Новый супертраулер «Механик Сизов» успешно завершил промысловые испытания и приступил к добыче минтая. Судно ведет промысел районе Южных Курил.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Росрыболовства, в море протестированы оборудование и все системы траулера. Начало эксплуатации подтвердило эффективность и надежность работы. Судно построено в рамках первого этапа программы инвестквот на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге для РРПК.
«Механик Сизов» – третий супертраулер, который построен для промысла на Дальнем Востоке. Судно проекта СТ-192- одно из самых технологичных судов в России и в мире. Также на Адмиралтейских верфях строят еще три супертраулера серии - «Капитан Мартынов», его спустили на воду в сентябре 2021 года, «Капитан Юнак» и «Механик Щербаков» - пока по ним идет формирование корпусов. Всего для Русской рыбопромышленной компании на верфях построят 10 аналогичных судов. Это будут самые крупные российские рыбопромысловые суда, каждое из которых рассчитано на ежегодный вылов 60 тыс. тонн рыбы.
Редкоземельные металлы играют важную роль в высоких технологиях и являются основой для производства высокопрочных видов стали, современных электронных устройств, магнитов, аккумуляторов и других компонентов, которые используются в различных отраслях промышленности. Однако спрос на них внутри страны остается достаточно низким в отличие от общемирового тренда. Это ставит под вопрос будущее ряда проектов по освоению ресурсной базы, в том числе на Дальнем Востоке.
Россия занимает второе место в мире по запасам редкоземельных металлов после Китая. Между тем на стадии активной разработки на сегодняшний день находятся лишь несколько крупных проектов, прежде всего в Мурманской области. Промышленного освоения в стране ждут, как минимум, шесть месторождений с редкоземельными элементами и редкими металлами. Одно из них – Томторское на северо-западе Якутии. Ранее прогнозировалось, что после выхода на проектную мощность Томтора, запасы которого оцениваются в 4 млн т, его продукция может занять 7-8% мирового рынка феррониобия и 5-6% редкоземельных оксидов, в основном неодима, празеодима и металлов среднетяжелой группы.
Еще одно крупное месторождение в ДФО – Ермаковское в Бурятии. На момент лицензирования, в 2005 году, его запасы оценивались в 1,4 млн т руды с содержанием бериллия (относится к редким металлам) и флюорита.
Освоение этих месторождений затормозилось, хотя, как ожидают в Ассоциации производителей и потребителей редких и редкоземельных металлов (Ассоциация РМ и РЗМ), Ермаковское имеет больше шансов выйти в ближайшие годы на промышленное производство. Известно, что одноименная компания-оператор получила статус резидента ТОР «Бурятия» и в 2027-м планирует начать выпуск бериллиевой продукции и флюоритового концентрата. Инвестиции в проект превысят 10 млрд руб. Стартовавшие в этом году работы на месторождении глава Бурятии Алексей Цыденов назвал одним из наиболее значимых региональных событий.
Впрочем, не исключено, что подвижки произойдут и на Томторе. В конце прошлого года президент РФ Владимир Путин поручил обеспечить разработку Томторского месторождения силами нынешнего владельца, либо иным путем. По его словам, бизнес-структуры, которые взяли лицензионные участки много лет назад, не вкладывают средства. «С ними надо как-то поговорить и решить этот вопрос: либо они инвестируют, либо они как-то выстраивают отношения с другими компаниями, с государством. Это стратегически важный ресурс, который нужен государству сейчас», – заявил тогда президент.
Необходима не только доступная ресурсная база, следует решать проблему технологического отставания в переработке редкоземов, говорит представитель комитета Совета Федерации по экономической политике Александр Жуков. «Большинство перерабатывающих мощностей сосредоточено за пределами России, что делает нашу страну зависимой от импорта готовой продукции и технологий. Это приводит к потере добавленной стоимости, так как мы экспортируем сырье, а не готовую продукцию», – пояснил сенатор.
Отсюда важны инвестиции в научные исследования и разработки, модернизацию существующих производств, хотя с финансированием сейчас непросто. В рамках нацпроекта «Новые материалы и химия» разработан федеральный проект «Развитие отрасли редких и редкоземельных металлов». По нему суммарный CAPEX оценивается порядка 500 млрд руб. Однако указанный в паспорте проекта размер госсубсидий компаниям – всего лишь 7,2 млрд руб.
«То, что находится на действующих площадках, развивается, там повышается глубина переработки. Что касается [новых] первичных месторождений, то в сегодняшней экономической ситуации они находятся в красной зоне. Была надежда, что госкорпорации смогут вытянуть экономику редкоземелья, но пока этого нет», – констатирует председатель Ассоциации РМ и РЗМ Руслан Димухамедов, считая, что нынешняя кредитно-денежная политика в России не способствует активному освоению минерально-сырьевой базы.
«Продвинутые в части промышленного производства китайцы понимают, хочешь производить – производи, просто кассируй это дело должным образом», – обратил внимание глава Ассоциации.
В целом по России разведаны и подготовлены к разработке 28,5 млн т редкоземельных металлов, сообщил глава Роснедр Олег Казанов. Между тем годовая потребность российской экономики в настоящее время составляет всего около 2 тыс. т, а добыча РЗМ в стране за последние 15 лет остается неизменной, тогда как в мире продолжается тенденция роста. За тот же период объемы общемирового производства металлов выросли в 3,5 раза, примерно до 350 тыс. т ежегодно, несмотря на то что котировки на внешних рынках достаточно волатильны. Например, средняя цена на неодим, празеодим в 2022 году превышала $120 за 1 кг, в 2024-м она упала ниже $80.
Потребности у России в новых месторождениях нет, считает генеральный директор компании «Скайград» Алексей Абрамов. Во-первых, в РФ накоплены огромные отходы производства минеральных удобрений – фосфогипса, который можно вторично перерабатывать. В нем содержится ряд ценных компонентов, включая редкоземельные элементы. Ежегодно предприятия оставляют порядка 6 млн т фосфогипса, из этого объема возможно экономически эффективно извлекать 24 тыс. т редкоземов, а это почти 10% мирового рынка РЗМ, подчеркивает гендиректор «Скайграда». «Более того, эта руда выкопана, нам не надо бороться с вечной мерзлотой, как в Томторе», – убежден менеджер.
Но даже если новые месторождения будут включены в хозяйственный оборот, им грозят проблемы со сбытом, не исключает он. Объемы производства у переработчиков РЗМ в свою очередь зависят от запросов конечных потребителей. «Мы научились делать металлический неодим, который нужен для магнитов. Но его никто не покупает», – как пример привел Алексей Абрамов.
Бывают случаи, когда завод освоил технологию выпуска нового продукта, но не в силах его реализовать на внутреннем рынке из-за конкуренции с поставщиками из Китая. «Наш российский производитель собственно сталкивается не с китайским производителем. Мы конкурируем с системой государственной поддержки китайских производителей. Они приходят на конкурс, смотрят, что цены [у нас] нормальные, мы у них выигрываем. Но на следующий год получают субсидии, вновь приходят на конкурс и валят цены вниз», – сетует Алексей Абрамов, отмечая необходимость заключения долгосрочных контрактов на поставку продукции.
Вместе с тем у смежников меняются планы. К примеру, «Росатом» намеревался в 2022 году запустить первую очередь завода по производству постоянных магнитов (применяются в выпуске генераторов и электродвигателей для транспорта, ветроэнергетики, робототехники и т.п.), для которых нужен неодим. Теперь, как ожидается, это произойдет не ранее 2028 года.
Похожая ситуация складывается в других отраслях производства, как например с карбонатом лития (причисляется к редким металлам). Его потребление будет меньше из-за пересмотра планов по выпуску отечественных электромобилей, проинформировал замдиректора департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Константин Федоров. Изначально предполагалось, что потребность у автопрома составит более 10 тыс. т лития ежегодно. Сегодняшние расчеты показывают, что спрос на этот металл будет гораздо ниже. «Кратно меньше, исходя из планов коллег по сокращению производства активных катодных материалов на фоне опять-таки сокращения производства автомобилей на электротяге», – рассказал представитель ведомства.
К сведению, в 2024 году в России реализовано около 18 тыс. электромобилей. Это 2,3% от общего объема продаж новых машин.
Объемы внутреннего рынка по РЗМ пока мизерные, но есть сегменты промышленности, которые могут стать драйверами потребления, как например создание беспилотных летательных аппаратов, отмечают участники отрасли. Тем не менее России нужно повышать технологическую независимость, что скажется на объемах потребления, говорит гендиректор АО «Аркминерал-Ресурс» Андрей Тренин.
«Не все мы можем купить в Китае, и уже купить становится сложнее и сложнее. Санкции будут распространяться, в том числе вторичные. Будучи реалистами, мы должны понимать, что в ближайшее время их не снимут, наоборот, они будут расширяться на другую продукцию, включая РЗМ», – рассуждает руководитель компании.
Все же, считает он, оживить внутренний спрос на редкоземы позволит интеграция вертикально-горизонтальных связей во всей производственной цепочке от добычи руды до конечной продукции с акцентом на прогрессивные технологиях высокого передела. Целесообразно также искать внешние рынки. Это могут быть страны Африки и южной Азии, в частности, Мьянма, Вьетнам, Малайзия, называет Андрей Тренин. Причем здесь возможна межгосударственная кооперация, создание совместных предприятий.
«Но нужна политическая воля. Пока нет понимания, кому и зачем нужны редкоземы, когда их можно купить, ничего не сдвинется с места», – полагает гендиректор «Аркминерал-Ресурс».
В любом случае без системных мер поддержки отрасли не обойтись, их перечень подготовила Ассоциация РМ и РЗМ. В числе требуемой помощи – разработка специальных программ льготных займов от Фонда развития промышленности, предоставление спецусловий в рамках инструмента кластерной инвестиционной платформы (направлена на предоставление кредитов со сниженной процентной ставкой для реализации инвестпроектов по выпуску приоритетной продукции), особый подход к формированию норм накопления в госрезерв, именно отечественных металлов, а также содействие государства в заключении контрактов между недропользователями и потребителями сырья.
Среди других мер, представители отрасли, называют уменьшение налоговой нагрузки, субсидирование логистических затрат.
В самом деле, на логистику может уходить весомая часть издержек. В Институте металлургии и материаловедения им. Байкова приводят пример с Куранахским месторождением в Амурской области. Его разработка сначала велась в 2007-2014 годах компанией «Ариком» (позже «Петропавловск – Черная металлургия»), которая производила ежегодно 140-150 тыс. т ильменитового и 0,9-1 млн т титаномагнетитового концентрата. Продукция шла, главным образом, на экспорт, но из-за сложной финансовой ситуации, в том числе падения мировых цен и высоких расходов на логистику, освоение рудника было приостановлено.
Добыча руды возобновилась в 2023 году «Байкало-Амурской горнорудной корпорацией» для временного обеспечения потребностей в ильменитовом концентрате одного из предприятий Крыма. Дальнейшие перспективы у Куранахского месторождения не очень радужны: запасы ильменита там небольшие (разработка может остановиться через пять-шесть лет), а перевозка сырья на столь значительное расстояние экономически не выгодна.
На европейском рынке угля цены упали ниже уровня 100 долл./т. Давление на котировки на прошедшей неделе оказали такие факторы, как слабый спрос и увеличение потребления газа, несмотря на рост маржинальности угольной генерации. Складские запасы на терминалах ARA снизились, однако с учетом сокращения мощностей угольной генерации они находятся на комфортном уровне.
Газовые котировки на хабе TTF подскочили до 600.91 долл./1000 м3 (+27.36 долл./1000 м3 к 05.02.2025 г.) на фоне активного потребления и сокращения запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 47%. Еврокомиссия рассматривает ограничение цен на природный газ, достигших двухлетнего максимума, поскольку отбор в феврале оказался рекордным для этого месяца за последние четыре года. Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 4.03 млн. т. (-0.27 млн. т. или -6% к 05.02.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились до 95 долл./т., не сумев пробить вверх уровень 100 долл./т. Спрос со стороны Индии и стран АТР остается ограниченным. При этом цены на среднекалорийный материал немного отскочили вверх.
В результате давления со стороны президента ЮАР компания Transnet допустила частных операторов до всей ж/д сети, включая Северный коридор (North Corridor). Таким образом, Transnet получит инвестиции, которые должны позволить компании улучшить ситуацию с безопасностью и эффективностью ж/д перевозок.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao оставались на уровне 105-106 долл./т. Росту котировок препятствует понижение цен компанией Shenhua и увеличение складских запасов. При этом некоторые участники рынка ожидают дальнейшего падения цен в связи с прогнозируемым увеличением добычи в ближайшие дни и восстановлением промышленной активности только к концу февраля.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 27.68 млн. т. (+2.10 млн. т. к 05.02.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упала до 86.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR незначительно скорректировалась ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке. Давление на котировки продолжают оказывать высокие запасы на складах потребителей. В спросе со стороны КНР отмечается смещение в пользу низкокалорийного материала ввиду падения стоимости электроэнергии и ужесточения конкуренции в результате увеличения генерации ВИЭ.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 103 долл./т. поскольку покупатели занимают выжидательную позицию на фоне общего нисходящего тренда.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 190 долл./т. Коксующийся материал подорожал по причине ожидаемого спроса со стороны Европы из-за пожара на шахтах Szczyglowice (JSW) в Польше и Leer South в США. При этом на рынке увеличивается неопределенность в результате введения в США импортных пошлин на всю сталь в размере 25%.
В результате переговоров между австралийской компаний Foxleigh, а также японской Nippon Steel и корейской Posco был установлен бенчмарк на Low Vol PCI на 4-й квартал 2024 г. на уровне 156.75 долл./т. FOB. (-0.75 долл./т. к 4 кварталу 2023 г.). Переговоры в отношении бенчмарка на 1 квартал 2025 г. должны начаться в ближайшее время.
По предварительным данным, экспорт российского угля в Турцию в 2024 г. упал до 24.4 млн. т. (-4.0 млн. т. или -14.1% к 2023 г.). При этом общий импорт угля Турцией, включая энергетический уголь, коксующийся уголь и антрацит, в 2024 г. составил 39.7 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.8% к 2023 г.).
Доля России в угольном импорте Турции в 2024 г. уменьшилась на 11.3% до 61.5% (72.8% в 2023 г.).
Из-за системных проблем с перевозками по сети РЖД, высоких транспортных расходов, а также международных санкций и низких мировых цен, падение экспорта российского угля усилилось в 2024 г., что привело к снижению объемов поставок на международный рынок до 195.0 млн. т. (-17.1 млн. т. или -8.1% к 2023 г.).
Большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста ж/д тарифов.
Данная ситуация чревата риском потери ключевых оставшихся рынков для российских поставщиков угля, включая рынок Турции, на котором российский уголь с 2022 г. смог успешно заместить основного поставщика – Колумбию.
С учетом срыва отгрузок и невозможности российскими экспортерами выполнить своевременно внешнеторговые обязательства по поставкам угля, в 2024 г. наблюдался обратный тренд: за счет сокращения поставок российского материала, экспорт колумбийского угля в Турцию подскочил почти в два раза до 8.1 млн. т. (+3.2 млн. т. или +65.3% к 2023 г.).
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе упали ниже 105 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как слабый спрос и увеличение возобновляемой генерации. Электростанция Datteln 4 в Германии возобновила работу 5 февраля, однако значительного увеличения закупок угля не ожидается, поскольку планируется использовать текущие запасы. При этом в ближайшее время в Европе ожидается похолодание и снижение ветрогенерации.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 573.55 долл./1000 м3 (+21.16 долл./1000 м3 к 29.01.2025 г.) на фоне активного потребления и сокращения запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 52%. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 4.30 млн т. (без изменений к
29.01.2025 г.), но в ближайшие дни ожидается увеличения поставок в связи с прибытием новых партий из США и Колумбии.
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил вверх и тестирует снизу отметку 100 долл./т. Поддержку котировкам оказало объявление Индией об увеличении бюджетных расходов на 10% с целью оказать поддержку производителям стали, цемента и сектору недвижимости, что говорит о вероятном восстановлении спроса на уголь из ЮАР.
Ж/д оператор Transnet ожидает, что благодаря частным инвесторам погрузка угля в адрес Richards Bay Coal Terminal (RBCT) вырастет до 77 млн т. в течение трех лет. И чтобы нарастить объемы поставок до проектной мощности в 81 млн т. потребуется 5 лет и 700 млн долл.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao составили 106 долл./т. (без изменений к прошлой неделе). Торги возобновились 5 февраля, однако активность на спотовом рынке остается невысокой, поскольку Новогодние праздники продолжаются до 16 февраля. При этом некоторые участники рынка ожидают укрепления цен в связи с прогнозируемым похолоданием через 10 дней и постепенным восстановлением промышленной активности.
Запасы в 9 крупнейших портах снизились до 25.58 млн т. (-0.38 млн т. к 29.01.2025 г.).
Власти КНР объявили о введении дополнительных 15% пошлин на уголь и СПГ из США, которые вступают в силу с 10 февраля. Таким образом, импортные пошлины на энергетический уголь из США увеличатся с 6% до 21%.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 87.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR также просела ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке, что обусловлено праздниками в Китае и снижением потребления. Давление на котировки также оказывают высокие запасы на складах потребителей.
Министерство энергетики может привязать экспортные продажи угля к внутреннему ценовому бенчмарку (HBA) с целью увеличения бюджетных поступлений, хотя представители компаний опасаются, что данная инициатива навредит отрасли. При этом в случае отказа экспортеров придерживаться нового правила их лицензии могут быть отозваны. В провинции Джамби на острове Суматра произошло столкновение баржи с мостом, в результате чего власти призвали к перекрытию местных водных транспортных путей, однако данное событие не оказало существенного влияния на рынок.
Ввиду инициативы Трампа по выходу из Парижского соглашения власти Индонезии планируют пересмотреть целесообразность зеленого курса и отказа от угольной генерации.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 110 долл./т. на фоне общего нисходящего тренда. Во многих азиатских странах продолжаются праздники, что оказывает дополнительное давление на спотовый рынок.
Индекс австралийского металлургического угля HCC не изменился и составил 185-186 долл./т. ввиду ограниченной торговой активности. При этом на рынке сохраняется избыточное предложение, что в ближайшие недели может привести к падению цен ниже 180 долл./т. Неблагоприятная конъюнктура подтверждается тем, что конечные потребители перепродают свой материал (не менее 3-4 партий Panamax предлагаются на спотовом рынке).
Тем не менее повышение тарифов в КНР может поддержать спрос на австралийский материал, поскольку китайские импортные пошлины на коксующийся уголь из США увеличатся 10 февраля с текущих 3% до 18% (примерно на 14-21 долл./т.). При этом американский уголь будет составлять конкуренцию австралийскому в других странах АТР (Япония, Малайзия, Южная Корея, Индия), куда он может быть перенаправлен из-за повышения пошлин в Китае.
По предварительным данным, экспорт российского угля в Индию в 2024 г. незначительно увеличился до 27.0 млн т. (+0.4 млн т. или +1.5% к 2023 г.). При этом общий импорт угля Индией в 2024 г. составил 250.0 млн т. (+1.5 млн т. или +0.6% к 2023 г.).
Доля России в угольном импорте Индии в 2024 г. осталась практически на уровне прошлого года и составила 10.8% (10.7% в 2023 г.).
Ожидаемому наращиванию экспорта российского угля в Индию препятствуют серьезные логистические проблемы, а также международные санкции, низкие мировые цены и высокие транспортные расходы, вследствие чего большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста ж/д тарифов.
Уголь является основным источником электроэнергии в Индии, обеспечивая около 75% генерации в стране. По состоянию на 2024 г. на стадии строительства в Индии находились угольные ТЭС общей мощностью около 30 ГВт. Это второй показатель в мире после Китая, где строится порядка 175 ГВт угольных электростанций.
Правительство РФ отложило реализацию проекта расширения угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ) в порту Ванино с 2025 г. на 2030 г. из-за ограниченной пропускной способности Восточного полигона. Кроме того, в отличие от прошлого года РЖД отказалось подписывать соглашение о вывозе угля с регионами, за исключением Кузбасса.
Данный проект предполагает увеличение мощности ВТУ с 12 млн т. до 24 млн т. в год. Терминал, принадлежащий компании Колмар и расположенный в бухте Мучке Хабаровского края, был введен в эксплуатацию в сентябре 2020 г.
В 2024 году перевалка терминала упала до 8.0 млн т. угля (-3.6 млн т. или -31% к 2023 г.). ВТУ обеспечивает экспорт материала, поставляемого с угольных предприятий, расположенных в Якутии, включая Колмар, Стройсервис и Эльгауголь.
На европейском рынке угля цены двигались в диапазоне 108-112 долл./т. вслед за высокой волатильностью на рынке газа и электроэнергии. Давление на котировки оказывали такие факторы, как слабый спрос и увеличение возобновляемой генерации. По итогам 2024 г. импорт угля странами Европы упал на 30% до 36.7 млн т. на фоне сокращения потребления и увеличения фокуса на генерацию ВИЭ. Однако в 1 квартале 2025 г. прогнозируется более активное потребление энергетического угля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чему способствует более высокая рентабельность угольной генерации. Кроме того, 5 февраля в Германии компания Uniper вновь запустит электростанцию Datteln мощностью 1.1 ГВт после 3-месячного простоя в результате аварии (приведшей к падению потребления на 0.50 млн т.).
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 552.39 долл./1000 м3 (+28.51 долл./1000 м3 к 22.01.2025 г.), что связано с активным потреблением и сокращением запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 55% и напряженной геополитической обстановкой. Запасы угля на терминалах ARA остались практически без изменений на уровне 4.30 млн т. (-0.07 млн т. 22.01.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 закрепились ниже 100 долл./т. на уровне 97 долл./т. Среднекалорийный материал также подешевел, поскольку спрос в Индии остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей и падения цен на губчатое железо.
Ж/д оператору Transnet по итогам 2024 г. удалось нарастить перевозки угля по ветке North Corridor в адрес терминала RBCT до 51.91 млн т. (+8% к 2023 г.). При этом Transnet планирует увеличить показатель до 55 млн т., а партия Африканский национальный конгресс на прошедшей неделе предложила рассмотреть возможность выделения средств для ж/д оператора, который является стратегически значимой компанией, но не справляется с долговыми обязательствами. Таким образом, ЮАР может оказать Transnet финансовую помощь по аналогии с энергетической компанией Eskom, которой в 2023 г. было выделено 13.6 млрд долл.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подскочили до 106 долл./т. в связи с существенным похолоданием, при этом торговая активность замедлилась в связи с празднованием Китайского Нового года (29 января – 16 февраля). Ожидается, что из-за низких температур некоторые электростанции будут пополнять запасы после праздников. Кроме того, снегопад ограничил транспортные возможности во многих добывающих регионах и привел к приостановке добычи раньше запланированных сроков.
По прогнозам Комитета по энергетике Китая, в 2025 году ожидается рост потребления электроэнергии до 10 400 ТВт (+550 ТВч или +6% к 2024 г.).
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 14.52 млн т. (+0.30 млн т.), запасы в 9 крупнейших портах составили 25.96 млн т. (+0.64 млн т. к 22.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR оставалась также немного скорректировалась ниже 49 долл./т. по причине ограниченного спроса на спотовом рынке из-за Китайского Нового года и достаточных запасов на складах потребителей.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 115 долл./т., возобновив нисходящее движение после отскока неделей ранее.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил падать, опустившись до 185-186 долл./т. в результате увеличения предложения на спотовом рынке и ограниченного спроса. По итогам 2024 г. потребление стали в КНР составило 892 млн т. (-5.4% к 2023 г.). В 2025 г. ожидается, что сокращение продолжится, но замедлится до 1% ввиду увеличения спроса со стороны производителей автомобилей, судов и бытовых приборов, хотя негативный тренд в строительном секторе сохранится.
По предварительным данным, экспорт российского угля в Китай в 2024 г. упал до 94.0 млн т. (-8.0 млн т. или -7.8% к 2023 г.). При этом в 2024 г. общий импорт угля Китаем вырос до 545.0 млн т. (+70.0 млн т. или +14.7% к 2023 г.).
Доля России в угольном импорте Китая в 2024 г. сократилась на 4.3% до 17.2%. В прошлом году она составляла 21.5%. Россия является вторым по величине экспортером угля в Китай после Индонезии. Далее следуют Австралия и Монголия. По итогам 2024 г. всем перечисленным странам удалось нарастить объемы поставок в Китай, в особенности, Австралии, чей экспорт увеличился почти на 30 млн т. или на 57%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Таким образом, из-за логистических сложностей и высоких транспортных расходов, выпадающие объемы российского угля на китайском рынке замещаются поставками стран-конкурентов.
Возгорание на шахте Алардинская 9 декабря 2024 г., ставшее причиной остановки добычи, было локализовано. Однако шахта, входящая в состав ПАО Распадская, сможет вернуться к производству не раньше, чем через полгода.
В конце прошлого года суд за допущенную аварию остановил все работы на предприятии.
Производственная мощность шахты Алардинская, расположенной на юге Кузбасса, составляет 3 млн т. коксующего угля в год, а объем промышленных запасов - более 420 млн т.
Добыча на шахте Алардинская по итогам 2024 г. составила 1.6 млн т. (+0.4 млн т. или +33% к 2023 г.). Совокупная добыча ПАО Распадская сократилась до 18.0 млн т. (-0.3 млн т. или 1.6% к 2023 г.).
Таким образом, в 2025 г. в результате простоя шахты на рынок не попадет около 1.0 млн т. угля и показатели ПАО Распадская продолжат сокращаться.
Норильский Никель и Белаз 24 января подписали соглашение, в рамках которого планируется создать серийное производство горной техники и обеспечить данным оборудованием рынки России и стран СНГ. Компании разработают горную технику для подземных и наземных работ, а также наладят процессы капремонта и техобслуживания машин и производство и поставку запчастей.
При этом совместная работа по изготовлению новых образцов горной техники уже началась и в рудниках Норильска работают первые тестовые образцы.
Сегодня среднегодовая потребность российских добывающих компаний в горной технике достигает около 300 единиц, тогда как имеющееся производство практически отсутствует и не способно обеспечить комплексные поставки. Даже в производстве дорожно-строительных машин доля российского производства составляет не более 5–10%.
В 2023 году импорт машин для горной добычи из Китая вырос на 45%, и их доля в сегменте составила около 60–70%.
Высокий спрос на карьерную технику сохранится в ближайшие годы, особенно на фоне проблем с эксплуатацией китайской карьерной техники в северных регионах и высокой стоимостью ремонта.
На европейском рынке угля цены укрепились до 110-112 долл./т. Поддержку котировкам оказали такие факторы, как рост цен на газ и электроэнергию, а также сокращение возобновляемой генерации. За прошедшую неделю доля ископаемых источников энергии в энергобалансе Германии увеличилась с 40% до 60%, и угольная генерация стала рентабельнее газовой. Колебания цен на рынке угля также вызваны общей волатильностью на рынках энергоносителей.
Газовые котировки на хабе TTF составили 523.88 долл./1000 м3 (+24.51 долл./1000 м3 к 15.01.2025 г.), что связано с активным потреблением и сокращением запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 60%, а также планами стран блока по введению санкций против российского СПГ. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 4.37 млн т. (+0.06 млн т. 15.01.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил от 10-месячного минимума, но остались ниже уровня 100 долл./т. Среднекалорийный материал подешевел, поскольку спрос в Индии остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей и падения цен на губчатое железо.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали до 94 долл./т. на фоне увеличения складских запасов и сокращения спроса в преддверии Китайского Нового года. Многие угольные компании значительно понизили цены, несмотря на ожидающееся резкое похолодание 24-27 января.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 14.22 млн т. (+0.46 млн т.), запасы в 9 крупнейших портах составили 25.32 млн т. (+0.07 млн т. к 15.01.2025 г.). Потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократилось с 835 тыс. т. до 779 тыс. т./сутки (-56 тыс. т. или -6.7% к 15.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался до 89 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR оставалась ниже 49 долл./т. из-за ограниченного спроса на спотовом рынке в преддверии Китайского Нового года и достаточных запасов на складах в Индии и Китае. При этом больший интерес со стороны покупателей по-прежнему наблюдается к низкокалорийному материалу.
Правительство Индонезии решило с 1 марта 2025 г. на протяжении года удерживать в местной финансовой системе 100% долларовой выручки экспортеров полезных ископаемых, что может привести к росту себестоимости добычи и сокращению объемов производства, поскольку ограничит денежный поток компаний. Данная инициатива станет результатом пересмотра текущих требований, предусматривающих удержание 30% выручки экспортеров на 3-х месячный период.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 укрепился до 115-117 долл./т. в связи с частичным закрытием коротких позиций и ростом европейских индексов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 190 долл./т. в результате увеличения предложения на спотовом рынке и ограниченного спроса. Давление также оказывают квоты Индии на импорт для защиты внутренних производителей, а также наличие более доступной альтернативы в виде угля из других стран, включая США, которые нарастили экспорт металлургического материала на прошедшей неделе на 40% до 0.9 млн т. Кроме того, покупатели не торопились со сделками в ожидании определенности с тарифной политикой США после прихода новой администрации.
РЖД и Кемеровская область (Кузбасс) заключили соглашение о вывозе угля на экспорт в восточном направлении на 2025 г. в объеме 54.1 млн т. угля, то есть без изменений к 2024 г. Хотя со второго квартала 2025 г. предполагается полный переход на использование инновационных вагонов с повышенной грузоподъемностью.
Несмотря на то, что подобные соглашения между регионом и РЖД заключаются каждый год, они не выполняются на 100%. Так, при согласованном плане в 54.1 млн т. на 2024 г. фактический объем вывоза составил 53.4 млн т. (98.7%). Прирост российского угольного экспорта через Дальний Восток достигается за счет других регионов, прежде всего Якутии.
Таким образом, несмотря на постепенное увеличение провозной способности Восточного полигона, увеличения экспорта угля не происходит, что обусловлено понижением его приоритетности в связи со стремлением РЖД вывозить более маржинальные грузы. Кроме того, РЖД отказались от согласования гарантированного вывоза угля из других регионов, что приведет к дальнейшему сокращению экспорта российского материала.
Дополнительными негативными факторами остаются высокие транспортные тарифы, антироссийские санкции и падение котировок угля на международном рынке.
В 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.). Таким образом, объем сокращения производства за 2024 г. почти в два раза превысил снижение добычи в прошлом году.
Экспорт из Кузбасса в 2024 г. упал до 102.0 млн т. (-11.8 млн т. или -10.4% к 2023 г.).
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
Из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Фактически, внутренний рынок угля субсидировался за счет экспортных поставок. Экспорт дает возможность сдерживать цены на уголь для внутрироссийского потребления. Этот уголь с относительно стабильной ценой закрывает нужды энергетики и ЖКХ. Поэтому цена электроэнергии, тепла и других коммунальных услуг для населения ниже, чем стоимость их производства. Очевидно, что снижение экспорта приведет к росту стоимости угля на внутреннем рынке, что увеличит расходы всех бюджетов.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний увеличилась составляет более 50%.
В Кузбассе в угольной отрасли работают более 150 угольных предприятий, где заняты свыше 90 тыс. человек. Предприятия отрасли являются градообразующими для большей части городов Кемеровской области, при этом налоги от угольной отрасли формируют основную доходную часть в бюджете региона.
На европейском рынке угля цены укрепились выше 110 долл./т. на росте газовых индексов. Волатильность угольных котировок увеличилась вслед за колебаниями на рынке газа и нефти на фоне новых санкций против энергетического сектора России. При этом в Германии доля ВИЭ в структуре энергобаланса выросла до 81% против 63% неделей ранее. Тем не менее, в 1 квартале 2025 г. в Германии прогнозируется небольшое увеличение потребление угля из-за дороговизны газа.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 499.37 долл./1000 м3 (+19.95 долл./1000 м3 к 08.01.2025 г.). Запасы газа в подземных хранилищах (ПХГ) ЕС опустились до 64%. Поставки российского трубопроводного газа в Европу продолжают осуществляться через Турецкий поток, транзит через Украину с начала года был остановлен. Запасов в ПХГ на фоне высоких темпов отбора, по некоторым оценкам, осталось на 70 дней. Запасы угля на терминалах ARA незначительно сократились до 4.31 млн т. (-0.05 млн т. 08.01.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал до уровня 95-97 долл./т., опустившись ниже отметки 100 долл./т. впервые за 10 месяцев на фоне стабильного предложения. Среднекалорийный материал также подешевел, поскольку спрос в Индии остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей и падения цен на губчатое железо.
По итогам ноября 2024 г. экспорт угля из ЮАР через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) достиг двухлетнего максимума, составив 6.81 млн т. (+15% к ноябрю 2023 г.), что обусловлено улучшением ситуации с ж/д транспортировкой на сети Transnet.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao оставались на уровне прошлой недели в 107 долл./т. из-за сокращения спроса в преддверии Китайского нового года, поскольку многие конечные потребители достигли целей по складским запасам. Кроме того, промышленное производство замедляется, а государственные угольные компании будут иметь лишь непродолжительный перерыв в добыче во время праздников. Также в КНР прогнозируется потепление, что также будет способствовать сокращению потребления угля и сохранению складских запасов на высоком уровне.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились до 13.76 млн т. (+0.12 млн т.), запасы в 9 крупнейших портах составили 25.32 млн т. (-0.18 млн т. к 08.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался до 90 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась ниже 49 долл./т. из-за недостаточного спроса на спотовом рынке на 1 квартал 2025 г., что вызывает опасения у индонезийских экспортеров, учитывая их планы по увеличению добычи. При этом продолжающиеся ливни на Суматре и в Калимантане продолжают негативно сказывать на отгрузках. Тем не менее отдельные поставщики отмечают больший интерес к низкокалорийному материалу со стороны некоторых потребителей в Индии и Юго-Восточной Азии.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал до 110 долл./т. Тренд на снижение котировок австралийского материала продолжается по причине слабого спроса и высокой конкуренции со стороны других стран-экспортеров, в результате чего спотовые цены на высококалорийный уголь достигли минимума за последние 3.5 года.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил снижаться, опустившись до 192 долл./т. ввиду невысокой активности на рынке. Давление также оказывает неопределенность в связи с возможным введением Индией протекционистских мер в виде квот на импорт кокса для защиты внутренних производителей. В КНР ожидается дальнейшее снижение внутренних цен на коксующийся уголь и кокс из-за негативных фундаментальных факторов в сталелитейной отрасли.
Участники рынка отмечают, что многие крупные покупатели PCI в юго-восточной части Китая обеспечены запасами в достаточной мере, в связи с чем некоторые российские поставщики рассматривают возможность перенаправить спотовые поставки в Индию.
На прошедшей неделе США внесли в санкционный список еще несколько крупных российских угольных компаний: Кузбассразрезуголь (КРУ) и Русский уголь. С учетом прошлогодних рестрикций против ряда юрлиц, включая СУЭК, Эльгауголь, Сибантрацит и Мечел, под санкции попали почти все крупные российские угольные компании.
Объемы ж/д перевозок угля на экспорт из России по итогам 2024 г. упали до 178.1 млн т. (-18.0 млн т. или -9.2% к 2023 г.). В 2024 г. году санкции США охватили более 50% экспортного объема, что привело к активному снижению отгрузок российских угля. С учетом новых санкций, под ограничение попадает почти 80% российского экспорта, в результате чего произойдет еще большее сокращение поставок в 2025 г.
Блокирующие санкции против российских угольных компаний ведут к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля и металлургического материала будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 2024 г. упала до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.).
Китайская компания намерена выкупить 100% обанкротившегося добывающего предприятия Шахта Инская.
Шахта Инская ведет в Кузбассе добычу премиального низкозольного угля марки Д. Полученный концентрат, используется в качестве сырья для полукоксования и ферросплавных заводов. Потенциальные новые инвесторы, планировавшие вложить средства в модернизацию, отказались от своих намерений в связи с рисками, в том числе связанными с отсутствием квот на вывоз угля в восточном направлении.
Шахта Инская введена в эксплуатацию в 2011 г. Запасы по состоянию на 1 января 2023 г. составляли 98 млн т.
Для многих поставщиков текущий уровень цен и расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, наряду с лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках, а также западные санкции, оказывают давление на российскую угольную отрасль.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 2024 г. упала до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.). Объемы ж/д перевозок российского угля на экспорт в 2024 г. сократились до 178.1 млн т. (-18.0 млн т. или -9.2% к 2023 г.).