Предприниматели Приморского края активно интересуются образовательными услугами, особенно в вопросах налогообложения, финансовой и правовой грамотности, охраны труда на предприятиях, а также эффективного маркетинга и продаж.
Результаты всероссийского исследования «Индекс предпринимательской образовательной активности 23/24» показали, что бизнес-сообщество проявляет растущий интерес к обучению. Аналитики изучили данные 4 тысяч организаций, которые за последний год реализовали 14,5 тыс. программ для действующих предпринимателей и тех, кто только планирует открыть бизнес. Обучение проводилось в региональных центрах «Мой бизнес» и других инфраструктурных организациях в 85 регионах страны. Сбор данных осуществлялся при участии Минэкономразвития России, центров «Мой бизнес», Школы экспорта РЭЦ и компании «Нетология». Исследование координируется Ассоциацией развития финансовой грамотности (АРФГ) совместно с Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ, ТПП РФ и при финансовой поддержке Сбера.
В 2023 году обучение на программах предпринимательской направленности прошли более 350 тысяч человек, а за пять лет наблюдений — порядка 1,3 млн участников.
По мнению исследователей, рост спроса на образовательные услуги связан с адаптацией бизнеса к новым экономическим реалиям, расширением цифровых платформ и активизацией государственных программ поддержки. В числе наиболее востребованных тем обучения в 2023 году оказались охрана труда, налогообложение, самозанятость, финансовая и юридическая грамотность, а также маркетинг и продажи.
Москва стала лидером по числу прошедших обучение предпринимателей — около 83 тыс. человек. За ней следуют Республика Татарстан, Ленинградская область, Республика Башкортостан, Пермский край, Волгоградская область, Приморский край, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Иркутская область и Краснодарский край.
В топ-10 регионов по значению индекса предпринимательской образовательной активности (ПОА) вошли Амурская область, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Новосибирская область, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Самарская область и Пермский край.
Отмечено, что регионы-лидеры предпочитают более углубленные программы обучения, включая темы налогового планирования, интеллектуальной собственности, автоматизации и франчайзинга. При этом в остальных субъектах РФ преобладает интерес к базовым дисциплинам: финансовой грамотности, охране труда и самозанятости. В регионах топ-10 чаще выбираются смешанные форматы обучения (очно и онлайн), а также более продолжительные курсы (от восьми часов), что свидетельствует о развитой образовательной инфраструктуре.
Согласно результатам анализа, растёт интерес к обучению основам самозанятости и молодёжному предпринимательству, что связано с увеличением числа самозанятых и программами поддержки для молодых бизнесменов. Интересным трендом является активное участие женщин: в Москве обучились 47 тысяч женщин против 36 тысяч мужчин, а в других городах-миллионниках наблюдается аналогичная динамика.
Самым востребованным форматом обучения остаются вебинары, благодаря их доступности и гибкому графику. В то время как семинары и очные занятия показали спад, возросла популярность коротких интенсивных курсов продолжительностью до двух часов. В удалённых регионах чаще выбираются дистанционные программы, тогда как в центральных — очные форматы.
Эксперты также отмечают высокую децентрализацию рынка образовательных услуг для предпринимателей. Конкуренция среди организаторов растёт, а ведущую роль в этом процессе играют автономные некоммерческие организации (АНО), которые часто сотрудничают с государственными программами и образовательными фондами. Также популярны проекты в области развития предпринимательства и экспорта. Коммерческие структуры предлагают как корпоративное обучение, так и краткосрочные образовательные проекты. Часть таких организаций работает на субподряде у более крупных структур.
Для оценки образовательной активности разработана модель, учитывающая инвестиционную привлекательность регионов, специфику спроса на компетенции и активность организаторов обучения.
Алексей Шашкин, руководитель дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка, подчеркнул, что Сбер поддерживает данное исследование с 2019 года, поскольку предпринимательская деятельность требует специальных знаний. Он отметил, что в регионах, где внедряются целевые образовательные инициативы, индекс образовательной активности растёт особенно заметно. Шашкин добавил, что предприниматели всё чаще проявляют интерес к обучению, поскольку это напрямую влияет на успешность их бизнеса и, как следствие, способствует развитию региональной экономики.