По итогам прошедшего Российско-Китайского форума в Хабаровске в китайских СМИ вышли публикации, в которых форум был отмечен как значимое событие, укрепляющее двусторонние отношения и способствующее развитию экономического, культурного и научного сотрудничества на Дальнем Востоке России.
Основные темы и акценты:
Синьхуа (新华社)
Ведущее китайское информационное агентство акцентирует внимание на том, что форум в Хабаровске стал важной платформой для углубления стратегического партнерства между Россией и Китаем. Отмечается, что более 3 тысяч участников из обеих стран обсуждали совместное освоение Большого Уссурийского острова, развитие транспортной и промышленной инфраструктуры, а также расширение культурного обмена. Синьхуа подчеркивает подписание 34 соглашений, которые откроют новые возможности для двустороннего сотрудничества.
Жэньминь жибао (人民日报)
Газета выделяет форум как пример успешной реализации инициативы «Пояс и путь» в российско-китайском формате. В публикациях говорится о важности форума для продвижения интеграции экономик и создания новых логистических коридоров на Дальнем Востоке. Особое внимание уделяется роли Хабаровского края как ключевого узла для развития торговых и инвестиционных связей с Китаем.
Глобал таймс (环球时报)
В статьях и аналитических материалах подчеркивается, что форум способствует не только экономическому развитию, но и укреплению доверия между двумя странами. Отмечается, что культурные и спортивные мероприятия форума, включая марафон и гастрофестиваль, способствуют сближению народов и формированию позитивного общественного мнения в Китае о российском Дальнем Востоке.
Синьцзянь жибао (新疆日报)
Региональное издание обращает внимание на участие молодежи и творческих индустрий, подчеркивая, что форум создает условия для обмена опытом и инновациями, а также способствует развитию новых форм сотрудничества в науке и технологиях.
По словам Генерального консула Китая в Хабаровске Цзяна Сяояна, что форум воплощает в жизнь договоренности на высшем уровне и открывает новые горизонты для совместного развития региона.
С 1 апреля 2025 года в Китае вступают в силу обновлённые правила таможенного контроля за ручной кладью и багажом. Согласно документу, опубликованному на официальном сайте Главного таможенного управления КНР, изменения затронут процедуру проверки багажа, меры биобезопасности и требования к коммерческим грузам.
Новый закон заменяет шесть ранее действовавших нормативных актов, разработанных ещё в 1980-х годах. В их числе:
· правила для въезжающих и выезжающих граждан,
· регламент для транзитных пассажиров,
· нормы карантинного контроля.
Теперь все эти аспекты объединены в один документ, что, по мнению властей, упростит понимание требований для путешественников. Однако, вместе с сокращением бюрократических процедур, усиливается контроль на границе.
Вводится понятие «разумного самостоятельного использования» для предметов личного багажа. Однако конкретных критериев в законе нет. Эксперт Научно-образовательного центра прикладного востоковедения Восточного института ДВФУ и региональный представитель информационного агентства «Большая Евразия» Роман Тарантул отмечает: «Данный приказ, как и вся система китайского права, полон довольно размытых формулировок, которые оставляют пространство для принятия решения конкретным исполнителем на местах. Так, например, в законе отсутствуют требования или понятие "разумного личного пользования". Где разумный предел — будет решать конкретный сотрудник конкретного перехода».
Основные изменения касаются безопасности перевозок:
· биоматериалы (вакцины, патогены) теперь подлежат обязательному декларированию, независимо от объёма.
· задержка багажа возможна на срок до 7 дней (или дольше), если таможня выявит потенциальные риски, например, наличие вредителей или инфекций.
· конфискация и уничтожение запрещённых товаров без возможности их возврата.
Расширен перечень грузов, подлежащих обязательному письменному декларированию. Теперь декларация необходима при ввозе и вывозе:
· образцов коммерческой продукции,
· рекламных материалов,
· предметов, требующих лицензий (например, редкие виды флоры и фауны).
Кроме того, изменены сроки оформления раздельного багажа — теперь максимальный срок подачи декларации составляет 6 месяцев.
Параллельно китайские власти делают ставку на технологическое развитие таможенного контроля. Планируется активное внедрение сканеров и систем искусственного интеллекта, электронного декларирования, которое станет доступнее.
Новые правила направлены на сокращение бумажной волокиты, но одновременно усиливают контроль за провозом багажа и товаров. При этом многие из нынешних нововведений просто формально закрепляют уже внедренные китайской стороной стандарты таможенного контроля. Как отмечает президент Дальневосточной ассоциации туризма Ирина Кушнарёва: «В последнее время наблюдается ужесточение контроля со стороны надзорных органов не только России, но и Китая. Конечно, новые меры, принятые китайской таможней, не влекут кардинальных изменений в вопросах пересечения границы, однако вводят ряд новшеств, которые мы будем учитывать».
К участию в Хабаровском турнире по вэйци, учрежденном Генеральным консульством Китайской Народной Республики, зарегистрировались 120 игроков. И если в прошлом году это были дальневосточники и сибиряки, то на этот раз за игровыми столами сидели и гости из Москвы и Подмосковья, причём из числа гроссмейстеров.
Справка
Традиционная китайская настольная игра 围棋 вэйци в России более известна как го. Однако в КНР ревностно относятся к своему названию, не уставая напоминать, что игра зародилась именно в Китае. Вэйци относится к стратегическим, территориальным играм. Пространство, на котором ведется игра представляет собой деревянную или бумажную доску, расчерченную девятнадцатью поперечными и девятнадцатью продольными линиями. Соперники сражаются при помощи 360 белых и черных камней, а основная задача игроков сводится к захвату большей части территории доски.
— У нас есть амбициозная цель сделать этот турнир самым престижным на Дальнем Востоке России, — отметил в своём приветственном обращении Генеральный консул КНР в Хабаровске господин Цзян Сяоян. — Это логично, потому что Хабаровск — самый важный город на Дальнем Востоке России, в том числе и по физкультуре и спорту он всегда занимает лидирующие позиции. Вэйци — это спорт и культура. И этот турнир можно считать важным событием годов российско-китайской культуры, которые сейчас проходят в наших странах.
Среди тех, кто внимал словам Генконсула, в основном подростки: хотя вэйци имеет в России и Советском Союзе достаточно давнюю историю, широкий интерес к этой игре возник сравнительно недавно, и она стала «делом молодых». Примечательно, что самому юному воспитаннику Хабаровской краевой федерации пять лет и он собирался принять участие в нынешнем кубке, но… заболел. А девятилетний воспитанник краевой федерации Святослав Мельников уже имеет в арсенале два серебра всероссийского значения. Одно из них он завоевал на Кубке Посла Китая в Москве в зачете до 9 лет.
— Да и у нас в Хабаровске, и в целом по Дальнему Востоку в вэйци играют, главным образом очень молодые люди, дети, подростки, — рассказала EastRussia Директор Кубка Ольга Гончарова. — И сама Хабаровская федерация молодая – нам 10 лет. Кстати, ещё один интересный факт, на который обратил внимание главный судья турнира: в списке зарегистрированных много одинаковых фамилий. Это потому, что у нас играют семьями!
Что касается взрослых, то во всероссийском рейтинге по состоянию на конец октября лучший игрок представляющий Хабаровск — недавний студент Шэнь Шици: он на 38-ой позиции, на 107-ой строчке господин Генконсул КНР в Хабаровске Цзян Сяоян: правила Российской федерации допускают возможность игрокам выбрать город, за который они выступают. Самый успешный игрок с постоянной пропиской в Хабаровском крае — Сергей Ходжер — 236-ой.
Впрочем, рейтинг и успехи — дело наживное. По словам президента Российской Федерации Го Максима Волкова Хабаровску есть куда расти и все условия для этого сейчас созданы.
— Мы осваиваем очень плотно онлайн-школы, и теперь в общем-то преподавание можно вести, не теряя в качестве, как в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Челябинске, Владивостоке, в том числе и в Хабаровске, — рассказал он в беседе с корреспондентом EastRussia.
Конечно же и сам турнир стал ценным уроком для всех его участников, тем более что в этом году в нём приняли участие топовые игроки. Такие, например, как Тимур Санкин — 39-летний обладатель 6-го дана, занимающий 9-ую строчку в общероссийском рейтинге, двукратный чемпион России, президент Московской федерации, организатор Кубка Посла Китая.
Тимур обучался премудростям вэйци в самом Китае, у местных гроссмейстеров. На первом Кубке Генконсульства КНР в Хабаровске Тимур был главным судьей, но в этот раз решил вступить в интеллектуальную схватку.
— Да, в этом году я за столом. И конкуренты здесь есть, — поделился Тимур перед стартом соревнования. — Приехали серьезные ребята: Деменьшин Рахмат из Подмосковья — у него пятый дан, приехал Шэнь Шици — четвёртый дан, Савва Мезин — пятый дан, это мой ученик из Москвы, он уже не раз меня обыгрывал, в том числе год назад меня обыграл на пол-очка на Кубке Генконсула Иркутска… так что конкуренты есть.
Как раз между фаворитами турнира и разыгралась борьба за призовые места, и результат удивил организаторов: неожиданную игру показал Шэнь Шици. Он одержал верх над Тимуром Санкиным! А затем победил и его ученика Савву Мезина! И если был не проигрыш Рахмату Деменьшину, то… Но сослагательное наклонение уже неуместно. Первое место занял 19-летний Рахмат Деменьшин из Сергиева Посада, серебро у Шень Шици, а Тимур Санкин опередил таки своего ученика, заняв третье место. Савва Мезин стал четвёртым.
— Такие ситуации становятся украшением любого турнира, — комментирует Ольга Гончарова. — Обычно расстановку победителей с высокой долей вероятности можно предсказать заранее, но у нас получилась настоящая интрига. Да, Шень Шици говорил в интервью накануне начала Кубка о том, что надеется победить Тимура Санкина, но сам же и оговаривался, что это маловероятно, и тут такое…
К слову — в мировом ТОП-10 первые семь строчек занимают китайские игроки, ещё трое — выходцы из Южной Кореи. Однако, как подметил господин Цзян Сяоян, всё может измениться.
— В России уже есть очень сильные игроки, и я думаю, что в ближайшее время их мастерство очень быстро повысится. Русский народ очень умный, сколько выдающихся игроков в шахматы имеют российские корни! Поэтому, я думаю, что и в такой интеллектуальной игре как вэйци они покажут всё, на что способны и добьются высочайших результатов, — поделился Генеральный консул КНР в Хабаровске.
19–20 мая 2025 в Хабаровске прошел первый Российско-Китайский форум. Представители бизнеса и власти обсудили перспективы совместного освоения Большого Уссурийского острова и развитие трансграничного сотрудничества.
Справка
Общая площадь Большого Уссурийского острова составляет 254 км2, из которой на долю России приходится 174 км2. Официальное название китайской части — Хэйсяцзы дао (остров Черного медведя). Остров простирается с запада на восток на 38 км, при максимальной ширине- 10 км. В 2004 году РФ и КНР договорились о принципе «Один остров – две страны». В мае 2024 года президент России Владимир Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин подписали Единую концепцию освоения территории.
Старт работ
С конца марта 2025 года на российской части острова Большой Уссурийский началось строительство подъездной дороги к будущему пункту пропуска. Протяженность трассы — 4,15 км. Одновременно ведутся работы по устройству насыпи под будущую пограничную инфраструктуру. Общая площадь — 30 га, высота — от 1 до 6,5 м. Это необходимо для защиты от подтопления.
Приоритет пункту пропуска
Проект строительства автомобильного грузо-пассажирского пункта пропуска включен в список приоритетных. До конца мая 2025 года планируется заключить контракт полного жизненного цикла с подрядчиком. Схемы генплана пункта пропуска уже согласованы с госорганами. Это позволит ускорить реализацию на 6 месяцев.
Расчетная пропускная способность перехода — порядка 1,5 млн человек, 90 тыс. грузовиков (порядка 250 в сутки), 36 тыс. легковых автомобилей и 18 тыс. других транспортных средств в год. Ежегодный грузооборот пункта пропуска оценивается в 1,3 млн тонн
Рекреация, бизнес, туризм
Пилотные проекты на острове будут включать рекреационные зоны, туристическую инфраструктуру и деловые кластеры. Упор — на привлечение частных инвесторов. Планируется создание парка дружбы народов, строительство клубного отеля и яхт-клуба.
На острове появится технопарк площадью 4,2 га. В нем разместятся лаборатории, офисы, коворкинги и производственные площадки. Для запуска проекта будет реконструирован военный городок.
Экологический приоритет
Развитие острова ориентировано на «зеленую повестку». Планируется строительство солнечных и ветряных электростанций, а также резервной линии питания с материка.
Что делается на китайской стороне
На китайской части острова (о. Хэйсяцзыдао) строительные работы для пункта пропуска начались еще в октябре 2024 года. Бюджет КНР превышает российский проект на 2 млрд руб. Ранее на острове соседи уже построили пагоду высотой 81 метр, там создан парк водно-болотистых угодий, который уже принял тысячи посетителей, есть зоопарк с медведями и экспозиция на базе остатков советской пограничной инфраструктуры.
Участие в форуме приняли более трех тысяч человек. Среди них – представители власти, бизнеса, общественных и молодежных организаций. В том числе более 600 участников из Китая. В программу форума вошло более 30 тематических площадок, культурных и спортивных мероприятий.
Подписано 34 соглашения, из них 25 – с представителями иностранных компаний. Общая сумма - более 100 млрд рублей. Среди них как соглашения по развитию острова Большого Уссурийского, так и проекты на материковой части Хабаровского края.
Организатор мероприяти — Правительство Хабаровского края при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Министерства экономического развития России, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», ВЭБ.РФ. Оператор – Фонд Росконгресс.
Развитие Большого Уссурийского острова, разделенного между Россией и Китаем, выходит на новую фазу. На первом Российско-Китайском форуме в Хабаровске обсуждались планы создания здесь уникального формата сотрудничества — от высокотехнологичных производств до туристических кластеров. Однако даже при политической воле двух государств реализация задуманного требует активных решений, новых подходов и баланса между экономикой, интересами бизнеса и экологией.
Совместное развитие Большого Уссурийского острова — тема, которая звучит в российско-китайских переговорах уже не первый год. Но лишь недавно трансформация острова перешла в практическую плоскость — после того как в мае 2024 года президент России Владимир Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин подписали Единую концепцию освоения территории.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, в приветственном слове участникам форума охарактеризовал остров как «уникальную территорию».
«Один остров, два государства — к общей согласованной формуле его развития мы шли 20 лет. Сегодня же уже идет строительство с обеих сторон. Российская часть готовится к запуску нового пограничного пункта пропуска к 2028 году».
Пассажиропоток через новый пункт пропуска может превысить 1,4 млн человек в год, а грузопоток — 1,3 млн тонн. Как отметил министр, экономический эффект возможен только при запуске «нового режима ведения предпринимательской деятельности международными территориями опережающего развития (МТОР). Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении Государственной Думой и должен стать федеральным законом летом этого года».
«Мы также считаем очень перспективным направлением сотрудничество в области науки и технологий. Китайские компании уже проявляют интерес к созданию совместных высокотехнологичных предприятий», — добавил министр.
Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин предложил создать на Большом Уссурийском специальный правовой режим — с акцентом на высокие технологии, интернет-коммерцию, креативные индустрии.
«Это позволит апробировать возможности специального права, валютных и клиринговых расчетов, ускорения регистрации иностранных компаний, одобрения инвестиций. Такой режим предполагает упрощенный формат таможенных процедур и взаимообмен технологиями. Технологиями, которые мы видим возможным реализовывать на нашем совместном острове.
То есть это опытно-конструкторские научные исследовательские работы, которые, я надеюсь, российские и китайские молодые ученые будут совместно реализовывать на острове. Тут же будут организованы сборочные производства. Сначала будут построены индустриальные парки, ориентированные на прикладные задачи. Позднее они смогут эволюционировать в полноценные научные центры», — подчеркнул он.
Кроме того, для поддержки проектов на Большом Уссурийском Дмитрий Демешин предложил создать совместную российско-китайскую инфра-платформу со штаб-квартирой в Хабаровске, чтобы координировать процессы в часовом поясе региона.
Экология, по словам губернатора, должна стать не сдерживающим, а формирующим фактором. Освоение территории призвано стать образцом синергии технологий и природы.
«Сохранение экологической повестки острова стоит в абсолютном приоритете. Производство, которое там появится будет основано на чистых, интеллектуальных технологиях. Индустриальные парки, которые я привел в пример — это опытно-конструкторские работы, новые формы электронных технологий, они никоим образом не противоречат экологической повестке.
Нам не хотелось, чтобы это место — остров Большой Уссурийский — было чисто туристическим. Нам бы хотелось обмениваться и туристической, и культурной, и научной мыслью. А для того, чтобы обмениваться научной мыслью, нам нужны опытные площадки».
Воплощение этих идей потребует создания масштабной инфраструктуры, как на самом острове, так и на «материковой» части Хабаровска. На Большом Уссурийском появится парк Дружбы, патриотический парк «Общая победа». Краевому центру нужны 4- и 5-звездочные гостиницы. В планах также объединенная набережная длинной почти 10 км, деловой центр «Хабаровск-Сити».
Цзян Сяоян, Генеральный консул КНР в Хабаровске, выступил подчеркнуто дипломатично:
«Под стратегическим руководством председателя Си Цзиньпина и президента Путина российско-китайские отношения переживают лучший период за всю историю. Большой Уссурийский может стать модельной территорией взаимодействия в новой эпохе».
Консул отметил, что власти китайских провинций, граничащих с Россией, поддерживают проекты развития на острове.
«Один остров, две страны — это спящий красавец. Пора проснуться. Я полностью поддерживаю оценку губернатора Дмитрия Демешина о том, что этот триггерный проект существенно усилит динамику партнерства Хабаровского края и в целом России с Китаем. Это безусловно создает новые возможности для бизнеса и торговли. Будучи Генеральным консулом КНР в Хабаровске, считаю своей важнейшей экономической задачей приложить все усилия для скорейшего открытия пунктов пропуска на нашем общем острове».
Это мнение разделяет и Чжоу Лицюнь, председатель Союза китайских предпринимателей в России. По его словам, остров может стать витриной российско-китайского партнерства, но для этого необходимо исключить барьеры, которые тормозят инвестиции, — в первую очередь юридические и финансовые. Чжоу Лицюнь сослался на опыт 20 крупных китайских компаний, ведущих бизнес в России.
«Они обозначили ряд проблем: первое — это, конечно, огромные проценты на кредиты в банках. Ставки рефинансирования тоже очень высокие, 25−26%. Эти цифры для нас, конечно же, очень неудобны. Второе — это утверждение процедур и сертификация. Сейчас приходя предприятия, которые хотят производить, например, автозапчасти, но у них большие трудности с сертификацией. Это сдерживает наше торговое сотрудничество. Третье — это управление: китайским специалистам, которым нужно приезжать в Россию для работы, испытывают сложности с получением трудовых карт, с разрешением на работу в России. Поэтому мы предлагаем, чтобы наши правительства прилагали больше усилий, устраняя эти препятствия, обеспечивая более благоприятные условия для предпринимателей», — указал Чжоу Лицюнь.
Дмитрий Вахруков, заместитель министра экономического развития России, отметил, что проведение форума, посвященного развитию Большого Уссурийского острова, — важный шаг к укреплению сотрудничества с Китаем. Здесь пересекаются экономические и территориальные интересы двух стран, и Хабаровск стал точкой их практического объединения. Поддержка на уровне лидеров государств придает дополнительный импульс развитию двусторонних инициатив.
По словам замминистра, Китай остается ключевым партнером России на внешнеэкономической арене. По итогам 2024 года объем взаимной торговли достиг рекордных $240 млрд. Цель — увеличить этот показатель до $300 млрд к 2030 году. Это достижимо даже с учетом сохраняющихся ограничений, если выстроить устойчивые каналы взаиморасчетов и движения капитала.
8 мая 2025 года подписано обновленное межправительственное соглашение о поощрении и защите капиталовложений между Россией и КНР. Документ закрепляет новые стандарты защиты инвесторов и реализации совместных проектов. При этом в портфеле российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству уже 86 проектов на сумму более $200 млрд. В их числе — строительство «зернового коридора», газохимического комплекса, объектов по переработке попутного газа.
Отдельного внимания заслуживает туризм. Он не только усиливает гуманитарные связи, но и имеет выраженное экономическое измерение — стимулирует развитие транспортной и туристической инфраструктуры. Большой Уссурийский имеет все шансы стать образцом взаимодействия в туризме между Россией и Китаем.
По мнению Дмитрия Вахрукова, исходя из территорий и возможностей, которые открывает Дальний Восток для путешествий, его доля в общем туристическом потоке страны пока не соответствует его возможностям. Она составляет более 5 процентов, хотя по темпам роста макрорегион находится в лидерах.
В прошлом году, количество туристов, которые посетили Дальний Восток, выросло на 17 процентов и это выше, чем в среднем по стране.
«Это говорит о том, что потенциал начинает раскрываться, начинает реализовываться. Что касается Хабаровского края, то действительно, если говорить про полтора миллиона туристов к 2030 году, это удвоение. Но мне кажется, что это не вполне амбициозная цель для Хабаровского края, с учетом того объема инфраструктурных проектов, которые планируются к реализации. Уже строятся гостиницы, запланировано много нового строительства, которое мы будем поддерживать.
Подводя итоги, можно выделить три стратегических направления сотрудничества: формирование устойчивой инвестиционной среды, развитие межрегиональных связей и поддержка точечных отраслевых проектов в рамках российско-китайской комиссии. Чем активнее работают регионы, тем выше отдача от партнерства», — резюмировал Дмитрий Вахруков.
Сквозной посыл форума: Большой Уссурийский остров — это не просто территория. Это тест на зрелость российско-китайского сотрудничества. Амбициозный проект может и должен задать новую, образцовую модель трансграничного развития. Как она будет реализовываться — будет видно к следующему форуму: все основания для его проведения есть.
Сегодня при запросе «автотуры в Китай» почти все ссылки в интернете посвящены желающим купить китайский автомобиль. Однако путешественников сильно интересует другой вопрос – можно ли уже совершить самостоятельную поездку из России в Китай на своей машине. Корреспондент издания EAST RUSSIA исследовал вопрос.
Хорошие новости – это возможно, плохие – пока это возможно только в теории. Тому есть две причины: отсутствует соответствующее межправительственное соглашение и 90% российских автомобильных пунктов пропуска не готовы принимать легковые автомобили для пересечения границы с Китаем.
С Китайской Народной Республикой граничат пять субъектов Российской Федерации: Приморский край, Хабаровский и Забайкальский края, Амурская область и ЕАО. Однако, по информации Дальневосточного таможенного управления легковые автомобили могут наземным путем пересекать границу с Китаем лишь через пункты пропуска в Читинской и Амурской областях.
«До пандемии действовало межправительственное соглашение, которое позволяло осуществлять трансграничные поездки физическим лицам. Группа туристов подавала список, на границе оформлялся въезд в Китай в рамках безвизового режима и временный ввоз автомобиля через международные пункты автомобильного пропуска (МАПП) Соловьевск и Забайкальск. Но сегодня туристы могут достаточно просто ездить на своем автомобиле только в Монгольскую республику», – сообщили EastRussia в пресс-службе управления Читинской таможни.
Подобные межправительственные договоренности между Россией и Китаем пока не достигнуты. Как стало известно ранее изданию Федерал Пресс, МИД России направил китайской стороне проект дополнительного соглашения, которое разрешит физическим лицам проезжать через пункты пропуска в Приморье на личных легковых автомобилях вместимостью до 8 человек. Документ на рассмотрении.
А пока все на уровне взаимных автопробегов, в ходе которых профильные ведомства приграничных территорий стараются заново изучить все нюансы организации самостоятельных автопутешествий.
1 мая 2024 года впервые в послепандемийное время был совершен автопробег китайских машин через Суйфэньхэ (МАПП Пограничный) из таких провинций, как Шаньдун, Внутренняя Монголия, Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян. Автопробег длился 5 дней и дал свои плоды: уже сегодня во Владивостоке можно очень часто встретить китайских граждан за рулем своих автомобилей, вероятно не в рамках автопробегов. Тем временем китайская туристическая фирма «Кайсян» (г. Суйфэньхэ) планирует организовать еще 9 автопробегов в ближайшее время.
30 апреля 2025 года встречный международный автопробег совершила российская делегация в составе 10 автомобилей. За четыре дня российские автотуристы на собственных автомобилях посетили Суйфэньхэ и Муданьцзян и оценили качество дорог провинции Хэйлунцзян, сообщается в ТГ-канале Visit China. С российской стороны организатором выступила турфирма «Приморавтотранс-тур».
«На данный момент автомобильные поездки возможны только в формате организованного автопробега в составе согласованной делегации. Необходимо собрать большой пакет документов, получить согласование с китайской и российской стороны, согласовать маршрут. Других вариантов путешествовать в Китай на своем автомобиле нет», – рассказал представитель компании «Приморавтотранс-тур».
При этом практикуется еще один любопытный способ, о котором говорят разные источники. Если вкратце, то пока организованная туристическая группа пересекает границу на автобусе, путешествуя в рамках безвизового режима, параллельно границу переходит автовоз, на котором границу пересекают те самые легковые автомобили туристов, на законном основании – таможенной декларации о временном ввозе. Турист приезжает в Китай, при поддержке турфирмы получает временные водительские права китайского образца и временную регистрацию автомобиля, получает номерной знак и может сесть за руль. Говорят, такой способ работает в разных регионах ДФО, но официально его рекомендовать не можем.
Итак, если мы хотим путешествовать по Китаю, то на правительственном уровне необходимо решение двух основных вопросов: межправительственное соглашение по регулированию трансграничных путешествий между Россией и Китаем, а также готовность автомобильных пунктов пропуска принимать автомобильных туристов. Известно, что в Приморье по крайней мере по последнему пункту работа ведется: к концу 2025 года должна завершиться реконструкция МАПП «Пограничный», МАПП «Краскино», МАПП «Турий рог».
А пока обычному русскому туристу можно попробовать взять автомобиль в Китае в аренду. Но для этого предстоит решить очередную задачу: оформить китайское водительское удостоверение в местном ГАИ.
В Китае ни российское водительское удостоверение (ВУ), ни даже международное (МВУ) не имеют юридической силы. Несмотря на то, что Китай подписал Венскую конвенцию, согласно которой страны унифицируют свои ПДД, в Поднебесной не так просто соблюдать дорожные правила: требуется пройти специальный инструктаж или даже экзамен для получения временного водительского удостоверения.
В апреле этого года стало известно, что Минтранс и МВД России обсуждают с китайскими властями взаимное признание водительских прав для индивидуальных поездок граждан на легковых автомобилях, но пока все иностранцы оформляют временные водительские удостоверения.
По отзывам многих русских экспатов в Китае, иностранцы делают это в Китае повсеместно. В Пекине оформить временное ВУ можно в международном аэропорту Дасин. Время оформления займет 30 минут. Такой документ даст право управления только арендованным авто. Иностранцы, в том числе русские, достаточно просто получают водительские документы в Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжене.
Для путешественников в приграничные территории мы оставили ссылки на адреса местных ГАИ в городах Суйфэньхэ (найти на карте) и Хэйхэ (найти на карте). Для того, чтобы найти такое место в другом китайском городе, можно показать водителю такси 车辆管理所. Как правило, оформление занимает пару часов.
Временное водительское удостоверение оформляется либо на 3, либо на 12 месяцев, потому коридор действия визы должен быть соответствующим. Однако сами туристы говорят, что в приграничных территориях китайские турфирмы оформляют временные водительские удостоверения на 7 дней за 15 юаней — для туристов, которые приехали в рамках безвизового режима.
При подаче заявления в китайское ГАИ при себе нужно иметь российское водительское удостоверение категории «В» и загранпаспорт, а также копии этих документов в двух экземплярах. Фотографии так же, как и медицинский досмотр делают в ГАИ. В некоторых местах медосмотр требуется только людям старше 70 лет.
Также в ГАИ необходимо будет предоставить перевод этих документов, нотариально заверенный в Китае или перевод с апостилем (последний можно сделать в России, он действует за границей, стоимость его выше, чем обычного нотариально заверенного перевода). Если вы заверяете перевод в Китае, нужно найти нотариальные бюро公证处, которые есть в любом китайском городе. В среднем заявление рассматривается от 3 до 6 дней. Потребуется также оплатить пошлину.
В городах Суйфэньхэ и Хэйхэ есть например частное бюро EGONGZHENG, где заявление можно подать онлайн через сайт. Физически они находятся по адресу в г. Хэйхэ 黑河市爱辉区魁星路391号 и в г. Суйфэньхэ 黑龙江省绥芬河市行政服务中心二楼大厅 (рабочее время с понедельника по пятницу с 8:30 до 11:30 и с 13:30 до 17:00).
Также в г. Суйфэньхэ по адресу 绥芬河市北山新区中福街38号(行政服务中心406室) находится нотариальное бюро, подведомственное государству.
Арендовать машину в Китае за наличные средства можно. Однако для удобства пребывания в Поднебесной лучше оформить банковскую карту. Так как российские карты в Китае не действуют, можно оформить международную карту банков стран СНГ (сегодня эту услугу может оказать, например, Газпромбанк или частные посредники). Эмпирическим путем доказано, что есть возможность оформить карту в китайском банке. В некоторых случаях могут потребовать основание для открытия счет, например, рабочую/учебную визу или адрес временной регистрации, но зачастую этого не происходит. Чаще весомым аргументом может стать желание привязать карту к приложениям WeChat и AliPay – сегодня именно так оплачивает все товары и услуги весь Китай.
Заявление на открытие счета заполняется в банке на месте. Вам понадобится загранпаспорт с визой, наличные деньги, чтобы внести первый депозит на счет (в некоторых банках требуется минимальный депозит), китайский номер телефона.
В Китае три основных мобильных оператора: China Mobile (中国移动), China Unicom (中国联通), China Telecom (中国电信). Офисы продаж обычно легко найти по крупным вывескам. На месте вам предложат выбрать подходящий тариф в зависимости от того, что вам важнее: звонки или интернет. Китайский телефонный номер позволит вам всегда иметь доступ в Интернет (для использования многих привычных приложений вам понадобиться заранее скачать на телефон VPN), а также на него оформляется банковская карта в китайском банке.
Безусловно, нужно ответственно отнестись к вопросу вождения в Китае и изучить правила дорожного движения. В Китае сильно развита система видеонаблюдения, потому за рулем вы будете нести полную ответственность как водитель. Для проверки своих знаний можно скачать приложение Driving in China или пройти тестирование на сайте (такие вопросы могут встретиться на китайском экзамене по вождению).
С временными китайскими водительскими правами беспрепятственно можно арендовать машину в любом городе. Для аренды нужно иметь при себе загранпаспорт с визой и в качестве депозита оставить данные своей банковской (кредитной) карты. Депозит часто начинается с 500 юаней. При аренде автомобиля рекомендуется на месте приобрести полную страховку ответственности, включая страхование ответственности третьих лиц.
К слову, для водителей в Китае действует приложение, где вы сможете пользоваться услугами дорожной полиции. Приложение «交管12123» подходит, чтобы просматривать штрафы и, что важно оплачивать их онлайн, а также арендовать автомобиль, оформить заявку на замену водительского удостоверения, получить бонусные баллы и так далее. Но оно только на китайском языке, потому здесь предстоит заручиться поддержкой переводчика.
Любое путешествие – это всегда маленькое исследование, потому отправляясь в путешествие, будь то приграничные территории или крупные города, можно заодно взять с собой водительское удостоверение и поставить перед собой цель исследовать этот вопрос самостоятельно. Тем более, если для туризма вы выбрали такую дружелюбную для российского туриста страну, как Китай.
Мишань — небольшой китайский город недалеко от российско-китайской границы. Здесь нет толп туристов и суеты мегаполисов, зато есть уютные улицы, ароматная уличная еда, бодрящие спа, вежливые продавцы и местное вино, которое не покидает пределы провинции. Город живет своим размеренным ритмом и предлагает редкий для приграничного Китая опыт — путешествие с акцентом на атмосферу, а не на суету.
Мишань маленький. Различные источники дают настолько непохожие данные о численности его населения (от десяти тысяч человек в 2010 году до почти 340 тысяч в позапрошлом), что остается вывести некое среднеарифметическое, забыть о цифрах и просто получать удовольствие. Мишань милый. По всем критериям это идеальный город для приграничного туризма – с национальным колоритом, вкусной едой, приятными покупками, отличными спа и очень гостеприимными местными жителями.
Для групповых туров из России Мишань открылся в 2017 году. Он избежал наплыва тех наших соотечественников, что ехали в ближний Китай, который для дальневосточников «не заграница», накачаться спиртным как не в себя, и начинали пить еще в пути. Мимо него прошло и время высокой покупательной способности рубля, когда все те же одиозные персонажи вели себя в приграничье словно интервенты. Такие застрявшие в начале 2000-ых типы встречаются и сейчас, но практически всегда получают окорот от своих же в группе. Времена изменились.
Такого понятия, как «кирпичи» (или, в другом варианте дальневосточного сленга, «помогаи») в Мишане тоже не существует. Вообще. Нет ни спроса, ни предложения. Путевки недороги, а рынки и магазины ориентированы сугубо на местного покупателя. Нет зазывал, приставал, вывески на русском идут дубляжом. Причем по большей части как для своих, информативные – про то, какие есть акции и скидки, про гололед и часы работы. Мишаньцы относятся к приезжим из РФ по-добрососедски, и число туристических групп постоянно растет, особенно в последние месяцы. В 2024-м пассажиропоток через погранпереход превысил 100 тысяч человек — рекорд.
Сейчас Мишань стабильно каждую неделю принимает как минимум три-четыре туристических группы из Владивостока, Уссурийска и приморского села Камень-Рыболов. Выезд по субботам – на три дня, по вторникам и пятницам – на четыре. Две владивостокские турфирмы – «Уссури-Трэвел» и «ВДКтур» подхватывают на ж-д вокзале Уссурийска хабаровчан и комсомольчан. Впрочем, ехать на три дня – это, как говорится, ни о чем – в дни приезда и отъезда львиная доля времени уйдет на дорогу. Бывает, что, выезжая на рассвете, в Мишань приезжают днем, а бывало, и вечером.
— Давайте считать. В 7 утра выезд из Владивостока, далее Уссурийск и прямая дорога до Турьего Рога — это четыре с половиной часа, ну, плюс-минус, это зависит от мастерства водителя и состояния дороги, — пишет в одной из интернет-групп, посвященных Мишаню, пользователь под ником Кот Кеша. - На границе вы будете в 11-11.30 по российскому времени, по китайскому это 9-9.30 — начало работы их пункта пропуска. На нашей границе автобусы начинают запускать в 11.
Туристические автобусы проходят границу в порядке живой очереди, пропуская перемещающиеся строго по расписанию рейсовые, большей частью примавтодоровские, или транспорт с детскими танцевальными коллективами. Каждый проходит границу примерно час. В идеале. В реальности – как повезет. Всегда может возникнуть что-нибудь непредвиденное типа засунутого не туда паспорта (ищет один, ждет вся группа, а ее – все остальные), а там и обеденный перерыв на таможне. Совет один – накачать фильмов, запастись вкусным и терпеть.
И это стоит того! В Мишане особая атмосфера. Лучше всего ее отражает информационный стенд на трех языках на одной из центральных улиц: «Мишань – город китайского очарования». Провинциальный, северный, сравнительно молодой. Здесь нет достопримечательностей с тысячелетней историей, зато есть уникальный объект индустриального туризма — винный завод. В Мишане выращивают самый северный в Китае виноград и делают уникальный местный айсвайн — десертное вино из подмороженного винограда. Ничуть не хуже, чем в Германии или Канаде.
— Наша компания занимается производством не только десертного и сухого вина, но еще водки, настойки, коньяка, чая, – рассказывает руководитель ООО «Сенхай» Ван Вэнь Хуэй, выбравший для общения с российскими туристами имя Петя. – Наш завод – полного цикла. Мы сами выращиваем и виноград, и травы, которые добавляем в настойку, сами собираем, сами перерабатываем, сами выдерживаем, перерабатываем и сами продаем. Ледяное вино делаем белое, красное и с травами, виноград для него снимаем в конце ноября – начале декабря, в первое достаточно холодное утро.
Такого вина в мире мало – сбор винограда, говорят знатоки, возможен только в течение нескольких часов. Мишаньское (очень достойное) вообще не продается за пределами Китая, причем разбирается по предварительным заказам еще собственно в провинции Хэйлунцзян. Роста объемов айсвайна тут не планируют – делают только для своих. На заводе после дегустации с пустыми руками не уходит никто. Бутылка белого айсвайна в подарочной упаковке там стоит 100 юаней, в одном из городских магазинов – столько же, в остальных чуть дороже, и дальше наценки только растут.
Монетизация экскурсий – дело святое. Турист по определению человек, готовый покупать. Но только в том случае, если не чувствует себя обманутым в ожиданиях и получает такие впечатления, о которых хочется сохранить память. В приграничном Китае с этим, как говорится, не очень. И дело даже не в том, что объекты показа нехороши, тут как раз все в порядке. Беда в экскурсоводах, вернее, в переводчиках. Российские руководители групп китайского практически не знают, и экскурсий не ведут.
Мишаньские же представители принимающей стороны хотя и упорно трудятся над великим и могучим, пока не так владеют им так, чтобы экскурсии можно было назвать полноценными.
Посещение винзавода же не оставляет россиян равнодушными благодаря знаниям и харизме Ван Вэнь Хуэя. Петя превосходно говорит по-русски и высокопрофессионален. Он улыбчив, приветлив, увлечен виноделием и откровенно гордится своим предприятием. Кстати, до пандемии винные туры были еще интереснее. Многие дальневосточники, оценившие и полюбившие Мишань, хотели бы повторения программы.
— Раньше экскурсии была продолжительной, почти на весь день, потому что кроме завода мы выезжали и на виноградники, и на плантации по выращиванию лекарственных трав, которые добавляются в вино и настойки, — вспоминает 26-летняя путешественница из Владивостока Оксана. – Иногда удавалось попасть на сбор винограда и даже в нем поучаствовать. Получали тогда огромное удовольствие. Петя говорит, он рад будет возобновить эти поездки, если туркомпании обратятся к нему с такой просьбой.
Пока же экскурсионный пакет Мишаня, как бы это помягче сказать, своеобразен. Китайская сторона, естественно, хочет заработать. И прикладывает для этого множество усилий.
— Мишаньские туры короткие. Для трехдневных поездок, особенно если путевка куплена летом как подарок ребенку, можно потратить день на выезд в аквапарк, — советует перворазникам опытная Оксана. — Обзорную экскурсию по городу лучше устроить себе самостоятельно, и лучше не в первый вечер, и, может быть, даже не в первый приезд. В маленьком Мишане легко ориентироваться, поездка в городских автобусах стоит всего юань (наменяйте заранее, сдачи не дают), такси по городу - шесть.
Потеряться невозможно. Для вящей гарантии хорошо взять в гостинице визитку и показать ее таксисту или просто прохожему. Помогут. Мишаньцы до сих пор фотографируются на улицах с россиянами, в супермаркетах подсказывают, какой товар лучше, вовлекают в танцы и тренировки. А у продавцов и большинства молодежи в телефонах установлены русско-китайские программы-переводчики. Но время экскурсий наступает у туристов только после главного.
Еда в Мишане вкусная. И ее много. Разной. И дорогая она только в паре туристических точек питания, которые, взяв на вооружение опыт Суйфэньхэ, готовят нечто псевдокитайское под российские пищевые привычки. Ну и русские блюда тоже. Многим, кстати, удобно, особенно если нужно накормить детей. Но самое лучшее – поступить, как советуют все путеводители, и ходить в заведения для местных. Они повсюду. А в центре параллельно главной торговой улице идет так называемая «улица еды».
— Вариантов просто бесчисленное количество. Местная кухня отличается от традиционной северной, привычные нам блюда имеют душевный домашний оттенок, - продолжает Оксана. – В мишаньском списке «must eat» с народными ценами – малатан и пельмени, здесь популярна сетка «Танцующий пельмень». Стоит поесть в мусульманской лапшичной. А десерты изумительны практически в любой кондитерской. В последние годы здесь торты и пирожные стали не только шикарны на вид, но и прекрасны на наш европейский вкус.
Для отдыха наиболее популярны два варианта — демократичная сауна «19 юаней» (это начальная цена за вход, остальные расходы пишутся на браслет) и новенький водный дворец в гостинице «Ханка». И, наконец, покупки. В городе китайского очарования есть какое-то количество брендовых точек (дорого, бывают скидки), однако основная торговля идет за счет государственных (тут их называют социальные) магазинов с низкими ценами, скидками и лотереями. Частники везут вещи в основном из Кореи, причем в единичных экземплярах, что гарантирует покупателям неповторимый аутфит.
Те, кто бывает в Мишане часто, говорят в один голос – вот ничего не планировали приобретать, только отдохнуть, а набрали всякого нужного столько, что пришлось покупать сумки и всерьез опасаться перевеса. Как выбрать это самое нужное в мире иероглифов? Нужно знать, куда пойти и что купить. В этом очень помогает чат «Мишань в моем сердце», в вольном переводе «Мишань, во ай ни – я тебя люблю». Его в ноябре 2023 года создала 28-летняя Марина Котова из Владивостока.
— Назвала я его «Мишань в моем сердце». Об этом городе очень мало информации, а я ей обладаю, потому что очень давно и очень часто туда езжу, решила поделиться с другими людьми. Подписчиков на тот момент было немного, 50 или 100 человек, — вспоминает Марина. — Сейчас уже более шести тысяч. Так получилось, что канал стал очень живым — благодаря подписчикам. То есть они очень хорошие люди, очень деятельные люди. Они часто помогают друг другу, даже без помощи модератора.
Этот канал и связанные с ним («Цзиси в моем сердце», «Марина в Мишане») отвечают на вопросы новичков, отчитываются о проверенных местах, дают обзоры товаров, рассказывают об удачных и неудачных покупках. Там даже есть игра, помогающая лучше узнать город и наладить общение с горожанами. Марина Котова говорит, много думала, как сделать так, чтобы китайцы и русские друг с другом взаимодействовали. И в первый раз оставила для подписчиков10 юаней в фудкорте в подземной галерее у Ли Син, одной из поваров-продавщиц.
Чтобы их получить, нужно было по видеоинструкции первым прийти к Ли Син и сказать: «Мишань, во ай ни». Потом оставляла 10 юаней в других кафе, прятала в парках, у памятников, в храме. Сейчас готовит подписчикам новый сюрприз, какой — пока секрет.
Места, которые вам понравятся
От Марины Котовой - любознательным путешественникам
Прогулка по городу
Если именно ходить пешком, можно много чего увидеть. Практически шаговой доступности от центра есть площадь «12 арок». Мишань тоже очень интересен, можно погулять, зайти в любые проулки, архитектура очень разная, даже некоторые рядом стоящие дома друг на друга не похожи.
Медовая гора
Она находится в пригороде Мишаня, ехать примерно минут 30-40. Подниматься вверх два часа, и на вершине ты ощущаешь очень большой прилив эмоций и видишь просто нереальные красоты. Открывается вид на озеро Ханка вдали. Рядом ветряки, которые всегда видно, когда мы едем на автобусе в сторону Мишаня. Гора прямо над ними. Пагода, ради вида на которую, кстати, все туда и идут.
Парк лотосов
По-китайски называется парк Хэся. Интересная архитектура у него. Его можно посетить и летом, и зимой. Летом можно увидеть озеро, различные скульптуры по периметру парка. Там можно посидеть на лавочках, подышать свежим воздухом, покататься на катамаранах. Зимой — прокат коньков, тюбинговая трасса – место, где хорошо провести время и отдохнуть.
Парк каллиграфии
В основном здесь стоит побывать в летнее время и в начале осени. При входе — озеро с лотосами. Есть очень красивые прогулочные площадки, этническая атмосфера. Галереи с каменными досками, с каллиграфией — более 2000 работ известных мастеров Китая. Есть галерея, которая похожа на лабиринт. там очень живописно, можно даже просто приехать устроить фотосессию.
Буддийский храм Хунфа
Это место посещают все туристы. Храм на самом деле не очень большой, по сравнению с теми, что в других приграничных городах, но в нем чувствуется умиротворение и спокойствие.
Рядом с храмом находится музей Северо-Восточной авиационной школы. На улице находятся самолеты разных моделей и военная российская техника. Внутри (вход свободный) находятся различные артефакты, относящиеся к обучению военных летчиков.
Там рассказывается об их достижениях, об их наградах, о том, как они воевали.
Ну и вообще много полезной исторической информации.
Озеро Ханка
Многие китайцы приезжают в Мишань для того, чтобы увидеть Ханку. И я считаю, что русским туристам тоже стоит сделать это именно с китайской стороны. Там расположена большая видовая площадка, ее можно посетить только в летнее время. Но вид открывается очень хороший, атмосферный. Очень красивые фотографии получаются.
Плюс практически рядом располагается Музей озера Синкай (это китайское название озера Ханка). В этом музее очень много информации о быте людей, которые населяли этот район, о растительности, которая там была раньше и теперь, птицах, рыбах, животных. Все наглядно, есть интерактивные элементы.
Еще советую посетить аквакультурную ферму. Тоже очень классно сделаны площадка, парк, прогулочные зоны.