Хорошие подходы кеты прогнозируют ученые в 2024-2025 годах в Охотском море. Этому способствовали благоприятные естественные условия.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе ТИНРО, этим летом численность охотоморской кеты составила 128 млн экземпляров, биомасса – 135 тыс. тонн. В период с 2010 по 2021 годы биомасса кеты составляла от 64 до 145 тыс. тонн.
«В ходе осенних съемок 2021 года было учтено необычайно большое количество сеголеток кеты – 1,2 млрд экземпляров, максимум за весь период наблюдений с 1998 года. Летняя съемка подтверждает высокую численность пополнения. Такой уровень должен обеспечить высокие подходы кеты в бассейн Охотского моря в 2024 и 2025 годы», – говорится в сообщении.
«Рыбный стол» страны
10 тысяч тонн не хватило камчатским рыбакам, чтобы побить собственный же абсолютный рекорд пятилетней давности, когда удалось поймать 500 тысяч тонн. Это второй по значимости результат за всю историю наблюдений. Вообще, последняя пятилетка вся «рекордная»: в 2021 году в невода попало тоже под полмиллиона тонн.
Кстати, в следующем году специалисты ожидают рекордные подходы горбуши, об этом в интервью телеканалу «Губерния» заявил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко. По его словам, если прогнозы оправдаются, то не исключено, что для переработки придется привлекать флот и перерабатывающие мощности из соседних регионов.
«Наверное, нам нужно готовить мощности доя переработки. Когда большие объемы, то, как правило, не готовы перерабатывающие мощности. В особенности по Сахалинскому заливу, по Охотскому району дополнительные силы придется привлекать для переработки», – заявил в интервью Сергей Рябченко.
Рыба в море
На Камчатке, где в этом сезоне добыли больше 80% лососевых от всего улова в дальневосточном бассейне, основу промысла традиционно составила горбуша, всего ее поймали 478 тыс. тонн.
«По предварительным данным этого вида камчатского лосося добыто на треть больше от прогнозируемых показателей. Хорошие показатели путины и по другим видам красной рыбы — нерке, кижучу, кете. Можно с уверенностью сказать, что Камчатка подтвердила звание самого рыбацкого региона — более девяноста процентов дальневосточного улова приходится именно на наш полуостров», — рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
О рекордных уловах говорит и тот факт, что с начала октября больше, чем в два раза вырос объем перевозимой в багаже авиапассажиров икры: только за неделю с Камчатки самолетами вывезли почти пять тонн икры без документов и 5,2 тонны икры промышленного производства.
Довольны рыбалкой и в Сахалинской области.
«В целом результаты вылова тихоокеанских лососей в Сахалинской области за 2023 год демонстрируют рост почти в два раза по сравнению с предыдущим нечетным 2021 годом», - с удовлетворением отметили в областном министерстве по рыболовству.
Справка: из 596 тыс. тонн добытых в дальневосточном бассейне лососей 478 тыс. тонн составила горбуша, 67 тыс. тонн – кета, 37 тыс. тонн – нерка, 13 тыс. тонн – кижуч.
Рыба на столе
Рекордные выловы повлияли и на цену рыбы: сегодня во Владивостоке горбуша оптом продается по 150 рублей за килограмм, летом на той же Камчатке в рамках проекта «Доступная рыба» охлажденная горбуша и вовсе торговалась в магазинах по 50 рублей за кило.
Кстати, несмотря на хороший улов, рыба по-прежнему редко появляется на столах россиян, в том числе, и дальневосточников: по данным ВЦИОМ лишь половина молодых людей едят рыбу хотя бы один раз в месяц, за последние пять лет этот показатель сократился в 2,5 раза. В этой связи минувшим летом губернатор Камчатского края Владимир Солодов предложил вернуть практику «рыбных четвергов».
В преддверии нынешней путины глава Росрыболовства Илья Шестаков, выступая в Совете Федерации, заявил, что в России сложились все предпосылки для того, чтобы увеличить добычу рыбы на один млн тонн. И произойти это может как раз за счет рыбаков Дальнего Востока, на долю которых приходится до 70% общероссийского улова.
«Мы приблизились к объему вылова в пять млн тонн водных биоресурсов, российские рыбаки перешагнули этот порог спустя четверть века и уверено держат планку», – сказал Илья Шестаков.
Рыба в цифрах
Примечательно, что рекордной «красная путина» стала не для всех дальневосточных территорий. Так, на Чукотке поймали лишь 21,4% от плана. Руководитель регионального руководителя департамента сельского хозяйства и продовольствия Сергей Давидюк попытался объяснить это тем, что «вода была холодная».
«Объемы добычи горбуши составил объем, значительно меньший даже для «негорбушового года», а объемы добычи кеты промышленными предприятиями составили всего лишь 1/3 от прогнозируемого объёма. Специалисты ТИНРО предварительными причинами указывают массу холодной воды, спустившейся с Чукотского моря в Берингово море, перегородившее в период подхода горбуши вход в Анадырский залив», – рассказал Сергей Давидюк.
В этой связи новоиспеченный губернатор Владислав Кузнецов дал поручение разработать план прохождения путины в следующем году, чтобы не «проседать» на фоне соседей.
Кстати, эксперты вполне уверенно говорят о том, что следующая «рыбалка» будет такой же перспективной. Точные прогнозы и объемы, разрешенный к вылову, еще предстоит определить ученым.
На момент подготовки материала приказ минсельхоза РФ, который регламентирует предстоящую большую рыбалку, еще не был подписан, но общие его постулаты уже известны, их еще в конце апреля на так называемом «парламентском часе» в краевой Законодательной думе озвучил председатель регионального комитета рыбного хозяйства региона Никита Король.
Главный посыл – в Амуре необходимо срочно восстанавливать естественную популяцию лососевых видов рыб, а для этого необходимо максимально снижать промысловую нагрузку. Если еще пять лет назад в Амуре ловили по 30 тыс. тонн кеты и горбуши, то прогноз на предстоящую путину – 5-6 тыс. тонн.
На всех такого объема не хватит. И тут начинается «дележка». В нынешнем году регуляторы предложили следующую схему:
- полностью запретить летнюю путину. Впрочем, этот запрет сохраняется уже несколько лет, тут ничего нового;
- полностью запретить промышленный лов в лимане Амура (лиман – это отрезок от впадения Амура в Охотское море до условной линии между мысами Пронге и Табах);
- сократить сезон рыбалки, в этом году можно будет вести лов на неделю меньше;
- от Николаевска-на-Амуре вверх по течению можно ловить плавными сетями до села Тыр (впадение реки Амгунь в Амур).
Изначально позиция руководства Хабаровского края была более радикальной – полностью запретить промышленный лов на Амуре, но «наука» не дала. Да и вообще, решения в этом вопросе принимаются коллегиально, нет чьего-то одного мнения. Эту мысль в разговоре с корреспондентом EastRussia неоднократно подчеркнул вице-спикер Законодательной думы Хабаровского края Сергей Зюбр.
- В части полного запрета мы отталкиваемся от «науки» - она проводит мониторинг, даёт экспертное заключение, но наука не рекомендовала полного запрета промысла. Мы же понимаем, что, во-первых, промысел рыбы в Амуре – это «социалка», трудоустройство людей. Ограничить – значит, остановить всех, разрушить. Нельзя идти путем разрушения, необходимо идти путем правильного регулирования, - рассказал Сергей Зюбр.
Заездок в лимане Амура
Фото: Алексей Елаш
По словам Сергея Зюбра, прежде чем принимать решение по промыслу на Амуре, депутаты «погрузились в вопрос»: летали в Николаевск-на-Амуре, смотрели «заездки» (стационарные орудия лова, которые фактически перегораживают путь рыбе - ER), посещали заводы, разговаривали с людьми. Вывод один: необходимо сокращать промысловую нагрузку.
- Правительство Хабаровского края вышло с инициативой ограничения промысла. Он касается ограничения района вылова, ограничения использования орудия лова, в частности, применения плавных сетей, уменьшения длины ставных неводов типа «заездок» с полутора до тысячи метров. И ограничение установки данных основных неводов типа «заездок» ниже Николаевска-на-Амуре, то есть оставить «заездки» только в устьевой широкой части лимана, где они располагаются, - рассказал Сергей Зюбр.
Кстати, за пять лет количество «заездков» сократилось с 70 до 20.
С ограничениями оказались согласны далеко не все. Особенно те, кого они коснулись. К примеру, рыбаки Ульчского района, которым разрешили рыбачить только до села Тыр, просили передвинуть эту линию на 48 километров вверх по течению, чтобы жители села Сусанино тоже могли официально трудиться на путине. Пока такого решения нет, но «все всё понимают».
- Участок там очень «ловчий». Да, не разрешили в этом году ловить. Но мы же понимаем, что там все будут ловить. Получается, никуда промысловая нагрузка не денется, - поделился своим мнением председатель Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов Хабаровского края Максим Бергеля.
По словам Бергели, сокращать, запрещать, сохранять – все это, безусловно, необходимо. Но не за счет одних в угоду другим.
- Кто в лимане рыбачит – у них совсем все грустно, полный запрет. От Николаевска-на-Амуре до Тыра – с ограничениями. А вот у тех, кто рыбачит на отрезке от устья до Николаевска-на-Амуре – именно к ним придет вся рыба, которая должна была быть поймана в лимане. По мерам регулирования у них ничего не изменилось в сравнении с предыдущим годом, даже наоборот – меньше стало проходных дней, - посетовал Максим Бергеля.
«Проходные дни», когда рыбу никто не ловит, давая ей пройти к нерестилищам, по мнению специалистов – самый действенный способ сохранения популяции: чем больше ей дадут подняться вверх по течению и отнереститься, тем больше рыбы вернется в эти места через четыре года. Но вместо этого, по мнению рыбаков, идет подмена понятий: «ищут не где потеряли, а где светло», говорят рыбаки.
- Наука сказала: можно поймать шесть тысяч тонн. И этот объем будет пойман. Но это могли бы сделать, например, 10 предприятий, а поймает лишь пять. Остальные будут сидеть и смотреть, - рассказал Максим Бергеля.
Браконьерство – главный бич любой рыбалки и неизбежное последствие какого-либо запрета. Не работаешь официально на путине – идешь нелегально ловить. И если раньше рыболовецкие предприятия готовы были тратить миллионы на охрану своих участков, то теперь – нет. Прокуратура сказала, что это не их компетенция, да и денег стало кратно меньше. Государство же по определению не в силах контролировать весь Амур – слишком большой бассейн и слишком мало сил.
- Однозначно, необходимо ограничивать промысловую нагрузку на Амур, защищать нерестовые реки, бороться с браконьерами и тогда нагрузка на реку будет регулируемая, понятная для органов исполнительной и законодательной власти, и - самое главное - для людей, - говорит Сергей Зюбр.
Однако, на практике получается, что в борьбе за снижением промысловой нагрузки сам нагрузка никуда не девается: рыбе-то без разницы, где она будет поймана - в «заездке», в браконьерских или промышленных сетях.
По мнению и властей, и рыбопромышленников выход в развитии береговой переработки, причем, глубокой переработки. Это касается и лосося, и белорыбицы.
- Объем производства продукции высокой степени переработки увеличился на 12,6 тыс. тонн и составил 52,1 тыс. тонн, - рассказал Никита Король.
Кстати, предполагаемые запреты могут напрямую отразиться на проекте «Доступная рыба». В прошлом году рыбаки предложили жителям Хабаровского края почти 600 тонн рыбы по сниженной цене. В этом году таких показателей могут не достичь.
Впрочем, окончательная точка в правилах «большой рыбалки» на Амуре еще не поставлена. Да и опыт прошлогодней путины показывает, что все может поменяться по мере того, как пойдет рыба. Или не пойдет.
Будущий макроэкономический ландшафт Дальнего Востока мы можем описать, опираясь на ключевые тенденции и события, которые сейчас отмечаются в макрорегионе. На наших глазах идет масштабная модернизация транспортно-логистической инфраструктуры. Значительные средства направлены на развитие промышленности в ДФО.
Однако в 2030 году добыча полезных ископаемых по-прежнему будет играть ключевую роль в экономике Дальнего Востока. В макрорегионе продолжается реализация крупных нефтегазовых проектов в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области.
Планируется увеличение добычи угля благодаря реализации проектов угледобывающих компаний в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), освоению Зашуланского каменноугольного месторождения в Забайкальском крае, развитию участка Солнцевского буроугольного месторождения в Сахалинской области, а также наращивание добычи угля на действующих месторождениях Республики Бурятия, Хабаровского края, Амурской области и Чукотского автономного округа.
Также прогнозируется рост добычи металлических руд за счет освоения месторождений золота, меди, железных и полиметаллических руд, урана и прочих полезных ископаемых. В частности, в Хабаровском крае готовится ввод в эксплуатацию Малмыжского золото-медно-порфирового месторождения, в Магаданской области реализуются проекты по развитию производственных мощностей на золоторудных месторождениях «Павлик» и «Тэутэджак», в Республике Бурятия заработает ГОК на месторождении полиметаллических руд «Озерное», в Забайкальском крае планируется рост добычи меди за счет освоения Удоканского месторождения, полиметаллических руд Талманского и Нойон-Тологойского месторождений, железной руды на Березовском месторождении, в Чукотском автономном округе перспективы связаны, в первую очередь, с освоением одного из крупнейших в мире золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка».
На наших глазах закладывается фундамент, который обеспечит к 2030 году на 33,4% прироста экономики макрорегиона по базовому сценарию
В обрабатывающих производствах Дальнего Востока драйверами роста выступят оборонное и гражданское машиностроение, где определяющими факторами устойчивой положительной динамики остаются объемы гособоронзаказа, состояние конъюнктуры по основным экспортным позициям и развитие импортозамещения, а также судоремонт, металлургия, химическая промышленность. Достижению цели повышения индустриализации Дальнего Востока способствует реализация широкого перечня инвестиционных проектов по развитию обрабатывающей промышленности макрорегиона.
В производстве химических веществ и химических продуктов к таким проектам относятся строительство АГПЗ и АГХК в Амурской области и НЗМУ, включающего создание заводов по производству метанола и карбамида, в Приморском крае. В Хабаровском крае идет модернизация Хабаровского НПЗ, строительство Тихоокеанского металлургического комбината, создание кластера металлургической переработки золотосодержащих концентратов на базе Амурского и Тихоокеанского ГМК.
В сфере судостроения и судоремонта важнейшим инвестиционным проектом является создание в Приморском крае ССК «Звезда», а также планируется строительство металлургического завода для обеспечения этой судоверфи крупноформатным стальным листом.
Большая часть запроектированных и заложенных судов должна была иметь иностранное оборудование. Поэтому сейчас критически важно перестроить цепочки производства и поставки оборудования на российские предприятия и обеспечить их необходимой финансовой поддержкой, так как такое оборудование и суда не создавались в России с советских времен.
Авиастроительная отрасль ускоренными темпами адаптируется к новым геополитическим условиям. Для создания парка полностью российских гражданских самолётов «Комсомольский-на-Амуре», авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ), начал выпускать комплектующие для пассажирских самолётов МС-21 и SukhoiSuperjetNew. В производственном центре корпорации «Иркут» недавно приступили к сборке первого комплекта дверей для самолёта МС-21. Импортозамещённый российский авиалайнер МС-21 поднимется в небо до конца 2023 года. И в ближайшее время в авиакомпании начнут поступать полностью импортозамещенные серийные самолеты SSJ New с темпом до 20 единиц в год и МС-21 с наращиваем выпуска до 72 единиц в год.
На динамику деревообрабатывающей отрасли будут оказывать влияние конъюнктура внешних рынков сбыта, прежде всего КНР, и переориентация поставок российских лесоперерабочиков из центральной части страны и Сибири в АТР.
Широкие перспективы связываются с дальнейшим развитием рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. В рыболовстве ожидается увеличение объёмов добычи диких водных биоресурсов на 15-18% за счет более полного освоения выделяемых квот и обновления рыбопромыслового флота. В аквакультуре прогнозируется увеличение объёма производства почти в 5 раз за счёт лососёвых (на 100 тыс. тонн в год) и ценных морепродуктов (дальневосточного гребешка, трепанга, морского ежа) – на 160 тыс. тонн в год.
В сфере сельского хозяйства для макрорегиона важно реализовать имеющийся потенциал производства продукции растениеводства. В 2023-2025 гг темпы роста в дальневосточном растениеводстве превысят 10% за счет увеличения посевных площадей и роста урожайности по всем культурам.
Рост урожайности сельскохозяйственных культур будет обеспечен за счет повышения качества почвы и семенного фонда. В данный момент в регионах реализуются проекты по организации глубокой переработки сои. Строятся высокотехнологичные производств по выпуску биологически ценной кормовой продукции на основе зерна, создается инфраструктура для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Транспортно-логистический комплекс является одним из наиболее динамично развивающихся секторов и занимает в структуре экономики Дальнего Востока 2 место после добычи полезных ископаемых. Рост связан с реализацией проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов, автомобильных дорог и мостовых переходов, реализацией проектов по расширению пропускной способности пограничных пунктов пропуска, созданию и развитию логистических мощностей.
Переориентации грузопотоков по железной дороге на «восток» идет с 2021 г.: объемы погрузки угля выросли в 1,5 раза. В I кв. 2023 г. угля погружено на 8,5% больше, чем в I кв. 2022 г. Объёмы перевозки импортных грузов в 2022 г. – 12,3 млн. т (на 36,3% больше 2021 г.).
В 2022 г. объем отправленных контейнеров с ДВЖД превысил 1 млн ДФЭ (+11,6%). 7 129 контейнерных поезда отправлено с ДВЖД в 2022 г. – на 20,6% больше, чем в 2021 г. На 21% и 12% увеличилась среднесуточная выгрузка. В I кв. 2023 г. ДВЖД увеличила грузовые перевозки через международные пограничные переходы с Китаем на 24,6%, перевезено 3,3 млн. т грузов.
Финансирование модернизации Восточного полигона за 5 лет выросло в 10 раз: с 40 млрд руб. в 2019 г. до 400 млрд руб. в 2024. На 2023 г. подтверждено 250 млрд руб. финансирования, за полгода выполнено работ на 87 млрд, что на 30% выше планов. Это больше, чем за весь 2021 г. Всего на второй этап модернизации Восточного полигона (до 2025 г.) запланировано около 1,1 трлн руб. Благодаря масштабной модернизации Восточного полигона к 2027 г. его провозная способность достигнет 197 млн т, к 2030 – 210 млн т, к 2032– 255 млн т.
Особое внимание уделяется развитию портовой инфраструктуры. Так, объем перевалки в контейнерах в морских портах России в 2022 г снизился на 23,4%, а в ДФО вырос на 8,5% до 2 309,2 тыс. ДФЭ – 54% от объемов РФ.
Развитие энергетики связано с реконструкцией и строительством энергетических мощностей для повышения надежности электроснабжения потребителей, включая население, объекты горнодобывающей промышленности (Малмыжский ГОК, месторождения Баимской рудной зоны), БАМа (электрификация железнодорожного пути, строительство тяговых подстанций и контактной сети), туристической инфраструктуры. В том числе в большинстве регионов ДФО планируются мероприятия по развитию сетевого хозяйства, вместе с тем получат развитие проекты с использованием возобновляемых источников электроэнергии.
По итогам 2023 года ожидается рекордные объемы ввода жилья в многоквартирных домах, более 1,8 млн кв. м. Рост торговли со странами АТР и реализация инвестицонных проектов стимулирует рост доходов населения, который будет дополнительно способствовать развитию рынка жилья.
В креативном секторе высоким экономическом потенциалом обладают сферы кино и анимации, а также ювелирного дела. Однако, ужесточение условий ведения и контроля за хозяйственной деятельностью в сфере ювелирного дела, а также повышение налогового бремени в 8 раз (переход с упрощенной на общую систему) могут привести к исчезновению малых предприятий – основы развития отрасли.
Развитие экономики Дальневосточного федерального округа безусловно будет способствовать росту бюджетных доходов и как следствие развитию социальной сферы макрорегиона и росту уровня и качества жизни населения.
По нашим оценкам, в базовом сценарии объем собственных доходов консолидированного бюджета ДФО увеличится на 28,8% в реальном выражении. Диапазон прироста бюджетных доходов может составить от 16% в консервативном сценарии до 38% в оптимистическом.
Рост налоговых поступлений будет положительно влиять на бюджетную обеспеченность регионов, под которой в данном случае понимается подушевой объем бюджетных доходов. Вместе с тем, объем федеральных трансфертов регионам в ближайшие годы может снизиться, в связи с плановым завершением финансирования национальных проектов. С учетом этих обстоятельств, по нашей оценке, в базовом сценарии бюджетная обеспеченность на душу населения в 2030 г. может сохраниться на уровне 2022 года. При этом произойдет рост финансовой самодостаточности региональных бюджетов, так как снижение межбюджетных трансфертов будет компенсировано развитием собственных источников доходов. В консервативном сценарии бюджетная обеспеченность сократится на 8,4%, а в оптимистичном сценарии – увеличится на 3,6%.
Несмотря на положительные оценки роста бюджетных доходов в среднем по ДФО, в ближайшие годы сохранится проблема сильной дифференциации дальневосточных регионов по бюджетной обеспеченности. В ближайшие годы, помимо Сахалинской области, сможет достигнуть «бездотационного» бюджета Амурская область. При положительном развитии ситуации к 2030 году в число таких регионов могли бы также войти Приморский и Хабаровский края. В остальных дальневосточных регионах для достижения финансовой самостоятельности потребуется значительно больше времени.