Поделиться
Перспективы Северного морского пути обсудили на ПМЭФ-2025
Поделиться

Тематическое фото. автор/источник: Koptyaev Igor/Shutterstock

На Петербургском международном экономическом форуме прошла тематическая сессия «Морской путь по северному побережью Руси: 500 лет истории». Участники дискуссии — представители федеральных и региональных властей, бизнеса и научного сообщества — обсудили развитие Северного морского пути (СМП), его экономическое значение и вызовы, стоящие перед арктической логистикой.

По словам директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Александра Макарова, несмотря на наблюдаемое потепление, арктический лед сохраняется и, согласно прогнозам, его уровень останется относительно стабильным на протяжении следующих 50 лет. Ученый пояснил, что сокращение ледового покрова происходит лишь в течение летнего периода — обычно не более 10 недель, а случаи полного освобождения акватории от льда, как это было в 2020 году, пока единичны. Макаров добавил, что переход к круглогодичной навигации возможен только при условии наращивания ледокольного флота.

Специальный представитель ГК «Росатом» по развитию Арктики Владимир Панов сообщил, что грузопоток по Севморпути за последние десять лет вырос почти в десять раз: с 4 млн тонн в 2014 году до 39 млн в 2024-м. Он уточнил, что после ввода в эксплуатацию нового ледокола «Якутия» общее число ледоколов «Росатома» достигло восьми. По словам Панова, для устойчивого развития маршрута необходима системная инвестиционная политика, в том числе в геологоразведку, с горизонтом планирования за 2040 год.

Отдельное внимание было уделено восточному направлению. Панов сообщил, что в 2025 году через Севморпуть было отправлено 7 млн тонн грузов, из которых 3,1 млн — в режиме транзита. Количество контейнерных рейсов достигло 14, а судно из Петербурга до китайского порта прошло маршрут всего за 23 дня. Он добавил, что расширение сроков навигации, например, на Чукотке, где она сейчас длится от двух до четырех месяцев, является приоритетной задачей.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис сравнил развитие Севморпути с советской космической программой и назвал его «инфраструктурным прорывом». В качестве примера он привел строительство порта «Лавна» — первого в стране, реализованного в формате портовой концессии. В рамках проекта была также построена подъездная железнодорожная линия длиной 50 километров. По словам Чибиса, к 2050 году планируется обновить стратегические документы по Арктике и утвердить экономическую модель Трансарктического коридора.

Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский отметил, что СМП — это ключевой экономический актив Арктики, без которого невозможно дальнейшее освоение ресурсов и развитие северных производств. Он сообщил, что в 2023 году перевалка грузов через поморские порты снизилась на 25%, однако уже в 2024-м объемы восстановились за счет контрактов с Китаем. С начала 2025 года объемы отгрузки выросли еще на 10%. В числе приоритетов — создание глубоководного района в порту Архангельск совместно с «Росатомом» и компанией «Евросиб». Регион уже подписал инвестиционную декларацию с участием китайского партнера — NewNew Shipping Line.

Представитель китайской компании Кэ Цзинь сообщил, что совместно с «Росатомом» была открыта транспортная линия, по которой перевезено около 20 000 TEU-контейнеров. Уже совершено 13 рейсов. Компания рассчитывает на развитие круглогодичной навигации и планирует доставку грузов через Мурманск. Он также призвал власти России и Китая усилить поддержку судостроительной отрасли, в том числе в виде налоговых льгот, чтобы ускорить строительство специализированных ледоколов.

Генеральный директор Safetrans Line Алексей Мавлютов рассказал, что компания зарегистрирована в Гонконге для работы в условиях санкций. Сейчас в ее распоряжении более 15 судов и свыше 75 000 TEU-контейнеров. В прошлом году судно компании прошло маршрут Санкт-Петербург — Циндао за 23 дня. Цель — сократить время в пути до 19 дней, что существенно снизит затраты.

Губернатор Чукотки Владислав Кузнецов указал, что открытие морского коридора решает давние логистические проблемы и делает возможным реализацию крупных горнодобывающих и энергетических проектов, таких как «Баимская». В Певеке уже создается портовая инфраструктура, включая терминал для отгрузки продукции. Проект предусматривает размещение четырех энергоблоков на атомной тяге общей мощностью до 10 МВт, поскольку прокладка линий электропередачи на таких расстояниях экономически нецелесообразна.

Генеральный директор УК «Баимская» Георгий Фотин сообщил, что инвестиции в проект оцениваются в 1 трлн рублей. Компания активно внедряет автономную технику, включая более 70 беспилотных самосвалов. В регионе также развиваются образовательные программы, нацеленные на подготовку специалистов для работы с высокотехнологичным оборудованием.

Завершая сессию, почетный консул России в Индии Ратиш Наир подчеркнул, что Северный морской путь может стать важнейшим логистическим каналом между двумя странами, позволяя снизить издержки и риски. Однако для этого, по его мнению, необходимы устойчивые инвестиции и межгосударственная поддержка.

О том, что необходимо сделать для развития инфраструктуры безопасности на СМП— как технической, так и организационной см. материал EastRussia «Севморпуть взял курс на безопасность».

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Дальнобойщик должен знать границу

Опубликованное в начале ноября по итогам 30-й регулярной встречи глав правительств России и КНР совместное коммюнике декларирует дальнейшее развитие российско-китайских автоперевозок, упрощение их административных процедур и расширение номенклатуры перемещаемой через границу продукции. О том, что внешнеторговые направления крайне востребованы экономикой, свидетельствует динамика работы автомобильных пунктов пропуска. В то же время российская сторона опасается экспансии китайских перевозчиков. Чтобы предупредить негативные последствия, отрасль формирует предложения по защите отечественного рынка.

Читать полностью
Поделиться
Аэропорты меряются крыльями

С начала 2025 года международный пассажиропоток через дальневосточные аэропорты вырос к прошлогоднему уровню почти на треть. Основной прирост перевозок дает китайское направление. В то же время за полеты с Китаем готовы бороться аэропорты Владивостока и Хабаровска, международный терминал которого в отличие от первого пока испытывает нехватку пассажиров в данном виде сообщении.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточное такси: в правом руле нет больше смысла?

Уже в следующем году возить пассажиров таксисты в России смогут на машинах лишь определенных марок. Их 22, и большая часть из них — отечественного производства. Сделано это, как заявляется, из благих целей — повышения качества пассажирских перевозок.
Отдельной строкой в документе, который родился в недрах Минпромторга РФ, прописан Дальний Восток, где, с учетом доминирования праворульных японских машин, вводится своего рода отсрочка — до 1 марта 2030 года. Корреспондент EastRussia пообщался с участниками рынка из разных регионов ДФО, чтобы выяснить, готовы ли местные таксисты пересаживаться справа налево.

Читать полностью
Поделиться
Северный завоз на последней миле

Нынешнюю навигацию в целом успешно отработал единый морской оператор северного завоза. Он появился в соответствии с вступившим в силу федеральным законом, призванным улучшить систему снабжения отдаленных территорий. Им же предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В нее, помимо морской составляющей, входят речные сообщения, а также автомобильные дороги и автозимники, по которым осуществляется доставка грузов до конечного пользователя. Но высокая степень износа портовой и дорожной инфраструктуры, ухудшение судоходных условий на северных реках обостряют общую проблематику завоза жизненно важных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке осуществляется модернизация аэропортовой инфраструктуры, в том числе рассматривается реализация ранее переносившихся проектов, таких как строительство нового аэропорта Иркутска за пределами города. Также планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. При этом поиск источников финансирования и соблюдение сроков работ остаются основными проблемными моментами в отрасли. В сфере развития железнодорожного транспорта реализация частной инициативы позволила рассчитывать на увеличение отправки угольных экспортных грузов в восточном направлении. Тем не менее частные инвестиции в подобные проекты могут быть рентабельными только при наличии высокодоходных грузов.

Читать полностью
Поделиться
«Убогонько, но красивенько»: путешествие в Аян — на край земли и красоты

– Алексей Александрович, добрый день! Хотите съездить на север края? Есть несколько вариантов…
Звонили из Дальневосточной государственной научной библиотеки), которая курирует проект – «Писатели родного края». Это когда поэты и писатели из Хабаровска отправляются по отдаленным населенным пунктам на творческие встречи с читателями. Мне предстояло выступить с проектом «Петербург-на-Амуре» (EastRussia рассказывало о нем), из предложенных вариантов я выбрал три северных райцентра, до которых еще ни разу не добирался: Чумикан, Аян и Охотск. Первый пункт назначения – Аян.

Читать полностью
Поделиться
Контейнеры вернутся? Дальний Восток с надеждой на подъем грузооборота

Несмотря на продолжающееся сокращение контейнерных перевозок, со следующего года участники транспортного рынка ожидают поступательного роста. В то же время успех в логистике будет зависеть от сопутствующих факторов. В их числе – не только макроэкономические тренды, но также аспекты тарифной политики и инфраструктурного развития.   

Читать полностью
Поделиться
Контейнерный маятник качнулся

Тема развития логистики – один из лейтмотивов Восточного экономического форума и фактически каждый раз перед очередным ВЭФ происходящие события в отрасли дают пищу для новых обсуждений. В нынешнем случае тональность дискуссии может задать проблематика, связанная с падением внешнеторгового трафика. Контейнерооборот портов Дальнего Востока после бурного роста предыдущих лет пошел на спад: с начала 2025 года трафик через них сократился почти на 11% к прошлогоднему уровню. Одна из причин – снижение активности российских импортеров. Именно ввоз контейнеров с импортом был главным драйвером роста морских перевозок в Дальневосточном бассейне в последние несколько лет.

Читать полностью
Поделиться
Находкинский морской рыбный порт — ключ к успешным морским и железнодорожным перевозкам

Находкинский морской рыбный порт — это спектр возможностей для тех, кто стремится к успеху в области морских, железнодорожных перевозок и торговли скоропортящейся продукции.

Читать полностью
Поделиться
Риски логистики на Дальнем Востоке

Дальний Восток сегодня — это главный логистический коридор между Китаем и Россией. Регион обладает стратегическим географическим положением, портовой и транспортной инфраструктурой и большими перспективами роста. Однако вместе с возможностями дальневосточные маршруты несут ряд существенных рисков: от перегрузок и задержек в портах до климатических вызовов и проблем с безопасностью грузов. Какие факторы на пути грузов помогут компаниям рассчитать риски и выстроить более устойчивые цепочки поставок, рассказал Александр Гаврилов, руководитель развития партнерской сети «Яндекс Магистрали».

Читать полностью
Больше материалов