела за 6.93 млрд долл. 77%-й пакет компании Elk Valley Resources (EVR), которая принадлежит канадской Teck Resources и занимается добычей коксующегося угля. При этом ожидается, что японская Nippon Steel нарастит свою долю в EVR до 20%, а южнокорейская POSCO – до 3%. По итогам 2023 г. объем добычи EVR прогнозируется на уровне 24.0-26.0 МЛН т.
Австралийская компания Foxleigh и японская Nippon Steel согласовали бенчмарк Low Vol PCI на 4 квартал 2023 г. на уровне 240 долл./т. FOB, тогда как 13 октября цена на 3 квартал была установлена на уровне 183 долл./т FOB.
Добыча и экспорт российского угля в 2023 г. ожидаются на уровне прошлого года
Согласно прогнозам Минэнерго, добыча российского угля по итогам 2023 г. практически не изменится по сравнению с прошлым годом и составит 440.0 МЛН т. (-3.5 МЛН т. или -0.7% к 2022 г.), тогда как экспорт ожидается на уровне 220.0 МЛН т. (+10.3 МЛН т. или +5.3% к 2022 г.).
Введение эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны ЕС и Великобритании с 10 августа 2022 г. стало причиной формирования новых грузопотоков и изменения логистики экспортных перевозок угля. Переориентация на поставки в страны АТР позволила компенсировать потерю европейского рынка.
Однако увеличение экспорта на 10 МЛН т. и более зависит от доступности ж/д инфраструктуры, которая уже работает на пределе, особенно в восточном направлении.
Доля России в мировом экспорте угля увеличивается и в настоящее время этот показатель составляет 16%, при этом спрос на российский уголь вдвое превышает возможности по вывозу.
По итогам января-октября 2023 г. добыча составила 360.4 МЛН т. (+1.2 МЛН т. или +0.3% к 10 месяцем 2022 г.), а экспорт увеличился до 181.3 МЛН т. (+6.9 МЛН т. или +3.9% к 10 месяцем 2022 г.).
ЭЛСИ продала Сибантрацит и сменила название
Акционеры ЭЛСИ приняли решение продать входящий в холдинг Сибирский Антрацит компании Башкирский промышленный холдинг. ЭЛСИ уже сменила название на Эльга и после сделки сфокусируется на разработке Эльгинского угольного бассейна.
При этом новый собственник Сибантрацита выступает в роли инвестора, а руководство угольной компании передано прежней команде топ-менеджеров во главе с генеральным директором Сергеем Мельниковым.
В 2022 г. компания приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 МЛН т. в год. В начале 2025 г. Эльга планирует запустить в эксплуатацию собственный угольный морской терминал на Дальнем Востоке. Мощность терминала, расположенного в Хабаровском крае в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 МЛН т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т.
Угольные активы компании Эльгауголь и Сибантрацит были объединены под названием УК Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ) в августе 2022 г.
По итогам января-октября 2023 г. совокупная добыча ЭЛСИ составила 38.8 МЛН т. (+2.2 МЛН т. или +6.1% к январю-октябрю 2022 г.).
Одним из центральных событий Восточного экономического форума стал запуск оборудования обогатительной фабрики ГМК «Удокан» с участием Президента России В.В. Путина.
А сегодня (14 ноября компания отмечает свое 15-летие) на технологическом объекте работают обе технологические линии измельчения: все шесть мельниц – две полусамоизмельчения и четыре шаровых, весь комплекс флотационного оборудования. Об этом сообщила пресс-служба компании со ссылкой на генерального директора компании «Удоканская медь» Алексея Ящука.
Напомним, в рамках первой очереди проекта на Удокане запускают технологический комплекс, включающий обогатительную фабрику и гидрометаллургический завод. Предприятие будет перерабатывать до 15 млн тонн руды с производительностью до 150 тыс тонн меди в год. А с запуском второй очереди комплекс станет перерабатывать до 50 миллионов тонн медной руды, что даст возможность выпускать около 450 тысяч тонн металла ежегодно. Таким образом, по оценкам одних экспертов, предприятие войдет в десятку, других – сразу в пятерку ведущих производителей меди в мире.
Ставка на красное
Новая эпоха меди достигла своего расцвета с переходом на «зеленую энергетику». Дополнив строительство, электронику, производство двигателей, машиностроение, новая сфера применения этого промышленного металла вывела его на пик спроса. Высокая электропроводность меди востребована в производстве ветрогенераторов и солнечных панелей, электромобилей и «гибридов». Подсчитали, что в батареях и электропроводке каждого электромобиля примерно 80 килограммов меди. В каждом сотовом телефоне – восемь граммов.
Ее требуется все больше. Мировые запасы, как отмечает аналитический центр Statista, на конец 2022 года оценивались в 890 миллионов тонн при этом при годовая добыча составляла 22 миллиона. Спрос увеличился на 38 процентов с 2011-го, а рост объема запасов – всего на 28. В нынешнем году, по прогнозу International Copper Study Group, экономику уже ожидает дефицит меди в размере 114 тысяч тонн из-за различных проблем у ряда производителей на фоне растущего спроса. Свыше половины его обеспечивает Китай.
Важно
Удоканское месторождение имеет прямой выход на Китай как через железнодорожные погранпереходы, так и через морские порты.
– На долю китайских производителей приходится 60 процентов мирового изготовления электромобилей, 50 – ветрогенераторов, 66 – модулей солнечной энергетики, и 88 процентов – производства аккумуляторных батарей, – пишет «China Daily», ссылаясь на данные консалтинговой компании Wood Mackenzie. – Даже если Китай в обозримом будущем замедлит ввод новых мощностей «зеленой энергетики», он будет выпускать это оборудование на экспорт, используя много меди для его изготовления.
Некоторые крупные игроки мирового рынка, желая гарантировать свое участие в экономике энергетического перехода, даже приобретают медные рудники в собственность. Однако сегодня большинство рудников планеты ведет добычу на практически пиковом уровне. В перспективе – спад. На освоение же нового месторождения требуется не менее десятка лет. Поэтому производители заинтересованы в новых проектах по добыче меди с высоким прогнозным сроком жизни. Первое место среди них, по рейтингу издания «Mining Intelligence», принадлежит «Удоканской меди».
Сокровища медных гор
Крупнейшее месторождение меди в России и третье по запасу в мире лежит в 30 километрах южнее железнодорожной станции Новая Чара на горном хребте Удокан. Сокровища удоканских медных гор советские геологи открыли более 70 лет назад - содержание меди в руде составляет 1,05 процента, а ресурс - 26,7 миллиона тонн по международной классификации JORC. Этого хватит еще не менее чем на 40 лет добычи. В руде Удокана только медь и немного серебра – других металлов нет. Но сама руда сложная, в ее в состав одновременно входят сульфидные, окисленные и смешанные минералы.
Технологии, по которой можно было перерабатывать такую качественную, но сложную руду, в стране не существовало: разные типы руд были сплавлены вместе, и ни извлекать их по отдельности, ни разделять после добычи еще не умели. В какое-то время для разработки Удоканского месторождения даже хотели применить ядерный взрыв, но в итоге отказались от этой идеи. Проект замер на уровне испытаний до ноября 2008 года. Тогда, ровно пятнадцать лет назад, была создана «Байкальская горная компания» – теперь «Удоканская медь».
В самом северном Каларском муниципальном округе Забайкалья, на высоте 1600 метров над уровнем моря в зоне вечной мерзлоты она построила грандиозный горно-металлургический комплекс. Сооружены мост через Нурингнакан, дорога, линия электропередачи, две подстанции на 200 МВт, системы тепло- и водоснабжения, жилые корпуса (работают здесь вахтой), но самое главное - современный комбинат. Товарная продукция – катодная медь и сульфидный концентрат по собственной запатентованной флотационно-гидрометаллургической технологии.
«Сама схема переработки сложной удоканской руды – это пример российского технологического суверенитета», – подчеркивает генеральный директор «Удоканской меди» Алексей Ящук.
Это результат целого ряда лабораторных исследований и промышленных испытаний. Сначала на предприятии флотацией получают коллективный концентрат – с окисленными и сульфидными минералами. Затем выщелачивают его до медьсодержащего раствора (гидрометаллургия) и перерабатывают в катодную медь (99,99%). Потом кек выщелачивания снова флотируют и получают сульфидный концентрат, содержащий 40-45 процентов меди.
При разработке технологии производства компания отказалась от пирометаллургии в пользу гидрометаллургии. При этом сброс неочищенных сточных вод в водные объекты полностью исключен, а очистные сооружения обеспечивают очистку до самых строгих нормативов качества — для водных объектов рыбохозяйственного значения.
Цифра
3500 человек
работают на ГМК «Удокан»
По данным ООО «Удоканская медь»
Сейчас на повестке дня «Удоканской меди» также стоит сокращение углеродного следа. Кроме того, в минувшем году на площадке Петербургского международного экономического форума компания подписала соглашение о взаимодействии с Минприроды России, взяв под свой патронат уникальную особо охраняемую территорию Забайкалья – национальный парк «Кодар».
Пуск комбината с президентского «Вперед!» стало историческим событием не только для горно-геологического мира, но и для населения региона. Его ждали целые поколения местных жителей – начиная от тех, кто каюрами сопровождал советских геологов и заканчивая молодежью, на глазах которой оторванная от большой земли территория становилась важным регионом страны. За 15 лет присутствия в Забайкалье «Удоканская медь» направила на поддержку образования, здравоохранения, спорта, культуры, развития муниципалитетов края региона свыше 2,5 миллиардов рублей.
На средства компании в Каларской центральной районной больнице появился инфекционный модуль, в Чите краевой онкологический центр получил современную технику. Компания обеспечила выезды на соревнования юных баскетболисток - они стали бронзовыми призерами Чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ» в ДФО. В поселке Икабья открыт лингафонный кабинет по изучению эвенкийского языка для учеников с 1-го по 11-й классы. Его работу высоко оценили участники круглого стола по сохранению национального языка
В Новой Чаре сооружены стадион и многофункциональный сквер, установлены детские площадки, крытый хоккейный корт, который в этом году принял турнир на Кубок «Удоканской меди». Кроме того, здесь активно развивается детская секция карате и уже прошли первые межрегиональные соревнования «Северный пояс». По словам главного тренера команды Дениса Салафониди, он мечтал о таком десяток лет, и мечта стала реальностью с поддержкой компании.
Дословно
Михаил Кузнецов, директор ФАНУ «Востокгосплан»:
– Медь используют во многих отраслях, например, энергетической, телекоммуникационной, транспортной, нефтехимической, космической, строительной, медицинской. Сильно «завязано» на меди производство электромобилей. И спрос на этот металл с каждым годом растет во всем мире. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2040 году спрос на медь вырастет в 2,7 раза по отношению к 2020 году. А вот производство растет не так быстро. В Забайкалье - богатейшие залежи меди. Но доля их вовлечения в экономический оборот до последнего времени оставалась удручающе низкой: 9 процентов балансовых запасов.
«Удоканская медь» - проект фантастической силы. С одной стороны, его реализация приведет к благоприятным для нас изменениям на рынке меди - после ввода в строй второй очереди комбинат войдет в десятку крупнейших производителей этого металла в мире. С другой стороны, его можно назвать драйвером развития севера Забайкалья. Такие мощные инвестиции – это ведь всегда история про то, как в территорию вдохнули жизнь. Энергетическую и транспортную инфраструктуру построить надо? Надо. Специалистов привлечь, жилье им предоставить, условия для досуга обеспечить. Но без уникальных дальневосточных механизмов развития проект, подобный «Удоканской меди», не потянуть. Поэтому он вошел в ТОР «Забайкалье» и получил поддержку государства.
На европейском рынке энергетического угля на прошедшей неделе цены отскочили вверх после падения, вновь приблизившись к уровню 130 долл./т., при этом на энергетический рынок в целом продолжают оказывать влияние такие негативные фундаментальные факторы, как заполненные газовые хранилища в ЕС, снижение цен на электроэнергию и температуры выше нормы. В ходе прошедшей конференции Coaltrans в Мадриде было заявлено, что в результате сокращения поставок российского газа спрос на уголь в Европе после 2023 г. окажется на 20 млн т. выше, чем ожидалось ранее.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 504.0 долл./1000 м3 (-27.2 долл./1000 м3 к 01.11.2023 г.) в связи с тем, что хранилища в ЕС оказались полностью заполнены, а Норвегия увеличила трубопроводные поставки.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 120 долл./т. на фоне общего падения цен на энергетическом рынке ЕС и ограниченного спроса со стороны Индии, где замедляется активность в строительном секторе.
Южноафриканский апелляционный суд вынес в пользу государства решение по вопросу приобретения семьей Гупта акций Optimum Coal Mine и Optimum Coal Terminal. Таким образом, активы стоимостью 219 млн долл. будут национализированы.
Transnet назначила менеджера по инфраструктуре с целью привлечения частных инвестиций и развития ж/д сети. Данный шаг был позитивно воспринят Советом по полезным ископаемым ЮАР.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 5 долл./т. до 130 долл./т. из-за продолжающегося увеличения запасов на складах и ограниченного спроса.
Комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) выпустила рекомендации по заключению долгосрочных контрактов на 2024 г., при этом конкретные объемы не были обозначены, в отличии от 2023 г. (2.90 млрд т.) и 2022 г. (2.60 млрд т.). Однако добывающие компании будут обязаны заключать долгосрочные контракты на 80% объемов угля (без изменений к 2023 г.), а электростанции – на 80% вместо 105% в 2023 г., что должно способствовать увеличению объемов и активности на спотовом рынке, а также приводить к росту волатильности котировок.
Запасы на складах порта Qinhuangdao увеличились до 6.2 млн т., совокупные запасы в 9 крупнейших портах выросли до 28.8 млн т. (+0.2 млн т. и +1.8 млн т. соответственно к 01.11.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 3 долл./т. до 95 долл./т., оставаясь под давлением сократившейся покупательской активности. Кроме того, правительство продвигается к согласованию заявок на увеличение квот на добычу, что будет способствовать увеличению предложения.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился до уровня 120 долл./т. по причине ограниченного спроса со стороны Индии, а также стран Северо-Восточной Азии, где ожидается теплая зима. Кроме того, Колумбия на прошедшей неделе нарастила свои поставки в страны АТР на 8%.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC резко упали ниже 310 долл./т., несмотря на сохраняющийся спрос в Индии и Юго-Восточной Азии, в результате чего покупатели заняли выжидательную позицию в надежде на дальнейшую коррекцию вниз. Давление на котировки оказало увеличение предложения, снижение цен на сталь и рассмотрение индийскими покупателями поставок угля из США.
Компания BHP Mitsubishi Alliance (BMA) завершила 3-летний проект по замене судопогрузочной машины на австралийском терминале Hay Point Coal Terminal (HPCT), где отгружается на экспорт металлургический уголь из штата Квинсленд, что позволит увеличить мощность перевалки и улучшить возможности терминала по обработке судов в непогоду.
Инвестиции Китая в угольный конвейер через Амур составят 685 млн долларов
Китайская компания Сюань Юань планирует инвестировать около 685 млн долл. в строительство конвейерной системы перевалки российского угля через реку Амур для экспорта в Китай.
По данным представителей Ассоциации импорта угля в КНР, рассматриваются различные варианты строительства объекта и участия в проекте китайской компании. Проект предусматривает как строительство конвейера через реку Амур с меньшим объемом инвестиций, так и создание транспортировочной конвейерной системы от угольного разреза. Таким образом, окончательная сумма вложений будет зависеть от расстояния и условий.
Конвейерная система будет создана на базе угольного терминала, расположенного в Амурской области. Конкретная площадка будет определена совместно с Правительством региона. В Китае, на территории городского округа Хэйхэ провинции Хэйлунцзян будет создана необходимая инфраструктура для приема груза.
Объем перевалки угля составит 15 млн т. в год. При этом существует возможность для дальнейшего увеличения до 70 млн т. К строительству планируется приступить в 2024 г.
Соглашение о сотрудничестве в части реализации инвестпроекта, предусматривающего развитие импорта российского угля, было подписано в ходе Восточного экономического форума в 2022 г. между Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, Центром развития портовой инфраструктуры и корпорацией Сюань Юань. Предполагается, что российско-китайское сотрудничество в угольной отрасли будет включать совместную добычу угля, его транспортировку и реализацию инвестиционных проектов.
По итогам января-октября 2023 г. экспорт российского угля через погранпереходы с Китаем составил 11.1 млн т. (+4.6 млн т. или +72.2% к аналогичному периоду
2022 г.).
Угольный терминал Лавна будет запущен в декабре 2023 года
В декабре 2023 г. начнутся ж/д отгрузки в адрес порта Лавна, строящегося в Мурманскому области. Ввод в эксплуатацию самого угольного терминала ожидается в установленные сроки – 29 декабря 2023 г.
В 2024 г. Лавна планирует выйти на перевалочную мощность в 4 млн т. угля в год, после 2025 г. нарастить объем до 18 млн т.
Порт Лавна имеет выход в нейтральные воды, а также является одним из транспортных узлов на маршруте Северного морского пути и составной частью проекта Комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ), который реализуется в соответствии с государственной программой РФ. Основной целью МТУ является создание круглогодично действующего глубоководного морского хаба по перевалке угля, минеральных удобрений, а также переработке нефтеналивных грузов, интегрированного в международный транспортный коридор Север — Юг.
В текущее время, в совладельцах порта числятся: ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).
На европейском рынке на прошедшей неделе цены на уголь упали ниже 130 долл./т. на фоне снижения энергетического рынка, поскольку опасения в связи с конфликтом на Ближнем Востоке ослабли и давление оказывают такие фундаментальные факторы, как заполненные газовые хранилища в ЕС, ослабление цен на электроэнергию и температуры выше нормы.
Газовые котировки на хабе TTF подорожали до 531.2 долл./1000 м3 (-22.6 долл./1000 м3 к 25.10.2023 г.) в связи с ростом запасов в хранилищах ЕС до 99% и снижением рисков в отношении поставок СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA сократились до 6.6 млн т. (-0.3 млн т. к 25.10.2023 г.) в результате увеличения уровня воды в реке Рейн до 200 см против 82 см неделей ранее.
Индекс южноафриканского угля 6000 скорректировался ниже уровня 122 долл./т. из-за общего снижения цен на энергетическом рынке ЕС и ограниченного спроса со стороны Индии.
Ж/д оператор Transnet планирует увеличить транспортировку угля на экспорт с 50 млн т. в текущем году до 70 млн т., или на 40%, в 2024/2025 финансовом году, что должно стать результатом инициативы, представленной новым руководством компании. Проект потребует инвестиций со стороны правительства ЮАР, однако Transnet уже обратилась к угольным компаниям в поисках 70 млн долл. для решения вопроса с китайскими локомотивами и запчастями к ним. Таким образом, угольные компании должны будут предоставить средства в пропорции с долями в терминале Richards Bay Coal Terminal, при этом предполагается, что они смогут вернуть вложения в долгосрочной перспективе из поступлений от ж/д тарифов.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 6 долл./т. до 135 долл./т. в связи с увеличением добычи и сокращением спроса. Компания Shenhua Energy вновь понизила цены, однако, несмотря на снижение котировок, многие добывающие компании отмечают увеличение запасов на своих складах. Совокупные запасы на электростанциях в 25 провинциях страны поставили новый рекорд, достигнув 126.3 млн т. против 125.8 млн т. в конце июня.
Давление на рынок также оказало сообщение таможенных органов о том, что КНР продолжит активно импортировать энергоносители, включая уголь, газ и нефть. Таким образом, предположение о возобновлении квот на импорт было опровергнуто.
Запасы на складах порта Qinhuangdao увеличились с 5.6 млн т. до 6.0 млн т., совокупные запасы в 9 крупнейших портах выросли до 27.0 млн т. (+0.7 млн т. к 25.10.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 98 долл./т., оставаясь под давлением из-за невысокой покупательской активности со стороны китайских и индийских потребителей. Кроме того, участники рынка отмечают, что сбой в государственной платформе верификации продаж был устранен.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 125 долл./т. по причине ограниченного спроса со стороны Индии, а также стран Северо-Восточной Азии, где ожидается более теплая зима, чем обычно.
Компания Glencore отчиталась об увеличении экспорта энергетического угля за период январь-сентябрь до 41.0 млн т. (+1.3 млн т. или +3% к аналогичному периоду 2022 г.).
Цены на австралийский металлургический уголь HCC поднялись до 350 долл./т. благодаря стабильному спросу со стороны Индии и ограниченному предложению. Добыча металлургического угля Glencore в Австралии по итогам января-сентября составила 5.2 млн т. (-1.0 млн т. или -16% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.).
Поставки российского угля выросли на 4.9% в январе-сентябре 2023 года
В январе-сентябре 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 297.5 млн т. (+13.9 млн т. или +4.9% к аналогичному периоду
2022 г.).
За 9 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 132.5 млн т. (+3.0 млн т. или +2.3% к 9 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-сентябре 2023 г. составили 164.9 млн т.
(+10.9 млн т. или +7.1% к январю-сентябрю 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в январе-сентябре 2023 г. выросла до 322.2 млн т. (+2.2 млн т. или +0.7% к аналогичному периоду 2022 г.).
Россия проведет в Китай два новых железнодорожных коридора
В рамках Стратегии развития Сибири до 2035 г. Россия планирует проложить два новых железнодорожных коридора в Китай. Первый коридор — это Северо-Сибирская железнодорожная магистраль (Севсиб) от Нижневартовска до Томской области и от Кемеровской области до Урумчи в Китае. Второй коридор должен пройти через Туву и Монголию.
Для этих целей представители Минтранса, Минэкономразвития и РЖД до 2025 г. проанализируют целесообразность проекта, на реализацию которого, по некоторым оценкам, потребуется 10-15 лет и 15-20 млрд долл.
Решение о целесообразности будет учитывать грузовую базу и потребности китайских покупателей. При этом к тому времени, когда проект будет реализован, КНР может сократить потребление угля. Однако Севсиб также может использоваться для перевозки грузов из Китая в Россию и транзита в Европу, хотя в рамках проекта Один пояс — один путь, поставки в Европу планируются в обход России, что может поставит экономическую целесообразность проекта под сомнение.
В настоящее время правительство обосновывает проект необходимостью снятия инфраструктурных ограничений для экспорта сибирской продукции и развития транспортного потенциала Республики Тува.