фото: пресс-центр Якутии в Москве
В Якутии ученые обнаружили останки носорога, антилопы, бизона и других доисторических животных. Ученые хотят отыскать место конкретного обитания древнего человека.
Как сообщили EastRussia в пресс-центре Якутии в Москве, уникальные палеонтологические находки нашли в Чурапчинском районе. Пятеро ученых Академии наук Якутии впервые работали в этой местности, ранее изыскания проводили в северных районах региона. Кости бобра и рыси в средней Якутии никогда раньше не находили.
Некоторые элементы найденных останков указывают на то, что находка древнее, чем поздний плейстоцен (время обитания древнего человека).
«Здесь, наверняка, есть место, где конкретно жил древний человек. Такими дополнительными доказательствами этого являются найденное каменное орудие, костяной очеп и часть костей, которые им были фрагментированы», – рассказал ведущий сотрудник отдела археологии каменного века северного отделения Института археологии и этнографии РАН Александр Кандыба.
Капитан «Антареса» Николай Зайцев рассказал EastRussia, как проходила экспедиция, что увидели и испытали путешественники, а также почему люди — лишний элемент на острове Ионы.
«Антарес» держал курс в открытое море. Шел четвертый день перехода из Николаевска-на-Амуре. Все эти дни экипаж российского парусного катамарана находился один на один с суровым Охотским морем.
К северу от Сахалина, ветер стих, сменившись туманом. Видимость резко упала, исчезло ощущение открытого моря. А над водой — стали появляться стайки птиц. Их становилось больше, и это — явный признак того, что суша близко.
В глухом тумане члены команды услышали шум прибоя и рев сивучей. Сам же остров увидели, только когда подошли к нему практически вплотную. Выглянули громады скал, вздымаясь вверх, насколько туман позволял рассмотреть. Неприступная стена камня -посреди моря. «Антарес» достиг своей цели — острова Ионы. Самой труднодоступной, малоизученной, таинственной точки Охотского моря. Места, где за всю историю мореходства побывало меньше людей, чем на Эвересте или в космосе…
Рождение путеводной звезды
Захватывающая история приключений «Антареса» будет неполной, если мы не расскажем, откуда взялся сам катамаран и его экипаж. Это как видеть свет звезды и воспринимать его просто как точку на небосклоне. Но ведь у каждой из них есть имя, история и судьба!
«Антарес» — задумка команды единомышленников из Хабаровска, и заключается она в том, чтобы открыть Дальний Восток по-новому, для всех — через объективы видеокамер. Какие красоты, богатства и тайны скрыты на бескрайних и мало обжитых просторах страны? Что там — за горизонтом? А там — водопады и скалы, суровые шторма и тихие бухты, царство зверей и птиц, большинство из которых впервые видят человека!
Команда приступила к строительству судна, способного ходить по морю, при этом обладающего небольшой осадкой, чтобы заходить в малые реки. Идеей создания заинтересовалась одна из строительных компаний Хабаровска.
«Мы даже не рассчитывали на такой быстрый и живой отклик, — рассказывает путешественник Николай Зайцев, капитан катамарана «Антарес». — Думаю, дело здесь в патриотизме, любви к родному краю — это у нас общее! Компания занимается строительством домов, и дает им имена русских землепроходцев, тех, кто внес вклад в развитие Дальнего Востока — «Корф», «Невельской». И когда мы предложили снимать фильмы о Тихоокеанском побережье — к нашему удивлению, никто не покрутил у виска».
Был создан проект разборного катамарана с надувными корпусами из ПВХ. Такая конструкция уменьшила вес судна и дала ему возможность причаливать в неприспособленных местах, а парусное вооружение увеличило автономность хода. Строили судно сами, и в 2020 году Антарес был спущен на воду.
— Николай, а почему «Антарес»? По-моему, это имя звезды в созвездии Скорпиона?
— Антарес, если смотреть невооруженным глазом, выглядит как одна светящаяся точка, на самом деле — это двойная звезда. Так и наш катамаран — на двух корпусах, но судно одно!
Тогда путешественники не могли и предположить, что имя звезды станет путеводным, и проложит маршруты туда, где бывали лишь единицы, подарит виды и атмосферу мест, о которых почти никто не слышал.
Два года испытаний на реке и на море, поход из Хабаровска во Владивосток и обратно — «Антарес» и его экипаж были готовы отправиться в свою первую экспедицию. Задачей ее было — добраться и непременно высадиться на самом загадочном острове Хабаровского края.
Не просто точка на карте
Итак, остров Ионы — или остров святого Ионы. Известно о нем немного, а то, что известно — только добавляет загадочности. С 1994 года — это памятник природы краевого значения. На скалистой площадке сохранились обломки метеостанции, которая сыграла немалую роль в истории Охотского моря.
В ту пору многие страны вели добычу ресурсов в его акватории, варварски опустошая ее. И это не было запрещено, поскольку Россия не единственная имела выход к Охотоморью. Кусочек суши, именуемый сегодня островом Ионы, на одних картах значился скалой, на других островом. И вот чтобы статус острова закрепить, на нем соорудили постройку — метеостанцию. По инициативе Хабаровского филиала РГО статус острова был зафиксирован официально, что закрепило за Россией 200-мильную исключительную экономическую зону вокруг него. Это положило начало работе, результатом которой стало присвоение Охотскому морю статуса внутреннего моря России. Вот вам и точка на карте!
«Сам по себе остров и его судьба необычны, — рассказывает Николай Зайцев. —Главным аргументом для нас был, пожалуй, тот факт, что никто еще полноценных фильмов о нем не снимал. Даже высадиться там за всю историю исследований смогли единицы. Представьте: посреди цивилизации — кусок земли, на котором никто не бывает! Ну а дальше, наверно, азарт! Тот самый, что был у первооткрывателей, пока на картах еще оставались белые пятна. Нужно было успеть, пока никто не сделал этого раньше нас».
К этой необитаемой скалистой вершине горы, миллионы лет назад погрузившейся на дно океана — аккурат посреди нынешнего Охотского моря — и держали курс путешественники. Но так ли остров необитаем?
Живое Сердце Охотского моря
«Первое ощущение было — восторг! – рассказывает Николай. — Это самый красивый остров, который я видел. Атмосфера невероятная! Кайры, сивучи, крики птиц — жизнь пульсирует, бьет ключом. Птичьи гнезда — на каждом шагу. Яйца, птенцы, их родители — наивные, они не видели и не боятся людей. Невероятное место! Кому-то очертания этого острова напоминают сноп сена, а как по мне, он похож на сердце. Сердце Охотского моря».
Сотни километров ледяных вод и отвесные скалы охраняют этот оазис дикой природы от незваных гостей. Известно о многих экспедициях знаменитых путешественников, которым так и не удалось высадиться здесь. Но нашим землякам улыбнулась удача: волнение было умеренным, а местные сивучи благородно уступили двуногим часть единственного на острове галечного пляжа.
Галька в Охотском море — не в пример популярным пляжам. Окатанные зимними штормами камни величиной с приличный арбуз! Но здесь, в накатывающих волнах, сивучи как дома. Это их вечный курорт. А летом остров становится гостеприимным домом для пернатых: они прилетают сюда, чтобы вывести птенцов, и для этого здешние неприступные скалы — просто райское место.
Ну а сам остров будто почувствовал, что в помыслах людей нет зла. Незадолго до отхода экспедиции, густой туман на вершине рассеялся. Сердце моря предстало во всей красе.
«С каким чувством я покидал остров? — говорит Николай и ненадолго замолкает, собираясь с мыслями. — Да чуть не плакал! Это сложное чувство. Там прекрасно настолько, что хочется возвращаться туда. А с другой стороны, с первых шагов по острову чувствуешь, что ты там не нужен. Здесь хорошо, пока нет людей. Повсеместно там гнезда птиц, и, как бы мы ни старались ступать аккуратно, — понимали, что их тревожим. Птичьи базары, сивучи. Пока мы были на острове, к берегу подошли три касатки — так вот тюлени не ушли на берег, а спокойно плавали среди них. И я дал слово себе, что, если и вернусь на остров Ионы — то только в составе какой-нибудь научной экспедиции — если позовут. Это настоящий оазис, мир природы, и не нужно тревожить его из праздного любопытства».
Мир крупным планом
Это была удивительная экспедиция с самого начала, и удивить документалистам из Хабаровского края удалось весь мир. Фильм о затерянном острове взял гран-при московского международного фестиваля «Вертикаль», первое место и гран-при фестиваля «Золотой компас». Участники экспедиции, того не подозревая, поставили два рекорда: рекорд России присвоен за первое пересечение Охотского моря на надувном катамаране, и мировой рекорд самого длинного водного путешествия в пределах одного государства.
Сейчас документалисты работают над фильмом о путешествии на Чукотку, за время которого «Антарес» прошел по таинственным ледяным водам почти семь тысяч миль. Параллельно идет подготовка к новым путешествиям, и несмотря на сложность и во всех смыслах экстрим такой документалистики, идей еще немало.
«Ведь как обычно снимаются документальные фильмы? Выезжает режиссер, подбирает локации, время суток, свет, и только когда все продумано до мелочей — группа выезжает работать. У нас ВСЁ не так, — смеется Николай. — К намеченной точке мы прорываемся сквозь шторма, которые длятся по несколько суток, и мы не знаем, что ждет нас там. Что позволит море, что позволит Север — то и снимаем! А потом из этого в муках рождается фильм. Хочется показать больше, но многими красивыми планами приходится жертвовать в пользу смысла, и это тоже большая работа».
— Русский Север — он какой?
—Мудрый. — Николай отвечает, не задумываясь. — Сильный.
— Справедливый?
— Море всегда справедливое. Людей меньше, жизнь суровее. И люди лучше! Вот у стариков на Татарском проливе как? Лодка причалила — помогут вытянуть, предложат чаю, обогреют. На воде расходимся — помашут. Мудрость Севера — это его энергетика. И, может, это сентиментально, ведь мы планировали снимать фильмы о природе — но хочется снимать про людей. На Севере в них уживается загадка, мистика — при этом простота. Старинные ремесла и современные проблемы. Народные промыслы, простой быт без излишеств в гармонии с этой удивительной природой. И мы понимаем, как ни прекрасна она сама — эти люди от нее неотделимы!
Морское побережье России — огромно. Там живут смелые, сильные люди с настоящим дальневосточным «стержнем», сами того не предполагая, взяли на себя очень важную для их современников миссию. Показать, что горизонты можно отодвигать едва ли не бесконечно, а «белые пятна» — пусть их и нет на современных картах — все еще есть в умах и душах людей. Что мы знаем о России? Какой он — русский Север? Что там — за горизонтом? Они обязательно отправятся туда, чтобы показать это тем, кто остался дома. Чтобы каждый, пропустив через себя эти кадры, с гордостью говорил, что живет в прекраснейшей стране мира, гордился быть русским, быть дальневосточником.
Руководитель экспедиции, почетный полярник России, председатель Якутского отделения Россоюзспаса Николай Находкин рассказал EastRussia как прошло экстремальное путешествие, которое состоялось с 20 февраля по 6 марта по маршруту Якутск – Батамай – Сеген-Кюель – Себян-Кюель – прииск Эндыбал – Верхоянск – Батагай – Саккырыр – Джаргалах – р.Ергеннех – Джаргалах - Себян-Кюель – Якутск.
Комплексная экспедиция «Север рядом. Якутскими тропами» отправилась на север республики, в труднодоступный горный район, куда и дорог-то толком нет. Оборотной точкой стали поселок Батагай и самый холодный в мире, самый маленький по количеству населения город России - Верхоянск.
Ехать туда пришлось по зимникам, в том числе, по заброшенным еще с советских времен. Это была еще одна задача экспедиции – проверить состояние зимников на предмет возможности их восстановления, в Якутии без них никуда. Для этого в состав экспедиции вошёл представитель республиканского дорожного предприятия «Дороги Арктики».
Зачем?
Главная задача экспедиции – проверить в деле вездеходы «Бурлак», производство которых налажено в Кургане. Их специально отправились испытывать в холодную Якутию, чтобы на деле понять, на что способна техника и как переносит морозы.
Вездеход «Бурлак»
– Самая низкая температура, которую мы «поймали», составляла минус 52 градуса. Но техника не подвела, хорошо себя показала, - рассказывает Николай Находкин.
Для испытаний из Кургана прилетели трое водителей. «Бурлака» было два: один – экспедиционный, второй – грузопассажирский. Главная их достоинство в сравнении с другой вездеходной техникой, что они могут брать на борт две тонны груза и еще 1,5 - в прицепе. При этом в одном вездеходе комфортно могут расположиться шесть человек – именно столько спальных мест внутри «Бурлака».
– Но самое классное – это то, что внутри можно ходить в полный рост, поэтому не так устаешь, как в обычном автомобиле, - делится впечатлениями о проведенных неделях в вездеходе Николай Находкин, - К тому же он настолько ровно едет, что мы готовили еду прямо на ходу, в мультиварке. В «Бурлаке» есть три розетки на 220, и куча USB-зарядок, так что с этим тоже проблем не было.
Всего «Бурлаки» прошли 2950 км, из них 500 по дорогам, 2000 – по «зимникам» и еще 500 по мари. Причем, «зимники» — это не всегда замерзшая река.
– Был один «зимник» старый, который шел вдоль реки, но так как русло постоянно менялось с годами, то «зимник» попросту смывало и нередко он заканчивался обрывом, – говорит Николай Находкин.
Пробираясь к селам Саккырыр и Джаргалах, экспедиция пробивала дорогу через сопки. Вообще зимой жители этих сел ездят друг к другу по льду рек, в остальное время спасает вертолет, который, правда, не всегда может прилететь. Поэтому дорога, которую пробили «Бурлаки», может стать зимником продленного действия.
– Глава Эвено-Бытантайского улуса Гаврил Горохов прыгал от счастья, когда увидел наши вездеходы – он давно мечтает о дороге, – вспоминает Николай Находкин.
«ГрузА на северА»
Учитывая грузоподъемность «Бурлаков», участники экспедиции решили отвезти реальный груз в отдаленные села, где всегда есть дефицит «зеленки» и «скоропорта» - зелени, овощей, фруктов, даже обычные куриные яйца дефицит. Все это экспедиция привезла для детского сада в селе Себян-Кюель, заодно доставили почту, которую не могли довезти 1,5 месяца из-за поломки грузовика, который обычно возит корреспонденцию.
Сломанную технику участники экспедиции встречали не раз, возле села Себян-Кюель попалась колонна из 10 грузовиков, которые застряли на наледи, буквально вмерзли в лед. Наледи и выходы воды на поверхность льда – явление для Якутии частое, но при этом очень опасное: водителю попросту не видно, что там под водой. К тому же при низкой температуре все это дело парит, сильно ограничивая видимость.
В верховьях реки Бытантай нашли следы речных выдр. Биологи такого не ожидали.
Что касается поломок у «Бурлаков», то их практически не было. Один раз сломался цилиндр сцепления – деталь пластиковая и ее попросту перетер металлический хомут, которым он крепился. В другой раз под свежим глубоким снегом не заметили пень и налетели на него: погнули диск, который тут же выровняли кувалдой.
– «Бурлак» устроен как лодка – все техническое обслуживание происходит из салона. То есть можно «ковыряться», сидя в тепле, в комфорте, - резюмирует Николай Находкин. – Но все же машина больше для тундры, открытой местности. В лесу на вездеходе трудно маневрировать, он широкий.
По расходу топлива аппетит у «Бурлака» для вездехода весьма умеренный: 30 литров на сотню. Учитывая, что бак у него рассчитан на 720 литров, то получается весьма приличный запас автономного хода.
«Юстас - Алексу. Прием!»
«Север рядом. Якутскими тропами» - экспедиция комплексная, то есть ее участники решали сразу несколько задач. Помимо водителей-испытателей, троих спасателей, представителя «Дорог Арктики», операторов и фотографов, в дорогу отправился доцент СВФУ - он брал пробы питьевой воды в населенных пунктах, чтобы выяснить, как промышленное освоение районов Арктики влияет природу, в том числе, воду.
– А еще мы опробовали коротковолновые радиостанции, - делится результатами Николай Находкин, - Результаты хорошие: стационарная «берет» на 1700 километров, переносная –на 300. Получается отличная альтернатива спутниковой связи.
Результаты экспедиции еще предстоит обобщить и проанализировать, вездеходы доработать с учетом полученного опыта эксплуатации и поломок, дорожникам подумать над новыми «зимниками». Руководитель же экспедиции сделал главный вывод: «Бурлаки» могут стать альтернативой вертолетам для доставки людей и грузов в отдаленные районы Якутии.
…Белый медведь огромных размеров недоуменно смотрел на непонятные то ли лодки, то ли корабли и прибывших на них людей. Такого он еще в здешних местах не видал…
Примерно так могли бы описывать свое прибытие на остров Беннетта участники экспедиции на архипелаг Де-Лонга, которая прошла в августе под эгидой Русского географического общества и была приурочена к 100-летию ЯАССР. На такой пафос «экспедиционеры» имеют полное право – так далеко сюда редко, кто забирается, тем более, на катамаранах.
Я звоню идейному вдохновителю и руководителю экспедиции Николаю Находкину и уже заранее ему завидую – ведь он с товарищами, по сути, посетил ту самую землю Санникова, о которой лично я могу судить лишь по одноименному фильму (снятому, кстати, в том числе, в долине гейзеров на Камчатке, где мне удалось побывать). Я, правда, тоже «ходил» в этих широтах и также на надувном плавсредстве (джипы экспедиции «От Тихого до Ледовитого» в 2010 году, поставленные на надувные «бананы»), поэтому немного представлял себе, что такое 850 километров пути по морю до острова Беннетта. Это лишь кажется сравнительно небольшим расстоянием, но уж точно не по Ледовитому океану — это огромный и рискованный путь.
На старте в Нижнеянске
Справка: катамаран выполнен из ПВХ, достаточно легко перевозится, собирается и ремонтируется. Гондолы катамаранов имеют длину 13 метров, диаметр один метр. Конструкция позволяет перевозить несколько тонн груза.
- Рисковали мы, конечно, здорово, - начинает свой рассказ Николай Находкин, - На «дутышах», в Северно-Ледовитом океане, где льды – казалось бы, полное безумие. Но именно этим мы и хотели показать, что все течет и все меняется: нет больше таких льдов, сокращается их площадь, и теперь можно проскочить в тех местах на катамаране. Но это не бравада. Это глобальный процесс, требующий тщательного изучения.
Про «рисковали» - не пустые слова, но все же Николай, думаю, несколько лукавит – долгое время он был главным спасателем Якутии, а сейчас возглавляет региональное отделение Российского союза спасателей. Одним словом, про риски знает не понаслышке и наверняка умеет их просчитывать. Да и готовились загодя: еще в 2020 году дошли до острова Большой Ляховский – это примерно середина нынешнего маршрута – и оставили там запасы топлива: за один раз необходимое количество бензина было не увезти.
Команда экспедиции на о. Малый Ляховский
Планировали пройти намеченный маршрут на следующий – 2021 год, но вмешались лесные пожары, а большая часть команды – действующие спасатели. Одним словом, было не до экспедиции. В этом году решили идти, несмотря ни на что.
- А даже хорошо, что так получилось, - размышляет Николай, - в этом году 100-летие образования республики Якутия, мы в ознаменование этого установили традиционное якутское жилище – балаган. Теперь там можно будет переждать непогоду, укрыться.
Маршрут катамарана «Кочевник» пролегал от Нижнеянска (это дельта реки Яна, северная оконечность Якутии) через Новосибирские острова: сначала шли вдоль береговой линии, затем строго на север в океан. Причем, участники экспедиции несколько дней «ждали у моря погоды» в Нижнеянске, но начавшийся шторм все время сдвигал срок старта экспедиции, пока в оперативном штабе экспедиции не подсказали про «глаз циклона», который постепенно смещался на Север.
- Это когда ты находишься в эпицентре циклона, вокруг все бушует, но как раз у тебя все хорошо. И ты перемещаешься как бы вместе с циклоном, - вспоминает Николай Находкин. – Так и шли, как у «Христа за пазухой». Хотя, конечно, страшновато было.
Маршрут экспедиции
Балаган, как противовес Арктической доктрине США
Тут Николай вспоминает пресловутых американцев, которые согласно своей Арктической доктрине, подписанной еще Бушем-младшим, все неосвоенные земли в Арктике считают ничейными и, мол, некоторые сенаторы до сих пор спорят по поводу принадлежности архипелага Де-Лонга. Короче, будем считать, что балаган поставил точку в абстрактном территориальном споре. К тому же, американцы сюда все равно уже давным-давно не захаживают. Здесь в принципе редко кто появляется. Балаган, кстати, на каменистом берегу Беннетты смотрится очень даже по-якутски.
Строительство балагана
Между тем, если верить спутниковым снимкам, где-то в районе Беннетты то и дело вырываются огромные шлейфы дыма – настолько большие, что доходят до берегов Канады и Аляски.
- Подводный вулкан? – размышляет Николай Находкин,- Тогда впору говорить об опасности цунами в Арктике, тем более, если учитывать, что площадь открытой воды в Северно-Ледовитом океане только растет.
В пользу этой теории говорит и случай, произошедший в предпоследний день экспедиции на острове Беннетта – путешественники вытащили свой огромный катамаран на берег и готовили ужин в кают-компании, когда вдруг неожиданно ударила сильная волна. И все – затишье.
- Удар был такой сильный, что газовая плита с содержимым, а еще были открытые банки сгущенки, перелетели через всю кают-компанию, а повреждения катамаран получил такие, что пришлось затем из двух собирать один. Ну, и без ужина остались. Хорошо, что никто кипятком не обварился, - рассказывает Николай.
о. Беннетта
Между нами тает лед
Находкин уверен – в Арктике идут глобальные необратимые процессы, которые необходимо как можно скорее изучать, чтобы понимать, к чему готовиться (и быть к этому готовым!).
- Вы посмотрите на береговую линию арктических районов – там же все поселки, хоть их и немного, находятся в низине. Случись что – их попросту смоет! - тревожится Находкин.
Я сразу вспомнил про цунами 1952 года, когда буквально смыло в океан городок Северо-Курильск. Тогда тоже никто не задумывался, но затем поселение перенесли сильно повыше.
Кстати, таянием льдов отчасти объясняется и «непуганность» медведей. Это, скорее, агрессия, вызванная голодом: льды тают, тюленей на них все меньше, а, значит, и пропитание добывать становится труднее (посмотрите видео с белым медведем возле балагана – он же худющий!)
Вообще, целей у экспедиции было несколько: и территорию «застолбить» (для верности помимо балагана еще и сэргэ-коновязь установили, символизирующий, что у земли есть хозяин, и 7-метровый поклонный крест покорителям Арктики с собой привезли), и маршрутом сложным пройти, и доказать, что льдов сильно меньше стало. Назвали это общей формулировкой: «комплексное системное изучение острова Беннетта и прилагающей акватории» - ведь даже гербарий впервые на острове собрали, а в водоемах и на ледниках взяли гидробиологические пробы воды. Все это уже передали в Ботанический институт в Санкт-Петербурге. А еще здесь впервые за много лет были замечены северные олени.
Николай Находкин обращает внимание на то, что их маршрут хоть и уникальный, но они не первопроходцы – тут и экспедиция барона Эдуарда Толля побывала (по льду, правда), и молодой лейтенант Александр Колчак, который искал пропавшего Толля. В 2003 году историко-мемориальная экспедиция Олега Волынкина на тримаране достигла острова Беннетта и установила там православный крест. Они провели уникальную экспедицию – из порта Тикси прошли через остров Столбовой, с западной стороны обогнули остров Котельный. На обратном пути их забрал ледокол «Вайгач». У якутской экспедиции был другой – автономный - маршрут и другие задачи.
- Переход на надувных катамаранах для нас не являлся самоцелью, хотя мы впервые в мире на них достигли островов Большой и Малый Ляховский, пересекли архипелаг Анжу – Земля Бунге, остров Фадеевский, остров Новая Сибирь, - рассказывает Николай. Просто нам нужно было перевезти стройматериалы, а судов с допуском в такие высокие широты в республике нет.
И, конечно же, Николай надеется, что дом, построенный на Беннетта, как научный стационар, станет лишь началом большой исследовательской работы. А про собственные планы пока не говорит - неблагодарное это дело карты заранее «раскрывать». Но, слышу по интонациям в голосе, не собирается Находкин на Беннетте останавливаться, много ведь еще островов в архипелаге…
В Якутии проанализировали объемы демографических выплат за 5 лет. В период с 2019 года они увеличились в 7 раз, с 3,5 до 26,5 миллиардов рублей. Большую их часть обеспечил президентский национальный проект «Демография». Однако со следующего года указом главы Якутии Айсена Николаева в республике вводят новые меры, направленные на стимулирование демографического роста населения. В два раза увеличится размер республиканского материнского капитала «Семья» при рождении третьего и последующего ребенка. 50 тысяч рублей получат молодые семьи до 25 лет, вступающие в брак впервые. Кроме того, готовится учреждение гранта в 10 млн руб. для муниципалитета, добившегося лучших результатов в демографической и семейной политике. Ранее, встречаясь с руководителем региона, Президент страны Владимир Путин особо отметил показатели Якутии по росту постоянного населения и его естественному приросту и попросил не сокращать меры поддержки. Республика на первом месте в ДФО по положительной динамике демографических процессов, а в этом году в ней родился миллионный житель. Новые механизмы мотивации, а также текущее состояние рождаемости для Ленского клуба и EastRussia проанализировала доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических и энергетических проблем Севера «Коми научный центр УрО РАН» Лариса Попова.
«Стабильный естественный прирост населения Якутии обеспечивается как повышенным общим коэффициентом рождаемости, так и пониженным общим коэффициентом смертности. В основе этого – более молодой возраст населения республики, а также высокие темпы роста и уровень ожидаемой продолжительности жизни в регионе, превысивший среднероссийский. Последнее обстоятельство, а также незначительное отличие продолжительности жизни сельского населения от уровня городского показателя хочется отметить особо. Это результат социально-демографической политики, которая проводится в Якутии.
В России с 2007 года ведется демографическая политика, направленная на рост рождаемости. Тогда в стране был введен федеральный материнский капитал на второго ребенка, усиленный с 2011 г. ориентированным на третьи рождения региональным материнским капиталом и дополненный в дальнейшем мерами социальной поддержки нуждающихся семей с детьми и молодых семей с первенцами. Если оценивать результаты этой политики, то на текущую демографическую ситуацию она повлияла положительно. Особенно в регионах со значительным размером регионального материнского капитала, как в Якутии. А в национальных республиках, например Якутии и Коми, – по всей вероятности, способствовала также и усилению/возрождению этнических особенностей репродуктивного поведения коренных народов.
Однако в перспективе рождаемость в стране все-таки будет падать. Во-первых, по причине досрочного исчерпания итоговой плодовитости относительно многочисленных старших когорт, то есть поколений 1980-х годов рождения, ставших основными адресатами крупномасштабных мер демографической политики. Во-вторых, из-за низкой репродуктивной активности малочисленных молодых когорт: поколений 1990-х и 2000-х годов рождения, до которых стимулирующий эффект крупномасштабных мер демографической политики не дошел, или, в лучшем случае, пока не дошел.
По этой причине следует приветствовать любые меры, направленные на рост рождаемости. Начав проводить демографическую политику, ни в коем случае нельзя отменять ее мероприятия. В идеале надо сделать их постоянно действующими, то есть бессрочными. Решение главы Якутии об удвоении регионального маткапитала считаю своевременным, поскольку сейчас третьи рождения охватывает уже малочисленные когорты 1990-х годов рождения, а их репродуктивную активность следует поддержать.
Помощь молодым семьям также актуальна: без первых рождений нет вторых. Но еще больше следует приветствовать акцент в демографической политике на вторых рождениях. Например, к удвоенному региональному материнскому капиталу применить реализуемую в последние годы механику выплат федерального капитала: бóльшую часть суммы назначать при рождении второго ребенка, остальную – при рождении третьего. Возможно, применять такую механику выплат можно начать как раз за счет грантов лучшему району/поселку».
Основные элементы экспозиции региона специально для Ленского клуба оценил научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.
«Образ Якутии сегодня меняется. Этому способствует и сама выставка достижений «Россия». Она констатирует свершившийся факт нового облика самого большого региона страны. И экспозиция Якутии призвана познакомить жителей страны с последними нововведениями и развеять сложившиеся стереотипы.
Многие россияне до сих пор мало знают о далекой дальневосточной республике. Все могут вспомнить про набившие оскомину холод, алмазы и оленей. Благодаря экспозиции посетители поймут, что Якутия – это про новые технологии, современные подходы в улучшении качества жизни.
Акцент при демонстрации достижений на мобильные приложения и игры, кино и мультипликацию естественен. Высокие технологии востребованы. Якутия доказывает, что можно быть центром цифровых разработок, находясь на Крайнем Севере. Это та привилегия, которая республика, похоже, стремится забрать себе. И реальный успех в этой области можно достичь, забыв, что за стеной минус 40.
При этом даже в условиях экстремально низких температур это регион, который осваивает и вдыхает жизнь в, казалось бы, непригодные для жизни территории. Свидетельство тому – демонстрируемая реакторная установка для первой в мире атомной станции малой мощности, которую строят в арктическом районе республики. Руководство Якутии добивалось этой чести. Поскольку возможность эффективного развития здесь высока, то, следовательно, и потребность в энергетике тоже немалая. АСММ здесь также выступает в роли символа будущего, который обозначает собой новый виток развития.
Ну и, конечно же, венчает образ будущего Якутии Ленский мост, распоряжение о строительстве которого отдал Президент. Завершив этот архисложный проект, республика станет еще и логистическим центром, что еще недавно было бы странно себе представить. Мост имеет значение только если до и после него идет дорога. Через Якутию пойдет транспортный путь, она перестанет быть ледяной горой, куда можно только прилететь. Главное, что регион, отделенный от «большой земли», станет ее частью, то есть ближе ко всем жителям нашей страны.
Очевидно, это успешное позиционирование. Якутия на выставке предстает инновационной, современной, но не забывающей, на какой земле она находится. Регион демонстрирует свое лицо, прорисованное значительно детальнее. Это все та же республика, но понятная, с той новизной, которой нам не хватало. О ней пока знают действительно мало. Теперь благодаря выставке, я надеюсь, будут чуточку больше».
Перспективы реализации международного проекта и заинтересованность в нем Китая специально для Ленского клуба и Eastrussia оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.
В условиях новых геополитических реалий и поворота на Восток Россия активизирует свои экономические связи со странами Азии, прежде всего, с Китаем, нашим ближайшим соседом и одним из локомотивов мировой экономики. Всего 5 лет назад, в 2018 году, товарооборот России и Китая впервые достиг отметки в 100 миллиардов долларов, а уже в этом году этот показатель, скорее всего, превысит отметку в 200 миллиардов долларов.
Такая стремительная активизация экономических связей требует значительно более развитой сети транспортно-логистической инфраструктуры: 2022 год продемонстрировал, что железнодорожная сеть на Дальнем Востоке оказалась недостаточно готова к значительно выросшему объёму грузов. В этой связи в 2023 году идёт интенсивная модернизация, включающая широкомасштабную реконструкцию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (БАМ).
Также нужно выделить и развитие т.н. «малого БАМа» - железнодорожного направления Нерюнгри-Тында-Штурм-Сковородино, который может быть продлён за счёт законсервированного направления Сковородино-Рейново (Джалинда) и запланированного международного железнодорожного моста через Амур Джалинда (Россия)-Мохэ (Китай).
Строительство мостов через Лену и Амур, которые дальновидно продвигает глава Якутии Айсен Николаев, вместе с развитием всего транспортного коридора малого БАМа имеет особое значение для Дальнего Востока и Республики Саха. Этот проект создаёт отдельную ветвь, связывающую крупнейший регион Дальнего Востока (с возможностью продления до Магадана) напрямую с Китаем с возможностью разгрузки основных мощностей БАМа и Транссиба за счёт своего перпендикулярного расположения.
Китайская сторона также заинтересована в развитии транспортного коридора, поскольку это упростит доступ к минеральным ресурсам, поставляемым со стороны России и, прежде всего, регионов Дальнего Востока, а также может стать дополнительным стимулом для экономического роста северо-восточной провинции Хэйлунцзян.
Учитывая те выгоды, которые может получить Китай и Россия, особый интерес со стороны региональных властей субъектов Дальнего Востока, необходимость срочной разгрузки основных направлений БАМа и Транссиба, а также личное упоминание транспортного коридора со стороны президента России В.В. Путина в рамках III Международного форума «Один пояс – один путь», можно сделать вывод, что проект коридора с мостом отличается особым приоритетом и его реализация – вопрос обозримой перспективы.
Как уже было отмечено, в случае успешной реализации железнодорожного сообщения по международному мосту Джалинда-Мохэ, появится прямая возможность транспортировки ресурсов отдельных видов товаров, а именно: угля с южных месторождений региона (особый интерес представляет коксующийся уголь), древесина и продукция деревообработки, продукты нефте- и газохимии, а также товары сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Для Китая данный маршрут станет ещё одним направлением растущих поставок импорта в Россию: электроники и бытовой техники, автозапчастей и автомобилей, промышленных товаров и т.д. Ожидается, что только Республика Саха сможет экспортировать от 20 до 40 миллионов тонн грузов в Китай (прежде всего, угля), однако на первых порах эта цифра может быть ниже ввиду проблем с пропускной способностью отдельных участков, например, Сковородино-Рейново (Джалинда). Тем не менее, запуск данного участка должен способствовать значительному увеличению товарооборота Республики Якутия с Китаем.
Транспортный коридор из Арктики через Ленский мост, малый БАМ и переход «Джалинда-Мохэ» является примером растущей инфраструктурной взаимосвязанности в Евразийском регионе наряду с развитием т.н. Северного морского пути, который также включает Якутию в качестве значимого транспортно-логистического звена. Китай, будучи заинтересованным в бесперебойных поставках своей продукции в Европу, а также в другие регионы мира, готов активно содействовать развитию инфраструктуры Северного морского коридора, частью чего и является реконструкция Жатайской судоверфи.
Готовность Китая обеспечить техническое оснащение и робототехнику для судоверфи можно рассматривать как позитивный сигнал: Китай является крупнейшим кораблестроителем в мире, охватывая широкий перечень производимых типов судов, а также их компонентов (например, производство высокооборотных двигателей, оптического оборудования для кораблей и т.д.). Следует обратить внимание на наработанные компетенции в данной индустрии, а также достижения в роботизации судостроения и судоремонта и даже в применении искусственного интеллекта.
Отдельным преимуществом является специфика собственности: компании, как правило, связаны с государственными отраслевыми структурами, что упрощает внедрение инноваций в отрасли. При этом можно также отметить, что Китай за счёт сотрудничества с западными компаниями смог приобрести технологии, обеспечивающие конкурентоспособность продукции на мировом рынке, однако эти технологии в ряде случаев могут быть защищены лицензионными соглашениями, запрещающими поставки в Россию в рамках санкционного режима. С другой стороны, связь судостроителей с государством и использованием отдельных схем может значительно снизить риск противодействия со стороны лицензиаров из стран Запада.