ОСК пересматривает экономику строительства 50 судов для гражданского флота Новое руководство корпорации, пришедшее из ВТБ, проверяет рентабельность и целесообразность действующих контрактов
Как пишут «Ведомости», верфи, входящие в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), получили указание от нового гендиректора Андрея Пучкова, который ранее работал в банке ВТБ, остановить закупки комплектующих для 50 гражданских судов, которые находятся на разных стадиях строительства. Об этом говорится в письме первого заместителя гендиректора ОСК Андрея Бузинова к руководителям заводов («Ведомости» имеют копию документа). «Сообщаем о необходимости приостановки реализации проектов и списания на них затрат до получения особых указаний АО «ОСК» и подтверждения рентабельности и экономической целесообразности реализации проектов», – написал Бузинов.
По словам источника «Ведомостей», близкого к одному из предприятий ОСК, это означает, что верфи не могут оплачивать поставки материалов и оборудования и заключать новые соглашения. «Стройка не останавливается, люди работают с тем, что есть на складах», – пояснил он.
Поручение Пучкова затрагивает 34 сухогруза RSD59, заказанных Государственной транспортной лизинговой компанией, четыре траулера ST-192, два научно-исследовательских судна, заказанных ФГБНУ «ВНИРО», два аварийно-спасательных судна MPSV06M. Кроме того, указание касается строительства четырех контейнеровозов проекта 00108 на ЮЦСС, дизельного ледокола проекта 21900М2, заказанного «Росморпортом» на Выборгском судостроительном заводе, двух атомных ледоколов («Камчатки» и «Сахалина», которые еще не заложены) и атомного заправщика.
В Минпромторге отмечают, что строительство гражданских судов на верфях ОСК не останавливается. В ведомстве уточнили, что ВТБ проводит проверку финансирования проектов, которые еще не заложены, и это не влияет на сроки постройки ледокольного флота.
В 2022 г. предыдущий гендиректор госкорпорации Алексей Рахманов сообщал об чистом убытке ОСК в размере 20 млрд руб. при выручке 350 млрд руб. Это произошло, потому что верфи не смогли получить большую часть оборудования, контракты на приобретение которого были заключены с партнёрами из недружественных стран. Поиски новых контрагентов привели к замедлению работ, а необходимые узлы обошлись дороже, законтрактованных ранее.
По информации «Ведомостей», председатель правления ВТБ Андрей Костин, ставший председателем совета директоров ОСК, говорил о «финансовой дыре», обнаруженной в ходе аудита корпорации: часть убытков не находила отражения в финансовой отчетности. Он также отмечал, что банк будет инвестировать в модернизацию верфей и развитие ОСК, но не готов закрывать убытки предыдущих периодов. Для этого, по словам банкира, потребуется бюджетное дофинансирование.