На кейс-форуме в Хабаровске, который организовали СберБизнес и дочерняя компания Сбера АО «Деловая среда», собрались около 500 предпринимателей. Для них эксперты разобрали дальневосточные кейсы, чтобы помочь бизнесу масштабироваться
Участники форума узнали, как понять - готов ли бизнес к масштабированию, какие существуют принципы и способы масштабирования, в чем разница в управлении малым и большим бизнесом, всякий ли бизнес можно масштабировать.
По словам управляющего головным отделением Сбербанка по Хабаровскому краю Натальи Красулиной, в регионе свыше 29 тыс. клиентов, развивающих малый бизнес. Сбер сопровождает их с момента регистрации и до перехода в средний или в крупный бизнес. На сегодня у Сбера есть целая серия коробочных решений, которые, благодаря цифровизации, помогают развивать бизнес.
Кейс-форум – это возможность получить практические советы от успешных предпринимателей, принять участие в нетворкинге, приобрести полезные знакомства и попасть в закрытый клуб для предпринимателей.
12-13 декабря в Санкт-Петербурге пройдёт арктическое общественное событие – XIV Международный форум Арктика: настоящее и будущее имени А.Н. Чилингарова. В мероприятии примут участие представители региональных и федеральных органов власти, деловых кругов, научных, образовательных и некоммерческих организаций, а также зарубежные эксперты.
О том, что ожидает участников события, рассказал EastRussia вице-президент МОО «Ассоциация полярников» Андрей Грачёв.
— В текущем году к названию Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» добавилось имя известного полярника Артура Чилингарова. Это дань памяти?
— Форум всегда был Чилингаровским. Артур Николаевич – основатель форума, на протяжении 14 лет являлся председателем его оргкомитета и идейным вдохновителем.
Благодаря его работе форум увеличил масштабы, расширил круг обсуждаемых тем и вышел на значимые результаты. Выдвигаемые на форуме общественные предложения ложились в основу базовых документов, определяющих стратегическое развитие Арктической зоны.
Закрепление имени выдающегося полярника и государственного деятеля по инициативе арктической общественности в названии форума позволит объединить и продолжить дело Артура Николаевича. В условиях современных вызовов развитие Арктики становится национальным приоритетом на весь 21 век, наша задача – преумножить работу в этом направлении.
— Главной темой форума в этом году станет «Человекоцентричная Арктика как приоритет», с чем это связано?
— Как известно, Арктика – одна из последних нетронутых кладовых мира. Долгое время макрорегиона рассматривали в первую очередь как сырьевую базу, где население занято на добыче полезных ископаемых в смежных сферах деятельности.
На нашем форуме мы не раз подчёркивали, что развитие Арктике тесно связано с тем, насколько его жителям комфортно жить, работать, отдыхать, создавать семьи и так далее. В основе темы форума лежит идея о том, что арктическое законодательство и проекты должны развиваться с учётом потребностей людей, которые живут и работают на Крайнем Севере.
Для раскрытия темы определены четыре тематических направления: «Экономика и транспорта как сервис», «Технологии и наука как механизм», «Среда для жизни как ценность» и «Народосбережение как основа».
— Ключевые вопросы форума — это достижение национальных целей развития в АЗРФ. Почему выбраны такие акценты?
— В текущем году президент Владимир Путин определил национальные цели развития России до 2030 года. Главой государства поставлена задача повысить благосостояние и качество жизни. Как макрорегион с уникальными экономическими, социальными, нормативными, климатическими и логистическими особенностями, Арктика требует особых подходов к её решению. Поэтому программа форума ориентирована на содействие реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года в АЗРФ. Ключевые вопросы форума, на которые предстоит дать ответы в ходе сессий – это пути достижения целей, поставленных в мае текущего года президентом страны, в условиях Крайнего Севера. Практически завершено формирование нацпроектов, обсудим их реализацию в Арктике на форуме.
— Какие ключевые тренды в развитии Арктической зоны РФ наблюдаются сегодня и как они отражены в программе?
— Сейчас на первое место вышел вопрос необходимости актуализировать стратегические документы, определяющие развитие российской Арктики. Стратегия развития Арктической зоны РФ, другие фундаментальные документы разрабатывались и утверждались в другой международной реальности и сегодня требуют уточнения. Поэтому в каждой сессии форума будут проанализированы разделы Стратегии и выдвинуты предложения по их актуализации. Одним из результатов работы форума станет проект Резолюции с инициативами участников. Итоговая Резолюции, после дополнения в субъектах РФ, будет направлена в федеральные органы власти.
— Каким актуальным темам уделено внимание в программе форума?
— По-прежнему остро стоит вопрос достижения технологического суверенитета в Арктике и привлечения кадров. Поэтому в рамках форума пройдёт целый ряд сессий, посвящённых развитию систем связи, судостроения, уточнению потребностей промышленности и направлений работы науки. Запланирована отдельная кадровая конференция.
Отдельно отмечу острый вопрос миграционной политики на Севере, который будет обсуждаться в разрезе решения проблемы дефицита кадров.
Важна тема оказания качественной медицинской помощи на Севере – разрабатывается стандарт «Арктической медицины».
В центре внимания ответственного бизнеса задачи по сохранению культы и образа жизни коренных народов.
Впервые на форуме в формате сразу нескольких мероприятий будет рассмотрен вопрос креативных индустрий, пройдёт сессия по теме развития киноиндустрии и театральной отрасли как бизнеса и досуга.
— Как сейчас развивается концепция опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ?
— Владимир Путин поручил выделить порядка 100 миллиардов рублей на реализацию проектов мастер-планов дальневосточных и арктических городов России. Форум станет мероприятием, где можно будет обсудить мастер-планы перед окончательным утверждением, которое ожидается в начале следующего года. Поэтому сразу несколько сессий посвящены реализации данного инструмента городского развития и созданию комфортной среды в населённых пунктах.
— Севморпуть развивается как глобальный транспортный коридор – какое место в программе форума отведено теме главной арктической магистрали?
— В рамках Форума традиционно пройдёт отдельная конференция по вопросам развития Севморпути. Значение магистрали ежегодно возрастает не только для жителей Севера, но и для всей страны и мирового судоходства в целом. Поэтому заглавная тема конференции: «Северный морской путь. Больше, чем Арктика». Конференция будет состоять их трёх частей, посвящённых развитию экономики и инфраструктуры, безопасности и прогнозируемости судоходства, модернизации арктического флота.
— Молодёжная площадка форума – проект «Встреча поколений», каковы его задачи?
— Действительно, просветительский, профориентационный проект «Встреча поколений», реализуемый Международным гуманитарно-просветительским центром «Полюса Земли» Ассоциация полярников и поддержанный президентом РФ Владимиром Путиным продолжит работу в качестве молодежной площадки форума.
В рамках мероприятия пройдёт один из этапов проекта, в нём примут участие 800 школьников из Санкт-Петербурга и ближайших регионов. Будет организовано взаимодействие школьников с ветеранами-полярниками, членами действующих полярных экспедиций и представителями специальностей, востребованных в Арктической зоне, с целью передачи ценного опыта и в качестве профориентационной работы с молодыми людьми, стоящим перед выбором профессии.
Дальний Восток в 2023 году стал лидером среди макрорегионов России по притоку туристов. В этом году гостей меньше не становится, однако есть факторы, которые сдерживают развитие отрасли. О главных из них на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал вице-президент АТОР, заместитель гендиректора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям «ТТ-Трэвел» (бренд FUN&SUN) Александр Сирченко.
- Чартерная программа создала на Дальнем Востоке пик сотрудничества между региональными и федеральными туроператорами, органами власти и бизнесом. Но только чартерами развитие туризма не ограничивается, поэтому мы работаем и на блоках мест, и продаем индивидуальные туры. Чартеры – не панацея от всех бед, и я не раз об этом говорил. Туризм способен развиваться и делать это успешно на основе любой другой перевозки, в зависимости от специфики региона – не только авиационной, но и железнодорожной или даже автобусной.
Дальний Восток без сомнения очень интересен с точки зрения туризма. Главный вопрос — как его продвигать. По моему мнению, в первую очередь нужно создавать уникальный туристский продукт, который будет привлекательным и будет обладать высокими качественными характеристиками. Речь здесь о качественных услугах, качественной инфраструктуре. Эти характеристики уже являются элементом продвижения, потому что у хорошо собранного и упакованного турпродукта будет большее преимущество перед другими.
На форуме задели вопрос, почему отельеры или авиакомпании идут навстречу федеральным, а не региональным туроператорам. А все потому, что возможностей у федерального туроператора значительно больше – информационных, маркетинговых, финансовых. К примеру, чтобы поставить чартер в регион, нужна значительная сумма в качестве депозита. Авиакомпания не полетит, не получив его, а для маленького регионального туроператора такой депозит неподъемен. Точно так же с отелями. Маленький бизнес обеспечивает загрузку отеля на 5-10%, а федеральный туроператор способен выкупить все места и предоставить отельерам более выгодные условия. Такие нюансы тоже влияют на качество турпродукта.
Я сторонник межрегиональных маршрутов, иногда даже трансграничных. Ведь интересно, например, прилетая во Владивосток или в Хабаровск, отправиться дальше в Китай, или прилетая на Сахалин, отправиться в Японию. А сейчас появилась возможность из Владивостока отправиться в Северную Корею — на самолете или на поезде. Межрегиональные и трансграничные маршруты интересны разнообразием впечатлений. В этом их главное преимущество. Да, по цене они дороже, чем посещение
одного региона, но полученные впечатления все компенсируют. К тому же в таких поездках можно совместить посещение природных достопримечательностей с архитектурными, культурными и гастрономическими. Но здесь многое зависит от специфики самого региона, потому что страна у нас большая и не всегда можно успешно реализовать межрегиональные маршруты.
В Хабаровске завершился первый форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке». В нем приняли участие более трех тысяч участников со всех уголков ДФО, а также ведущие эксперты из российской столицы. Форум объединил и познакомил представителей киноиндустрии и анимации, урбанистики, медиа, дизайна и моды.
Одним из ключевых событий форума «Создано на Дальнем Востоке» стал питчинг креативных проектов. Девять участников представили свои идеи, которые, как убеждены их авторы, в случае реализации улучшат жизнь на Дальнем Востоке. Оценивал презентации экспертный совет, возглавляемый гендиректором Президентского фонда культурных инициатив Романом Кармановым. Вместе с ним судьбу проектов решали хабаровский девелопер, координатор дальневосточного подразделения «Деловой России» Денис Грось, театровед и театральный критик Нина Шульгина и другие эксперты. На выступление каждому участнику отводилось ровно пять минут. За это время необходимо было убедить потенциальных инвесторов в целесообразности и жизнеспособности своей идеи.
«Аллея медуз и лопухов»
Кирилл Ермоленко, приехавший из Южно-Сахалинска, представил проект, призванный повысить туристическую привлекательность островного региона. По его задумке добиться этого можно, вписав в городскую среду скульптурные формы характерных для Сахалина представителей морской фауны и растительности: морского котика, осьминога, ежа. А в парке культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина предполагается построить две аллеи: медуз и лопухов.
Тела медуз автор проекта предлагает сделать из светопропускающего акрила, а щупальца из стекловолокнистого материала. В праздничные дни цвет свечения может меняться, создавая различные световые эффекты. Лопухи для аллеи также должны быть изготовлены из светопроницаемого материала с установленными внутри светодиодными модулями на 256 тысяч цветов свечения. В вечернее время активизируется световое шоу по сценарию.
– Мы считаем, что это нужно и жителям города, чтобы идентифицировать себя с теми природными особенностями, которые существуют на Сахалине, и для повышения узнаваемости самого бренда Сахалина для туристического потока, – говорит Кирилл Ермоленко.
По прогнозу, проект поможет увеличить туристический поток в ближайшие три года на 20 процентов. А окупится он через четыре года. На реализацию идеи необходимо от 15 млн рублей.
«Искусство Востока» – современная художественная керамика
Хабаровский бизнесмен Владимир Намаконов предлагает запустить производство керамики — от фарфора до обычных изделий из глины. На Дальнем Востоке такого рода производств практически не осталось.
– Завод в Хабаровске закрылся в 2005 году. Завод в Приморье закрыли в 2007 году. На сегодняшний день ближайшее предприятие, которое производит керамические изделия, находится в Иркутске, – отметил во время своей презентации Владимир Намаконов.
Для воплощения идеи предпринимателю необходимо финансирование на покупку оборудования, станков. Средства пойдут также на обучение мастеров. С кадрами в этой сфере тотальный дефицит. Меж тем, потребность в посуде в Хабаровске и за его пределами велика — одна только ресторанная индустрия могла бы обеспечить внушительную часть заказов.
На запуск производства необходимо 34 млн рублей. Примерно треть у автора проекта есть, и он готов рискнуть этой суммой.
ИИ и искусство
«Лаборатория нейросетевого искусства» – так называется проект, который придумал актер и режиссер из Хабаровска Виталий Федоров. Опыт в этой сфере у него уже есть — при помощи трех нейросетей он написал гимн для первых международных студенческих игр «Молодость Приморья».
Но творческому хабаровчанину хочется пойти дальше и повести за собой подрастающее поколение. В рамках лаборатории можно больше экспериментировать, «штурмить» командой и создавать продукты, сгенерированные роботом и человеком. Результат сотворчества, весь сгенерированный цифровой контент, можно будет увидеть на выставке-фестивале.
На реализацию необходимо три миллиона рублей, половина суммы уже собрана.
Фильм о креативщиках для креативщиков
Документальный фильм-исследование «Как думают креативные лидеры Дальнего Востока» предложил создать Александр Фаткулин из Владивостока, руководитель видеопродакшена ФАЗА. Автор проекта уверен, что фильм станет своеобразным сборником историй успеха и инструкцией как развиваться на родной земле, пусть и значительно отдаленной от центра России.
– Участники посредством фильма смогут раскрыть и передать способ мышления и картину мира другим. Мы хотим, чтобы творческие люди не уезжали с Дальнего Востока, хотим создать позитивный настрой, – подчеркнул Александр Фаткулин.
Свои взгляды и практики для достижения успеха расскажут 15 героев. В полнометражный фильм войдут интервью, постановочные и репортажные съемки, дополненные графикой, элементами докудрамы, публичными обсуждениями.
Картину планируют распространять через соцсети, онлайн-кинотеатры и фестивали.
Граффити-фест во Владивостоке
Дальневосточный фестиваль уличного искусства Graffest предложил создать Максим Расторгуев из Владивостока. Цель – объединить опытных и начинающих художников уличного искусства и реабилитировать граффити. До сих пор многие ассоциируют эту разновидность стрит-арта с вандализмом. Подрастающее поколение будут учить рисовать не только шрифты, но и персонажей.
Фестиваль будет проходить сразу после ВЭФ. Участники «забьют» огромную стену и превратят ее в яркую достопримечательность.
— Почему именно осень? По всей стране в это время уже холодно рисовать, хуже условия. А у нас – классно! Бабье лето! – объяснил Максим Расторгуев.
Фестиваль поможет увеличить турпоток, считает автор. Участники будут приезжать со всей страны. Необходимое финансирование – 20 млн рублей. Эту сумму эксперты назвали завышенной и порекомендовали доработать проект.
«Бери ресурс»
Алла Джан-Ша на питчинге предложила сделать продолжение своего проекта «Бери ресурс». Он «выстрелил» в 2023 году и был придуман для того, чтобы помочь инициативным хабаровчанам в реализации их идей.
— «Бери ресурс» — это такой проект в проекте, рассказывает Алла Джан-Ша. — Он служит первым пристанищем для тех, у кого есть идея, но кто не знает куда с ней обратиться: в мэрию, к бизнесу, к каким-то общественникам. И вот остаётся человек один со своей прекрасной может быть идеей.
И мы говорим таким людям: «Приходите к нам!». У нас в сообществе есть самые разные специалисты и эксперты: бухгалтеры, юристы, режиссёры, предприниматели. Они могут научить или поделиться — не деньгами, но каким-то ресурсом: техникой, площадкой, информацией. Кому-то надо помочь написать грант, кому -то нужна аппаратура для профессиональной аудиозаписи, а ещё кому-то нужен цветной принтер или публикация в СМИ. Мы это и организуем.
«Музей Переселенцев»
Создать историко-культурный интерактивный проект «Музей Переселенцев» предложила хабаровчанка Елена Карпова. В свою презентацию она вложила личную историю: 97-летняя бабушка рассказывала ей, четырёхлетке, как плыла из Одессы во Владивосток на пароходе, как впервые увидела во время этого путешествия людей с чёрной кожей. В школе учителя не верили в истории Лены и называли их байками. Став взрослой, женщина провела целое расследование на основе архивов и нашла изображение того самого парохода.
— Оказалось, что действительно моя бабушка плыла на пароходе мимо Африки. Истории других переселенцев тоже сохранились, и они тоже важны для потомков, — говорит Елена Карпова.
По словам хабаровчанки, история Дальнего Востока очень тесно связана с историей наших близких людей. Поэтому экспонаты планируемого «Музея переселенцев» – это семейные рассказы, которые горожане, также как сама Елена превратили из «баек» в документально подтвержденные истории
Для реализации проекта необходимо порядка шести млн рублей. Это покупка оборудование с ПО, аренда помещения, зарплата сотрудников. Окупится проект по подсчетам за два с половиной года.
Проект Елены стал одним из трёх, получивших финансирование. Его особо выделил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
— Идею музея переселенцев Елена озвучивала на встрече около двух дет назад. Мне запомнился тот разговор, я неоднократно о нем вспоминал и переживал, что так и остался он разговором, как это часто бывает. И тут такая встреча! Не удержался, даже обнялись на радостях, – поделился Роман Карманов.
Хабаровский девелопер, руководитель деловых объединений Денис Грось, который находился в числе экспертов, отметил пару идей. Он попросил связаться с ним Александра Фаткулина и Аллу Джан-Шу и поговорить более предметно насчет необходимой суммы на проект. Кроме того проект «Бери ресурс» заметили в Корпорации развития Дальнего Востока и предложили масштабировать его на весь ДФО.
Те, кто не получил финансирование, все равно получили свой профит.
— Подобная защита проектов – это, с одной стороны, хорошая тренировка. Правда из-за того, что времени мало не всё успеваешь рассказать. Но для меня огромный плюс, что это творческое комьюнити. Ко мне потом множество людей подошли и сказали, что делают классные вещи. Мы обменялись контактами и может из этого родится что-то новое и крутое, — отметил автор проекта «Лаборатория нейросетевого искусства» Виталий Фёдоров.
Форум прошел на Камчатке 20-23 февраля и собрал более одной тыс. участников из 20 регионов России. В этом году мероприятие впервые прошло в статусе всероссийского.
В сентябре 2022 года президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросам развития туризма отметил важность обеспечения доступности путешествий для жителей страны с любым видом доходов. Глава государства подчеркнул, что в этой сфере, как и в других, нужно в первую очередь руководствоваться интересами граждан.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал на пленарном заседании форума о своих впечатлениях после общения с молодежью-победителями всероссийского студенческого конкурса по развитию индустрии туризма и гостеприимства «Хочу работать в туризме на Камчатке»: на его вопрос о том, что же производит туризм, они сразу ответили – впечатления.
«Могучая экономика России производит все, что нужно миру: от минеральных удобрений, нефти и газа, золота, других ценных металлов, до рыбы и леса. Но что производит туризм? Я был очень впечатлен и обрадован тем, что ребята ответили моментально – туризм производит впечатления. Значит, их неплохо учат. Продукты туристической отрасли – это самые человечные, самые человеческие продукты – впечатления, яркая память, эмоции. В современной экономике это становится самым важным продуктом», – добавил министр.
По итогам конкурса десять студентов из пяти российских городов приехали на стажировку на Камчатку для работы в туристической отрасли. Финалистов отобрали на Международной выставке-форума «Россия» 24 января. Цель конкурса — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация полуострова как региона, комфортного для жизни и работы.
Глава Минвостокразвития подчеркнул, что у Камчатки значительно больший туристический потенциал, чем у Исландии, которая зарабатывает на туризме три млрд евро в год и до пандемии имела турпоток в два млн человек.
«Камчатка, безусловно, более красивая, но самой отрасли есть еще куда развиваться. Работа по выработке новых мер поддержки больших и малых проектов, направленных на развитие туризма на Дальнем Востоке и в Арктике, будет продолжена. Дальний Восток – это концентрат всего лучшего, что есть в России. Цели по достижению приема Камчаткой одного млн туристов к 2030 году, удвоению авиаперелетов на Дальнем Востоке до четырех млн человек достижимы. Но не в цифрах счастье. Важен искренний созидательный вклад каждого из нас», – сказал Чекунков.
Десять лет назад на полуостров приезжало 50 тыс. туристов в год и для них было доступно 1,5 тыс. мест в гостиницах, в 2023 году турпоток составил 370 тыс. человек, для размещения были готовы уже 8,5 тыс. номеров.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов напомнил, что развитие туризма в России является одним из приоритетов, а возможность россиян путешествовать определена президентом страны Владимиром Путиным, как базовая возможность, которая должна быть создана для граждан. Также глава региона напомнил о вызовах, с которыми сталкивалась отрасль в последние годы, и рассказал о том, как их удалось преодолеть.
«Туризм сталкивается со своими вызовами. Безусловно, в последние годы главным вызовом стала пандемия коронавирусной инфекции, и за время пандемии мы научились особенно ценить места для отдыха, которые характеризуются своей уединенностью, возможностью побыть вместе с природой, включиться в нее. И Камчатка, конечно, яркий пример такого места, которое все более привлекательным становится, и уверен, что в будущем эта тенденция будет только усиливаться. Безусловно, новым вызовом стала геополитическая обстановка, санкции недружественных государств. И снова мы показываем, что наша туристическая отрасль с этим справляется, и снова Камчатка является ярким примером того, как и какой ответ нужно давать санкциям. Наш туристический поток растет с каждым годом. Мы видим растущий интерес жителей нашей страны к путешествию на Камчатку. И более того, я убежден, что именно эти вызовы сыграли нам на руку, позволили нам всем открыть для себя нашу страну Россию, такие уникальные уголки, как Дальний Восток, Север, Арктика, ну и, конечно, Камчатский край», — подчеркнул Владимир Солодов.
В прошлом году значительный вклад в увеличение въездного турпотока на Дальний Восток и, в частности, на Камчатку, внес Китай. С 2023 года возобновились безвизовые групповые поездки.
Как отметила генеральный консул КНР во Владивостоке Пяо Янфань, Китай занимает первое место среди зарубежных стран по числу въездных туристов в Россию.
«Все больше китайцев – особенно молодежи – проявляют интерес к природе, истории и культуре России, в частности на Дальнем Востоке китайцы любят путешествовать в Приморье и на Камчатку. Развиваем проекты культурного, экотуризма, морского и спортивного туризма», – уточнила она.
Из Казахстана в Россию также приезжает много туристов – их количество выросло за год на 27% – свыше трех млн туристов по итогам 2023 года. Примерно столько же в прошлом году приехало в Казахстан россиян. Больше – только в Абхазию и Турцию. Об этом участникам пленарного заседания рассказал посол Казахстана в Москве Ерлан Шамишев.
Большой ценностью для туристов из других стран, из других регионов и для самих дальневосточников являются бальнеологические ресурсы. Если рассмотреть Камчатку в разрезе медицинского туризма с применением, например, термальных источников, то эта тема раскрыта слабо – для имеющегося огромного потенциала. На это, в том числе, обратили внимание участники дискуссии, говоря не только о камчатских бальнеологических возможностях, но и в целом ДФО.
Зампред Госдумы Ирина Яровая отметила важность развития детского туризма в контексте обновления существующей базы. Она предложила создать самые емкие преференции для тех инвесторов, которые приходят под программы детского туризма и детского круглогодичного отдыха.
Для удобства инвесторов, которые планируют проекты и выбирают конкретный земельный участок под него, существует совместный проект Росреестра и властей субъектов РФ. Росреестр ищет свободную землю и включает в оборот. Уже найдено в России 154 тыс. гектара, из которых 12 тыс. – в ДФО. Вся информация содержится в публичной кадастровой карте. Существуют проекты «Земля для стройки» и «Земля для туризма». Как рассказала замруководителя Росреестра Татьяна Громова, Камчатка – в числе первых семи пилотных регионов по участию в проекте «Земля для туризма». Позже подключатся еще около 40 регионов РФ.
«Любой заинтересованный это может увидеть и подать заявку. На точках притяжения туристов найдено большое количество земельных участков, которые можно вовлекать в оборот для туристических целей. В Камчатском крае определено десять объектов туристического интереса, среди которых – санаторий “Жемчужина Камчатки”, природный парк “Ключевской”. Надо об этом информировать инвесторов», – рассказала Громова.
На пленарном заседании было отмечено, что хороший потенциал для развития неиспользованных земель имеет обустройство национальных пешеходных, велосипедных и комбинированных туристических троп. Они могут иметь разные категории – локальные, межрегиональные и национальные. Этот вид туризма имеет все шансы стать самым массовым и популярным. По поручению президента России готовится законопроект о создании национальной системы туристических троп.
Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» состоялся по инициативе правительства Камчатского края при поддержке Минвостокразвития и Фонда Росконгресс, а также ТПП Камчатского края. Партнерами форума выступил Российский Союз Туриндустрии, информационные партнеры мероприятия – ИА «Восток России» и ИА «ФедералПресс». Форум имеет статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!».
«Сохранить, восстановить, приумножить!» – слоган экологической повестки, актуальный в России и мире. Как наиболее эффективно продвигать ответственное потребление и обязанность компенсировать вред экологии, молодые экоактивисты обсуждали вместе с представителями крупных российских корпораций, которые, в свою очередь, делились опытом реализации экологических проектов.
Сопредседатель Всероссийского экологического общественного движения «Экосистема» Ольга Степченко привела в пример ставшую международной волонтерскую акцию «Сад памяти», которую поддерживают Сбер, РЖД, Росатом, Норникель и другие крупные компании, со стороны правительства РФ проект поддерживают Минпросвещения и Минприроды. Это возможность сделать личный вклад в экологию – каждый может посадить дерево, которое является главным поглотителем углеродного следа человека.
«Каждую весну высаживаем более 27 млн деревьев в честь героев Великой Отечественной войны, в честь героев настоящего времени и в целом сады памяти – это такой символизм, который пронизывает историю всего мира. Акция расширила сильно свой смысл: деревья сажают в честь ученых, актеров, музыкантов – тех, кто помог сделать нашу страну великой. Помимо того, что мы даем возможность каждому снизить свой углеродный след и озеленить свой город, мы даем возможность еще и возвести живой памятник-дерево и посвятить его важному для себя человеку», – отметила Ольга Степченко.
Она добавила, что у каждого есть также возможность присоединиться к акции «Сохраним лес». Ее цель – высадить пять млрд деревьев к 2030 году. Все регионы России в ней участвуют. И без помощи волонтеров здесь не обходится.
По данным ВЦИОМ, в 2022 году акции «Сад памяти» и «Сохраним лес» стали самыми популярными экопроектами в России.
Стать волонтером очень просто – не нужно писать заявлений, достаточно просто прийти и начать действовать. Аудитория гражданских активистов, которые предлагают свое видение решения экопроблем государству, постоянно растет и особенно среди молодежи.
Тренд последних двух лет показывает, что при выборе работы молодежь отдает предпочтение социально ответственным и более экологичным компаниям. А сейчас большинство бизнесов стремятся стать «зелеными». Одним из первых такой подход в России стал развивать Сбер. Здесь есть собственный сервис для вовлечения волонтеров в ESG-повестку – «Сберегаем вместе». Существует и проект по созданию совместного мерча с АНО «Сад памяти» – из переработанных материалов создаются вещи, одежда, обувь.
Представители экологического направления ГК Росатом напомнили, что нельзя говорить об экологической безопасности, пока не разобрались с коммунальными и промышленными отходами, которые генерирует человек. Росатом активно использует отработанное ядерное топливо как сырье, в ход идет и вторсырье, получаемое из отходов 1 и 2 класса. Директор проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной ответственности ГК Росатом Анна Жигульская отметила, что госкорпорация имеет четкую цель по развитию экологичности собственных производств и инфраструктуры в рамках своей ответственности.
«Мы развиваем экокультуру в наших 28 городах – там, где Росатом является градообразующим предприятием. Мы хотим, что они стали самыми зелеными, самыми экологичными. У нас есть компетенция по ликвидации последствий накопленного вреда. И нам нужны профессионалы в сфере экологии – до 2030 года мы хотим нанять три тысячи профессионалов в сфере экологии. Нужно соединить наши возможности и ваше движение “Экосистема“. Компания поддерживает экологичные стартапы – мы готовы к вашим предложениям», – добавила она.
В ОАО «РЖД», штат которой насчитывает более миллиона сотрудников тоже активно работает волонтерское движение – в нем задействованы более 135 тыс. работников магистрали. Важнейшими направлениями корпоративного волонтерства в компании называют «Экозащиту» и «Помощь окружающей среде».
Кроме того в России с 2014 года активно развивается детский экологический проект «Эколята – молодые защитники природы». Сейчас он охватывает все регионы страны. Экологическое мышление у детей начинают развивать вместе с речью – уже с детского сада. Причем, воспитанники детсадов и школ участвуют в составе волонтерских движений в практических действиях по сохранению природы.
Молодые экоактивисты – участники форума смогут получить реальные деньги на развитие своих проектов по экологии. Росмолодежь распределит четыре млн рублей в качестве грантов.
На форум «Экосистема. Заповедный край» приехали 450 молодых людей от 14 до 35 лет со всей России, которым важно сохранение окружающей среды. Впервые мероприятие провели на Камчатке в 2022 году. По поручению президента РФ Владимира Путина форум будет проходить на полуострове ежегодно.
По задумке российских властей остров Большой Уссурийский должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Для запуска амбициозного проекта на российской стороне острова намерены построить грузопассажирский пункт пропуск, о котором говорят уже несколько лет. О том, почему для развития острова необходимо взаимодействие власти, общественности и бизнеса, рассказал член правления, председатель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Мазунин.
– Создана единая концепция развития острова Большой Уссурийский, есть определенные направления работы: туристическое, рекреационное, сервисное. Индустриального развития там не подразумевается, и это всем понятно. Даже обработка грузов, мультимодальные проекты будут осуществляться на материковой части. Сейчас больше стоит вопрос не направлений развития острова, а самой реализации концепции. Мы уже писали в Минвостокразвития о том, что нужна точная программа по развитию острова, которая будет содержать конкретные мероприятия со сроками, ответственными лицами, источниками финансирования.
Сегодня на региональном уровне очень мало обсуждений подобных вещей с экспертным и деловым сообществом, зачастую процессы закрыты. Не было обсуждения того же мастер-плана Хабаровска, который делается для людей, для создания благоприятной среды в Хабаровске и на Большом Уссурийском тоже. А ведь это можно назвать Хабаровской агломерацией по аналогии с Владивостокской. В перспективе Хабаровск может стать миллионником, тем более что на правительственном уровне стоит задача – создать миллионники в регионах, в том числе на Дальнем Востоке.
Конечно, открытие грузопассажирского пункта пропуска станет катализатором всех процессов, в том числе развития туризма, привлечения бизнеса, инвесторов из других территорий России и иностранных капиталов. Но здесь опять же нужно понимать, как это можно реализовать, какие потенциальные инвестпроекты уже есть, какие вошли в мастер-план Хабаровска. Мастер-план по развитию Большого Уссурийского острова Корпорация развития Дальнего Востока должна подготовить к июлю следующего года. Если это будут делать только сами московские специалисты, если они будут рассказывать, как и где нам жить, то это, наверное, будет неправильно. Нужно приблизить работу сюда. Президент давно говорит, что федеральные министерства и ведомства должны переехать на восток страны. Я считаю, что хотя бы для обсуждений они должны чаще приезжать на Дальний Восток, проводить форсайт-сессии, стратегические сессии, просто рабочие группы.
Я вошел в специальную рабочую группу по развитию Большого Уссурийского острова, как раз, там можно было бы участвовать, предлагать инициативы. Потому что пока непонятно, какую часть острова планируется защитить береговыми укрепительными сооружениями. А ведь именно там будет определена территория под застройку будущих объектов. Я понимаю, что это дорогостоящие мероприятия, инфраструктурные затраты, тем более в условиях сегодняшнего времени, но можно, рассмотреть и государственно-частное партнерство.
Полпред президента Юрий Трутнев сказал, что своих капиталов достаточно, и мы сможем самостоятельно все сделать. И действительно, российский капитал сегодня имеет возможности развивать на своей территории инфраструктуру, создавать инвестпроекты и делать это без привлечения иностранных вложений. Но нужно разработать финансовые модели для развития транспортной, инженерной и другой инфраструктуры. Тогда бизнесу будут понятны правила игры.
Также нужно просчитывать вложения в создание инфраструктуры, которые вернутся в виде будущих налогов. Ведь, с одной стороны, государство вкладывает деньги в создание инженерной, дорожной инфраструктуры, а с другой – создает инвестиционную привлекательность для проектов, в которые вкладывается частный инвестор. Он же создает налоговую базу и рабочие места.
Конечно, здесь нужно подключать, в том числе, и науку, чтобы ученые просчитали все цифры – не только затраты, но и будущие доходы. Когда строили БАМ, многие говорили, что это дорога в никуда, слишком затратная стройка. А сегодня, мы понимаем, что БАМа даже после реконструкции не хватает. Жизнь развернула все на восток. Такие моменты нужно обсуждать и просчитывать. Не надо бояться больших расходов, надо бояться малых доходов. Сначала государство и другие институты развития инвестируют, создают условия, вкладывают деньги в инфраструктуру и снижают риски для бизнеса, тем самым привлекая частые инвестиции, а потом эти деньги возвращаются в казну в виде налогов. Пускай не в среднесрочной перспективе, но возвращаются.
Мы десять лет ждали развития Большого Уссурийского острова. Мост построили в 2013 году, было поручение президента о создании туристической рекреационной зоны, но ничего до сих пор не создано, хотя за это время можно было пассажирский пункт пропуска открыть. Туристический обмен бы уже пошел, в дальнейшем проект было бы проще развивать. Но разные финансовые группы в этом не заинтересованы. Я знаю, что предпринимаются различные меры, чтобы проект как можно позже заработал, потому что он повлияет на транспортные и туристические потоки.
Важна концентрация экспертного сообщества, органов власти, бизнеса, нужно понимать, кто возьмет на себя инфраструктурные затраты. Ведь если говорить об увеличении турпотока в Хабаровский край из Китая, то нам нужно понимать, что потребуется в 100 раз больше номеров в гостиницах, мест в ресторанах и заведениях общепита. А это инвестиционный цикл, который занимает несколько лет. Уже сегодня с открытием этих новых мест мы опаздываем.
Есть проект пассажирских круизов по Амуру. Это тоже ниша, это туристическое предложение для гостей, прибывших на Большой Уссурийский. В национальном проекте есть планы по увеличению въездного туризма в три раза, доли туризма во внутреннем валовом продукте – до 5%. У нас есть прекрасная возможность перевыполнить эти показатели за счет появления грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском. Но здесь главное – не тянуть одеяло на себя, а разровнять его и действовать вместе: обсудить направления, внести предложения, нащупать проблемные точки и найти точки роста, налаживать диалог между бизнес-сообществом и властью. Этот проект даст хороший толчок для развития города и региона, поэтому мы должны всем миром навалиться, и своими идеями, энергией двигать его вперед и получать от него эффекты.