В Приморье разрешили охотиться на ворон, необходимые поправки внесены в региональный закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории Приморского края». Дело в том, что ворон стало так много, что они стали представлять угрозу.
Помимо того, что ворона разоряет гнезда других птиц – уток и фазанов, она еще питается падалью и может быть переносчиком африканской чумы свиней, от которой уже не раз страдали свиноводческие комплексы Приморья.
Примечательно, что два года назад вороны во Владивостоке нападали на людей.
Приморские пчеловоды до сих пор оправляются от последствий прошлогодних проблем — массового заболевания и падежа пчел. При этом с оптимизмом смотрят в будущее — рассчитывают на хороший медосбор от липы. Об ожиданиях от нового сезона, проблемных вопросах отрасли и способах их решения рассуждает председатель союза пчеловодов Приморского края Рамиль Еникеев.
Уже с конца прошлого года Союз пчеловодов Приморского края вместе с нашей наукой начал работу по выяснению причин произошедшего. Вместе с Приморским аграрным университетом и НИИ Роспотребнадзора им. Сомова провели и проводим исследования на выявление вирусных заболеваний. Мне пришлось слетать в Москву, включиться в работу ветеринарной секции РАН. Организовали учёбу для наших ветеринарных специалистов с помощью лучших российских учёных.
Ситуацию взял на контроль заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко и министр сельского хозяйства региона Андрей Бронц. Учитывая, что пчеловодство является одной из важных отраслей в регионе, губернатором Олегом Кожемяко было принято решение о создании АНО "Агентство по развитию пчеловодства Приморского края". На данный момент проходит его регистрация в органах юстиции. Эта организация и будет работать над тем, чтобы устранить причины произошедшего коллапса.
В этом году прогнозируется неплохой медосбор с липы, при условии что погода "не подкачает". Но главная задача – это восстановление поголовья пчёл. Некоторые пчеловоды, потерявшие полностью пасеки, решили оставить это занятие. Увы, но у нас до сих пор нет ни одного племенного хозяйства по Дальневосточной породе пчелы, и приходится искать различные варианты восстановления пасек. Но, наши депутаты сейчас разрабатывают меры поддержки для пчеловодов, которые смогут помочь пережить этот период.
Мы категорически против завоза в регион пчёл других пород, тем более, что выжившие пчёлы – это наиболее сильный материал в плане иммунитета и жизнестойкости. Скажу также, что такие кризисные ситуации случаются в пчеловодстве с определённой цикличностью — примерно раз в 25-30 лет.
Между тем, к сожалению, не спадает накал напряжения и в вопросе сохранения главного нашего медоноса – липы. Погода устоялась, пчеловоды выезжают "на разведку" в тайгу и видят печальную картину: пеньки на месте лип, которые росли и были кормовой базой для их пчёл на протяжении нескольких лет. Уже поступает информация из нескольких районов, будем работать с ней. Единственное правильное решение, по мнению жителей таёжных поселков, пчеловодов, учёных – ограничение заготовки древесины липы, по примеру нашего кедра (сосны Корейской).
Прогнозируем, что цены на мёд в новом сезоне останутся на уровне прошлого года. Всё зависит от липового медосбора. Надеемся ,что он будет неплохим. Два года подряд без липового нектара – мы такое не заслужили.
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!
Российский автомобильный рынок – и дальневосточный в частности - находится в процессе структурной перестройки. Китайский автопром занимает ниши, опустевшие с уходом популярных брендов. Владивостокская таможня отмечает двукратный рост ввозимых автомобилей. А схема параллельного автоимпорта, наконец, начинает работать на Дальнем Востоке.
С начала года российский автомобильный рынок переживает тектонические сдвиги. Среди брендов, остановивших работу в России: Mazda, Toyota, Geely, Suzuki, Lexus, Mercedes Benz, MAN, Ford, Honda, Volvo, Nissan, Skoda, Renault, Volkswagen, Hyundai, Volkswagen, KIA, Audi, Jaguar, Bentley, Rolls-Royce, Daimler Truck, BMW, Ducati, Land Rover.
Соответственно, тройка брендов – лидеров кардинально изменилось. По данным «Автостата» на октябрь текущего года, ведущей маркой остаётся отечественная LADA, доля которой в октябре выросла до 39,5% (7 113 проданных новых легковых автомобилей). Второе место среди иномарок завоевал китайский бренд Haval (4 316 шт.). В ТОП-5 также попали: Chery (3 838 шт.), Kia (2 738 шт.) и Hyundai (2 720 шт.).
По прогнозам, совсем скоро китайский автопром может выйти в лидеры.
Автомобили б/у из Японии и Южной Кореи помогут закрыть потребности, в первую очередь, на Дальнем Востоке.
И определённые надежды возлагаются на схему параллельного импорта, которая уже начинает работать.
Как показал мониторинг агентства, дилерские центры адаптируются к изменившимся реалиям.
Генеральный директор ООО «Альтаир-Авто» (официальный дилер Mercedes-Benz) Владимир Шестак отмечает, что многие участники рынка переориентировались на другие бренды и активно осваивают новые ниши. В том числе делают акцент на продажи автомобилей с пробегом.
«Кто-то уже запустил новые направления, кто-то планирует запускать в ближайшее время. Плюс в активах дилерских центров – внушительный парк б/у автомобилей. И всё равно никуда не делись компетенции. Многие клиенты предпочитают даже б/у автомобили покупать у дилера, а не на свободном рынке, потому что могут быть уверены в том, что транспортное средство гарантированно прошло все проверки, и гораздо больше доверяют результатам оценки дилера, чем какого-либо независимого эксперта. Плюс дилеры, имея отлаженные схемы взаимодействия с банками, лизинговыми компаниями, все-таки могут предложить наиболее интересные условия приобретения», - комментирует Владимир Шестак.
По словам собеседника, его компания сегодня работает в разных направлениях. В том числе наладила импорт автомобилей премиального класса из других стран, которые завозит, соблюдая таможенные процедуры.
Открывает новые направления бизнеса «Сумотори-Авто», официальный дилер Киа, Мазда, Субару во Владивостоке. Впервые за свою историю компания запустила продажи праворульных б/у автомобилей с японских аукционов.
изображение: скриншот сайта ГК «Сумотори»
«С б/у автомобилями мы работали и раньше. Но «правый руль» - это новая ниша для нашей компании. В целом, у «Сумотори-Авто» достаточно много направлений, включая кузовной цех и сервисное обслуживание, импорт автомобилей, в том числе под заказ. Кроме того, наши активы – почти 100 автомобилей, закупленных напрямую у производителя, с гарантией», - рассказал руководитель отдела продаж группы компаний «Сумотори-Авто» Валерий Дегтярев.
Дилерские центры рассчитывают составить серьёзную конкуренцию армии импортёров, поставляющих «правый» руль на российский рынок. В своей экспансии они опираются на преимущества больших компаний, которые, как правило, несут все риски в случае форс-мажоров.
«Распространённая история, когда автомобиль рыночной стоимостью миллион предлагают клиенту за 700 тысяч рублей. Но чудес не бывает, и потом выясняется, что надо заплатить гораздо большую сумму. Крупные авторитетные компании дорожат своей репутацией и готовы давать гарантии», - говорит Валерий Дегтярёв.
Сегодня рынок автоимпорта из Японии и Кореи переживает большой ажиотаж. За 10 месяцев текущего года Владивостокской таможней оформлено свыше 142 тысяч транспортных средств для личного пользования.
«По сравнению с октябрём прошлого года количество оформленных автомобилей в октябре этого года увеличилось более чем в два раза и составило 22 207 автомобилей для личного пользования», - сообщает таможенный орган.
Это внушительная цифра, если сравнить её, например, с динамикой рынка новых легковых автомобилей в России, где объёмы продаж в октябре составили 43,3 тысячи транспортных средств. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».
Эксперт одного из сертификационных центров Денис Максименко отмечает, что ценовая политика дилерских центров благоприятствует импортёрам.
«Дилеры брендов, покинувших рынок, подняли цены с началом спецоперации и не намерены сдавать назад, поэтому мы наблюдаем интересную ситуацию. Mazda CX-5 в салоне может стоить больше 4 млн рублей, тогда как до начала спецоперации стоила в районе двух с лишним миллионов. Разница колоссальная. При этом вы можете привезти такую же машину из Японии, и в рестайлинге она обойдётся до 3 млн рублей. Если говорить о брендах, которые остаются на российском рынке, в частности, Hyundai и Kia, они ведут приблизительно ту же самую политику. Учитывая курсы валют, сейчас намного дешевле привезти автомобиль, чем купить у официального дилера», - комментирует Денис Максименко.
В то же время с начала февраля рынок автоимпорта существует в экстремальных условиях. Сначала взлетевший курс доллара парализовал продажи. Потом Япония запретила экспорт в Россию люксовых автомобилей стоимостью более 6 млн иен, и это ударило по сегменту дорогих праворульных машин. Но курс японской иены вскоре резко упал по отношению к рублю, опустившись до исторических минимумов. А фокус внимания импортёров быстро сместился на Южную Корею.
«Потребитель распробовал корейские бренды, и на дорогах появились большое количество дорогих автомобилей от корейских производителей. Соответственно, в Центральной России осознали, что Южная Корея не вводила никаких санкций, и в отличие от Японии там нет ограничений для экспорта в Россию. Можно привезти как дешёвый, так и дорогой автомобиль любого сегмента», - говорит Денис Максименко.
Правда, для дешёвых авто на данный момент сложилась не самая благоприятная рыночная ситуация. Сегодня импортёры своей главной проблемой называют активное удорожание перевозок и услуг хранения автомобилей. Цены выросли в разы, и пока рынок спасает только дешёвая иена.
«Если в этот же период прошлого года фрахт стоил 300-450 долларов, то сейчас он стоит 1,5 тысячи долларов. Раньше складские услуги обходились порядка 4,5 тысяч рублей за 10 первых дней хранения. Сейчас - в районе 20-30 тысяч рублей. Назвать эту ситуацию иначе как беспределом я не могу. Особенно страдает сегмент дешёвых автомобилей. Остаётся надеяться, что антимонопольная служба примет меры, соответствующее обращение в ФАС готовят предприниматели», - сообщил один из импортёров.
Китайские бренды Haval и Chery стремительно ворвались в тройку лидеров российского автомобильного рынка. Но что интересно, «китайцы» оказались намного более востребованы в Москве, чем на Дальнем Востоке. Так, на второй строчке по количеству проданных машин в российской столице - кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. В дальневосточном регионе лидируют Toyota Corolla и Toyota Prius.
«Теоретически такая крупная компания, как наша, могла бы открыть во Владивостоке продажи китайского бренда. Но нужно понять, какой именно бренд интересен потребителю, потому что далеко не все они пользуются популярностью. И в любом случае, коммерческая структура должна понимать прибыль и точку окупаемости. Вкладывать огромные деньги и окупать их 15 лет – это неинтересно. Проще инвестировать в другие проекты, которые уже сейчас приносят стабильный заработок», - говорит Валерий Дегтярёв.
Денис Максименко считает, что «китайцы» могут потеснить «японцев» и «корейцев» на Дальнем Востоке, но для этого они должны будут придерживаться определённой ценовой политики.
«На волне успеха китайские бренды, пусть и не так значительно, но всё же подняли отпускные цены. Раньше было выгодно покупать китайские автомобили, потому что цены были очень конкурентными, и те же Chery, если не брать «вэдовые», стоили в районе 2 млн рублей. Это та цена, которая привлекала покупателя, потому что он мог приобрести новый автомобиль, грубо говоря, по цене японского с пробегом. Обратите внимание, как только HAVAL зашёл на рынок, моментально раскупили все машины именно из-за хороших прайсов», - комментирует эксперт.
Цены на китайские автомобили всё равно будут скорректированы в сторону их большей доступности, считает Денис Максименко. Люди хотят покупать новые машины, а китайские бренды изначально демонстрировали адекватную, гибкую ценовую политику. И у них есть все шансы занять свою большую нишу на Дальнем Востоке. Конкурировать китайский автопром будет главным образом с параллельным импортом, полагает эксперт.
Автоконцерн Mazda передал свою долю «Соллерсу» за один евро
фото: «Соллерс»
Отметим, что японский автоконцерн Mazda официально вышел из проекта по выпуску автомобилей и двигателей японской марки на мощностях совместного предприятия "Соллерс" в Приморском крае. Свою долю он передал «Соллерсу» по символической стоимости в 1 евро на условиях опциона, то есть возможности выкупить её в дальнейшем).
Правительство региона сообщает, что в 2023 году завод запустит новую производственную линию. По некоторой информации, это будет сборочное производство китайского бренда.
Сегодня дилеры активно развивают импорт новых автомобилей через третьи страны – Казахстан, Узбекистан и другие. Но к параллельному импорту это не относится.
«И раньше можно было привезти автомобиль в дилерский центр откуда-нибудь из Германии. На физическое лицо, разумеется. Просто стоял вопрос экономической выгоды, и никому это не было интересно, потому что всю административно-организационную часть представительство брало на себя - сертификацию, получение СБКТС, ЭПТС и другие вопросы. Сейчас ситуация изменилась. То, что раньше делало представительство, делают дилеры. Привозят через третьи страны новые автомобили, приобретённые на физлиц. Это выгоднее, чем параллельный импорт, так как физлица платят гораздо меньшую пошлину», - поясняет один из участников рынка.
Параллельный импорт осуществляет только юридическое лицо при соблюдении определённых условий.
Принятое 15 июля постановление правительства №1269 упростило ввоз иномарок юрлицами. Теперь им не требуется получать ОТТС или просить разрешение на его использование у держателей такого документа. Можно завозить транспортные средства в обход представительств зарубежных автоконцернов. Но не любые – только не из перечня, утверждённого Минпромторгом. Новые или не старше трёх лет. Заключение о соответствии требованиям выдаёт ФГУП «НАМИ».
Денис Максименко рассказывает, что схема параллельного импорта на Дальнем Востоке, наконец, заработала.
«Ничего сложного в параллельном импорте нет. Если автомобиль входит в перечень транспортных средств, разрешённых к параллельному импорту, компания имеет право обратиться в институт НАМИ и при наличии перечня документов, подтверждающих в том числе определённую категорию систем безопасности, получить заключение о том, что данный автомобиль можно беспрепятственно ввезти в Россию. Могу сказать, что эта схема уже работает. Предприниматели начинают разбираться в ней, тестируют её. У меня есть клиенты, которые привезли автомобиль Audi «на проверку» именно в рамках параллельного импорта, на юридическое лицо, для дальнейшей реализации через одну из площадок», - говорит Денис Максименко.
Директор компании Carwin Дмитрий Забора отмечает, что теоретически реализовать эту схему можно с помощью посредников.
«Параллельный импорт - это возможность оформления на нашу компанию машин до трёх лет, то есть новых или почти новых плюс соблюдение ряда других условий. В принципе, ничего особо сложного здесь нет, можно заключить договор с органом сертификации, чтобы он взял на себя вопросы оформления. Но нам это неинтересно, потому что таможенная пошлина значительно меньше, если ввозить автомобили на физлицо. По параллельному импорту целесообразно завозить машины, только если ты официальный дилер и продаешь их от лица компании по лизингу либо каким-то другим схемам. Тогда это компенсирует высокую пошлину», - поясняет Дмитрий Забора.
Владимир Шестак уверен, что даже если параллельный импорт будет эффективно налажен, это не закроет потребности рынка.
«В мире сохраняется дефицит автомобилей, вызванный дефицитом полупроводников, о чём мы немного забыли на фоне внутренних событий. Эта тенденция только усиливается. Сейчас даже в странах, откуда подразумевается параллельный импорт, сохраняется нехватка автомобилей. Какую-то часть спроса можно удовлетворить таким образом, но всю потребность она не закроет», - полагает Владимир Шестак.
Собеседники считают, что на Дальнем Востоке своя специфика. И если говорить о массовом спросе, б/у автомобили из Кореи и Японии здесь вне конкуренции.
Отметим, по данным «Автостата», с января по сентябрь текущего года в России было куплено почти 475 тыс. новых легковых автомобилей, что на 59% меньше, чем за 9 месяцев 2021 года. Объём рынка легковых автомобилей с пробегом составил 459,4 тыс. единиц, на 20,2% меньше, чем за тот же период прошлого года.
IV форум «Экспортный потенциал Приморья» состоялся во Владивостоке 1 ноября. Действующие и потенциальные экспортёры, представители власти и контрольно-надзорных органов обсудили развитие «нового экспорта» и проблемы перестройки товаропроводящих цепочек.
Начальник Дальневосточного таможенного управления ФТС России Юрий Ладыгин в своём приветственном слове поделился статистикой за 2022 год. Так, в 2022 году товарооборот ДФО с Китаем увеличился на 26% по сравнению с прошлым годом. С Южной Кореей – почти на 14%. С Вьетнамом – в 1,6 раза. С Арабскими Эмиратами – в 3,7 раза. С Японией сократился в 1,8 раза.
В стоимости экспорта почти 48% занимают водно-биологические ресурсы, порядка 10% - древесина и изделия из неё, более 11% - соевые бобы. Доля драгоценных металлов составляет 7%, столько же приходится на нефтепродукты.
При этом экспорт водных биологических ресурсов в стоимостном эквиваленте увеличился на 19%.
Экспорт древесины и изделий из нее в физических объёмах сократился на 21%, а в денежном выражении вырос на 7%.
Поставки сои по физическому объёму выросли почти на 30 процентов и в 2,3 раза по стоимости.
За 9 месяцев 2022 года центрами электронного декларирования выпущено 372 тысячи деклараций. Из них 12% - это экспортные декларации.
Модератор пленарной сессии, президент Союза «Торгово-промышленная палата Приморского края» Борис Ступницкий подчеркнул, что в условиях санкций важнейшие задачи – расширение географии экспорта и диверсификация номенклатуры грузов.
«Сегодня нам необходимо расширять экспортные рынки, увеличить число внешнеторговых партнеров в том числе за счёт стран, с которыми у нас выстроены конструктивные внешнеполитические отношения. Это страны АСЕАН, Монголия, Вьетнам, Индия, ЮАР и другие», - обозначил модератор пленарной сессии.
Он напомнил, что из стран АСЕАН Вьетнам сегодня является крупнейшим торговым партнёром России, в том числе по таким направлениям экспорта, как свинина, лесобумажная продукция, изделия из металла и детское питание. В 2022 году транспортная группа FESCO запустила регулярную морскую линию FESCO VIETNAM DIRECT LINE (FVDL) по маршруту Владивосток — Хайфон (Вьетнам) — Хошимин (Вьетнам) — Нинбо (Китай) — Владивосток. Сегодня она загружена на 100%.
Интенсивно развиваются отношения с Монголией, которая проявляет серьёзный интерес к созданию совместных производств на российской территории и рассматривает порты Приморского края для транзитного сообщения со странами Северо-Восточной Азии.
«В текущем году мы продолжаем сталкиваться с ковидными и, само собой, логистическими и финансовыми ограничениями. Федеральное и региональное правительства совершенствуют механизм поддержки экспортёров и разрабатывает меры по преодолению барьеров», - подчеркнул Ступницкий.
Одной из таких мер является модернизация сухопутных пунктов пропуска – см. материал EastRussia «Форточки в Азию» и трансформации морской логистики, о которых рассказала коммерческий директор ПАО «ВМТП» Елена Казарина.
«Мы на практике видим, как изменяется логистика, и вектор смещается с Запада на Восток, как реализуется взаимовыручка и взаимосотрудничество между государственными органами и экспортёрами», - отметила докладчица.
«ВМТП» - крупнейший универсальный порт на Дальнем Востоке, третий год подряд занимает первую позицию по контейнерообороту в стране. Обрабатывает все номенклатуры грузов и обеспечивает круглогодичную навигацию. В его активах - 14 причалов, почти три километра причальной стенки, 174 средств механизации и 45 единиц кранов. При этом продолжается модернизация морской гавани.
«В прошлом году наш грузооборот составил 750 тысяч TEU. В этом году идём на те же цифры, но важно отметить, что порт мог бы выйти на более 800 тысяч TEU, если бы не ситуация в феврале. Она отразилась на всех, поэтому в мае был определённый спад. Но уже начиная с июля импорт восстанавливается. Экспорт достиг объёмов по итогам прошлого года и даже превышает прошлогодние показатели», - сообщила представитель порта.
В целом за 9 месяцев текущего года рост экспорта по дальневосточным портам составил 21%.
На фоне провала грузооборота в Северо-Западном бассейне и снижения показателей в Азово-Черноморском бассейне Дальневосточный бассейн ощущает прирост как в генеральных грузах, так и в контейнерном обороте.
Фактически «ВМТП» отмечает спад только транзитных грузопотоков, которые следуют через сухопутные переходы. В распоряжении дальневосточных портов в основном остался транзит на Узбекистан и Казахстан.
«Мы принимаем много грузов, которые раньше шли через северо-запад, в том числе опасных. Поэтому очень зависим от железной дороги, от экспедитора и его расторопности по документообороту. Учитывая, что вектор смещается на Восток, дальневосточные порты испытывают повышенную нагрузку, и железная дорога – немного узкое звено. Но скажу, что мы взаимодействуем по этому вопросу со всеми ведомствами вплоть до министерства транспорта и начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило. Ищем способы «разгрузить» ситуацию», - рассказала Елена Казарина.
Несырьевой экспорт – Россию не исключить из глобальной торговли
Продолжила пленарную сессию руководитель представительства АО «РЭЦ» во Владивостоке Елена Демиденко с докладом о новой географии экспортных потоков.
Она напомнила, что объем несырьевого неэнергетического экспорта из РФ за январь-август 2022 года в денежном выражении вырос на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $125 млрд. Такие данные премьер Михаил Мишустин озвучил на недавнем форуме «Сделано в России».
«Я соглашусь с премьером, что намерение исключить Россию из глобальной торговли выглядит абсурдным. Представить мировую промышленность без российских товаров и ресурсов невозможно», - заявила Елена Демиденко, отметив, что в этом году главный экспортный форум страны посетило 78 иностранных делегаций, что в 5 раз больше по отношению к прошлому году. Такая динамика, по её словам, свидетельствует о позитивном восприятии российских товаров на внешних рынках.
«Всеми любимые российские шоколад, спиртное, даже кровельные материалы самые лучшие – они узнаваемы по своим качественным характеристикам, поэтому бренд «Сделано в России» - своеобразный знак качества в мире», - сообщила руководитель представительства «РЭЦ».
Как следует из представленного доклада, структурная перестройка товарных потоков открывает новые возможности участникам внешнеэкономической деятельности. Снижается товарооборот с Японией, но растёт с Вьетнамом и Индонезией.
И если ещё 3-4 года назад несырьевым экспортом занимались в основном крупные компании, в эпоху постковида и особенно с введением санкций расстановка сил кардинально меняется. Появились новые ниши торговли, куда стали заходить малые и средние компании, более гибкие, чем крупные холдинги.
«Допустим, есть запрос из Индии на соевое масло. Крупные производители не готовы выходить на новые рынки, им хорошо с постоянными партнёрами из Китая. А вот средние компании и даже объединения КФХ могут обеспечить экспорт на условиях, которые необходимы иностранному покупателю. К примеру, прислать тестовую партию без предоплаты, но при этом застраховать 95% своей поставки и включить страховку в стоимость этих товаров. Цена масла будет конкурентоспособной», - привела пример Елена Демиденко.
«РЭЦ» советует экспортёрам обратить внимание на потенциальных перспективных партнёров. Это рынки бывшего СССР – Республика Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Азербайджан, где у российских товаров уже есть уверенные позиции.
Второе направление – крупные страны Азии и Ближнего Востока – Китай, Индия, Вьетнам, Турция, Египет, Иран и много других.
Заслуживают внимания также страны Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, где российские экспортеры пока представлены слабо, но присутствует значительный потенциал роста. Среди них Таиланд, Бразилия, Арабские Эмираты, Индонезия, Филиппины, ЮАР.
А перед любым стартом стоит изучить рынок, который кажется наиболее интересным. И для этого стоит воспользоваться консультационной поддержкой РЭЦ и региональных подразделений центра «Мой бизнес». В том числе можно через цифровую платформу «Мой экспорт» заказать бесплатную услугу анализа экспортного рынка по стандартным критериям.
Помогут в продвижении российской продукции дегустационно-выставочные павильоны, открытые в Китае, Арабских Эмиратах, Вьетнаме и Египте. В этом году откроются ещё две таких площадки в Турции и Саудовской Аравии. РЭЦ и центр «Мой бизнес» готовы оказывать всестороннюю поддержку экспортёрам.
Полный консенсус с Китаем
С докладом на тему российско-китайских отношений выступил директор по развитию бизнеса Большого Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона департамента инвестиционной деятельности ПАО «Сбербанк» Сюй Тенфэн.
По его оценке, итоги XX Всекитайского правящей Коммунистической партии Китая были положительными для России.
«По предположениям многих аналитиков в Китае, есть полный консенсус о том, что Китай продолжит политику сотрудничества с Российской Федерацией, в том числе в отношении открытия рынков для российских товаров», - сообщил Сюй Тенфэн.
«Сбербанк» помогает российским экспортёрам усиливать свои позиции и расширять бизнес на китайском рынке. А также готов предоставить финансирование в различных пропорциях компаниям при нехватке собственного капитала.
«Несмотря на санкции китайские банки и компании продолжают сотрудничество со «Сбербанком» в различных форматах, по мере возможностей не нарушая санкционные ограничения. Мы видим полную поддержку в том числе со стороны китайского регулятора, и нас активно приглашают на усиление российско-китайских финансовых расчётов», - подытожил Сюй Тенфэн.
Тема финансовых расчётов продолжилась на круглом столе, посвящённом финансовым рискам и валютным операциям при экспорте.
Сегодня российские банки активно работают с регионами Китая Хэйлунцзян, Цзилинь и Чжэцзян. Экспортёрам рекомендуют взаимодействовать прежде всего с региональными банками КНР, которые проявляют больше интереса к российскому бизнесу, чем крупные кредитные организации. Предприниматели активно перестраивают свои расчётные цепочки через Харбин и Шанхай – крупнейший финансовый центр Китая, где расположены многие региональные банки.
«Сбербанк» также налаживает активное сотрудничество с банками Вьетнама и Индонезии.
«Сейчас финансовая логистика перестраивается, и мы будем свидетелями многих новаций», - полагает Сюй Тенфэн.
Отметим, что в рамках форума участники обсудили большое количество вопросов экспорта, включая международное образование на Дальнем Востоке, потенциал российских диаспор для продвижения российских товаров и экспортные возможности модной индустрии. К 2024 году Приморью предстоит вдвое увеличить объем несырьевого экспорта – с 2 миллиардов до 3,9 миллиарда долларов США.
- В этом году форум «Дальний Восток – зима открытий» пройдет под новым названием: «Форум устойчивого развития туризма». Скажите, пожалуйста, что отражает новое название форума?
- Новое название форума отражает основной спектр тем, на котором из года в год фокусируется наш форум. Объединяя регионы Дальнего Востока и Арктики для обмена опытом, мы в первую очередь сконцентрированы вокруг поиска таких подходов к развитию туризма, которые закладывают долгосрочный баланс между сохранностью природных комплексов, интересами отраслевого бизнеса и местного населения. Именно поэтому у нас на первый план выходят темы с экологическим туризмом и экопросвещением, профориентацией и кадровым обеспечением отрасли, поиском корректных подходов к этнокультурному туризму и так далее. Эти темы не ограничены Дальним Востоком и нашими арктическими регионами, мы видим, что к их обсуждению подтягиваются коллеги со всей страны.
Статистика показывает, что туризм в «удаленные» регионы – на Дальний Восток и в Арктику – растет опережающими темпами. Тем важнее системно и методично обмениваться опытом, отслеживать все возможные риски и угрозы, совместными усилиями находить решения, выносить их на межрегиональный и федеральный уровень.
Для Камчатского края Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» – одна из двух ключевых дискуссионных площадок, которые традиционно проводятся на полуострове. Каждое лето мы также проводим уже ставший международным форум «Экосистема», посвященный формированию и консолидации молодежных предложений в сфере экологии для дальнейшего внедрения в общероссийскую практику. Мы призываем всех заинтересованных участников присоединиться к работе этих дискуссионных площадок, чтобы выработать наиболее гармоничные подходы и практики в социально-экономическом развитии регионов.
- Пленарная сессия форума будет посвящена теме глобальной доступности туризма в интересах экономики, региона и человека, развития въездного и внутреннего туризма с учетом «зеленой повестки». Как вы считаете, какие наиболее перспективные возможности предстоит реализовать региону?
- Доступность – безусловно, ключевой вызов для развития туризма на Камчатке. Та поддержка, которую регион получает в виде «плоских» тарифов «Аэрофлота» и ряда субсидируемых рейсов, выполняемых другими авиакомпаниями, является неоценимым фактором для туристической сферы. Но есть и другая сторона доступности, выраженная в стоимости и сроках любого строительства в регионе, в наличии и стоимости привлечения квалифицированных кадров и так далее. И это проблемы не только Камчатки – с такими же проблемами сталкиваются коллеги на половине территории нашей страны. Многие ограничения удается преодолевать благодаря системному вниманию со стороны федерального центра, комплексной работе мер поддержки бизнеса. Но чем дальше мы двигаемся, тем важнее оперативно реагировать на любые возникающие вопросы, быть чуткими к проблемам бизнеса, находить приемлемые и рациональные решения по каждой ситуации.
Сегодня перед Камчаткой стоит амбициозная задача – защитить статус одного из лучших мест в мире для инвестиций в туристической сфере. Мы заявили этот тезис на Восточном экономическом форуме 2023 года, представив бизнесу подготовленные инвестиционные площадки и проработанные меры поддержки. На фоне пандемийных ограничений мы смогли полностью переориентировать туристическую сферу на внутренний рынок, не допустив количественных просадок, наоборот, получив динамичный прирост инвестиций и оборота бизнеса в сфере туризма. Сегодня, когда иностранный турист возвращается в страну, нам необходимо конвертировать въездной туризм в качественный скачок в развитии отрасли, не допустив вытеснения сегмента отечественных туристов. Об этом мы говорим нашим инвесторам, призывая их вкладываться в новую инфраструктуру региона.
- Какие новые инициативы и инвестиционные проекты вы планируете реализовать в 2024 году в рамках развития мультиформатного туристического предложения в регионе? Расскажите, какие виды туризма вы предлагаете туристам?
- Приоритеты на 2024 год у нас такие же, как и прежде: поддерживая инициативы бизнеса, добиваться развития туристической инфраструктуры в регионе, преодолевать сезонные ограничения, увеличивать емкость предложения для туристов без ущерба для наших природных комплексов. Ключевые события предстоящего года для нас – долгожданный запуск крупной пятизвездочной гостиницы в центре Петропавловска-Камчатского и ввод в эксплуатацию нового терминала аэропорта Елизово. Ожидаем старт строительных работ в рамках крупнейшего инвестиционного проекта в регионе – кластера «Три вулкана». Поддерживаем инициативы бизнеса в строительстве десятков малых и средних туристических объектов на полуострове; сформировали инвестиционные лоты и предлагаем выгодные земельные участки новым игрокам.
Что касается видов туризма – у нас продолжают набирать популярность морские прогулки и круизы, мы ожидаем активизацию бизнеса на этом направлении, в том числе в связке с круизами по Курильским островам. Благодаря мероприятиям Зимнего фестиваля «Берингия» мы смогли обратить внимание туристов на уникальный зимний сезон на Камчатке, активно балансируем сезонность. Растет семейный сегмент, развивается самодеятельный туризм, когда гости самостоятельно бронируют авиаперелет и гостиницу и собирают для себя программу на месте, покупая у туроператоров однодневные экскурсии.
- Камчатка – это полуостров. Как вы планируете осуществлять поручение Президента по развитию автомобильного туризма в условиях сложной доступности? Какая, на ваш взгляд, перспектива развития данного направления: будет ли это внутренний (региональный) продукт или будет активное привлечение автотуристов со всей России?
- Камчатка не связана автомобильными дорогами с соседними регионами, это делает практически невозможным посещение нашего региона туристами на личном автотранспорте. Но вместе с тем, Камчатка – один из самых автомобилизированных регионов нашей страны, и уж чего, а дефицита автолюбителей и автомобилей у нас нет. Для гостей из других регионов у нас действуют предприятия автопроката, и я уверен, что по мере развития интереса к теме автотуризма, их автопарк и предложение будет только расширяться.
Тем более, что уже в ближайшие два года на Камчатке станет доступной для автолюбителей первая в стране полноценная автомобильная дорога общего пользования, построенная специально в интересах развития туризма. Я говорю о подъездной дороге к кластеру «Три вулкана», которая возводится в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Это совершенно уникальная и красивейшая дорога, которая пройдет по широко известной Паратунской долине к самому подножию Вилючинского вулкана.
К концу года мы ожидаем появление асфальтированной дороги на Халактырский пляж к Тихому океану – популярному месту притяжения как гостей полуострова, так и местных жителей.
Добраться до центральных районов Камчатки теперь можно гораздо комфортнее и быстрее благодаря появлению асфальтированой автотрассы Петропавловск-Камчатский – Мильково. Кроме того, появилась дорога к уникальному туристическому объекту «Соколиный центр» – самому крупному репродуктивному центру краснокнижных птиц в мире.
Мы ждем автотуристов со всей страны. Пусть вся сеть комфортных для автотуризма дорог у нас составляет немногим более одной тысячи километров, но на всем протяжении этих дорог у нас есть невероятно красивые виды, вулканы, термальные источники и другие достопримечательности.
_______________________________________________________________
Материал опубликован в Дайджесте РТФ «Путешествуй!»
Михаил Костыря родился в 1980 году на Камчатке, окончил КамГУ им.В.Беринга по специальности «История и английский язык», с 2011 года возглавляет КГАУДО «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий». С 2023 года применяет педагогические и туристические навыки на сыне Тихоне. Женат на прекрасной женщине.
— Михаил, в моем понимании ты — до мозга костей человек природы, ты всегда в каких-то походах, покорениях горных вершин и в планах о дальнейших подобных событиях. Как пришла такая привязанность к туризму?
— В первый свой большой многодневный поход я отправился в возрасте 11 лет и до сих пор не могу с этой темы соскочить. Тогда я записался в туристический клуб «Землепроходцы», который работал при школе, где я учился, и занимался там до окончания школы, после устроился работать в этот клуб инструктором. В трудовой книжке с тех пор — одно место работы — Камчатский дом детского туризма, который, правда, периодически немного менял названия. Надо сказать, я благодарен родителям, что они доверяли мне и поддержали мое увлечение.
— Ты много путешествуешь, расскажи о своем самом крутом переживании, связанном с природой, на Камчатке и за ее пределами.
— На самом деле, хотелось бы путешествовать больше. В моем личном топе — два приключения на Камчатке. Первое — вулкан Камень.
Все хорошо знают вулкан Ключевская сопка, это такой местный бренд. Но удивительно, что мало кто знает его соседа — вулкан Камень, который соединен с Ключевской сопкой перевалом Вулканологов. Это довольно высокая гора высотой более 4 тыс. метров, склоны которой – это не столько шлак и снежники, а сплошной монолитный лед. Можно сказать, альпинизмом я занялся, еще только на фотографии увидев этот вулкан. При подъеме на Камень я испытал одно из мощнейших эстетических и духовных переживаний в своей жизни. Зимой в ночь перед восхождением, в домике на перевале Вулканологов, я вышел и увидел с одной стороны огромный Ключевской, у которого светилась верхушка (начиналось извержение), услышал его рокот, который чувствовался скорее диафрагмой, чем ушами. С другой стороны от меня был Камень — в свете луны его ледяные склоны сияли, а его льды периодически издавали громкий треск, похожий на выстрелы. Получается, с одной стороны огненная гора, с другой — ледяная, над ними луна, и ты между всем этим просто теряешься — это очень мощно.
Второе невероятное по силе ощущение — поход в район Ичинского вулкана. Там есть стойбище под вулканом, где мы встретили бригаду эвенов, которые перегоняли оленей. Там очень красивая местность, мало посещаемая (надеюсь, такой и останется), со здоровенными отвесными стенами гор, похожими на вершины Патагонии, с огромными лавовыми полями, настоящей тундрой, где много ягоды, медведей и оленей. Никогда не забуду, как мы перевалили через застывший лавовый поток и далеко внизу увидели абсолютно плоскую равнину около озера Кетачан. Подходил циклон, сильный ветер гнал облака и по этой плоской равнине мощно двигались столбы золотого света из прорех в тучах, а в этих столбах золотого света – сотни северных оленей.
За пределами Камчатского края абсолютный мой максимум и по сложности, и по ощущениям это — пик Озоди в Таджикистане (бывший пик Корженевской). Один из семитысячников бывшего Советского Союза. Когда нам удалось туда сделать восхождение — это были очень сильные ощущения: огромное напряжение сил на грани моих возможностей и навыков — и такое невероятное воздаяние за потраченные силы! Моральное, эстетическое, духовное переживание, подобного которому не было, но, надеюсь, еще будет.
— Для того, чтобы быть наставником для других, нужно самому иметь за плечами богатый опыт — и он у тебя есть, — причем то, как ты рассказываешь, думаю, также является вдохновением для детей и подростков к погружению в природу. Расскажи, что получают обучающиеся в Доме туризма?
— То, что ребята получают у нас — универсальные компетенции по умению обеспечить свою безопасность, оценивать риски, работать в ситуации стресса, усталости, принимать оптимальные решения в сложных ситуациях. Все это применимо в любой сфере жизни. Кроме того, Камчатка — это место, где вероятность оказаться в дикой природе у любого человека довольна велика, и, если он умеет вести себя там правильно, это уже большой плюс.
Основной ресурс Камчатки — это природа. Если мы ребенка максимально погружаем в природу — мы «якорим» его на Камчатке. Если уникальная природа становится естественной для человека с детства — он понимает этот кайф, и есть большая вероятность того, что он здесь останется. А проблема оттока населения, к сожалению, на Камчатке, как и на всем Дальнем Востоке, является существенной. Кстати, мы сделали исследование среди людей, кто занимается коммерческим туризмом на полуострове – спросили, кто из них пришел в профессию из детского туризма. Оказалось, больше 60% в детстве занимались в туристических клубах при школах или ходили в походы с семьей. Получается, когда человек с детства погружен в такую среду, он с большой вероятностью продолжит этим заниматься. Получается, в меру своих сил, создаем базу для формирования кадров для турима.
— Какие-то официальные документы по окончании обучения выдаете?
— Документов, которые дают право вести профессиональную туристическую деятельность — нет. Это может быть плюсом к портфолио выпускника. Центр — образовательная организация и наша миссия — привести ребят в мир дикой Камчатки, сделать это безопасно, с удовольствием и в перспективе дать импульс в выборе профессии. У нас занимается около тысячи ребят по всей Камчатке. Наши клубы работают на базе школ — таких более 30 по краю. Ребята занимаются по направлениям: «Спортивный туризм» (маршруты, дистанции, первые шаги), «Юный путешественник», «Основы туризма», «Твоя Камчатка» и ряд других. Стремимся покрыть весь спектр деятельности, который связан с активным туризмом. Хотим, чтобы появилось новое направление «Водный туризм». Строим обучающую программу как некую цепочку приключений, которые постепенно усложняются и в итоге выливаются в большой поход.
— Для взрослых есть какие-то «детско-юношеские» программы — для начинающих?
— Делали пилотные наборы для взрослых людей, желающих обучиться туризму с нуля. Первые шаги человеку трудно сделать, но желающие есть. За два последних года сделали четыре набора — около 60 человек прошли у нас обучение. И планируем развивать это направление, спрос есть. Дети обучаются бесплатно, взрослые — на платной основе.
— Куда бы ты посоветовал пойти гостям Камчатки, не боящимся туристических нагрузок, но не профессиональным туристам?
— Если говорить о людях, которые готовы «встать под рюкзак», я рекомендую Налычевский природный парк. Это простая и недорогая логистика. Можно доехать даже рейсовым автобусом. Тут такой срез Камчатки, очень компактно расположенный – действующие вулканы, горячие источники, нерестовые реки, медведи. А если осенью туда попасть — это просто сумасшествие: золото листвы, багряная тундра, белые вершины и синее небо. Если нет желания с рюкзаком путешествовать — можно попробовать взойти на Авачинский вулкан — он очень доступный с точки зрения логистики, на вершину ведет хорошая тропа, при этом это – полноценный действующий вулкан высотой более 2700 метров. Когда подходишь к кратеру, к лавовой пробке, которая его покрывает – видишь серные отложения, дымящиеся фумаролы, можно руками почувствовать тепло недр – это очень сильные ощущения. Надо сразу сказать, что без опытного проводника ходить туда не рекомендуется, и нужно иметь соответствующую подготовку и экипировку. Обязательно к посещению побережье океана.
Еще относительно доступное место — район Мутновского и Горелого вулканов — там все, что есть на Камчатке, компактно расположено. Если есть желание с пользой потратить время и деньги — надо попасть в район Ключевской группы вулканов — там совершенно другая Камчатка, нежели вокруг Петропавловска. Там надо постараться побывать хотя бы раз в жизни, если тебе интересен Камчатский край.
— Я так понимаю, что все эти локации — и не только эти — ты планируешь показать своему сыну? В каком возрасте он впервые начал изучать Камчатку и приобщаться к спортивному туризму?
— На природе он первый раз переночевал в четыре месяца. Тихон Михайлович очень внимательно смотрел на костер и крепко спал в палатке. Думаю, он остался доволен. Мы ходили с семьей на океан.
— Ты используешь профессиональные навыки в воспитании сына?
— Это один из самых больших моих страхов. Объясню: я очень хочу, чтоб мои профессиональные навыки пригодились сыну. Мечтаю с ним, когда подрастет, заниматься активным туризмом. Я ему могу качественно и полноценно это дать, но боюсь, что ему не понравится, ведь так бывает… Очень многие делают такую ошибку – занимаются активным туризмом так, чтобы ребенок был рядом – чтоб под присмотром. А чтобы заниматься туризмом с ребенком, нужно полностью подстроиться под него – выбрать нужные нагрузки, маршрут, содержание. Я очень надеюсь, что я смогу, вооруженный своим опытом, сделать так, чтобы Тихон тащился от этого также, как и я тащусь. Я постараюсь сделать все правильно.