Поделиться
Пред-ТЭО транспортного коридора из Китая на Севморпуть через реку Лена разработала Якутия
Поделиться
Об этом сообщила «Интерфаксу» руководитель центра Валентина Кондратьева.

Предварительные расчеты показали, что цена доставки грузов из Харбина до Роттердама с использованием нового транспортного коридора оказывается несколько выше стоимости традиционного морского пути из Шанхая в Роттердам через Суэцкий канал и Средиземное море: 3 тыс 746 долларов и 3 тыс. 253 долларов соответственно.

Тем не менее, новый маршрут очень сильно выигрывает по времени в пути: 15,5 дня против 47,8 дня. Незначительно уступая по времени доставке железнодорожному маршруту (14 дней), он обладает явным преимуществом по стоимости (ж/д — 5 тыс. 982 доллара), являясь к тому же и самым коротким — 10 тыс. 619 км.

В.Кондратьева подчеркнула, что необходимые финансовые затраты для реализации проекта могут составить 1,6 млрд долларов.

«В эту сумму входят такие мероприятия, как модернизация порта Тикси, работы по дноуглублению, создание современного логистического центра в Якутске и поселке Нижний Бестях, а также замена парка судов речного флота на современные суда „река-море“ ледового класса», — сказала она.

В качестве источника финансирования проекта рассматриваются, в том числе, средства иностранных инвесторов с использованием механизма создания портовой особой экономической зоны в контейнерном перевалочном терминале поселка Нижний Бестях.

Вместе с тем, согласно исследованиям центра, проект имеет риски, которые способны уменьшить потенциал использования транспортного коридора. Это тенденция рынка межконтинентальных морских перевозок к эксплуатации сверхкрупных кораблей, что уже не позволит использовать СМП, и планы по созданию к 2025 году «Шелкового пути» железных дорог от Китая до Западной Европы в обход России, проходящей по 17 странам.

«Эффективность проекта состоит в комплексе услуг по перевалке, хранению и комплексной обработке грузов в Якутском транспортно-логистическом центре (ТЛЦ) в поселке Нижний Бестях, при усредненной стоимости около 20 долларов за тонну груза (общая стоимость переваливаемых грузов) оценивается в 500 млн долларов в год. Все это позволяет говорить об экономической целесообразности создания нового транспортного коридора, исходя из годовых объемов перевалки грузов через Якутский ТЛЦ в 20-30 млн тонн, в том числе 10-12 млн тонн международного транзита», — пояснила В.Кондратьева.
Мероприятиям по развитию СМП посвящен отдельный пункт в проекте ФЗ «О развитии Арктической зоны РФ». Правительством России утвержден комплексный проект развития транспортного коридора на 2015-2030 годы, предусматривающий навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое, аварийно-спасательное обеспечение судоходства, развитие морских портов в акватории СМП. Также планируется создание единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне с целью организации перевозок по трассам коридора.

Как сообщалось, по итогам Восточного экономического форума руководство страны поручило «разработать финансово-экономическую модель по развитию Северного морского пути в качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения, в том числе для контейнерных перевозок». Срок исполнения поручения — 1 июля 2016 года.

«Интерфаксу» в министерстве экономики Якутии ранее сообщали, что в адрес правительства республики поступило задание разработать к концу 2015 года предварительное технико-экономическое обоснование проекта создания в Дальневосточном федеральном округе нового транспортного коридора на основе интермодального транспортного узла в городе Якутск, интегрированного с СМП, внутренними водными путями, железными и автомобильными дорогами. Проект вызвал интерес у представителей крупного бизнеса северо-востока Китая, которым для экспорта своей продукции приходится использовать два ключевых порта в Даляне и Шанхае.
Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Больше материалов