Соединение двух участков Тихоокеанской железной дороги, один из которых строится с территории Республики Саха (Якутия), а другой – с прибрежной зоны Охотского моря в Хабаровском крае, запланировано на 2024 год. Об этом сообщил временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин в интервью телеканалу РБК.
Как сообщает ИА «Хабаровский край сегодня», общая протяженность железной дороги будет составлять 531 км, а с учетом перегонов и станций - 626 км. По этой магистрали планируется транспортировка угля с Эльгинского месторождения в порт Эльга в Тугуро-Чумиканском районе.
Дмитрий Демешин отметил, что в этом году железная дорога будет задействована на 100% мощностей. Два участка инвесторы рассчитывают соединить в октябре. На данный момент строительство Тихоокеанской железной дороги завершено на 85%. Строителям осталось проложить около 80 км пути. Грузопоток на этой дороге ориентирован на 50 млн тонн угля в год.
В рамках шельфовых проектов наблюдается восстановление добычи газа, также «Сахалин-2» все еще избегает некоторых санкционных рисков. При этом основным приобретателем СПГ проекта становится КНР. Новые крупные СПГ-проекты, тем не менее, пока находятся под вопросом, в частности планы производства в Якутии. Рост угледобычи отмечается в Якутии и на Сахалине, где недропользователи в том числе намерены инвестировать в транспортную инфраструктуру. При этом пока цены на уголь на мировом рынке являются низкими, с учетом этого введенная для отрасли надбавка к НДПИ может в ближайшее время не оказывать существенного фискального давления.
Газодобыча
В сфере добычи углеводородов сахалинские шельфовые проекты продолжают действовать, при этом пока санкционные ограничения для одного из них остаются частично ослабленными. В июне Евросоюз освободил от соблюдения потолка цен на нефть шельфовый нефтегазовый проект «Сахалин-2» (оператор – ООО «Сахалинская энергия») еще на один год – до 28 июня 2025 г. Решение связано с интересами Японии - обеспечением потребностей энергетической безопасности этой страны.
Напомним, что японским компаниям Mitsui и Mitsubishi в сахалинском проекте принадлежит 12,5% и 10% соответственно. Механизм ценового потолка предусматривает, что проекты, имеющие важное значение для энергетической безопасности третьих стран, могут быть освобождены от соблюдения ограничений. Евросоюз также предоставил проекту «Сахалин-2» право на экспорт и передачу товаров, необходимых для ремонта приборов и аппаратуры, которые предназначены для измерения или контроля переменных характеристик жидкостей и газов.
Тем временем период постоянной добычи газа в рамках проекта «Сахалин-2» был продлен с 2028 г. до 2033 г. Центральная комиссия Роснедр в конце прошлого года поддержала соответствующий вариант разработки Лунского нефтегазоконденсатного месторождения, которое является основным источником сырья для производства сжиженного природного газа в рамках «Сахалина-2» . На втором месторождении проекта «Сахалин-2», Пильтун-Астохском, добывается преимущественно нефть. На Лунском месторождении на сегодняшний день добыто более половины его запасов природного газа. Мощность СПГ-производства составляет порядка 10 млн тонн СПГ в год (такой объем был выпущен в 2023 г., в 2022 г. производство составило 11,5 млн тонн).
За пять месяцев текущего года производство газа в рамках проекта «Сахалин-2» выросло на 3,6% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,3 млрд куб. м. При этом добыча в мае сохранилась на уровне мая прошлого года, 1,4 млрд куб. м. На шельфовом проекте «Сахалин-1» добыча газа в январе-мае текущего года увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,2 млрд куб. м. Однако в мае добыча в рамках проекта была ниже, чем в мае 2023 г. на 3%, составив 813 млн куб. м. Информация об объеме добычи нефти не раскрывалась.
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается существенный рост поставок СПГ проекта «Сахалин-2» в Китай – в апреле текущего года они составили рекордные 440 тыс. тонн (рост на 3,4% относительно марта 2024 г. и на 39% относительно апреля прошлого года). В апреле Китай опередил по объемам поставок сахалинского СПГ традиционного основного импортера – Японию. В апреле поставки сахалинского СПГ японским потребителям снизились на 44% по сравнению с мартом 2024 г. и на 17% по сравнению с апрелем 2023 г., составив 319 тыс. тонн. Что касается поставок СПГ в Республику Корея, то в апреле они сохранились на уровне апреля прошлого года (127 тыс. тонн).
Тем временем предполагается начать геологоразведку на новых, но небольших нефтегазовых участках в Якутии. АК «АЛРОСА» и АО «Сахатранснефтегаз» в рамках совместного предприятия планируют осваивать перспективные нефтегазовые участки в республике – Улугурский и Эргеджейский.
Улугурский лицензионный участок (площадь 4 205 кв. км) находится на территории Ленского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти составляют 7,3 млн тонн, газа – 217,3 млрд куб. м. Эргеджейский лицензионный участок имеет площадь 3 181 кв. км и находится на территории Олёкминского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 15 млн тонн, газа – в 78,3 млрд куб. м. К 2026 г. предполагается завершить поисковые работы и постановку запасов на государственный баланс. Инвестиционное решение по освоению месторождений должно быть принято после определения технологической схемы разработки месторождений и проработки оптимальных рынков сбыта сырья.
В то же время планируемый ранее в Якутии запуск крупнотоннажного производства СПГ мощностью 18 млн тонн в год (компания «Глобалтэк» ) в настоящее время не входит в число приоритетов. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в марте текущего года заявил, что проект, вероятно, будет реализован в среднесрочной перспективе. В прошлом году ЯТЭК сообщала о продолжающихся поисках стратегического партнера для проекта.
Уголь
В угольной отрасли вызвавшим противоречия решением последнего времени стало повышение НДПИ. Правительство в рамках поправок ко второму и третьему чтению внесло корректировки, повысив минимальную цену отсечения, при превышении которой взимается надбавка к НДПИ. Законопроект об изменениях налоговой системы в июле был принят Госдумой в третьем чтении.
Для энергетического угля цена отсечения установлена на уровне 120 долларов за тонну в портах Дальнего Востока (в предыдущем варианте цена отсечения составляла 100 долларов). Предполагается к ставке НДПИ применять коэффициент КЭНРГ, учитывающий среднюю за налоговый период мировую цену на уголь (по индексу FOB Восточный NAR 5500) и средний курс доллара к рублю.
Для коксующегося угля предусмотрена цена отсечения в размере 167 долларов за тонну (прежний вариант – 140 долларов за тонну) и привязка НДПИ к цене в дальневосточных портах (ранее использовался индекс GX TSI FOB Australia Premium Coking Coal). Что касается антрацита и угольной смеси (PCI), то цена отсечения составит 135 долларов на тонну. При этом в формуле расчета НДПИ для данных видов угля будут учитываться цены в портах как Дальневосточного, так и Северо-Западного и Южного федеральных округов. Основным положительным изменением в принятом законопроекте для угольщиков стало именно повышение цены отсечения.
В настоящее время мировые цены на уголь остаются низкими, в связи с чем реальное повышение НДПИ в соответствии с новыми правилами в отрасли в ближайшие годы (до 2026 г.) маловероятно. В июне на наиболее популярном и востребованном восточном направлении стоимость энергетического угля составляла 90 долларов за тонну. В третьем и четвертом кварталах года в связи с подготовкой к отопительному сезону ожидается увеличение цен до 95-96 долларов за тонну.
Добыча угля на Дальнем Востоке тем временем растет в Якутии. По итогам первого полугодия 2024 г. объем производства твердого топлива в республике вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 19 млн тонн. План добычи на текущий год составляет 40 млн тонн угля. Напомним, что «Эльга», «Колмар» и «Якутуголь» являются основными угледобывающими компаниями Якутии, они ведут деятельность в Нерюнгринском районе.
При этом АО «Якутуголь» (ПАО «Мечел») в июле был заподозрен ФАС в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и отказе заключать контракт на поставку угля на Нерюнгринскую ГРЭС (эксплуатант станции – АО «ДГК»). В «Дальневосточной генерирующей компании» сообщили, что оборудование станции было спроектировано для работы на угле Нерюнгринского месторождения, а приобретение угля других марок для поддержания работы ГРЭС может привести к снижению сроков эксплуатации оборудования электростанции. ФАС выдала предупреждение компании «Якутуголь», согласно которому недропользователь обязан рассмотреть заявки «ДГК» в течение месяца и поставить уголь при экономической и технической возможности. Компанию также обязали разработать и утвердить в ФАС торговую политику.
Со своей стороны в «Мечеле» сочли претензии ДГК необоснованными. В компании сообщили, что в 2024 г. по итогам закупочных процедур на Нерюнгринскую ГРЭС будет поставлено 736 тыс. тонн угля, в том числе 180 тыс. тонн было поставлено в первом квартале года, 400 тыс. тонн предстоит отгрузить по итогам второго и третьего кварталов и еще 156 тыс. тонн запланировано на четвертый квартал года.
«Колмар» в текущем году рассчитывает добыть 13,5 млн тонн угля – 5,4 млн тонн на ГОКе «Денисовский» и 8,1 млн на ГОКе «Инаглинский». В 2023 г. «Колмар» произвел 11,5 млн твердого топлива.
Тем временем угледобыча снижается в Чукотском АО. Объем добычи каменного угля в регионе по итогам января-мая 2024 г. составил 561 тыс. тонн, сократившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Добычу ведет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd, которая намерена продать актив, но пока не завершила процесс) в пределах Беринговского бассейна (месторождение Фандюшкинское поле в пределах участка Северный Амаам, Анадырский район).
В свою очередь ОАО «Шахта Угольная» за пять месяцев извлекло 18 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении, сократив в три раза объем добычи по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Уголь поставляется потребителям в округе – на Эгвекинотскую ГРЭС и объекты «Чукоткоммунхоза». В настоящее время в компании отмечают сокращение спроса со стороны потребителей.
На Сахалине между тем фиксируется рост экспорта угля. В апреле-мае текущего года (1 апреля – период начала навигации) объем угольных поставок вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,7 млн тонн. В 2023 г. с Сахалина на экспорт было поставлено 14,4 млн тонн твердого топлива, что на 23% больше, чем в 2022 г. Напомним, что «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает в регионе строительство наиболее крупного в РФ магистрального угольного конвейера протяженностью 23 км, соединяющего Солнцевский угольный разрез и порт Шахтёрск. В июне было принято правительственное решение о выделении субсидии в размере 614,64 млн рублей на строительство конвейера. В 2023 г. объем добычи ВГК на Солнцевском разрезе составил 14,2 млн тонн, в 2024 г. планируется достичь объема добычи в 15,2 млн тонн.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Активное закрытие трейдерами коротких позиций на бумажном рынке в начале текущей недели привела к росту котировок в Европе. Во вторник цены спот API 2 CIF ARA превысили 109 долл./т., а объем торгов на бирже ICE достиг 2.5 млн т. (по сравнению со средним значением в 1.8 млн т.). Затем активность спала, и индексы скорректировались вниз до 107 долл./т.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 109 долл./т. В ЮАР очередной сход поезда нарушил работу двух основных ж/д линий экспорта угля. В среду 17 июля поезд сошел с рельсов недалеко от шахты Grootegeluk компании Exxaro в южноафриканской провинции Лимпопо. В результате пострадал участок Северного коридора компании Transnet, который соединяет основные угольные шахты ЮАР с угольным терминалом Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
Это уже второй сход с рельсов менее чем за 10 дней: первый произошел на прошлой неделе, в результате чего Северный коридор был закрыт на три дня. Линии были вновь открыты в субботу, но через несколько дней снова начались кражи кабелей и перебои с электричеством.
Задержки с поставками угля вынудили Transnet перенести плановое техническое обслуживание на две недели (на 23 июля - 1 августа), чтобы у производителей было больше времени для наращивания запасов угля в RBCT. В конце прошлой недели запасы RBCT удалось нарастить до 3.24 млн т., однако ко вторнику на фоне перебоев в работе железной дороги они снизились до 3.14 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались на уровне: 120 долл./т. Несмотря на жаркую погоду, с температурами доходящими до 40˚С, спрос на внутреннем рынке Китая остается низким. Сохраняющиеся значительные запасы угля по всей цепочке поставок (у производителей, портов и ТЭС) продолжают оказывать негативное влияние на спотовые покупки.
По мнению участников рынка, текущие фундаментальные показатели слабее, чем в аналогичный период прошлого года, когда период низкого спроса на спотовом рынке продолжался с конца июля до конца августа. Ожидается, что в ближайшие несколько недель ситуация будет развиваться по аналогичному сценарию.
Запасы угля в 9 крупнейших портах составили 26.0 млн т. (-1.4 млн т. к 10.07.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизились до 90.6 долл./т. (-0.9 долл./т. к 10.07.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 осталась на уровне 52 долл./т. FOB Kalimantan (-0.30 долл./т. к 10.03.2024 г.). Спрос на индонезийский материал со стороны Китая и Индии остается ограниченным. Текущий уровень запасов позволяет китайским трейдерам избирательно подходить к тендерам. Аналогичная ситуация наблюдается с индийскими контрагентами на фоне стабильного роста добычи угля в стране.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 остается стабильными в диапазоне 133-136 долл./т. Несмотря на высокие сезонные температуры азиатские потребители не спешат выходить на спотовый рынок и используют текущие запасы угля. Также росту цен продолжают препятствовать сравнительно низкие цены на СПГ и достаточный объем предложения материала.
Индекс австралийского металлургического угля HCC резко ушли ниже 235 долл./т. после того, как в понедельник была проведена сделка на поставку партии в 40 тыс. т. Premium HCC по цене 235 долл./т. FOB Australia. Падение с уровней в 250 долл./т. участники рынка расценили как справедливую коррекцию после роста цен, вызванного остановкой шахты Grosvenor компании Anglo American. Спрос на австралийский материал в регионе АТР остается невысоким на фоне значительных запасов у потребителей. Более того, некоторые конечные покупатели пытаются перепродать партии, поставляемые им по долгосрочным контрактам, на спотовом рынке. Также участники рынка отмечают выросший спред цен спроса и предложения (более 20 долл./т.), что может быть предвестником дальнейшей коррекции на рынке премиального металлургического угля.
По состоянию на 17.07.2024 г. котировки австралийского металлургического угля Premium Low Vol HCC упали до 232 долл./т. FOB Australia (-20.00 долл./т. к 10.07.2024 г.).
Поддержку котировкам австралийского PCI на уровне 200 долл./т. продолжает оказывать ограниченное предложение материала. Участники рынка отмечают, что цена предложения у трейдеров достигает 205-210 долл./т. При этом часть участников рынка занимают выжидательную позицию, указывая на неоправданно высокие цены на австралийский PCI по сравнению с российским материалом. Сделка на поставку российского LV PCI в Китай с отгрузкой 20-30 июля была заключена по цене 151.60 долл./т. CFR China. Крупная партия LV PCI была предложена индонезийским клиентам по цене около 170 долл./т. CFR Indo. Цена MV PCI с поставкой в Индию находится на уровне 170 долл./т. CFR.
Добыча угля в Кузбассе упала на 5.5% в январе-июне 2024 года
В январе-июне 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 102.8 млн т. (-6.0 млн т. или -5.5% к январю-июню 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 32.6 млн т. (-1.2 млн т. или -3.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 70.2 млн т. (-4.8 млн т. или -6.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 67.1 млн т. (-6.0 млн т. или -8.2% к январю-июню 2023 г.), производство подземным способом составило 35.7 млн т. (без изменений к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 июля 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе остались на уровне прошлого года, составив 20.6 млн т.
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с высокими железнодорожными тарифами РЖД, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Экспорт российского коксующегося угля сократился до 2-летнего минимума
Экспорт коксующегося угля из России в июне 2024 г., по предварительным данным, составил 3.7 млн т. (-1.2 млн т. или -18% к июню 2023 г.), достигнув минимума с мая 2022 г. По итогам 1 полугодия 2024 г. поставки сократились до 25 млн т. (-1.9 млн т. или -7% к 1 полугодию 2023 г.). Негативная динамика обусловлена существенным падением цен на международном рынке, курсовой экспортной пошлиной, увеличением себестоимости, а также сохраняющимися ограниченными провозными мощностями.
С 1 мая 2024 г. правительство отменило действие пошлины для экспортеров энергетического угля и антрацита, однако экспорт коксующегося материала по-прежнему облагается пошлиной (при курсе доллара в 80–85 руб. пошлина составляет 4%, 85–90 руб. – 4.5%, 90–95 руб. – 5.5%, 95 руб. и более – 7%).
В результате падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений.
Кроме того, на фоне ужесточения западных санкций российские компании поставляют уголь с дисконтом к международным бенчмаркам. При этом в 2025 г. ситуация в угольной отрасли усложниться, поскольку налоговая нагрузка на экспортеров увеличится в связи с введением надбавки к НДПИ в размере 10%.
Совокупный экспорт российского угля, включая энергетический, в январе-июне 2024 г. упал до 99.0 млн т. (-9.6 млн т. или -8.8% к январю-июне 2023 г.).
На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке цены опускались до пятимесячного минимума (чуть ниже 102 долл./т.), двигаясь в диапазоне 102-104 долл./т., на отсутствии поддержки со стороны фундаментальных факторов. Спрос на августовские поставки отсутствовал. Спред цен спроса и предложения на сентябрьские судовые партии расширился до 100-109 долл./т.
Ураган Берил не оказал влияния на поставки СПГ из США, что привело к падению цен на газ в Европе до самого низкого уровня за последние два месяца. Газовые котировки на хабе TTF снизились до 349 долл./1000 м3 (-21 долл./1000 м3 за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается выше 105 долл./т. Сезон муссонов в Индии продолжает сдерживать активность потребителей южноафриканского материала. Участники рынка ожидают улучшение ситуации со спросом в конце июля-начале августа, после того как
23 июля индийское правительство представит бюджет на 2024-2025 гг., а конечные потребители вернутся на рынок для пополнения запасов.
Запасы угля на угольном терминале Richards Bay выросли до более комфортного уровня в ожидании технического обслуживания железной дороги, которое будет проводиться с 23 июля по 1 августа. В текущее время запасы находятся на отметке 3.2 млн т. (+0.7 млн т. за неделю).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 120 долл./т. На внутреннем рынке Китая наблюдается медленное укрепление цен на энергетический материал. Поддержку котировкам оказывают ожидаемое увеличение потребления угля после окончания сезона дождей в большинстве восточных и центральных регионов. Метеорологическое бюро предсказывает волну жаркой погоды до 40˚С, что потенциально повысит спрос на электроэнергию для кондиционирования и снизит запасы угля на электростанциях.
Кроме того, в преддверии заседания Правящей партии Китая, 15-18 июля, ожидается замедление добычи. Пленум КПК может придать дополнительный импульс экономике: правительство ранее пообещало, что на встрече будут озвучены комплексные реформы, чтобы установить ориентиры на долгосрочную перспективу.
При этом часть участников рынка сохраняет понижательный настрой, указывая на сохраняющиеся значительные запасы угля по всей цепочке поставок (у производителей, портов и ТЭС), а также невысокую активность на рынке морских перевозок.
Запасы угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили до 14.95 млн т. (-0.3 млн т. за наделю), запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 27.4 млн т. (+0.7 млн т. к 03.07.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 91.5 долл./т. (-0.8 долл./т. к 03.07.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR опустилась до 52 долл./т. FOB Kalimantan (-1 долл./т. к 03.03.2024 г.). Спрос на индонезийский материал со стороны Китая и Индии остается ограниченным. Текущий уровень запасов позволяет китайским трейдерам избирательно подходить к тендерам. Аналогичная ситуация наблюдается с индийскими контрагентами на фоне стабильного роста добычи угля в стране.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 находился в диапазоне 133-134 долл./т. Росту цен продолжает препятствовать слабый спрос со стороны азиатских стран, сравнительно низкие цены на СПГ и достаточный объем предложения материала.
Индекс австралийского металлургического угля HCC скорректировались ниже 255 долл./т. Ажиотаж на рынке премиального металлургического материала, вызванный остановкой шахты Grosvenor компании Anglo American, утих.
Спрос на спотовые тоннажи со стороны покупателей из Индии и Индонезии остается невысоким, а суда с погрузкой в июле-августе от трейдеров и австралийских производителей доступны в достаточном количестве. Большинство заводов в Индии и Юго-Восточной Азии обеспечены всеми необходимыми запасами материала. По мнению участников рынка, цены будут зависеть от спроса в Индии после сезона муссонов. Портовые запасы коксующегося угля в Индии увеличиваются четвертую неделю подряд и достигли отметки 5.4 млн т. Спрос со стороны китайских потребителей остается невысоким, учитывая доступность американского и канадского угля.
На рынке угля PCI поддержку ценам на уровне 200 долл./т. продолжает оказывать ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России.
Госдума одобрила повышение НДПИ для угля
Государственная дума РФ, 10 июля 2024 г., приняла в третьем чтении проект закона, предусматривающий увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для угля.
Цена отсечения, при превышении которой будет взиматься надбавка к НДПИ в размере 10% от превышения пороговых значений, составит 120 долл./т. для энергетического угля, 167 долл./т. для коксующегося угля и 135 долл./т. для антрацита.Также в формуле расчета НДПИ на уголь будут учитываться цены в портах Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга. В первоначальном варианте отсечка была определена на уровне 100 долл./т. для энергетического и 140 долл./т. для коксующегося угля.
Надбавка начнет действовать c 1 января 2025 г. НДПИ не будет повышаться на энергетический уголь, поставляемый на внутренний рынок.
Данной инициативой правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, однако увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль может негативно отразиться на добыче и инвестициях.
Власти пока не уточняют источника котировок, которые будут учитываться при расчете. На фоне падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений. За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).
Российские порты повышают ставки перевалки угля
Стивидорные компании в российских морских портах начали повышать ставки перевалки угля на экспорт.
В июне 2024 г. ставки перевалки угля на некоторых терминалах порта Усть-Луги выросли на 5%. С 1 июля 2024 г. компания ОТЭКО увеличила ставку перевалки на угольном терминале в Тамани на 2 долл./т. или на 11%. Кроме того, ставка в порту Тамань привязана к выполнению плана поставки угля на терминал. Недопоставленные объемы грузоотправи-тель компенсирует стивидорной компании за счет увеличения ставки перевалки. При этом выполнение планов поставки угля на терминал в большинстве случаев зависит от РЖД. В июне фактический объем перевалки угля через терминал составил 1.4 млн т., что ниже согласованных РЖД заявок угольных компаний.
Из-за высокой стоимости перевалки в феврале-марте 2024 г. угольные компании перестали отправлять грузы через порт Тамань. 28 марта правительство РФ подвергло ОТЭКО критике в связи с завышенными ставками. ФАС нашла в действиях ОТЭКО признаки установления необоснованных тарифов на услугу по перевалке угля, и компании было предписано разработать и утвердить в течение месяца коммерческую политику, которая должна определять порядок расчета тарифа на экономически обоснованном уровне с учетом среднеотраслевой рентабельности и объема перевалки на уровне 2023 г.
Несмотря на снижение ставок перевалки руководством терминала ОТЭКО в Тамани до 16-18 долл./т., лишь отдельные поставщики угля возобновили поставки в порт. Рентабельность поставок FOB из Кузбасса по-прежнему остается отрицательной на фоне высоких ж/д тарифов и низких мировых цен на уголь. Кроме того, большинство участников рынка опасаются, что в случае роста угольных индексов, ставки перевалки в Тамани также начнут увеличиваться.
Российские поставщики сокращают экспорт на всех направлениях, поставки через порты Юга, а также Северо-Запада остаются убыточными, поэтому мощности инфраструктуры угольного терминала ОТЭКО, вероятнее всего, будут оставаться недозагруженными.
По предварительным данным, в первом полугодии 2024 г. перевалка угля в порту Тамань составила 5 млн т. (-9 млн т. или -64% к аналогичному периоду 2023 г.).
Доля убыточных угольных компаний в России составила 52.4%
В январе–апреле 2024 г. 52.4% российских угольных компаний были убыточны (данные Росстата). В январе-апреле 2023 г. доля убыточных предприятий угольной отрасли составляла 32.7%, в январе-апреле 2022 г. она была на уровне 20.6%. Таким образом, доля убыточных компаний за год выросла в 1.6 раза, а за два года увеличилась в 2.5 раза.
Суммарная прибыль компаний угольной отрасли относительно аналогичного периода прошлого года упала почти в 15 раз, что обусловлено падением цен на мировом рынке, кратным увеличением себестоимости и сокращением объемов экспорта из-за удорожания логистических затрат, включая увеличение в 2024 г. ж/д тарифа на транспортировку угля, ставок предоставления полувагонов и тарифов на перевалку угля в экспортных портах. Кроме того, введенные в Китае с января 2024 г. пошлины на импорт энергетического и коксующегося угля также оказывают влияние на рост убыточности российской угольной отрасли.
Мировые цены на энергетический уголь приближаются к среднему уровню 2017–2021 гг. (94 долл./т.), поэтому сокращение рентабельности может стать долгосрочным трендом для российских компаний. В среднесрочной перспективе роста цен не ожидается из-за стабильного предложения и низких цен на газ.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
При этом, даже в случае роста мировых цен, российские производители угля не смогут быстро восстановить добычу, так для возобновления прежнего уровня производства потребуются месяцы, при условии наличия инвестиций, принимая во внимание достаточно сильный рубль, при высоких кредитных ставках на уровне 17% внутри страны и отсутствии возможностей внешнего кредитования.
Сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. из-за санкций, с учетом объемов СУЭК, Мечела, Сибантрацита, Эльги, Коулстар и Майрыхского разреза может составить около 60 млн т. При сохранении санкционного режима в 2025 г. на рынок не попадет около 80-90 млн т. угля.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).
На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке наблюдалось падение цен ниже 104 долл./т. на фоне снижения газовых котировок и увеличения запасов. Спрос на августовские поставки отсутствовал. Спрэд цен спроса и предложения на сентябрьские суда составлял 102-104 долл./т.
Запасы угля на терминалах ARA поднялись выше 5 млн т. и составили 5.16 млн т. (+0.20 млн т. к 26.06.2024 г.). Газовые котировки на хабе TTF (контракты «на день вперед») по итогам недели показали отрицательную динамику и составили 370 долл./1000 м3 (-23 долл./1000 м3 за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживался в диапазоне 105-106 долл./т. Давление на котировки южноафриканского материала оказывал ограниченный спрос со стороны индийских производителей горячебрикетированного железа.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1.85 долл. /т. до 118.37-119.78 долл./т. На внутреннем рынке КНР продолжается снижение цен на уголь в регионах добычи и в портах по причине накопления высокого уровня запасов материала на складах и слабого спроса со стороны промышленности. Участники рынка ожидают, что спрос будет оставаться слабым еще пару недель (до окончания сезона дождей в восточной и южной частях Китая), после чего пик летнего потребления переломит ситуацию с избытком предложения, и можно будет надеяться на умеренное укрепление цен.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 15.25 млн т. (+0.22 млн т. за неделю), запасы в 9 крупнейших портах составили 26.68 млн т. (-0.50 млн т. к 26.06.2024 г.).
Спрос на индонезийский материал со стороны Китая и Индии остается ограниченным. Индекс высококалорийного индонезийского материала 5900 GAR снизился до 92.30 долл./т. (-0.85 долл./т. к 26.06.2024 г.).
Участники рынка ожидают увеличения импорта энергетического угля во Вьетнам по итогам года до 39 млн т. (29 млн т. в 2023 г.). За первое полугодие страна импортировала 19.5 млн т., что на 22.6% больше, чем в аналогичном периоде 2023 г.
Растущая экономика Вьетнама (куда многие китайские компании переносят производство) способствовала росту спроса на электроэнергию. Правительство страны ожидает, что до 2030 г. спрос на электроэнергию будет ежегодно увеличиваться на 10-12%. Это будет происходить на фоне истощения местных месторождений нефти и газа. Кроме того, собственные запасы угля во Вьетнаме состоят преимущественно из высококалорийного материала, тогда как новые электростанции спроектированы на потребление среднекалорийного, который приходится импортировать.
Дополнительным фактором роста спроса на уголь является снижение объемов импорта электроэнергии из соседнего Лаоса. Лаос до недавнего времени являлся главным экспортером электроэнергии, полученной от гидрогенерации, в соседние страны.
Однако рост майнинга криптовалют, на который сейчас приходится более трети спроса на электроэнергию в Лаосе, привел к значительному падению экспортных объемов.
Индексы высококалорийного австралийского угля продолжили движение в боковом тренде (131–134 долл./т.). Росту цен препятствует слабый спрос со стороны азиатских стран (так, импорт энергетического угля Японией за первые 5 месяцев 2024 г. снизился на 5% и составил 48.5 млн т.), сравнительно низкие цены на СПГ и достаточный объем предложения материала.
Индекс австралийского металлургического угля HCC подскочил выше 255.00 долл./т. Компания Anglo American была вынуждена остановить работы на шахте Grosvenor в результате возгорания метана 29 июня.
Шахта мощностью 5 млн т. металлургического угля в год располагается в австралийском штате Квинсленд. По данным компании, восстановление работы может занять несколько месяцев. По итогам первого полугодия добыча на шахте составила 2.3 млн т., во втором полугодии планировалось добыть 1.2 млн т. в связи с переносом лавы.
Остановка Grosvenor привела к резкому развороту цен на металлургический уголь. Воспользовавшись неопределенностью с поставками, трейдеры стали повышать цену на августовские отгрузки премиального австралийского материала.
Позже Anglo American заверила клиентов, что все обязательства по поставкам на третий квартал будут выполнены, и в краткосрочной перспективе инцидент не окажет влияния на объем предложения материала на рынке.
Австралийский производитель Foxleigh, южнокорейская POSCO и японская Nippon Steel договорились об отсроченном бенчмарке на уголь PCI (lagged PCI settlement) на второй квартал 2024 г. Он, как и установленная в апреле форвардная цена, составил 181 долл./т.
На рынке угля PCI поддержку ценам продолжает оказывать ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России.
Повышение налога на добычу угля скорректировано
Российское правительство скорректировало предложенные ранее параметры повышения налогов на добычу угля с 2025 г. Надбавка к ставке НДПИ на энергетический и коксующийся уголь по-прежнему устанавливается в размере 10% от превышения пороговых значений в портах Дальнего Востока, при этом цена отсечения была повышена до 120 долл./т. против 100 долл./т. в прежнем варианте, для коксующегося угля – до 167 долл./т. против 140 долл./т. Цена отсечения антрацита будет привязана к ценам PCI в портах Дальнего Востока и составит 135 долл./т. Кроме того, предлагается также учитывать цены в северо-западных и южных портах.
Данной инициативой правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, однако увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль может негативно отразиться на добыче и инвестициях.
При этом власти не уточняют источника котировок, которые будут учитываться при расчете. На фоне падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений. За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).
Поставки российского угля в Китай через погранпереходы по итогам 1 полугодия 2024 г. составили 9.1 млн т. (+3.1 млн т. или +50% к январю-июню 2023 г.), что обусловлено увеличением отгрузок по Дальневосточной железной дороге, в том числе из Якутии, и продолжающейся переориентацией экспорта в восточном направлении.
Основные экспортные поставки через погранпереходы пришлись на п/п Забайкальск, составив 41%, увеличившись до 3.7 млн т. (+1.0 млн т. к январю-июню 2023 г.).
Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) продала свои подразделения в сфере энергетики и логистики, а именно ООО Сибирская генерирующая компания (СГК) и акционерное общество Национальная транспортная компания (НТК).
НТК выполняет ключевые функции по логистике и транспортировке угля от месторождений до точек отгрузки или потребителей. СГК включает 9 электростанций и 17 ТЭЦ в нескольких регионах России. Продажа подразделений была осуществлена российским структурам.
В середине июня компанией СУЭК были проданы портовые терминалы компании в портах Мурманск, Восточный, Ванино и Туапсе.
Железные дороги Якутии предложили восстановить работу погранперехода Джалинда—Мохэ (Амурская область-Провинция Хэйлунцзян), который позволит угольщикам региона сократить затраты на доставку на 25–30% и обеспечить экспортные поставки в Китай без выхода на перегруженный Восточный полигон.
Предполагается, что пропускная способность участка составит 5 млн т., а одним из основных перспективных грузов станет уголь Колмара, Якутугля и других производителей. При этом п/п сократит путь следования якутских грузов на 2 тыс. км, а время доставки — в 2.5 раза.
П/п Джалинда—Мохэ в настоящее время не действует, поскольку участок Сковородино (станция Транссиба)—Рейново (станция в Джалинде) протяженностью 68 км законсервирован и почти полностью разобран.
В связи с этим необходима достройка инфраструктуры для присоединения к основной сети РЖД. На первом этапе реализации проекта в 2024-2025 гг. предполагается открытие автомобильно-водного пограничного пункта пропуска с устройством понтонного моста через реку Амур. В будущем ожидается строительство железнодорожного моста.
Потенциал экспортных поставок угля из Якутии в 2024 году оценивается в объеме 34 млн т., а добыча ожидается на уровне 40 млн т.
На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке цены упали ниже 106 долл./т. Спрос на поставки в июле отсутствовал.
Газовые котировки на хабе TTF (контракты «на день вперед») по итогам недели показали отрицательную динамику и составили 393 долл./1000 м3 (-10 долл./1000 м3 за неделю). Запасы угля на терминалах ARA впервые за два года опустились ниже отметки в 5 млн т. и составили 4.96 млн т. (-0.28 млн т. к 19.06.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 также опустился ниже 106 долл./т. на фоне общего негативного тренда. Южноафриканский ж/д оператор Transnet перенес ежегодные ремонтные работы на с 9-18 июля на последнюю неделю месяца в связи с необходимостью нарастить запасы материала на терминале Richards Bay. Запасы угля в порту снизились до 2.4 млн т. (на 100 тыс. т. меньше аналогичного периода прошлого года). Частые сходы поездов, поломки, кража кабеля и сломанные ж/д пути ограничивают регулярность поставок в порт. По расчетам компании Exxaro, при сохранении текущих темпов по итогам года RBCT перевалит 46.7 млн т. угля, что будет еще ниже прошлогоднего двадцатилетнего минимума в 47.2 млн т.
На прошедшей неделе основные поставки из Richards Bay осуществлялись в Индию (около 680 тыс. т.), кроме того, небольшие объемы были поставлены в Пакистан и Мозамбик.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1.27 долл. /т. до 120.22-121.63 долл./т. по причине накопления высокого уровня запасов материала на складах, низкого спроса со стороны химической и металлургической промышленности, а также продолжающимися ливневыми дождями в восточных и центральных провинциях. Повышение уровня воды в реках привело к росту гидрогенерации, что негативно сказалось на генерации на основе угля.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 15.03 млн т. (+0.38 млн т. за неделю), запасы в 9 крупнейших портах составили 27.18 млн т. (+0.13 млн т. к 19.06.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался без изменений на уровне 93.00 долл./т. Ряд индонезийских производителей выполнили план по долгосрочным контрактам с начала года на 80%, что позволяет им в настоящий момент держать цену. Также некоторую поддержку спотовому рынку оказывает снижение добычи и нарушенная логистика поставок в порты из-за продолжающихся дождей в ряде районов Южного Калимантана и на Суматре. При этом на рынке индонезийского материала наблюдается рост спрэда меду ценами спроса и предложения.
С другой стороны, высокие запасы угля в Китае и Индии приводят к ограниченному спросу со стороны потребителей. В части регионов Индии начинается сезон дождей, что поставит на паузу многие инфраструктурные проекты и снизит спрос со стороны металлургов и производителей цемента, а также приведет к росту гидрогенерации.
Индексы высококалорийного австралийского угля 6000 в течение недели колебались в районе 131–132 долл./т. на фоне слабого спроса со стороны азиатских стран. Превышающие средние сезонные показатели температуры в Японии и других частях Азии в сочетании с накопленными запасами на угольных электростанциях удерживают покупателей от заключения срочных сделок.
Кроме того, давление на рынок угля оказывают сравнительно низкие цены на СПГ. Цены с поставкой в Японию и Южную Корею в августе-октябре снизились до 12.45–12.60 долл./МБТЕ (-0.3 долл./МБТЕ за неделю) на фоне невысокого спроса. По данным участников рынка, азиатские покупатели СПГ могут легко пополнить запасы на спотовом рынке по низким ценам или забрать перенаправленные грузы Европы, где наблюдается избыток предложения.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 239.00 долл./т. Котировки PCI опустились в район 185 долл./т. Спрос со стороны Японии на спотовые поставки премиального металлургического угля HCC остается невысоким, так как потребители обеспечены поставками по долгосрочным контрактам. Кроме того, спрос на сталь в стране остается низким из-за слабого положения автомобильного сектора и сложностей на экспортном рынке, где все труднее конкурировать с китайскими производителями стали. Между тем, индийские потребители ожидают дальнейшего снижения цен, аргументируя это достаточным количеством материала, предлагаемого на спотовом рынке, с одной стороны, и затишьем в сталелитейном секторе во время муссонов с другой. Спрос со стороны Китая также ограничен благодаря доступности монгольского материала в качестве альтернативы.
На рынке угля PCI поддержку ценам оказывает ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России. Кроме того, часть потребителей вынуждена переориентироваться на австралийский уголь из-за сложностей в проведении платежей за российский материал.
Экспорт российского угля через Иран оказался нерентабельным
Российское правительство планирует использовать международный транспортный коридор Север-Юг (МТК) для экспорта угля с целью разгрузить Восточный полигон. При этом подобные поставки остаются экономически нецелесообразными из-за высоких транспортных издержек и недостаточной пропускной способности имеющейся инфраструктуры.
В июне этого года пробную партию угля в объеме менее 10 тыс. т. отгрузила компания Сибуглемет. Восточный маршрут по МТК из Кузбасса по ж/д через Казахстан-Туркмению до экспортного порт Ирана (Бендер Аббас) составляет чуть менее 6800 км. Однако комплексные транспортные расходы превышают 200 долл./т. даже без учета фрахта до Индии, что делает экспорт убыточным на фоне низких цен на международном рынке.
При этом маршрут по западному направлению через Азербайджан остается невозможным, поскольку строительство недостающего ж/д участка Астара-Решт (192 км) будет продолжаться до 2028 г., а транскаспийское направление ограничено мелководностью портов в Каспийском море и дефицитом флота.
Экспорт по МТК также осложняется тем, что ширина колеи в Иране составляет 1435 мм (в России 1520 мм) и не позволяет обеспечить бесшовное ж/д сообщение. Кроме того, железные дороги Ирана в основном представляют собой однопутные неэлектрифицированные ветки.
Ввиду лимитирующих факторов увеличение объемов поставок угля по МТК в среднесрочной перспективе представляется маловероятным, в связи с чем предложение российского материала на экспортном рынке будет по-прежнему сдерживаться ограниченной пропускной способностью инфраструктуры Восточного полигона и других направлений, а также высокими ж/д тарифами и растущей себестоимостью. Дополнительное давление на российских поставщиков продолжают оказывают санкции и низкие котировки угля.
Совокупный российский экспорт в январе-мае текущего года сократился до 80.6 млн т. (-9.6 млн т. или -10.6% к январю-маю 2023 г.), при этом экспорт через южные порты упал на 55.6% до 5.9 млн т. (причина – высокие ставки перевалки в Тамани), через северо-западные порты – на 11.5% до 23.3 млн т.
Владелец Сибантрацита рассматривает покупку порта в Приморском крае
Группа Сибантрацит рассматривает возможность приобретения угольного порта Вера на Дальнем Востоке. На данный момент у Сибантрацита нет собственного порта и выхода на Тихоокеанско-Азиатский рынок, и компания экспортирует свою продукцию через порты Северо-Запада и Юга. Использование портов Северо-Запада и Юга делает транспортировку угля более дорогой в случае поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые в настоящее время являются основным рынком сбыта для российских поставщиков угля. При поставках на рынок АТР фрахтовые ставки из дальневосточных портов значительно ниже, чем из портов европейской части России.
Сибантрацит – один из крупнейших поставщиков угля из России на мировой рынок. В прошлом году общий объем экспорта угля составил 22,5 млн т., что составляет более 10% от общего российского экспорта угля. Разрезы предприятия расположены в Новосибирской области и Кузбассе.
Угольный порт Вера является одним из крупнейших портов на Дальнем Востоке. В 2023 году порт перевалил 7,5 млн т. угля или около 7% от перевалки российского угля в портах Дальнего Востока.
На данный момент Порт Вера находится под управлением УК Эльгауголь, которая занимается строительством собственного угольного терминала на берегу Охотского моря. Через порт Вера переваливается уголь Огоджи и Эльги (Эльгауголь).
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены скорректировались выше уровня 110 долл./т. Котировкам оказали поддержку такие факторы, как рост цен на рынке газа и электроэнергии, сокращение складских запасов, а также увеличение производства электроэнергии в Германии.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 392 долл./1000 м3 (+1 долл./1000 м3 к 12.06.2024 г.), что обусловлено опасениями полного прекращения поставок газа из России. Запасы угля на терминалах ARA снизились до 5.24 млн т. (-0.07 млн т. к 12.06.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 108 долл./т. на фоне ограниченного спроса в Индии. Политическая неопределенность в связи с выборами в ЮАР была снята, поскольку правящей партии АНК удалось создать коалицию с основной оппозиционной партией Демократический альянс, благодаря чему Сирил Рамафоса останется президентом на следующие 5 лет и политика в отношении ресурсов страны не измениться, тогда как другая партия (Борцы за экономическую свободу) выступала за национализацию добывающих активов.
Компания Thungela заявила, что ее складские запасы на разрезах/шахтах значительно увеличатся или компании придется сократить добычу, если южноафриканский ж/д оператор Transnet не увеличит показатели транспортировки угля в порты хотя бы на 20% во 2 полугодии 2024 г. Экспорт угля из ЮАР в мае текущего года упал до 4.2 млн т. (-0.7 млн т. к апрелю 2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т. до 122 долл./т., что обусловлено увеличением добычи и складских запасов, а также ростом гидрогенерации в первой половине июня более чем на 40% до 4.97 ТВтч/день при сокращении угольной генерации за этот период на 13% до 13.7 ТВтч/день.
Добыча угля в Китае увеличилась с 372 млн т. в апреле до 384 млн т. в мае. Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) призвала провинции подготовить достаточные запасы, чтобы преодолеть продолжительную жару, которая ожидается на протяжении следующих двух месяцев. Для этих же целей NDRC планирует скоординировать с другими министерствами увеличение поставок угля, газа и электроэнергии. Кроме того, обильные дожди в южной и центральной части Китая оказывают дополнительное давление, нивелируя возможное увеличения потребления угля на фоне высокой температуры. Ожидается, что дожди продлятся до середины июля в регионах вдоль реки Янцзы и могут привести к наводнению. Также растут опасения, что в портах есть риск самовозгорания угля низкого качества, в связи с чем администрация подталкивает трейдеров к оперативному избавлению от излишков.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС незначительно увеличились до 14.7 млн т., потребление угля выросло с 787 тыс. до 821 тыс. т. в сутки, запасы в 9 крупнейших портах составили 27 млн т. (+1 млн т. к 12.06.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел до 93.00 долл./т. (-0.70 долл./т. к 12.06.2024 г.) в связи с достаточным предложением и ограниченным спросом в странах АТР, где складские запасы находятся на высоком уровне. В Индонезии продолжаются дожди, однако неблагоприятные погодные условия сказались только на работе небольших горнодобывающих предприятий, в связи с чем данный фактор не оказывает ценам существенной поддержки.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 укрепился почти до 135 долл./т., следуя за динамикой европейского рынка, а также реагируя на введение новых санкций США против российских угольных компаний.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжает удерживаться на уровне 255 долл./т. на фоне сдержанной активности на спотовом рынке, при этом наблюдается конкуренция со стороны канадских поставщиков, увеличивающих предложение. В Китае были опубликованы данные об увеличении производства стали в мае до 3 млн т./сутки (+0.14 млн т. или +5% к апрелю 2024 г.), что обусловлено восстановлению маржинальности сталелитейного бизнеса. Существенный рост котировок Low Vol PCI связан с сокращением предложения австралийского и российского материала на июль-август, а также покупкой азиатским производителем стали партии угля по цене 185 долл./т. FOB Australia объемом 50 тыс. т. с погрузкой 1-10 августа.
Предложение российского угля PCI ухудшается
В ближайшее время ожидается существенное сокращение предложения российского материала премиальных марок, включая LV PCI и MV PCI, на фоне усложнившейся ситуации на сети РЖД и сокращения экспорта угля, в том числе отгрузок угля в адрес северо-западных и южных портов.
Ухудшающаяся ситуация с доставкой угля в порты РФ в мае привела к увеличению сроков транспортировки в адрес терминалов Дальнего Востока вплоть до 43-х суток, тогда как средний срок доставки для грузов из Кузбасса составляет 20 дней.
В последние месяцы ж/д перевозчики столкнулись с многочисленными трудностями, такими как:
• недостаток подвижного состава (в связи с дефицитом вагонов для перевозки угля из-за возрастающего спроса на транспортные услуги в других отраслях и изношенности текущего парка);
• технические сбои (регулярные поломки и задержки в ремонте железнодорожных путей снижают пропускную способность, что приводит к задержкам в доставке угля).
Дополнительным негативным фактором на северо-западном и южном направлениях служит нехватка локомотивов, вызванная их переброской на Восточный полигон. При этом на Дальнем Востоке поставщики были вынуждены объявлять форс-мажоры и переносить погрузку судов на более поздний срок, стремясь выполнить все взятые на себя обязательства прошлого месяца, но попадая под штрафные санкции.
Объем экспортных поставок угля PCI из России, доля которых на мировом угольном рынке оценивается на уровне 50%, составляет 35 млн т. в год, из которых более 50% или 19 млн т. приходится на отгрузки через северо-западные и южные порты. Снижение российского предложения металлургического угля приведет к увеличению затрат производителей стали, поскольку они будут вынуждены искать альтернативных экспортеров, которые могут оказаться менее конкурентоспособны, а их поставки менее стабильны, что создаст риски для сталелитейной промышленности.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-мая 2024 г. снизилась до 86.8 млн т. (-4.8 млн т. или -5.3% к январю-маю 2023 г.). Совокупный российский экспорт в январе-мае текущего года сократился до 80.6 млн т. (-9.6 млн т. или -10.6% к январю-маю 2023 г.), тогда как экспорт через южные порты упал на 55.6% до 5.9 млн т., через северо-западные порты – на 11.5% до 23.3 млн т.
Добыча угля в Кузбассе упала на 5.1% в январе-мае 2024 года
В январе-мае 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 87.1 млн т. (-4.7 млн т. или -5.1% к январю-маю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 28.0 млн т. (-0.2 млн т. или -0.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 59.1 млн т. (-4.5 млн т. или -7.1%).
Открытым способом угольные компании добыли 56.4 млн т. (-5.1 млн т. или -8.3% к январю-маю 2023 г.), производство подземным способом составило 30.7 млн т. (+0.4 млн т. или +1.3%).
По состоянию на 1 июня 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе незначительно снизились до 20.9 млн т. (-0.2 млн т. или -0.9% к 1 июня 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с высокими железнодорожными тарифами РЖД, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).