В Китае впервые запущен грузовой поезд по трансконтинентальному маршруту из города Иу на побережье Восточно-Китайского моря в Мадрид.
По плану состав из 82 платформ, груженных контейнерами, должен добраться до испанской столицы за 21 день. Расстояние от Иу до Мадрида - 13 тыс. км, прибытие поезда на конечный пункт ожидается 8 декабря - сообщают китайские СМИ.
Запуская такой состав, Пекин показывает свои успехи в создании "нового Шелкового пути", о котором китайские власти говорят на протяжении последних лет и куда вкладывают большие деньги. Так, только в 2013 году в специально созданный фонд "Новый Шелковый путь" из бюджета Китая было вложено 40 млрд долл. Причем, как заявил председатель КНР Си Цзиньпин, это лишь первоначальный взнос.
Состав, следующий по маршруту Китай - Казахстан - Россия (он пройдет в том числе и через Московский регион) - Белоруссия - Польша - Германия - Франция - Испания должен продемонстрировать возможности железнодорожного транспорта как альтернативы довольно долгому морскому маршруту. Классический путь контейнеровоза из Шанхая до Гамбурга занимает около 45 дней, то есть вдвое дольше.
Усилия КНР по созданию "нового Шелкового пути", скорее всего, повлекут за собой значительные изменения в логистической отрасли по всей Евразии. В настоящее время китайская сторона активно скупает транспортные и логистические компании в Европе и Азии, создавая заточенную под собственные интересы инфраструктуру.
- Пекин создал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), в который уже внес около 50 млрд долл., - пояснила директор Российского центра исследования АТЭС Наталья Стапран. - Эта структура занимается развитием и укреплением китайского влияния по всей Азии, в том числе и проектом "нового Шелкового пути".
По ее словам, своей активностью Пекин сейчас вытесняет из Азии традиционных доноров - Японию и США, действующих через Азиатский банк развития. При этом КНР пригласила участвовать в АБИИ Монголию, Индию и другие азиатские страны, однако тон там задает именно Китай. Россия пока что не вошла в эту организацию, хотя в Минфине России сейчас рассматривается вопрос о нашем участии там в качестве регионального члена. Параллельно с этим Москва пытается найти способы взаимодействия с КНР в области железнодорожных перевозок в других регионах, в первую очередь в Казахстане.