Компании МСП в Хабаровском крае теперь могут проверять своих контрагентов и соискателей на специальном онлайн-сервисе – ID Scan. Решение позволяет проверять подлинность документов физических лиц, их кредитную историю, а также наличие обстоятельств, способных повлиять на принятие решений о трудоустройстве или о взаимодействии с контрагентом. По результатам проверки, которая занимает до 10 минут, сервис формирует риск-отчет.
Решение рассчитано на предприятия малого и среднего бизнеса, у которых нет собственной службы безопасности, а также на крупный бизнес, которому система поможет предотвращать возможные неправомерные действия действующих сотрудников. С помощью сервиса ID Scan можно ускорить найм персонала, а также минимизировать риски мошенничества со стороны контрагентов, сотрудников и соискателей.
При работе с сервисом пользователю достаточно внести имеющуюся информацию о физическом лице: ФИО и данные паспорта, после чего система формирует единый отчет о кандидате. Информация для отчета собирается из 15 и более источников открытых данных, в том числе из государственных информационных систем, включая бюро кредитных историй, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, федеральную службу судебных приставов, государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. В отчете также могут быть отражены сведения о банкротстве и исполнительном делопроизводстве, задолженности по налоговым начислениям, присутствии кандидата в списках террористов и экстремистов. Сервис также проверяет наличие данных о связях с юридическими лицами.
По словам директора МТС в Хабаровском крае Натальи Экшенгер, достаточно мало предпринимателей, кому повезло не столкнуться с различными формами экономических правонарушений со стороны своих контрагентов или сотрудников, среди которых – манипуляции данными бухучета, «серые» схемы при закупках товаров и услуг. И всегда лучше перестраховаться, и проверить тех, с кем предстоит работать, тем более что проверка, которая может спасти репутацию и бизнес, стоит не дороже, чем проверить чашки хорошего кофе.
Межрегиональное научно-технологическое, деловое и образовательное партнерство «Устойчивое развитие Дальнего Востока и Арктики» и международная организация северных регионов «Северный Форум» предложили властям Якутии испытать разработку Уфимского государственного нефтяного технического университета для оперативной локализации природных пожаров. Об этом EastRussia сообщил исполнительный директор Северного форума Владимир Васильев.
«Испытания разработки в условиях Якутии состоятся с наступлением пожароопасного сезона. Если они покажут эффективность и получат поддержку министерства по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), предложим сторонам разработать проект по совершенствованию методов профилактики и тушения пожаров», — сказал Владимир Васильев.
Он уточнил, что создание проектной группы позволит наладить обмен опытом и технологиями при борьбе с пожарами в Арктике, которые приводят к таянию мерзлоты.
«Хотим выйти с предложением к Арктическому совету, в рамках которого Норвегия, которая сейчас является председателем в организации, предложила реализацию проекта по борьбе с природными, в том числе лесными и ландшафтными пожарами», — добавил собеседник издания.
Как локализовать возгорания
Как уточнил Васильев, научно-внедренческий центр «Вершина» Уфимского государственного нефтяного технического университета разработал средство для быстрой локализации ландшафтных пожаров.
«Его уникальность состоит в том, что им можно обработать территорию вокруг пожара для его локализации без необходимости рытья траншей. Средство устойчиво к дождям в течение двух недель. Оно также эффективно для локализации низового торфяного пожара», — отметил исполнительный директор Северного форума.
По словам директора по инновациям и развитию бизнеса научно-внедренческого центра «Вершина» Алексея Трушкова, противопожарный реагент разработан в 2022 году и проходил полевые испытания в Республике Башкортостан и в Свердловской области совместно с подразделениями центра по тушению лесных пожаров в Республике Башкортостан и ФБУ «Авиалесоохрана России».
«Специалисты по тушению пожаров, применявшие реагент, свидетельствуют о его высокой эффективности, оперативности и удобстве применения в полевых условиях при отсутствии любых технических средств для локализации пожаров», — отметил Алексей Трушков.
Он добавил, что реагент абсолютно безопасен для человека, животных, растений.
«Реагент производится на 100% из российского сырья и не имеет мировых аналогов, сравнимых по экологической безопасности и стоимости», — рассказал собеседник EastRussia.
«Это чистая органика, никакого вреда для окружающей среды нет. В этом его отличие от противопожарных препаратов, большинство из которых сделано на основе фосфора и прочих веществ, после которых ничего не растет. После нашего реагента все отлично растет — в сельском хозяйстве он с небольшими добавками используется для ускорения проращивания семян и как БАД для крупного рогатого скота, — отметил директор научно-внедренческого центра «Вершина», помощник президента УГНТУ Эрик Ахтямов в интервью газете «Республика Башкортостан».
По словам разработчиков, реагент основан на высокомолекулярных поверхностно-активных веществах, в частности мицеллообразующих ПАВ, как агента в композициях, функцией которых является гидрофилизация (придание поверхности способности смачиваться водой — прим. ред.) поверхностей. Реагент представляет собой порошок, который перед применением разводят водой. При распылении он образует на поверхности растений пленку, которая предотвращает доступ кислорода. Чтобы остановить распространение огня, создается минерализованная полоса, которую он не переходит. Если сравнивать с привычным опахиванием, то этот способ обходится в три раза дешевле. При сухой погоде эффект сохраняется до четырех недель, заверил Эрик Ахтямов.
Подготовка к пожароопасному сезону
Предстоящий пожароопасный сезон ожидается более сложным, чем предыдущий, обратила внимание замглавы российского правительства Виктории Абрамченко. Она отметила, что особая подготовка требуется в традиционно высокогоримых регионах: Красноярском крае, Якутии, Свердловской и Тюменской областях.
Как отметил министр экологии, природопользования и лесного хозяйства республики Андрей Коноплев, спокойным для лесопожарных будет только май. В остальную часть сезона — с июня по август — прогнозируется высокая степень горимости.
«К июлю-августу эта горимость поднимается на севере», — сказал министр, выступая на правительственном часе в парламенте Якутии.
Власти региона сообщили о начале подготовки к удару стихии. В этом году для защиты населенных пунктов от лесных и ландшафтных пожаров планируется обустроить одну тыс. км минерализованных полос и 600 км противопожарных разрывов. Будет продолжена практика вызывания искусственных осадков — она показала свою эффективность. На эти цели в 2024 году выделят 130 млн рублей.
Якутия — один из самых пожароопасных регионов страны. Общая площадь лесов составляет 256,1 млн га (83,4% территории). Напомним, летом 2021 года в Якутии стояла аномально жаркая и сухая погода, на территории региона были зарегистрированы 1 696 лесных пожаров, общая площадь, пройденная огнем, превысила 7,9 млн га.– Андрей Александрович, искусственный интеллект уже является неотъемлемой частью жизни. Сбер занимает лидирующие места в этой сфере в нашей стране. Как банк развивает ИИ, какие решения уже применяются в работе?
– Сначала хотелось бы немного очертить само понятие интеллекта, чтобы у нас была общая платформа для обсуждения. Мне нравится вот такая формулировка: «интеллект – это способность решать сложные задачи» из книги Макса Тегмарка «Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта». Такой посыл, как раз-таки хорошо связывается с искусственным интеллектом – это такая искусственная, а не природная, врожденная способность решать сложные задачи.
Есть, конечно, и другие определения, но это, на мой взгляд, самое универсальное и актуальное. Сейчас вся страна решает самые разнообразные сложные задачи, и одна из центральных – это ускоренное развитие Дальнего Востока, тот самый «разворот на Восток». Эта задача имеет много аспектов – социальный, логистический, инфраструктурный, экологический. И по всем этим направлениям идёт активная работа, в том числе с применением ИИ Сбера. Причём это не абстрактные какие-то вещи, а то, что жители Дальнего Востока уже могут ощутить на себе.
Медицинские алгоритмы, использующие технологии искусственного интеллекта внедрены в диагностику лечебных учреждений Дальнего Востока – это, например, система, определяющая степень и тяжесть поражения легких при пневмонии, вызванной COVID-19. Другая модель «КТ Инсульт» выявляет признаки острого нарушения мозгового кровообращения и объем повреждения головного мозга.
В прошлом году Сбер совместно с ДВФУ открыл Дальневосточный центр Искусственного интеллекта. Здесь идут исследования сразу по нескольким направлениям – это и поиск решения проблемы мониторинга и прогнозирования токсичных «красных приливов». Это природное явление вызвано активной фазой цветения микроводорослей, во время которой в морскую воду выделяются токсины, губительные для морских гидробионтов. Недавний пример – массовая гибель морских животных на Камчатке в 2020-м году.
Ещё одна команда специалистов занимается оптимизацией портовой логистики. Модель на базе ИИ прошла обучение на основе данных прошлых лет, и теперь разрабатывается система, которая повысит производительность порта за счёт новых алгоритмов.
Если же говорить про использование ИИ непосредственно в банковских технологиях Сбера, то самое активное применение искусственный интеллект находит в кредитном скоринге, то есть в оценке платежеспособности лица, желающего получить кредит. В этом случае ИИ в считанные секунды обрабатывает большой объем данных, анализирует тысячи параметров и принимает решение.
– То есть непосредственно в цепочке процессов по выдаче потребительского кредита сейчас люди принимают участие?
– Нет. Здесь уже точно нет. Люди задействованы только в доработке модели ИИ, которая принимает решение. Но надо подчеркнуть, что так работает система выдачи обычных потребительских кредитов.
Когда мы говорим о кредитах бизнесу, то там мнение экспертов пока играет весомую роль, хотя мы движемся к тому, чтобы и здесь максимально задействовать ИИ. У нас есть внутри такой продукт: «Кредит за 7 минут», когда он будет готов – все решения по корпоративному клиенту будут приниматься за эти семь минут. Конечно, если это не сложные проекты, когда речь о миллиардах.
Выдачей кредитов использование ИИ, конечно, не исчерпывается. Мы во многих своих бизнес-процессах применяем модели, созданные с помощью искусственного интеллекта: от поиска недвижимости и проведения сделок, до внедрения ИИ в работу чат-бота, который анализирует речь, классифицирует обращения к виртуальным ассистентам, верифицирует сканы документов. Такой подход повысил количество решаемых при первом обращении вопросов клиентов на 20% в год – если сравнивать с предыдущим годом.
Так, например, по итогам 2022 года суммарный экономический эффект от внедрения технологий ИИ в процесс обслуживания корпоративных клиентов в контактном центре составил 260 млн рублей.
– Денежные вопросы весьма чувствительны, откуда берётся уверенность в надёжности ИИ, когда речь идёт о личных или корпоративных финансах?
– Прежде чем система на базе искусственного интеллекта начинает работать, её верифицируют эксперты. Проводится серия тестов, которые моделируют различные ситуации. В изолированном режиме ИИ решает задачи из повседневной практики, все его шаги и принятые решения анализируются затем людьми. И только после многократного контроля ИИ «выходит в свет». Но и после этого внимание к подобным инструментам не ослабевает. Модели постоянно дорабатываются.
– Не реже чем истории про искусственный интеллект в соцсетях, блогах, новостных лентах появляются сообщения о мошенниках, которые лишают граждан их сбережений. Какую работу ведет Сбер в этом направлении?
– У нас есть служба кибербезопасности, которая работает в режиме «24 на 7». Она постоянно дополняет свой арсенал самыми разными способами защиты клиентов, банка, его отдельных технологий. Кроме этого мы проводим учения на тестовых системах с имитацией атак и поиском способов по их отражению.
В прошлом году – в 2022-м – банк успешно отразил 490 DDoS-атак и предотвратил потерю 173,1 миллиарда рублей нашими клиентами от разного вида мошенничества.
Есть и для клиентов инструменты, с помощью которых они могут потренировать свои знания на кибертренажерах, а также получить информацию о распространенных уловках мошенников. Это можно сделать с помощью виртуальных ассистентов «Салют»: например, подборка материалов по киберграмотности открывается фразой «Запусти кибербезопасность», симулятор «Мошенничество с оформлением кредита» – фразой «Запусти симулятор «Мошенничество с кредитом» и так далее. В результате 50 миллионов клиентов воспользовались сервисами кибербезопасности в «СберБанк Онлайн» в прошлом году.
– У Сбера много разработок, не только в сфере ИИ. Они предназначены только для собственных нужд или позволяете использовать их другим?
– Сбер является федеральным центром компетенций по внедрению искусственного интеллекта в стране в целом, поэтому мы делимся своим опытом, идеями, наработками и с властями, и с образовательными учреждениями, и с клиентами.
Есть широкий фронт кооперации, когда мы говорим в принципе про цифровизацию бизнеса. В нашем арсенале мощный инструментарий облачных решений.
Предлагаем мы нашим партнёрам и клиентам готовые софтверные решения, например, программу – HR-платформу «Пульс». Список решений для бизнеса обширен – это и продукты, с помощью которых можно организовать цифровое рабочее место, безопасные видеоконференции и сервисы в области продаж, общения с клиентами.
У нас есть подразделение, которое называется «Подразделение цифровой трансформации клиентов». Мы делаем ежегодно проекты для них. Так, в прошлом году только на Дальнем Востоке реализовали 26 проектов в сфере сельского хозяйства, в сфере рыбной отрасли и в других отраслях.
Мы располагаем решениями ИИ для медицины, которые уже успешно применяются в медицинских организациях – про некоторые я уже упомянул, но есть и такой продукт как «Цифровой ФАП». Это аппаратно-программный комплекс с интегрированными сервисами на основе искусственного интеллекта и позволяющий проводить первый этап диспансеризации в труднодоступных населенных пунктах, и ИИ-сервисы, которые помогают врачам ставить предварительный диагноз и могут обрабатывать результаты КТ, рентгена, ЭКГ. На Дальнем Востоке это крайне востребованная вещь.
Предлагаем также продукт Voice2Med, который способен избавить врача от бумажной волокиты. Система слушает разговор медицинского сотрудника с пациентом и сразу же делает записи в карточку: анамнез болезни, диагноз.
Мы делимся с клиентами своим собственным опытом, разработками и делаем это как сервис: предоставляем возможность партнёру выбрать необходимый ему функционал. Часто бывает так, что компания-партнёр лишь смутно представляет себе возможности цифровизации своего бизнеса. Мы помогаем и на самых начальных стадиях – проводится анализ бизнес-процессов, они раскладываются на отдельные этапы и шаги. Затем они автоматизируются – для этого либо используется какое-то готовое решение, либо создаётся новый продукт. Клиенты все разные – но мы находим общий язык и решения со всеми.
– К слову, про разных клиентов. Региональные власти ведь тоже клиенты? Как Сбер сотрудничает с ними?
– Безусловно, движение сейчас идёт по всем фронтам и через федеральные органы исполнительной власти, и через региональные с использованием компетенций, которые есть у нас. Рассказываем про возможности в решении определенных задач, где мы можем помочь, имеем нужный опыт.
У нас есть соглашения о сотрудничестве в сфере цифровизации как с субъектами ДФО, так и с отдельными муниципальными образованиями – например с администрацией Владивостока. Договор предусматривает реализацию на территории столицы ДФО инвестпроектов, цифровизацию систем управления городским хозяйством, инфраструктурное развитие города. Из конкретных примеров могу назвать внедрение системы безналичной оплаты услуг общественного транспорта на территории Владивостока.
С Сахалином сейчас работаем по направлению достижения «безуглеродного» статуса региона. С Приморьем работаем, в том числе по разработке модели рыбодобычи – чтобы и промысел был, и экология сохранялась.
Кроме того, планируем в этом году провести так называемые «дизайн-сессии» по применению искусственного интеллекта. С одной стороны, надо понять, что больше всего «болит», а с другой стороны, предложить готовые модели, в случае необходимости адаптировать их или даже создать с нуля. Масштаб работы огромен, но накопленный Сбером опыт даёт все основания полагать, что поставленные задачи будут решены.
Сейсмобезопасность крупных индустриальных объектов сегодня привлекает острое и вполне понятное внимание дальневосточников. Любая подвижка земной коры вызывает цепочку реакций по всей планете, и за серией разрушительных землетрясений в Турции последовали подземные толчки на Байкале, Камчатке, Итурупе. Согласно картам общего сейсмического районирования, вторая очередь трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-2), по которой осуществляется транспортировка нефти, проходит по четырем регионам ДФО. Не раз попадает в 6- и даже 9-балльные зоны сейсмовоздействия по шкале MSK-64. Насколько надежна стратегически важная нефтяная магистраль?
В технопарке «Якутия» привыкли, что к ним с проектами и идеями приходят, как правило, IT-специалисты, ученые, изобретатели, а тут на пороге появился настоящий полярник. Представился Николаем Находкиным, сказал, что представляет ООО «Безопасная Арктика», до этого долгое время возглавлял Службу спасения республики Саха (Якутия). В новой для себя роли решил воплотить в жизнь все то, что не успел, будучи главным спасателем Якутии. Название компании говорило само за себя – Находкин с коллегами предлагали технологии, позволяющие спасать жизни людей в бескрайней Арктике.
Представьте себе такую картину: человек поехал за грибами, увлекся процессом и заблудился. Быстро стемнело. Похолодало. Страшно. На второй день «потеряшка», сбившись с курса, сильно далеко ушел в противоположную сторону от своей машины. Отчаяние. Безысходность. И тут – автомобильный гудок! Через пять минут еще один, затем третий, теперь уже совсем ясно, куда идти, а, вернее, бежать. Гудки работают автономно, круглосуточно и в любую погоду.
Придя на звук, человек обнаруживает на дереве пластиковую трубу, а в ней записку примерно такого содержания: «Иван Иванович, мы вас ищем, оставайтесь на месте, за вами придут». И действительно - через три часа максимум на месте появлялся спасатель.
Маяк "Находка" с запиской
Описанное действо не что иное, как работа ноу-хау якутских спасателей под названием «Находка» (естественно, по фамилии руководителя Находкина). Выглядит конструкция сердито и дешево: ПВХ-труба с вмонтированным в нее гудком от «КАМАЗа», да в придачу светодиодная лента, мигающая в сумерках - от прожектора отказались, т.к. в Якутии светлые ночи. Все это работает автономно: издает громкие звуки, светит – одним словом, привлекает к себе внимание. Ими, через 3-4 км окружается местность, где потерялся человек. «Потеряшка» больше всех хочет выйти к людям и обязательно выйдет гудок.
Придумать «Находку» заставила жизнь и сложность поисков: люди в Якутии терялись (и теряются) с завидным постоянством, территории – огромные, а спасателей не так много. Вот и пришлось выдумывать.
- Сначала мы думали, что сможем все вопросы с помощью беспилотников закрыть – сверху-то все-все видно. Ещё в 2011 году создали эскадрилью беспилотников, но вскоре поняли, что это не панацея: то туман, то облачность. Тогда-то и пришлось разработать и дополнительно к ним внедрить поисково-спасательный маяк «Находка», - рассказывает Николай Находкин.
Николай Находкин
Разработка, как говорится, «зашла»: с помощью «Находки» уже во время тестовых испытаний нашли шестерых «потеряшек». Причем, изделие усовершенствовали – если изначально спасатели каждые три часа объезжали маяки, то потом в них установили кнопку обратной связи, нажав которую, человек мог связаться со спасателями. А еще стали оставлять возле маяков немного провизии и бутылки с водой.
Когда якутские инноваторы отправились в западные регионы России на всевозможные конкурсы со своей «Находкой», то поняли, что не только «попали в тренд», но и обошли своих конкурентов-коллег, у которых на разработки были многомиллионные бюджеты, а тут северяне со своей трубой…
Маяки помогают расширить зону охвата поиска, но при этом снизить число задействованных в поисках людей, которых и так сильно не хватает, если человек потерялся в каком-нибудь отдаленном улусе или населенном пункте, а таких в Якутии больше трехсот (!).
Набрать нужное для поисков число людей получается далеко не всегда
Один же маяк (к слову, стоимостью сорок тысяч рублей) покрывает территорию поиска в четыре квадратных километра и может использоваться многократно, много лет. Изначально стоимость была сильно и ниже, но увеличилась из-за электронной начинки – теперь маяк передает свои координаты, уровень заряда аккумулятора, передает информацию о срабатывании кнопки SOS, а также ретранслирует радиосигнал от соседнего маяка, поэтому работает даже там, где нет сотовой и спутниковой связи.
Дальше – больше. Команда Находкина разработала технологию, которая позволяет отправлять SMS-сообщения на рации в отсутствие сотовой или спутниковой связи. Как это работает, Николай Находкин проверил на себе:
- Поехали с мужиками на рыбалку за 400 километров от Якутска. Только приехали на озеро, расположились, расслабились, как приходит SMS-сообщение от супруги: «КАМАЗ» нас переехал. А она должна была дочку в аэропорту встречать. Ну, я аж подпрыгнул на месте! Тут, конечно, не до отдыха было. Оказалось, все банально, во дворе мусоровоз, разворачиваясь, поцарапал бампер на ее машине…
Все эти технологии Николай Находкин теперь предлагает внедрить в Арктике, где и расстояния кратно больше, и людей значительно меньше. Поэтому к своим разработкам он хочет добавить автономности: к примеру, маяки оборудовать солнечными батареями, пьезо-элементами, ветрогенераторами и поставить на всех необитаемых островах и по арктическому побережью Якутии. Рано или поздно - пригодятся, уверен Николай. К примеру, когда они шли с острова Беннетта, то получили ориентировку, что по ходу их движения пропала лодка с двумя людьми на борту. К слову, их до сих пор не нашли, а, быть может, они где-то умирают от голода на одном из многочисленных безлюдных островов. В бытность Находкина главным спасателем Якутии были случаи, когда люди в Арктике выживали по два месяца.
Еще одна разработка, которая по мнению Находкина, может помочь выжить в Арктике -спутниковые таксофоны. Их уже также опробовали в Якутии – установили в зимовьях, охотничьих избушках, чтобы в случае крайней необходимости можно было дозвониться на «большую землю». А чтобы люди не баловались и не звонили «просто так», исходящий звонок завязали на службу 112. Правда, с введением санкций спутниковые телефоны перестали работать, а своего пока не придумали.
Применять авиацию при поисково-спасательных работах в Арктике – не всегда эффективно, уверен Николай Находкин. Слишком переменчива погода на побережье и в Северно-Ледовитом океане, да и попросту летчик может не увидеть чего-то на огромной территории. А вот специальные тепловизоры применять – это годное дело. Эту технологию тоже опробовали в континентальной Якутии.
- У нас тепловизоры такие были, что след лося за счет разницы температур на мари в тайге могли засечь. Также и в Арктике, - вспоминает Находкин. – Но я ушел со службы и нашу эскадрилью беспилотников закрыли, многие ребята разъехались, кто-то в концерн Калашникова перешел работать.
Эскадрилья беспилотников
Есть в этом и экономический эффект: если в среднем на организацию масштабных поисков требуется около 600 тысяч рублей (это без учета авиации), то беспилотники могут существенно снизить эти траты.
Давайте договариваться
На прямой вопрос – что нужно сделать для безопасного освоения Арктики, Николай, не раздумывая, ответил: договариваться. В Арктике большое количество всевозможных служб, каждая из которых отвечает сугубо за свой сектор. К примеру, морские спасатели спасают только на море, а если те самые двое на моторной лодке с заглохшим мотором причалили к острову, то, извините, это уже забота другой службы. Пограничников? Но они лишь следят за тем, чтобы соблюдался погранрежим. У минобороны свои задачи. Местные власти? Эти – да, за всех переживают, но, увы, не имеют ни сил, ни средств.
- Нет согласования и общего межведомственного алгоритма проведения поисково-спасательных работ в Арктике на федеральном уровне. Договариваться службам между собой необходимо. По-другому нельзя. Ну, и технологии нужны. Наши, в том числе. Надеюсь, мы в ближайшее время наладим серийное производство и маяков «Находка», и других приспособлений. Сделаем вместе Арктику безопасной, - резюмирует Николай Находкин.
В конце января в Якутии четверо суток по всей республике фиксировались сбои в работе популярных мессенджеров. Одно из объяснений отсылало к профилактическим работам Роскомнадзора, но как бы там ни было на самом деле, этот сбой сыграл на руку якутским разработчикам приложения «Обращайся» — число скачиваний программы выросло кратно.
EastRussia неоднократно рассказывало о проекте в своих материалах. На этот раз мы решили выяснить, как разработчики справились с резко возросшим трафиком и каким образом планируют развивать проект дальше. Об этом нам рассказал генеральный директор IT-компании «Сахавизион» Петр Бурцев.
– Наше приложение уже установлено на примерно 30 тысячах устройств. Когда начались сбои с мессенджерами, мы переживали, что не выдержит система, технически не выдержит. У нас были десятки тысяч запросов, но система прекрасно справилась с нагрузкой, мы не увидели «бутылочного горлышка», система прекрасно справилась со всеми задачами, – рассказывает Петр Бурцев.
Когда легли «буржуйские» программы для общения, жители Якутии смогли и дальше совершать привычные действия: запрашивать информацию, получать ответы и даже продавать.
– Когда была блокировка иностранных мессенджеров, мы прекрасно работали: сотрудники, у которых в кабинетах установлен корпоративный мессенджер, цифровая почта, между собой общались, был обмен документами, рабочие процессы не остановились, продолжался приём обращений от людей, – рассказывает Петр. – У нас цифровые кабинеты установлены практически по всей территории республики и люди, которые живут в труднодоступных районах, у них всегда есть возможность обратиться в органы местного самоуправления, получить справку, оформить документы. Муниципальные образования и бизнес, зарегистрированные в нашей системе, не почувствовали сбоев.
«Обращайся» это не совсем мессенджер. Изначально, по сути, это была система электронного документооборота с возможностью общения с клиентами для тех компаний и структур, внутри которых запрещено пользоваться иностранными электронными продуктами.
– Уникальность нашего корпоративного мессенджера на стороне организаций и бизнеса в том, что мы набираем название компании, и у нас появляется весь список зарегистрированных работников и мы выбираем нужного, – делится Петр Бурцев.
Вскоре общение вышло за рамки внутрикорпоративного – люди захотели общаться не только по профессиональным вопросам. Собственно, этому и было посвящено большинство запросов от пользователей «Обращайся» – хотим мессенджер!
– Люди хотят мессенджер, чтобы общаться между собой. Любая система работает, когда есть коммуникация. Поэтому мы решили сосредоточиться на мессенджере, – рассказывает о планах Петр Бурцев. – В середине марта мы должны выпустить аналог таких мессенджеров, как WhatsApp и Telegram в рамках нашего приложения «Обращайся».
Кроме того, в ближайших планах – увеличение мощности сервера и масштабирование на все регионы ДФО.
— Мы готовы выходить за пределы республики, нас выбрали в акселераторе ФРИИ «Спринт» Минцифры. В апреле мы должны выйти на уровень Дальневосточного федерального округа, сейчас проходим интенсивное обучение. Мы также внесены в реестр программного обеспечения России как импортозамещающие отечественные разработки.
Так что не исключено, в этом году в смартфонах дальневосточников появится еще один ярлык приложения — синяя волна на белом фоне. Это и есть «Обращайся».
Третьекурсник факультета естественных и технических наук КамГУ им. Витуса Беринга Дмитрий Раевский победил со своей разработкой на конкурсе «Умник» Фонда содействия инновациям и получил грант на развитие своего проекта в размере 500 тыс. рублей. Он рассказал EastRussia, как именно его творение поможет детям с ранним аутизмом, что его сподвигло заняться решением серьезной медицинской проблемы, сколько будет стоить робот-помощник и из чего он будет сделан.
– Почему пришла идея именно такого проекта – для детей с ментальными нарушениями?
– Я взял в разработку такую идею, так как мои родители тоже связаны с работой с детьми с особенностями. Они ведут социально-ориентированный бизнес – частные детсады и школа. К тому же, университет, в котором я обучаюсь, уже давно занимается темой коррекции для детей с ранним детским аутизмом: сотрудники разрабатывают программы для имеющихся на вооружении у психологической службы Камчатского университета им. В. Беринга двух роботов зарубежного производства. Текущие события и санкции повлияли на мое решение сделать подобного отечественного робота. Он будет не настолько многозадачный, однако полностью будет специализирован на медицинских услугах в данной области.
– Идея проекта родилась около года назад. Концептуально разрабатывать и писать программное обеспечение я начал примерно месяц назад. Конкурс «Умник» стал толчком для активизации проекта.
– Какой будет электронная начинка робота? Из каких материалов будет сделан он сам?
– Российская микроэлектроника очень интересна в формате процессоров и микропроцессоров, из российских элементов будет приобретена звуковая и видеосистема, а сам корпус и внутренняя структура скелета будет, возможно, китайская. Робот будет распечатан на 3D-принтере, который есть у университета.
– Есть ли уже прототип? Как он будет выглядеть, чьим голосом говорить и как называться?
– Я вдохновлялся моделью робота Nao, который есть в университете, но старался создать его под свои идеи, придать новый облик и новый смысл. Наш робот гуманоидный – у него есть голова и руки, но нижняя часть неподвижна. Высота – 50 см, руки – 20 см, а вес около 5 кг. Голова будет подвижна, руки будут двигаться – сгибаться в локте, плече и кисти. У него будет лицо в форме экрана, он будет обладать мимикой, а на груди будет находиться сенсорный рабочий экран, где ребенок сможет касанием, например, выбирать ответ в задании. Но в основном, это для педагога – через экран можно будет запускать программы и прочее. В роботе будет заложено десять основных коррекционных занятий, которые будут разработаны вместе с психологами университета и педагогами коррекционной школы. Голос робота должен вызывать доверие и быть приятным. Я очень хотел попросить озвучить нашего робота Никиту Джигурду. Но на первом этапе его озвучу я сам. Рабочее название робота – Егорка, но это неточно.
– Какова предполагаемая стоимость готовой модели?
– Как раз это будет одним из ключевых отличий от зарубежных аналогов. Два робота, купленных университетом за границей, стоят более двух млн рублей. Наш будет стоить 200-300 тыс. рублей. Для медучреждений и коррекционных школ, я считаю, это вполне подъемные деньги. Если сравнивать с зарубежными аналогами, наш по своей производительности будет уступать в некоторых вычислительных моментах и в возможностях ходовой части, но, с учетом того, что наш робототехнический комплекс ориентирован на медицинские коррекционные задачи для ребят с ранним детским аутизмом, он будет оснащен только самым необходимым для этой работы. Тут важна минимизация затрат.
– Какие в целом затраты на осуществление проекта предполагаются? Хватит ли гранта в 500 тыс. рублей?
– Деньги гранта выделены, но фактически пока не поступили. Для создания прототипа 500 тыс. рублей вполне достаточно. Как раз хватает на покупку мощного ноутбука для создания ПО, для закупки всех основных материалов. Затраты удалось существенно сократить за счет того, что университет дал возможность использовать 3D-принтер.
– Кто вам оказывает поддержку в реализации проекта?
– Разработкой занимаюсь я один, помощь мне оказывает мой научный руководитель – доцент кафедры информатики и математики Александр Рязанцев. Письмо поддержки прислала уполномоченный по правам ребенка в Камчатском крае Инесса Койрович, конечно Фонд содействия инновациям, ректор университета КамГУ им. В.Беринга, камчатские предприниматели обещали помочь в продвижении проекта.
– Как продвигается получение патента на разработку?
– Патенты уже готовятся. Их мы будем использовать согласно всем нормативам и законодательству РФ – уже все утверждено. Я останусь правообладателем как грантополучатель. Денежную прибыль планирую получать на госзаказах при массовом производстве. Кстати, мой проект станет моим стартапом, а также дипломной работой. В планах – после регионального выйти на российский рынок, а в будущем – и на мировой.
– Когда «Егорка» приступит к работе?
– Комплекс планируем запустить до 2025 года, после завершения тестов и прохождения всех формальностей. Свой проект я буду также презентовать на VIII Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов, который пройдет в ОГУ им. Тургенева в Орле 20-23 сентября этого года. Я вышел в финал этого конкурса. Я хочу обратиться к школьникам, студентам и тем, кто уже закончил обучение – если у вас есть идея – идите к цели и не останавливайтесь, все получится. Любая идея реализуема, главное – чтобы было желание, поддержка будет!