«Муравьев-Амурский 2030» - так называется программа подготовки управленческих кадров для макрорегиона, которая стартовала во Владивостоке на базе Дальневосточного федерального университета.
Как сообщает «Интерфакс», слушателям представят лучшие программы от «Сколково», РАНХиГС и ДВФУ. При этом практическая часть обучения подразумевает взаимодействие с руководителями регионов, начиная от министров и до губернаторов, которые будут наставниками.
Как подчеркнул министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, такой механизм позволяет в дальнейшем слушателям попадать на работу в регионах уже подготовленными.
За 10 лет по программе планируется обучить 500 человек. Заявки на участие в программе подали более двух тысяч человек. Финалистами программы «Муравьев-Амурский 2030» стали 35 мужчин и 20 женщин. Средний возраст участников 31 год. Профессиональный профиль - от экономики и финансов до географии и IT. Помимо дальневосточников (их больше всего), в финал прошли жители Москвы и области, Санкт-Петербурга, Волгоградской, Архангельской, Кировской, Новосибирской, Свердловской, Челябинской областей, Краснодарского, Красноярского и Ставропольского краев, Ямало-Ненецкого АО.
Программа рассчитана на год и состоит из восьми образовательных модулей. После окончания слушатели должны отработать в органах исполнительной власти не менее двух лет.
Сегодня искусственный интеллект присутствует практически во всех сферах жизни человека и продолжает удивлять своими возможностями. У дальневосточников появилось больше возможностей убедиться в этом: ведь именно во Владивостоке осенью, во время проведения Восточного экономического форума, на базе ДВФУ открылся Дальневосточный Центр ИИ – совместный проект вуза и Сбера. О том, какие проблемы помогает решать искусственный интеллект на Дальнем Востоке, рассказал Роман Дремлюга, директор Дальневосточного Центра искусственного интеллекта.
– Роман, где искусственный интеллект используется сейчас и на что он способен?
– Куда бы мы ни посмотрели, везде можно найти успешные примеры применения искусственного интеллекта. Сегодня без него немыслима ни одна область нашей жизни: финансы, производство, сфера развлечений, создание произведений искусства, безопасность. Продолжать можно долго, в целом же - это эффективный инструмент, который помогает снижать издержки и повышать результативность.
–Уже сейчас мы можем говорить о значимых достижениях применения ИИ на Дальнем Востоке с учетом особенностей региона?
– В сентябре 2022 года, когда мы на ВЭФ открыли Дальневосточный центр искусственного интеллекта, у нас уже имелось несколько значимых для Дальнего Востока проектов. Например, специалисты по машинному обучению Сбера и ДВФУ совместно обучают модель ИИ с целью решения проблемы мониторинга и прогнозирования токсичных «красных приливов».
Подобное природное явление вызвано активной фазой цветения микроводорослей, во время которой в морскую воду выделяется большое количество токсинов. По спутниковым данным устанавливается район, где с высокой вероятностью цветет данная водоросль. Так, массовое цветение этого вида привело к экологической катастрофе на Камчатке в 2020 году.
Специалисты Дальневосточного центра ИИ планируют достичь двух результатов: распознавать начало цветения других видов токсичных микроводорослей по спутниковым данным, а также своевременно определять состояние среды, при котором с высокой вероятностью может начаться массовое цветение вредоносных микроводорослей.
Еще один важный для нашего региона проект нацелен на прогнозирование движения и возникновения тропических циклонов. В отличие от иностранных метеорологических агентств, у нас речь идёт о полностью автоматическом обнаружении тропического циклона. Специалисты Сбера и ДВФУ работают над повышением точности распознавания тропического циклона и составлением прогноза траектории его движения на основе методов искусственного интеллекта.
– Какие задачи стоят перед машиной сегодня? С какими проблемами она способна справиться уже в ближайшее время?
– Сейчас мы наблюдаем всплеск интереса к искусственному интеллекту, который может выполнять запросы на обычном человеческом языке. Например, есть ChatGPT который способен писать эссе и учебные работы, составлять инструкции или сочинять рассказы, а также превращать задачу на естественном языке в код компьютерной программы.
В нашем центре в настоящий момент мы апробируем такие модели ИИ, которые могли бы помочь в преподавании гуманитарных дисциплин. Стремимся, насколько это возможно, автоматизировать написание заданий или примерных текстов для студентов. К слову, будущим студентам было бы неплохо иметь навык работы с такими системами.
– С развитием технологий перед человечеством стоял извечный вопрос: не потеснит ли искусственный разум естественный? Как вы считаете?
– Люди задавались этим вопросом и посвятили такой возможности множество фильмов, художественных произведений еще задолго до того, как искусственный интеллект обрел реальные способности производить совсем уж фантастические вещи – писать картины и стихи, прогнозировать влияние тех или иных неблагоприятных внешних факторов на развитие экономики, предсказывать катаклизмы и тому подобное. И сейчас потенциальная проблема приобрела совершенно четкие очертания: с одной стороны, он уже теснит нас. Конечно, мировой рынок труда ждут огромные потрясения. Но с другой стороны, ИИ помогает нам быть более эффективными, избавляет от рутинной работы и позволяет просто творить в свое удовольствие.
– Роман, расскажите о проектах, которыми занимаетесь сейчас? Какие перспективы Центра ИИ можете прогнозировать?
– В планах несколько проектов экологического характера по спасению редких видов животных и птиц. И, конечно, мы ищем компании на Дальнем Востоке, которые хотят повысить свою эффективность за счет внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы.
Первым в инновационном научно-технологическом центре (ИНТЦ) «Русский», который запустят в Приморье к 2030 году, начнет работать направление «Биомедицина». Резиденты Центра — фармацевтические компании — смогут быстрее разрабатывать и выводить на рынок новые технологии. Но что это даст обычным людям? И как повлияет на отечественную науку в целом?
Во-первых, в комплекс «Биомедицина» ИНТЦ «Русский» войдут несколько функционально связанных между собой корпусов. Каждый будет специализироваться на конкретном типе продукта. Например, задача Центра геномной и регенеративной медицины — использовать генетические и клеточные технологии для борьбы, прежде всего, со считавшимися до недавнего времени неизлечимыми недугами — онкологическими и нейродегенеративными заболеваниями.
Клетки, полученные от пациентов в клинике на первом этаже, будут использованы для создания принципиально новых биомедицинских продуктов. Патологически измененные клетки, в том числе полученные из опухолей, — для выявления молекулярных причин заболевания и подбора индивидуальных химотерапевтических препаратов.
Здоровые клетки пойдут на производство биомедицинских клеточных продуктов – фактически, заготовок для тканей и фрагментов органов человека. Они будут выращиваться в лаборатории путем клонирования на клеточном уровне.
Сохраненные клетки также могут быть направлены в Центр биомедицинской инженерии. Там из них будут создавать генетически-модифицированные системы для тестирования новых лекарств. Этот процесс далее будет проходить в Центре фармакологии и биоиспытаний.
Также в составе комплекса планируется корпус-интегратор всех процессов — своего рода витрина, стартовая площадка и место коммуникации разработчиков, промышленников и потребителей. Здесь разместятся офисы биомедицинских и фармацевтических компаний, совместные исследовательские центры базовых резидентов и научно-образовательные центры и лаборатории ДВФУ.
Таким образом, в рамках НОК будет проводиться полный цикл разработки и проверки на жизнеспособность новой биомедицинской или фармацевтической технологии. Такая интеграция очень важна для предпринимателей. Они получат доступ не только ко всей необходимой инфраструктуре, но и к экспертам, а также возможность «подсмотреть» за разработками университетских стартапов ДВФУ. Такой комплексный подход поможет им быстрее выводить на рынок новые технологии.
Для университета биомедицина — это престижное направление работы, которым занимаются в крупных мировых вузах. Профильный научно-образовательный кластер ИНТЦ «Русский» завершит формирование биомедицинского кластера в ДВФУ. В этот кластер уже входят Институт наук о жизни и биомедицины, Медицинский центр и Школа медицины.
В масштабах же государства задача направления «Биомедицина» ИНТЦ «Русский» — создавать инновационные продукты для отечественного рынка, а также обеспечить вывод продуктов и технологий на рынки АТР. В новой медицинской среде будут работать множество игроков биомедицинского рынка, включая клиники и специализированные производства. А предпринятые меры поддержки — особый правовой статус, освобождение от налога на добавленную стоимость, на прибыль и имущество, а также размер страховых взносов в 14% — будут мотивировать компании открывать на территории научно-образовательного кластера собственное опытно-промышленное производство и исследовательские центры.
Вести совместные исследования с крупнейшими отечественными IT-компаниями, налаживать партнерские связи между опытными игроками рынка и новичками, а также существенно облегчить производство российской микроэлектроники — таковы цели научно-образовательного кластера «IT Парк» Инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) «Русский». Что же планируется предложить будущим резидентам на острове Русском?
Основная задача ИНТЦ — дать компаниям механизм, помогающий внедрять инновации и доводить их до коммерческой эксплуатации. В НОК «IT Парк» будет сделан акцент на создании отечественной микроэлектроники: появится сборочная линия и будет организовано опытное или мелкосерийное производство.
Традиционно в структуре отечественного рынка микроэлектроники доля российских компаний была мала, — в отличие от потребности в таких комплектующих. Мы уже некоторое время наблюдаем исход из этой ниши зарубежных компаний, так что она остается фактически незанятой, но востребованной.
Идея НОК «IT Парк» состоит в том, чтобы профильные компании могли обкатывать идеи на базе R&Dлабораторий и тут же производить мелкие партии своих разработок. Если продукт будет успешным, его серийное производство можно продолжить за пределами ИНТЦ — например, в ТОР «Надеждинская».
Вторым исследовательским «ядром» НОК станет разработка программного обеспечения (ПО). На этом рынке российских игроков с высокими компетенциями больше. До недавнего времени они, как правило, работали на зарубежный рынок, и сегодня некоторые компании ушли из страны, что тоже освободило немало ниш.
Занять их можно достаточно быстро — с использованием технологий и компетенций, которые в достатке есть в России как у коммерческих предприятий, так и в университетской среде.
Принцип, по которому в НОК будет вестись работа, практикуется во всем мире: на одну территорию привлекаются компании одинакового профиля. Мы ждем, что крупные игроки выступят в качестве «якорных» резидентов и «поделятся» компетенциями с бизнесом поменьше — через совместное пользование R&D центрами и выстраивание горизонтальных и партнерских связей.
В число преференций для резидентов ИНТЦ «Русский» входят освобождение от уплаты налогов на 10 лет на добавленную стоимость, на прибыль и имущество, а также снижение страховых взносов до 14 %. Мы ищем и другие инструменты для привлечения высокотехнологического бизнеса. Один из них — режим свободной таможенной зоны, вроде того, что есть в особой экономической зоне технико-внедренческого типа «Томск».
Суть его в том, что произведенную на иностранном заводе деталь можно будет ввезти в России, изучить и проанализировать ее на определенной территории — без долгой процедуры подготовки документов. Это заметно сократит время разработки устройства, что особенно критично на высококонкурентном рынке.
ДВФУ, в свою очередь, готов предоставить резидентам необходимые научные компетенции. Бизнес редко проводит научные исследования, а для университета это, наоборот, одно из основных направлений деятельности.
Кроме того, в НОК «IT Парк» будут соседствовать индустриальная и студенческая среды: обучение студентов профильного института ДВФУ будет проходить рядом с R&D лабораториями резидентов, учащиеся смогут раньше познакомиться с особенностями их работы, а бизнес сможет отбирать из них наиболее способных. Мы также хотим, чтобы студенты принимали участие в работе R&D лабораторий, чтобы обретать навыки работы в условиях, приближенных к формируемым в конкурентной среде.
Если мы добьемся всего вышеописанного, это будет успех не только в масштабах Дальнего Востока, но и всей страны.
Обеспечение продовольственной безопасности страны – глобальная задача, в решении которой наряду с государством участвуют наука и бизнес. Одна их мер – создание точек развития, инновационных научно-технологических центров. В 2023 году ИНТЦ «Русский» в Приморье в пилотном режиме примет первых резидентов, а к 2030 году в технологическую долину планируется привлечь более 50 ведущих высокотехнологичных компаний и 200 стартапов. Ключевые направления ИНТЦ продиктованы рынком: «Мировой океан», «IT Park», «Биотехнологии» и «Биомедицина». При этом подготовка кадров для кластера «Биотехнологии» стартовала в ДВФУ еще до запуска самого ИНТЦ, а за обеспечение профильных компетенций у выпускников отвечает один из лидеров российского рынка.
Основная идея НОК «Биотехнологии» – объединить научно-образовательную деятельность ДВФУ и усилия резидентов ИНТЦ «Русский». Здесь будут синтезировать и выделять белки, ферменты и аминокислоты, разрабатывать специализированное и функциональное питание, новые цифровые решения для агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса страны.
За образовательный и научный блок в кластере отвечают Передовая инженерная школа (ПИШ) «Институт биотехнологий, биоинженерии и пищевых систем» и Институт Мирового океана ДВФУ. Основные темы исследований – промышленные, пищевые, агро- и экобиотехнологии, а также изучение генетического потенциала дальневосточных микро- и макробиоресурсов для создания промышленных технологий.
В состав НОК «Биотехнологии» ИНТЦ также войдут R&D-лаборатории, состоящие из экспериментальных установок, аналитических центров, мини-производств и опытных модулей. Любая профильная организация (не только резидент) сможет заказать в ИНТЦ «Русский» необходимую разработку, отвечающую современным мировым технологическим трендам и вызовам. Здесь компании будут вести научную и инновационно-технологическую деятельность совместно с учёными и специалистами НОКа.
Резиденты смогут разместить в кластере собственный центр, опытно-промышленное производство по своему профилю, а также образовательные классы, базовые лаборатории и кафедры совместно с ДВФУ.
Так, например, Группа компаний «Арника» – один из лидеров в России по производству пищевых и кормовых высокотехнологичных компонентов (витаминов, пробиотиков, ветеринарных препаратов и защищённых «смарт» аминокислот) – планирует зайти в «пилот» ИНТЦ с проектом по созданию технологий получения биологически активных веществ для производства биопрепаратов и БАДов нового поколения.
Еще одна важнейшая задача НОК «Биотехнологии» – совместная с компаниями практикоориентированная подготовка кадров. В созданной при поддержке Правительства РФ профильной ПИШ ДВФУ студенты уже с первого будут закреплены за научно-технологическими проектами, а это возможность получать знания непосредственно от практиков и наставников из высокотехнологичных компаний.
Сейчас в портфеле программы ПИШ 11 крупных научно-технологических проектов: от разработки и синтеза «умных» витаминов до выделения и использования в качестве природных антиоксидантов флавоноидов и полифенолов из дальневосточных биоресурсов.
Уже сейчас очевидно, что ИНТЦ объединит все необходимое для решения прорывных задач бизнеса. Совместными усилиями все стороны ИНТЦ «Русский» – бизнес и ДВФУ в лице научных и образовательных кадров – смогут укрепить не только российскую биотехнологическую отрасль, но и продовольственную безопасность страны в целом.
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!
Российский автомобильный рынок – и дальневосточный в частности - находится в процессе структурной перестройки. Китайский автопром занимает ниши, опустевшие с уходом популярных брендов. Владивостокская таможня отмечает двукратный рост ввозимых автомобилей. А схема параллельного автоимпорта, наконец, начинает работать на Дальнем Востоке.
С начала года российский автомобильный рынок переживает тектонические сдвиги. Среди брендов, остановивших работу в России: Mazda, Toyota, Geely, Suzuki, Lexus, Mercedes Benz, MAN, Ford, Honda, Volvo, Nissan, Skoda, Renault, Volkswagen, Hyundai, Volkswagen, KIA, Audi, Jaguar, Bentley, Rolls-Royce, Daimler Truck, BMW, Ducati, Land Rover.
Соответственно, тройка брендов – лидеров кардинально изменилось. По данным «Автостата» на октябрь текущего года, ведущей маркой остаётся отечественная LADA, доля которой в октябре выросла до 39,5% (7 113 проданных новых легковых автомобилей). Второе место среди иномарок завоевал китайский бренд Haval (4 316 шт.). В ТОП-5 также попали: Chery (3 838 шт.), Kia (2 738 шт.) и Hyundai (2 720 шт.).
По прогнозам, совсем скоро китайский автопром может выйти в лидеры.
Автомобили б/у из Японии и Южной Кореи помогут закрыть потребности, в первую очередь, на Дальнем Востоке.
И определённые надежды возлагаются на схему параллельного импорта, которая уже начинает работать.
Как показал мониторинг агентства, дилерские центры адаптируются к изменившимся реалиям.
Генеральный директор ООО «Альтаир-Авто» (официальный дилер Mercedes-Benz) Владимир Шестак отмечает, что многие участники рынка переориентировались на другие бренды и активно осваивают новые ниши. В том числе делают акцент на продажи автомобилей с пробегом.
«Кто-то уже запустил новые направления, кто-то планирует запускать в ближайшее время. Плюс в активах дилерских центров – внушительный парк б/у автомобилей. И всё равно никуда не делись компетенции. Многие клиенты предпочитают даже б/у автомобили покупать у дилера, а не на свободном рынке, потому что могут быть уверены в том, что транспортное средство гарантированно прошло все проверки, и гораздо больше доверяют результатам оценки дилера, чем какого-либо независимого эксперта. Плюс дилеры, имея отлаженные схемы взаимодействия с банками, лизинговыми компаниями, все-таки могут предложить наиболее интересные условия приобретения», - комментирует Владимир Шестак.
По словам собеседника, его компания сегодня работает в разных направлениях. В том числе наладила импорт автомобилей премиального класса из других стран, которые завозит, соблюдая таможенные процедуры.
Открывает новые направления бизнеса «Сумотори-Авто», официальный дилер Киа, Мазда, Субару во Владивостоке. Впервые за свою историю компания запустила продажи праворульных б/у автомобилей с японских аукционов.
изображение: скриншот сайта ГК «Сумотори»
«С б/у автомобилями мы работали и раньше. Но «правый руль» - это новая ниша для нашей компании. В целом, у «Сумотори-Авто» достаточно много направлений, включая кузовной цех и сервисное обслуживание, импорт автомобилей, в том числе под заказ. Кроме того, наши активы – почти 100 автомобилей, закупленных напрямую у производителя, с гарантией», - рассказал руководитель отдела продаж группы компаний «Сумотори-Авто» Валерий Дегтярев.
Дилерские центры рассчитывают составить серьёзную конкуренцию армии импортёров, поставляющих «правый» руль на российский рынок. В своей экспансии они опираются на преимущества больших компаний, которые, как правило, несут все риски в случае форс-мажоров.
«Распространённая история, когда автомобиль рыночной стоимостью миллион предлагают клиенту за 700 тысяч рублей. Но чудес не бывает, и потом выясняется, что надо заплатить гораздо большую сумму. Крупные авторитетные компании дорожат своей репутацией и готовы давать гарантии», - говорит Валерий Дегтярёв.
Сегодня рынок автоимпорта из Японии и Кореи переживает большой ажиотаж. За 10 месяцев текущего года Владивостокской таможней оформлено свыше 142 тысяч транспортных средств для личного пользования.
«По сравнению с октябрём прошлого года количество оформленных автомобилей в октябре этого года увеличилось более чем в два раза и составило 22 207 автомобилей для личного пользования», - сообщает таможенный орган.
Это внушительная цифра, если сравнить её, например, с динамикой рынка новых легковых автомобилей в России, где объёмы продаж в октябре составили 43,3 тысячи транспортных средств. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».
Эксперт одного из сертификационных центров Денис Максименко отмечает, что ценовая политика дилерских центров благоприятствует импортёрам.
«Дилеры брендов, покинувших рынок, подняли цены с началом спецоперации и не намерены сдавать назад, поэтому мы наблюдаем интересную ситуацию. Mazda CX-5 в салоне может стоить больше 4 млн рублей, тогда как до начала спецоперации стоила в районе двух с лишним миллионов. Разница колоссальная. При этом вы можете привезти такую же машину из Японии, и в рестайлинге она обойдётся до 3 млн рублей. Если говорить о брендах, которые остаются на российском рынке, в частности, Hyundai и Kia, они ведут приблизительно ту же самую политику. Учитывая курсы валют, сейчас намного дешевле привезти автомобиль, чем купить у официального дилера», - комментирует Денис Максименко.
В то же время с начала февраля рынок автоимпорта существует в экстремальных условиях. Сначала взлетевший курс доллара парализовал продажи. Потом Япония запретила экспорт в Россию люксовых автомобилей стоимостью более 6 млн иен, и это ударило по сегменту дорогих праворульных машин. Но курс японской иены вскоре резко упал по отношению к рублю, опустившись до исторических минимумов. А фокус внимания импортёров быстро сместился на Южную Корею.
«Потребитель распробовал корейские бренды, и на дорогах появились большое количество дорогих автомобилей от корейских производителей. Соответственно, в Центральной России осознали, что Южная Корея не вводила никаких санкций, и в отличие от Японии там нет ограничений для экспорта в Россию. Можно привезти как дешёвый, так и дорогой автомобиль любого сегмента», - говорит Денис Максименко.
Правда, для дешёвых авто на данный момент сложилась не самая благоприятная рыночная ситуация. Сегодня импортёры своей главной проблемой называют активное удорожание перевозок и услуг хранения автомобилей. Цены выросли в разы, и пока рынок спасает только дешёвая иена.
«Если в этот же период прошлого года фрахт стоил 300-450 долларов, то сейчас он стоит 1,5 тысячи долларов. Раньше складские услуги обходились порядка 4,5 тысяч рублей за 10 первых дней хранения. Сейчас - в районе 20-30 тысяч рублей. Назвать эту ситуацию иначе как беспределом я не могу. Особенно страдает сегмент дешёвых автомобилей. Остаётся надеяться, что антимонопольная служба примет меры, соответствующее обращение в ФАС готовят предприниматели», - сообщил один из импортёров.
Китайские бренды Haval и Chery стремительно ворвались в тройку лидеров российского автомобильного рынка. Но что интересно, «китайцы» оказались намного более востребованы в Москве, чем на Дальнем Востоке. Так, на второй строчке по количеству проданных машин в российской столице - кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. В дальневосточном регионе лидируют Toyota Corolla и Toyota Prius.
«Теоретически такая крупная компания, как наша, могла бы открыть во Владивостоке продажи китайского бренда. Но нужно понять, какой именно бренд интересен потребителю, потому что далеко не все они пользуются популярностью. И в любом случае, коммерческая структура должна понимать прибыль и точку окупаемости. Вкладывать огромные деньги и окупать их 15 лет – это неинтересно. Проще инвестировать в другие проекты, которые уже сейчас приносят стабильный заработок», - говорит Валерий Дегтярёв.
Денис Максименко считает, что «китайцы» могут потеснить «японцев» и «корейцев» на Дальнем Востоке, но для этого они должны будут придерживаться определённой ценовой политики.
«На волне успеха китайские бренды, пусть и не так значительно, но всё же подняли отпускные цены. Раньше было выгодно покупать китайские автомобили, потому что цены были очень конкурентными, и те же Chery, если не брать «вэдовые», стоили в районе 2 млн рублей. Это та цена, которая привлекала покупателя, потому что он мог приобрести новый автомобиль, грубо говоря, по цене японского с пробегом. Обратите внимание, как только HAVAL зашёл на рынок, моментально раскупили все машины именно из-за хороших прайсов», - комментирует эксперт.
Цены на китайские автомобили всё равно будут скорректированы в сторону их большей доступности, считает Денис Максименко. Люди хотят покупать новые машины, а китайские бренды изначально демонстрировали адекватную, гибкую ценовую политику. И у них есть все шансы занять свою большую нишу на Дальнем Востоке. Конкурировать китайский автопром будет главным образом с параллельным импортом, полагает эксперт.
Автоконцерн Mazda передал свою долю «Соллерсу» за один евро
фото: «Соллерс»
Отметим, что японский автоконцерн Mazda официально вышел из проекта по выпуску автомобилей и двигателей японской марки на мощностях совместного предприятия "Соллерс" в Приморском крае. Свою долю он передал «Соллерсу» по символической стоимости в 1 евро на условиях опциона, то есть возможности выкупить её в дальнейшем).
Правительство региона сообщает, что в 2023 году завод запустит новую производственную линию. По некоторой информации, это будет сборочное производство китайского бренда.
Сегодня дилеры активно развивают импорт новых автомобилей через третьи страны – Казахстан, Узбекистан и другие. Но к параллельному импорту это не относится.
«И раньше можно было привезти автомобиль в дилерский центр откуда-нибудь из Германии. На физическое лицо, разумеется. Просто стоял вопрос экономической выгоды, и никому это не было интересно, потому что всю административно-организационную часть представительство брало на себя - сертификацию, получение СБКТС, ЭПТС и другие вопросы. Сейчас ситуация изменилась. То, что раньше делало представительство, делают дилеры. Привозят через третьи страны новые автомобили, приобретённые на физлиц. Это выгоднее, чем параллельный импорт, так как физлица платят гораздо меньшую пошлину», - поясняет один из участников рынка.
Параллельный импорт осуществляет только юридическое лицо при соблюдении определённых условий.
Принятое 15 июля постановление правительства №1269 упростило ввоз иномарок юрлицами. Теперь им не требуется получать ОТТС или просить разрешение на его использование у держателей такого документа. Можно завозить транспортные средства в обход представительств зарубежных автоконцернов. Но не любые – только не из перечня, утверждённого Минпромторгом. Новые или не старше трёх лет. Заключение о соответствии требованиям выдаёт ФГУП «НАМИ».
Денис Максименко рассказывает, что схема параллельного импорта на Дальнем Востоке, наконец, заработала.
«Ничего сложного в параллельном импорте нет. Если автомобиль входит в перечень транспортных средств, разрешённых к параллельному импорту, компания имеет право обратиться в институт НАМИ и при наличии перечня документов, подтверждающих в том числе определённую категорию систем безопасности, получить заключение о том, что данный автомобиль можно беспрепятственно ввезти в Россию. Могу сказать, что эта схема уже работает. Предприниматели начинают разбираться в ней, тестируют её. У меня есть клиенты, которые привезли автомобиль Audi «на проверку» именно в рамках параллельного импорта, на юридическое лицо, для дальнейшей реализации через одну из площадок», - говорит Денис Максименко.
Директор компании Carwin Дмитрий Забора отмечает, что теоретически реализовать эту схему можно с помощью посредников.
«Параллельный импорт - это возможность оформления на нашу компанию машин до трёх лет, то есть новых или почти новых плюс соблюдение ряда других условий. В принципе, ничего особо сложного здесь нет, можно заключить договор с органом сертификации, чтобы он взял на себя вопросы оформления. Но нам это неинтересно, потому что таможенная пошлина значительно меньше, если ввозить автомобили на физлицо. По параллельному импорту целесообразно завозить машины, только если ты официальный дилер и продаешь их от лица компании по лизингу либо каким-то другим схемам. Тогда это компенсирует высокую пошлину», - поясняет Дмитрий Забора.
Владимир Шестак уверен, что даже если параллельный импорт будет эффективно налажен, это не закроет потребности рынка.
«В мире сохраняется дефицит автомобилей, вызванный дефицитом полупроводников, о чём мы немного забыли на фоне внутренних событий. Эта тенденция только усиливается. Сейчас даже в странах, откуда подразумевается параллельный импорт, сохраняется нехватка автомобилей. Какую-то часть спроса можно удовлетворить таким образом, но всю потребность она не закроет», - полагает Владимир Шестак.
Собеседники считают, что на Дальнем Востоке своя специфика. И если говорить о массовом спросе, б/у автомобили из Кореи и Японии здесь вне конкуренции.
Отметим, по данным «Автостата», с января по сентябрь текущего года в России было куплено почти 475 тыс. новых легковых автомобилей, что на 59% меньше, чем за 9 месяцев 2021 года. Объём рынка легковых автомобилей с пробегом составил 459,4 тыс. единиц, на 20,2% меньше, чем за тот же период прошлого года.