Две трети жителей Дальнего Востока активно используют возможности переводов между своими счетами в разных банках посредством системы быстрых платежей (СБП), согласно опросу, который организовали ВТБ и банк "Открытие". Большинство переводов обычно не превышают 20 тысяч рублей в месяц, однако с первого мая этот лимит возможно увеличится. Жители Дальнего Востока выделяют такие ключевые факторы при выборе банка для переводов, как надежность (62%), удобство мобильного приложения и интернет-банка (48%), а также выгодные условия по банковским продуктам (22%).
В регионе также широко распространено использование СБП. Согласно опросу, 40% участников осуществляют переводы через СБП несколько раз в неделю, 32% делают это 2-3 раза в месяц, 11% — хотя бы раз в месяц, а 6% — несколько раз в год. Примерно 11% респондентов вообще не пользуются этим сервисом.
Служба переводов между своими счетами в различных банках пользуется высоким спросом в регионе, при этом 67% опрошенных активно используют эту возможность. В настоящее время 22% дальневосточников переводят на свои счета в других банках не более 5 тысяч рублей в месяц, 39% отправляют от 5 до 20 тысяч рублей, 31% — от 20 до 50 тысяч рублей, а около 7% — свыше 50 тысяч рублей.
Ростислав Яныкин, руководитель департамента транзакционного розничного бизнеса ВТБ, утверждает, что более 80% их клиентов выбирают СБП для переводов благодаря простоте использования, удобству, безопасности и отсутствию комиссии на суммы до 100 тысяч рублей. Клиенты ВТБ чаще всего переводят деньги себе или своим родственникам, причем средний объем ежемесячных переводов составляет около 20 тысяч рублей.
С 1 мая 2024 года возможности для переводов через СБП расширятся: переводы между собственными счетами в различных банках будут осуществляться без комиссии на суммы до 30 миллионов рублей в месяц. Это изменение не затронет переводы, совершаемые клиентами в банковских отделениях или переводы для клиентов других банков.
Опрос, на основании которого сделаны данные выводы, провели ВТБ и банк "Открытие" с 10 по 17 апреля 2024 года. В исследовании участвовали 1500 человек старше 18 лет из городов России с населением более 100 тысяч человек.
Пенсионные продукты НПФ предназначены именно для того, чтобы формировать накопления в течение длительного срока. На пенсии-то мы рассчитываем жить долго, соответственно откладывать на этот период нужно не один или два года, а 10-15 лет. Сегодня накопления на пенсию надежно защищены – застрахованы Агентством по страхованию вкладов по аналогии с банковскими вкладами, но на более крупную сумму - 2,8 млн рублей.
Исторический опыт показывает, что доходность, которую получают НПФ, инвестируя накопления в надежные ценные бумаги, на длинном горизонте обгоняет инфляцию. То есть, накопления не обесцениваются и даже, напротив, прирастают, хоть и не большими темпами. Отсюда можно сделать вывод, что копить в негосударственном фонде выгодно.
С другой стороны, популярность НПФ среди населения остается пока невысокой, в том числе из-за практики незаконных переводов между разными фондами в прошлом. Совсем недавно еще одна жительница Магадана подала иск о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании от 2018 года.
Подобные истории о незаконных переводах пенсионных накоплений граждан из ПФР в НПФ или из одного частного фонда в другой были характерны для 2016-2018 годов. Недобросовестные пенсионные агенты пользовались пробелами в законодательстве, чтобы зарабатывать комиссионное вознаграждение за каждого нового клиента – ведь НПФ, принимающий клиента, не был осведомлен об отсутствии его согласия на перевод.
Проблема незаконных переводов была решена на государственном уровне еще 5 лет назад, что позволило сделать рынок более прозрачным:
– с начала 2019 года НПФ стали получать информацию о клиентах, решивших сменить фонд. Это позволило выяснять у клиента действительность его намерений;
– НПФ, привлекающий клиента, стал обязан информировать его о возможных потерях инвестдохода при досрочном переходе (речь идет о том, что менять страховщика без потери инвестдохода можно не чаще, чем раз в 5 лет);
– заявление о намерении перейти из НПФ в НПФ или СФР застрахованный должен подавать до 1 декабря текущего года в территориальный орган СФР лично либо в электронной форме через портал «Госуслуги»;
– привлечение агентов для перевода средств пенсионных накоплений теперь запрещено на законодательном уровне;
– с 11 декабря 2023 года обращения в связи с незаконными переводами пенсионных накоплений можно урегулировать в досудебном порядке – с помощью финансового уполномоченного. Его решения обязательны для исполнения фондами.
В результате принятых государством мер на пенсионном рынке остались только проверенные и надежные участники. Они нацелены на то, чтобы добиться доверия граждан. Например, один из крупнейших в России частных пенсионных фондов «Будущее» ещё до радикальных законодательных изменений изменил бизнес-стратегию, фокусируясь на оздоровлении инвестиционного портфеля, повышение его доходности, а также полностью отказался от работы с посредниками.
«В 2014-2018 годы незаконные переводы были проблемой. Пострадали не только граждане, но и пенсионные фонды, репутации которых был нанесен ущерб. С тех пор в России изменились законодательные требования к деятельности НПФ, рынок претерпел серьезные изменения, и фактически на нём сегодня работают только надежные участники. Очень важно донести это до граждан – формировать свои сбережения в негосударственных пенсионных фондах можно выгодно и безопасно», – рассказали в НПФ «Будущее», который входит в ТОП-10 крупнейших НПФ России. Сегодня клиентами фонда являются более 4 млн граждан, из них 20 тысяч человек уже получают дополнительную негосударственную пенсию.
По данным ЦБ, более 36 млн человек доверяют НПФ свои пенсионные накопления в рамках ОПС (обязательное пенсионное страхование) и 6 млн человек являются клиентами по НПО (негосударственное пенсионное обеспечение, т.е. делают самостоятельные отчисления на специальный пенсионный счет или принимают участие в корпоративных пенсионных программах работодателей).
У пенсионных продуктов НПФ есть свои преимущества, о которых мы упоминали выше: они нацелены именно на долгосрочные накопления к какому-то событию в жизни, в том числе к выходу на пенсию, и застрахованы государством. По информации Банк России, доходность вложений пенсионных накоплений в НПФ за девять месяцев 2023 года составила 10,9% годовых. Она третий квартал подряд в этом году опережает показатели инвестирования пенсионных накоплений СФР. Это связано с наличием в портфелях НПФ акций, которые оказались более прибыльными в этот период. Доходность размещения пенсионных резервов НПФ — 10,1% годовых. Инфляция в этот период была на уровне 6,2% годовых.
В добровольных накоплениях более гибкие и условия для клиентов: формировать сбережения можно, начиная с любого возраста старше 18 лет, сумма и частота регулярных взносов определяется клиентом самостоятельно, как и срок выплат накопленных средств.
С 2024 года НПФ будут реализовывать программу долгосрочных сбережений (ПДС). В новом сберегательном продукте помимо вышеперечисленных преимуществ заложены еще и уникальные для финансового рынка преференции – например, софинансирование государством взносов участника программы.
Словом, инструментов для того, чтобы создать для себя финансовый запас на будущее, хватает, главное, не принимать скоропалительных решений, изучить продукты, почитать отзывы и сделать правильный выбор.
– Андрей Александрович, искусственный интеллект уже является неотъемлемой частью жизни. Сбер занимает лидирующие места в этой сфере в нашей стране. Как банк развивает ИИ, какие решения уже применяются в работе?
– Сначала хотелось бы немного очертить само понятие интеллекта, чтобы у нас была общая платформа для обсуждения. Мне нравится вот такая формулировка: «интеллект – это способность решать сложные задачи» из книги Макса Тегмарка «Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта». Такой посыл, как раз-таки хорошо связывается с искусственным интеллектом – это такая искусственная, а не природная, врожденная способность решать сложные задачи.
Есть, конечно, и другие определения, но это, на мой взгляд, самое универсальное и актуальное. Сейчас вся страна решает самые разнообразные сложные задачи, и одна из центральных – это ускоренное развитие Дальнего Востока, тот самый «разворот на Восток». Эта задача имеет много аспектов – социальный, логистический, инфраструктурный, экологический. И по всем этим направлениям идёт активная работа, в том числе с применением ИИ Сбера. Причём это не абстрактные какие-то вещи, а то, что жители Дальнего Востока уже могут ощутить на себе.
Медицинские алгоритмы, использующие технологии искусственного интеллекта внедрены в диагностику лечебных учреждений Дальнего Востока – это, например, система, определяющая степень и тяжесть поражения легких при пневмонии, вызванной COVID-19. Другая модель «КТ Инсульт» выявляет признаки острого нарушения мозгового кровообращения и объем повреждения головного мозга.
В прошлом году Сбер совместно с ДВФУ открыл Дальневосточный центр Искусственного интеллекта. Здесь идут исследования сразу по нескольким направлениям – это и поиск решения проблемы мониторинга и прогнозирования токсичных «красных приливов». Это природное явление вызвано активной фазой цветения микроводорослей, во время которой в морскую воду выделяются токсины, губительные для морских гидробионтов. Недавний пример – массовая гибель морских животных на Камчатке в 2020-м году.
Ещё одна команда специалистов занимается оптимизацией портовой логистики. Модель на базе ИИ прошла обучение на основе данных прошлых лет, и теперь разрабатывается система, которая повысит производительность порта за счёт новых алгоритмов.
Если же говорить про использование ИИ непосредственно в банковских технологиях Сбера, то самое активное применение искусственный интеллект находит в кредитном скоринге, то есть в оценке платежеспособности лица, желающего получить кредит. В этом случае ИИ в считанные секунды обрабатывает большой объем данных, анализирует тысячи параметров и принимает решение.
– То есть непосредственно в цепочке процессов по выдаче потребительского кредита сейчас люди принимают участие?
– Нет. Здесь уже точно нет. Люди задействованы только в доработке модели ИИ, которая принимает решение. Но надо подчеркнуть, что так работает система выдачи обычных потребительских кредитов.
Когда мы говорим о кредитах бизнесу, то там мнение экспертов пока играет весомую роль, хотя мы движемся к тому, чтобы и здесь максимально задействовать ИИ. У нас есть внутри такой продукт: «Кредит за 7 минут», когда он будет готов – все решения по корпоративному клиенту будут приниматься за эти семь минут. Конечно, если это не сложные проекты, когда речь о миллиардах.
Выдачей кредитов использование ИИ, конечно, не исчерпывается. Мы во многих своих бизнес-процессах применяем модели, созданные с помощью искусственного интеллекта: от поиска недвижимости и проведения сделок, до внедрения ИИ в работу чат-бота, который анализирует речь, классифицирует обращения к виртуальным ассистентам, верифицирует сканы документов. Такой подход повысил количество решаемых при первом обращении вопросов клиентов на 20% в год – если сравнивать с предыдущим годом.
Так, например, по итогам 2022 года суммарный экономический эффект от внедрения технологий ИИ в процесс обслуживания корпоративных клиентов в контактном центре составил 260 млн рублей.
– Денежные вопросы весьма чувствительны, откуда берётся уверенность в надёжности ИИ, когда речь идёт о личных или корпоративных финансах?
– Прежде чем система на базе искусственного интеллекта начинает работать, её верифицируют эксперты. Проводится серия тестов, которые моделируют различные ситуации. В изолированном режиме ИИ решает задачи из повседневной практики, все его шаги и принятые решения анализируются затем людьми. И только после многократного контроля ИИ «выходит в свет». Но и после этого внимание к подобным инструментам не ослабевает. Модели постоянно дорабатываются.
– Не реже чем истории про искусственный интеллект в соцсетях, блогах, новостных лентах появляются сообщения о мошенниках, которые лишают граждан их сбережений. Какую работу ведет Сбер в этом направлении?
– У нас есть служба кибербезопасности, которая работает в режиме «24 на 7». Она постоянно дополняет свой арсенал самыми разными способами защиты клиентов, банка, его отдельных технологий. Кроме этого мы проводим учения на тестовых системах с имитацией атак и поиском способов по их отражению.
В прошлом году – в 2022-м – банк успешно отразил 490 DDoS-атак и предотвратил потерю 173,1 миллиарда рублей нашими клиентами от разного вида мошенничества.
Есть и для клиентов инструменты, с помощью которых они могут потренировать свои знания на кибертренажерах, а также получить информацию о распространенных уловках мошенников. Это можно сделать с помощью виртуальных ассистентов «Салют»: например, подборка материалов по киберграмотности открывается фразой «Запусти кибербезопасность», симулятор «Мошенничество с оформлением кредита» – фразой «Запусти симулятор «Мошенничество с кредитом» и так далее. В результате 50 миллионов клиентов воспользовались сервисами кибербезопасности в «СберБанк Онлайн» в прошлом году.
– У Сбера много разработок, не только в сфере ИИ. Они предназначены только для собственных нужд или позволяете использовать их другим?
– Сбер является федеральным центром компетенций по внедрению искусственного интеллекта в стране в целом, поэтому мы делимся своим опытом, идеями, наработками и с властями, и с образовательными учреждениями, и с клиентами.
Есть широкий фронт кооперации, когда мы говорим в принципе про цифровизацию бизнеса. В нашем арсенале мощный инструментарий облачных решений.
Предлагаем мы нашим партнёрам и клиентам готовые софтверные решения, например, программу – HR-платформу «Пульс». Список решений для бизнеса обширен – это и продукты, с помощью которых можно организовать цифровое рабочее место, безопасные видеоконференции и сервисы в области продаж, общения с клиентами.
У нас есть подразделение, которое называется «Подразделение цифровой трансформации клиентов». Мы делаем ежегодно проекты для них. Так, в прошлом году только на Дальнем Востоке реализовали 26 проектов в сфере сельского хозяйства, в сфере рыбной отрасли и в других отраслях.
Мы располагаем решениями ИИ для медицины, которые уже успешно применяются в медицинских организациях – про некоторые я уже упомянул, но есть и такой продукт как «Цифровой ФАП». Это аппаратно-программный комплекс с интегрированными сервисами на основе искусственного интеллекта и позволяющий проводить первый этап диспансеризации в труднодоступных населенных пунктах, и ИИ-сервисы, которые помогают врачам ставить предварительный диагноз и могут обрабатывать результаты КТ, рентгена, ЭКГ. На Дальнем Востоке это крайне востребованная вещь.
Предлагаем также продукт Voice2Med, который способен избавить врача от бумажной волокиты. Система слушает разговор медицинского сотрудника с пациентом и сразу же делает записи в карточку: анамнез болезни, диагноз.
Мы делимся с клиентами своим собственным опытом, разработками и делаем это как сервис: предоставляем возможность партнёру выбрать необходимый ему функционал. Часто бывает так, что компания-партнёр лишь смутно представляет себе возможности цифровизации своего бизнеса. Мы помогаем и на самых начальных стадиях – проводится анализ бизнес-процессов, они раскладываются на отдельные этапы и шаги. Затем они автоматизируются – для этого либо используется какое-то готовое решение, либо создаётся новый продукт. Клиенты все разные – но мы находим общий язык и решения со всеми.
– К слову, про разных клиентов. Региональные власти ведь тоже клиенты? Как Сбер сотрудничает с ними?
– Безусловно, движение сейчас идёт по всем фронтам и через федеральные органы исполнительной власти, и через региональные с использованием компетенций, которые есть у нас. Рассказываем про возможности в решении определенных задач, где мы можем помочь, имеем нужный опыт.
У нас есть соглашения о сотрудничестве в сфере цифровизации как с субъектами ДФО, так и с отдельными муниципальными образованиями – например с администрацией Владивостока. Договор предусматривает реализацию на территории столицы ДФО инвестпроектов, цифровизацию систем управления городским хозяйством, инфраструктурное развитие города. Из конкретных примеров могу назвать внедрение системы безналичной оплаты услуг общественного транспорта на территории Владивостока.
С Сахалином сейчас работаем по направлению достижения «безуглеродного» статуса региона. С Приморьем работаем, в том числе по разработке модели рыбодобычи – чтобы и промысел был, и экология сохранялась.
Кроме того, планируем в этом году провести так называемые «дизайн-сессии» по применению искусственного интеллекта. С одной стороны, надо понять, что больше всего «болит», а с другой стороны, предложить готовые модели, в случае необходимости адаптировать их или даже создать с нуля. Масштаб работы огромен, но накопленный Сбером опыт даёт все основания полагать, что поставленные задачи будут решены.
Китай остается ключевым торговым партнером России, в то же время его финансовые организации ужесточают требования к российскому бизнесу вследствие угрозы вторичных западных санкций. Недавно ряд банков КНР приостановил прием платежей из РФ, что актуализировало поиск альтернативных способов расчета и, скорее всего, усложнит и без того непростой механизм денежных операций.
Под угрозой санкций
Последние месяцы несколько банков Китая стали возвращать клиентам поступающие из России платежи в юанях, сообщили представители ВЭД. В частности, китайскую валюту перестали принимать Ping An Bank и Bank of Ningbo. Также ограничения ввел ряд других банков, например, DBS Bank, Great Wall West China Bank, China Zheshang Bank.
«Реальность такова, что многие китайские банки и компании, опасаясь вторичных санкций, остерегаются контрагентов из России, иногда просто отказываются от сотрудничества», — пояснила исполнительный директор Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Юлия Капранова.
С одной стороны, ситуация прогнозируема, говорит доцент Российского экономического университета (РЭУ) им. Плеханова Вадим Ковригин. Китай при всех противоречиях с США, торговых войнах и т. д. гораздо более глубоко интегрирован с американской и европейской экономиками, чем с российской.
К тому же транснациональные корпорации имеют в Поднебесной множество заводов и отделений. Поэтому китайским банкам и производителям не хотелось бы терять контрагентов из США и ЕС. С другой стороны, продолжает представитель РЭУ, подобный разворот событий совсем не означает прекращение отношений с поставщиками из Китая и полного запрета на проведение платежей. К тому же финансовые операции зачастую организованы через дополнительные юридические лица — бенефициара при такой цепочке транзакций найти непросто, что подстраховывает зарубежных партнеров.
Китайским компаниям так же стало сложно работать с Россией, свидетельствует руководитель общественной приемной по вопросам экспорта/импорта уполномоченного по правам предпринимателей Москвы Руслан Явон.
«Действительно, санкции сильно могут отразиться на них, и каждый пытается найти способ, как решать соответствующие проблемы. С другой стороны, мы видим, что компании, вовлеченные в эту работу, такие способы находят», — констатирует он.
Расчетам подбирают схемы
Как рассказала гендиректор ООО «Синорусс» Сурана Раднаева, за последнее время распространение получили несколько схем расчетов с КНР. Согласно одному из вариантов, отечественная компания-заказчик открывает счет в банке в России и переводит оплату за поставку из Поднебесной в юанях. В свою очередь китайский контрагент открывает счет в том же российском банке, в его филиале в Китае, и получает деньги. После этого он переводит средства в еще один китайский банк для расчетов с другими поставщиками в КНР. Аналогичным образом действует схема, когда заказчиком товара/услуги выступает компания из Китая.
По данной схеме, делающей возможной агентскую модель расчетов, проводятся платежи, в том числе в рамках параллельного импорта. Правда, есть и сложности. Российский филиал банка, который действует в КНР, как правило, небольшой, говорит Сурана Раднаева. У него могут быть серьезные задержки по оформлению документов, которые связаны с наплывом желающих производить подобные расчеты. И, как показывает практика, крупное китайское предприятие, реализующее свою продукцию в России, не всегда заинтересовано в открытии дополнительного счета в российском банке. Сложности могут возникнуть на начальном этапе взаиморасчетов.
«К примеру, гонконгская компания, которая только вчера открылась, у нее нулевая выручка. Понятно, что для банка она в определенной зоне риска, открыть счет вот так вот просто он не готов. Но если вы дадите пояснения, кто кроется за этой гонконгской компанией, и банк будет знать, что тот клиент обслуживается в российском банке, у него есть определенная положительная репутация, то банк пойдет навстречу», — объясняет гендиректор ООО «Синорусс».
Другая схема предусматривает расчеты через финансовую организацию КНР, у которой есть своя «дочка» в России. Такие банки работают в РФ много лет, но до 2022 года их услугами пользовались в основном предприниматели Китая. Это, кстати, было одним из условий для компаний, осуществлявших бизнес на территории России.
У таких китайских банков появилась отраслевая специфика. К примеру, одни банковские организации обслуживают нефтегазовый сектор, другие – сферу строительства или сельского хозяйства и т.п. В настоящий момент эта схема жизнеспособна, хотя здесь имеются ограничения по агентской модели расчетов. При этом у российских компаний могут возникать сложности с открытием счета в банке Китая, кроме того, китайская сторона будет проверять, находится ли юрлицо в санкционных списках или связано ли оно с оборонным комплексом. Вместе с тем партнер из КНР, обратившись к финансовой организации, может поручиться и решить положительно данный вопрос.
Еще один сценарий предполагает, что отечественная компания проводит оплату внутри страны в рублях или юанях, китайская открывает счет в российском банке на территории России, с которого осуществляет перевод на свой личный счет в Китае. Чтобы стать клиентом российского банка, контрагенту нужно предоставить необходимые документы из КНР с апостилем (международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории иного государства). Сегодня проблем с этим нет: Китай в прошлом году стал участником Гаагской конвенции, что сделало процедуру доступной.
Неудобством же для китайского партнера может служить необходимость постановки на налоговый учет в РФ. Тем не менее, сообщила Сурана Раднаева, этой схемой активно пользуются компании из КНР, которые занимаются крупными поставками на долговременной основе.
«Они не хотят показывать все свои расчеты в китайском банке, хотят, чтобы все, что из России получают, оставалось пока в России, готовы хранить резерв определенный период времени».
Для проведения сделок возможен и вариант расчетов с участием агентов из третьих стран, например из ОАЭ, которые предлагают свое посредничество. Однако здесь необходимо проявлять осторожность, поскольку происходят случаи откровенного мошенничества, когда деньги не доходят до китайского поставщика, но их уже нет на счету российской компании, предупреждает управляющий партнер «Синорусс» Анастасия Валова.
От клиринга до крипты
Если есть возможность, то для безопасного и своевременного проведения платежей, а также полноценного включения во внешнеэкономическую деятельность лучше открыть собственную компанию в КНР, рекомендует Анастасия Валова. Спрос на соответствующую услугу в материковом Китае сейчас высокий. Это позволяет российским бизнесменам непосредственно вести переговоры с китайскими партнерами, лично убеждаться в их компетенциях (а иногда и в существовании), проверять качество товара, отправлять и получать грузы. Для бизнесменов Поднебесной это тоже играет важную роль.
«Сейчас очень много заводов в Китае не хотят работать с юридическим лицом из России, но охотно работают с юридическим лицом в КНР, — поясняет эксперт. — Поэтому если у вас есть китайская компания, шанс того, что вы заключите прямой договор на поставку практически с любым предприятием в Китае, равен 99,9%».
Причем в КНР не запрещен так называемый номинальный сервис, обеспечивающий удаленное управление бизнесом. Он предполагает назначение на руководящие должности лиц, которые имеют ограниченные полномочия и действуют по инструкциям заказчика. Соглашение на этот счет является непубличным, что сохраняет конфиденциальность. Правда, китайский банк, который будет обслуживать такую компанию, вполне может запросить информацию о бенефициаре.
В целом специфика торгового баланса между РФ и Китаем оставляет почву для поиска альтернативных способов расчета, убеждена Юлия Капранова.
«Речь хотя бы о том же клиринге — взаимозачете поставок на эквивалентные суммы. Клиринг позволяет сильно сократить потребность в участии третьих валют, третьих платежных систем и т.д. Думаю, мы под влиянием объективных обстоятельств все же придем к созданию клирингового центра», — рассуждает исполнительный директор Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития.
Другая новация связана с тем, что был принят закон, разрешающий использование криптовалютных платежей в качестве средства внешнеэкономических расчетов, рассказал Руслан Явон. Российские финтеховские структуры сейчас подхватывают этот тренд, создавая платформы для международных операций в сфере ВЭД.
«Однако данная система пока не полностью регулируется, и хотя уже предпринимаются шаги по разработке соответствующего законодательства, ее функционирование требует дополнительных усилий. В этом контексте важно развивать как законодательные, так и технологические решения для эффективного функционирования данной системы», — полагает Руслан Явон.
Впрочем, в Поднебесной ситуация с криптовалютными платежами, мягко говоря, не простая, обращает внимание Сурана Раднаева.
«Во взаимоотношениях с Китаем важна чистота самой криптовалюты, — уточнил финансовый аналитик Владимир Левченко. — Не так давно китайским товарищам за подобные действия, когда они не проверяли монеты на чистоту (криптовалюты, имеющие собственный блокчейн – прим. ред.), прилетел штраф 250 млн юаней».
С другой стороны, попытки как-то заблокировать криптовалютные платежи пока были обречены на неудачу, отметил эксперт.