Поделиться
Ольховская: Вагоностроение в России нуждается в системных мерах поддержки
Поделиться
фото: АО «Восточный Порт»

Прошедший 2024 год для вагоностроения оказался успешным: предприятия смогли оперативно встроиться в новую геополитическую повестку, укрепить собственный технологический суверенитет. Однако в этом году отрасль столкнулась с рядом существенных вызовов. Вагоностроение в России нуждается в системных мера поддержки для своего дальнейшего развития. Об этом рассказала в интервью на площадке ПМЭФ генеральный директор ООО «Универсальная Логистика» (управляет АО «Восточный Порт») и ПАО «НПК Объединенная вагонная компания» Ирина Ольховская. 

По ее словам, в 2024 года «Объединенной вагонной компании» была рекордной: при мощности в 20 тыс. вагонов на заводе было выпущено 19,7 тыс. В прошлом году компании удалось нарастить объемы производства по всем видам подвижного состава. 

При этом отрасль испытывает трудности. Это общее снижение объемов перевозки грузов по железной дороге и вызванный этим профицит вагонного парка. На это повлияло и падение мировых цен на топливно-энергетические ресурсы и продукцию металлургии, а также высокий уровень ключевой ставки ЦБ России. 

По словам Ирины Ольховской, на сегодняшний день стоимость финансирования лизинговых сделок, в том числе на покупку подвижного состава, носит запретительный характер – она достигает 25-30%. Такая высокая стоимость заемных средств вынуждает рынок приостанавливать и отменять реализацию инвестпроектов и научно-изыскательских работ. Данная тенденция неизбежно приведет к стагнации развития машиностроительной отрасли в целом. Однако, нивелировать этот аспект может ЦБ РФ путем снижения ключевой ставки. По оценке отраслевых экспертов, максимально допустимый уровень для поддержки возможности развития отрасли – 17-18%, отмечает эксперт. 

Кроме того, сохраняется дефицит провозной способности железной дороги на экспортных направлениях. При этом профицитный порожний парк, который занимает пути, только обостряет эту проблему. По словам Ирины Ольховской, сейчас простаивают около 15 % рабочего вагонного парка – 184 тыс. вагонов. Они занимают свыше 2,5 тыс. километров железнодорожных путей. 

«Важнейшее значение приобретает выполнение перевозчиком задач инвестиционной программы и обеспечения роста пропускной способности для фактического роста показателей погрузки на сети РЖД. Как только РЖД финализируют инвестиционные программы по развитию инфраструктуры, прежде всего Восточного полигона, а также подходов к морским портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейна, снизится показатель профицита парка», – пояснила Ирина Ольховская. 

Кроме того, развитие вагоностроения напрямую зависит от развития добывающих и перерабатывающих предприятий. Именно они формируют основной спрос на подвижной состав – для перевозки продукции угольной, горнодобывающей и горнорудной отраслей. Так, например, каменный уголь составляет около 50% всех перевозимых грузов. При этом от работы добывающих предприятий зависят не только экспортные потоки, они загружают заказами смежные отрасли: обрабатывающую, машиностроительную, нефтеперерабатывающую. 

По словам Ирины Ольховской, сегодня угольная отрасль находится в критической ситуации. Не лучше дела обстоят в металлургии и строительной отрасли. Именно поэтому се час как никогда необходимы системные отраслевые меры поддержки. 

« И это, безусловно, снижение ключевой ставки ЦБ и снятие ограничений на погрузку по всей сети российских железных дорог», – заключила эксперт.

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Будущее на востоке: итоги ПМЭФ-2025 для регионов ДФО

В Санкт-Петербурге завершил свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) – саммит, который традиционно воспринимается как площадка для обсуждения международной и федеральной экономической повестки. Однако этот контекст все чаще увязывается с происходящим на Дальнем Востоке Росси. О том, какие вопросы дальневосточной повестки обсуждались на ПМЭФ и с каким багажом команды территорий ДФО вернулись в свои регионы – в материале посетившего форум обозревателя EastRussia.

Читать полностью
Больше материалов