Поделиться
Инвестиции в модернизацию Восточного полигона РЖД в 2025 году сократят почти в четыре раза
Поделиться
Грузовой состав на перегоне Северомуйск-Аркум. фото: ОАО «РЖД»

В рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» финансирование модернизации Восточного железнодорожного полигона в 2025 году сокращено почти в четыре раза. Об этом сообщил заместитель генерального директора компании Андрей Макаров на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

Объем выполненных работ в 2024 году составил 400 млрд рублей, охватывая объекты на Байкало-Амурской магистрали, Транссибе и Красноярской железной дороге, пишет РБК-Приморье со ссылкой на слова Макарова. В текущем году на эти цели предусмотрено лишь 110 млрд рублей. В частности, годовой лимит по Красноярской дороге уже исчерпан, а завершение всех работ по проектам БАМа ожидается к осени.

Макаров отметил, что движение по основным участкам было открыто, но это лишь временная эксплуатация. Для полноценного ввода в эксплуатацию необходима дополнительная доработка, включая получение заключений о соответствии и разрешений.

Третий этап развития Восточного полигона, запуск которого планировался на начало 2025 года, откладывается минимум на год, а по факту сроки могут сдвинуться на два года. Макаров уточнил, что предварительные проектные работы велись заранее, однако реальное начало строительных мероприятий откладывается.

Сокращение инвестиций сказалось и на численности рабочих. Если в 2024 году на объектах Восточного полигона трудились 36 тыс. человек — рекордное количество — то в 2025 году осталось чуть более 10 тыс. Снижение объемов заказов повлекло за собой кадровые сокращения в компаниях, работающих в сфере железнодорожного строительства.

Общий объем инвестпрограммы РЖД в 2025 году уменьшился до 880 млрд рублей против 1,6 трлн в 2024-м. Особенно значительно снизилось финансирование строительных работ — с 730 млрд до 300 млрд рублей. В то же время, как отметил Макаров, пассажирские перевозки демонстрируют рост — уже на 4% выше уровня прошлого года. А вот грузовые перевозки, по его словам, начали «притормаживать», что отражается на доходах логистических компаний.

Напомним, третий этап модернизации Восточного полигона был официально запущен весной 2024 года. Тогда РЖД заключили контракты с ГК «Бамтоннельстрой-Мост» на строительство ряда ключевых объектов: вторых Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также нового железнодорожного моста через Амур в Комсомольске-на-Амуре. Предварительная стоимость работ оценивалась в 498,8 млрд рублей. Вице-премьер РФ Виталий Савельев ранее сообщал, что проект охватывает 24 участка и должен увеличить пропускную способность полигона с 180 до 210 млн тонн к 2030 году.

Однако на фоне общего спада в отрасли падают и объемы перевозок. По данным ОАО «РЖД», в мае 2025 года по сети погружено 94,6 млн тонн грузов — на 9,4% меньше, чем годом ранее. Грузооборот за тот же месяц составил 209,6 млрд тарифных тонно-км, что на 3,4% ниже аналогичного периода 2024 года.

По информации Дальневосточной железной дороги, за январь–май 2025 года на станциях макрорегиона погружено 29,9 млн тонн грузов, что на 4,6% меньше, чем за тот же период прошлого года.

Подробнее о том, что уже  построено, и что предстоит сделать на Восточном полигоне - в материале EastRussia «БАМ вышел на новый цикл развития».

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Дождется ли Чита газа и чистого воздуха?

В Забайкалье сменился концессионер, который должен газифицировать краевой центр сжиженным природным газом. Вместе с тем предстоит учесть недоработки предыдущего участника концессии, решить вопросы с балансовой принадлежностью построенного имущества и получить дополнительное финансирование, что является непростой задачей. Сроки автономной газификации Читы, которая предусматривается госпрограммой «Чистый воздух», переносили трижды. Насколько окончательна очередная дата, разбиралась EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Северный завоз на последней миле

Нынешнюю навигацию в целом успешно отработал единый морской оператор северного завоза. Он появился в соответствии с вступившим в силу федеральным законом, призванным улучшить систему снабжения отдаленных территорий. Им же предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В нее, помимо морской составляющей, входят речные сообщения, а также автомобильные дороги и автозимники, по которым осуществляется доставка грузов до конечного пользователя. Но высокая степень износа портовой и дорожной инфраструктуры, ухудшение судоходных условий на северных реках обостряют общую проблематику завоза жизненно важных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор электроэнергетики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке сдвигаются сроки строительства некоторых крупных объектов энергетики, в том числе по причине задержек в поставках оборудования. Предполагается ускорить либерализацию энергорынка в макрорегионе для обеспечения доходности новых проектов, направленных на решение вопроса прогнозируемого растущего энергодефицита. На этом фоне правительство одобрило меры поддержки холдинга «РусГидро». Также в ДФО предполагается развивать направление возобновляемой энергетики.

Читать полностью
Поделиться
«Собирайтесь, езжайте на Чукотку!» Наблюдения хабаровского предпринимателя с РЭН–2025

С 15 по 17 октября в Москве прошла Российская энергетическая неделя – 2025 (РЭН). Мероприятие стало во многом зеркалом перемен, которые переживает российская энергетика: рост тарифов, сокращение субсидирования и нарастающий дефицит мощностей на Дальнем Востоке. Одним из участников РЭН стал Андрей Почелинцев − предприниматель и общественный деятель из Хабаровска, много лет управляющий несколькими компаниями в сфере энергетики, и основатель Ассоциации развития топливно-энергетического комплекса. В авторской колонке он делится своими наблюдениями о ключевых вызовах и стратегических решениях, которые обсуждались на форуме: глазами бизнесмена, общественника и просто дальневосточника.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке осуществляется модернизация аэропортовой инфраструктуры, в том числе рассматривается реализация ранее переносившихся проектов, таких как строительство нового аэропорта Иркутска за пределами города. Также планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. При этом поиск источников финансирования и соблюдение сроков работ остаются основными проблемными моментами в отрасли. В сфере развития железнодорожного транспорта реализация частной инициативы позволила рассчитывать на увеличение отправки угольных экспортных грузов в восточном направлении. Тем не менее частные инвестиции в подобные проекты могут быть рентабельными только при наличии высокодоходных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Читать полностью
Поделиться
Концессиям нужен арбитр

Концессионный механизм нуждается в доработке, считают эксперты. С 1 сентября ужесточатся требования к концессионерам в сфере ЖКХ, но остается под вопросом, будут ли изменения законодательства способствовать привлечению инвесторов. Пока концессии непопулярны у бизнеса, а на фоне высокой ключевой ставки некоторые регионы замораживают проекты. Как деловое сообщество видит решение проблемы, что об этом думают эксперты, и есть ли альтернатива концессиям для развития территорий, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Поддержка для триллионов: ГЧП по-новому

На ближайшие пять лет государство ставит задачу привлечь в ДФО почти в 1,5 раза больше инвестиций, чем за предыдущие десять. Но для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока необходимо эффективно внедрять инфраструктурные проекты, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Вместе с тем растущая роль банков в финансировании подобных соглашений требуют пересмотра подходов к регулированию ГЧП и концессионных форм.

Читать полностью
Поделиться
Чем утолить газовую жажду регионов

К 2030 году дефицит природного газа для потребителей Дальнего Востока может составить 11 млрд куб. м. От обеспечения спроса на энергоноситель зависит ход реализации многих инвестпроектов в макрорегионе. В частности, непростая ситуация складывается в Хабаровском крае, 20 лет назад подписавшим соглашение о поставках газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-1». Много неясного и в снабжении газом Благовещенской ТЭЦ в Амурской области. 

Читать полностью
Поделиться
Генерация Севера ждет инвестора

Изношенная дизельная и угольная генерация, высокие тарифы, нередкие перебои с поставками топлива – в таких реалиях существует энергетика с изолированной инфраструктурой на отдаленных территориях Дальнего Востока. Впрочем, за последние годы зарекомендовало себя такое решение по модернизации объектов энергоснабжения, как энергосервисные контракты. Однако сегодня они нуждаются в донастройке, в том числе с учетом жесткой денежно-кредитной политики государства.

Читать полностью
Больше материалов