ВТБ запустил для клиентов среднего и малого бизнеса рассрочку на подключение и оплату онлайн-кассы с эквайрингом ВТБ-касса. Предложение доступно в рамках дополнительной опции ко всем пакетам РКО, в том числе для начинающего бизнеса «На старте».
ВТБ-касса − современное решение для разных сфер и условий работы бизнеса. Компактное беспроводное устройство объединяет функции онлайн-кассы и эквайрингового терминала со встроенным сканером штрих-кодов. С ВТБ-кассой можно принимать и фискализировать в соответствии с 54-ФЗ все виды оплаты: наличными, по банковским картам, с помощью QR-кодов СБП и pay-сервисов. Терминал позволяет работать с подакцизными товарами, печатает фискальные чеки и передает данные в ФНС в режиме реального времени. Оборудование предоставляется клиенту в комплекте с фискальным накопителем и договором с оператором фискальных данных (ОФД). При единовременной оплате стоимость решения составляет до 30,5 тыс. рублей.
В рамках дополнительной опции «ВТБ-касса», доступной на всех пяти пакетах услуг для бизнеса, клиент может платить за подключение частями: в первый месяц погасить около половины стоимости, затем весь срок пользования опцией оплата происходит небольшими фиксированными ежемесячными траншами. Оборудование с фискальным накопителем на 15 или 36 месяцев (в зависимости от типа бизнеса) ВТБ предоставляет бесплатно на весь срок действия договора эквайринга. Кроме того, в течение всего срока действия дополнительной опции «ВТБ-касса» банк бесплатно предоставляет полный комплекс услуг по перерегистрации кассы в связи с истечением срока действия фискального накопителя: предоставляет новое устройство, продлевает договор с ОФД, помогает при перерегистрации кассы в ФНС, а также осуществляет комплексную поддержку, ремонт и замену оборудования при необходимости.
«Мы видим запрос со стороны клиентов на предоставление платежных сервисов в рассрочку для экономии операционных расходов, что особенно актуально для начинающих предпринимателей. Большинство пользователей ВТБ-кассы − около 80% − подключают пакеты услуг РКО, поэтому мы предложили им дополнительную опцию, которая позволяет оперативно приобрести современное средство приема платежей и оплачивать его постепенно, а также получить комплекс услуг под ключ», − отметила Юлия Копытова, руководитель департамента анализа, координации и продуктового развития – старший вице-президент ВТБ.
Подключить дополнительную опцию «ВТБ-касса» можно за один визит в офис банка и уже через несколько дней получить настроенное и готовое к работе устройство.
Сегодня нехватка пропускных мощностей железной дороги – общая проблема грузоотправителей от рыбопромышленников до аграриев, однако, как выяснилось, даже в РЖД считают, что перераспределение угля в пользу спецтерминалов будет способствовать ее решению. Как развивается борьба за Восточный полигон, выясняло EastRussia.
Энергоносители – основа грузопотока
В 2024 году вопрос конкуренции за железную дорогу встал особенно остро в портовой отрасли. Доля дальневосточных портов в общем объеме перевалки грузов в 2023 году составила 26,4%, следует из данных ВМТП (Владивостокский морской торговый порт). Только в первом полугодии в дальневосточном бассейне переработано 119,1 млн тонн – на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основу дальневосточного морского грузопотока традиционно составляет экспортное направление. В первом полугодии 2023 года его доля оценивалась в 85 %. При этом основная часть грузооборота формируется за счет перевалки энергоносителей: угля, нефти, сжиженного газа, которые в 2023 году обеспечивали 79,7% общего объема перевалки по всем направлениям.
Именно черное золото стало камнем преткновения для дальневосточных стивидоров. Так или иначе, уголь переваливают во всех приморских портах – это доминирующая грузовая база стивидорных компаний Дальнего Востока. Однако после 2022 года нагрузка на железную дорогу значительно выросла, и из-за инфраструктурных ограничений грузы не всегда доходят по адресу вовремя. В результате возникают заторы, а компании несут серьезные издержки.
В конце 2023 года совладелец порта «Восточный» Андрей Бокарев обратился к президенту с инициативой – отдать приоритет в перевозках угля специализированным портам над универсальными при распределении пропускной способности Восточного полигона железных дорог.
Он указывал, что сегодня через морские гавани ДФО проходит в два раза больше угля, чем в 2012 году, однако «Восточный» загружен менее, чем на 50 %, несмотря на миллиардные инвестиции в инфраструктуру и высокую пропускную способность. Бокарев подчеркивал, что меньше 50% угля в Дальневосточном бассейне приходится на спецтерминалы, которые, по его оценке, могут быстрее, технологичнее и безопаснее для экологии переваливать этот груз. Следовательно, утверждал совладелец «Восточного», будет справедливо отдать приоритет в перевозках профильным стивидорам, то есть тем, которые специализируются на перевалке угля.
Инициативу поддержал вице-премьер РФ Андрей Белоусов, в декабре 2023 года обратившийся с ней к президенту.
И здесь универсальные порты встали на защиту своих интересов. В том числе вопрос был поднят в Законодательном Собрании Приморского края. Участники рынка, которые не являются интересантами предложения Бокарева, выдвинули свое предложение – вернуть инициативу АО «Восточный порт» на детальную проработку с участием всех, и профильных и непрофильных стивидоров Дальнего Востока и просят депутатов и губернатора Приморского края поддержать их позицию.
«Мы выступаем против дискриминации на железной дороге, тем более, что не один только Восточный порт инвестирует в инфраструктуру и безопасную перевалку. Учитывая, что уголь – доминирующая грузовая база на Дальнем Востоке, речь идет о рабочих местах и налоговых поступлениях в бюджет Приморского края. Нельзя ломать устоявшийся порядок», – комментирует источник в ВМТП.
Не потерять в грузообороте
Заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», кандидат технических наук, доцент Евгений Новосельцев отмечает, что на стивидорном рынке ДФО конкурируют такие игроки, как Восточная стивидорная компания, Владивостокский морской рыбный порт, Пасифик Лоджистик, Владивостокский морской порт Первомайский. При этом, например, «Восточный порт», «Торговый порт Посьет», «Вера», «Суходол» — специализированные угольные терминалы. ВМТП, рыбный порт — универсальные, но и для них уголь представляет большую важность.
Так, общий грузооборот «Владивостокского рыбного порта» в 2022 году составил 5 038 тыс. тонн грузов, на 200 тыс. тонн больше, чем в 2021 году. Из них 259 тыс. тонн — это рыбопродукция, 104 тыс тонны — металлолом, 3 330 тыс. – контейнеры и 1 063 тыс. тонн — уголь навалом. Такие данные содержатся в последнем годовом отчете компании. Там же говорится о вложениях в инфраструктуру, должную обеспечить защиту от угольной пыли, учитывая, что предприятие расположено в черте города: ветропылезащитный экран, установки пылеподавления и другое оборудование. Естественно, что «Владивостокский рыбный порт» не хочет терять в грузообороте.
«И вместе с тем самые масштабные проекты в Приморье — это специализированные порты, такие как морской порт "Суходол" в Шкотовском районе, созданный с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Перевалка в специализированных портах, как правило, обходится дешевле на тонну. Порт с собственной железнодорожной инфраструктурой, вагоноопрокидывателями может осуществлять ее оперативнее и технологичнее, чем универсальный», – говорит Евгений Новосельцев.
Экономист Александр Латкин поднимает вопрос экологии. По мнению эксперта, перевалка угля должна происходить только закрытым способом и желательно за чертой города.
Из неочевидного
Со своей стороны, так называемые непрофильные стивидоры выдвигают встречные аргументы.
«Высокая скорость выгрузки угля в специализированных портах традиционно компенсируется в универсальных портах наличием большого парка грейферных кранов и кранов-манипуляторов. Так, по устоявшейся практике пять-шесть мобильных кранов-манипуляторов по производительности сопоставимы с одним вагоноопрокидывателем», — следует из обращения отраслевиков к губернатору Приморского края (есть в распоряжении агентства).
Кроме того, в обращении говорится, что «в настоящее время АО «Восточный порт» при перерабатывающей способности в 1 459 вагонов в сутки обеспечивает объем выгрузки в размере 949 вагонов в сутки. При этом отгрузка угля в адрес АО «Восточный порт» на сегодня составляет 974 вагона в сутки. Количество на Дальневосточной железной дороге вагонов с углем в адрес АО «Восточный порт» достигла 6 556 вагонов, что уже негативно сказывается на продвижении других составов в границах железной дороги. Только на станциях Дальневосточной железной дороги отставлены от движения 27 груженых поездов в адрес АО «Восточный порт»».
Авторы обращения считают, что если отдать приоритет профильному стивидору, то поездопоток еще больше сгустится в точечном направлении, и от этого не выиграет никто.
Вместо приоритизации стивидорные компании полагают целесообразным ОАО «РЖД» уделить внимание развитию тяги, припортовых станций и реконструкции «узких мест» на железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Это, по их оценке, позволит обеспечить бесперебойную доставку грузов до морских портов в рамках договоренностей между морскими портами и ОАО «РЖД».
Интересно, что по данному поводу уже обозначила свою позицию антимонопольная служба. ФАС сообщила, что поддерживает приоритизацию профильных специализированных портов. Вместе с тем, законодательно само понятие «специализированный порт» не закреплено.
«Считаем целесообразным проработать вопрос закрепления понятия "специализированный порт" в нормативно правовых актах для возможности учета данного фактора», — уведомил антимонопольный орган.
Общая проблема
Так или иначе, проблема пропускной способности железной дороги сегодня коснулась всех грузоотправителей, от рыбопромышленников до аграриев. Грузы простаивают в тупиках, поскольку пропускных мощностей РЖД на них не хватает.
По мнению главы НО «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья» Георгия Мартынова (организация представляет ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», Диомидовский рыбный порт, АО «Далькомхолод»), решению проблемы будут способствовать дотации перевозок рыбной продукции автомобильным транспортом. Сегодня это обходится слишком дорого, что мешает сделать автотранспорт полноценной альтернативой ЖД-перевозкам.
«Развитие портовой отрасли — это перспективное направление в ДФО. Но, к сожалению, строительством новых портов не решить проблемы вывоза или завоза груза. Здесь требуется инфраструктура, в первую очередь, железнодорожная, способная принять грузопоток, который, прежде всего, идет из Центральной России, средней полосы. Мы видим, что правительство предпринимает определенные шаги в этом направлении, но на наш взгляд, они недостаточны», — говорит Георгий Мартынов.
Второй этап строительства Восточного полигона должен быть завершен в 2024 году. Реализация третьего этапа предполагает увеличение провозной способности до 210 млн тонн к 2030 году, а полноценный III этап – это не менее 255 млн тонн к 2032 году.
«Но здесь, на местах, мы пока не видим, чтобы железнодорожная инфраструктура расширялась. Взять рыбные порты – когда-то в послевоенные годы был построен "Владивостокский морской рыбный порт", к которому подвели железнодорожную магистраль. И как была, так и остается на мысе Чуркин одна единственная колея для вывоза рыбопродукции в центральные районы России, хотя грузооборот увеличился в десятки раз. Соответственно, на наш взгляд, самое главное в развитии портов — это строительство железнодорожной инфраструктуры и развитие автоперевозок», — комментирует Георгий Мартынов.
Особенно в пиковое летнее время очень сложно вовремя отгрузить и доставить рыбопродукцию в центральные регионы, акцентирует он. Следовательно, было бы правильно дотировать автоперевозки, когда железная дорога особенно сильно перегружена.
Также, говоря об объемах перевалки, собеседник отмечает проблему несколько устаревших холодильных мощностей в рыбных портах. Сейчас предприятия, которые приобрели квоты по вылову краба с обязательствами построить несколько холодильников на Дальнем Востоке, как раз ищут подходящие локации для реализации своих планов.
Многие участники рынка сходятся на том, что стоит крайне аккуратно подходить к вопросу приоритетов и больше внимания уделять другим номенклатурам грузов. Например, Александр Латкин уверен, что приоритета угля на железной дороге не должно быть в принципе.
Отметим, «Российские железные дороги» к концу 2022 года обеспечили провозную способность на Восточном полигоне на уровне 173 млн тонн. Это максимальный объем груза, который новая инфраструктура может пропустить в идеальных условиях с учетом существующих ограничений, сообщил в интервью «Коммерсанту» заместитель главы РЖД Алексей Шило.
Среди мер для полноценного нивелирования сдерживающих факторов в перевозках Шило предлагает «поддержать предложения некоторых участников рынка по приоритизации перевозок в специализированные терминалы».
«По нашей оценке, только по углю приоритетная отгрузка в специализированные терминалы позволит увеличить объемы вывоза на Восток до двух млн тонн», – цитирует агентство замглавы РЖД.
Географическое положение Забайкальского края и необходимая инфраструктура позволят перераспределить нагрузку с дальневосточной части Восточного полигона и оптимизировать схему сухопутной доставки грузов в Китай, заявил губернатор Александр Осипов в ходе презентации транзитного потенциала региона на Транспортной неделе – 2023. Проект инфраструктурного развития погранпереходов в Забайкалье планируется реализовать с использованием механизма концессии.
Если из Читы, не сворачивая на юг Забайкалья, ехать по федеральной трассе или Транссибу в сторону дальневосточных портов, придется преодолеть расстояние в 3 тыс. км, говорит Александр Осипов. Затем груз нужно перегружать на морской транспорт и идти более 1 тыс. км вдоль китайского побережья. «После этого снова вторая перевалка, и придется ехать фактически в обратную сторону: в направлении центральных районов КНР или развозя груз по южным провинциям Китая. В этом плане у Забайкалья принципиально иная возможность», – подчеркнул губернатор.
В регионе насчитывается 8 железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска (ЖДПП и АПП), расположенных на границе с КНР и Монголией.
Сейчас огромное количество востребованного импорта перемещается через сухопутные границы, а не морем, утверждает первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. И наоборот, миллионы тонн экспортных грузов, перераспределенных на восток с западных границ России, также покидают страну по суше. В этом отношении Забайкальский край – крупнейшая точка входа/выхода внешнеторгового трафика, считает менеджер.
Основным каналом внешнеторговых перевозок рассматривается переход Забайкальск – Маньчжурия, на который и сегодня приходится весомая доля сухопутных перевозок между Россией и КНР. За счет развития его пунктов пропуска и расширения терминальной инфраструктуры технические возможности этого транспортного коридора с нынешних 17,9 млн т в год (расчетная мощность железнодорожного пункта – 17 млн т, автомобильного – 0,9 млн т) в будущем могут возрасти до 46 млн т.
Примерно в 180 км восточнее расположен второй по значимости транспортный коридор –Приаргунск – Хэйшаньтоу. Пока что там функционирует автомобильный пункт. Как уточнил губернатор, принято решение о его модернизации, которая к 2026 году должна быть закончена. Пропускная способность здесь увеличится более чем в 5 раз.
Вместе с тем комплексным проектом предусмотрено создание железнодорожной пограничной линии протяженностью 25 км, двух перегрузочных терминалов. Сейчас, говорит Александр Осипов, совместно с Минтрансом и китайской стороной рассматриваются вопросы строительства ЖДПП. На территории КНР для соединения с сетью железных дорог необходимо построить участок Хэйшаньтоу – Хайлар.
«Китайская сторона не одно десятилетие об этом просила. Еще в 1950-х тянули эту ветку, но осложнившиеся потом межправительственные отношения не позволили это сделать. Сейчас все играет на руку, чтобы создать еще один серьезный железнодорожный переход, понимая, как сложно наращивать крайне загруженный ЖДПП Забайкальск», – сказал глава Забайкальского края.
В планах – организовать между Приаргунском и Хэйшаньтоу беспилотное движение грузов на магнитной тяге протяженностью 5 км. Для организации подобного сообщения нужен будет отдельный регламент таможенного оформления грузов.
Развитие может получить и транспортный коридор с Монголией, проходящий через ЖДПП Соловьевск, что в 80 км от города Борзя. Перевозки через него могут составить 10 млн т ежегодно. Сейчас меняется режим работы пункта пропуска с двухстороннего на многосторонний, тем самым появится возможность перевозки не только грузов в/из Монголии, но и Китая.
От Соловьевска железнодорожное сообщение действует до станции Чойбалсан. Между тем в 2022 году в Монголии начато строительство линии Чойбалсан – Хуут – Бичигт, которое позволит выйти на сеть Китайских железных дорог. Данный коридор сможет обеспечить короткий путь с Транссиба к Пекину и Желтому морю, отмечается в презентации Забайкалья.
По финансированию данных проектов вопрос является открытым. В то же время до конца 2025 года Росгранстрой постарается завершить в крае реконструкцию трех АПП (Олочи, Соловьевск, Верхний Ульхун), сообщил директор департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через госграницу Минтранса РФ Михаил Кокаев.
В целом, согласно расчетам краевого правительства, провозную способность погранпереходов Забайкалья нужно довести до 85 млн т ежегодно, то есть они смогут принять дополнительно не менее 67 млн т. В частности, мощность ЖДПП Забайкальск должна составить 36 млн т, ЖДПП Приаргунск – 29 млн, ЖДПП Соловьевск – 3 млн, АПП Забайкальск – 10 млн, АПП Староцурухайтуйский – 1 млн, АПП Олочи – 1 млн, АПП Покровка – 1 млн, АПП Соловьевск – 3 млн, АПП Верхний Ульхун – 0,5 млн т.
По словам Александра Осипова, вложения в развитие переходов края оцениваются менее 50 млрд руб. «Это, конечно, иная альтернатива по сравнению с инвестированием, до конца не подсчитанным, несколько триллионов рублей в развитие Восточного полигона (III этап программы модернизации БАМа и Транссиба – прим. ред.) Все большая часть [финансирования реконструкции] Восточного полигона укладывается восточнее Забайкальского края. То есть мы подсчитывали, минимум в 60 раз дешевле инвестировать в развитие трансграничной инфраструктуры в Забайкалье, чтобы перевозить соответствующие грузы», – заявил он.
Вместе с тем, сделал оговорку губернатор, отправка грузов в порты – это более широкие транспортно-логистические возможности. «Безусловно, это (модернизация походов к портам прим. ред.) надо делать, но в нынешних условиях, рассматривая быстрые решения, нужно смотреть на Забайкалье», – уточнил глава региона.
Научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин уверен, что конкуренция за логистические ресурсы регионам ДФО не грозит. «Там все нужно [развивать] заново. Контейнеры с производственной комплектацией, товарами народного потребления из всего АТР, это не один Китай, это Малайзия, Индонезия и т.д., приходили к нам кругосветным образом, через Индийский океан, Красное море, Суэцкий канал. И уже из Антверпена или Амстердама они приходили в Белый Раст, под Москвой. Здесь глупости не было, поскольку логистика была выгодная. Но по независящим от нас обстоятельствам переполюсовка сейчас неизбежна», – говорит Михаил Блинкин.
Косвенно на это указывает и намерения FESCO, у которой в распоряжении не только портовые активы, но и терминалы в Хабаровске, Новосибирске, Томске. К концу 2025 года транспортная группа планирует построить в Забайкальске железнодорожный хаб по переработке на первом этапе до 150 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте) ежегодно. Затраты оцениваются в 4-4,5 млрд руб., проинформировал вице-президент FESCO по взаимодействию с органами государственной власти и внешним связям Сергей Сидоров.
«Потенциал терминала в Забайкальске огромный. Он позволит на 40% увеличить нам количество завозимых контейнеров из Китая в РФ. В денежном выражении по импорту – это порядка $5 млрд по году», – пояснил он.
Важный инструмент для раскрытия транзитного потенциала Забайкалья – появление транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в Чите, Забайкальске, Борзе. Помимо прочего, они будут работать на нужды будущей международной территории опережающего развития, которую предполагается запустить в регионе.
Основными объектами ТЛЦ станут терминалы по обработке импорта, в том числе для обслуживания мультимодальных перевозок, склады временного хранения в бондовой зоне. Использование последней позволит снизить издержки резидентам на единовременную выплату таможенных пошлин и сборов, а также снизить сроки доставки груза до покупателя. Бондовые склады в первую очередь будут ориентированы на сетевых ритейлеров, приобретающих оптовые партии товаров и реализующих их в рознице, в том числе через маркетплейсы.
Другая часть объектов предназначена для экспортных навалочных грузов: минеральных удобрений, руд, металлургического и энергетического угля. В России есть опыт экспорта угля в контейнерах открытого типа, такую технологию возможно тиражировать, но проблема в том, что соответствующего контейнерного парка в РФ мало. Поэтому увеличить объемы экспортных поставок планируется за счет дополнительного вовлечения в обработку грузов терминалов на китайской стороне.
Проект создания хабов планируется реализовать с использованием механизма концессии.
«Как концессионер, мы предполагаем построить внутреннюю и внешнюю железнодорожную, автомобильную инфраструктуру к этим центрам, железнодорожные терминалы и сопутствующую инженерную инфраструктуру», – рассказал Алексей Чичканов. В роли концедента предлагается выступить администрации Забайкальского края.
Предметом концессионных соглашений должна стать и базовая инфраструктура, считает президент ГК «Евросиб» Дмитрий Никитин. Мер по модернизации Восточного полигона, которые утверждены РЖД, явно не хватает, чтобы обеспечить все заявленные объемы грузоотправителей, свидетельствует он. По словам менеджера, сейчас развивается участок Карымская – Борзя для обеспечения пропуска 60 пар поездов в сутки или провоза примерно 60 млн т грузов в год. «Это не 85 млн т. Можно сделать сколько угодно логистических центров, инфраструктура будет сдерживать», – рассуждает Дмитрий Никитин.
О применение механизмов ГЧП на железнодорожном транспорте говорится много, но примеров мало. Сдерживающим фактором является узкий круг финансовых организаций, готовых содействовать подобным проектам. В настоящий момент два банка остались в концессии на транспорте, остальные ушли, обратил внимание помощник президента РФ Игорь Левитин. «К сожалению, у нас сегодня нет институтов развития для транспорта, тогда как для промышленности есть», – резюмировал он.
Еще один фактор – неотлаженная нормативная база, хотя здесь обещаны перемены. «В работе целый ряд законодательных инициатив по развитию ГЧП. Упомяну одну: у нас до сих пор не разрешено включать в соглашения о государственно-частном партнерстве, будь то модернизация или расширение, объекты, находящиеся в частной собственности, – рассказал зампред комитета Совфеда по экономической политике Константин Долгов. – Это лакуну надо устранить, мы это обязательно сделаем с Минэкономразвития. Потому что это максимально расширит наши возможности».
– Инна, наш разговор хотелось бы начать с вас. С чего начался ваш Сбер?
– Моя карьера в банковской сфере началась с небольшого регионального коммерческого банка. А в ноябре 2013 как раз на день рождение Сбербанка, пришла в компанию клиентским менеджером малого бизнеса.
После клиентской службы развивалась в области кредитования. Ведь, несмотря на большое количество появляющихся продуктов, кредитование остается основным флагманом взаимоотношений клиента с Банком. Бизнес постоянно развивается, чтобы успевать за растущей конкуренцией, а для этого нужны финансы собственные или заемные.
Я понимала, что важно понять не только условия: сроки, ставки, а важно погрузиться в процесс, в кредитную экспертизу.
Дальше работала в разных направлениях банка. Затем было предложение поехать начальником управления малого бизнеса Камчатского головного отделения Сбербанка. Приняла его. Семья поддержала моё решение.
Очень плотно работали с правительством Камчатского края по реализации государственных программ поддержки предпринимателей. В 2020 была пандемия, Сбер был на передовой в части оказания поддержки бизнесу. Несмотря на определенные ограничения, связанные с карантинными мероприятиями, мы реализовали множество проектов, значимые для развития края и были отмечены благодарностью правительства.
В 2021 поступило предложение вернуться обратно в Хабаровск и в 2022 я возглавила управление продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка.
– Вы хорошо знаете Дальний Восток. Практически побывали во всех регионах территории. На Ваш взгляд, дальневосточный малый бизнес отличается от бизнеса центральной и западно-европейской части России?
– Однозначно отличается. Наши предприниматели более гибкие, быстро адаптируются к изменениям, постоянно анализируют информацию. Здоровый дух авантюризма в дальневосточниках есть. В текущей ситуации, как и в пандемию, наши предприниматели очень быстро приспособились к условиям новой экономической реальности. Нашли новые логистические пути, не боялись идти в омут с головой, даже в сотрудничестве с теми странами, с которыми нам было весьма сложно работать.
Хотя изначально мы опасались, что многие инвестроекты будут заморожены. Но нет. Уже за текущий год мы реализовали множество крупных сделок по строительству торговых центров, спортивных и туристических объектов. Работали над проектом по переоборудованию завода по утилизации ТБО, помогали наладить производства, нацеленные на импортозамещение, логистику.
– Последние несколько лет сложился устойчивый тренд на цифровизацию во всех сферах деятельности человека, в том числе и в бизнесе. В этом плане какой запрос у дальневосточных предпринимателей?
– В настоящее время даже у представителей микро-бизнеса, который только начинает вставать на ноги, есть понимание, что самое основное в бизнесе - это найти свою целевую аудиторию. Потому что, если ты знаешь, что продавать, но не знаешь кому, то это большая проблема. А для того, чтобы найти свою целевую аудиторию, прежде, чем ты начнешь развиваться и масштабировать свой бизнес, тебе нужна аналитика, какие-то данные, учет, понимание возвращаемости клиентов, средний чек и так далее.
Некоторые предприниматели по привычке ведут учет через администратора, который записывает все отчеты, фиксирует дни рождения клиентов и т.д. Только представьте, какое количество времени тратится на ручную обработку этих данных.
И здесь Сбер предлагает уникальное отраслевое решение, которое отлично подстраивается под текущую потребность наших клиентов. Это не какая-то отдельная программа, все встроено в личный кабинет СберБизнес. Сервис представляет аналитику для управления любой розничной сетью в одном окне, позволяет вовремя узнать о важных событиях в бизнесе, рисках и трендах развития, выручку и средний чек, сравнение с конкурентами, портрет покупателя его возвращение и многое другое. Сервис доступен каждому предпринимателю и предоставляется бесплатно. Та же СRМ-система, те же отчетности, которые они могли бы вести вручную или платно, но зачем, если у нас есть эта статистика и данные в СберБизнес.
Дополнительно мы предлагаем нашим клиентам сервисы, которые помогают исключить риск блокировки в рамках 115 ФЗ, так называемые «Светофоры». Сервис ежедневно анализирует операции по счету. В режиме светофора подсказывает, на какой тип операции нужно обратить внимание и предоставляет рекомендации по ведению безопасного бизнеса.
Для каждой сферы бизнеса у нас есть индивидуальные, не имеющие аналогов отраслевые решения. Сервисы, которые действительно работают и помогают развиваться и вести свой бизнес безопасно.
– В условиях нестабильности очень важно разрабатывать программы поддержки бизнеса. В настоящий момент, какие меры поддержки действуют в Сбере?
– Работает программа Минэкономразвития РФ по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки МСП. По этой программе мы можем выдавать предпринимателям кредиты под льготную ставку. Она зависит от ключевой процентной ставки Центробанка. За 2022 год мы профинансировали дальневосточных предпринимателей на сумму более 8,8 млрд. руб., за 2023 год заключено договоров на 3 млрд. руб.
Согласно Постановления Правительства №1570 также действует программа Промипотека, которая направлена на финансирование инвестиционных проектов юридических лиц для приобретения объектов недвижимого имущества в целях осуществления промышленного производства. Льготная процентная ставка по программе составляет от 3 - 5% годовых.
Сбер активно оказывает меры поддержки бизнесу в рамках государственных программ. На сайте банка размещен конструктор по подбору подходящей программы с указанием первоначальных требований и процентной ставки, с возможностью подать заявку онлайн.
Дополнительно, своим клиентам мы предлагаем быстрые решения в кредитовании, возможность самим управлять кредитной ставкой, снижение до 2% при соблюдении определенных критериев. Все критерии, простые не требующие усилий и выхода из зоны комфорта при ведении бизнеса. Сами клиенты отмечают, что решение удобное и понятное.
Для тех клиентов, кто только планирует кредитование или хочет оценить свои реальные возможности, Сбер предлагает воспользоваться сервисом «Кредитный потенциал для бизнеса», в течение нескольких минут сервис позволяет узнать предварительно возможную сумму кредита.
Клиент сам в режиме онлайн может выбрать программу и направить заявку на одобрение. Сроки рассмотрения заявки в зависимости от вида кредита и текущей потребности занимают от 15 минут. Выдача возможна в режиме онлайн в зависимости от выбранных кредитных условий.
– Ваши рекомендации начинающим предпринимателям и тем, кто уже работают с нами.
– Всем предпринимателям Дальнего Востока рекомендую принимать новую реальность и адаптироваться к текущим условиям. В современном мире происходит большое количество изменений, под которые важно оперативно подстроить свой бизнес для успешного развития.
Начинающим предпринимателям желаю найти свою нишу и целевую аудиторию, верить в себя и свои проекты, верить в свою причастность. Для меня это важно - верить в свой проект, продукт, услугу и максимально делать это лучше всех и превосходить ожидания клиента. Тем, кто с нами уже не первый год, благодарю за доверие, верю в плодотворное сотрудничество. Мы тот банк, который превосходит ожидания.
В районе имени Лазо Хабаровского края зарегистрировано и работает около тысячи различных предприятий. Одни осваивают многомиллионные инвестиции и получают от государства налоговые льготы, другие еле сводят концы с концами.
Министр экономического развития и внешних связей Амурской области Оксана Кукшенева рассказала, на какие федеральные или региональные меры поддержки могут претендовать бизнесмены в Приамурье.
«Бизнесу доступен широкий круг мер поддержки – и федеральной и региональной – льготные кредиты и займы, налоговая, финансовая и имущественная поддержка. Есть еще и организационные меры помощи. Очень интересно проходит реализация нацпроекта «Производительность труда», в который область вступила в этом году, – непосредственно финансовых средств предприятие не получает, но при этом из АНО “Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда” направляется тренер, обладающий соответствующими компетенциями. Он совместно с командой из предприятия проводит работу по изысканию слабых мест в технологической производственной цепочке и усовершенствует ее. И тут мы понимаем, что сэкономить и увеличить выработку прибыли можно без финансовых затрат, только с точки зрения эффективной организации производственного процесса», – добавила она.
Для участия в проекте «Производительность труда» уже подали заявки 17 предприятий Приамурья. С тренерами и экспертами уже работают две крупные амурские компании: маслоэкстракционный завод «Амурский» и ООО «Амурский завод металлических конструкций».
На получение адресной поддержки в специальном порядке в рамках проекта «Производительность труда» могут претендовать все системообразующие компании федерального перечня и предприятия с выручкой более 400 млн рублей, независимо от вида деятельности. Регион должен предоставить гарантии и обосновать необходимость адресной поддержки.
Консультации по всем мерам поддержки амурским МСП могут предоставить в центре «Мой бизнес», в министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области и в администрациях населенных пунктов региона. Более предметно по налоговым льготам предпринимателей могут проконсультировать в областном управлении ФНС. Агентство по привлечению инвестиций поможет бизнесу в подборе конкретного набора механизмов и инструментов, который позволит получить максимальный объем господдержки.
Оксана Кукшенева отметила, что в этом году расширены меры поддержки для бизнеса, занятого производством продуктов питания. Регион получит дополнительно 50 млн рублей к ранее выделенному объему средств по этому направлению. Она добавила, что Фонд развития Амурской области предоставляет льготные займы до 3% годовых с возможностью привлечения средств Фонда развития промышленности РФ.
«Минпромторг довел до Амурской области лимит на возмещение субсидирования процентной ставки, кредит по которой взят на оборотные средства – это беспрецедентная мера. Главное условие – чтобы кредит был взят после 22 апреля текущего года. Получить эту льготу могут предприятия из списка Минпромторга (машиностроение, металлообработка, стройиндустрия). Пищевые предприятия в него не входят».
Кукшенева добавила, что региональный Центр кредитной поддержки предоставляет займы от 3 до 9,5% годовых. Центр выдает займы до пяти млн рублей под гарантию, которую можно получить в гарантийном фонде под 0,5-1,5%.
Отдельно она остановилась на оформления субсидии для модернизации производства.
«У нас субсидия предоставляется через органы местного самоуправления – на конкурсной основе распределяются по предпринимательскому сообществу. Приобретение оборудования – одна из пяти мер господдержки, куда входят субсидирование лизинга, ремонт или приобретение стройматериалов, субсидирование процентной ставки и грант вновь организованным предпринимателям. Сложностей при получении субсидии нет, но необходимо следить за временем и не пропускать установленные сроки подачи документов. Пакет требований вполне оптимальный – нужны только те документы, которые требуют либо подтверждения понесенных затрат, подтверждения отсутствия банкротства и задолженности, а также наличие бизнес-плана или технико-экономического обоснования».
Министр напомнила, что при получении мер поддержки бизнес обязан отчитываться о достижении результатов. При заключении соглашений на получение финансовых мер поддержки прописывается результативность – это может быть увеличение рабочих мест или их сохранение, развитие производства и прочее – на основании соглашения проверяется достижение результатов. Также не стоит забывать о необходимости строго придерживаться целевых показателей предоставленного кредита – если был представлен бизнес-план на покупку производственного оборудования, то по накладным или платежным документам данное оборудование и должно быть приобретено.
Президент торгово-промышленной палаты Амурской области Сергей Самородников отметил, что в регионе практикуется гибкий, индивидуальный подход к каждому обратившемуся предпринимателю. Региональная ТПП тесно сотрудничает с правительством Приамурья. В условиях санкционного давления не только амурский бизнес понимает важность плотного сотрудничества с Китем и странами ЮВА – в Торгово-промышленную палату Приамурья начали поступать обращения от предпринимательского сообщества из Москвы.
«В связи с разворотом на Восток ТПП подписала соглашение правительством Амурской области. Губернатор Василий Орлов посоветовал усилить работу, в первую очередь, с Китаем. У нас уже есть соглашение в правительство Хэйхэ – много заявок на импортозамещение, на замену оборудования, техники, запчастей. Есть реальные положительные примеры, даже Москва к нам обращается и бизнес из других регионов. Москвичи говорят, что у них нет бизнеса, но есть деньги. Поступают предложения об инвествложениях. ТПП как раз занимается и инвестициями, и ТОРами – мы людей сюда приводим, чтобы увеличивать количество рабочих мест, повышать налоговую базу».
Уже несколько лет развитие предпринимательства на Дальнем Востоке на особом контроле у правительства России. В регионе созданы условия для комфортного ведения бизнеса, существуют преференции для инвесторов и целые районы безналогового режима. Сбербанк традиционно поддерживает бизнесменов и дает не только финансовые возможности для развития, но и предлагает сервисы, которые способны взять на себя рутинные процессы, оставив время для более важных дел. Как банк участвует в государственных программах поддержки бизнеса и какие собственные продукты предлагает, рассказала заместитель председателя Дальневосточного Сбербанка Марина Перебейнус.
- Марина Юрьевна, завершается первое полугодие 2022 года. С какими показателями Дальневосточный Сбербанк подходит к этому рубежу? В частности, по направлению работы с сегментом малый и микробизнес.
- Сбербанк активно участвует в государственных программах поддержки бизнеса и предлагает собственные решения, поэтому, с учетом ситуации, мы достаточно успешно преодолели эти полгода вместе с нашими клиентами и начали работать с новыми. Сейчас в Дальневосточном Сбербанке обслуживается почти 118 тыс. предпринимателей категории малый и микробизнес, а с начала весны мы открыли почти 6 тыс. новых расчетных счетов.
Мы продолжали открывать счета корпоративным клиентам, выдавать кредиты как на оборотные, так и на инвестиционные цели. Всего с марта этого года мы выдали более 1900 кредитов на сумму свыше 5 млрд рублей.
Нередкими были истории, когда кредит нашим клиентам нужен был срочно из-за изменения процессов работы. Например, в Уссурийске в Приморском крае к нам обратился сельхозпроизводитель. Его поставщик впервые за все время сотрудничества запросил оплату не по частям, а сразу всё. Необходимой суммы у предпринимателя не было, а длительный срок рассмотрения заявки ставил под угрозу своевременное начало посевной кампании. Мы пошли на встречу и в короткие сроки профинансировали бизнесмена, благодаря чему он смог вовремя начать посевную.
Жизнь в бизнес-сообществе Дальнего Востока кипит, это радует и, лично для меня, является доказательством, что сегодня и каждый день - время возможностей для бизнеса.
- Пользуются ли популярностью программы льготного кредитования от государства?
- Конечно! Льготная программа Банка России, которая заработала в марте, позволила малым и средним предприятиям получать недорогие кредиты. Сбербанк полностью освоил свой лимит в 112 млрд рублей.
А по льготной программе от Минэкономразвития в рамках Постановления правительства №1764 с начала 2022 года на Дальнем Востоке мы заключили порядка 250 договоров с субъектами малого предпринимательства. И мы продолжаем работать по этой программе.
- Весной этого года Visa и MasterCard ушли из России. Какую альтернативу предложил Сбербанк?
- В апреле Сбербанк предложил предпринимателям цифровые бизнес-карты «Мир», в конце мая карты стали доступны и в пластике. За это время мы выдали более 1000 таких карт.
Карта позволяет совершать покупки в интернете и офлайн, переводить деньги на бизнес-карты и карты физлиц и др. То есть внутри страны предприниматели могут комфортно пользоваться картой для решения своих бизнес-задач.
В июне предпринимателям стала доступна и кредитная бизнес-карта «Мир». Она предполагает базовый льготный период в течение 100 дней и бесплатное обслуживание на протяжении всего срока действия карты. Кроме этого, при совершении покупок у партнёров банка льготный период может быть увеличен до 365 дней.
- А какие нефинансовые продукты Сбербанка доступны предпринимателям для развития своего дела и поддержки бизнеса?
- Сегодня мы предлагаем нашим клиентам специальные пакеты услуг для предпринимателей, в которых собраны продукты и сервисы для бизнеса: юрист и бухгалтер онлайн, поиск и наём сотрудников, электронный документооборот и отчетность. Еще один сервис, который способен облегчить жизнь предпринимателям и вывести бизнес на новый уровень, - inSales. Это платформа управления онлайн-продажами через сайт, маркетплейсы и социальные сети без помощи ИТ-специалистов и дизайнеров.
Интересное и относительно новое предложение – отраслевые решения для бизнеса. Они предназначены для упрощения рутинных задач в бизнес-процессах. Сервисы касаются различных отраслей, среди которых коммерческая недвижимость, оптовая и розничная торговля, услуги, транспорт, ЖКХ. Например, решение СберБизнес. Недвижимость позволит существенно сэкономить время на управлении объектами недвижимости, формировании договоров аренды, выставлении счетов. А СберБизнес. Оптовая Торговля помогает хранить и систематизировать историю заказов и переписку с клиентами. Базовые возможности решений доступны нашим клиентам бесплатно.