Резидент СПВ во Владивостоке запустил инвестпроект по предоставлению в аренду серверов для хранения данных. Компания «Пасифик Менеджмент» планирует оказывать услуги приморским организациям различных сфер деятельности. Инвестор вложил в реализацию проекта 17,7 млн рублей.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе КРДВ, клиенты компании смогут сэкономить на ИТ-специалистах, получая индивидуальное сопровождение от новой компании.
«Считаю, что в условиях дефицита кадров по направлениям нашей деятельности и учитывая сложность работы на дорогостоящем компьютерном оборудовании, профессиональное сопровождение играет большую роль для успешной деятельности любого бизнеса. Будем также консультировать компании по вопросам внешнеэкономической деятельности с Китаем и оказывать услуги в области бухгалтерского учета, финансового аудита и права», – прокомментировал гендиректор ООО «Пасифик Менеджмент» Алексей Недосекин.
В компании «Пасифик Менеджмент» работают 17 человек с опытом в разработке сайтов, администрирования серверного хранилища, настройки бизнес-процессов и ряде других направлений.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Форум «Российская креативная неделя – Дальний Восток» начался с презентации потенциала Якутии. О достижениях региона рассказал его глава Айсен Николаев. Креативные индустрии за несколько лет стали значимой частью экономики республики. Вместе с тем растет и объем инвестиций в Якутию. О том, какие результаты достигнуты в этом направлении, в комментарии Ленскому клубу поделился эксперт Центра прикладных исследований и программ Арсений Беленький.
«Рынок креативных индустрий гигантский. К сожалению, до последнего времени на нем преобладали компании с иностранным участием. В Якутии, на мой взгляд, создана уникальная «экономика творчества», которая рождает продукт, крайне востребованный для населения всей страны. Возьмем в пример якутское кино. Я вижу, как каждый год фильмы местных режиссеров становятся кассовыми, собирают значительно больше, чем в них было вложено. Они стали не только окупаемыми, но и прибыльными. Не зря Минвостокразвития заявило о намерении использовать дальневосточную концессию для развития киноиндустрии республики. Это показательное отношение. Все это стало возможным благодаря вниманию со стороны региональных властей. В прошлом году они первыми в стране открыли креативный кластер [«Квартал труда»], распространив на него льготный режим Территории опережающего развития (ТОР). То есть преференции действуют не только у промышленных компаний.
Если говорить в целом о привлечении финансовых ресурсов, то за пять лет республика добилась выдающихся успехов. Когда Айсен Николаев возглавил регион, Якутия находилась на 52-м месте в рейтинге АСИ по инвестиционному климату. По итогам прошлого года она уверенно закрепилась на 13-й строчке. Стоит отметить, что республика по регуляторным правилам и законам в принципе на равных с субъектами Дальнего Востока. Поэтому ее движение вверх в этом рейтинге определяется в первую очередь грамотными оперативными действиями команды Айсена Николаева. Важно, что она умело используют те программы, которые предлагает федеральное правительство. И в сумме это дало такой результат.
Только с начала этого года в ТОР «Якутия» пришли пять новых резидентов. Это связано с эффективно работой руководства региона, отсутствием лишней бюрократии. Видно, что республика заинтересован в инвестициях, в том, чтобы они приходили без различных препон и волокиты – компании буквально за полгода могут оформить все документы, чтобы попасть во все стимулирующие программы. Это кажется легко, но, как мы видим, в большинстве регионов не так просто реализуемо.
Отдельно отметил бы обнародование в прошлом году инвестиционной декларации, где руководство республики обозначили все гарантии и обязательства перед бизнесом. Инвесторы бывают разные, многие приходят из совсем отдаленных территорий, в том числе столицы. Для них важно иметь достоверную, оперативную информацию об условиях, возможностях инвестирования. Крайне трудно в ручном режиме общаться с каждым инвестором, поэтому чем больше открытость, тем шире входные ворота.
Если смотреть на итоги 2022-го года, то был привлечен рекордный объем инвестиций – 616 млрд рублей. Почти на 30% больше, чем годом ранее, хотя это совпало с беспрецедентным санкционным давлением на экономику нашей страны. В большинстве своем, это накопленный эффект предыдущих лет работы главы республики и правительства региона. То есть превалирующая часть этих инвестиций не связана с введением санкций. Это проекты, которые долго разрабатывались. Масштабные и важные не только для республики, Дальнего Востока, но и всей страны. А вот уже в этом году, мы ожидаем, что пойдет еще больше инвестиций: они будут нарастать в связи с санкциями: бизнес, который ранее занимался вложением в иностранные активы, сейчас будет инвестировать внутри страны.
Все это подтолкнет рост рабочих мест. Только сейчас из запланированных 13 000 вакансий создано 9 300 – существенное количество, поскольку во многих регионах этот процесс идет намного медленнее. На мой взгляд, их открытие – краеугольный камень развития территорий. Квалификация этих специалистов выше, зарплата этих специалистов больше, чем в среднем по экономике. Это позволяет вкладываться в семью, своих детей, быт.
В стратегическом плане важна тенденция к переориентации многих экономических процессов на Восток. И тут Якутия является одним из ключевых регионов. Самые большие сегодня инвестиции, закономерно, я считаю, будут от КНР. У этой страны есть феноменальная по объему программа «Один пояс – один путь». В ее рамках предполагаются существенные инвестиции за пределы Китая. И тут Якутия потенциально выгодный партнер. Поэтому стоит ожидать существенных вливаний, прежде всего, в инфраструктуру, рост прямых иностранных инвестиций в республику. Может быть, даже в геометрической прогрессии».
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе ускорилось падение котировок, опустившихся до уровня 116-118 долл./т. Давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как повышение температуры, высокая генерация ВИЭ, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии. В связи с низким спросом некоторые участники рынка и даже потребители стали перепродавать уголь с европейских складов в адрес Турции, Северной Африки и КНР.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 394 долл./1000 м3 (-26.30 долл./1000 м3 к 03.05.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже 110 долл./т. из-за низкого спроса в Европе. Сокращение спроса также наблюдается в Индии, где за прошедшую неделю запасы на складах производителей электроэнергии увеличились на 2% в результате падения генерации после ослабления жары.
Отгрузки южноафриканского материала через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам апреля увеличились до 4.4 млн т. (+0.4 млн т. или +10% к марту 2023 г.). В мае и июне ожидается продолжение положительной динамики. Однако за 4 месяца 2023 г. поставки составили 15.5 млн т. (-2.4 млн т. к январю-апрелю 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 143 долл./т. на фоне рекордных запасов на складах потребителей и сокращения производства в строительном, генерирующем и других секторах.
China Energy, крупнейшая в КНР угольная компания, приняла решение сократить добычу и закупки в провинциях Inner Mongolia и Shanxi во избежание переполнения складов. Компания также рассматривает возможность дальнейшего сокращения закупок стороннего угля и призывает свои предприятия приступить к техническому обслуживанию с целью сокращения предложения.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 118 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 03.05.2023 г.), цена низкокалорийного материала 4200 GAR подросла до 73 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 03.05.2023 г.). Индонезийские котировки двигались разнонаправленно, при этом ограниченное предложение оказывало поддержку ценам на низкокалорийный индонезийский материал. Недавний селевой сход негативно отразился на поставках компании Jhonlin в Южном Калимантане, в результате чего майские и июньские отгрузки будут перенесены на июль.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 170 долл./т. в связи с замедлением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей. Австралийский экспорт энергетического угля по итогам 1 квартала 2023 г. вырос на 1% до 45 млн т. Основным импортером осталась Япония, на которую пришлось 19 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 240 долл./т. FOB Australia по причине улучшения спроса со стороны Индии, Южной Кореи и других азиатских стран. Дополнительную поддержку оказало решение властей КНР отменить разрешения по увеличению мощностей на ряде разрезов, где предполагалось нарастить добычу металлургического материала примерно на 7-8 млн т. в год.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 2.9% в январе-апреле 2023 года
В январе-апреле 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 73.0 млн т. угля (-2.2 млн т. или -2.9% к январю-апрелю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 22.5 млн т. (+0.7 млн т. или +3.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 50.5 млн т. (-2.9 млн т. или -5.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 48.6 млн т. (-1.3 млн т. или -2.6%), производство подземным способом составило 24.4 млн т. (-0.9 млн т. или -3.6%).
В январе-апреле 2023 г. потребителям было поставлено 60.2 млн т. угля (+0.5 млн т. или +0.8% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 40.6 млн т. (+1.0 млн т. или +2.5%), российским металлургическим компаниям 10.5 млн т. (-0.4 млн т. или -3.7%), местным угольным электростанциям 6.8 млн т. (+0.1 млн т. или +1.5%).
По состоянию на 1 мая 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.3 млн т. (+2.2 млн т. или +12.2% к 1 мая 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Нарушения на шахтах Распадской и СУЭК стали причиной приостановки добычи
С 4 по 10 мая Ростехнадзор запретил деятельность нескольких угольных предприятий в Кузбассе. Из-за травмы работников добыча угля была приостановлена на шахте Ерунаковская-8. При этом по решению суда на 90 суток приостановила свою работу шахта Распадская-Коксовая, которая также входит в состав ПАО Распадская.
В свою очередь, компания СУЭК столкнулась с результатами проверок регулятора, который частично ограничил добычу на шахте им. В. Д. Ялевского, где травмировался работник, и выявил 35 нарушений, включая экологические, на Разрезе Тугнуйский.
Добыча угля на шахте Ерунаковская-8 в 1 квартале 2023 г. составила 0.46 млн т. (+0.11 млн т. к январю-марту 2022 г.). Совокупные показатели Распадской-Коксовой за аналогичный период снизились до 0.61 млн т. (-0.06 млн т. к январю-марту 2022 г.).
Добыча на шахте им. В. Д. Ялевского по итогам 1 квартала 2023 г. упала до 0.19 млн т. (-1.75 млн т. или -90% к январю-марту 2022 г.). Производство на Разрезе Тугнуйский подскочило до 3.52 млн т. (+1.20 млн т. или +52% к январю-марту 2022 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе европейские котировки энергетического угля упали ниже 130 долл./т. Давление на цены оказывает совокупность таких факторов, как повышение температуры, высокая ветрогенерация, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии.
В Европе продолжается период мягкой весенней погоды с пониженным уровнем потребления, когда отопительный сезон завершился, а летняя жара, способствующая спросу на кондиционирование, еще не пришла. В связи с этим в некоторых странах ЕС наблюдались новые случаи падения цен на электроэнергию (в контрактах на сутки вперед) до отрицательных значений.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 420.3 долл./1000 м3 (-21.7 долл./1000 м3 к 26.04.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. Текущий уровень запасов газа составляет чуть более 60%. Запасы угля на складах ARA увеличились до 6.9 млн т. (+0.1 млн т. или +1.3% т. к 26.04.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 обвалились ниже 120 долл./т. на фоне низкой активности со стороны Европы. Спрос также снизился со стороны Индии, где ожидается увеличение внутренней добычи и сокращается потребление в связи с ослаблением жары.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 145 долл./т. в связи с нерабочими днями по случаю общенационального праздника (День труда), с 29 апреля по 3 мая, и приостановкой торговой активности на это время.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 120 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 26.04.2023 г.), укрепившись на увеличении интереса со стороны азиатских стран и сокращения предложения на спотовом рынке в результате проливных дождей, которые привели к замедлению добычи и транспортных операций.
Кроме того, государственная компания Bukit Asam (PTBA) объявила форс-мажор по поставкам угля в результате схода вагонов с рельс из-за селевого потока. PTBA заявила, что не осуществляет ж/д погрузку с 28 апреля в связи с чем по итогам апреля-мая компания недопоставит около 1 млн т. Данный инцидент негативно отразится на планах PTBA по добыче (41.0 млн т.) и ж/д отгрузкам (32.0 млн т.) на 2023 г.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 180 долл./т., что обусловлено сокращением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей.
Всемирный банк 27.04.2023 г. представил прогноз, согласно которому цены на австралийский уголь составят в среднем 200 долл./т. в 2023 г. и 155 долл./т. – в 2024 г. из-за увеличения потребления СПГ в Европе и роста добычи в Китае и Индии.
Котировки австралийского металлургического угля составили 235 долл./т. Участники рынка занимают выжидательную позицию до окончания праздничных выходных в КНР, где около 30 металлургических заводов запланировали провести технические обслуживание, которое будет длиться до конца мая.
Россия разрабатывает собственные индексы
В 2023 г. ФАС планирует согласовать с правительством методики расчета всех национальных индексов цен, включая цены на уголь, нефть, нефтепродукты, и удобрения.
Необходимость создания собственных индикаторов связана с тем, что участники рынка пользуются иностранными товарными индексами. Из-за усиления антироссийских санкций и закрытия рынков стран Запада для экспорта из России многие зарубежные котировки потеряли актуальность.
После получения заключения ЦБ России и других органов методика будет направлена на рассмотрение в биржевой комитет. Ожидается, что вся процедура займет около 3 месяцев.
При согласовании методик расчета национальных индексов приоритет будет отдаваться индикаторам, формируемым в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, также будут использоваться данные других независимых площадок.
Эльгауголь согласовала увеличение добычи угля до 45 млн т
Главгосэкспертиза одобрила строительство объектов второй очереди комплекса угледобычи на Эльгинском месторождении в Якутии, что позволит довести добычу до 45 млн т. угля в год.
Проектная документация предполагает формирование внешних и внутренних отвалов вскрышных пород, проведение горно-капитальных работ, строительство очистных сооружений, автодороги и других коммуникаций.
В 2022 г. компания приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год.
Одновременно с этим компания ведет строительство собственного порта с целью перевалки коксующегося угля на экспорт. На первом терминал сможет переваливать 5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т. в год.
В 2022 г. добыча Эльгауголь выросла до 20.1 млн т. (+5.4 млн т. или +36.7% к 2021 г.). Ж/д отгрузки с месторождения в Якутии выросли на 18.3% до 17.3 млн т.
По итогам 1 квартала 2023 г. добыча компании составила 4.6 млн т. (+80 тыс. т. или +1.8% к январю-марту 2022 г.).
В августе 2022 г. угольные активы компании Эльгауголь и Сибантрацит были объединены под названием УК Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ).
Эльгинское месторождение – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, его запасы составляют около 2.2 млрд т. по классификации JORC.
Экспорт российского угля в январе-марте 2023 года вырос на 8.9%
В январе-марте 2023 г. экспорт российского угля, включая морские и ж/д поставки через пограничные переходы, составил 51.8 млн т. (4.2 млн т. или +8.9% к январю-марту 2022 г.).
Объемы экспорта угля из морских портов Дальнего Востока выросли до 25.1 млн т. (+2.1 млн т. или +9.1% к аналогичному периоду 2022 г.). Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, несмотря на стремление российских экспортеров по увеличению отгрузок на данном маршруте, вызванным необходимостью переориентации грузовых потоков с запада на восток в условиях западных санкций. Кроме того, усилились железнодорожные ограничения, вызванные работами по модернизации железной дороги.
Ж/д экспорт угля в Азию через погранпереходы поднялся до 2.8 млн т. (+0.95 млн т. или +51.0% к январю-марту 2022 г.), за счет попыток поставщиков перенаправить грузы на более стабильные азиатские рынки, в первую очередь, в Китай, несмотря на продолжающуюся загруженность маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря подскочил до 15.7 млн т.(+4.8 млн т. или +43.6% к январю-марту 2022 г.).
С 10 августа, после введения эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны Европы, глубоководные терминалы Балтийского и Баренцева морей переключились на поставки российского материала крупнотоннажными судами кейпсайз и панамакс в Китай, Индию, Турцию, Северную Африку и страны Азии.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы обрушился до 0.38 млн т. (-3.7 млн т. или -90.5%) в связи с прекращением поставок на Украину и запретом Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля 2022 г.
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна подрос до 7.9 млн т. (+1.3%).
Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.
Несколько дней назад мне сделали по-настоящему королевский подарок. В 2018 г. в Харбине сразу на двух языках (китайском и русском) вышла книга известного в Китае историка кухни Ли Ляна «Харбин: Столица европейской кухни Китая». Слова «европейская кухня» не должны вводить в заблуждение: раньше и сейчас в Харбине наиболее популярной была и остается русская кухня. И вот автор этой книги передал мне свое издание с автографом! Да, история русской кухни в Харбине изучена, как говорится, вдоль и поперек. А вот подробной историей китайской кухни в Хабаровске мало кто занимался. Самое время устранить информационный пробел и рассказать об этом.
Можно сказать, что тем гражданам Российской империи, что жили на берегу Амура в XIX веке, очень повезло. Дело в том, что массово жители других стран и континентов смогли впервые попробовать китайскую еду только в начале XX века, после разгрома Китая в китайско-японской войне (1894–1895 гг.). Восстания 1900–1901 годов окончательно открыли Китай для Европы и Америки. А вот в Хабаровске (тогда еще - пост Хабаровка, статус города он получил только 10 мая 1880 г.) первые «чифаньки» (заведения китайской кухни) появились еще в 60-е годы ХIХ века.
Располагались они на берегу Амура на месте нынешней улицы Кавказской. Китайцев тогда в нашем городе жило много, частенько они просто приходили в гости к родным (границы-то тогда особо не было). Китайцы активно открывали заведения, которым ни одна современная санэпидстанция никогда не дала бы разрешение на работу. Там не было дорогих интерьеров, роскошной мебели, шелковых подушек и выступлений живых артистов.
Там была просто еда - не всегда ароматно пахнущая и совсем непонятная переселенцам с запада России, которые постепенно заселяли российский Дальний Восток. Но первые китайские «рестораторы» особо и не жаловались на отсутствие «белых» людей: хватало своих земляков, было кого кормить.
Революционные преобразования в России вытеснили китайскую кухню из Хабаровска, хотя тесные отношения в нашем городе с Харбином еще долго сохранялись и до второй мировой войны, и после.
Первое советское заведение с китайской едой в Хабаровске появилось только в 1988 г. Это был знаменитый ресторан «Харбин» (не путать с одноименным кафе «Харбин», что чуть позднее было открыто на улице Дикопольцева).
Ресторан китайской кухни «Харбин» в Хабаровске начал свою работу 1 августа 1988 г. Его открыло на улице Волочаевской (дом 118) совместное советско-китайское предприятие, созданное управлением общественного питания Хабаровского крайисполкома и Харбинской Международной комиссией по техническому и экономическому сотрудничеству.
Ресторан был настолько популярен, что столики в нем заказывали за несколько недель. Кстати, настоящее китайское пиво «Харбин» в Хабаровске впервые появилось именно там.
Ресторан «Харбин» был закрыт 16 мая 1997 года, в архивных документах значится, что закрыли по техническим причинам...
Потом совсем не в центре - в здании общежития в районе остановки «Памятник партизанам», где жили работники хабаровских театров, открылось кафе «Театральное». Оно с первых дней позиционировалось как «клубное заведение». То есть в концепции развития предполагалось, что там будут собираться люди, неравнодушные к китайской культуре. Они и собирались. Уютные небольшие банкетные залы позволяли уединится и вкусно покушать, и поговорить на разные темы.
Радует, что после долгого (почти 8 лет) ремонта «Театральное» вновь открылось сразу после пандемии коронавируса и продолжает работать сегодня как «клубное кафе». То, что в выходные дни без предварительной записи сегодня туда попасть проблематично, говорит о возвращении былой популярности к этому заведению общепита.
Начиная с конца 90-х годов в Хабаровске наблюдается настоящий бум интереса к китайской кухне. Китайские кафе и рестораны росли как грибы после дождя, привлекая яркими картинками в меню, огромными порциями, экзотичными названиями и вкусами и, конечно, невысокими ценами. А еще везде можно было приходить со своим алкоголем. Азиатские повара сориентировались стремительно, и, слегка адаптировав традиционные рецепты, начали впечатлять вкусовые рецепторы хабаровчан свининой «Гобаджоу», шкворчащими чугунками с морепродуктами, салатом «Харбин» и яблоками в карамели.
Добавили популярности китайским блюдам и регулярные шоп-туры хабаровчан в приграничный китайский город Фуюань.
Есть у меня хороший знакомый, живущий в Фуюане - Хуа Линь. В первые годы существования популярного в Фуюане ресторана «Макс» он работал там переводчиком. Да, ресторан в Китае, который позиционирует себя как серьезный и ориентированный на работу с туристами из России, часто в штате имеет переводчика.
Однажды я спросил у Хуа Линя о популярности китайской кухни у россиян: в чем этот феномен? Немного задумавшись, он мне ответил:
– Это кухня загадочная! Ведь повара берут вроде бы самые простые ингредиенты: овощи, мясо, рыбу, рис. Но в сочетании друг с другом и при наличии местных специй они получаются волшебными. Как разгадать эту загадку? Прожить много лет в Китае, осознать, что кулинария – это искусство.
– Есть определённые требования, которым должны отвечать китайские блюда, - говорит Хуа Линь. – «Сэ» – это презентабельный вид, «сян» – приятный аромат, «вэй» – особый вкус. Плюс все ингредиенты должны быть мелко нарезаны для быстроты приготовления.
Одним из самых популярных китайских кафе в Хабаровске долгие годы было заведение на территории оптовой базы «Многорядов». В 90-е годы торговлю там вели преимущественно выходцы из КНР. И прежде всего для них было открыто маленькое кафе «Чайна», где готовили китайскую еду в основном на вынос. Кафе тогда – это небольшой вагончик, половину в котором занимала кухня, вторую половину - обеденный зал.
В обеденном зале было всего 3 (!!!) стола на 4 человек каждый. Естественно, попасть туда на обед или на ужин было весьма проблематично, и хабаровчане в основном заезжали за едой и кушали уже или дома, или на работе.
Но учитывая ажиотаж, хозяева кафе быстро сориентировались и построили павильон большего размера. В нем уже было несколько банкетных залов. Спустя пару лет павильон еще расширили, и теперь уже все желающие могли поместиться и вкусно покушать китайскую еду. Это кафе на рынке «Многорядов» работает до сих, но былая популярность стала уже достоянием истории...
О кафе «Чайна» как о лучшем кафе китайской кухни в Хабаровске вспоминает и экс-хабаровчанин Денис Данько. Сегодня он - сооснователь семейной пекарни в Харбине «DANKOBAKERY», почти 15 лет живет и работает в Китае.
С удовольствием Денис Данько вспоминает и ресторан «Сянган» на Комсомольской площади:
– Это был первый китайский ресторан, где ввели «шведский стол». И подавали там блюда, максимально приближенные по качеству к китайским. За добавкой можно было подходить сколько хочешь!
Далее эстафету организации «шведских столов по-китайски» принял ресторан «Пекин» на проспекте 60 лет Октября.
– Там был огромный красивый зал, выполненный в традиционном китайском стиле, - вновь предается воспоминаниям Денис Данько. – Обилие китайской еды кухни провинции Хэйлуньцзян. А вечерами там была одна из самых веселых дискотек в Хабаровске!
Для кого-то знакомство с китайской кухней в Хабаровске началось с ресторана «Хинган»: редкий пример, когда заведение общепита открылось не в центре, но всегда имело свой постоянный круг клиентов.
Нельзя не отметить уникальное для Хабаровска заведение общепита - сеть китайских кафе «Вилки-Палки». Начиналась она в 2008 году с... 6 мопедов! Да-да, братья Антон и Виктор Коныревы, вдохновившись историей успеха доставки китайской кухни из хабаровского ресторана «Сянган», решили открыть свою доставку и купили 6 мопедов.
Сначала договорились с одним из ресторанов в центре Хабаровска, где покупали блюда, делали 20-процентную наценку и развозили всем желающим. Ставка на мопеды была сделана только по одной причине: они легко объезжали пробки и скорость доставки была довольно высокая, что нравилось клиентам.
Первое свое производство в «Вилки-Палки» открыли в небольшом помещении около железнодорожного вокзала, сразу пригласив повара из Китая. Мне посчастливилось быть приглашенным на дегустацию тех первых блюд. Спрос на доставку рос, но всё чаще люди выражали справедливые недовольства, что у службы доставки «Вилки Палки» нет своего кафе. Пришло время такое кафе открыть: оно появилось в уже не существующем ныне торговом центре «Алиса» напротив «Ерофей Арены».
Автор на открытии первого кафе «Вилки-Палки», фото из личного архива
Сегодня в сети «Вилки-Палки» 8 кафе в самых разных районах Хабаровска и ими управляет супружеская пара - Виктор и Анна Коныревы. Наверное, никто лучше их не может сегодня рассказать, с какими трудностями чаще всего встречаются бизнесмены при открытии китайских заведений в Хабаровске.
– Китайские повара используют при приготовлении открытый огонь, - говорит Виктор Конырев. – На кухне сети кафе «Вилки Палки» используют газовые горелки. В процессе готовки идет большое выделение тепла. Для вывода тепла нужны мощные вытяжки. Но зимой они сильно выстужают помещения, нужен приток теплого воздуха. А для его выработки нужен подогрев, который по техническим причинам можно сделать далеко не на каждой кухне.
Отмечает нюансы приготовления на открытом огне и экс-хабаровчанин Павел Пирогов, который сейчас занимается организацией отдыха иностранцев в китайском городе Санья, и тоже знающий очень много о кухне Поднебесной.
– В Китае есть возможность везде готовить на открытом огне в специальных вогнутых сковородах, – говорит Павел. – Российские противопожарные и санитарные нормы настолько строгие, что далеко не на всех кухнях позволяют применять такую технологию.
Как бы это не странно звучало, но, по мнению Виктора Конырева, конкуренция среди китайских заведений общепита в Хабаровске – это не проблема.
– Существует проблема с китайскими поварами, – говорит Виктор Анатольевич. - Особенно она была актуальной в 2020-2021 гг. во время пандемии коронавируса и закрытия границ. Работали те, кто не успел уехать на Родину, их осталось тогда не так уж и много, соответственно, у них выросли требования к своей зарплате. Нам приходилось платить больше в 1,5-2 раза, чем до пандемии. Плюс не забываем, что их зарплата привязана к курсу валют.
А вот разговоры о том, что китайским заведениям общепита в Хабаровске не хватает качественных и оригинальных продуктов и специй - выдуманные. Всё это есть, поставки из Поднебесной в Хабаровск налажены отлично. Но при этом Павел Пирогов составил свой список ингредиентов для китайских блюд, которых днем с огнем не найдешь в Хабаровске:
– Нелегко найти настоящее нерафинированное соевое масло (мы его в Китае называем «Алифа»): именно оно даёт «тот самый» вкус для всех блюд китайской кухни.
В течение многих лет во всех китайских заведениях общепита гости заказывали практически одно и то же: свинина в кисло-сладком соусе, салаты «Пекин» и «Харбин», говядина, обжаренная со стрелками чеснока, кальмар на чугунке.
Возвращаясь к разговору с проживающим ныне в Харбине Денисом Данько, отметим, что, по его мнению, невозможно настоящий китайский ресторан представить без рыбных блюд.
– Рыба присутствует во всех кухнях Китая, - говорит Денис. - Да, в каждой провинции ее готовят по-своему, но везде она такая, что хочется даже себе пальцы откусить: настолько вкусная! Я бы и в Хабаровске качество китайских заведений общепита оценивал прежде всего по блюдам из рыбы.
У Павла Пирогова свой список обязательных блюд в китайских заведениях:
– Обязательно должны быть «Дисаньсянь» (баклажаны с перцем и картофелем) и «Гобаджоу» (свинина в кисло-сладком соусе) - это классика!
Революция в кулинарных пристрастиях хабаровчан произошла, когда открылся ресторан «Шангри Ла». Он сразу позиционировался как ресторан разряда «дорого-богато»: цены действительно там были выше привычных на китайскую еду. Но этот ресторан отличался стильным интерьером, высоким уровнем обслуживания и блюдами, совсем непохожими на блюда в других китайских заведениях. Это был и им остается ресторан современной китайской кухни. И у него тоже появились свои поклонники.
Только там, к примеру, можно было заказать баранью ногу по-юньнаньски (сочный бараний окорок с томлёными овощами на белом рисе), свиные рёбрышки тушёные с грибами шиитаке, картофелем и куриными крылышками, свиные рёбрышки, обжаренные с душистыми финиками в ароматных восточных специях, кусочки кальмара с отварным шпинатом и крахмальной лапшой под соусом с добавлением васаби.
Своя особая китайская кухня была и в ресторане «Красный дракон». В меню даже было разделение на кухни разных провинций Китая и самой популярной была кухня сычуаньская. У нее особый вкус: острый и пряный, обусловленный обильным использованием чеснока и перца чили, а также с уникальным ароматом сычуаньского перца. Официанты «Красного дракона» всегда предупреждали гостям, что заказываемые ими блюда очень острые и нужно быть к этому готовыми.
Вот что вспоминает про открытие ресторана «Красный дракон» живущий уже в Китае 12 лет Павел Пирогов:
– Хозяин ресторана перед его открытием решился на эксперимент. В течение нескольких дней его друзья приходили в еще неоткрытое заведение и «от пуза» пробовали местную кухню. Естественно, честно и откровенно высказывали свое мнение, что позволяло поварам блюда как-то адаптировать к кулинарным пристрастиям клиентов.
А это немаловажно! Веди не все настоящие китайские блюда привычны желудку россиянина.
– Возьмем для примера популярное блюдо - свинина в кисло-сладком соусе «Гобаджоу», - с неким азартом продолжает разговор Павел Пирогов. - В оригинале это очень кислое блюдо, как говорится - «на любителя». Но для иностранцев туда обильно добавляют сахар, и вкус становится совершенно другим.
Недавно в Хабаровске появился и вариант китайского фаст-фуда: в кафе «Китайская бабушка» представлен большой выбор китайских пельменей, мини-шашлычков и лапши. Такой формат особенно популярен у молодежи. Популярна и сеть китайских фаст-фудов «Китайка»: сегодня в Хабаровске 7 закусочных этой сети и все они работают под эгидой сети кафе «Вилки-Палки».
Как известно, одно из самых популярных блюд китайской кухни - пельмени. Существует большая разновидность китайских пельменей, среди которых самыми распространенными являются: баоцзы, цзяоцзы, димсамы. Неудивительно, что в Хабаровске есть сеть китайских пельменных «Лунцзян»: в торговом центре «НК-Плаза» и на месте популярной более 40 лет советской пельменной на пересечении Муравьева-Амурского и Калинина.
А еще в Хабаровске есть уникальное кафе «только для китайцев»: в районе Хабаровск-2. Сами граждане КНР его очень обожают: там можно плеваться, бросать под стол мусор, курить. Хабаровчанам туда можно попасть только в сопровождении кого-нибудь из китайцев или по рекомендации: некая гарантия, что местные жители никому не проболтаются про такое заведение.
Я бывал в этом кафе, благо знакомых китайцев у меня в городе много. Основное блюдо там - мини-шашлычки. Их обычно заказывают десятками на человека, при этом гости жарят сами на специальных жаровнях в помещении кафе.
Можете представить какими ароматами пропитывается одежда к концу обеда или ужина? Но кухня там реально очень необычная по сравнению с привычными всем китайских кафе в Хабаровске. У руководителя сети китайских кафе «Вилки-Палки» Виктора Конырева я поинтересовался: а кому сегодня лучше руководить китайским заведением в Хабаровске - гражданину России или гражданину Китая?
– Ответ однозначный – россиянину! – Виктор Анатольевич категоричен. – Менталитет китайца хорош для управления кафе или рестораном именно у них на Родине. Для китайцев не важен интерьер, сервис, для них главное, чтобы было вкусно и дешево. Хабаровчане же очень трепетно относятся к тому, как выглядит ресторан и какой там уровень обслуживания. А добавьте к этому нюансы бухгалтерского учета в России, знание законов, норм поведения, требования санэпидемстанции.
Наверняка, многие обращали внимание на такой факт: сегодня не во всех китайских заведениях общепита сразу выносят палочки: официанты ждут, когда гости сами их попросят. Почему?
Если палочки положить сразу на столе вместе со столовыми приборами, то гости ими могут пользоваться не по назначению: просто так срывают бумажную обертку, ломают, играют, забирают с собой. Из-за этого дополнительный расход палочек становится настолько большим, что среднее кафе в месяц на этом теряет 6-8 тысяч рублей. Вот и идут рестораторы на хитрость: выносят палочки только требованию заказчика. А просят их не все: есть еще люди, которые предпочитают китайскую еду есть вилкой...
В 2003 г. в Хабаровске было только 10 заведений общепита с китайской кухней. Потом статистика роста была такой: 2012 г. - 30, 2013 г. - 55, 2015 г. – 81. В пандемию некоторые заведения закрылись, но по данным справочника 2GIS Хабаровске сейчас насчитывается 51 ресторан/кафе китайской кухни.