– Виталий Леонидович, вряд ли ошибусь, если предположу, что главным событием 2023 года стало обеспечение готовности одного из ваших подразделений – Тихоокеанского РДУ – к принятию функций оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных энергосистемах Дальнего Востока. Как шёл процесс, всё ли было гладко?
– Действительно, одним из ключевых результатов нашей деятельности в текущем году можно назвать успешную подготовку к централизации функций оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных энергосистемах Камчатского края, Магаданской, Сахалинской областей и Чукотского автономного округа. Главная сложность состояла в том, что масштабная работа должна была быть проведена в сжатые сроки. Фактически в течение полутора лет с момента принятия соответствующих поправок в федеральный закон «Об электроэнергетике» был проведен целый комплекс мероприятий: подготовлена необходимая документация, сформирована структура управления новыми для нас энергосистемами, налажено взаимодействие с организациями, исторически осуществлявшими функции оперативно-диспетчерского управления, создана необходимая технологическая инфраструктура, включая используемые для управления режимами информационно-управляющие системы и программно-аппаратные комплексы.
Важным вопросом стало также создание и организация работы обособленных подразделений Системного оператора в Магадане, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском и формирование их кадрового состава. Кроме того, была реализована программа повышения квалификации диспетчерского персонала с учетом специфики изолированно работающих энергосистем и требований Системного оператора.
17 ноября 2023 года – в день подписания Акта готовности – на главном диспетчерском мониторе ОДУ Востока стало «теснее». фото: EastRussia
В результате все запланированные мероприятия были реализованы в полном объеме и точно в установленный срок. Это подтвердили и результаты проверки, проведенной совместной комиссией Системного оператора и «РусГидро». Члены комиссии особо отметили, что задача по приему новых функций была решена при сохранении стабильной работы энергетических комплексов изолированных регионов и требуемого уровня надежности энергоснабжения потребителей в течение всего переходного периода.
– Как присоединение этих систем скажется на дальнейшем их развитии? Ведь они, по сути, остались изолированными?
– Расширение зоны диспетчерской ответственности Системного оператора позволит применять в ТИТЭС накопленный компанией опыт и компетенции, перейти на принятые в ЕЭС России единые принципы организации работы энергокомплекса, обеспечить экономически и технологически обоснованный подход к их развитию с опорой на инновационные технологии. В частности, в перспективе на некоторых контролируемых сечениях планируется внедрить используемую Системным оператором систему мониторинга запасов устойчивости (СМЗУ). Технология позволяет увеличить использование пропускной способности электрических сетей, то есть увеличить величину передаваемой по ЛЭП мощности на 10-15%, что эквивалентно строительству объектов генерации или электросетевых объектов в том же объеме. Учитывая удаленность этих регионов и суровые климатические условия применение в них самых современных технологий управления энергосистемами особенно важно. Кроме того, для сохранения устойчивости работы энергосистем в ТИТЭС при возникновении аварийных возмущений, в недалеком будущем, планируется создание централизованной системы противоаварийной автоматики (ЦСПА), проектирование и внедрение автоматического регулирование частоты и мощности (АРЧМ), внедрение системы доведения планового задания мощности на объектах генерации (СДПМ).
– Есть ли планы по реальному присоединению этих систем к ЕЭС России, или это нецелесообразно?
– Это нецелесообразно, в первую очередь, по экономическим критериям. Слишком большие расстояния разделяют эти энергосистемы и синхронную зону. Технически возможно построить линии электропередачи, связывающие в единый технологический комплекс энергообъекты, находящиеся за тысячи километров друг от друга. Но такой шаг потребует гигантских инвестиционных вложений, несопоставимых с ожидаемым эффектом. Так что пока мы не видим предпосылок для таких решений. Возможно, в перспективе с развитием транспортного коридора на Сахалин будет технически и экономически обосновано присоединение островной энергосистемы к ЕЭС России.
– В этом году ОДУ Востока отметило своё 55-летие. В исторической справке на сайте Управления говорится, что «на первом этапе ОДУ возглавило процесс объединения разрозненных, несинхронно работающих энергосистем Дальнего Востока в единый технологический организм». Что значит – «несинхронно работающие энергосистемы»? Как выглядит ситуация сейчас – какими объёмами и масштабами измеряется деятельность ОДУ Востока?
– До момента создания Объединенной энергосистемы на территории Дальнего Востока функционировали 3 энергосистемы, каждая из которых работала изолированно, со своей частотой электрического тока. В результате возможности социально-экономического развития каждого из регионов ограничивались мощностью электростанций, работающих в составе территориальной энергосистемы, и наоборот – невостребованные резервы мощности, имеющиеся на других территориях, не могли использоваться в дефицитных районах. Формирование энергообъединения позволило более эффективно использовать территориально распределенные генерирующие мощности, повысить устойчивость и надежность электроснабжения за счет взаимного резервирования и организации перетоков электроэнергии и мощности. Так, после объединения энергосистем появилась возможность использования на предприятиях Хабаровского края электроэнергии, производимой на строящейся в Амурской области Зейской. ГЭС или электростанциях Приморского края.
В 1970 году, когда впервые были включены на параллельную работу Амурская и Хабаровская энергосистемы, суммарная мощность электростанций, вошедших в образованную объединенную энергосистему Востока, составляла 683 МВт. К настоящему времени установленная мощность электростанций объединенной энергосистемы возросла более чем в 16 раз до 11 212 МВт. Потребление электроэнергии в 2022 году в ОЭС Востока составило 44,5 млрд. кВт.ч. В 2023 году этот показатель вырос, как ожидается, по итогам года он составит 45,7 млрд. кВт.ч.
– В этом году были введены в эксплуатацию новые и модернизированные объекты генерации. Что означают подобные события для ОДУ Востока, как они сказываются на его работе?
– Из модернизированных объектов генерации в этом году уже введен энергоблок Приморской ГРЭС мощностью 110 МВт. До конца года на этой станции будет введен еще один энергоблок мощностью 210 МВт, а в следующем году – еще два энергоблока мощностью 210 МВт и 215 МВт. Также до конца 2023 года ожидаем ввод после реконструкции турбоагрегата на Владивостокской ТЭЦ-2 мощностью 120 МВт. Отмечу, что это не вводы нового оборудования в привычном понимании, а глубокая модернизация существующих объектов.
Приморская ГРЭС — крупнейшая тепловая электростанция Дальнего Востока. С 2022 по 2025 годы СГК модернизирует все девять энергоблоков суммарной мощностью 1467 МВт. Электроэнергия необходима для развития Транссиба и Приморского края
фото: Сибирская генерирующая компания
Суммарная величина мощности оборудования, модернизация которого должна завершиться в этом и следующем году, составляет 750 МВт. При этом прирост потребления в следующем году ожидается более 800 МВт к текущему уровню. Для улучшения ситуации в ОЭС ввода такого объема генерации недостаточно, режимы работы в следующем году будут оставаться напряженными.
Ближайший ввод новых генерирующих мощностей, а именно двух энергоблоков единичной мощностью 215 МВт на Нерюнгринской ГРЭС в Якутии, запланирован на 2025 год.). При этом потребление мощности ориентировочно вырастет еще на 400 МВт.
– В начале этого года, а затем и летом, на территории Якутии, Приамурья и Приморья отмечались максимальные уровни потребления мощности – чем это было вызвано и каков объём энергопотребления в регионах Дальнего Востока в целом? О чём «говорят» эти показатели?
– Рост уровня потребления на территориях Якутии, Приморья и Приамурья определяется как климатическими факторами (летом – затраты электроэнергии на кондиционирование, зимой – на обогрев и освещение), так и ростом нагрузки крупных промышленных предприятий: объектами по перекачке нефти ВСТО, Амурским газоперерабатывающим заводом, заводом «Амурметалл», новыми потребителями «Эльгауголь», ГОК «Нежданинский», предприятиями добывающей промышленности. Также на величину потребления мощности оказывает влияние строительство Амурского газохимического комбината и переменная нагрузка ОАО «РЖД».
Максимальное потребление мощности в объединенной энергосистеме Востока на 22 декабря 2023 года составило 7883 МВт. Однако это не предел. Новые максимумы потребления мощности фиксируются буквально ежедневно. Согласно прогнозному балансу мощности в отопительный период 2023-2024 годов, в декабре в ОЭС Востока прогнозируется прирост потребления до 8011 МВт.
В целом на фоне экономического роста электропотребление в ОЭС Востока растет опережающими темпами, более чем в два раза превышая усредненные показатели по стране. Системный оператор прогнозирует сохранение этой динамики вплоть до 2029 года. По нашим расчетам, для удовлетворения растущего спроса необходимо дополнительно ввести более 1300 МВт новой генерации. Этот показатель заложен в разработанную Системным оператором и утвержденную Министерством энергетики Схему и программу развития электроэнергетических систем на 2024–2029 годы.
– Какие отраслевые события, по-Вашему, сформируют облик грядущего 2024 года?
– Знаковых событий ожидаем несколько. Естественно, к каждому из них мы тщательно готовимся.
Это, во-первых, принятие с 1 января функций оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных энергосистемах Дальнего Востока, о чём выше уже было сказано. Помимо решения текущих задач по управлению режимами ТИТЭС с нового года Системный оператор будет определять и магистральные направления их перспективного развития. Впервые в истории отрасли – в соответствии с требованиями федерального законодательства – эти планы будут включены в разрабатываемую АО «СО ЕЭС» Схему и программу развития электроэнергетических систем на 2025–2030 годы. В 2024 году Системный оператор разработает еще один основополагающий в сфере перспективного планирования документ – Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики на перспективу 18 лет до 2042 года. В нем будет, в частности, определена структура генерирующих мощностей, в том числе с учетом принятого в стране курса по достижению углеродной нейтральности к 2060 году.
Еще одним ключевым событием станет переход к целевой модели конкурентного рынка электрической энергии и мощности на территориях неценовых зон, к которым относится и ОЭС Востока. С 1 июля 2024 года ожидается включение энергосистемы Востока в общероссийский оптовый рынок электроэнергии и мощности. Этот шаг позволит повысить эффективность работы электроэнергетического комплекса и будет способствовать привлечению в энергетику региона необходимых для поддержания темпов экономического развития инвестиций. Кроме этого, мы ожидаем решений Правительства РФ по развитию генерации в ОЭС Востока, в том числе углеродно-нейтральной –солнечной и ветровой. С учетом высокой скорости строительства ВЭС и СЭС, реализация этих проектов позволит в значительной мере покрыть прогнозируемый дефицит электроэнергии и повысить надежность электроснабжения потребителей востока страны.