В России в этом году произвели втрое больше лососевой икры, чем в прошлом году. С января по август выпущено 19 тыс. тонн деликатеса.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Росрыболовства, в этом году лососевая путина на Дальнем Востоке завершается с показателем по вылову, превышающим 600 тыс. тонн. Дефицита красной икры в РФ не будет — в приоритете поставок внутренний рынок.
Общий объем экспорта продукции из лососевых за девять месяцев составил 28 тыс. тонн стоимостью порядка 107 млн долларов. Это в три раза меньше того же показателя прошлого года. Из этого объема икры на экспорт было отправлено 66 тонн (0,2%). В основном на экспорт идут мороженая нерка и филе разных видов лососей.
В России с 1 апреля началась поэтапная маркировка икры осетровых и лососевых видов рыб. Более 80% объема этого деликатеса производится на Дальнем Востоке. О том, как маркировка скажется на поставщиках и потребителях, рассуждает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
– В 2023 году в России официально было произведено почти 24 тыс. тонн красной икры и 70 тонн черной. Если черная икра — это продукт премиальный, который потребляет очень узкая прослойка населения, то красная икра — традиционный деликатес русской кухни, пользующийся повышенным спросом в период Нового года, 23 февраля и 8 марта, также Масленицы. При этом икра – чувствительный к условиям хранения продукт (температурному режиму, загрязненности микроорганизмами, уровню влажности и т.д.). Нелегальные производители не имеют необходимых мощностей для соблюдения этих условий и в большинстве случаев выпускают в оборот продукцию опасную для здоровья населения.
На российском рынке красной икры долгое время доминировал полукриминальный симбиоз: «фирмы-однодневки», уходящие от уплаты НДС, и авиатрафик икры в багаже пассажиров. Примерно три-четыре тыс. тонн красной икры (из среднегодового объема внутреннего потребления в 18 тыс. тонн) имели «серое происхождение» и реализовывались по «серым каналам».
Совокупность мер госконтроля уничтожила «заповедник прибыли» для недобросовестных и нелегальных участников рынка. Серьезное влияние оказало изменение налогового регулирования, усиление ветеринарного контроля через ФГИС «Меркурий», внедрение на Камчатке – главном регионе производства красной икры – эксперимента по регламентированию объема перевозимой в багаже пассажиров красной икры. Внедрение цифровой маркировки икры – еще один важный инструмент в борьбе с этой проблемой. Главное последствие этой комплексной работы – снижение объема продукции опасной для здоровья человека, сохранение запасов ценных пород рыбы и создание равных условий для конкуренции на рынке.
ВАРПЭ плотно работает с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) при реализации проекта по обязательной маркировке икры. По нашей инициативе принята важная мера поддержки малого и среднего бизнеса: они смогут возместить часть расходов на покупку оборудования для маркировки. Кроме того, по нашему запросу ЦРПТ готовило несколько официальных разъяснений по вопросам производителей. В начале марта мы провели совместный вебинар по подготовке отрасли к маркировке, в нем приняли участие предприятия, которые суммарно выпускают около 80% красной икры в стране.
С 1 июня на Дальнем Востоке стартует лососевая путина, мы будем очень плотно работать с ЦРПТ, чтобы избежать каких-либо сбоев в работе предприятий из-за введения новых требований.
Помимо несогласия с законопроектом о втором этапе программы инвестквот, у части предприятий отрасли не нашло поддержки предложение по ограничению экспорта лососевых. В одном из регионов введен эксперимент по ограничению вывоза красной икры в целях борьбы с браконьерским промыслом.
Второй этап программы заключается в выделении 50% квот на добычу определенных видов крабов в определенных районах промысла, 100% квот на добычу моллюсков и прочих водных беспозвоночных, 24% квот на рыбные объекты промысла на Дальнем Востоке. Совет Магаданской областной думы в октябре утвердил отрицательное заключение на законопроект о втором этапе распределения инвестквот. Заключение было направлено в Госдуму. Председатель областной думы С.Абрамов («Единая Россия») отметил, что депутаты считают предложенный механизм развития отрасли неэффективным. Они продолжают настаивать на необходимости оценки результатов проведения первого этапа распределения инвестиционных квот и полагают, что до завершения данного этапа реализацию второго следует отложить.
По мнению депутатов, реализация второго этапа снизит сырьевую обеспеченность рыбопромышленных компаний Колымы, поскольку многие предприятия не смогут участвовать в инвестиционных проектах, при этом ресурсы получат наиболее крупные предприятия. Такая ситуация создает риск банкротства для небольших компаний.
В качестве альтернативы магаданские депутаты предлагают повысить ставки сбора за пользование водными биоресурсами для увеличения доходов бюджета. Кроме того, поддержку находит идея Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент Г.Зверев) об обязательном заключении контрактов на строительство краболовных судов на российских верфях (для рыбодобывающих предприятий, которые за 5 лет выловили 1 тыс. тонн краба и более). Предполагается, что на каждую выловленную тысячу тонн краба следует строить одно краболовное судно.
ВАРПЭ и губернатор Магаданской области С.Носов ранее направляли председателю Госдумы В.Володину письма с просьбой отложить принятие законопроекта и провести широкую отраслевую дискуссию. В том числе С.Носов оценивал финансовые потери магаданских предприятий в случае реализации второго этапа в 7 млрд рублей, прогнозировал падение на 40% поступлений в региональный бюджет от рыбохозяйственных предприятий региона. В ВАРПЭ указывают на то, что предприятия имеют значительные долги перед банками, и оценивают реальный вклад инвестквот в экономику рыбной отрасли и судостроение в менее чем 1%.
Такой же позиции придерживаются и на Сахалине. Депутаты Сахалинской областной думы предложили Госдуме вернуть законопроект на доработку. Председатель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области, депутат областного парламента М.Козлов отметил потенциальное негативное влияние второго этапа на социально-экономическое состояние региона – потерю рабочих мест и рост безработицы, повышение социальной напряженности. Сахалинские депутаты также указывают, что моллюски (гребешок, трепанг, трубачи, морские ежи), квоты на которые подлежат изъятию на 100%, на Курильских островах являются основой промысла.
Законопроект не был поддержан и Заксобранием Камчатского края, давшем на него отрицательное заключение. На Камчатке депутаты заявили о возможной потере до трети всех уловов рыбохозяйственного комплекса в крае, банкротстве малых и средних предприятий, снижении налоговых бюджетных поступлений. Председатель камчатского парламента И.Унтилова отметила необходимость созвать общероссийский съезд рыбаков для дальнейшего обсуждения вопроса. Камчатские парламентарии полагают, что реализация второго этапа приведет к потере свыше 2,5 тыс. рабочих мест в регионе.
Наконец, отрицательное заключение на законопроект дала Счетная палата РФ. В СП полагают, что законопроект несет негативные последствия для рыбохозяйственного комплекса, соответствующее заключение аудитора А.Мамедова было направлено в правительство и комитет Госдумы по сельскому хозяйству. В ходе оценки реализации первого этапа программы в СП заключили, что цели регулирования не были достигнуты, также под сомнение поставлена эффективность реализации.
Так, аудиторы отметили, что в рамках первого этапа было реализовано только 23,5% (31 из 132) запланированных инвестиционных проектов - построено три краболовных судна, семь судов фактически имеют нулевую готовность, а строительство еще шести судов не начато. Кроме того, в связи с санкционными ограничениями часть заказчиков и судоверфей могут прекратить строительство и расторгнуть контракты, что не позволит завершить проекты в срок.
В СП оценивают аукционный принцип распределения квот как неэффективный для достижения цели по привлечению в рыбодобывающую отрасль новых игроков, указывая на то, что в 2019 г. победителями на крабовых аукционах стали компании, за которыми уже были закреплены квоты. В связи с этим ожидается, что участниками второго этапа также станут действующие игроки - наиболее крупные и финансово обеспеченные из них. А.Мамедов счел, что ситуация несет риск монополизации отрасли несколькими крупными компаниями и вытеснения малых и средних предприятий с рынка.
Для участия во втором этапе программы рыбопромышленникам потребуется привлечь дополнительные средства в размере 450-500 млрд рублей. В СП полагают, что дополнительные финансовые вложения будут способствовать росту закредитованности предприятий, что в свою очередь может спровоцировать рост цен на рыбу и рыбную продукцию на потребительском рынке, учитывая, что затраты инвесторов влияют на себестоимость производства.
В Росрыболовстве не согласны с выводами СП. В ведомстве считают законопроект эффективным способом непрерывной модернизации рыбной отрасли в ближайшие семь-восемь лет. Схожей позиции придерживаются в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, президент – А.Осинцев)[1]. В Ассоциации подчеркивают, что в первом этапе программы принимала участие 21 компания, что не является предпосылкой для монополизации. При этом в АСРФ оценивают, что около 60% малых предприятий в ДФО уже входит в крупные рыбодобывающие холдинги, а остальные не обладают необходимой производственной базой.
Между тем возник вопрос о перспективе ограничения экспорта красной рыбы. Заявление главы Росрыболовства И.Шестакова о возможном ограничении экспорта красной рыбы для стабилизации цен внутри страны на фоне низкого объема добычи в 2022 г. и поддержка инициативы Минсельхозом повлияли на рост внутренних цен. По данным ВАРПЭ, с 1 по 20 сентября оптовые цены на горбушу выросли на 28% - до 320 тыс. рублей за тонну, на кету – на 22%, до 440 тыс. рублей за тонну.
В ВАРПЭ полагают, что объем лососевых, поставляемых на экспорт, является небольшим, и соответственно не может оказывать существенного влияния на внутренние цены. Объем, поставляемый на экспорт, оценивается в не более чем 10% от общего объема вылова лососевых. При этом до озвученных планов по ограничению экспорта средние годовые цены на горбушу на внутреннем рынке держались на уровне 250 тыс. рублей, на кету – 360 тыс. рублей (что на 24% ниже, чем в 2021 г.).
Возможный запрет на экспорт не поддержали также в Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (президент – М.Козлов), заявив, что введение запрета на экспорт становится неактуальным после завершения путины, поскольку продукция уже находится у трейдеров, и запрет может привести к остановке поставок уже проданной рыбы. М.Козлов утверждает, что в условиях ограничения экспорта продавцы будут приостанавливать поставки в ожидании пикового спроса и более высокой стоимости продукции, таким образом не будет достигнута цель по снижению цен. Срок хранения замороженной рыбы составляет до одного года
Такую позицию разделяют в Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (президент – С.Рябченко). Там отметили, что в ожидании предполагаемого запрета иностранные покупатели сами приостанавливают экспортные сделки, из опасения срыва поставок. Такая ситуация негативно влияет на деятельность добытчиков. В качестве альтернативы в Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области предложили рассмотреть введение плавающей заградительной пошлины на некоторые виды продукции, пользующиеся спросом на внутреннем рынке, вместо ограничения для всего сегмента лососевых.
Следует отметить, что в Дальневосточном хозяйственном бассейне объем добычи тихоокеанских лососей в текущем году составил 270,5 тыс. тонн. В целом было освоено (по состоянию на начло ноября) 4,1 млн тонн рыбы и морепродуктов. В том числе объем вылова минтая в Дальневосточном бассейне составил 1,7 млн тонн, трески – 115,4 тыс. тонн, сельди – 353,8 тыс. тонн, сардины иваси – 186,7 тыс. тонн, скумбрии – 30 тыс. тонн.
На Камчатке, тем временем, вступили в силу ограничения на вывоз из региона красной икры. С 1 ноября физическим лицам запрещено вывозить более 10 кг икры непромышленного изготовления (на одного человека) в багаже или в ручной клади аваипассажиров. Эксперимент должен продлиться до 25 августа 2025 г. Мера направлена на борьбу с вывозом с полуострова икры, добываемой браконьерами.
Реализовать эксперимент на своей территории также намерены власти Чукотского АО. Они готовят соответствующее обращение в Минсельхоз РФ и Росрыболовство. Инициатором присоединения Чукотки к камчатскому эксперименту выступила Ассоциация рыбопромышленников и переработчиков Чукотского АО. Предложение было поддержано Чукотским рыбохозяйственным советом. В текущем году из региона было вывезено авиатранспортом не менее 12,4 тонн икры неизвестного происхождения, в 2021 г. – 19,7 тонн (по данным ФКП «Аэропорты Чукотки» и ФГИС «Меркурий»).
В рамках преференциальных экономических режимов продолжается развитие небольших рыбоперерабатывающих производств. В Чукотском АО компания ООО «Чукотсах» планирует строительство рыбоперерабатывающего завода на территории промышленного парка «Анадырь» в рамках ТОР «Чукотка» с объемом инвестиций в 20 млн рублей. Начало строительно-монтажных работ намечено на декабрь текущего года, а запуск производства - на осень 2023 г. Производство должно стать сезонным – во время лососевой путины в регионе (с июля по сентябрь). На заводе предполагается производить охлажденную и замороженную кету, горбушу, икру.
В Приморье в рамках СПВ компания ООО «Родниковая вода»[2] запустила цех по изготовлению рыбной продукции в Артёме. Предприятие производит соленую, вяленую и копченую красную и белую рыбу (лосось, сельдь, палтус, корюшку). Проектная мощность цеха составляет 1 000 кг продукции в сутки. Инвестор вложил в проект 10 млн рублей. Продукция реализуется через собственную торговую сеть инвестора («Корбан»), также созданную с использованием режима СПВ.
На Сахалине предполагается развитие рыбозаводных предприятий. Резидент СПВ, компания «Салмо плюс»[3] в октябре ввела в эксплуатацию рыбозаводный комплекс, ориентированный на воспроизводство кеты, в бассейне реки Комиссаровка (Корсаковский район). Молодь из питомника должна быть выпущена в акваторию весной 2023 г., а первый взрослый лосось должен вернуться в реку в 2025 г. Общий планируемый объем возврата составит от 1 до 1,5 тыс. тонн. Инвестор также рассчитывает построить дополнительные инкубаторы и сопутствующую инфраструктуру для достижения проектной инкубационной мощности в 60 млн икринок в год, благодаря чему возврат кеты может составить порядка 3 тыс. тонн. Объем инвестиций в проект составляет 339,5 млн рублей.
На курильском острове Итуруп компанией ООО «Континент»[4] в октябре был открыт новый лососевый рыбоводный завод «Светлана» мощностью 60 млн мальков ежегодно - вблизи озера Большое Куйбышевское, на реке Светлана (Курильский район). В проект было инвестировано более 150 млн рублей. Следует отметить, что «Светлана» стала пятым рыбоводным заводом «Континента» на Итурупе. В 2006 г. был запущен первый ЛРЗ – «Куйбышевский» (в верховье реки Куйбышевка), в 2007 г. был открыт ЛРЗ «Озеро», а в 2014 г. – ЛРЗ «Саратовский». Озеро Благодатное в 2017-19 гг. пополнилось рыбоводной продукцией в объеме около 7 млн штук молоди кеты и 2,5 млн штук молоди горбуши.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Объединяет 27 компаний в сфере морского рыболовства, в первую очередь «Русскую рыбопромышленную компанию» (РРПК) Г.Франка (основной бенефициар второго этапа программы инвестквот), а также подконтрольные ей ООО «Русский Минтай», ООО «Примкраб», ЗАО «Интрарос», ООО «Востокрыбпром», ООО «РМД ЮВА 1».
[2] Учредители – И.Корбан, С.Финкельштейн, ООО «Артем Прод Холод».
[3] г. Корсаков, учредитель – А.Зокин.
[4] Учредитель – Ю.Оксенюк.
В рыбопромышленных регионах Дальневосточного ФО фиксируется рост добычи водных биоресурсов. По итогам лососевой путины 2023 г. объем вылова к концу октября на Дальнем Востоке составил 608 тыс. тонн, что в 2,2 раза превысило показатель прошлого года и на 13% больше, чем в нечетном 2021 г. В том числе Камчатский край обеспечил 491 тыс. тонн лососевых (около 84% дальневосточного вылова), в Сахалинской области вылов превысил 69 тыс. тонн, в Хабаровском крае было добыто свыше 28 тыс. тонн лососевых (рекордный показатель за последние 20 лет), в Магаданской области – около 15 тыс. тонн, в Приморском крае – более 1,7 тыс. тонн.
Следует также отметить, что дальневосточные филиалы ФГБУ «Главрыбвод» в январе-сентябре на 13% перевыполнили план по выпуску лососевых – за отчетный период для воспроизведения в водоемы было выпущено свыше 201,7 млн экземпляров лососевых видов рыб (план – 177,97 млн). Больше всего лососевых выпущено в Сахалинской области – свыше 110 млн штук. Сотрудники Амурского филиала выпустили более 46,4 млн мальков (на 23% больше плана). Приморский филиал завершил выпуски лососевых в объеме 8 млн экземпляров. Сотрудники Охотского филиала (Магаданская область) перевыполнили план на 27%, направив в водные объекты более 12,6 млн мальков лососевых. Значительный объем в общем выпуске составляет кета и горбуша.
В дальневосточных регионах растет объем вылова пелагических видов рыб. По данным на начало ноября, вылов сардины иваси превысил показатель аналогичного периода 2022 г. на 92%, составив 354 тыс. тонн. При этом в связи с активным промыслом в Южно-Курильской зоне был скорректирован рекомендованный объем иваси – на 400 тыс. тонн (до 884 тыс. тонн). Вылов скумбрии в Дальневосточном бассейне составил 8,7 тыс. тонн.
В текущем году о росте экспорта рыбной продукции отчитались Хабаровский край, Еврейская АО и Магаданская область. В январе-октябре данные регионы направили на экспорт 6,7 тыс. тонн рыбной продукции, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе в КНР было направлено 3,5 тыс. тонн, в Республику Корея – 1,7 тыс. тонн, в Японию – 1,4 тыс. тонн. За январь-август экспорт рыбы и рыбопродукции Камчатского края и Чукотского АО вырос на 12% по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 г., на экспорт было оформлено 2 104 партии рыбы и морепродуктов общим весом 84 270,1 тонн.
Стартовал второй этап распределения инвестиционных квот. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) в октябре продало права на добычу краба на 214,27 млрд рублей на аукционах, прошедших в рамках второго этапа распределения инвестиционных квот (16-18 октября). На участие в аукционах было подано 160 заявок, реализовано 27 лотов, победителями стали 13 компаний. Ни одна из компаний после получения новых квот не превысила установленный антимонопольным законодательством порог доминирования в 35%. Доля квоты закрепляется за компаниями на 15 лет. В зависимости от лота победители должны построить в РФ краболовные суда длиной более 50 м или логистические комплексы.
Самым крупным добытчиком краба на Дальнем Востоке остается ГК «Русский краб» (в аукционах участвовала дочерняя компания «Владкраб»), ей с учетом новых квот будет принадлежать 24,1% (18,3 тыс. тонн) от общей квоты на добычу краба в Дальневосточном бассейне. Прежде доля группы в общем объеме крабовых квот составляла 15,6% (11,8 тыс. тонн). Компания приобрела семь лотов стоимостью 57,1 млрд рублей. Годовой объем добычи крабов по данным лотам может превысить 6,3 тыс. тонн.
ООО «Островной краб» (подконтрольно УК «ДВ Рыбак» (Владивосток), в числе акционеров – А.Байгужин, А.Галкин, О.Симчук, ООО «Сбербанк инвестиции») приобрело четыре лота стоимостью 33,55 млрд рублей с объемом добычи в 3,66 тыс. тонн крабов в год. Также в число победителей аукционов вошли ООО «Восток» (принадлежит Н.Кожемяко, сыну губернатора Приморского края О.Кожемяко), структуры ГК «Антей» И.Михнова, ООО «Север» (Хабаровский край, подконтрольно М.Петрушину – владельцу «Сигма Марин Технолоджи»), «Феникс» (Камчатский край, подконтролен владельцам «Океанрыбфлота» В.Пономарёву и И.Евтушку), «Тихрыбком» М.Котова (Магадан), «Амуррыбпром» (подконтролен хабаровскому предпринимателю А.Ро).
С учетом новоприобретенных квот лидерами крабового рынка, помимо ГК «Русский краб», являются «Сигма Марин Технолоджи» (11,8%, 8,9 тыс. тонн) и «Антей» (10,8%, 8,2 тыс. тонн). Итоговая цена продажи квот в рамках второго этапа крабовых аукционов превысила доходы от аукционов первого этапа распределения инвестиционных квот в полтора раза – в 2019 г. объем поступлений в бюджет от реализации квот составил свыше 142 млрд рублей.
Тем временем Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) и Сбербанк предлагают Минсельхозу увеличить срок действия инвестиционных квот на вылов, в связи с тем, что более 80% запланированных к строительству судов, законтрактованных на первом этапе инвестиционной программы, пока остаются на стадии реализации и могут не завершиться в отведенный 8-летний срок (максимальные временные рамки) в связи с необходимостью пересмотра стоимости контрактов, перепроектированием и заменой судового комплектующего оборудования и дефицитом финансовых средств для достройки. Сбербанк и ВАРПЭ выступают за разработку механизма увеличения срока пользования инвестиционными квотами для инвесторов, готовых к значительному пересмотру условий судостроительных контрактов в части стоимости.
Стоит отметить, что Минпромторг доработал проект изменений Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, включив в него продукцию судостроения. В него вошли более 360 наименований продукции (оборудование разной степени сложности, в том числе энергетические установки, судовые системы, широкий спектр оборудования для обработки рыбной продукции). Это позволяет доработать постановление №719 (о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, где установлены баллы локализации для различного оборудования, в том числе необходимые для участия в госзакупках или получения субсидий) в части установки комплектующих российского производства в состав нового судна или объекта морской техники.
Важным требованием к судам является их соответствие уровню локализации строительства, но прежде оно распространялось только на суда-краболовы. Инвесторы при этом сталкиваются со сложностями при прохождении процедуры подтверждения российского происхождения построенного судна и оборудования. Новые коды ОКПД позволят учитывать больше позиций, операций и сырья для расчета уровня локализации. Доработка постановления №719 также предполагает отсрочку повышения минимального требуемого уровня локализации строительства судов рыбопромыслового флота. В частности, в действующей версии до 30 июня 2023 г. требовалось не менее 2300 баллов локализации, с 1 июля 2023 г. – не менее 2900 баллов, с 1 июля 2025 г. – не менее 3400 баллов.
Проект изменений в постановление предполагает возможность сдвинуть вышеназванные пороги на два года. Сходное смещение предусмотрено и для рефрижераторных судов – требование к достижению 3200 и 3750 баллов предлагается сдвинуть с 1 июля 2023 г. и 1 июля 2025 г. соответственно на два года, сохранив действующий норматив в 2500 баллов. Данные изменения направлены на избежание риска расторжения договоров на инвестквоты в связи с неисполнением требования по локализации.
Рыбопромышленники обеспокоены ростом экспортных пошлин. ВАРПЭ в октябре попросила Минсельхоз инициировать изменения в законодательство для освобождения судового топлива от применения повышающих коэффициентов при расчете вывозных пошлин. Изменения предлагается внести в постановление правительства № 1637 от 5 октября, которым был скорректирован подход к определению ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды нефтепродуктов. На вывоз судового топлива из РФ должен применяться повышающий коэффициент – 50 тыс. рублей за тонну.
Рыбопромышленники опасаются, что введение пошлины приведет к удорожанию промысла и увеличению себестоимости производства российской рыбной продукции. Причина заключается в том, что при ведении промысла в удаленных от морских портов районах (в Охотском, Беринговом, Баренцевом морях и др.) суда обычно не возвращаются в порт до окончания рейса, который может длиться до полугода. Так происходит в период Охотоморской минтаевой путины в январе-апреле, когда добывается около 1 млн тонн водных биоресурсов. Судовые запасы доставляются в районы промысла, и в море же производится заправка судов топливом. Воды исключительной экономической зоны РФ не относятся к таможенной территории страны. Прежде вывоз судового топлива с массовой долей содержания серы не более 1% не облагался таможенной пошлиной, а постановление распространило на данную категорию действие экспортной пошлины.
В связи с этим в ВАРПЭ ожидают повышения стоимости бункеровки российскими танкерами на 50 тыс. рублей за тонну. При этом на долю судового топлива приходится до 30% себестоимости рыбной продукции. Сильнее всего увеличение затрат угрожает промыслу социально значимых и доступных видов рыбы (минтай, сельдь, сардина иваси, путассу, мойва). С позицией ВАРПЭ согласны в Ассоциации добытчиков минтая (АДМ, президент – А.Буглак), где полагают, что рост стоимости топлива отразится на финансовом состоянии предприятий.
До введения пошлины стоимость топлива у российских бункеровщиков составляла 565-600 долларов США за тонну. Бункеровку рыбопромысловых судов на Дальнем Востоке также осуществляют южнокорейские, японские и китайские компании. Ранее цена на такую бункеровку была более высокой – 622-685 долларов за тонну. После введения пошлины с 5 октября цена на российское судовое топливо выросла не менее чем на 515 долларов, и российская бункеровка стала дороже на 65% по сравнению с южнокорейской, японской и китайской.
Кроме того, вступление в силу Международной конвенции по предотвращению загрязнения от судоходства (MARPOL) предполагает запрет на использование судового топлива, массовая доля серы в котором превышает 0,5%. В случае отсутствия решения о продлении отсрочки данного требования, с 1 января 2024 г. рыболовные судна на Дальнем Востоке должны будут переходить на низкосернистое топливо, стоимость которого выше на 15-20%.
Между тем в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев, нередко лоббирует интересы «Русской рыбопромышленной компании») не разделяют опасений по поводу негативных последствий от введения пошлины. В Ассоциации указывают, что большинство судов бункеруются в режиме открытой границы[1]. На этом фоне в Росрыболовстве признают наличие рисков дополнительной финансовой нагрузки на промысловые компании из-за пошлины, предлагая более детально изучить возможности нивелировать возможное негативное влияние.
Что касается развития инфраструктуры для рыбной торговли, то в Приморском крае приморская рыбодобывающая компания «Тройка»[2] запустила цифровую платформу для оптовой продажи рыбы Fishplace. На платформе зарегистрировались 150 предприятий – рыбные компании и холодильные склады Приморского, Камчатского, Хабаровского краев, Сахалинской области. Платформа позволяет работать со складами, вести учет продукции и размещать рыбу на продажу.
Резидент СПВ, компания «Дельта-сервис» (принадлежит совладельцу «Океанрыбфлота» И.Евтушку), в приморском Артёме построила склад-холодильник для хранения пищевой продукции мощностью 95 тыс. тонн продукции в год. Объем инвестиций составил 1,1 млрд рублей. Тем временем в камчатском поселке Авача (в составе Петропавловска-Камчатского) после капитальной реконструкции в конце октября были введены в эксплуатацию два причала на побережье бухты Моховая (ФГУП «Нацрыбресурс») в рамках развития портовой рыбохозяйственной инфраструктуры в порту Петропавловск-Камчатский. Объем капитальных вложений составил около 1 млрд рублей. Глубина причалов позволяет принимать все типы рыбопромысловых судов. В целом перевалка рыбной продукции в порту Петропавловск-Камчатский по итогам трех кварталов текущего года выросла на 3,5% по отношению к уровню аналогичного периода прошлого года, составив порядка 91 тыс. тонн.
Наконец, сахалинская ТОР «Южная» в октябре была расширена в целях реализации в Корсакове проекта строительства рыбоперерабатывающего комплекса крупной сахалинской компании «Гидрострой» мощностью до 500 тонн в сутки с жиромучной установкой, оборудованием для выпуска филе и холодильником на 5 тыс. тонн продукции. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2024 г. Объем инвестиций оценивается в более чем 5,4 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Постановлением правительства России от 5 сентября 2007 г. № 560 утвержден порядок получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ. Разрешение на неоднократное пересечение государственной границы российскими рыбопромысловыми судами выдается пограничным органом в порту, где зарегистрировано судно. Для его получения владельцу судна необходимо представить в пограничный орган письменное заявление о выдаче разрешения с приложением пакета необходимых документов.
[2] Учредители – П.Маркин, Ю.Беликова, В.Каханова.
Три года назад, сплавляясь на «резинке» от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре, мы оказались в Богородском, в краеведческом музее Ульчского района. Помню, как с удивлением рассматривали экспонаты – рыбные консервы, которые выпускались в «низовке» в советские времена и даже в 90-е. Теперь это уже история.
А ведь почти до конца ХХ века по берегам Амура вниз от Хабаровска было несколько рыбоконсервных заводов (РКЗ), которые работали исключительно на амурской рыбе. Один из самых ближних к Хабаровску таких заводов-колхозов располагался в селе Елабуга и назывался «Красный Маяк». Его история во многом похожа на историю множества других рыбколхозов по всему Амуру: в Тыре, Сусанино, Богородском…
Рыба вместо хлеба
На въезде в «старую» Елабугу до сих пор стоит стела «Рыболовецкий колхоз «Красный Маяк» 1930 – 2003»: получается, в XXI век шагнул колхоз. И возник он, кстати, не в 30-м, а несколько раньше – уже в начале 20-х годов появился рыбкооп, в который вошли жители девяти близлежащих сел. Селяне объединились в рыболовецкие бригады, ловили рыбу и сдавали ее на завод, который был открыт в Елабуге. То есть рыбаки не были работниками этого самого завода, но работали с ним в тесной связке.
Примечательно, что бригады эти были, можно сказать, интернациональными. Дело в том, что Елабугу, Вятское и соседние села основали переселенцы из западных регионов Российской империи. Собственно, это и по названиям сел видно. Приехав на новое место, люди занялись тем, к чему привыкли – начали сеять пшеницу. Через несколько лет стало ясно: дело это хлопотное, бесперспективное. Что делать? Конечно же, ловить рыбу в Амуре!
Премудростям рыбной ловли на Амуре переселенцев учили нанайцы. Как бы сейчас сказали – устраивали мастер-классы: как связать сеть из конопли, как специальные венички из багульника сделать. Вскоре новоприбывшие азы рыболовства освоили, а основой их меню стали кета и картошка. Кету также выменивали в городе на товары первой необходимости. Потом и вовсе на промышленный лов перешли.
В 1930 году создается рыболовецкий колхоз «Красный Маяк». С названием долго не думали – в те годы все было «красное», к примеру, сельскохозяйственная коммуна в Елабуге называлась «Красный Октябрь». Ну, а то, что «маяк» - тоже объяснимо: Елабуга, впрочем, как и многие другие села ниже Хабаровска, стоят на правом – высоком – берегу Амура и в ночи действительно светятся, как маяки. Недалеко от Елабуги, кстати, есть село под названием Маяк.
Рыбное дело пошло: ассортимент и улов богатые. Рыбы было так много, что ее хватало не только, чтобы закрыть перерабатывающие потребности завода, поставляли и на рынки Хабаровска.
Довольно быстро завод перерос в многопрофильное хозяйство, которое не только рыбой занималось, но и лесозаготовками. У «Красного Маяка» была своя пилорама, молочно-товарная ферма, пасеки, свиноферма.
Но основным профилем, была, конечно же, рыба. К середине 60-х годов рыбколхоз стал миллионером, а заодно и градообразующим предприятием. Началось масштабное строительство: дома, школа, детский сад, больница, протянули даже водопровод - о нем теперь напоминает заброшенное и полуразрушенное здание водозабора на берегу Амура.
Вкладывались и в производство. В 70-х годах у «Красного Маяка» было два сейнера, которые ловили рыбу в море. Кстати, именно этим отчасти и объясняется успешная экономическая модель советских рыбколхозов.
«Советская система рыбколхозов была экстерриториальной: то есть колхозы, расположенные в Елабуге, Тыре, Тахте, ловили не только у себя, но имели и межколхозные участки на нижнем Амуре, в Николаевском районе. И все добытое там, распределялось между колхозами, исходя из той социальной нагрузки, которую они несли. К примеру, колхоз памяти им. Ленина в Тыре имел морской флот и ловил в Охотском море», - рассказывает председатель Ассоциации участников развития Хабаровского края Максим Бергеля.
В Елабуге построили холодильник, склад, коптильный цех. Судя по фотографии, коптили лососевых: кету, сига.
Ловили рыбу круглый год. Летом и осенью традиционно «шла» кета. Главная рыбалка – осенняя путина – кормила весь год: засолка икры и рыбы давали план и прибыль. Это сегодня кета еле-еле поднимается до Хабаровска, раньше уверенно шла и дальше.
Впрочем, одними лососевыми не ограничивались. А зачем, когда в реке около 140 видов рыбы? Между путиной, и в особенности зимой, ловили частиковых: сазан, карась, Амур, красноперка, желтощек – и это не весь список.
Кстати, если присмотреться к фотографии, то видно, что у проруби, рассматривая улов, стоит майор. Скорее всего, это представитель командования военной части, которая располагалась в соседнем селе Вятское (сейчас там располагается учебный центр инженерных войск) или Сарапульском (там находится полигон некогда существовавшей Краснознаменной Амурской флотилии).
В бригаде служил капитан Красной Армии Ким Ир Сен, здесь же родился Ким Чен Ир. Правда, официальная историография в КНДР гласит, что родился он на священной горе Пэктусан, а в это время на небе появилась двойная радуга и яркая звезда.
На въезде в Вятское, прямо посреди тайги, предприимчивые китайцы построили огромный мемориальный комплекс в память о погибших бойцах 88-й бригады. Правда, его из политических соображений тоже решили пока закрыть, спрятав монументы под «рисовкой».
А вот еще одно интересное фото – улов миноги (кстати, это вовсе и не рыба, а отдельный вид животных – минога). Сегодня она вновь стала появляться на рынках, но долгое время была забыта, как кулинарное блюдо. В советские же годы ловили ее в промышленных масштабах.
А еще был амурский деликатес – ауха (китайский окунь). Ее, кстати, только недавно вывели из Красной книги и разрешили ловить.
Вообще, конечно, жизнь на Амуре в 60-80-е годы «кипела». Было даже такое явление, как агитпароходы, которые подходили к селам или судам, находящимся на промысле, и где можно было отовариться, подстричься, а заодно прослушать лекцию. Я, кстати, застал такой пароход в конце 80-х, когда моя бабушка, работавшая в Амурском речном пароходстве на РТ-403 (речной толкач), брала меня на пол-лета с собой. Правда, назывался он не «агитпароход», а что-то вроде «передвижной магазин», а вместо лекций о политической обстановке в мире мы смотрели «видик» («Том и Джерри», «Полицейский из Беверли-Хиллз» и фильм для взрослых на нижней палубе).
Величие и благополучие закончились в конце 90-х: перестройка, дефолт, экономический спад. Сократились квоты на вылов, уменьшились запасы рыбы в Амуре. К тому же, банально не все предприятия смогли перестроиться.
«Когда советская система развалилась, все эти колхозы стали самостоятельными юридическими лицами, им "нарезали" рыбопромысловые участки и если там была рыба, то колхоз мог выживать. Если нет, то нет. Объемы частиковых рыб оказались в одних руках, а места их промысла – в других. Вполне стандартная ситуация на Амуре, когда есть предприятия, у которого есть разрешенные к вылову объемы, но нет участков, где эти объемы можно осваивать. И наоборот. Таким образом, была подорвана необходимая производственная цепочка «ловим-перерабатываем-продаем», – объясняет Максим Бергеля.
Первыми это почувствовали аборигены и создали в 1999 году территориально-соседскую общину коренных малочисленных народов Севера «Мангбо», что в переводе означает «Амур». Все так же ловили рыбу, но уже для себя, как это и было в 20-х годах прошлого века. Правда, получилось недолго – пресловутый закон о получении рыбопромысловых участков через аукцион оставил нанайцев без участка и долгое время они могли ловить только частиковые породы рыб.
«Отсутствие ресурсной базы, необходимы финансовых и управленческих ресурсов привело к тому, что многие колхозы на Амуре прекратили свое существование», – подытожил Максим Бергеля.
В 2003 году закончилась и история рыбколхоза «Красный Маяк». Теперь так называется большая база отдыха, куда, кстати, любят приезжать рыбаки – места-то здесь сазаньи!
«Рыбный стол» страны
10 тысяч тонн не хватило камчатским рыбакам, чтобы побить собственный же абсолютный рекорд пятилетней давности, когда удалось поймать 500 тысяч тонн. Это второй по значимости результат за всю историю наблюдений. Вообще, последняя пятилетка вся «рекордная»: в 2021 году в невода попало тоже под полмиллиона тонн.
Кстати, в следующем году специалисты ожидают рекордные подходы горбуши, об этом в интервью телеканалу «Губерния» заявил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко. По его словам, если прогнозы оправдаются, то не исключено, что для переработки придется привлекать флот и перерабатывающие мощности из соседних регионов.
«Наверное, нам нужно готовить мощности доя переработки. Когда большие объемы, то, как правило, не готовы перерабатывающие мощности. В особенности по Сахалинскому заливу, по Охотскому району дополнительные силы придется привлекать для переработки», – заявил в интервью Сергей Рябченко.
Рыба в море
На Камчатке, где в этом сезоне добыли больше 80% лососевых от всего улова в дальневосточном бассейне, основу промысла традиционно составила горбуша, всего ее поймали 478 тыс. тонн.
«По предварительным данным этого вида камчатского лосося добыто на треть больше от прогнозируемых показателей. Хорошие показатели путины и по другим видам красной рыбы — нерке, кижучу, кете. Можно с уверенностью сказать, что Камчатка подтвердила звание самого рыбацкого региона — более девяноста процентов дальневосточного улова приходится именно на наш полуостров», — рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
О рекордных уловах говорит и тот факт, что с начала октября больше, чем в два раза вырос объем перевозимой в багаже авиапассажиров икры: только за неделю с Камчатки самолетами вывезли почти пять тонн икры без документов и 5,2 тонны икры промышленного производства.
Довольны рыбалкой и в Сахалинской области.
«В целом результаты вылова тихоокеанских лососей в Сахалинской области за 2023 год демонстрируют рост почти в два раза по сравнению с предыдущим нечетным 2021 годом», - с удовлетворением отметили в областном министерстве по рыболовству.
Справка: из 596 тыс. тонн добытых в дальневосточном бассейне лососей 478 тыс. тонн составила горбуша, 67 тыс. тонн – кета, 37 тыс. тонн – нерка, 13 тыс. тонн – кижуч.
Рыба на столе
Рекордные выловы повлияли и на цену рыбы: сегодня во Владивостоке горбуша оптом продается по 150 рублей за килограмм, летом на той же Камчатке в рамках проекта «Доступная рыба» охлажденная горбуша и вовсе торговалась в магазинах по 50 рублей за кило.
Кстати, несмотря на хороший улов, рыба по-прежнему редко появляется на столах россиян, в том числе, и дальневосточников: по данным ВЦИОМ лишь половина молодых людей едят рыбу хотя бы один раз в месяц, за последние пять лет этот показатель сократился в 2,5 раза. В этой связи минувшим летом губернатор Камчатского края Владимир Солодов предложил вернуть практику «рыбных четвергов».
В преддверии нынешней путины глава Росрыболовства Илья Шестаков, выступая в Совете Федерации, заявил, что в России сложились все предпосылки для того, чтобы увеличить добычу рыбы на один млн тонн. И произойти это может как раз за счет рыбаков Дальнего Востока, на долю которых приходится до 70% общероссийского улова.
«Мы приблизились к объему вылова в пять млн тонн водных биоресурсов, российские рыбаки перешагнули этот порог спустя четверть века и уверено держат планку», – сказал Илья Шестаков.
Рыба в цифрах
Примечательно, что рекордной «красная путина» стала не для всех дальневосточных территорий. Так, на Чукотке поймали лишь 21,4% от плана. Руководитель регионального руководителя департамента сельского хозяйства и продовольствия Сергей Давидюк попытался объяснить это тем, что «вода была холодная».
«Объемы добычи горбуши составил объем, значительно меньший даже для «негорбушового года», а объемы добычи кеты промышленными предприятиями составили всего лишь 1/3 от прогнозируемого объёма. Специалисты ТИНРО предварительными причинами указывают массу холодной воды, спустившейся с Чукотского моря в Берингово море, перегородившее в период подхода горбуши вход в Анадырский залив», – рассказал Сергей Давидюк.
В этой связи новоиспеченный губернатор Владислав Кузнецов дал поручение разработать план прохождения путины в следующем году, чтобы не «проседать» на фоне соседей.
Кстати, эксперты вполне уверенно говорят о том, что следующая «рыбалка» будет такой же перспективной. Точные прогнозы и объемы, разрешенный к вылову, еще предстоит определить ученым.
Принятие законопроекта о реализации второго этапа программы распределения инвестиционных квот в рыбной отрасли вызвало противоречия в отраслевом сообществе в связи с опасениями передела на рынке, закрытия небольших предприятий и монополизации. В то же время предполагается также реформировать механизм предоставления квот в сфере добычи лососевых.
На регионы Дальнего Востока приходится более 70% вылова рыбы в РФ – при этом в 2022 г. ДФО экспортировал рыбной продукции на 4,18 млрд долларов США, чтона 1,8% превысило результат 2021 г. Основными экспортными рынками для дальневосточной рыбы являются Южная Корея, Китай, Япония. Основой рыбного экспорта для Приморского и Камчатского краев, Сахалинской области стала мороженая рыба, а ракообразные – для Хабаровского края, Магаданской области и Чукотского АО. По данным Росрыболовства к 31 декабря 2022 г. общий объем добычи водных биоресурсов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составил 3,49 млн тонн. В том числе в 2022 г. на Дальнем Востоке было добыто свыше 1,92 млн тонн минтая (на 182 тыс. тонн больше, чем в 2021 г.) и 471 тыс. тонн тихоокеанской сельди (рост на 56,5 тыс. тонн по сравнению с 2021 г.).
Занимающий первое место по экспорту Приморский край в минувшем году экспортировал рыбной продукции на 1,746 млрд долларов, что на 1,7% превысило результат 2021 г. В том числе мороженой рыбы было экспортировано на 808,7 млн долларов. Камчатка отправила на экспорт рыбопродукции на 1,023 млрд долларов, увеличив результат на 11,8% (в том числе мороженой рыбы было экспортировано на 703,6 млн долларов). Идущий третьим Сахалин увеличил экспорт в стоимостном выражении на 16,9% (до 780,7 млн долларов). Экспорт рыбопродукции из Хабаровского края вырос в 2022 г. на 1,4% – до 476,2 млн долларов. Хотя стоимость экспорта рыбы из данного региона выросла на 32,8%, до 219 млн долларов, экспорт ракообразных снизился на 17,2%, до 224,9 млн долларов. Следует также отметить, что Сахалин и Приморье по итогам десяти месяцев 2022 г. отчитались об экспорте 39 тыс. тонн краба.
Два региона существенно сократили экспорт. Магаданская область экспортировала рыбопродукции всего на 74,2 млн долларов, это на 60,2% ниже, чем в 2021 г. Так, экспорт ракообразных из региона сократился на 78,5%, до 32,1 млн долларов. Чукотский АО отправил на экспорт продукции лишь на 2,3 млн долларов, что на 73,5% меньше, чем в 2021 г. (основа экспорта – ракообразные).
В декабре 2022 г. Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил законопроект о реализации второго этапа распределения инвестиционных квот в рыбной отрасли, разработанный Минсельхозом и Росрыболовством. Для инвестиционных квот на рыбу было выделено 44% объема исторических квот – 20% для первого этапа (Дальневосточный и Северный бассейны), 4% – дополнительно для первого этапа в Дальневосточном бассейне и 20% – для второго этапа в Дальневосточном бассейне. Кроме того, предполагается распределить 50% общего допустимого улова крабов на аукционах с инвестиционными обязательствами.
Закон наделяет правительство правом устанавливать предельный объем инвестиционных и исторических квот в отношении отдельных видов водных биоресурсов в отдельном рыбохозяйственном бассейне. Данный объем может быть распределен по результатам аукционов. Все же из закона была исключена норма, предусматривающая механизм инвестиционных квот в отношении моллюсков и прочих беспозвоночных. В то же время в законопроект включена норма о предельном размере доли квоты у одного пользователя в целях исключения монополизации добычи отдельных видов водных биоресурсов и крабов.
В договор на инвестиционные квоты в отношении рыбы предполагается включать особое условие – производить ежегодно в течение двух лет подряд на построенном заводе рыбную продукцию в объеме, эквивалентном 60% объема квот пользователей. Помимо того, вводится механизм сохранения «исторической квоты» в отношении рыбы и крабов для субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях защиты интересов малых и средних предприятий в рыбном промысле предлагается применять повышающий коэффициент к «исторической квоте» – 1,2. В документ была также внесена норма, в соответствии с которой инвестиционную квоту второго этапа может получить только пользователь, зарегистрированный в прибрежном субъекте РФ, тогда как прежде обязательной регистрация была только в отношении квот на крабов.
Руководители ряда рыбопромышленных объединений просили перенести на более поздний срок строительство промысловых судов в рамках второго этапа и проведение крабовых аукционов – на начало 2026 г. (вместо 1 января 2023 г.). Соответствующее открытое письмо к депутатам Госдумы подписали президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Г.Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) А.Буглак, председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки В.Галицын, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера К.Древетняк, президент Ассоциации добытчиков краба А.Дупляков, президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО) М.Козлов, председатель Магаданской ассоциации рыбопромышленников М.Котов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Г.Мартынов, президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края С.Рябченко и президент Российского союза работодателей-рыбопромышленников С.Тимошенко. Они отметили, что большинство корректировок[1] к законопроекту во втором чтении касалось именно переноса сроков строительства судов и проведения аукционов по крабовым квотам. Данные поправки, тем не менее, не были учтены.
В комитете Госдумы по аграрным вопросам (председатель – В.Кашин, КПРФ) указывали на то, что правительство придерживается позиции отказа от переноса сроков законопроекта[2]. Представители отраслевых сообществ настаивали на том, что поправки не предлагают перенос вступления в силу закона в целом, а лишь отдельных его норм. Несмотря на это, поправки, относившиеся к срокам, все же не были одобрены.
В ВАРПЭ продолжают выражать обеспокоенность риском существенных задержек по строительству рыболовных судов в рамках программы инвестиционных квот. В ассоциации указывают на то, что строительство рыбопромысловых судов завершится в 2030-31 гг., а строительство краболовов – в 2026-27 гг. Готовность судов на текущий момент составляет 18-61%. При этом из 57 судов по 24 судам отсутствуют комплекты оборудования, по 17 судам строительство приостановлено, а по трем – не было начато.
По данным ВАРПЭ, проблемы возникли на предприятиях ОСК в Санкт-Петербурге – у «Адмиралтейских верфей» (заказ для РРПК на десять судов со сроком сдачи до конца 2025 г.) и «Северной верфи» (заказ для ГК «Норебо» на десять судов до 2025 г.). Проблема заключается в том, что поршневая группа, топливная аппаратура и коленчатые валы для судов изготавливаются в Германии, и их поставки после введения санкций находятся под вопросом. Верфи нашли единственного производителя дизелей большой мощности в КНР, однако контракт с ним еще не подписан. Глава ВАРПЭ Г.Зверев заявил о риске необходимости полного перепроектирования строящихся судов.
В то же время с оценками ВАРПЭ не соглашаются в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (включает «Русскую рыбопромышленную компанию» и связанные с ее акционерами предприятия[3], предприятия холдинга «Норебо»[4], т.е. политически самых влиятельных игроков на рынке). Президент ассоциации А.Осинцев отмечает, что крайние сроки сдачи рыбопромысловых судов составляют 2025-28 гг., а сдачи краболовных судов – 2025 г. В этой ассоциации заявляют об уже учтенных задержках из-за сбоев в поставках оборудования и необходимости перепроектирования, что было выражено в увеличении нормативного срока на постройку рыбопромысловых судов с пяти до семи лет.
Тем временем на совместном собрании работодателей и профсоюзов рыбной отрасли[5] в декабре была принята резолюция, в которой отмечалось, что перераспределение квот на добычу рыбы и краба не позволит рыбопромышленникам исполнять взятые на себя обязательства по сохранению рабочих мест и повышению оплаты труда. В резолюции отмечается, что второй этап приведет к перераспределению 633 500 тонн водных ресурсов на Дальнем Востоке, квот лишится 116 предприятий. В связи с этим, по оценкам авторов резолюции, будут простаивать более 140 судов, свыше 7 тыс. человек лишатся работы.
Прежде Росрыболовство, Российский союз работодателей-рыбопромышленников (РСРР, президент – Г.Зверев) и профсоюз работников рыбной отрасли заключили трехстороннее соглашение, предусматривающее запрет на увольнение более 10 человек в течение 30 дней из отдельных подразделений компаний (из каждого подразделения можно уволить не более чем по 10 человек каждый месяц). Соглашение также декларировало обязательства по повышению сотрудникам зарплат. В настоящее время РСРР и профсоюз работников рыбной отрасли заявили о невозможности исполнения обязательств в полном объеме и настаивают на приостановке действия документа.
В Росрыболовстве не согласны с этой резолюцией. В ведомстве настаивают на том, что второй этап распределения инвестквот, напротив, будет способствовать сохранению рабочих мест и увеличению их количества за счет создания нового флота. Также в Росрыболовстве указывают на то, что доходы бюджета от проведения аукционов составят 200 млрд рублей. С выводами резолюции не согласились и в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, где полагают, что резолюция дезинформирует работников отрасли.
При этом с инвесторов, строивших рыбные заводы в рамках программы инвестиционных квот, Росрыболовство намерено взыскать штрафы за нарушение договора, заключающееся в переработке менее 70% от полученной квоты. Так, претензия на сумму 1,97 млрд рублей была направлена камчатскому ООО «Витязь-Авто», подконтрольному собственникам «Океанрыбфлота» и семье Редькиных. Инвестиционная квота «Витязь-Авто» на 2020 г. составляла 14,26 тыс. тонн минтая и сельди, а на 2021 г. – 14,47 тыс. тонн. Таким образом, компания в 2020-21 гг. должна была выпустить 9,98 тыс. тонн и 10,13 тыс. тонн продукции соответственно. Тем не менее фактически было произведено 8,11 тыс. тонн в 2020 г. и 5,99 тыс. тонн в 2021 г. В случае неуплаты штрафа Росрыболовство намерено обратиться в суд.
По мнению Г.Зверева, заводы, выпускающие продукцию более глубокой степени переработки, не могут выполнить требование производства на уровне 70% от объема квоты, поскольку из 1 тыс. тонн улова получается 220-230 тонн филе. По этой причине другие участники программы инвестиционных квот могут столкнуться со штрафами. К настоящему времени в рамках программы построен 21 завод.
В ВАРПЭ сумму предполагаемых штрафов оценивают в 6-6,5 млрд рублей, что сравнимо с объемом инвестиций в предприятия. В качестве решения проблемы Г.Зверев предлагает разрешить использование в нормативе переработки квоты компаний, входящих в один холдинг с инвестором. Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота А.Осинцев в свою очередь сообщил, что замечания учтены для второго этапа инвестквот. По его словам, правительство определит расчет нового показателя исполнения обязательства по производству в 60% от квоты с учетом норм выхода готовой продукции.
Между тем Росрыболовство намерено разработать новый механизм предоставления прав на рыболовные участки для добычи анадромных видов рыб. Предполагается ввести новый порядок организации промысла таких рыб, который подразумевает распределение квот по принципу инвестиционного нормирования. Инвестиционное нормирование при распределении лососевых участков предполагает сохранение объема квот по историческому принципу за компаниями, инвестировавшими в развитие прибрежной переработки и строительство рыбопромысловых судов.
Пока промышленная добыча лососевых ведется на специальных рыболовных участках, при этом с 2008 г. договоры для их использования заключаются на конкурсной основе на срок от 10 до 25 лет (по усмотрению комиссии региона). В целом на Дальнем Востоке сформировано 1,6 тыс. морских участков для добычи анадромных видов рыб. Из них под промысел исключительно лососевых отведено 1,5 тыс. участков (добыча горбуши, кеты, нерки, кижуча, чавычи, гольца). Сроки договоров с действующими пользователями для большинства лососевых участков истекают в 2027-28 гг.
Разработанные два года назад поправки в закон «О рыболовстве» предусматривают, что участки, по которым ранее были заключены договоры пользования, не будут выставляться на аукционы. Поправки были приняты Госдумой в первом чтении в начале 2021 г., однако в дальнейшем при доработке была убрана четкая формулировка, из-за чего участники отрасли стали опасаться применения аукционов ко всем участкам, в том числе и к тем, где уже были вложены инвестиции в создание инфраструктуры. Таким образом, «исторические» пользователи участков могли потерять преимущество.
Весной 2021 г. поправки были приняты во втором чтении, тогда же при подготовке к третьему чтению принятие законопроекта было заморожено на фоне имеющихся противоречий. Летом 2022 г. сенатор от Магаданской области А.Широков призвал Минсельхоз обеспечить возможность добросовестным пользователям участков продлевать договоры без проведения торгов. Для решения вопроса об условиях распределения участков при Росрыболовстве была создана межведомственная рабочая группа, первое заседание которой прошло в конце декабря минувшего года.
Росрыболовство планирует предусмотреть возможность для пользователей участков, исполнивших свои инвестиционные обязательства, заключать договоры на новый срок (25 лет) без проведения торгов. При этом четкие критерии для определения добросовестности рыбодобытчиков все еще не определены. В Росрыболовстве полагают, что для этого следует собрать предложения регионов.
Росрыболовство предлагает определять инвестиционный норматив с помощью умножения среднего вылова за пять лет на стоимость рыбы. Исходя из него может утверждаться инвестиционный коэффициент. На глав регионов будет возложена ответственность за осуществление контроля над выполнением инвестиционных обязательств компании. В ВАРПЭ допускают, что инвестиционными объектами для добытчиков лососевых могут быть не только промысловые суда, дополнительные холодильные мощности и рыбоперерабатывающие заводы[6], но и социальная и транспортная инфраструктура, частные заводы по воспроизводству лососевых (учитывая сокращение естественных запасов). ВАРПЭ поддерживает необходимость изменений, но указывает на опасения рыбопромышленников по поводу возможного передела в лососевом сегменте отрасли и призывает учитывать региональные особенности. Также существуют опасения создания дополнительной нагрузки для отрасли в условиях повышения ставок сбора за пользование водными биоресурсами в 2023 г.[7]
Наиболее сложная ситуация складывается на Сахалине, где, в отличие от Камчатки, договоры на пользование участками зачастую не включали инвестиционные обязательства. Большинство договоров там было заключено в 1990-е гг., не предусматривало каких-либо дополнительных требований, а в 2009 г. данные договоры были переоформлены. Кроме того, сахалинские участки, как правило, не имели четко закрепленных с помощью географических координат границ.
По итогам 2022 г., выручка лососевого сегмента рынка в целом составила 59,8 млрд рублей. Основным районом промысла тихоокеанских лососей является Камчатский край (50% всего вылова). На Сахалин приходится свыше 30% объемов добычи.
В конце прошлого года Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) выдвинула инициативу о начале субсидирования перевозки рыбы с Дальнего Востока автотранспортом в другие регионы. Соответствующее письмо было направлено вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу. В Ассоциации также попросили отменить для рыбохозяйственных предприятий оплату в рамках системы «Платон», так как в условиях загруженности железной дороги автомобильный транспорт остается наиболее доступным для доставки рыбы и рыбной продукции.
В настоящее время стоимость перевозки автотранспортом менее конкурентоспособна, поскольку в 1,5 раза выше железнодорожной из-за высоких затрат на топливо и на оплату в рамках системы «Платон». Льгота на перевозку распространяется только на потрошеного минтая железнодорожным транспортом (субсидируется из расчета 6 рублей на килограмм продукции). Данная мера была введена летом 2021 г. на фоне дефицита холодильных мощностей на Дальнем Востоке и введенных ограничений на поставку продукции в КНР.
Следует отметить, что в сфере добычи красной рыбы появляются новые инвесторы. В частности, в начале текущего года структура ПАО АФК «Система» (ООО «УК Камчатка Проект») приобрела камчатскую рыбодобывающую компанию «Лойд-Фиш» у прежних владельцев Ю.Логиша и Р.Шайхова. Предприятие, специализирующееся на добыче и переработке красной рыбы, расположено на западном побережье Камчатского полуострова. Активы компании включают девять рыболовных участков, 16 судов, два рыбоперерабатывающих завода мощностью 440 тонн в сутки. В 2021 г. выручка компании составила 1,66 млрд рублей, чистая прибыль – 877 млн рублей.
«Лойд-Фиш», наряду с приобретенными ранее «Системой» компаниями ООО «Кристалл Фиш», ООО «Хангар» и ООО «Заря», была включена в интегрированный рыбопромышленный холдинг «Восход». Собственная добыча и переработка холдинга достигает 30-45 тыс. тонн тихоокеанского лосося в год. Холдинг формируется «Системой» с 2021 г. – напомним, что тогда корпорация вошла в капитал «Зари», получив 49% компании (позднее доля была увеличена до 90%). В 2022 г. АФК «Система» приобрела 75% в «Кристалл Фиш» и 90% в «Хангар». Приобретение «Лойд Фиш» расширяет зону вылова холдинга.
ООО «Кристалл Фиш» было создано в декабре 2012 г. Его активы включают четыре рыболовных участка и четыре рыболовецких судна. Выручка компании в 2021 г. составила 591,79 млн рублей, чистая прибыль – 341,28 млн рублей. ООО «Хангар» было зарегистрировано весной 2013 г., компании принадлежат четыре рыболовных участка, пять промысловых судов и новый рыбоперерабатывающий завод в поселке Крутогоровский (Соболевский район) мощностью 180 тонн продукции в сутки. Выручка предприятия за 2021 г. составила 348,45 млн рублей, а чистая прибыль – 60,05 млн рублей.
Между тем резидент ТОР «Камчатка», ООО «Вывенское»[8], осенью прошлого года завершило второй этап реконструкции и технического переоснащения береговых рыбоперерабатывающих мощностей в камчатском селе Вывенка (Олюторский район). Общий объем инвестиций в проект составил около 420 млн рублей. Первый этап проекта включал техническое переоснащение завода, второй – модернизацию производственных и бытовых помещений. Предприятие получило международные сертификаты соответствия стандартам MCS и EC. Переработка сырца на заводе достигла 320 тонн в сутки, в сезон выпускается порядка 6,5 тыс. тонн продукции (нерка, кета, кижуч, чавыча, горбуша блочной и штучной заморозки, лососевая икра, молоки красной рыбы).
Рыбопромышленники также обеспокоены ростом штрафов в отрасли. Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, объединяет структуры «Русской рыбопромышленной компании»[9], «Русского краба» и ГК «Норебо») предложила смягчить правила учета упакованной в море рыбы в связи с тем, что в настоящее время рыбопромышленники могут получить штраф в том числе и при небольших расхождениях с заявленными данными. В правилах рыболовства на Дальнем Востоке планируется прописать возможность 5%-го отклонения при сверках пограничной службой ФСБ веса упакованной рыбной продукции с показателями, переданными капитаном во время добычи и производства.
В настоящее время правила все же допускают минимальные расхождения в отношении рыбы и рыбопродукции, однако в минувшем году ФСБ начала штрафовать участников рынка при обнаружении таких отклонений. Так, компания «Т Краб» была оштрафована на 56 тыс. рублей за неучтенные 23 кг конечностей краба-стригуна, а компания «Акрос» получила штраф в 53 тыс. рублей за 493 кг филе минтая. В АСРФ настаивают на том, что норма об отклонении должна распространяться как на переработанный, так и на упакованный товар.
[1] Поправки подготовили Законодательная дума Хабаровского края, Сахалинская областная дума, Законодательное собрание Камчатского края, фракция ЛДПР, группа депутатов, представляющих Приморский край, Якутию, Магаданскую область, Чукотский АО, Хабаровский край и Мурманскую область, группа сенаторов, представляющих рыбодобывающие регионы.
[2] В профильный комитет Госдумы поступил соответствующий ответ заместителя председателя правительства Д.Григоренко.
[3] В том числе ЗАО «Интрарос», ООО «Востокрыбпром», ООО «Примкраб», ООО «Русский Минтай», ООО «РМД ЮВА 1».
[4] В том числе АО «Карат-1», АО «Акрос», АО «Карельские морепродукты»», АО «Рыбпроминвест», АО «Таурус», АО «Эридиан», АО «Мурманский траловый флот».
[5] Организовано Российским союзом работодателей-рыбопромышленников (РСРР) и Центральным комитетом Российского профсоюза работников рыбной отрасли на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
[6] Строительство инфраструктуры на самом участке часто затруднено необходимостью получать большой объем разрешительной документации, тем не менее, владельцы крупных рыбоперерабатывающих заводов получали право на расположенные рядом участки.
[7] В частности, ставка сбора за 1 тонну горбуши повышается до 7,9 тыс. рублей с 3,5 тыс. рублей.
[8] Владельцы – А.Куликов, И.Куликова.
[9] В декабре прошлого года Г.Франк продал долю в 29,9% в РРПК и вышел из состава участников организации. 99,9% долей уставного капитала компании принадлежат группе «Ост инвест холдинг». Г.Франк был включен в санкционный список Минфина США, в 2022 г. он также продал 70,09% в РРПК и 70,1% в ГК «Русский краб».