Фонд развития промышленности Якутии одобрил первый льготный займ в размере почти 50 млн рублей на поддержку отечественного производства. Получателем стала компания «Нитро Сибирь Якутия».
Как рассказали EastRussia в правительстве республики Саха (Якутия), льготный займ дается под 3% годовых. На эти средства компания, которая занимается производством взрывчатых веществ для буровзрывных работ в горной отрасли, закупит необходимое оборудование и технику, а также используют их для подготовки крепких горных пород к выемке при добыче угля и руды.
По словам министра промышленности и геологии Якутии Максима Терещенко, при поддержке фонда местные производители могут приобрести современное оборудование, что поможет сохранить конкурентоспособность местных производителей, качество продукции и обеспечит доступ к отечественному оборудованию. Все это в итоге должно помочь нарастить объемы добычи угля в республике, регион ставит перед собой задачу выйти к 2030 году на добычу 80 млн тонн угля ежегодно.
Напомним, в прошлом году минпромгеологии Якутии расширило список получателей льготных займов по ставке от 1% годовых, включив в него предприятия с инвестиционными проектами, которые находятся в стадии реализации.
Цифровизация проникает в различные сферы экономики. Торговля, промышленное производство, логистика — далеко не полный список отраслей, где наличие цифровых сервисов уже никого не удивляет. Однако рыбная отрасль не отличается глубоким проникновением современных организационных решений. О государственных мерах «оцифровки» рыбохозяйственного комплекса, проблемах и перспективах этого процесса — в материале эксперта EastRussia Юлии Беликовой.
О достижениях и трудностях
Рыбная отрасль — важный сектор российской экономики. В 2022 году отечественные промысловики добыли 4,8 % мирового улова водно-биологических ресурсов (ВБР), что в абсолютных цифрах составило 4,5 млн тонн. В 2023 году улов российских рыбаков достиг рекордных за 30 лет 5,3 млн тонн. Отрасль находится в фокусе постоянного внимания руководства страны. Только в текущем году президент РФ провёл не менее десяти мероприятий, касавшихся проблем рыбохозяйственного комплекса. Глава государства встретился с руководителями Росрыболовства, Минсельхоза и Росприродназора, принял доклады губернаторов Сахалина и Чукотки, пообщался с предпринимателями Дальневосточного федерального округа, представителями агропромышленного комплекса и студентами Калининградской области.
Рыбная отрасль уверенно развивается, хотя и не без проблем. Сложности, в основном, вызваны низкой экономической эффективностью рыбопромысловых компаний. Проблема особенно характерна для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, где по состоянию на май 2023 года у 90 % рыбопромысловых судов были превышены нормативные сроки эксплуатации. По сути, в рыбной отрасли ДФО сегодня сложился «идеальный шторм». С одной стороны, растущие затраты на содержание и обновление флота и перерабатывающих мощностей приводят к закредитованности компаний и увеличению себестоимости продукции. С другой, потеря части международных рынков ужесточает конкуренцию за внутренних и внешних клиентов, вынуждая промысловиков и переработчиков снижать отпускные цены.
Стратегия цифровой трансформации
Одним из путей преодоления проблем рыбной отрасли представляется её всеохватная цифровизация. Положительным примером здесь может служить Китай. В 2012-2020 годах КНР во многом благодаря цифровым технологиям превратилась из главного нетто-экспортёра морепродуктов в крупнейшего нетто-импортёра и переработчика ВБР. Важно, что наше государство видит данный тренд и интегрирует «цифру» в отрасль. Новый этап цифровизации рыбного хозяйства начался с принятием в ноябре прошлого года доработанного варианта «Стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». Пожалуй, основной новеллой документа является внедрение искусственного интеллекта в сельское хозяйство. Кроме того, к марту 2025 года правительство планирует запустить единую цифровую платформу, которая интегрирует информационные ресурсы Минсельхоза и Росрыболовства с электронными системами других ведомств.
Удивительно, что столь важный для рыбного хозяйства нормативный акт практически не обсуждался профессиональным сообществом, равно как и не нашёл отражения в профильной прессе. Вероятно, недостаток внимания к вопросам цифровизации вызван сложившимися в рыбной отрасли обычаями делового оборота. Промысловики и переработчики привыкли жить «по-старому», избегая новаций и перемен. Для отрасли считается нормальным скрывать информацию о контрагентах, суммах и объёмах сделок. В результате цены на рынке диктуют крупные покупатели, а не производители. Добытчики и переработчики вынуждены снижать себестоимость товара, предпочитая в некоторых случаях экономить на его качестве.
Из «красного» в «голубой» океан
Экономисты Рене Моборн и Чан Ким описывают сложившуюся в рыбной отрасли ситуацию как «красный океан», признаками которого являются ограниченность и закрытость рынка сбыта. Жизненный пример «красного океана» — небольшой посёлок с несколькими продуктовыми магазинами, где представлен схожий ассортимент товаров. Именно таким «посёлком» сегодня является отечественный рыбопромышленный комплекс.
Цифровизация же рыбной отрасли сформирует в рыбохозяйственном секторе так называемый «голубой океан», который, согласно концепции Моборна и Кима, характеризуется неограниченным рынком сбыта и возможностью продавца предлагать качественный продукт по подходящей для массового потребителя цене. Жизненным примером «голубого океана» является поездка сельского фермера на ярмарку в столицу, где его товар «разлетается» за несколько часов. Создание цифрового «голубого океана» в рыбной отрасли позволит промысловикам и переработчикам выйти на широкий круг клиентов и более не зависеть от цены, навязанной узким кругом постоянных покупателей. Преимуществом данной стратегии является возможность производителя прогнозировать выручку от продаж и эффективно выстраивать бизнес. Кроме того, избавившись от постоянной конкурентной борьбы промысловики и переработчики смогут сконцентрировать усилия на создании нового растущего спроса.
Цифровизация: взгляд бизнеса и государства
Российское государство уже разработало и внедрило комплекс цифровых инструментов для построения новой модели рыбохозяйственного сектора. Это и система «Меркурий», и электронные рыболовные журналы, и сервисы мониторинга судов и ресурсов. Однако вектор государственной цифровизации по большей части направлен на «обеление» добычи, перемещения и продажи ВБР. Внедряемые сервисы облегчают осуществление контрольно-надзорных функций государства, но не оптимизируют доступ промысловиков к рынкам, чего недостаточно для перехода из «красного» в «голубой океан».
Качественные изменения в рыбохозяйственном секторе возможны лишь за счёт профильных «рыбных маркетплейсов», которые создадут единое цифровое пространство для всех участников рынка. Для сравнения можно вспомнить историю Wildberries и Ozon, сделавших революцию в сфере потребительской розницы. В рыбной отрасли сегодня уже функционируют такие интернет-ресурсы b2b-торговли как Фишери, FishNet, FishStat, fishplace.ru. Однако государственный регулятор видит цифровую трансформацию в первую очередь как способ контроля за транзакциями и складским учётом рыбной продукции. Из перечисленных интернет-сервисов на сегодня только fishplace.ru является полноценной площадкой, решающей задачи и бизнеса, и государства. Остальные же сайты на данный момент имеют функционал схожий с досками объявлений.
Трансграничные цифровые рынки
Дополнительным аргументом в пользу развития отраслевых электронных экосистем является возможность освоения новых международных рынков. Когда «недружественные» страны отказались от работы с российскими промысловиками, онлайн площадки позволят подключить новые иностранные компании, а значит помогут отечественным предприятиям найти зарубежных контрагентов. К слову, в текущем году российские промысловики намерены начать добычу ВБР в Африке. Новые правила малоизвестных рынков неизбежно повлекут за собой и новые трудности. Создание же трансграничного цифрового рынка сделает сопряжение российского и африканского рыбных хозяйств более плавным и бесшовным.
Таким образом, цифровизация рыбной отрасли представляется не только естественным процессом, но и жизненной необходимостью. Российское государство в данном процессе идёт в ногу со временем, демонстрируя гораздо более прогрессивные взгляды, нежели большая часть участников рынка. Требуется лишь более широкий взгляд регулятора на проблему. Что касается промысловиков, то лидерами отрасли в средне- и долгосрочной перспективе станут компании, которые начнут осваивать «цифру» уже сегодня.
На Дальнем Востоке планируется формировать производственные кластеры в сфере судостроения и судоремонта, включающие в том числе предприятия по выпуску комплектующих. Кроме того, в макрорегионе предполагается развивать направление композитного судостроения. Тем не менее часть крупных старых верфей нуждается в модернизации и дополнительных инвестициях, рассматривается возможность их специализации для определенных типов судов.
Приморские горизонты
В Приморском крае предполагается создать судостроительный кластер. Наиболее крупным отраслевым предприятием региона и Дальнего Востока в целом является судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне (консорциум АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк»[1]), который должен стать ключевым участником планируемого кластера. В 2023 г. на «Звезду» пришлось 22,9% всего тоннажа сданных в РФ судов[2]
(второе место после предприятий «Объединенной судостроительной корпорации»). Также в приморский кластер должны войти компании, специализирующиеся на производстве сопутствующих компонентов и оборудования, ремонте.
О намерении вхождения в кластер, помимо «Звезды», заявили компании «Кораблестроение и композиты»[3] (строительство морских яхт, катамаранов, маломерных судов), «Дальзавод»[4], Славянский судоремонтный завод[5], Приморский металлургический завод, «ВРК Сапфир»[6], завод «Варяг», «Дальприбор», «Бриз ПАМП»[7]. В краевом правительстве рассчитывают, что объединение позволит предприятиям снизить логистические издержки и гарантировать реализацию продукции.
Портфель заказов ССК «Звезда» включает порядка 60 судов. На воду к настоящему времени спущены 13 судов, включая четыре танкера типа «Афрамакс» общим дедвейтом 450 тыс. тонн, строятся 23 судна. Суммарный дедвейт заказов составляет более 3 млн тонн. В том числе «Роснефть», заключив со «Звездой» эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на новую морскую технику и суда на мощностях верфи, заказала 26 судов.
В текущем году или в 2025 г. на ССК «Звезда» могут быть сданы два танкера-газовоза. Хотя суда спущены на воду, на сроки сдачи может негативно повлиять ужесточение санкций – верфь в феврале текущего года была включена в SDN-list США. Для «НОВАТЭКа» на верфи строятся 15 танкеров повышенного ледового класса Arc7. При этом южнокорейская компания Samsung Heavy Industries в конце 2023 г. прекратила производство блоков и оборудования для 10 из 15 СПГ-судов, строящихся на «Звезде».
Напомним, что для нужд судостроительного комплекса до 2030 г. в Большом Камне (бухта Суходол) планируется построить и ввести в эксплуатацию Приморский металлургический завод. Производительность предприятия должна составить 1,5 млн тонн в год. Оно будет включать две очереди – сталепрокатное производство (прокатный стан 5000) и трубопрокатное производство (трубный стан). Предполагается, что основной продукцией завода будет стальной, в том числе крупноформатный, листовой прокат (до 4,2 м шириной и до 24 м длиной), а также трубы большого диаметра для магистральных нефте- и газопроводов в объеме 200-220 тыс. тонн в год.
Объем инвестиций в создание завода оценивается в 160 млрд рублей (по информации, озвученной в декабре прошлого года властями региона), тогда как в 2020 г. глава «Роснефти» И.Сечин оценивал его стоимость в 2,2 млрд долларов (или 198 млрд рублей по курсу доллара на 19 декабря 2023 г.). Проектирование металлургического завода началось в конце 2021 г. Учредителем компании ОО «Приморский металлургический завод» (ПМЗ) выступает консорциум «Современные технологии судостроения» (СТС), владеющий «Звездой».
Камчатский судоремонтный кластер
Тем временем в Камчатском крае запланировано создание судоремонтного кластера. Он может быть запущен во втором квартале 2026 г. ВЭБ.РФ примет участие в финансировании проекта. Ожидается, что ежегодно кластер будет обслуживать 33 доковых и 120 надводных ремонтов. Общая стоимость реализации проекта оценивается в 3 млрд рублей. Госкорпорацией ВЭБ.РФ выделены первые 331 млн рублей. Проект входит в мастер-план развития Петропавловска-Камчатского.
Стоит отметить, что в прошлом году в Камчатском крае было впервые построено рыболовное судно – сейнер «Апача» проекта МРС-150 для «Рыболовецкого колхоза им. Ленина». Объем инвестиций в строительство превысил 1,23 млрд рублей, судно построено компанией «Торсиотест»[8] (Петропавловск-Камчатский). Судно является головным из шести заказанных сейнеров для данного рыбопромышленного предприятия.
Региональные и маломерные
В регионах существует несколько проектов создания некрупных производств маломерных судов. В Корсакове Сахалинской области в текущем году предполагается начать строительство верфи композитного судостроения. Реализацией данного проекта намерен заняться композитный дивизион госкорпорации «Росатом» — «Юматекс».
Объем инвестиций в проект оценивается в 7 млрд рублей. Верфь в Корсакове вошла в число проектов, которые получат финансирование корпорации ВЭБ.РФ. Ожидается, что предприятие начнет выпуск продукции в 2025 г., а на 2028 г. намечен выход на проектную мощность (выпуск до 50 судов в год). Предприятие должно производить суда с корпусами из композитных материалов – моторные и парусные прогулочные катамараны, скоростные катера, пассажирские и туристические катамараны, рассчитанные на 50-150 человек, рыболовные суда.
Также резидент ТОР «Хабаровск», ООО «ФПИ»[9], в Хабаровском крае в феврале приступил к реализации проекта по созданию завода по производству судов из композитных материалов. Его заявленные мощности несколько уступают корсаковскому проекту на Сахалине. На предприятии планируется выпускать не менее шести коммерческих и 12 частных судов в год (прогулочные, спортивные суда, лодки). В проект предполагается инвестировать более 90 млн рублей. Запуск производства и выпуск первой продукции намечен на 2026 г., выход на проектную мощность — на первый квартал 2027 г.
При этом, хотя композитные материалы считаются более безопасными, чем стальные, устойчивы к коррозии металла, легче, позволяют брать больше грузов (при аналогичном стальным водоизмещении) и экономичней по расходу топлива, их широкое применение не предусмотрено для холодного климата. В частности, композитные суда не имеют ледового класса, поскольку нормативная база российского судостроения создана под стальное производство. Композитным судостроением в России занимается «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ) в Санкт-Петербурге, входящий в ОСК.
В Надеждинском районе Приморского края планируется организовать небольшое производство маломерных судов — катеров, яхт, прогулочных лодок. Проект в статусе резидента ТОР «Приморье» реализует ООО «Русская судостроительная компания»[10]. Объем инвестиций составляет 15,6 млн рублей. На предприятии также планируется осуществлять гарантийное и техническое обслуживание, замену комплектующих, ремонт корпусов и двигателей.
В январе текущего года указом президента РФ в собственность Якутии были переданы ранее находившиеся в федеральной собственности акции АО «Жатайская судоверфь». Условием для передачи стало обязательство властей республики принять меры по завершению в 2024 г. первого этапа реализации инвестиционного проекта по созданию модернизированной Жатайской судостроительной верфи. Якутское правительство и руководство верфи письменно гарантировали, что обеспечат финансирование объекта в полном объеме, проконтролируют привлечение внебюджетных средств и проследят за ходом завершения реализации инвестпроекта. После этого глава республики А.Николаев поручил ускорить завершение первого этапа строительства. Передачу акций в собственность Якутии федеральное правительство должно обеспечить в 12-месячный срок, а в 15-месячный срок – обеспечить согласование условий соглашения между РФ, Якутией и АО «Жатайская судоверфь» о его развитии.
По состоянию на конец 2023 г. верфь была готова на 64,4%. На объекте осуществлялись внутренняя отделка помещений, бетонирование полов, смонтированы ворота и электроосвещение. На первый этап проекта было выделено более 5,7 млрд рублей – в т.ч. около 4,1 млрд рублей из федерального бюджета, 750 млн рублей из регионального. На предприятии предполагается строить до десяти речных и морских судов ежегодно.
На фоне санкционных ограничений сдвигаются сроки сдачи рыбопромышленных судов, которые строятся в рамках программы инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов. В проекты строительства судов требуется внесение изменений в связи с необходимостью поиска аналогов оборудования или увеличения срока поставок, возросших затрат на логистику. В связи с этим срок строительства краболовов в рамках программы инвестиционных квот, проданных в рамках первого этапа аукционов, планируется продлить с пяти до семи лет. Подготовлен соответствующий проект изменений в постановление правительства №1191 от 22 июля 2023 г. Ранее в Росрыболовстве заявляли об ожиданиях по завершению строительства всех строящихся в рамках первого этапа инвестквот 105 судов (построены 22 судна).
Кроме того, в феврале текущего года постановлением правительства был скорректирован перечень этапов строительства судов, которые должны быть локализованы в России. Из материалов российского производства должен быть сформирован корпус судна, в РФ должна осуществляться разработка необходимых для строительства конструкторских и технологических документов. Новый порядок касается уже спроектированных и строящихся на российских верфях судов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот.
В декабре прошлого года на «Находкинском судоремонтном заводе» было спущено на воду краболовное судно — шестое для ГК «Антей» в рамках инвестквот. В целом на НСРЗ заложено восемь краболовов для «Антея». В конце марта текущего года «Восточная верфь» («Амурский судостроительный завод», ОСК) во Владивостоке спустила на воду краболов «Пума», построенный по программе инвестквот для компании «Восход». Ранее по сходным проектам на верфи уже было построено четыре краболовных судна. Предприятие также строит еще четыре краболова для группы компаний «Сигма Марин Технолоджи».
Напомним, что в октябре прошлого года «Амурский судостроительный завод» (АСЗ. Комсомольск-на-Амуре) стал единоличным управляющим органом «Восточной верфи», а Минпромторг приостановил права акционеров (основной акционер и бывший владелец предприятия Г.Лазарев являлся основным акционером с долей 29%, еще 5,75% принадлежало А.Мирошниченко[11]).
При этом «Восточная верфь», наряду с Амурским и Хабаровским судостроительными заводами, относится к числу неэффективных верфей «Объединенной судостроительной корпорации». Согласно одобренной правительством в начале текущего года стратегии дальнейшего развития ОСК, дальневосточные верфи компании могут быть специализированы на определенном типе судов, что должно обеспечить серийность производства. В ОСК при этом подчеркивали, что намерены сохранить все дальневосточные производства, нуждающиеся в модернизации. Тем не менее в корпорации не уточняли подробностей плана относительно данных производств.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Современные технологии судостроения».
[2] В 2023 г. «Звезда» передала заказчику ПАО «Совкомфлот» танкер «Восточный проспект», состоялась церемония спуска на воду первого танкера-челнока ледового класса Arc6 «Валентин Пикуль» и танкера-газовоза СПГ класса Arc7 «Сергей Витте».
[3] Учредитель – В.Зуев, также владеющий ООО «Кают-компания», которое специализируется на ресторанной деятельности.
[4] Владивосток, учредитель – А.Колобов.
[5] Подконтролен депутату приморского Заксобрания Д.Текиеву.
[6] Большой Камень, принадлежит сингапурской компании «Риг Ресерч Пте. Лтд».
[7] Владивосток, учредители – И.Семенов, В.Поречин.
[8] Учредитель – Ю.Херсонский.
[9] Учредитель – Б.Мавланов, также владеющий туристическими компаниями «Дальневосточные экспедиции», «Центр путешествий ДВ», «Центр морских путешествий».
[10] Владелец – И.Пронович, у которого ранее уже был проект по строительству маломерного флота – ООО «Производственное объединение алюминиевые лодки» (на данный момент находится в состоянии ликвидации). И.Пронович является совладельцем ООО «Элкор» (село Прохладное в Надеждинском районе), специализацией которого заявлено производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры.
[11] Другие владельцы акций не раскрывались, но ранее по 5,5% и 5,9% были у И.Мирошниченко и О.Мирошниченко соответственно. Кроме того, 15,36% акций принадлежали АО «Тихоокеанская электротехническая компания».
В лесопромышленной отрасли крупные инвестиции среди восточных регионов приходятся только на Иркутскую область, где завершилось строительство целлюлозно-картонного комбината. Основным импортером древесины остается Китай, но экспортные поставки на китайский рынок не увеличиваются. В большинстве регионов сохраняется проблема ухудшения показателей по количеству и площади лесных пожаров.
По итогам 2023 г. в России в целом было зафиксировано снижение экспорта необработанной древесины и пиломатериалов на 7% относительно 2022 г., до 25 млн куб. м. (по сравнению с 2021 г. падение составило 38,5%). При этом более половины объема экспорта приходится на Китай – около 14 млн куб. м в 2023 г., что соответствует уровню 2022 г. В том числе экспорт в КНР пиломатериалов за 2023 г. увеличился на 3%, тогда как поставки необработанной древесины сократились на четверть.
Тем не менее спрос на древесину в КНР имеет ограничения на фоне стагнации на китайском рынке недвижимости. При этом на 25,4% выросли поставки в КНР целлюлозно-бумажной продукции (до 3,6 млн тонн). Среди основных импортеров лесной продукции, помимо Китая, второе место занимает Узбекистан (более 2 млн куб. м, рост на 5%), а на третьем – Казахстан (более 1,1 млн куб. м, рост на 21%).
По объему заготовки ценной древесины в 2023 г. лидерами в РФ стали два дальневосточных региона – Приморский и Хабаровский края. В Приморье объем рубки дуба, бука, ясеня и каменной березы за прошлый год составил 341,7 тыс. куб. м. В Хабаровском крае заготовлено 93,6 тыс. куб. м ценной древесины. С марта 2022 г. в стране действует запрет на экспорт ценных пород дерева (продукция поставляется главным образом на производство мебели и отделочных материалов). При этом, несмотря на снижение экспорта древесины в Приморье в натуральном выражении с 1,5 млн тонн в 2022 г. до 1,4 млн тонн в 2023 г., выручка приморских предприятий за экспорт древесины растет – в прошлом году она составила 26,5 млрд рублей (в 2022 г. – 24,5 млрд рублей).
В рамках ТОР готовятся к запуску новые деревообрабатывающие производства, но с небольшим объемом. Так, в ТОР «Амурская» в Амурской области компания ООО «Аметис-Фарм» ведет строительство деревообрабатывающего комплекса, продукцию которого предполагается поставлять на фармацевтический рынок. В рамках проекта предполагается осуществлять глубокую переработку древесины лиственницы даурской для извлечения природных субстанций - дигидрокверцетина и арабиногалактана, обладающих свойствами антиоксиданта. Производство планируется ввести запустить в 2025 г. Объем инвестиций оценивается в 150,7 млн рублей.
Что касается проектов в сфере лесовосстановления, то в Еврейской АО резидент ТОР «Амуро-Хинганская», ООО «Дальневосточная лесовосстановительная компания», намерен создать питомник по выращиванию посадочного материала для лесовосстановления в Дальневосточном ФО (лиственница даурская, кедр, ель) на территории в 5 га (индустриальный парк «Шалом» в Биробиджане). Объем инвестиций в проект оценивается в 167 млн рублей. Запуск первой теплицы запланирован на 2025 г., а на 2027 г. – полный ввод питомника в эксплуатацию.
Между тем в макрорегионе складывается сложная ситуация с лесными пожарами. С начала текущего года (к 16 апреля) их количество в регионах ДФО достигло 800, что почти в два раза превышает количество зарегистрированных пожаров за аналогичный период 2023 г. (450 пожаров). Наибольшее количество возгораний зарегистрировано в Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях, Еврейской АО. По итогам 2023 г. площадь лесных пожаров превысила установленные федеральным правительством допустимые показатели – более чем в 4,5 раза в Хабаровском крае и Магаданской области, в 2,8 раза – в Еврейской АО, в 1,6 раза – в Амурской области.
В управлении Генпрокуратуры РФ по ДФО (руководитель – заместитель Генпрокурора РФ Д.Демешин) полагают, что такая ситуация складывается из-за ненадлежащего осуществления властями регионов полномочий по охране лесов, дефицита работников лесопожарных формирований, поскольку порядка 90% пожаров произошли из-за нарушений правил пожарной безопасности в лесах, ненадлежащего исполнения законодательства об организации и проведении профилактических контролируемых противопожарных выжиганий в лесах. Д.Демешин на минувшей неделе поручил прокурорам дальневосточных регионов обеспечить достаточность резервов для предупреждения и борьбы с лесными пожарами, должное техническое состояние и содержание специализированной лесопожарной техники.
Стоит отметить, что в 2023 г. лидером среди всех российских регионов по объему инвестиций в лесную отрасль стала Иркутская область. В лесную отрасль региона в прошлом году было привлечено 60,6 млрд рублей (более 36% от общероссийского объема ). Основным инвестором в области является группа «Илим», завершившая строительство целлюлозно-картонного комбината в Усть-Илимске мощностью 600 тыс. тонн картона в год (объем инвестиций в проект составил 41 млрд рублей). Строительство велось с 2018 г. Тем не менее с завершением проекта новых крупных инвестиционных вложений в отрасль в регионе не ожидается. «Илиму» в Иркутской области принадлежат целлюлозно-бумажные комбинаты в Братске (мощность более 740 тыс. тонн продукции в год) и Усть-Илимске (мощность – 750 тыс. тонн продукции в год).
ЦКК в Усть-Илимске должен быть запущен в ближайшие месяцы (в начале года в «Илиме» сообщали о планах запуска в первом квартале года, но они не сбылись). Срок запуска ранее уже сдвигался, в частности он намечался на конец 2023 г. В состав комбината входят деревоперерабатывающее производство, выпарная станция, цех регенерации извести. Проектом также предусмотрено строительство известерегенерационной печи, картоноделательной машины, запуск линий хвойной и лиственной варки, установка содорегенерационного котла и корьевых котлов, строительство склада.
В апреле японские компании Mitsui, Tajima Lumber и Tajima Kosan продали доли в крупном иркутском предприятии по производству пиломатериалов ООО «ТМ-Байкал». Его приобрело ООО «Судоходная компания «Якутск», входящее в ГК «Старвей» Ф.Любашевского . В состав ГК «Старвей» входят активы в Иркутской области и Якутии – ООО «Речсервис» (Якутия, логистический оператор в Якутии и Иркутской области), АО «Осетровский речной порт» (расположен на реке Лена в Усть-Куте, является стратегическим для северного завоза Иркутской области и Якутии).
По итогам 2023 г. выручка «ТМ-Байкал» составила 1,7 млрд рублей. Предприятие производит и осуществляет оптовую торговлю пиломатериалами, затем экспортируемыми в Азию и страны СНГ. Объем производства пиломатериалов составляет 115 тыс. куб. м в год (один из ведущих показателей в регионе). Деревообрабатывающее предприятие «ТМ-Байкал» находится в городе Свирск .
Два проекта модернизации лесоперерабатывающих производств в Иркутской области были включены Минпромторгом РФ в список приоритетных. Так, проект в Нижнеудинском районе (ИП Заречный) направлен на заготовку и переработку древесины. Проект действует с 2000 г. и является наиболее крупным лесозаготовительным и деревообрабатывающим предприятием в Нижнеудинском районе. В его развитие предполагается инвестировать до конца 2030 г. более 2 млрд рублей, после чего в год планируется выпускать до 60 тыс. куб. м пиломатериалов, 10 тыс. куб. м клееных и строганых изделий, до 17 тыс. куб. м фанеры и 16 тыс. куб. м древесных пеллет.
Тем временем компания ООО «Резерв» рассчитывает реализовывать проект по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в деревне Галки (Иркутский район). Объем инвестиций в данный проект также должен превысить 2 млрд рублей. Компания планирует до конца 2029 г. увеличить производство до 90 тыс. куб. м пиломатериалов и до 50 тыс. куб. м плит ДСП в год.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
В части дальневосточных регионов в начале года наблюдался рост объемов золотодобычи. В текущем году могут начаться работы по освоению крупнейшего по запасам золоторудного месторождения. При этом в отрасли осуществляются продажи и реструктуризации на фоне высоких санкционных рисков. Также в связи санкциями приняты дополнительные меры государственной поддержки алмазодобывающей «АЛРОСА». Отмечается сокращение выпуска железной руды.
В части регионов подведены итоги золотодобычи за первые месяцы года. В Магаданской области рост производства золота по итогам первого квартала 2024 г. составил 12,3% относительно аналогичного периода прошлого года, до 7,6 тонн. Однако при этом произошел спад добычи серебра.
Недропользователи Чукотского АО в январе-феврале 2024 г. выпустили 2,94 тонны золота, на 11% увеличив результат по отношению к аналогичному периоду 2023 г. Также за отчетный период в регионе на 8% выросла добыча серебра, до 16,15 тонн.
Добычу драгметаллов на Чукотке вели ООО «Рудник Валунистый», АО «Базовые металлы» (активы Highland Gold), ОАО «Рудник Каральвеем» (УК «Золотые проекты»), ООО ЗК «Майское» (АО «Полиметалл», активы приобретены группой «Мангазея»). При этом предприятия Highland Gold обеспечили 62% от всей добычи золота в округе. «Рудник Каральвеем» произвел 219,5 кг драгметалла, результат ЗК «Майское» составил 595,13 кг. Стоит отметить, что «Рудник Каральвеем» недавно выиграл аукцион на право пользования недрами участка в пределах ручья Походный (россыпное золото) в Билибинском районе.
В Амурской области в январе-феврале текущего года производство золота составило 1 745,6 кг, что почти соответствует результату за аналогичный период 2023 г. Добычу вели шесть недропользователей, в числе которых ООО «Маломырский рудник», ООО «Албынский рудник», АО «Покровский рудник», ООО «ТЭМИ» (входят в группу компаний «Атлас Майнинг», УГМК), ООО «Березитовый рудник» (Nordgold) и АО «Прииск Соловьевский». На Покровском руднике добыто 587 кг, на Маломырском руднике – 521 кг золота, на Албынском руднике – 140 кг. Компания «ТЭМИ» произвела 125 кг золота. Результат компании «Березитовый рудник» составил 143,6 кг драгметалла. «Прииск Соловьевский» выпустил 229 кг золота, на 16% увеличив результат по сравнению с январем-февралем прошлого года.
При этом на одном из основных предприятий по добыче золота в регионе, руднике «Пионер» (АО «Покровский рудник»[1]) в марте произошла крупная авария, повлекшая жертвы и приостановку подземной добычи. 18 марта на руднике произошло обрушение горных пород, в результате чего под завалами в шахте оказались 13 работников. В аварийно-спасательных работах было задействовано 226 человек и 29 единиц техники. Две недели поисково-спасательных работ не принесли результатов, при этом возникла угроза обрушения борта карьера и повторного прорыва горной массы. Результаты работы буровых установок показали наличие льда, воды и горной массы в шахте на разных уровнях. По факту происшествия возбуждено уголовное дело. Были задержаны управляющий директор рудника А.Бирюков и главный инженер рудника Д.Черников.
Тем временем на рынке золотодобычи состоялась крупная сделка. В середине марта Polymetal International plc закрыл сделку по продаже российского бизнеса в лице АО «Полиметалл» структуре группы «Мангазея» С.Янчукова (ООО «Мангазея Майнинг») за 3,69 млрд долларов. В результате закрытия сделки чистый внешний долг Polymetal сократился на 2,2 млрд долларов, также после вычета налогов погашена внутригрупповая задолженность в размере 1,04 млрд долларов. Компания получила вознаграждение в размере 300 млн долларов после уплаты налогов.
Polymetal остается владельцем двух действующих предприятий в Казахстане[2] – месторождений Кызыл и Варваринское, ему принадлежит, кроме того, проект Иртышского ГМК. На этом фоне совет директоров Polymetal сообщил о намерении пересмотреть дивидендную политику. Долю в Polymetal[3] при этом сократил американский инвестиционный фонд BlackRock – с 9,91% до 7,45%.
Активы Polymetal в РФ включали Дукатский и Омолонский хабы (Магаданская область), Амурский ГМК[4] (единственный в РФ комплекс переработки упорных золотосульфидных концентратов методом автоклавного окисления), месторождения Светлое и Албазино (Хабаровский край), Майское (Чукотский АО), Нежданинское (Якутия), Воронцовское (Свердловская область). Структуры «Мангазеи» (ООО «Мангазея Майнинг») получат 100% акций АО «Полиметалл».
Со своей стороны ООО «Мангазея Майнинг» осуществляет геологоразведку и добычу в Забайкальском крае – на золоторудных месторождениях Савкино и Наседкино в Могочинском районе, а также на Золинско-Аркиинской площади (Газимуро-Заводский и Александрово-Заводский районы).
После продажи активов АО «Полиметалл» избрало новый совет директоров. В его состав вошли семь человек. Представителями ГК «Мангазея» среди них являются основатель и владелец группы компаний С.Янчуков и генеральный директор «Мангазея Майнинг» М.Гусев. Председателем совета стал А.Говорунов[5] - заместитель генерального директора группы «Мангазея» по экономической безопасности, в прошлом – вице-губернатор Санкт-Петербурга (с 2014 г., при главе города Г.Полтавченко). Из числа топ-менеджеров АО «Полиметалл» в обновленный совет директоров вошли генеральный директор С.Черкашин, управляющий директор «Торгового дома «Полиметалл» Ю.Овчинников, директор по бухгалтерскому и налоговому учету Г.Толстых и директор по налоговой и административной практике О.Дятлова.
Polymetal Int в 2023 г. увеличил продажи золота на 2%, до 1,4 млн унций. Выручка от реализации выросла на 8% в годовом сопоставлении, составив 3,25 млрд долларов, из которых 893 млн долларов (30%) приходится на казахстанские предприятия и 2,13 млрд долларов (70%) – на российские активы.
Между тем в холдинге Highland Gold В.Свиблова произошли внутригрупповые реструктуризации. Распоряжением президента РФ в марте была разрешена продажа 100% акций МКАО «Хайлэнд голд»[6], которое входит в компанию Highland Gold Mining Limited (зарегистрирована на британском острове Джерси, материнская компания группы Highland Gold, контролируется В.Свибловым). Хотя покупатель акций не раскрывается, он с высокой долей вероятности связан с самой компанией, поскольку ранее Highland Gold Mining планировала провести ряд внутригрупповых реструктуризаций, подпадающих под регулирование указа президента №520[7].
Кроме того, разрешены сделки с 74,99% акций ООО «Ермаковское», принадлежащих компании Foxra Holdings LTD, и с 25,01%, принадлежащих Rebra Investments LTD (обе компании также связаны с В.Свибловым). ООО «Ермаковское» ведет подготовку к освоению Ермаковского месторождения флюорит-бериллиевых руд в Бурятии (Кижингинский район). В.Свиблов с 2020 г. является гендиректором «Ермаковского» (прежде он занимал пост председателя совета директоров). Напомним, что В.Свиблов с 2023 г. находится под санкциями США и Великобритании.
Следует отметить, что ПАО «Полюс» намерено в текущем году произвести первое золото в рамках проекта «Сухой Лог» в Иркутской области (Бодайбинский район). Переработку руды планируется осуществлять на Вернинской ЗИФ[8]. В текущем году недропользователь должен представить обновленный график разработки месторождения с учетом внесенных в ТЭО на фоне санкционных ограничений изменений по поставкам оборудования и техники.
Установленный ранее график предполагал, что ввод первой очереди золотоизвлекательной фабрики мощностью переработки в 10 млн тонн руды в год состоится в 2028 г. Ввод второй очереди был намечен на 2030 г., после чего суммарная производственная мощность предприятия должна вырасти до 30 млн тонн руды в год. Выход ЗИФ на проектную мощность предполагает производство около 70 тонн золота в год. Ввод Сухого Лога должен значительно увеличить объем золотодобычи в Иркутской области, поскольку золоторудное месторождение является крупнейшим в мире. Мощности планируемой ЗИФ лишь незначительно уступают общему годовому объему производства «Полюса» во всех регионах присутствия компании.
Запасы Сухого Лога оцениваются в 40 млн унций золота и 540 млн тонн руды. Предварительно объем инвестиций в разработку был оценен в 3,3 млрд долларов. При этом в настоящее время в Иркутской области сокращается добыча золота – в 2023 г. произведено 21,6 тонн драгметалла, тогда как выпуск в 2022 г. составил 24,5 тонн.
Правительство все же принимает дополнительные меры поддержки алмазодобытчика «АЛРОСА». Группа «АЛРОСА» и Минфин РФ в марте заключили соглашение о выкупе Гохраном[9] части произведенного алмазного сырья в 2024 г. Сумма сделки и конкретные объемы закупки не уточняются. Еще в январе текущего года в Минфине отрицали возможность поддержки «АЛРОСА» с помощью увеличения финансирования закупок для Гохрана.
Гохран в марте уже приобрел у «АЛРОСА» первую партию алмазов. Подобные сделки планируется регулярно осуществлять в течение текущего года. Гохран действует в рамках бюджетного лимита, составляющего на 2024 г. 51,5 млрд рублей. Однако лимит может быть увеличен законодательно, и Минфин рассматривает возможность его увеличения. В дальнейшем выкупленные Гохраном алмазы планируется реализовать.
Подобные меры принимались на фоне финансового кризиса в 2009 г., когда Гохран выкупил у «АЛРОСА» алмазы на сумму 1 млрд долларов (в рамках пакета антикризисных мер). Меньший объем на 250 млн долларов также был приобретен в 2012 г. (последняя крупная закупка в Гохран). В 2020 г. правительство рассматривало возможность вновь прибегнуть к данному алгоритму, выкупив алмазы на сумму от 500 млн до 1,7 млрд долларов, в целях восстановления спроса на рынке после пандемии, однако от этой меры было решено отказаться после восстановления продаж во второй половине 2020 г.
Напомним, что с 1 марта вступил в силу запрет на поставки в страны ЕС, Великобританию, США, Канаду и Японию российских алмазов, обработанных в третьих странах[10] (запрет на прямой импорт алмазов из РФ действует с 1 января). С 1 сентября вступит в силу запрет на импорт выращенных в лаборатории бриллиантов, а также ювелирных изделий и часов, содержащих бриллианты.
В целях реализации этих мер предполагается создать механизм проверки и сертификации необработанных алмазов, основанный на отслеживании их происхождения. Обсуждается вариант, предусматривающий, что все нероссийские алмазы должны поставляться на сертификацию в Бельгию, после чего возвращаться производителю для продажи или накопления запасов, и далее поставляться для огранки в Индию, США, Израиль, ОАЭ. Эксперты отрасли отмечают, что такая схема может замедлить процесс торговли и негативно повлиять на себестоимость сектора огранки, который отличается в целом невысокой рентабельностью (3-5%). Кроме того, существующие способы маркировки алмазов при обработке являются дорогостоящими. Рассматривается возможность наделить полномочиями сертификации, помимо Бельгии, также Мумбаи, Дубай и Тель-Авив.
«АЛРОСА» между тем продолжает ведение начатых в 2020 г. горно-капитальных работ на кимберлитовой трубке «Майская» (Нюрбинский район) Мирнинско-Нюрбинского ГОКа. Завершить работы планируется до конца текущего года. Получение первых алмазов на месторождении ожидается в 2025 г. После выхода на проектную мощность в 300 тыс. тонн руды добыча на трубке «Майская» должна составить около 1 млн карат алмазов в год. Капитальные затраты на освоение оцениваются в 5,6 млрд рублей. Суммарные запасы месторождения составляют 12,7 млн карат.
В сфере добычи олова ООО «Амурский металлургический комбинат» (ПАО «Русолово», входит в «Селигдар») в марте получило статус резидента ТОР «Хабаровск». Компания рассчитывает инвестировать 8,6 млрд рублей в строительство в регионе металлургического комбината мощностью 5,5 тыс. тонн металлического олова в год. Ввод предприятия в эксплуатацию намечен на 2027 г. В настоящее время компания завершает работы по проектированию комбината.
Что касается добычи железной руды, то известно, что компания IRC Ltd, отрабатывающая запасы Кимканского железорудного месторождения в Еврейской АО (Облученский район), по итогам четвертого квартала 2023 г. сократила производство железорудного концентрата на 6,5%, до 578,7 тыс. тонн, по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. В компании связывают сокращение производственных результатов со снижением качества руды. За отчетный период также сократился объем продаж – на 8,3%, до 587,4 тыс. тонн. В целом объемы производства компании в 2023 г. составили 2,467 млн тонн, снизившись на 4% по отношению к 2022 г. Объемы продаж в прошлом году сократились на 1,5%, составив 2,529 млн тонн. Прибыль IRC Ltd снизилась в минувшем году на 9%, составив 253 млн долларов. В текущем году в производстве сохраняются негативные тенденции. Погрузка железной и марганцевой руды на железную дорогу за первый квартал 2024 г. составила 533 тыс. тонн, что на 24% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
При этом IRC Ltd в 2023 г. инвестировал 29,2 млн долларов в проект развития Сутарского месторождения в Еврейской АО (общий бюджет проекта составляет 50,4 млн долларов). К горным работам на месторождении предполагается приступить в первом полугодии текущего года. Пока продолжается обустройство инфраструктуры месторождения, включающее строительство подстанции, постоянного железобетонного моста через реку Сутара. Также завершено строительство подъездной дороги к месторождению. Мощность рудника на Сутарском должна составить 9 млн тонн руды в год. Запасы Сутарского месторождения (по категориям С1+С2) составляют 491,226 млн тонн руды. Производственная мощность Кимкано-Сутарского ГОКа на сегодняшний день составляет 3,2 млн тонн товарного железорудного концентрата.
Также IRC Ltd планирует реализовать на базе Кимкано-Сутарского ГОКа проект по производству горячебрикетированного железа. Проект предполагает строительство железной дороги протяженностью 134 км, связывающей Сутарское месторождение в Еврейской АО и Гаринское месторождение в Амурской области (Мазановский район). Обустройство железнодорожной инфраструктуры на линии «Шимановская – Гарь – Февральск» является основным условием для развития проекта. В начале 2019 г., из-за отсутствия средств на обустройство необходимой железнодорожной линии проект освоения Гаринского месторождения был исключен из приоритетных инвестиционных проектов Амурской области. Тогда стоимость создания железнодорожной инфраструктуры оценивалась в 16 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В структуру АО «Покровский рудник» входят гидрометаллургические комбинаты «Покровский» и «Пионер», компания ведет разработку месторождения Пионер, добычу россыпного золота в долине ручья Алкаган с притоком Викторовский (Зейский район).
[2] Polymetal International plc с августа 2023 г. зарегистрирован в Казахстане, после продажи российских активов остается вторым по величине производителем золота в Казахстане (после горно-металлургической компании «Казцинк», входящей в швейцарскую Glencore).
[3] После остановки торгов на Лондонской бирже первичной площадкой для торговли акциями Polymetal является Международный финансовый центр «Астана» (AIX) в Казахстане.
[4] На Амурском гидрометаллургическом комбинате с начала запуска в 2012 г. выпущено 120 тонн золота. В 2023 г. на предприятии произведено 13,7 тонн золота, что на 13% больше, чем в 2022 г.
[5] Также прежде был заместителем председателя правления Санкт-Петербургского отделения «Сбербанка», заместителем председателя правления «Сбербанка» (с 2003 г.), председателем правления Северо-Западного банка «Сбербанка» (2010-13 гг.), советником президента, председателя правления «Сбербанка» Г.Грефа.
[6] Управляющая компания предприятий группы Highland Gold Mining.
[7] «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». Указ ограничивает совершение сделок с акциями (долями), которые принадлежат иностранным акционерам.
[8] Действует с 2011 г.
[9] Учреждение, занимающееся формированием фонда драгоценных металлов и камней.
[10] Значительная часть российских алмазов импортируется через Индию, где ведется их огранка.
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
Дальневосточные рыбопромышленники обеспечивают более 80% рыбного улова в стране. В начале текущего года росли показатели вылова, но в то же время зафиксировано сокращение экспорта. При этом в отрасли выступают за отмену экспортных пошлин в целях поддержки промысла. Ряд отраслевых предприятий находятся в процессе судебных разбирательств.
Добыча и экспорт
С января по начало апреля 2024 г. российские рыбопромышленники добыли около 1,5 млн тонн водных биоресурсов, что на 1,8% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Большая часть улова (83%) приходится на Дальний Восток. Основу улова составляют минтай (963,3 тыс. тонн), объемы добычи которого по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 5%, а также тихоокеанская сельдь (160,9 тыс. тонн), добыча которой увеличилась на 25,2%. Объем добычи трески составил 108,9 тыс. тонн (сокращение на 7,3%).
Следует отметить, что за первый квартал года объем поставок минтая на внутренний рынок вырос на 36% относительно аналогичного периода прошлого года, до более чем 100 тыс. тонн. Напомним, что в 2023 г. вылов минтая в стране превысил 1,9 млн тонн, став самым высоким в стране за последние 25 лет.
Между тем «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК) договорилась с федеральной торговой сетью «Перекресток» (входит в X5 Group) о прямых поставках произведенного в море дальневосточного минтая шоковой заморозки в объеме 1,2 тыс. тонн до конца 2026 г. Ранее торговые компании работали при поставках с производителями готовой продукции и дистрибьюторами, но не напрямую с рыбодобытчиками, по этой причине соглашение при сравнительно небольших объемах поставки стало первым на рынке. Соглашение было подписано при участии рыбоперерабатывающей компании «Агама Истра»[1]. Прямые поставки минтая будут осуществляться из Берингова и Охотского морей.
Что касается экспорта, то с начала текущего года (январь-март) из Приморского края и Сахалинской области оформлено на экспорт 225,5 тыс. тонн рыбной продукции, что на 25% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. Товар был направлен в 14 стран. Наиболее значительно сократился экспорт в Республику Корея – на 51%, до 73,3 тыс. тонн. В КНР направлено 146 тыс. тонн рыбопродукции, в Японию – 3,9 тыс. тонн. Также небольшие партии поставлены в ОАЭ, ЮАР, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Польшу и Израиль. Наиболее востребованной экспортной продукцией является минтай, треска и живой краб. В частности, ожидается, что экспорт живого краба в КНР в текущем году вырастет на 7-10% относительно 2023 г.[2] За прошлый год экспорт краба и крабовой продукции из Приморья в Китай уже вырос на 69% относительно 2022 г., до 35 тыс. тонн. В январе-феврале 2024 г. из Приморья в КНР было экспортировано 5,5 тыс. тонн дальневосточного краба, что на 52,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Напомним, что по итогам 2023 г. экспорт рыбы и рыбной продукции с Дальнего Востока в страны АТР составил 1,8 млн тонн, на 10% превысив показатель 2022 г. В денежном эквиваленте объем экспорта составил 4 млрд долларов.
В марте в ходе заседания комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Ассоциация добытчиков минтая (президент – А.Буглак) предложила обнулить экспортные курсовые пошлины в отношении всех видов экспортной продукции из минтая (филе, фарш, сурими). По мнению РСПП, этого требует сложившаяся ситуация на рынке. Так, в прошлом году наблюдалось снижение цены на российское филе минтая, в конце года она сократилась по отношению к декабрю 2022 г. на 36%. На рынке ЕС импорт филе минтая российского производства (и филе, произведенного в третьих странах из российского сырья) попадает под импортную пошлину в 13,7%, что несет дополнительные издержки для экспортеров [3].
По расчетам РСПП, потери экспортеров с учетом снижения цены на филе, курсовой пошлины, импортной и экспортной пошлин составляют 2,5 тыс. долларов с одной тонны (не учитывается рост стоимости топлива и фрахта)[4]. Ситуация с поставками на европейский рынок влияет на цену российского мороженого минтая, поставляемого в КНР. В феврале текущего года цена на минтай в Китае снизилась до 900 долларов за тонну, что на 35% меньше, чем в феврале 2023 г.
Позицию РСПП поддержали в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев). Там полагают, что из-под действия курсовых экспортных пошлин следует вывести не только филе минтая, но также филе трески, другие виды переработанной рыбной продукции из тихоокеанских лососей, филе судака, сельди. Напомним, что курсовые экспортные пошлины были введены постановлением правительства №1538 от 21 сентября 2023 г., пошлина составляет от 4% до 7% таможенной стоимости в зависимости от курса национальной валюты (взимается при курсе 80 рублей за 1 доллар США и выше). В марте ставка составила 5,5% против 4,5% в феврале (в октябре и ноябре прошлого года ставка составляла 7%, в декабре – 5,5%).
Юридические распри
В отрасли происходит ряд крупных судебных разбирательств, инициируемых как самими рыбопромышленниками, так и их контрагентами и контрольно-надзорными органами. Арбитражный суд Приморского края в конце марта удовлетворил в полном объеме крупный иск, поданный Генпрокуратурой РФ к сахалинскому рыбопромышленнику О.Кану, членам его семьи и сахалинскому благотворительному фонду «Родные острова», учредителями которого являются подконтрольные родственникам О.Кана компании[5]. По мнению истца, группа лиц вела добычу краба и других водных биоресурсов по квотам, а затем продавала улов в другие страны, выводя прибыль на счета в иностранных банках. Сам О.Кан имеет вид на жительство в Республике Корея. Договоры признаны судом ничтожными, доли в компаниях взысканы в пользу государства. В ходе судебного заседания ответчики сообщили о смерти О.Кана в феврале 2023 г. в Великобритании, однако Генпрокуратура сочла предполагаемую смерть предпринимателя инсценировкой.
Рассмотрение второго крупного иска Генпрокуратуры[6] – на 17,4 млрд рублей, к рыбопромышленнику Д.Дремлюге, его семье и связанным с ним компаниям суд отложил на 17 апреля[7]. Известно, что Д.Дремлюга имеет гражданство Украины и на данный момент проживает за пределами РФ. В надзорном ведомстве настаивают на том, что Д.Дремлюга и О.Кан, имеющие иностранное гражданство или вид на жительство, являются иностранными инвесторами, и не могут добывать стратегически важные биоресурсы в отсутствие специального согласования с правительством.
Стоит отметить, что одно из предприятий, входящих в число активов Д.Дремлюги, ООО «Зарубинская база флота» (ЗБФ) в феврале сообщило о невозможности выплаты выходных пособий и зарплаты сотрудникам, а также обязательных платежей в установленный срок. В связи с этим компания намеревается подать иск в Арбитражный суд Приморского края о признании себя банкротом. Предприятие также подавало заявление о банкротстве в январе, но суд его отклонил (истец не приложил документы, подтверждающие наличие задолженности, списка кредиторов, отчет о стоимости имущества). В конце 2023 г. суд во Владивостоке удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ о взыскании с ЗБФ, связанных с ней физических и юридических лиц 4,3 млрд рублей в рамках дела о незаконной добыче водных биоресурсов.
Тем временем ГК «Антей»[8] И.Михнова и А.Пинчевского в марте подала в Арбитражный суд Москвы иск к Росрыболовству о расторжении договора о закреплении доли квоты и взыскании 1,01 млрд рублей неосновательного обогащения. Предварительное судебное заседание по данному иску назначено на 18 апреля. Входящее в группу компаний ООО «Антей» требует расторгнуть договор от августа 2018 г., по которому за компанией было закреплено 15,522% приобретенной на аукционе квоты на камчатского краба в подзоне «Приморье». В 2017 г. компания выиграла торги на лот с долей квоты на камчатского краба в данной локации, предложив 1,2 млрд рублей. На конец 2021 г. остаточная стоимость квоты была оценена компанией в 820,3 млн рублей. Подача иска связана с запретом на вылов камчатского краба в подзоне «Приморье», который был введен Минсельхозом РФ в июне 2021 г. для восстановления популяции ресурса. Затем запрет был продлен до конца 2024 г.
К подаче иска компанию «Антей» мог подтолкнуть рост кредиторской задолженности группы, характерный в настоящее время в целом для добытчиков крабов. По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), общие обязательства всех добытчиков крабов в стране могут превышать 600 млрд рублей. В конце 2023 г. в рамках второго этапа крабовых аукционов «Антей» выиграл торги на четыре лота стоимостью более 34 млрд рублей (на вылов в Западно-Беринговоморской, Карагинской, Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской, Камчатско-Курильской подзонах).
Тем не менее для досрочного расторжения договора через суд необходимо доказать, что введение ограничений на вылов краба нельзя было предвидеть, а также, что истец не может повлиять на отмену запрета, и при продолжении действия договора потерпит убытки, сопоставимые (или превышающие) выгоды от заключения контракта. Изменение законодательства может не быть признано существенным обстоятельством.
Что касается перспектив отмены запрета на вылов, то по данным Тихоокеанского филиала ФГНБУ «ВНИРО»[9] (ТИНРО), по состоянию на конец марта текущего года не наблюдается признаков восстановления запасов синего и камчатского крабов в Приморье в Японском море (южная часть подзоны «Приморье»). Данные виды крабов относятся к долгоживущим, и для восстановления их запасов требуется длительный период.
В Приморье арест по решению краевого Арбитражного суда наложен на движимое и недвижимое имущество ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства» (НБАМР, главный актив экс-губернатора Приморского края С.Дарькина[10]) стоимостью в пределах 39,9 млн рублей. Иск к компании подало УФНС Сахалинской области. Налоговая служба обратилась в суд в феврале текущего года, с требованием взыскать с предприятия долг как с поручителя в рамках процедуры банкротства ООО «Песчанское».
ООО «Песчанское» осуществляет переработку и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков на Сахалине (подконтрольно ООО «Рускор» С.Дарькина). После того как летом 2022 г. у компании возникли финансовые проблемы, НБАМР выступила поручителем по долгам «Песчанского». В октябре 2022 г. суд ввел в отношении «Песчанского» процедуру наблюдения.
Кроме того, в феврале стало известно о намерениях производителя рыбной муки из Вологды – АО «Агентство «Сельхозкорма» (АСК), подать заявление о банкротстве НБАМР. Основанием стали два судебных решения о взыскании с НБАМР долга в 22,6 млн рублей. Предприятие должно было поставить сельхозпроизводителю рыбу по договору от декабря 2022 г. НБМАР получила предварительную оплату в размере 95 млн рублей, но обязательства были исполнены только частично, на 34,33 млн рублей. НБАМР решила вернуть часть денег вместо рыбы, остаток долга в АСК оценили в 22,66 млн рублей. Представители АСК обратились в суд для возвращения всех средств, дополнительно истец хотел добиться выплаты процентов, начисленных на сумму предоплаты (в размере 1,23 млн рублей). В итоге Арбитражный суд (а также апелляционная инстанция) встали на сторону АСК и постановили вернуть требуемые истцом средства. В конце февраля АСК уведомило о намерении обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании должника ПАО «Находкинская БАМР» банкротом.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Ожидается, что первая партия дикого минтая начнет продаваться в мае 2024 г. под новой собственной торговой маркой торговой сети – «Люди любят» (марка зарегистрирована в 2023 г.).
[2] В 2023 г. импорт живых крабов в Китай увеличился на 26% и составил 1,63 млрд долларов. РФ при этом была крупнейшим поставщиком, на ее долю пришлось 60% объема поставок.
[3] В 2023 г. на рынок ЕС было поставлено порядка 90 тыс. тонн минтая из РФ.
[4] В ноябре 2023 г. стоимость мороженого филе российского минтая на европейском рынке составляла 3,3 тыс. долларов за тонну.
[5] ООО «Приморская рыболовная компания» (Южно-Сахалинск), ООО «Монерон» (Южно-Сахалинск), ООО «Севрыбфлот» (Южно-Сахалинск), ООО «Курильский универсальный комплекс» (Южно-Сахалинск), ООО «Аквамарин» (Южно-Сахалинск), ООО «Прибой-Т» (Невельск).
[6] Общие претензии по двум искам составляют 376 млрд рублей.
[7] Компании «Краб Марин» (Владивосток), «Реал Девелопмент» (Владивосток), «Рыбный остров» (Южно-Сахалинск), «Мерлион» (Красногорск, Московская область), «Прибрежный лов» (Владивосток), «Краб ДМП» (Владивосток).
[8] В целом «Антей» владеет квотами на вылов более 39% крабов в Северном бассейне (Белое и Баренцево моря) и 12,5% на Дальнем Востоке, объем добычи в 2022 г. составил 18,4 тыс. тонн.
[9] Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии.
[10] Директором предприятия является его брат О.Дарькин. 86,71% акций ПАО принадлежит АО «Дальинвестгрупп», его контролирует Л.Белоброва – супруга С.Дарькина