Резидент СПВ во Владивостоке запустил инвестпроект по предоставлению в аренду серверов для хранения данных. Компания «Пасифик Менеджмент» планирует оказывать услуги приморским организациям различных сфер деятельности. Инвестор вложил в реализацию проекта 17,7 млн рублей.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе КРДВ, клиенты компании смогут сэкономить на ИТ-специалистах, получая индивидуальное сопровождение от новой компании.
«Считаю, что в условиях дефицита кадров по направлениям нашей деятельности и учитывая сложность работы на дорогостоящем компьютерном оборудовании, профессиональное сопровождение играет большую роль для успешной деятельности любого бизнеса. Будем также консультировать компании по вопросам внешнеэкономической деятельности с Китаем и оказывать услуги в области бухгалтерского учета, финансового аудита и права», – прокомментировал гендиректор ООО «Пасифик Менеджмент» Алексей Недосекин.
В компании «Пасифик Менеджмент» работают 17 человек с опытом в разработке сайтов, администрирования серверного хранилища, настройки бизнес-процессов и ряде других направлений.
Михаил Мишустин посетил Хабаровский край с рабочим визитом. Компанию ему составили министр здравоохранения Михаил Мурашко, министр транспорта Роман Старовойт, министр строительства Ирек Файзуллин и министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Что интересовало государственных менеджеров топ-уровня, каким предстал перед ними Хабаровский край и какие обещания сделали министры во главе с премьером — в обзоре EastRussia.
Хабаровск от слова «хаб»
Тёплым влажным ветром и лёгким запахом цемента встретил Хабаровский край премьер-министра России. Сойдя с трапа самолёта, Михаил Мишустин попал не в VIP-зал, а в недостроенный международный терминал Хабаровского аэропорта. Впрочем запах, стройки не резал нос, как никак готовность объекта — 85%. Вовсю идёт монтаж эскалаторов и лифтов, технологического оборудования, багажной системы, стоек регистрации, завершается внутренняя отделка и наружное благоустройство. Вкупе с уже функционирующим близнецом — терминалом внутренних рейсов — аэропорт обретёт возможность обрабатывать около четырёх миллионов пассажиров в год, что сделает его одним из крупнейших аэровокзальных комплексов Дальнего Востока — схожим потенциалом обладает аэропорт Владивостока, но у Хабаровска чуть больше.
— Хабаровск — это хаб всего Дальнего Востока, — акцентировал Михаил Мишустин. — Турпоток плюс 59% в прошлом году. И пассажиропоток был 2,3 миллиона пассажиров. Это уже совсем серьезно. Запас серьезный — три миллиона пассажиров в год, плюс международные — один миллион… Вот такие воздушные ворота!
Заручившись обещанием ответственных лиц принять первых международных пассажиров уже в марте 2025, а то и раньше, Михаил Мишустин выслушал врио губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина, который рассказал о ходе воплощения в жизнь мастер-планов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Описав основные объекты, среди которых новая набережная, здание художественного музея, освоение Большого Уссурийского острова, где появится комбинированный грузопассажирский пограничный переход, а также представив планы масштабного жилищного строительства и дорожного ремонта, врио обозначил необходимость дополнительного финансирования программы «1000 дворов», которая весьма приглянулась жителям краевого центра. Попутно Дмитрий Демешин рассказал о развитии профориентационных и исследовательских центров для детей и подростков, строительство домов культуры и разнообразной досуговой инфраструктуры.
Михаил Мишустин оценил глубокую погружённость врио, который ещё два с половиной месяца назад служил заместителем генпрокурора России по ДФО, в реалии социально-экономической жизни Хабаровского края, отметив знание деталей и пожеланий населения. И уже выслушав подробный отчёт Дмитрия Демешина на личной встрече пообещал поддержку правительства в софинансировании обновления 240 школ, больниц, поликлиник и учреждений культуры, а также сообщил о выделении 700 млн рублей будет Хабаровскому краю на программу «1000 дворов».
Будем здоровы
Адресную помощью получит и здравоохранение региона. Второй день пребывания в Хабаровском крае для премьер-министра страны начался в детской больнице, которой и чем похвастаться есть — в прошлом году запустили обустроенный по всем современным требованиям инфекционный корпус, но и поддержка нужна: не хватает оборудования межрегиональному хирургическому центру — установок МРТ, спиральной компьютерной томографии, больница нуждается в эндохирургическом оборудовании и переоснащении реанимации и оперблока. Михаил Мишустин обещал помочь.
— Как здесь отказать? Всё — и спиральный КТ, и многое другое, что вам требуется. Обязательно дадим поручение Минздраву и Минфину всё, что нужно, сделать. Это мы вам обещаем, — отреагировал премьер на информацию главврача стационара, в котором ежегодно лечится 12 000 детей.
Кроме того, глава кабмина дал «добро» на выделение средств на ремонт 80 детских садов региона.
Работу своих непосредственных подчинённых проинспектировал и министр здравоохранения Михаил Мурашко: встретился с главврачами больниц и поликлиник, оценил реализацию в регионе президентского нацпроекта «Здравоохранение», побывал в одной из детских поликлиник.
— Многое меняется, если говорить по детскому здравоохранению, 35 объектов введено в эксплуатацию после строительства и капремонта, также поставлено оборудование, мы видим открытие новых подразделений. Ну и показатели младенческой смертности в регионе сегодня достаточно на низком уровне, что говорит о том, что комплекс мер работает, — прокомментировал увиденное Михаил Мурашко. — С начала действия программы «Модернизация первичного звена здравоохранения» региону было направлено почти 7,5 млрд рублей. В этом году планируется выделить на переоснащение клиник 1,8 млрд рублей.
Мы видим, что диагностические возможности прирастают, программу модернизации обязательно продолжим, она войдет и в новый национальный проект «Семья», который разрабатываем сейчас совместно с регионами. Кадровая проблема тоже начала решаться, во-первых, это поддержка медицинского персонала социальными выплатами, и новая программа начала реализовываться по привлечению врачей-стажеров. Эта программа в Хабаровском крае успешно выполняется, — заявил Михаил Мурашко.
Стройки много не бывает
В ходе личного знакомства с обстановкой в строительной отрасли Хабаровского края глава Минстроя России Ирек Файзуллин посетил крупные стройплощадки краевого центра. В фокусе внимания: строительство жилья, необходимой инфраструктуры и гидротехнических сооружений.
Серия паводков 2013, 2016 и 2019 годов заставила пересмотреть существовавшие ранее представления об опасных уровнях воды в Амуре. C 2015 года в Южном округе ведётся строительство защитной дамбы, которая должна защитить 200 тыс. человек. Возведение затянулось из-за проблем с подрядчиками, сейчас сооружение готово на 80% осталось установить понтон-батопорт, который будет закрывать вход в затон, где стоят грузовые и пассажирские корабли.
Помимо этого долгостроя региональным властям приходится закрывать долги предшественников — решать вопросы с обманутыми дольщиками.
— Хабаровский край остался единственным регионом Дальнего Востока, где проблема обманутых дольщиков остается по-прежнему актуальной. Мы подвергаемся справедливой критике Минстроя России. Будем активно работать под вашим началом и рассчитываем, что в 2025 году мы все эти вопросы закроем. Уверен, по итогам вашего визита мы сможем приблизиться к выполнению этой задачи и обеспечить достройку объектов во благо наших жителей, – подчеркнул врио губернатора региона Дмитрий Демешин, обращаясь к министру строительства и ЖКХ.
Впрочем, накопленные ранее проблемы не перечёркивают позитивной динамики в отрасли. За первую половину 2024 года в регионе введено 236,6 тыс. кв. метров жилья. Всего, на данный момент, в Хабаровском крае построено более 1,2 млн кв. метров. Потенциал жилищного строительства, по оценке региона, составляет более 2,5 млн кв. метров жилья.
Ирек Файзуллин побывал на нескольких стройплощадках, в том числе на предназначенной под комплексное развитие территорий, где в ближайшие годы будет построен современный жилой массив многоквартирных домов. Градостроительный потенциал территории по переулку Брянскому составляет 624,4 тыс. кв. метров, уже получены разрешения на строительство 160 тыс. кв. метров жилья. Также в рамках этого проекта запланировано строительство арендного жилья.
Про высокую потребность такого вида жилья говорилось на недавней стратегической сессии по развитию Дальнего Востока. С учётом того, что макрорегион наращивает промышленный потенциал и привлекает приезжих специалистов, возможность сразу получить квартиру, а после выкупить её на выгодных условиях стимулирует многих к переезду в регионы ДФО. Минстрой России совместно с Минвостокразвития России и ДОМ.РФ реализует программу по доступному арендному жилью в Дальневосточном федеральном округе, в рамках которой планируется построить не менее 10 тыс. меблированных квартир с отделкой.
— Наравне с увеличением темпов жилищного строительства необходимо уделять должное внимание реализации инфраструктурных проектов, — заявил Ирек Файзуллин. — Комплексный подход – основа для сбалансированного развития. Сегодня на территории всей страны действует ряд различных инструментов, которые позволяют это обеспечить. И здесь отмечу, что Хабаровский край использует такие возможности, и эту работу необходимо усилить, с учетом потенциала каждого направления. Это даст возможность улучшить качество жизни граждан и повысить уровень комфорта городской среды.
Расширяя ворота в Азию
Помимо новых возможностей международного авиационного сообщения, Хабаровск в скором времени прирастёт и автодорожным примыканием к сети автомобильных магистралей соседнего Китая. Сразу после инспекции строящегося терминала аэропорта министр транспорта РФ Роман Старовойт выехал с на трассу «Обход Хабаровска», которая перенаправляет транзитный трафик мимо краевой столицы, и соединяет три федеральные трассы — «Уссури», «Амур» и «Восток».
«Из приоритетных планов — проект развития обхода вплоть до выхода в автомобильную сеть Китая, — написал министр в своём ТГ-канале. — Рассмотрим возможность её [дороги «Обход Хабаровска»] передачи в федеральную собственность, как только получим все необходимые расчеты. Будем держать на особом контроле выполнение поставленных задач».
Сейчас трассу по концессионному договору эксплуатирует группа «ВИС». Истекает соглашение в 2031 году.
Покидала Хабаровск представительная делегация кабинета министров, сопровождаемая тем же тёплым ветром и ароматами стройки. Как написал у себя в ТГ-канале министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков: «В апреле 2015 года, работая гендиректором Фонда развития Дальнего Востока, я позвонил Юрию Петровичу Трутневу, и спросил, не возражает ли он, чтобы в рамках рабочей поездки в Хабаровск, я подписал соглашение о намерениях — первое для Фонда под моим руководством — о строительстве нового аэровокзала в Хабаровске. Подписывайте, только будете отвечать, чтобы намерение это реализовалось». Аэровокзал построили — в срок и в бюджете. А сейчас уже достраиваем новый терминал международных линий».
Спустя девять лет одни планы исполнились, появились новые. Как показывает опыт, намерения подкреплённые действием всегда дают результат.
Активное закрытие трейдерами коротких позиций на бумажном рынке в начале текущей недели привела к росту котировок в Европе. Во вторник цены спот API 2 CIF ARA превысили 109 долл./т., а объем торгов на бирже ICE достиг 2.5 млн т. (по сравнению со средним значением в 1.8 млн т.). Затем активность спала, и индексы скорректировались вниз до 107 долл./т.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 109 долл./т. В ЮАР очередной сход поезда нарушил работу двух основных ж/д линий экспорта угля. В среду 17 июля поезд сошел с рельсов недалеко от шахты Grootegeluk компании Exxaro в южноафриканской провинции Лимпопо. В результате пострадал участок Северного коридора компании Transnet, который соединяет основные угольные шахты ЮАР с угольным терминалом Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
Это уже второй сход с рельсов менее чем за 10 дней: первый произошел на прошлой неделе, в результате чего Северный коридор был закрыт на три дня. Линии были вновь открыты в субботу, но через несколько дней снова начались кражи кабелей и перебои с электричеством.
Задержки с поставками угля вынудили Transnet перенести плановое техническое обслуживание на две недели (на 23 июля - 1 августа), чтобы у производителей было больше времени для наращивания запасов угля в RBCT. В конце прошлой недели запасы RBCT удалось нарастить до 3.24 млн т., однако ко вторнику на фоне перебоев в работе железной дороги они снизились до 3.14 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались на уровне: 120 долл./т. Несмотря на жаркую погоду, с температурами доходящими до 40˚С, спрос на внутреннем рынке Китая остается низким. Сохраняющиеся значительные запасы угля по всей цепочке поставок (у производителей, портов и ТЭС) продолжают оказывать негативное влияние на спотовые покупки.
По мнению участников рынка, текущие фундаментальные показатели слабее, чем в аналогичный период прошлого года, когда период низкого спроса на спотовом рынке продолжался с конца июля до конца августа. Ожидается, что в ближайшие несколько недель ситуация будет развиваться по аналогичному сценарию.
Запасы угля в 9 крупнейших портах составили 26.0 млн т. (-1.4 млн т. к 10.07.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизились до 90.6 долл./т. (-0.9 долл./т. к 10.07.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 осталась на уровне 52 долл./т. FOB Kalimantan (-0.30 долл./т. к 10.03.2024 г.). Спрос на индонезийский материал со стороны Китая и Индии остается ограниченным. Текущий уровень запасов позволяет китайским трейдерам избирательно подходить к тендерам. Аналогичная ситуация наблюдается с индийскими контрагентами на фоне стабильного роста добычи угля в стране.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 остается стабильными в диапазоне 133-136 долл./т. Несмотря на высокие сезонные температуры азиатские потребители не спешат выходить на спотовый рынок и используют текущие запасы угля. Также росту цен продолжают препятствовать сравнительно низкие цены на СПГ и достаточный объем предложения материала.
Индекс австралийского металлургического угля HCC резко ушли ниже 235 долл./т. после того, как в понедельник была проведена сделка на поставку партии в 40 тыс. т. Premium HCC по цене 235 долл./т. FOB Australia. Падение с уровней в 250 долл./т. участники рынка расценили как справедливую коррекцию после роста цен, вызванного остановкой шахты Grosvenor компании Anglo American. Спрос на австралийский материал в регионе АТР остается невысоким на фоне значительных запасов у потребителей. Более того, некоторые конечные покупатели пытаются перепродать партии, поставляемые им по долгосрочным контрактам, на спотовом рынке. Также участники рынка отмечают выросший спред цен спроса и предложения (более 20 долл./т.), что может быть предвестником дальнейшей коррекции на рынке премиального металлургического угля.
По состоянию на 17.07.2024 г. котировки австралийского металлургического угля Premium Low Vol HCC упали до 232 долл./т. FOB Australia (-20.00 долл./т. к 10.07.2024 г.).
Поддержку котировкам австралийского PCI на уровне 200 долл./т. продолжает оказывать ограниченное предложение материала. Участники рынка отмечают, что цена предложения у трейдеров достигает 205-210 долл./т. При этом часть участников рынка занимают выжидательную позицию, указывая на неоправданно высокие цены на австралийский PCI по сравнению с российским материалом. Сделка на поставку российского LV PCI в Китай с отгрузкой 20-30 июля была заключена по цене 151.60 долл./т. CFR China. Крупная партия LV PCI была предложена индонезийским клиентам по цене около 170 долл./т. CFR Indo. Цена MV PCI с поставкой в Индию находится на уровне 170 долл./т. CFR.
Добыча угля в Кузбассе упала на 5.5% в январе-июне 2024 года
В январе-июне 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 102.8 млн т. (-6.0 млн т. или -5.5% к январю-июню 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 32.6 млн т. (-1.2 млн т. или -3.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 70.2 млн т. (-4.8 млн т. или -6.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 67.1 млн т. (-6.0 млн т. или -8.2% к январю-июню 2023 г.), производство подземным способом составило 35.7 млн т. (без изменений к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 июля 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе остались на уровне прошлого года, составив 20.6 млн т.
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с высокими железнодорожными тарифами РЖД, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Экспорт российского коксующегося угля сократился до 2-летнего минимума
Экспорт коксующегося угля из России в июне 2024 г., по предварительным данным, составил 3.7 млн т. (-1.2 млн т. или -18% к июню 2023 г.), достигнув минимума с мая 2022 г. По итогам 1 полугодия 2024 г. поставки сократились до 25 млн т. (-1.9 млн т. или -7% к 1 полугодию 2023 г.). Негативная динамика обусловлена существенным падением цен на международном рынке, курсовой экспортной пошлиной, увеличением себестоимости, а также сохраняющимися ограниченными провозными мощностями.
С 1 мая 2024 г. правительство отменило действие пошлины для экспортеров энергетического угля и антрацита, однако экспорт коксующегося материала по-прежнему облагается пошлиной (при курсе доллара в 80–85 руб. пошлина составляет 4%, 85–90 руб. – 4.5%, 90–95 руб. – 5.5%, 95 руб. и более – 7%).
В результате падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений.
Кроме того, на фоне ужесточения западных санкций российские компании поставляют уголь с дисконтом к международным бенчмаркам. При этом в 2025 г. ситуация в угольной отрасли усложниться, поскольку налоговая нагрузка на экспортеров увеличится в связи с введением надбавки к НДПИ в размере 10%.
Совокупный экспорт российского угля, включая энергетический, в январе-июне 2024 г. упал до 99.0 млн т. (-9.6 млн т. или -8.8% к январю-июне 2023 г.).
На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке цены опускались до пятимесячного минимума (чуть ниже 102 долл./т.), двигаясь в диапазоне 102-104 долл./т., на отсутствии поддержки со стороны фундаментальных факторов. Спрос на августовские поставки отсутствовал. Спред цен спроса и предложения на сентябрьские судовые партии расширился до 100-109 долл./т.
Ураган Берил не оказал влияния на поставки СПГ из США, что привело к падению цен на газ в Европе до самого низкого уровня за последние два месяца. Газовые котировки на хабе TTF снизились до 349 долл./1000 м3 (-21 долл./1000 м3 за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается выше 105 долл./т. Сезон муссонов в Индии продолжает сдерживать активность потребителей южноафриканского материала. Участники рынка ожидают улучшение ситуации со спросом в конце июля-начале августа, после того как
23 июля индийское правительство представит бюджет на 2024-2025 гг., а конечные потребители вернутся на рынок для пополнения запасов.
Запасы угля на угольном терминале Richards Bay выросли до более комфортного уровня в ожидании технического обслуживания железной дороги, которое будет проводиться с 23 июля по 1 августа. В текущее время запасы находятся на отметке 3.2 млн т. (+0.7 млн т. за неделю).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 120 долл./т. На внутреннем рынке Китая наблюдается медленное укрепление цен на энергетический материал. Поддержку котировкам оказывают ожидаемое увеличение потребления угля после окончания сезона дождей в большинстве восточных и центральных регионов. Метеорологическое бюро предсказывает волну жаркой погоды до 40˚С, что потенциально повысит спрос на электроэнергию для кондиционирования и снизит запасы угля на электростанциях.
Кроме того, в преддверии заседания Правящей партии Китая, 15-18 июля, ожидается замедление добычи. Пленум КПК может придать дополнительный импульс экономике: правительство ранее пообещало, что на встрече будут озвучены комплексные реформы, чтобы установить ориентиры на долгосрочную перспективу.
При этом часть участников рынка сохраняет понижательный настрой, указывая на сохраняющиеся значительные запасы угля по всей цепочке поставок (у производителей, портов и ТЭС), а также невысокую активность на рынке морских перевозок.
Запасы угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили до 14.95 млн т. (-0.3 млн т. за наделю), запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 27.4 млн т. (+0.7 млн т. к 03.07.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 91.5 долл./т. (-0.8 долл./т. к 03.07.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR опустилась до 52 долл./т. FOB Kalimantan (-1 долл./т. к 03.03.2024 г.). Спрос на индонезийский материал со стороны Китая и Индии остается ограниченным. Текущий уровень запасов позволяет китайским трейдерам избирательно подходить к тендерам. Аналогичная ситуация наблюдается с индийскими контрагентами на фоне стабильного роста добычи угля в стране.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 находился в диапазоне 133-134 долл./т. Росту цен продолжает препятствовать слабый спрос со стороны азиатских стран, сравнительно низкие цены на СПГ и достаточный объем предложения материала.
Индекс австралийского металлургического угля HCC скорректировались ниже 255 долл./т. Ажиотаж на рынке премиального металлургического материала, вызванный остановкой шахты Grosvenor компании Anglo American, утих.
Спрос на спотовые тоннажи со стороны покупателей из Индии и Индонезии остается невысоким, а суда с погрузкой в июле-августе от трейдеров и австралийских производителей доступны в достаточном количестве. Большинство заводов в Индии и Юго-Восточной Азии обеспечены всеми необходимыми запасами материала. По мнению участников рынка, цены будут зависеть от спроса в Индии после сезона муссонов. Портовые запасы коксующегося угля в Индии увеличиваются четвертую неделю подряд и достигли отметки 5.4 млн т. Спрос со стороны китайских потребителей остается невысоким, учитывая доступность американского и канадского угля.
На рынке угля PCI поддержку ценам на уровне 200 долл./т. продолжает оказывать ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России.
Госдума одобрила повышение НДПИ для угля
Государственная дума РФ, 10 июля 2024 г., приняла в третьем чтении проект закона, предусматривающий увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для угля.
Цена отсечения, при превышении которой будет взиматься надбавка к НДПИ в размере 10% от превышения пороговых значений, составит 120 долл./т. для энергетического угля, 167 долл./т. для коксующегося угля и 135 долл./т. для антрацита.Также в формуле расчета НДПИ на уголь будут учитываться цены в портах Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга. В первоначальном варианте отсечка была определена на уровне 100 долл./т. для энергетического и 140 долл./т. для коксующегося угля.
Надбавка начнет действовать c 1 января 2025 г. НДПИ не будет повышаться на энергетический уголь, поставляемый на внутренний рынок.
Данной инициативой правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, однако увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль может негативно отразиться на добыче и инвестициях.
Власти пока не уточняют источника котировок, которые будут учитываться при расчете. На фоне падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений. За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).
Российские порты повышают ставки перевалки угля
Стивидорные компании в российских морских портах начали повышать ставки перевалки угля на экспорт.
В июне 2024 г. ставки перевалки угля на некоторых терминалах порта Усть-Луги выросли на 5%. С 1 июля 2024 г. компания ОТЭКО увеличила ставку перевалки на угольном терминале в Тамани на 2 долл./т. или на 11%. Кроме того, ставка в порту Тамань привязана к выполнению плана поставки угля на терминал. Недопоставленные объемы грузоотправи-тель компенсирует стивидорной компании за счет увеличения ставки перевалки. При этом выполнение планов поставки угля на терминал в большинстве случаев зависит от РЖД. В июне фактический объем перевалки угля через терминал составил 1.4 млн т., что ниже согласованных РЖД заявок угольных компаний.
Из-за высокой стоимости перевалки в феврале-марте 2024 г. угольные компании перестали отправлять грузы через порт Тамань. 28 марта правительство РФ подвергло ОТЭКО критике в связи с завышенными ставками. ФАС нашла в действиях ОТЭКО признаки установления необоснованных тарифов на услугу по перевалке угля, и компании было предписано разработать и утвердить в течение месяца коммерческую политику, которая должна определять порядок расчета тарифа на экономически обоснованном уровне с учетом среднеотраслевой рентабельности и объема перевалки на уровне 2023 г.
Несмотря на снижение ставок перевалки руководством терминала ОТЭКО в Тамани до 16-18 долл./т., лишь отдельные поставщики угля возобновили поставки в порт. Рентабельность поставок FOB из Кузбасса по-прежнему остается отрицательной на фоне высоких ж/д тарифов и низких мировых цен на уголь. Кроме того, большинство участников рынка опасаются, что в случае роста угольных индексов, ставки перевалки в Тамани также начнут увеличиваться.
Российские поставщики сокращают экспорт на всех направлениях, поставки через порты Юга, а также Северо-Запада остаются убыточными, поэтому мощности инфраструктуры угольного терминала ОТЭКО, вероятнее всего, будут оставаться недозагруженными.
По предварительным данным, в первом полугодии 2024 г. перевалка угля в порту Тамань составила 5 млн т. (-9 млн т. или -64% к аналогичному периоду 2023 г.).
Доля убыточных угольных компаний в России составила 52.4%
В январе–апреле 2024 г. 52.4% российских угольных компаний были убыточны (данные Росстата). В январе-апреле 2023 г. доля убыточных предприятий угольной отрасли составляла 32.7%, в январе-апреле 2022 г. она была на уровне 20.6%. Таким образом, доля убыточных компаний за год выросла в 1.6 раза, а за два года увеличилась в 2.5 раза.
Суммарная прибыль компаний угольной отрасли относительно аналогичного периода прошлого года упала почти в 15 раз, что обусловлено падением цен на мировом рынке, кратным увеличением себестоимости и сокращением объемов экспорта из-за удорожания логистических затрат, включая увеличение в 2024 г. ж/д тарифа на транспортировку угля, ставок предоставления полувагонов и тарифов на перевалку угля в экспортных портах. Кроме того, введенные в Китае с января 2024 г. пошлины на импорт энергетического и коксующегося угля также оказывают влияние на рост убыточности российской угольной отрасли.
Мировые цены на энергетический уголь приближаются к среднему уровню 2017–2021 гг. (94 долл./т.), поэтому сокращение рентабельности может стать долгосрочным трендом для российских компаний. В среднесрочной перспективе роста цен не ожидается из-за стабильного предложения и низких цен на газ.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
При этом, даже в случае роста мировых цен, российские производители угля не смогут быстро восстановить добычу, так для возобновления прежнего уровня производства потребуются месяцы, при условии наличия инвестиций, принимая во внимание достаточно сильный рубль, при высоких кредитных ставках на уровне 17% внутри страны и отсутствии возможностей внешнего кредитования.
Сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. из-за санкций, с учетом объемов СУЭК, Мечела, Сибантрацита, Эльги, Коулстар и Майрыхского разреза может составить около 60 млн т. При сохранении санкционного режима в 2025 г. на рынок не попадет около 80-90 млн т. угля.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).
На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке наблюдалось падение цен ниже 104 долл./т. на фоне снижения газовых котировок и увеличения запасов. Спрос на августовские поставки отсутствовал. Спрэд цен спроса и предложения на сентябрьские суда составлял 102-104 долл./т.
Запасы угля на терминалах ARA поднялись выше 5 млн т. и составили 5.16 млн т. (+0.20 млн т. к 26.06.2024 г.). Газовые котировки на хабе TTF (контракты «на день вперед») по итогам недели показали отрицательную динамику и составили 370 долл./1000 м3 (-23 долл./1000 м3 за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживался в диапазоне 105-106 долл./т. Давление на котировки южноафриканского материала оказывал ограниченный спрос со стороны индийских производителей горячебрикетированного железа.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1.85 долл. /т. до 118.37-119.78 долл./т. На внутреннем рынке КНР продолжается снижение цен на уголь в регионах добычи и в портах по причине накопления высокого уровня запасов материала на складах и слабого спроса со стороны промышленности. Участники рынка ожидают, что спрос будет оставаться слабым еще пару недель (до окончания сезона дождей в восточной и южной частях Китая), после чего пик летнего потребления переломит ситуацию с избытком предложения, и можно будет надеяться на умеренное укрепление цен.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 15.25 млн т. (+0.22 млн т. за неделю), запасы в 9 крупнейших портах составили 26.68 млн т. (-0.50 млн т. к 26.06.2024 г.).
Спрос на индонезийский материал со стороны Китая и Индии остается ограниченным. Индекс высококалорийного индонезийского материала 5900 GAR снизился до 92.30 долл./т. (-0.85 долл./т. к 26.06.2024 г.).
Участники рынка ожидают увеличения импорта энергетического угля во Вьетнам по итогам года до 39 млн т. (29 млн т. в 2023 г.). За первое полугодие страна импортировала 19.5 млн т., что на 22.6% больше, чем в аналогичном периоде 2023 г.
Растущая экономика Вьетнама (куда многие китайские компании переносят производство) способствовала росту спроса на электроэнергию. Правительство страны ожидает, что до 2030 г. спрос на электроэнергию будет ежегодно увеличиваться на 10-12%. Это будет происходить на фоне истощения местных месторождений нефти и газа. Кроме того, собственные запасы угля во Вьетнаме состоят преимущественно из высококалорийного материала, тогда как новые электростанции спроектированы на потребление среднекалорийного, который приходится импортировать.
Дополнительным фактором роста спроса на уголь является снижение объемов импорта электроэнергии из соседнего Лаоса. Лаос до недавнего времени являлся главным экспортером электроэнергии, полученной от гидрогенерации, в соседние страны.
Однако рост майнинга криптовалют, на который сейчас приходится более трети спроса на электроэнергию в Лаосе, привел к значительному падению экспортных объемов.
Индексы высококалорийного австралийского угля продолжили движение в боковом тренде (131–134 долл./т.). Росту цен препятствует слабый спрос со стороны азиатских стран (так, импорт энергетического угля Японией за первые 5 месяцев 2024 г. снизился на 5% и составил 48.5 млн т.), сравнительно низкие цены на СПГ и достаточный объем предложения материала.
Индекс австралийского металлургического угля HCC подскочил выше 255.00 долл./т. Компания Anglo American была вынуждена остановить работы на шахте Grosvenor в результате возгорания метана 29 июня.
Шахта мощностью 5 млн т. металлургического угля в год располагается в австралийском штате Квинсленд. По данным компании, восстановление работы может занять несколько месяцев. По итогам первого полугодия добыча на шахте составила 2.3 млн т., во втором полугодии планировалось добыть 1.2 млн т. в связи с переносом лавы.
Остановка Grosvenor привела к резкому развороту цен на металлургический уголь. Воспользовавшись неопределенностью с поставками, трейдеры стали повышать цену на августовские отгрузки премиального австралийского материала.
Позже Anglo American заверила клиентов, что все обязательства по поставкам на третий квартал будут выполнены, и в краткосрочной перспективе инцидент не окажет влияния на объем предложения материала на рынке.
Австралийский производитель Foxleigh, южнокорейская POSCO и японская Nippon Steel договорились об отсроченном бенчмарке на уголь PCI (lagged PCI settlement) на второй квартал 2024 г. Он, как и установленная в апреле форвардная цена, составил 181 долл./т.
На рынке угля PCI поддержку ценам продолжает оказывать ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России.
Повышение налога на добычу угля скорректировано
Российское правительство скорректировало предложенные ранее параметры повышения налогов на добычу угля с 2025 г. Надбавка к ставке НДПИ на энергетический и коксующийся уголь по-прежнему устанавливается в размере 10% от превышения пороговых значений в портах Дальнего Востока, при этом цена отсечения была повышена до 120 долл./т. против 100 долл./т. в прежнем варианте, для коксующегося угля – до 167 долл./т. против 140 долл./т. Цена отсечения антрацита будет привязана к ценам PCI в портах Дальнего Востока и составит 135 долл./т. Кроме того, предлагается также учитывать цены в северо-западных и южных портах.
Данной инициативой правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, однако увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль может негативно отразиться на добыче и инвестициях.
При этом власти не уточняют источника котировок, которые будут учитываться при расчете. На фоне падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений. За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).
Поставки российского угля в Китай через погранпереходы по итогам 1 полугодия 2024 г. составили 9.1 млн т. (+3.1 млн т. или +50% к январю-июню 2023 г.), что обусловлено увеличением отгрузок по Дальневосточной железной дороге, в том числе из Якутии, и продолжающейся переориентацией экспорта в восточном направлении.
Основные экспортные поставки через погранпереходы пришлись на п/п Забайкальск, составив 41%, увеличившись до 3.7 млн т. (+1.0 млн т. к январю-июню 2023 г.).
Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) продала свои подразделения в сфере энергетики и логистики, а именно ООО Сибирская генерирующая компания (СГК) и акционерное общество Национальная транспортная компания (НТК).
НТК выполняет ключевые функции по логистике и транспортировке угля от месторождений до точек отгрузки или потребителей. СГК включает 9 электростанций и 17 ТЭЦ в нескольких регионах России. Продажа подразделений была осуществлена российским структурам.
В середине июня компанией СУЭК были проданы портовые терминалы компании в портах Мурманск, Восточный, Ванино и Туапсе.
Железные дороги Якутии предложили восстановить работу погранперехода Джалинда—Мохэ (Амурская область-Провинция Хэйлунцзян), который позволит угольщикам региона сократить затраты на доставку на 25–30% и обеспечить экспортные поставки в Китай без выхода на перегруженный Восточный полигон.
Предполагается, что пропускная способность участка составит 5 млн т., а одним из основных перспективных грузов станет уголь Колмара, Якутугля и других производителей. При этом п/п сократит путь следования якутских грузов на 2 тыс. км, а время доставки — в 2.5 раза.
П/п Джалинда—Мохэ в настоящее время не действует, поскольку участок Сковородино (станция Транссиба)—Рейново (станция в Джалинде) протяженностью 68 км законсервирован и почти полностью разобран.
В связи с этим необходима достройка инфраструктуры для присоединения к основной сети РЖД. На первом этапе реализации проекта в 2024-2025 гг. предполагается открытие автомобильно-водного пограничного пункта пропуска с устройством понтонного моста через реку Амур. В будущем ожидается строительство железнодорожного моста.
Потенциал экспортных поставок угля из Якутии в 2024 году оценивается в объеме 34 млн т., а добыча ожидается на уровне 40 млн т.
На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке цены упали ниже 106 долл./т. Спрос на поставки в июле отсутствовал.
Газовые котировки на хабе TTF (контракты «на день вперед») по итогам недели показали отрицательную динамику и составили 393 долл./1000 м3 (-10 долл./1000 м3 за неделю). Запасы угля на терминалах ARA впервые за два года опустились ниже отметки в 5 млн т. и составили 4.96 млн т. (-0.28 млн т. к 19.06.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 также опустился ниже 106 долл./т. на фоне общего негативного тренда. Южноафриканский ж/д оператор Transnet перенес ежегодные ремонтные работы на с 9-18 июля на последнюю неделю месяца в связи с необходимостью нарастить запасы материала на терминале Richards Bay. Запасы угля в порту снизились до 2.4 млн т. (на 100 тыс. т. меньше аналогичного периода прошлого года). Частые сходы поездов, поломки, кража кабеля и сломанные ж/д пути ограничивают регулярность поставок в порт. По расчетам компании Exxaro, при сохранении текущих темпов по итогам года RBCT перевалит 46.7 млн т. угля, что будет еще ниже прошлогоднего двадцатилетнего минимума в 47.2 млн т.
На прошедшей неделе основные поставки из Richards Bay осуществлялись в Индию (около 680 тыс. т.), кроме того, небольшие объемы были поставлены в Пакистан и Мозамбик.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1.27 долл. /т. до 120.22-121.63 долл./т. по причине накопления высокого уровня запасов материала на складах, низкого спроса со стороны химической и металлургической промышленности, а также продолжающимися ливневыми дождями в восточных и центральных провинциях. Повышение уровня воды в реках привело к росту гидрогенерации, что негативно сказалось на генерации на основе угля.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 15.03 млн т. (+0.38 млн т. за неделю), запасы в 9 крупнейших портах составили 27.18 млн т. (+0.13 млн т. к 19.06.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался без изменений на уровне 93.00 долл./т. Ряд индонезийских производителей выполнили план по долгосрочным контрактам с начала года на 80%, что позволяет им в настоящий момент держать цену. Также некоторую поддержку спотовому рынку оказывает снижение добычи и нарушенная логистика поставок в порты из-за продолжающихся дождей в ряде районов Южного Калимантана и на Суматре. При этом на рынке индонезийского материала наблюдается рост спрэда меду ценами спроса и предложения.
С другой стороны, высокие запасы угля в Китае и Индии приводят к ограниченному спросу со стороны потребителей. В части регионов Индии начинается сезон дождей, что поставит на паузу многие инфраструктурные проекты и снизит спрос со стороны металлургов и производителей цемента, а также приведет к росту гидрогенерации.
Индексы высококалорийного австралийского угля 6000 в течение недели колебались в районе 131–132 долл./т. на фоне слабого спроса со стороны азиатских стран. Превышающие средние сезонные показатели температуры в Японии и других частях Азии в сочетании с накопленными запасами на угольных электростанциях удерживают покупателей от заключения срочных сделок.
Кроме того, давление на рынок угля оказывают сравнительно низкие цены на СПГ. Цены с поставкой в Японию и Южную Корею в августе-октябре снизились до 12.45–12.60 долл./МБТЕ (-0.3 долл./МБТЕ за неделю) на фоне невысокого спроса. По данным участников рынка, азиатские покупатели СПГ могут легко пополнить запасы на спотовом рынке по низким ценам или забрать перенаправленные грузы Европы, где наблюдается избыток предложения.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 239.00 долл./т. Котировки PCI опустились в район 185 долл./т. Спрос со стороны Японии на спотовые поставки премиального металлургического угля HCC остается невысоким, так как потребители обеспечены поставками по долгосрочным контрактам. Кроме того, спрос на сталь в стране остается низким из-за слабого положения автомобильного сектора и сложностей на экспортном рынке, где все труднее конкурировать с китайскими производителями стали. Между тем, индийские потребители ожидают дальнейшего снижения цен, аргументируя это достаточным количеством материала, предлагаемого на спотовом рынке, с одной стороны, и затишьем в сталелитейном секторе во время муссонов с другой. Спрос со стороны Китая также ограничен благодаря доступности монгольского материала в качестве альтернативы.
На рынке угля PCI поддержку ценам оказывает ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России. Кроме того, часть потребителей вынуждена переориентироваться на австралийский уголь из-за сложностей в проведении платежей за российский материал.
Экспорт российского угля через Иран оказался нерентабельным
Российское правительство планирует использовать международный транспортный коридор Север-Юг (МТК) для экспорта угля с целью разгрузить Восточный полигон. При этом подобные поставки остаются экономически нецелесообразными из-за высоких транспортных издержек и недостаточной пропускной способности имеющейся инфраструктуры.
В июне этого года пробную партию угля в объеме менее 10 тыс. т. отгрузила компания Сибуглемет. Восточный маршрут по МТК из Кузбасса по ж/д через Казахстан-Туркмению до экспортного порт Ирана (Бендер Аббас) составляет чуть менее 6800 км. Однако комплексные транспортные расходы превышают 200 долл./т. даже без учета фрахта до Индии, что делает экспорт убыточным на фоне низких цен на международном рынке.
При этом маршрут по западному направлению через Азербайджан остается невозможным, поскольку строительство недостающего ж/д участка Астара-Решт (192 км) будет продолжаться до 2028 г., а транскаспийское направление ограничено мелководностью портов в Каспийском море и дефицитом флота.
Экспорт по МТК также осложняется тем, что ширина колеи в Иране составляет 1435 мм (в России 1520 мм) и не позволяет обеспечить бесшовное ж/д сообщение. Кроме того, железные дороги Ирана в основном представляют собой однопутные неэлектрифицированные ветки.
Ввиду лимитирующих факторов увеличение объемов поставок угля по МТК в среднесрочной перспективе представляется маловероятным, в связи с чем предложение российского материала на экспортном рынке будет по-прежнему сдерживаться ограниченной пропускной способностью инфраструктуры Восточного полигона и других направлений, а также высокими ж/д тарифами и растущей себестоимостью. Дополнительное давление на российских поставщиков продолжают оказывают санкции и низкие котировки угля.
Совокупный российский экспорт в январе-мае текущего года сократился до 80.6 млн т. (-9.6 млн т. или -10.6% к январю-маю 2023 г.), при этом экспорт через южные порты упал на 55.6% до 5.9 млн т. (причина – высокие ставки перевалки в Тамани), через северо-западные порты – на 11.5% до 23.3 млн т.
Владелец Сибантрацита рассматривает покупку порта в Приморском крае
Группа Сибантрацит рассматривает возможность приобретения угольного порта Вера на Дальнем Востоке. На данный момент у Сибантрацита нет собственного порта и выхода на Тихоокеанско-Азиатский рынок, и компания экспортирует свою продукцию через порты Северо-Запада и Юга. Использование портов Северо-Запада и Юга делает транспортировку угля более дорогой в случае поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые в настоящее время являются основным рынком сбыта для российских поставщиков угля. При поставках на рынок АТР фрахтовые ставки из дальневосточных портов значительно ниже, чем из портов европейской части России.
Сибантрацит – один из крупнейших поставщиков угля из России на мировой рынок. В прошлом году общий объем экспорта угля составил 22,5 млн т., что составляет более 10% от общего российского экспорта угля. Разрезы предприятия расположены в Новосибирской области и Кузбассе.
Угольный порт Вера является одним из крупнейших портов на Дальнем Востоке. В 2023 году порт перевалил 7,5 млн т. угля или около 7% от перевалки российского угля в портах Дальнего Востока.
На данный момент Порт Вера находится под управлением УК Эльгауголь, которая занимается строительством собственного угольного терминала на берегу Охотского моря. Через порт Вера переваливается уголь Огоджи и Эльги (Эльгауголь).
Парализованный Дмитрий Сычёв управляет инвалидной коляской с помощью подбородка. Чтобы не ездить на Запад России в реабилитационные центры, он открыл свой собственный в Хабаровске. Первый в своём роде для тяжелобольных пациентов после черепно-мозговых травм, инсультов и травм позвоночника.
Стремиться к высшим достижениям Дмитрия Сычёва научило небо — 18 лет он строил самолёты. Родился и жил Дмитрий в Комсомольске-на-Амуре, работал на авиационном заводе. Пришёл на предприятие учеником монтажника, доработал до мастера в цехе сборке самолётов военного назначения, затем перешёл на проект «Sukhoi Superjet 100» в отдел управления производством, строил планы на будущее, а потом настал день, поделивший жизнь на «до» и «после» — суббота 27 июня 2020-го.
Выходной выдался солнечным, в самый раз для отдыха на берегу реки. Компания друзей отправилась на песчаную косу. Сразу бросились купаться и нырять возле лодок — было глубоко. Уже собрались было домой, и Дмитрий решил окунуться напоследок — прыгнул, но к несчастью, рядом с глубиной было мелководье — удар, потеря сознания, паралич. На берег его вынесли уже на руках.
Лёжа на больничной кровати, Дмитрий вспоминал любимую работу, спортивные хобби, активный отдых с женой и двумя маленькими дочерями. Диагноз: перелом четвёртого позвонка: не двигались руки и ноги, работала только голова. Это был разгар пандемии коронавируса. Из-за ограничительных мер в палату реанимации не допускали реабилитологов и инструкторов ЛФК. Он уверен, что отсрочка в 4,5 месяца повлияла на дальнейшую возможность эффективно реабилитироваться.
«Даже спортсмен, получивший травму, сразу приступает к разминке мышц, реабилитации — чтобы скорее восстановиться, — говорит Дмитрий. — А при такой тяжёлой травме необходимо было приступать к реабилитации незамедлительно после операции: хотя бы к суставной гимнастике в кровати. Так как у меня были парализованы руки и ноги — надо было налаживать связь между мозгом и телом».
Уже оказавшись дома, Дмитрий начал искать возможности для восстановления. И обнаружил, что ни одно учреждение ни Хабаровского края, ни даже Дальнего Востока не готово принять пациента в таком состоянии как он. В одних — не было условий проживания, в других — некому было помочь пересаживать человека в лежачем состоянии. Тогда семья Дмитрия приняла решение лететь на Запад страны.
В реабилитационных центрах он проводил по несколько месяцев подряд. Оплачивать длительное лечение и частные центры помогал завод, которому инженер отдал почти двадцать лет труда.
Рекламу московского центра «Нейрофит» родственники нашли в интернете.
«Это был первый реабилитационный центр, где я получил первую своего рода квалифицированную грамотную помощь. Через 2,5 месяца тренировок, я стал крепче, чем когда приехал. Там я сменил коляску: приехал туда почти лежачим, а после тренировок в центре я уже смог сидеть», — вспоминает комсомольчанин.
Идея открыть филиал на Дальнем Востоке возникла сразу. В регионе такого рода учреждений нет, а дорога к московскому филиалу «Нейрофита» из Комсомольска занимала для Дмитрия около суток — сначала надо преодолеть 400 километров до Хабаровска, затем 8-часовой перелёт — это и для здорового испытание. Очень быстро идея превратилась в цель, а страх перед препятствиями отступил, когда появился план действий.
«Страх порождает сомнения. Не надо сомневаться, надо делать. Надо ставить маленькие цели и выполнять их изо дня в день. Причём не надо сразу грандиозных целей: я хочу открыть центр. Готовим бизнес-план, потом формулируем цели, и затем как лесенка выстраивается: от действия к действию идём к заветной мечте», — рассказывает Дмитрий.
Инженерное мышление помогло одновременно видеть большую цель и разложить путь к ней на задачи и шаги по их выполнению. Сложности были везде: хотя Дмитрий уже сидел, передвигаться самостоятельно ему было сложно. А дел было невпроворот: найти подходящее помещение, решить вопросы со строителями, оформить бизнес. В итоге — в конце 2023 года в Хабаровске открылся реабилитационный центр «Нейрофит» для тяжёлых больных. Почти сразу он заполнился пациентами — людьми после инсульта, черепно-мозговых травм и с такими же, как у хозяина учреждения, травмами позвоночника.
Центр «Нейрофит» в Хабаровске — стал четвёртым филиалом сети (первые три — в Москве, Краснодаре и Астане). Несмотря на расстояния сюда приезжают пациенты со всего Дальнего Востока и даже Запада страны. Жители Москвы, не желая ждать полугодовой очереди в столичном филиале, тоже прилетают на реабилитацию в Хабаровск.
Центр занимает двухэтажное здание, оборудованное лифтом. На первом — тренажёрный зал и массажный кабинет, на втором — жилые помещения, где пациенты из других городов могут жить вместе с сопровождающими или самостоятельно. Жить там могут семеро, но одновременно тренировки и процедуры могут получать 12 человек. В тренерском составе пока только два специалиста — оба прошли обучение методу работы на тренажёрах собственной разработки в столичном филиале.
«Наш центр помогает. Авторские тренажеры и методика восстановления дают результаты в плане укрепления. И пациенты, которые приходят сюда действительно ощущают себя лучше, крепче. Меняется техника ходьбы, меняется физическое состояние пациента. Некоторые пациенты после инсульта, уходя от нас, полностью отказываются от ходунков и от трости».
В региональный центр Дмитрий переехал вместе с мамой — она помогает ему в ведении бизнеса и бытовых вопросах. Как и дома в Комсомольске, он почти сразу настроил голосовые помощники, чтобы хотя бы частично восстановить автономность. От звука его голоса включаются телевизор, чайник и пылесос.
Маленькая комнатка на первом этаже — это и спальня, и кабинет, теперь уже директора, Дмитрия Сычёва. Здесь он занимается всем — от оформления поставок воды до дизайна рекламных объявлений. Всё делает с помощью планшета, закреплённого на коляске, и стилуса, зажатого в зубах.
Сам Дмитрий регулярно занимается в построенном им центре: не меньше двух часов в день работает над укреплением мышц на тренажёрах.
«Не стоит отчаиваться. Я своим примером хотел бы показать, что всё в жизни возможно. Можно прийти к цели, неважно, в каком ты находишься состоянии. Была бы цель и стремление идти к ней. Надо просто поставить себе чёткие рамки, и двигаться к желанному результату».