В Байкальске Иркутской области новый резидент ОЭЗ «Ворота Байкала» построит гостиничный комплекс из 15 апартаментов повышенной комфортности. Объем инвестиций в его создание составит 230 млн рублей.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства Приангарья, резидент особой экономической зоны компания «Эдельвейс» планирует завершить строительство за три года. Все здания будут построены в стиле барнхаус, который отличают минимализм и лаконичность. На территории комплекса также обустроят спа-центр, сквер и автопарковку.
ОЭЗ «Ворота Байкала» находится в Слюдянском районе – это крупнейший туристический кластер Байкала и всей Восточной Сибири, где созданы возможности для инвестиций в развитие горнолыжных и санаторно-лечебных курортов, гостиниц и кемпингов. На площадке ОЭЗ действует нулевая процентная ставка по налогу на имущество и налог на землю. В ОЭЗ работают 17 резидентов с общим объемом инвестиций 17 млрд рублей.
Справка
Mriya Resort & SPA — ведущий мировой курорт премиум-класса, который является драйвером развития индустрии гостеприимства в стране. Курорт стал туристической доминантой России и способствует повышению привлекательности страны как туристического направления на мировой арене. За годы работы Mriya Resort & SPA стал единственным российским курортом, который завоевал более 100 международных и российских наград на ведущих премиях индустрии гостеприимства, в том числе на World Travel Awards. Комплекс включает в себя пятизвездочный отель, 37 вилл, медицинский центр, Институт Активного Долголетия Mriya Life Institute, 24 ресторана и бара с уникальными гастрономическими концепциями, бальнеологический комплекс, высококлассный SPA-центр и собственный пляж. За годы существования курорт стал туристической доминантой Крыма. Основные объекты курорта, такие как Японский сад «Шесть чувств», детский парк аттракционов «Дримвуд» и центр винного туризма WINEPARK, стали самостоятельными туристическими достопримечательностями.
— Абдурахман, расскажите про себя, как вы пришли в гостиничный бизнес?
— Карьеру в индустрии гостеприимства я начал с аквапарка при отеле простым рабочим, так как спасателем меня не взяли. Мои друзья, с которыми мы вместе устраивались на работу, шутили: «Вот, мы спасатели, а ты химию таскаешь». Через три года я стал заместителем директора этого аквапарка, а человек, который отказал мне в работе спасателем и друзья стали моими подчиненными. В Mriya Resort я пришел на позицию управляющего пляжем. В начале карьеры у меня было 18 человек в подчинении, а сейчас — три тысячи.
— А как вы позиционируете себя, когда, скажем на профильной международной конференции представляетесь человеку, ничего не знающему о вас?
— Я позиционирую себя как человека из гостеприимства, не привязываясь к определенной должности или позиции. Если я знакомлюсь с кем-то не из индустрии гостеприимства, то я ищу возможность коллаборации или взаимодействия. Например, знакомлюсь с людьми, которые занимаются мультимедийным освещением и предлагаю им провести в Mriya Resort фестиваль света. В результате из мероприятия на 40 человек, получается на три тыс. человек. Я стараюсь смотреть на стандартные вещи, нестандартно: на помещение, на людей, на возможности.
— При этом, вы все же добавляете, наверное, что руководите коллективом в три. тыс. человек и оперируете определенным бюджетом. Озвучиваете такие цифры?
– Что ж, для наглядности: когда я пришел в компанию, мой департамент зарабатывал чуть больше одного млн в год. Через пять лет этот департамент — не вся Mriya Resort, заработал 864 млн рублей. До миллиарда чуть-чуть не хватило. Сейчас, конечно, цели уже масштабнее.
— Наверняка приходилось слышать: «Да за ними крупный инвестор стоит! Такая махина, дайте мне эти деньги, и я сам здесь такое наворочу…»
— Это распространенная теория. К нам недавно приезжали коллеги из Владивостока. Они хотели, чтоб мы совместно с ними построили отель и все необходимое для его функционирования, а потом взяли его под управление. Когда мы спросили: «Почему?», они прямо сказали, что у них было четкое понимание: за нами стоит крупный инвестор. Уверяю вас, это не так. Последняя финансовая помощь была в 2015 году, то есть послеинвестиционный период составил год после открытия отеля. С 2016 года мы сами себя содержим в операционном плане, это большая командная работа. Да, безусловно, к нам приезжают сотрудники по путевкам, но финансовой поддержки уже давно нет.
— Но на самой сложной стадии старт был обеспечен?
— Старт, да.
— Получается без такой модели никуда? Особенно на Камчатке, чтобы сделать такой премиальный сегмент, как у вас?
— Тут должен GR Камчатки проявить себя. Должны быть инвестиционно-привлекательные условия для бизнеса. Сегодня в руках Федерального агентства по туризму и министерства экономического развития есть все инструменты для создания инвестиционно-привлекательных условий.
По разным данным, у нас в стране десятки трлн рублей находятся в свободном обороте, а владельцы этих денег не знают, куда их инвестировать внутри страны. Сейчас самое время создавать условия для надежных инвестиций, и кто первый их создаст, тот сильно преуспеет.
Недавно нашу команду пригласили в Благовещенск, в Амурскую область, для создания концепции гостиницы для Роскосмоса. Президент России дал поручение сделать открытым город Циолковский, находящийся рядом с космодромом, а Роскосмос ставит перед собой цель развивать космический туризм.
— Порой, когда туристы начинают поругивать камчатские гостиницы, слышна такая реакция «Вы что приехали здесь в отеле сидеть? Марш на вулканы, вон природа какая!». И делается ценник соответствующий, чтобы в межсезонье можно было ничего не делать.
— Эта проблема не только Камчатки. До сих пор сталкиваемся с тем, что наши граждане хотят заработать здесь и сейчас: в такси, на сдаче в аренду квартиры, готовы даже выселить арендатора, если выросла средняя цена по рынку. Это проблема нашего общества, которую нужно решать воспитанием с раннего возраста.
Еще одна проблема — это хамство. Хамят не только в отелях, это повсеместная проблема. Как только я вышел в аэропорт Камчатки, в мой адрес полицейский начал кричать: «Паспорт, паспорт!». Я открываю паспорт. «Проходи, Россия». А что если нет? После такого отношения, второй раз я не приеду сюда, а хотя мог бы привезти семью. У меня жена и трое детей и, конечно, отдых большой семьей — это большие расходы, которые я оставил бы внутри региона.
Прежде чем добраться до отеля, вы прилетаете в аэропорт, едите в такси, взаимодействуете с множеством людей, но первая точка касания — это как раз аэропорт. Важен комплексный подход к встрече туристов, чтобы они не приобрели негативного опыта. Такие ситуации можно наблюдать во многих регионах страны, которые резко стали туристически привлекательными. Гости сталкиваются с некачественным сервисом, необоснованным повышением цен и другими неприятными ситуациями.
Поэтому, как только у наших граждан появится альтернатива, возможность ездить за границу на отдых, то они ей воспользуются. Они не вернутся туда, где им хамили, как бы красиво там не было. Сейчас нам нужно думать про возвращаемость, как сделать так, чтобы влюбить человека в локацию и сделать его визит, скажем, на Камчатку, в Дагестан, в Крым традиционным. Нужно думать о том, сколько гость привезет денег в бюджет региона за пять-десять лет, а не о моментальной выгоде.
— Но таких вулканов, гейзеров как на Камчатке нет. Как и альтернативы Черному морю для жителей Центральной России. Поэтому и позволяют себе «гостеприимные» предприниматели вольности. Куда, дескать они — наши туристы — денутся??
— Гости найдут куда поехать еще. Вопрос в том, хочет ли предприниматель, чтобы гость приезжал к нему десять лет подряд? Если гость будет каждый год приезжать к горячим источникам, сделает это своей традицией, то и для региона, и для бизнеса это будет выгодно.
Нужно вести просветительскую деятельность среди бизнесменов, это зона ответственности ассоциаций туроператоров, отельеров, профильных министерств, чтобы они задавали общую стратегию. Если государство в лице министерств туризма и подобных структур не будет заниматься развитием регионов, то не будет культуры и просвещения среди представителей туристического бизнеса.
Не нужно стремиться к моментальной выгоде в режиме «здесь и сейчас». Долгосрочные взаимоотношения с гостями выигрывают во всем у краткосрочных. События после 2021 года в туристической сфере запомнились историями, когда арендаторов выселяли из квартир и заселяли туристов, потому что это выгоднее, а также историями о таксистах, необоснованно завышающих цены за поездку. Такие истории были и в Дагестане, и в Сочи, и в Крыму, и даже в Турции.
Mriya Resort придерживается долгоиграющей стратегии, которая всегда окупится.
Я поделюсь с вами одной историей, которая произошла в 2022 году. Люди стали значительно меньше путешествовать и выезжать за пределы своих регионов, вырос спрос на внутренний туризм. Тогда я занимал должность директора департамента рекреаций и тематических парков. В ноябре мы с командой решили сделать посещение Винного парка бесплатным, чтобы повысить интерес жителей и гостей полуострова к крымскому виноделию и познакомить с разнообразием винодельческих хозяйств нашего региона. За один месяц в Винный парк приехало более 47 тыс. человек, в выходные к нам приезжало по пять-шесть тыс. человек! Сейчас это мероприятие трансформировалось в ежегодный фестиваль «Дни российских вин».
Другие виноделы региона последовали нашему примеру и начали на своих площадках проводить подобные мероприятия в декабре. Таким образом, мы можем говорить о том, что мы развиваем регион, задаем тренды и показываем другим бизнесам новые форматы взаимодействия с аудиторией.
— Сейчас вход тоже бесплатный?
— Сейчас мы изменили немного формат и перешли на покупку депозита: гость платит 1,5 тыс. рублей и на них может приобрести экскурсию, дегустацию, просто выпить бокал вина или приобрести другие услуги. Это стимулирует наших гостей открыть для себя новые форматы в рамках посещения Винного парка.
— У камчатских туроператоров возникли опасения — они как могут стараются, создают места размещения, но говорят: «Вот сейчас зайдут крупные инвесторы и заберут наших туристов. Нам не хватит, они будут развиваться, а мы останемся за бортом». Как у вас складываются взаимоотношения с местными коллективными средствами размещения, ресторанами? Ведь к вам поток значительно выше.
— Мы в свое время создали ассоциацию отельеров в Крыму, которая сейчас переросла в ОСИГ. Винный парк мы позиционируем как центр винного туризма, который объединяет все российские винодельни, открыт к сотрудничеству и помощи. Сначала на нас смотрели с опаской, как на крупных конкурентов, но мы относились к этому с пониманием. Потом мы решили реализовать масштабное мероприятие на три тыс. человек и пригласили всех виноделов бесплатно поучаствовать в Салоне вин, где они смогли презентовать свои винодельческие хозяйства широкой аудитории. Тогда они действительно удивились, когда мы дали им возможность продвигать свою продукцию на нашей территории. Такие мероприятия помогли нам сформировать сильное комьюнити виноделов, которые заряжены общей целью. Мы хотим, чтобы, приходя в магазин, люди обращали больше внимания на российское вино, а не на зарубежное. Мы ни с кем не конкурируем и выступаем за развитие региона и отрасли.
Появление больших флагманских объектов, таких как Mriya Resort, полезно как региону, так и бизнесу, потому что это задает высокие стандарты сервиса и повышает туристическую привлекательность региона. То есть, если на Камчатке появится отель уровня четырех звезд, то все остальные будут равняться на него. Если появится «пятерка», весь сервис будет дотягиваться до него: уровнем сервиса, компетентностью персонала, с точки зрения архитектуры и так далее. Поэтому не стоит воспринимать как конкуренцию. Появление крупных инвестпроектов нужно воспринимать как возможности.
Да, есть риск, что управляющая команда такого объекта будет воспринимать всех остальных как конкурентов. К сожалению, у нас в стране такое бывает, когда крупный игрок на рынке стремится поглотить мелкий бизнес. Если это будет так, тогда конечно есть риск. Тут стоит сразу брать вектор на развитие и обучение и не только линейного персонала, но и управляющих команд, которые должны видеть ценность в продвижении и развитии целого региона, а не только своего бизнеса.
— Как и многие другие отрасли, гостиничный бизнес на Камчатке страдает из-за дефицита кадров. Когда недавно эту тему обсуждали резиденты местной ассоциации, большая часть высказалась в пользу решения привозить сюда персонал. Дескать с ними проще работать, им некуда сбежать, у них не болеет бабушка… «Закрыл их на три месяца в отеле, они там и живут. Если вдруг захотели уехать, все, что можно вычесть из зарплаты, и свободен», — как сказал один из отельеров. Какая система мотивации для людей у вас? Чтобы они не только там отрабатывали с вами сезон, но и оставались дальше приводили своих друзей, там приезжали, жили семьями?
— Немного личного: в октябре 2015 года я приехал в Mriya Resort, зашел в лобби отеля и увидел свою будущую жену. Уже семь лет мы в браке и у нас трое детей, и таких историй в Mriya Resort огромное количество. Если говорить о том, чтобы привезти персонал под конкретное мероприятие или сезон, то в короткой перспективе это просто и удобно. Иногда мы пользуемся экстра-стаффом, когда есть недобор, такое бывает, особенно перед сезоном. Мы перекрываем какие-то позиции, привозим на короткий период под контракт, но в долгосрочной перспективе это всегда обходится дороже.
У нас отличная программа лояльности для наших сотрудников: во-первых, качественное бесплатное питание. Я с удовольствием хожу в наш корпоративный ресторан с коллегами. Во-вторых, трансферы: мы возим сотрудников на работу и обратно на комфортных автобусах. В-третьих, мы полностью обеспечиваем жильем линейных сотрудников, предоставляя комфортные номера со всеми удобствами в «Доме мечты», нашей гостинице для персонала. Среднему менеджменту и топ-менеджменту мы компенсируем проживание в ближайших населенных пунктах. Кроме того, мы тратим порядка 15-20 млн рублей в год на обучение сотрудников. Также на все наши медицинские программы сотрудники имеют 40% скидку. Для тех сотрудников, которые хотят изучать английский язык, компания оплачивает 50%. Все это повышает лояльность сотрудников и увеличивает привлекательно курорта как работодателя на рынке труда.
Сейчас мы запустили специальную HR-стратегию, которая увеличивает вовлеченность сотрудников. Персонал обновляется, и нужно эту программу проводить для всех. В долгосрочной перспективе это приносит результаты, потому что можно вырастить сотрудника с линейной позиции до генерального менеджера, и он будет приносить компании больше прибыли, чем сейчас в моменте потратить на экстра-стафф. Поэтому, если хотите сэкономить на персонале здесь и сейчас, да, его можно привезти, но о какой культуре можно говорить, если вы собираетесь «закрывать своих сотрудников в отеле на три месяца»?
— На Камчатке ярко выражена сезонность турпотока, в том числе и из-за удаленности. Гостиницы и рестораны очень болезненно переносят эти перепады потоков. Какие инструменты вы применяете у себя, как справляетесь с сезонностью?
— Мы, как бизнес, с началом пандемии начали активно работать над маркетингом региона вместе с министерством курортов и туризма Республики Крым. У нас есть рабочая группа, в которую входят представители государственных органов и неравнодушные бизнесмены. Мы используем административный ресурс и инструменты маркетинга для создания событийных проектов, которые привлекают на крымский полуостров больше туристов. Некоторые из них стали традиционными, например, «Крымские каникулы», запущенные на базе Mriya Resort. Сейчас «Крымские каникулы» — это десять насыщенных дней в Mriya Resort, которые мы масштабируем на весь Крым. Также мы создали ряд фестивалей: «Фестиваль цветения Сакуры», серия вечеринок Sunset Vibes. В наши планы входит проведение совместно со Сбером «Всекрымского зеленого марафона», до этого мы его проводили только на базе Mriya Resort, а сейчас выходим на целый регион.
На данный момент загрузка номерного фонда в Mriya Resort составляет порядка 93%, то есть мы со своей стороны можем смело говорить о том, что туристический поток в Крым стабильный и данное направление сейчас пользуется высоким спросом. Все это грамотно продуманная долгосрочная маркетинговая стратегия, которая влияет на развитие дестинации региона.
Развитие въездного туризма – одно из стратегических направлений государственной политики РФ. К 2030 году на Дальнем Востоке планируют принимать вдвое больше иностранных туристов – до восьми млн человек. В макрорегионе, утратившем около 80% турпотока во время пандемии, делается большая ставка на привлечение иностранных туристов. В фокусе – близлежащие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Министр экономического развития РФ Максим Решетников считает, что коронавирус, хоть и создал много проблем, но развернул взгляд на сферу туризма внутри страны, заставив переосмыслить собственные возможности и начать их актуализировать. Строятся новые средства размещения разного формата, создаются уникальные точки притяжения для туристов, включая сложные горнолыжные и пляжные курорты.
«Все это должно быть поддержано соответствующей транспортной инфраструктурой. Наша цель – сделать страну комфортной, в первую очередь, для граждан России, но мы всегда рады гостям. Побывав один раз в России, иностранные туристы должны приезжать вновь. Надо устранять проблемы с безналичными платежами – международные платежные системы Visa, Master-card у нас не работают, но можно пользоваться Union pay, китайскими системами, можно открыть счет в российском банке – будет эмитирована виртуальная карта, которой можно пользоваться по приезду как в физическом, так и виртуальном формате», – рассказал Решетников.
Одна из давних проблем в части привлечения иностранных гостей – за границей мало знают о наших достопримечательностях и туристических возможностях. Недостаток продвижения страны на внешних рынках тормозит массовый поток туристов из-за рубежа. В Минэке эту проблему осознали и поставили себе в повестку на 2024 год.
Есть и проблемы со въездом, но они решаются. С 1 августа заработала электронная виза – за август въехало уже 30 тыс. иностранцев (большинство из Китая). Заработали соглашения групповых безвизовых поездок с Ираном и КНР, идет работа по таким же соглашениям с Индией.
«Полную отмену виз уже предложили Кувейту, Бахрейну, Оману, Саудовской Аравии, Малайзии – там, где возможен, в том числе, прирост туристов премиум-класса», – добавил глава Минэкономразвития.
По данным Российского союза туриндустрии, в среднем доход от одного иностранного туриста в России составлял в доковидном 2019 году 318 долларов, что сильно отстает от среднемировых значений (1 270 долларов). В 2019 году наша страна получила от экспорта туруслуг 11 млрд долларов, однако в целом отрасль демонстрирует отрицательный платежный баланс. Россияне потратили на свои поездки в другие страны 264 млрд долларов.
По словам президента Российского союза туриндустрии Ильи Уманского, россияне по тратам в магазинах беспошлинной торговли занимают третье место в мире после США и Китая – и это объясняет, почему наши туристы востребованы во всех странах мира.
«Мы сталкиваемся со значительным отрицательным торговым сальдо по статье “путешествия”. Отрицательное сальдо в туризме является результатом проигранной конкуренции – причем как за иностранного, так и за внутреннего туриста. Мы должны понимать, что мы конкурируем со всем миром. Нам очень нужен платежеспособный турист и для этого надо создавать конкурентноспособный на международном рынке турпродукт. И если он станет привлекательным для международного рынка – мы сразу выиграем конкуренцию и на внутреннем, и удержим значительную часть денег внутри страны и сократим объем импорта», – рассказал Уманский.
Эксперт предупредил, что с волной развития внутреннего туризма есть риск получить ограничение платежеспособного спроса – в будущем российских путешественников получится привлекать только бюджетным предложением, которое не обеспечит конкуренции на выезде и не удержит желающих отправиться за рубеж.
В настоящее врем я активно работает программа модульного отелестроения, а дорогих высококонкурентных отелей в стране всего 500. Количество номерного фонда в РФ сейчас находится на уровне – мы в пятерке ведущих стран. Но о качестве приходится сожалеть, отмечает Уманский.
По словам эксперта, невозможно обеспечить высококлассный отдых и развлечения для россиян в России, если опираться только на внутренний спрос, который очень мал.
«Мы должны ориентироваться на внешний рынок, а это запустит паровозом и внутренний», – резюмирует Илья Уманский.
Крупной дальневосточной дестинацией является Приморский край. По итогам 2022 года регион посетило более трех млн туристов, в этом году ожидается более 3,5 млн гостей. Количество иностранных туристов составило в этом году уже больше 50 тыс. – это китайские граждане.
Пассажирские и грузовые рейсы в Россию выполняются из 31 государства, Россия летает в 24. В начале сентября восстановлено отсутствовавшее 30 лет авиасообщение с Мьянмой, которая стала 38-й страной, с которой Россия возобновила прямые авиарейсы. В октябре будут возобновлены из Новосибирска и Владивостока в Лаос. Идет работа над возобновлением прямого сообщения с Индонезией. В январе 2024 года планируется открыть прямой рейс из Владивостока в Сибу (Филиппины).
Руководитель агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский поделился готовым кейсом для привлечения зарубежных туристов на примере работы с Республикой Корея.
Сначала в регионе определили самую мобильную и платежеспособную аудиторию в Корее – это молодые люди в возрасте 19-25 лет.
«Мы решили идти через лидеров общественного мнения для данной аудитории – прежде всего, мы начали съемки музыкальных видеоклипов, привлекая в популярные места Приморья популярных в Корее исполнителей – все эти локации стали сразу же мелькать в соцсетях корейских туристов. Второе – корейские телешоу очень популярны, и ТИЦ Приморья привозил съемочные группы, беря на себя часть транспортных расходов, таким образом, представители региона оказывались на экране многомиллионной аудитории – поток туристов шел по следам. Также мы для блогеров устраивали фан-туры – их подписчики шли за ними. Когда аудитория там нас узнала, мы перешли к работе напрямую с авиакомпаниями – привезли туркомпании, показали все наши туристические ресурсы и в 2019 году в пик летнего сезона количество рейсов во Владивосток из аэропортов Кореи доходил до десятка в сутки. Также мы использовали круизный туризм как средство продвижения на зарубежных рынках», – рассказал Арсений Крепский.
21-22 февраля в Петропавловске-Камчатском состоялся деловой форум «Дальний Восток – зима открытий», посвящённый развитию индустрии гостеприимства на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации. Одним из спикеров пленарной сессии стал Александр Тертычный - основатель и владелец компании «Антерра», развивающей сеть хилинг-отелей и термальных комплексов Green Flow. После форума предприниматель поделился с East Russia своими впечатлениями от мероприятия, а также рассказал о планах по развитию бизнеса на Дальнем Востоке.
– Александр, добрый день. Как Вам прошедший форум «Дальний Восток – зима открытий»? Кто кому был нужнее – Вы форуму, или форум Вам?
– Добрый день. В первую очередь хочу поблагодарить организаторов за приглашение. Находясь здесь получил много полезных инсайтов и оцениваю мероприятие исключительно с положительной стороны. Камчатский форум нельзя сравнивать с сочинским, владивостокским или петербургским, но для туристической отрасли он крайне полезен. Надеюсь, что и мои выступления на сессии о wellness-туризме и пленарном заседании помогут государству и бизнесу лучше понять пути развития оздоровительного туризма в стране.
Green Flow Sakhalin, вид с высоты птичьего полета
Дабы расширить представительство и географию форума я бы предложил Росконгрессу не ограничиваться официальными мероприятиями, и в будущем организовывать экскурсионную программу для участников. При девятичасовой разнице во времени между Москвой и Камчаткой многие просто не решаются лететь на Дальний Восток на один-два дня. Я часто бываю на Дальнем Востоке и привык к такой смене часовых поясов, а кого-то большая разница во времени заставляет отказаться от краткосрочной поездки на Камчатку. Думаю, это не только увеличит число участников форума, но и многим позволит вживую увидеть красоты Дальнего Востока.
– Интересное предложение. Из личного опыта знаю, как гости из западной части России посетив Дальний Восток удивляются, насколько их представления о регионе не соответствуют действительности. Как Вы сейчас оцениваете развитие данной территории?
– Я уже несколько лет работаю на Дальнем Востоке и должен отметить насколько интенсивно развивается макрорегион. Южно-Сахалинск за пять лет превратился совсем в другой город. Развивается инфраструктура, появляются новые возможности для жителей. Камчатка тоже серьёзно продвинулась в развитии. Улучшаются автодороги, появляются новые отели, растёт уровень сервиса. Видна стратегия развития региона. На форуме региональные власти говорили о больших инвестициях в социальную инфраструктуру Петропавловска. Прорабатывается дизайн-код города. Думаю, через 3-5 лет жизнь здесь станет намного приятнее и комфортнее, а через какое-то время мы вообще не узнаем город.
Слайд из презентации мастер-плана Петропавловска-Камчасткого
изображение Дом.РФ
В этот раз я заново влюбился в Камчатку. Впервые прилетел сюда в холодное время года, поэтому решил попробовать зимний сёрфинг. Должен сказать, что это невероятные эмоции и впечатления. Температура воды +4, воздуха -2. Волны, ветер, солёная вода. Словами не передать.
– Несмотря на интенсивное развитие региона, кадровый вопрос по-прежнему остаётся проблемой местной туристической отрасли. На форуме Вы отметили, что даже в Вашем отеле на Розе Хутор около 90% сотрудников являются приезжими. В дальневосточных проектах данная проблема будет стоять ещё более остро. Как Вы планируете её решать?
– Дело в том, что в туризме редко работают местные жители, и это общемировая тенденция. Я всегда общаюсь с персоналом отелей, в которых останавливаюсь. В прошлый раз здесь, в отеле на Камчатке работала девушка из Омска. В этот раз администратор была родом из Якутии. При этом из Якутска она переехала в Краснодар, а потом вместе с подругой перебралась работать на Камчатку.
Что касается дефицита квалифицированных кадров, то это проблема страны в целом. Поэтому мы боремся за сотрудников и стремимся повышать оплату труда. На нашем объекте в Красной поляне зарплаты сопоставимы с московскими. Чтобы сохранять высокий уровень зарплат мы оптимизируем бизнес-процессы, стремясь решать задачи качественно при задействовании меньшего количества людей.
Кроме того, мы развиваемся как сетевая компания, что является конкурентным преимуществом при решении кадрового вопроса. Сегодня в туризм приходит много людей в возрасте до 30 лет. Они, как правило, готовы к релокации, воспринимая переезд к новому месту работы скорее, как путешествие. Уже сейчас, наши сотрудники из Красной Поляны интересуются возможностью поработать на Байкале или Камчатке. Переезжая на наши объекты на Дальнем Востоке эти люди, скорее всего, будут звать с собой родственников и друзей.
– Учитывая обширную географию Ваших проектов, какие субъекты Вы считаете наиболее привлекательными с точки зрения построения бизнеса? И помогают ли преференциальные режимы Дальнего Востока компенсировать проблемы удалённости территорий?
– Наши западные проекты в Санкт-Петербурге и Калужской области - это полностью коммерческая история, вне рамок преференциальных режимов и в условиях полного налогообложения. В Питере 1 марта мы открываем термальный хилинг-комплекс площадью 3,2 тыс. кв.м. В Калужской области строим загородный отель-курорт с экофермой общей площадью 170 га. Каждый из проектов находится в большой агломерации, что серьёзно облегчает строительство.
Дальний Восток – это осознанное решение и немного другая история. Мы являемся амбассадором хилинг-концепции в России. «Хилинг» - это исцеление. Мы создаём оздоровительные отели с современной инфраструктурой и методами восстановления и «перезагрузки». Наш подход таков: здоровье – это не только физическая категория, но и эмоционально-ментальное состояние. Поэтому первым критерием выбора места расположения объекта является его нахождение в природных местах силы. Байкал, Якутия, Сахалин, Курилы, Камчатка, Приморье богаты на такие места. На западе их найти намного сложнее. Поэтому мы приняли стратегическое решение идти на восток и развиваться. Получается своего рода синергия – мы создаём проекты, которым необходимы уникальные места, а наши проекты в дальнейшем приводят в эти места больше туристов.
Конечно важную роль в дальневосточных проектах играют преференциальные режимы территорий опережающего развития, которые позволяют существенно снизить налоговую нагрузку. Первая очередь комплекса на Байкале обходится в 2 млрд рублей. Все будущие проекты оцениваются в диапазоне от 1 до 3 млрд при окупаемости от 10 лет. Без преференциальных режимов реализация столь масштабных и долгосрочных проектов была бы в принципе не возможна.
Не менее важны и программы льготного финансирования туристической отрасли. Проект на Байкале мы реализуем в рамках 141 постановления Правительства о льготных кредитах на строительство отелей и санаториев, а также при поддержке корпорации Туризм.РФ. По другим дальневосточным объектам мы ведём переговоры с ВЭБ.РФ о субсидировании по льготной ставке 3%. Это даёт нам уверенность в том, что проекты на Камчатке, Итурупе, Сахалине будут реализованы.
Государство сегодня уделяет особое внимание развитию туристической инфраструктуры. Ведь не только мы участвуем в подобных проектах. На форуме озвучили, что в Арсеньеве будет реализовываться проект горнолыжного курорта на 10 млрд рублей. В будущем реализация таких инициатив даст большой толчок развитию не только туристической отрасли, но и всему Дальнему Востоку.
– Вы упомянули город Арсеньев, к местам силы отнесли и Приморье. Есть ли у Вас какие-то планы относительно Приморского края, который является лидером среди субъектов ДФО по объёму въездного и внутреннего турпотоков?
– Конечно такие планы есть. Полтора года назад я даже прилетал в Приморье, где объехал практически всё побережье. Думаю, что по Приморскому краю все планы ещё впереди. К сожалению, невозможно охватить всё и сразу. Задача, которую обозначила наша компания в прошлом году, – это Хибины в Мурманской области. Там уже выбран участок, подписаны соглашения, начато проектирование. В реализации находятся Камчатка, Итуруп, Сахалин. Это достаточно серьёзный пакет.
Думаю, что в этом году будем набирать пакет проектов на дальнейшее развитие по местам природной силы. Возможно, рассмотрим и Приморье. Были идеи по Русскому острову и ещё кое-каким участкам. Для того чтобы окончательно определиться надо вновь посетить регион. В пакете на будущее рассматриваем также Карелию и Алтай. И там, и там я был, но по участкам пока определённости нет. Скажу только, что это будут «места силы».
– Дальний Восток в допандемийные годы был популярным направлением у туристов из Китая и Южной Кореи. Вы в своих дальневосточных проектах ориентируетесь на азиатского потребителя?
– Несколько лет назад мы всё-таки делали ставку на туристов из Европы и Северной Америки. Сегодня же есть понимание, что основным клиентом являются граждане России. В дальневосточных проектах, несмотря ни на что, ожидаем интереса со стороны туристов из Азиатско-Тихоокеанского региона. Сразу скажу, что для своих гостей мы выстраиваем двуязычную систему на русском и английском языках. Однако, если при запуске проектов на Байкале, Камчатке или Якутии появится интерес из Азии, мы как современная компания оперативно добавим третий или даже четвёртый язык. Благо, что современные технологии позволяют это сделать достаточно быстро.
Плюсом для нас с точки зрения привлечения азиатских гостей является и членство в международной ассоциации Healing Hotels of the World, которая представлена на всех континентах. Для нас это, в первую очередь, верификация качества сервиса, поскольку представители ассоциации ежегодно проверяют и тестируют наши объекты.
Ещё в 2017 году, когда мы только выходили на рынок и прорабатывали маркетинговую стратегию, коллега в интернете нашёл информацию о Healing Hotels и связался с ними. Уже в октябре того же года её основательница Энн Бигинг приехала к нам. На тот момент проект на Розе Хутор находился в завершающей стадии. Энн подсказала, что следует исправить, провела обучение сотрудников.
Роза Хутор
В ассоциации разработано около ста критериев соответствия отелей принципам хилинг-концепции, которые несколько отличаются от стандартов звёздности. Основное внимание здесь уделено именно качеству отдыха гостей, а не ассортименту мебели в номерах или транспортной доступности объекта. Ассоциацию интересует, к примеру, как и из чего готовят еду, какие специалисты работают и какие оздоровительные программы проводятся, условия для сна и досуга гостей.
Для получения членства отель должен выполнять не менее 75% требований. Наш отель на Розе Хутор как раз соответствует данной планке. В будущих проектах мы закладываем цифру в 90-95%.
Кроме того, руководителей ассоциации интересует и история создания того или иного объекта. Невозможно приобрести отель и тут же вступить в ассоциацию. Организаторы общаются с владельцами бизнеса и персоналом, интересуются почему этот объект создан, какова его предыстория и концепция.
В условиях, когда известные гостиничные бренды ушли из России, участие в ассоциации гарантирует высокий стандарт качества наших отелей и повышает их узнаваемость для иностранцев. Когда турист, скажем, из Южной Кореи, планирует своё путешествие и находит российский отель, который наряду с отелями из Тайланда, Новой Зеландии или Бали состоит в Healing Hotels of the World, он понимает, что в России по-прежнему есть объекты высокого международного стандарта.
– Ещё до пандемии туристы из Азии интересовались Ленскими столбами, однако многие опасались поездки в Якутию из-за отсутствия комфортных условий проживания. Ваш проект у Ленских столбов как раз призван решить данную проблему. На какой стадии он находится сейчас? И есть ли движение по термальному комплексу в Якутске?
Два года назад по приглашению Корпорации развития Республики Саха (Якутия) я впервые посетил Ленские столбы. Находясь там, я понял насколько это сильное место с красивой природой и убедился в необходимости реализации проекта. Отель на Ленских столбах стал наиболее сложным объектом в нашем пакете. Сказывается и удалённость территории, и отсутствие инфраструктуры. Но мы понимаем все сложности и готовы работать. Сегодня нами создана проектная компания в Якутии, разработана концепция проекта. Остаётся вопрос с подводом электричества и строительством дороги. Для получения дополнительных средств на строительство инфраструктуры мы подали заявку в Правительство РФ на включение нашего объекта на Ленских столбах в перечень значимых инвестиционных проектов.
Мы тесно взаимодействуем с Корпорацией развития Республики Саха (Якутия) и региональным Минтуризма, которые планируют развивать Ленские столбы как туристический хаб, из которого гости региона смогут отправляться в туры по другим местам Якутии. Поэтому открытие нашего проекта придаст импульс общему развитию туризма в республике, а строительство дороги и линий электропередач позволит развиваться и мелкому бизнесу.
– В мае прошлого года Вы впервые вышли на рынок облигаций для финансирования проекта Green Flow Baikal. Какой практический эффект Вы получили от эмиссии ценных бумаг? Какие другие источники финансирования используете для Ваших проектов?
– При реализации наших проектов мы, как правило, используем проектное финансирование кредитных организаций. Примерно 30% составляет наша доля, 70% – банковская. Учитывая масштабность проектов, заработанные средства компания направляет в развитие.
Применительно к облигационному займу мы решали две задачи. Первая – это привлечение средств в байкальский проект. Данная мера позволила нам сохранить темпы развития, не замораживая реализацию других объектов. Пользуясь случаем, выражаю благодарность людям, которые поверили нам и инвестировали в нашу компанию.
Вторая задача – сделать наш бизнес более открытым. С момента основания компания работает прозрачно. Мы больше трёх лет проводим независимый аудит и выход на облигационный рынок стал первым шагом в публичность. Для решения этой задачи компания прошла множество проверок со стороны биржи, андеррайтера и рейтингового агентства. Учитывая все сильные стороны облигационного механизма, мы не исключаем для себя возможность дополнительных эмиссий ценных бумаг.
– Общаясь с Вами создаётся впечатление, что Вы всю жизнь находитесь в туристическом бизнесе, однако ещё 8 лет назад Вы занимались железнодорожной логистикой. Скажите, если сейчас вновь оказаться в 2015 году, занялись бы Вы созданием хилинг-отелей? И если да, что бы Вы сделали по-другому?
– Дело в том, что идея хилинг-отелей во многом очень личная история. В 2015 году, когда я отошёл от оперативного управления логистической компанией и продал свою долю в бизнесе, мой папа боролся с онкологией. Мы потратили много времени и сил на лечение и поняли, что помимо медицинских факторов принципиальное значение имеет атмосфера в целом. В какой-то момент я осознал, что и сам немного неправильно жил: много работал, приобрёл вредные привычки, от этого часто болел. Со временем пришло понимание и того, что в современном мире многие проблемы со здоровьем вызваны именно сумасшедшим ритмом жизни. Люди посвящают себя работе, не имеют знаний о правильном питании и образе жизни.
В результате мне пришла идея создать пространство пассивного оздоровления, без рекламы и со спокойной дизайн-атмосферой, где человека ничего не отвлекает от отдыха, где бы он остался в единении с природой и почувствовал себя самим собой. Для этого нужно учесть множество факторов. Во-первых, это различные оздоровительные программы: йога, медитация, дыхательная практика.
Во-вторых, это сбалансированное питание. Мы предлагаем привычные для гостей блюда, но используем только экологически чистые продукты, приготовленные полезными способами. Наша концепция заложена в самом названии бренда Green Flow, которое я придумал во время обучения в Сколково. Green – зелёный. Цвет экологичности, развития и энергии. Flow – поток. Но поток в понимании профессора психологии Михая Чиксентмихайи, автора идеи «потока». В его научных трудах «поток» - это состояние полного единения человека с деятельностью и ситуацией, которое является оптимальным условием для внутренней мотивации. Чтобы достичь «потока» человек должен находиться в гармонии со своим внутренним миром, природой и окружающими людьми. Находясь в «потоке», вы оказываетесь на гребне волны и достигаете любых целей. Идея Green Flow как раз заключается в создании места, где человек может попасть в такой «поток».
Когда я приступил к реализации этой идеи, то рассчитывал быть стратегом и инвестором. Однако, чтобы привести проект в соответствие своим внутренним требованиям, мне пришлось заняться операционным управлением. Я общался с горничными, хаусменами и поварами, чтобы понять, как работает гостиничный бизнес и донести до каждого сотрудника своё понимание. Мне было очень интересно строить этот бизнес, несмотря на то, что прежде я управлял крупной компанией совсем с другими оборотами.
Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, скажу, что ничего б не поменял. Если бы мы делали что-то по-другому, то не находились бы в той точке, где мы сейчас находимся, и, возможно, не разговаривали бы с Вами сегодня.
Приморье – популярное среди дальневосточников курортное направление. Влекомые морским бризом и свежими морепродуктами едут сюда и жители других регионов РФ. Почти все гостиницы, апартаменты и хостелы забронированы в Приморье до конца сентября. Прирост загрузки средств размещения уже в мае 2022 составил 80-90% к маю прошлого года. Модульные отели могут стать спасением для желающих посетить Владивосток и окрестности в высокий сезон.
Гостиницы модульного формата предполагают наличие комфортных утепленных комнат, полного комплекта коммуникаций: от водопровода до интернета, можно выбрать любую отделку и дизайн помещений. Скорость возведения такой гостиницы – один-два месяца. Конструкция разборная, и при желании ее можно легко переместить или изменить конфигурацию. Существуют отдельные готовые модули и модульные детали.
Весомым преимуществом при возведении таких строений является то, что собственнику не нужно получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию (что занимает немало времени) – за все отвечает завод-изготовитель, равно как и за соответствие своей продукции СанПиНам и требованиям пожарной безопасности.
Как рассказал EastRussia глава агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский, по соглашению с Ростуризмом до конца года в регионе должно появиться 14 модульных отелей – емкостью в общей сложности в 243 номера. Определят получателей поддержки посредством конкурса.
«Субсидирование смогут получить проекты, которые подразумевают одновременную установку не менее десяти жилых модулей. Финансовая поддержка в этом случае компенсирует 50% затрат на каждый модуль, но не более 1,5 млн рублей. По итогам конкурса предприниматели получат деньги в течение полутора месяцев. Реализовать свой проект они должны до конца текущего года. Прием заявок – до 15 июля. В Приморье пока модульных отелей нет, здесь больше популярны глэмпинги. Для всего Дальнего Востока модульные отели – редкость. Надеемся, что в следующем году новые отели примут отдыхающих в высокий сезон», – рассказал он.
Арсений Крепский, руководитель агентства по туризму Приморского края
фото: Иван Дякин (Правительство Приморского края)
Заявки на участие в конкурсе на получение субсидии для возведения модульных отелей могут подавать предприниматели, зарегистрированные в Приморье. Модульная гостиница – конструкция круглогодичная. Как правило, бизнес стремится разместить гостиницы в пляжных местах в Хасанском, Лазовском районе, Владивостоке, Ливадии, но есть и проекты в Михайловском и Шкотовском районах, где можно зимой заниматься лыжным спортом.
Поставщика модульных панелей предприниматель может выбрать сам, также, как и конкретное место для его размещения. Главное – иметь земельный участок и разрешение на установку капитальных нестационарных объектов, и соответственно, на работу предприятий, предоставляющих услуги размещения. Можно строить базу отдыха с нуля, а можно обновить номерной фонд на уже имеющейся базе.
«За счет того, что модули круглогодичные – бизнес может начать получать прибыль практически сразу. Но не стоит забывать, что нужна инфраструктура. Мы говорим о модульном отеле – а это услуги размещения, предполагающие наличие пункта общественного питания, административного корпуса с ресепшеном, парковки, детской и спортивной площадки, – это бизнес должен создавать за свой счет. Гостям должно быть комфортно: санузел, условия для душа, обязателен кондиционер и оборудованная кухонная зона, мебель. Уровень комфорта мы закладывали на три звезды», – уточняет Арсений Крепский.
Он добавил, что за повышение уровня комфорта агентство при определении получателей субсидий дает дополнительные баллы – победит та заявка, условия которой предполагают максимум удобств для потребителя. Будет проверяться и эффективность работы: построившие модульную гостиницу предприниматели должны будут предоставлять финансовую отчетность в определенный период.
Правила участия в конкурсе, порядок предоставления субсидии на создание модульных отелей, а также форма заявки и перечень необходимых документов размещены на сайте правительства Приморья. Предпринимателям-отельерам потребуются сопроводительное и гарантийное письмо, характеристика проекта, бизнес план со сметой. Стоит отметить, что требования смягчены – допускается наличие налоговой задолженности у предприятия.
Правительство России в апреле выделило из резервного фонда четыре млрд рублей на быстровозводимые отели в 19 российских регионах. Отдыхающие получат 2,5 тыс. номеров.
Больше всего средств направили в Краснодарский край — 500 млн рублей, 450 млн рублей — в Крым и Севастополь, 350 млн рублей – для Тверской области. Приморье и Бурятия получили по 300 млн рублей. Третий дальневосточный получатель – Камчатка – получила на эти цели 100 млн рублей. Деньги поступили также на Алтай, в Дагестан, Карелию, Северную Осетию, Калмыкию, Татарстан, Удмуртию, Иркутскую, Мурманскую, Тульскую, Ярославскую и Кемеровскую области.
В Бурятии запланировано ввести в эксплуатацию не менее 15 модульных некапитальных отелей с номерным фондом около 200 мест. Большинство желающих возводить модульные гостиницы – на побережье Байкала.
На Камчатке в этом году появится модульная гостиница более чем на 60 номеров. Туроператор, который работает в сфере экстремального туризма, сможет нарастить свои номерные мощности.
Ростуризм должен заключить соглашения о предоставлении бюджетам регионов субсидий, а доклад об использовании этих средств представить в правительство до 15 февраля 2023 года.