Поделиться
Недостаток субсидирования предприятий ЖКХ в Якутии грозит серьезными рисками в их работе
Поделиться

В Якутии объем недостающего финансирования для организаций коммунального хозяйства достиг 27 млрд рублей. Это создает угрозу стабильности работы инфраструктуры региона.

Проблема стала предметом обсуждения на круглом столе в региональном парламенте. Участники дискуссии, включая представителей власти и профильных ведомств, выразили обеспокоенность сложившейся ситуацией и предложили возможные пути ее решения, сообщает «Российская газета».

Министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики Вячеслав Емельянов отметил, что нехватка субсидий на 2025 год в размере 27 миллиардов рублей может серьезно отразиться на всей отрасли. Недостаточное финансирование ЖКХ создает риски сбоев в поставке топливно-энергетических ресурсов, а также увеличивает кредитную нагрузку на предприятия, ухудшая финансовое состояние организаций, отвечающих за поставку ресурсов.

Глава регионального комитета по ценовой политике Николай Бочков пояснил распределение бюджетных затрат на одного жителя. Наибольший объем субсидий получают арктические районы: в Верхоянском и Момском районах – 400 тыс. рублей на человека, в Аллаиховском – 329 тыс., в Усть-Янском – 327 тыс. В центральных районах эта сумма варьируется от 13 до 83 тыс. рублей, а в столице региона, Якутске, она составляет всего восемь тысяч рублей на человека.

Рост субсидий для коммунальных предприятий связан с увеличением межтарифной разницы в теплоснабжении. Так, с 2021 года тарифы на электроэнергию для ЖКХ возросли в девять раз – с 5,75 рубля до 50 рублей за киловатт-час. Средняя стоимость угля и нефтепродуктов также увеличилась вдвое.

По словам Николая Бочкова, индексация тарифов была рассчитана исходя из прогнозируемого роста потребительских цен на 30 процентов, однако реальный уровень инфляции составил порядка 47 процентов.

Депутат республиканского парламента и член межведомственной рабочей группы Виктор Федоров подчеркнул, что граждане оплачивают только 10–30 процентов от установленного тарифа, а остальная часть расходов компенсируется за счет бюджета. В связи с этим участники рабочей группы предлагают ввести социальную норму на отопление.

По его словам, в настоящее время ГУП «ЖКХ» субсидирует порядка 3,5 миллиона квадратных метров жилого фонда, хотя нормативный показатель составляет 2,6 миллиона. Таким образом, почти миллион квадратных метров выходит за рамки утвержденных норм.

В Якутии, где климатические условия одни из самых суровых в стране, стоимость коммунальных услуг в три раза превышает средний показатель по России. Существенная часть затрат на ЖКХ покрывается за счет республиканского бюджета, и за последние пять лет объем субсидий для коммунального сектора вырос с 25 до 49,5 миллиарда рублей. Власти региона ищут механизмы для сдерживания этого роста.

По поручению главы республики Айсена Николаева создана межведомственная рабочая группа, которая провела оценку состояния коммунальной инфраструктуры. Выводы оказались неутешительными: уровень износа котельных в регионе составляет 70–80 процентов, тепловых сетей – 65–75 процентов, водопроводных сетей – 60–70 процентов, дизельных электростанций – 50–60 процентов. В сельской местности степень износа электросетей достигает 80 процентов, а многоквартирных домов – 70 процентов.

В ряде арктических районов котельные продолжают работать на оборудовании, произведенном еще в 1960-х годах. В период с 2008 по 2017 год на строительство 700 котельных в Арктике было выделено 210 млрд рублей, однако многие объекты возводились без экономического обоснования и комплексного стратегического планирования.

Специалисты подчеркивают необходимость срочной модернизации инфраструктуры и внедрения современных технологий, которые помогут снизить затраты на энергоресурсы. Кроме того, в республике насчитывается 66 населенных пунктов, где проживают от 10 до 50 человек. По мнению экспертов, такие поселения целесообразно укрупнять. 
Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Дождется ли Чита газа и чистого воздуха?

В Забайкалье сменился концессионер, который должен газифицировать краевой центр сжиженным природным газом. Вместе с тем предстоит учесть недоработки предыдущего участника концессии, решить вопросы с балансовой принадлежностью построенного имущества и получить дополнительное финансирование, что является непростой задачей. Сроки автономной газификации Читы, которая предусматривается госпрограммой «Чистый воздух», переносили трижды. Насколько окончательна очередная дата, разбиралась EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Северный завоз на последней миле

Нынешнюю навигацию в целом успешно отработал единый морской оператор северного завоза. Он появился в соответствии с вступившим в силу федеральным законом, призванным улучшить систему снабжения отдаленных территорий. Им же предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В нее, помимо морской составляющей, входят речные сообщения, а также автомобильные дороги и автозимники, по которым осуществляется доставка грузов до конечного пользователя. Но высокая степень износа портовой и дорожной инфраструктуры, ухудшение судоходных условий на северных реках обостряют общую проблематику завоза жизненно важных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор электроэнергетики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке сдвигаются сроки строительства некоторых крупных объектов энергетики, в том числе по причине задержек в поставках оборудования. Предполагается ускорить либерализацию энергорынка в макрорегионе для обеспечения доходности новых проектов, направленных на решение вопроса прогнозируемого растущего энергодефицита. На этом фоне правительство одобрило меры поддержки холдинга «РусГидро». Также в ДФО предполагается развивать направление возобновляемой энергетики.

Читать полностью
Поделиться
«Собирайтесь, езжайте на Чукотку!» Наблюдения хабаровского предпринимателя с РЭН–2025

С 15 по 17 октября в Москве прошла Российская энергетическая неделя – 2025 (РЭН). Мероприятие стало во многом зеркалом перемен, которые переживает российская энергетика: рост тарифов, сокращение субсидирования и нарастающий дефицит мощностей на Дальнем Востоке. Одним из участников РЭН стал Андрей Почелинцев − предприниматель и общественный деятель из Хабаровска, много лет управляющий несколькими компаниями в сфере энергетики, и основатель Ассоциации развития топливно-энергетического комплекса. В авторской колонке он делится своими наблюдениями о ключевых вызовах и стратегических решениях, которые обсуждались на форуме: глазами бизнесмена, общественника и просто дальневосточника.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке осуществляется модернизация аэропортовой инфраструктуры, в том числе рассматривается реализация ранее переносившихся проектов, таких как строительство нового аэропорта Иркутска за пределами города. Также планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. При этом поиск источников финансирования и соблюдение сроков работ остаются основными проблемными моментами в отрасли. В сфере развития железнодорожного транспорта реализация частной инициативы позволила рассчитывать на увеличение отправки угольных экспортных грузов в восточном направлении. Тем не менее частные инвестиции в подобные проекты могут быть рентабельными только при наличии высокодоходных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Читать полностью
Поделиться
Концессиям нужен арбитр

Концессионный механизм нуждается в доработке, считают эксперты. С 1 сентября ужесточатся требования к концессионерам в сфере ЖКХ, но остается под вопросом, будут ли изменения законодательства способствовать привлечению инвесторов. Пока концессии непопулярны у бизнеса, а на фоне высокой ключевой ставки некоторые регионы замораживают проекты. Как деловое сообщество видит решение проблемы, что об этом думают эксперты, и есть ли альтернатива концессиям для развития территорий, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Поддержка для триллионов: ГЧП по-новому

На ближайшие пять лет государство ставит задачу привлечь в ДФО почти в 1,5 раза больше инвестиций, чем за предыдущие десять. Но для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока необходимо эффективно внедрять инфраструктурные проекты, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Вместе с тем растущая роль банков в финансировании подобных соглашений требуют пересмотра подходов к регулированию ГЧП и концессионных форм.

Читать полностью
Поделиться
Чем утолить газовую жажду регионов

К 2030 году дефицит природного газа для потребителей Дальнего Востока может составить 11 млрд куб. м. От обеспечения спроса на энергоноситель зависит ход реализации многих инвестпроектов в макрорегионе. В частности, непростая ситуация складывается в Хабаровском крае, 20 лет назад подписавшим соглашение о поставках газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-1». Много неясного и в снабжении газом Благовещенской ТЭЦ в Амурской области. 

Читать полностью
Поделиться
Генерация Севера ждет инвестора

Изношенная дизельная и угольная генерация, высокие тарифы, нередкие перебои с поставками топлива – в таких реалиях существует энергетика с изолированной инфраструктурой на отдаленных территориях Дальнего Востока. Впрочем, за последние годы зарекомендовало себя такое решение по модернизации объектов энергоснабжения, как энергосервисные контракты. Однако сегодня они нуждаются в донастройке, в том числе с учетом жесткой денежно-кредитной политики государства.

Читать полностью
Больше материалов