Модель развития Северного морского пути отразит новую экономику Дальнего Востока
10.03.2016 08:40
Соответствующее поручение было дано Минвостокразвития России по итогам Восточного экономического форума и должно быть исполнено до 1 июля текущего года, сообщает пресс-служба Минвостокразвития.
К разработке концептуальных основ конкурентной модели развития Северного морского пути (СМП) привлечен Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. К настоящему времени уже произведен базовый анализ макроэкономических предпосылок развития Севморпути и анализ грузопотоков на маршрутах Европа — Азия и Европа — Западное побережье Северной Америки.
Как отметил Сергей Качаев, при формировании модели развития СМП учитываются три основных фактора. Во-первых, в качестве драйверов роста грузооборота по Северному морскому пути рассматриваются два типа перевозок: экспорт продукции сырьевых проектов в арктической зоне и транзитные перевозки грузов между портами Европы и Азии, в том числе — контейнерных грузов. По мнению Сергея Качаева, именно контейнерные перевозки между Юго-Восточной Азией и Европой могут дать принципиально новое качество для транспортной артерии, обеспечить взрывное развитие СМП.
Второй фактор — обязательный учет мнений российского и международного бизнеса. «Крупные российские и международные судовладельцы, грузоотправители должны увидеть в лице государства заинтересованного партнера и с помощью модели оценить все преимущества и риски развития своего бизнеса на Северном морском пути. При реализации такого подхода СМП может стать реально глобальным и конкурентоспособным транспортным коридором», — подчеркнул замминистра.
Третьим необходимым фактором является связь финансово-экономической модели СМП и общего развития Дальнего Востока с его новыми экономическими инструментами и возможностями — территориями опережающего развития и Свободным портом Владивосток. Сергей Качаев подчеркнул, что Министерством разработан и внесен в Правительство законопроект, в соответствии с которым будут созданы Свободные порты Камчатка, Хабаровск, Сахалин и Чукотка. Эффект для Северного морского пути может заключаться в создании на территории Свободных портов экспортно-ориентированных производств и логистических хабов. Например, создание логистического хаба, ориентированного на грузоперевозки по Северному морскому пути, предусматривается и в рамках созданной территории опережающего развития «Камчатка» — на базе порта Петропавловска-Камчатского.
«Все инструменты вместе — ТОРы, Свободные порты, инвестиции Фонда развития Дальнего Востока, инфраструктурная господдержка инвестпроектов — формируют повышенный и динамичный инвестиционный спрос на реализацию проектов на Дальнем Востоке. Новая экономика Дальнего Востока — новые заводы, предприятия, инфраструктура — безусловно должна быть отражена в финансово-экономической модели развития Северного морского пути», — пояснил Сергей Качаев.
В заседании президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина в Мурманске приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, главы арктических субъектов РФ, представители бизнеса и научных организаций.
Теги: