Перспективный план развития ТОР «Приамурская» обеспечит рост производства стройматериалов в 1,5 раза к 2035 году. Реализация плана может повысить производство машин и оборудования – более чем в два раза.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Минвостокразвития, к 2028 году резиденты ТОР обеспечат 2,5 тыс. рабочих мест на новых предприятиях. В плане сделан упор на развитие промышленного сектора.
По словам директора ООО «УК «Амурская» Ирины Волковой, на сегодня на ТОР «Приамурская» зарегистрировано 23 резидента с проектами на сумму 10,87 млрд рублей. Объем вложенных инвестиций превышает 1,6 млрд рублей. Реализовано четыре проекта. В этом году статус резидента получили еще три компании: ООО «Тачин», ООО «БЛИК» и ООО «ПК «Агромир» с инвестиционными проектами по созданию комплекса глубокой переработки древесины, логистического центра для товарооборота между Россией и Китаем и строительства складского комплекса на площадке «Ровное».
«Инвестиционная площадка находится вблизи трансграничного мостового перехода в КНР, это ее несомненное преимущество. За счет удачного расположения она имеет спрос среди потенциальных инвесторов, но отсутствие инфраструктуры является сдерживающим фактором для бизнеса при принятии положительного решения о реализации проекта», – пояснила директор ООО «УК «Амурская».
Строительство инженерной инфраструктуры, которое запланировано до 2026 года, позволит привлечь новых инвесторов на площадку «Ровное». Для реализации проектов используется процедура расширения границ ТОР.
Корреспондент EastRussia еще раз побывал в Тынде, чтобы на месте выслушать все «за» и «против» в этой истории от ее непосредственных участников и местных жителей.
- Представляете, у нас часы на мэрии висели, так она их в ломбард сдала! – рассказывал нам водитель, крутя «баранку» по заснеженным и морозным улицам Тынды.
Таких «людоедских» баек об экс-мэре Марине Михайловой я услышал еще несколько. И все – исключительно от водителей. Впрочем, этому есть объяснение: камнем преткновения во всей этой только начавшейся, но уже громкой истории стала центральная улица 30-тысячного города – Красная Пресня.
Ее пару лет назад решили реконструировать - в 2024 году Байкало-Амурская магистраль отметит свое 50-летие. Тында, как столица БАМа, будет принимать гостей со всего мира, не исключен визит первого лица государства, поэтому – необходимо соответствовать. Из областного и федерального бюджетов было выделено 600 млн рублей, на эти деньги необходимо было заново заасфальтировать почти два километра дороги, а также провести благоустройство.
Есть улицы центральные
Красная Пресня – центральная улица Тынды, она отходит от федеральной трассы А-360 «Лена» и проходит практически через весь город. На ней расположены торговые центры, храм, полиция, четыре 16-этажки, которые считаются неофициальным символом «города посреди тайги», сама мэрия, а из окна градоначальника можно воочию наблюдать за ходом работ.
Сначала все шло бойко: техника, рабочие, объезды. Красная Пресня практически на всем своем протяжении имеет две проезжие части, разделенные «зеленым островком», на котором росли тенистые деревья. Каждая проезжая часть имеет по две полосы. Одним словом, нормальная такая широкая дорога. Так вот по всей Красной Пресне сняли асфальт, деревья на «островке» и вдоль обочины спилили, а потом «что-то пошло не так».
Так сейчас выглядит Красная Пресня
- Все расковыряли, пылища, город раком встал. Кому такое понравится? – сетовал наш водитель в Тынде. – А деньги разворовали! А этого нельзя было делать, ведь к стройке такое внимание пристальное, юбилей БАМа на носу!
Строительный период в Тынде начинается в мае, поэтому реконструкцию Красной Пресни разделили на два этапа: демонтаж и монтаж. Второй этап должен был завершиться осенью 2022-го, чего, к сожалению горожан, не случилось. Тогда прокуратура назначила проверку, которая выявила ряд нарушений, вылившихся в уголовные дела.
Дела судебные
Сначала был арестован руководитель подрядной организации - ООО «Карьер-А». В декабре мэр Тынды Марина Михайлова добровольно сняла с себя полномочия градоначальника, а через несколько дней ее арестовали и поместили в СИЗО Благовещенска.
- Орган предварительного следствия вменяет в вину Михайловой приемку и оплату фактически отсутствующих материалов на сумму более 131 млн рублей, - рассказал EastRussia адвокат, ведущий дело экс-мэра, Каро Жамкочан. - Вместе с тем, в первоначально предъявленном обвинении нет ссылки на подписание ею актов выполненных работ формы КС-2, как способа совершения преступления.
По словам Каро Жамкочаня, из обвинения следует, что Михайлова дала устные незаконные указания подчиненному принять и оплатить не результаты выполненных работ, а строительные материалы, и в последующем без фактической проверки она приняла данные материалы.
Собственно, вокруг этих стройматериалов, которые завозили для дальнейшего ремонта, и крутится вся история: обвинение уверено, что «заплатили за воздух» - никакие материалы никто не завозил, защита вообще настаивает на том, что в ее непосредственные обязанности не входила приемка товаров и выполненных работ на объекте капитального ремонта.
- Данный объект курировал один из ее заместителей, который докладывал ей о наличии строительных материалов и о необходимости их оплаты. Также была организация, осуществляющая строительный контроль на указанном объекте, - подчеркивает Каро Жамкочан.
Кстати, на допросе Марина Михайлова заявила, что подпись в актах выполненных работ формы КС-2 – не ее. Сейчас защита подала ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы.
Дом в Анапе
Тында, хоть и большой по дальневосточным меркам городок, но все же маленький – все друг про друга в курсе, все всё знают. Ну, или думают, что знают.
Когда арестовали Михайлову, горожане со знанием дела стали говорить, что за несостоявшийся, но оплаченный ремонт Красной Пресни (вернее, части ремонта) Михайловой подрядчик через другую компанию построил в Анапе домик у моря. И, мол, она ездили проверять ход строительства во время отпуска. Так это или нет – предстоит выяснить следствию.
- Марина Михайлова - женщина сильная и будет до конца бороться за свое честное имя, - подытожил адвокат Каро Жамкочан. - Всем тындинцам и неравнодушным гражданам, которые переживают и поддерживают ее, она просила выразить слова искренней благодарности.
Тем временем, ремонтом Красной Пресни займется другой подрядчик – АО «Асфальт». Эдакая палочка-выручалочка областного значения, которая не раз была задействована на сложных и проблемных объектах. То, что реконструкция Красной Пресни теперь будет проходить в «ручном режиме» анонсировал губернатор Приамурья Василий Орлов. Активные работы должны начаться уже в мае, до этого времени подрядчику предстоит закупить и завезти необходимый материал. Контрольный срок завершения работ на объекте – 1 сентября 2023 года.
Красная Пресня. Когда-то деревьев здесь было раза в два больше
Не везет нам с мэрами…
Марина Михайлова стала мэром Тынды в результате прямых выборов осенью 2018 года. Нового главу теперь будут выбирать в 2023-м. Первые претенденты уже появились, но активная избирательная кампания пока не началась, на кого и на что будет сделана ставка – неясно.
- А вообще нам с мэрами не везет! – продолжает свой рассказ наш водитель. - Один, как Ельцин себя вел, пил на рабочем месте – доходило до того, что он все светофоры «пропил» - демонтировал под предлогом того, что они устарели, и продал в «Нюрку» (город Нерюнгри в соседней Якутии, расположенный в 200 километрах на север от Тынды – ER).
Аэропорт Нерюнгри («Нюрка»)
- А хорошие-то были мэры? – спрашиваю его.
- Были. Марк Шульц. При нем мы хорошо жили.
Марк Шульц был мэром Тынды дважды – с 1992 по 2004 годы, и с 2008 по 2012 годы. Умер на своем посту. На здании мэрии ему одному установлена памятная табличка.
- К нам Путин приедет! – это одна из первых фраз, которую я услышал, когда мы только приехали в Тынду. Предположение имеет под собой почву: в столице БАМа уже сейчас вовсю готовятся к 50-летию Байкало-Амурской магистрали – юбилей случится летом 2024 года, но к торжественной дате предстоит сделать многое, как это водится в нашей стране: где-то что-то подкрасить, подлатать, а то и вовсе решить старые закоренелые проблемы. Чем живет город посреди тайги – мы пытались понять за сутки, что там провели.
Авиа vs. ж/д
В «город железнодорожников», «столицу БАМа» из Хабаровска сегодня попасть проще всего… по воздуху. Субсидируемые тарифы в действии: билет в Тынду можно купить за 2,5 тысячи рублей. Правда, его практически нельзя сдать или обменять, и лететь придется или на Ан-24, или на L-410, но это все равно быстрее и удобнее, чем больше суток на поезде или машине (хотя есть товарищи, которые проезжают 1300 километров за 11-12 часов). Примечательно, что рейсы выполняет АК «Ангара» (Ан-24) или «Сибирская легкая авиация» («СиЛа», L-410) – партнёры единой дальневосточной авиакомпании «Аврора».
По пути в Тынду и обратно самолет на часок садится в Благовещенске. Билет Тында – Благовещенск стоит четыре тысячи, поэтому многие берут тот самый – субсидируемый – за 2,5 до Хабаровска, но выходят в Благовещенске.
Объявление в аэропорту Тынды
Подлетая к Тынде, ничего, кроме сопок и хвойных деревьев, не увидишь – город реально посреди тайги находится, да и сам аэропорт в 20 километрах от него.
Аэропорт Тынды
Пока пассажиров ведут по «бетонке» к зданию аэровокзала, можно оценить масштабы строительства: трехэтажное здание по площади сравнимо с вокзалом в Благовещенске. Вот только сотовой связи в аэропорту нет.
Тында посреди тайги или тайга посреди города
Через Тынду проходит федеральная трасса «Лена», ведущая в Якутск и далее в Магадан. Это благоприятно сказывается на продовольственном обеспечении: в Тынде давно распробовали якутскую рыбу – омуль, чир, а также качественное забайкальское мясо, которое десятками тонн везут на север.
Но ни автотранспорт, ни авиация, конечно же, не вытеснят железную дорогу. Тында был, есть и будет городом железнодорожников до «мозга костей». Железная дорога – главный работодатель, налогоплательщик и двигатель всего. Кстати, переориентация грузовых потоков здесь особенно ощущается: вся «Тында-грузовая» забита составами – лес, контейнеры. Местные подтверждают – работы в этом году стало заметно больше.
Дым из трубы
Как и любой город, Тында издалека угадывается по дымящимся трубам: в ноябре здесь уже снега по колено, -14, но по ощущениям вполне комфортно. Дым из трубы – результат работы местной котельной, хотя, по сути, это полноценная мини-ТЭЦ. Здесь работают почти 500 человек, многие из которых трудятся десятилетиями, есть и свои рабочие династии.
Кстати, она частная – в свое время ее передали от железной дороги муниципалитету, а город заключил концессионное соглашение. Теперь тепло и горячая вода (кстати, круглый год! Таким, к примеру, Улан-Удэ и Петропавловск-Камчатский похвастаться не могут) – в руках ООО «ЖДК-Энергоресурс». Чтобы жители быстрее запомнили, на трубе ночью загораются огромные зеленые буквы ЖДК.
Топят котлы углем Нерюнгринского месторождения, в самые лютые морозы, когда доходит до -55, сжигают по 25 вагонов. От этого в округе много угольной пыли и сажи, поэтому «голубая мечта» мэра Тында – перевести котельную на «голубое топливо».
- Мы уже давно мечтаем газифицировать нашу котельную. Дело в том, что отдельные семьи платят до 15 тысяч рублей за теплоснабжение. Плюс выбросы в воздух вредных веществ от угольной котельной. Поэтому и мы, и «ЖДК-Энергоресурс» надеемся на то, что придет газ на нашу котельную, у нас тепло станет гораздо дешевле, экологичнее и это даст импульс к развитию новых производств в нашем городе, - делится своими мечтами мэр Тынды Марина Михайлова.
Мечты и планы
А еще мэр мечтает о том, что к юбилею БАМа наконец-то смогут завершить переселение из ветхого и аварийного жилья. В бараках до сих живут 1 097 семей, в том числе, и первостроители магистрали. Многие, конечно, уехали, но ветеранов БАМа в Тынде еще достаточно: входят в общественный совет, участвуют в жизни города, который когда-то сами строили.
Памятник первостроителей(ям)
Возводили, кстати, по проекту «Мосгидротранса»: удобная компоновка улиц и широкие проспекты, а еще доминанты в виде четырех 16-этажек на Красной Пресне – их даже иногда используют в качестве визуализации логотипа города.
Неофициальный символ Тынды: 16-этажки на Красной Пресне
Вот только городскую ливневку не сделали. И теперь это – еще одна «хотелка» к юбилею. Уже, кстати, нашли подрядчика на проектно-сметную документацию.
Красная Пресня
- Но Тында не выглядит запущенным городком, - говорю я Марине Михайловой.
- Мы видим наш город изнутри, - парирует мэр.
Здесь воедино сплелись советское наследие, православный новодел и суровая реальность.
Вообще, надо отдать должное, местные власти не сидят, сложа руки. Уже два раза становились победителем во всероссийских конкурсах среди малых городских поселений. Теперь вот ждут приз в 85 млн рублей, их потратят на ремонт и благоустройство парка.
Тында спортивная
А еще каток залили. Спустя два года простоя заработал горнолыжный спуск «Усть-Корал». Запустить заново спортивный объект помогла единая субсидия от Минвостокразвития России. В футбол между собой трудовыми коллективами играют.
Мэрия Тынды
Есть даже свои спортивные звезды всероссийского масштаба. К примеру, Сергей Шалыгин – предприниматель, владелец сети местных магазинов «Флагман».
На баннерах почему-то указан 1975 год
Уже больше 10 лет он на своей старенькой «восьмидесятке» (Toyota Land Cruiser в 80-м кузове) наряду со звездами автоспорта мирового уровня участвует в Silkway rally – это гонка серии Dakar. Из-за COVID-19 гонки встали на паузу, а Сергей, чтобы не терять форму (речь даже не про физическую) освоил параплан: отучился в Иркутске и теперь «ловит ветер», сигая с сопки и паря над Тындой.
Сергей Шалыгин (в красной футболке)
Тында культурная
Мэр Тынды Марина Михайлова раньше работала журналистом, поэтому про «информирование населения» знает не понаслышке, сама ведет Telegram-канал.
Из него узнаю про общественный совет, где встречаю знакомую фамилию - Александр Кулак. Это лидер рок-группы «Azazello».
CD группы "Azazello". Фото adream55
Классический пример, когда группа больше известна за пределами своей родной страны, музыканты выпустили с десяток альбомов, в том числе на французском лейбле Musea Records, а за океаном распространением их материала занимается американская компания Melodic Revolution Records.
Праздник к нам приходит
Будет ли Кулак выступать в честь 50-летия БАМа? Пока неясно, программа только верстается. Но она уже обширная: федеральная, областная, городская, у минтранса своя, отдельная. Правительством Российской Федерации утвержден образец медали «За верность БАМу».
- Думаю, что Тында - обновленная, красивая, сияющая будет встречать гостей и радовать всех нас. И да, мы ждем первое лицо государства, это ведь большой государственный праздник, - резюмирует наш разговор Марина Михайлова.
Благие вести с Черной реки - название китайского города Хэйхэ в переводе «черная река» - пришли 10 июня: по трансграничному автомобильному мостовому переходу Благовещенск-Хэйхэ открылось движение. Правда, пока только грузовое - доступен переход сейчас только для российских автомобилей, если точнее – то исключительно для фур с контейнерами. Да и те могут ездить там со множеством ограничений. Мост работает в тестовом режиме, и пока для многих участников ВЭД процесс перевозки не вполне ясен. Заполняли пробелы на встрече предпринимательского сообщества с представителями организаций, отвечающих за функционирования перехода. Она прошла в рамках работы Экспортного совета Амурской области.
Справка:
Общая площадь мостового перехода на территории России и Китая составляет более 160 гектаров, общая протяженность с подъездными дорогами – 20 км, длина основной конструкции – моста через русло Амура – 1 080 метров (ровно по 540 метров с российской и китайской сторон). Мост двухполосный, как и подъездные пути, которые не имеют съездов. Расчетная нагрузка на наиболее загруженную ось грузового авто на подъезде к мосту не должна превышать 11,5 тонн. Допустимые габариты транспортных средств составляют до четырех метров в высоту, 2,5 метров в ширину и 20 метров в длину. Дорога оснащена автоматизированной системой информирования водителей, а также камерами фото- и видеофиксации скоростного режима.
Ежегодная пропускная способность мостового перехода – два млн пассажиров, 315 тыс. транспортных средств, допустимый товарооборот – четыре млн тонн грузов. Временная схема пункта пропуска «Кани-курган» в настоящее время допускает обработку максимум 190 фур в сутки (пока не создадут постоянный пункт пропуска). Сейчас он работает с 8 утра до 24 часов без выходных и праздников. Впоследствии перейдет на круглосуточный режим работы.
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
Как рассказал заместитель директора филиала компании по развитию и строительству моста «Амур (Хэйлунцзян)» Роман Ушаков, общий объем инвестиций в строительство мостового перехода составил 20 млрд рублей, он построен по механизму концессии, поэтому плата за проезд предусмотрена в течение всего срока концессии – 19 лет.
«В течение первых двух месяцев мост будет функционировать в тестовом режиме, который подразумевает комплексную проверку функционирования всех систем. Взимания платы за проезд в этот период не будет. Оплата в дальнейшем на пунктах на российской стороне будет проводится в рублях, на китайской – в юанях. Ее размер зависит от категории машины исходя из высоты и количества осей. Максимальная стоимость проезда с российской стороны составит 9 450 рублей, с китайской для аналогичного авто – 830 юаней. Оплату принимают как наличными средствами, так и банковскими картами», – добавил Роман Ушаков, пояснив, что платить перевозчикам придется за одну машину дважды – на российской стороне и на китайской.
Для предотвращения заторов при прохождении контроля вводится система электронной очереди через сайт amurbooking.com. Сервис заработает ориентировочно в первую неделю июля. Водитель должен будет заранее прибыть в буферную зону ожидания, после чего транспортное средство проследует в пункт взимания платы, откуда выезжает непосредственно в пункт пропуска. Подробную информацию можно найти на сайте компании «Амур (Хэйлунцзян)», а получить оперативную консультацию по телефону 8 (4162) 77-26-17.
Федеральная таможенная служба разработала меры, позволяющие уйти от таможенного транзита при перемещении грузов от пункта пропуска до территории «ТЛТ Каникурган», что должно помочь сократить время совершения операций. Также прорабатывается внедрение концепции «иного места прибытия». Она заключается в прохождении всех таможенных процедур не в пункте пропуска, а на территории ТЛТ.
Ведущий специалист отдела эпиднадзора регионального Роспотребнадзора Светлана Гашинская рассказала о требованиях, предъявляемых ко всем водителям, выезжающим по мосту в Китай, которые будут жестко контролироваться. Так, водитель должен самостоятельно проводить дезинфекцию кабины машины как до выезда из РФ, так и по возвращению, иметь при себе не менее десяти пар перчаток, маски, антисептики, запас бутилированной воды, продовольствие (за исключением скоропортящихся товаров), пакет для отходов. Выходить из кабины авто на территории КНР водителям не разрешается, нельзя даже открывать окна.
«Перевозчикам также необходимо иметь сертификат о вакцинации от коронавируса. При любом проявлении симптомов инфекционного заболевания, водитель будет помещен в изолятор на территории пункта пропуска, где ему смогут оказать помощь, а транспортное средство – на санитарную стоянку. Будет дежурить скорая», – добавила она.
О других ограничениях рассказала начальник отдела международных связей и внешних связей регионального Минэкономразвития Ольга Коровкина. ПЦР-тестирование и термометрия не проводятся, но китайские власти требуют предъявлять «код здоровья» через приложение в WeChat.
«Важно, что на первом этапе работы мостового перехода транспортные средства обязаны возвращаться день в день, без ночевки. Если не успел загрузить контейнер – то в любом случае нужно возвращаться. Международные перевозки осуществляются 20-ти или 40-футовыми контейнерами. Тягачи и прицепы должны быть заблаговременно зарегистрированы в Главном таможенном управлении КНР. Информацию китайской стороне подает агентирующая компания. Оформление водителей осуществляется бесконтактно», – сказала Коровкина.
После проезда по мосту автомобили и контейнеры проходят двухэтапную дезинфекцию, после чего проезжает в зону разгрузки. Привезенные в КНР российские контейнеры будут проходить семидневный карантин. Загрузка импортных товаров происходит в другом, отдельном терминале. Информацию о регистрационном номере машины, основной номенклатуре грузов, а также фотографии водителя, его визы и основной страницы паспорта необходимо за сутки отправлять китайской стороне через агентирующую компанию. В день въезда дополнительно подаются данные о температуре водителя и номер «кода здоровья».
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
Относительно номенклатуры ввозимых в КНР грузов, сообщается, что пока под запретом мясо, морепродукты, зерно, соя, фрукты, семена растений, необработанная древесина и животные. Китайские ведомства решают вопрос с расширением номенклатуры разрешенных видов продукции. В региональном Россельхознадзоре пояснили, что сейчас внедряются нормы закона о системе прослеживания зерна и продуктов его переработки –– с 1 июля этого года добровольно можно вносить информацию о партиях зерна при вывозе и ввозе на территорию РФ, с 1 сентября это будет обязательная процедура. Ограничения по вывозу зерновых культур и сои действуют до 30 июня.
«Что касается производителей продуктов питания, желающих поставлять свои изделия на рынок КНР, то в таком случае их предприятия должны быть аттестованы в реестре экспортеров информационной системы “Цербер”. Эти данные в дальнейшем передаются в Главное таможенное управление КНР для аттестации, срок действия такой лицензии составляет пять лет», – рассказала замглавы регионального Управления Россельхознадзора Татьяна Хромченко.
Ространснадзор будет проверять у водителей права, свидетельство о профессиональной компетенции международного автоперевозчика, карту для тахографа, соблюдение режима труда и отдыха, наличие предрейсового медосмотра. Требования к транспортному средству – должен быть в реестре автомобильных перевозчиков, наличие путевого листа, свидетельство о регистрации, полис ОСАГО, документы на груз, инструкция по эксплуатации тахографа и наличие самого тахографа, предрейсовый контроль технического состояния, соблюдение весогабаритных параметров.
В правительстве Приамурья отметили, что в течение всего тестового периода работы мостового трансграничного перехода принимают все жалобы, замечания и предложения от предпринимателей, чтобы максимально гладко интегрировать новый инфраструктурный объект в жизнь и работу его эксплуатантов. Для тех, кто не готов пока воспользоваться новым автомобильным пунктом пропуска «Кани-Курган», в Амурской области с 11 июня возобновился пропуск грузовых судов через смешанные пункты пропуска Благовещенск — Хэйхэ и Поярково — Cюнькэ.
В регионах Дальнего Востока за одиннадцать месяцев 2023 г. был зафиксирован рост объема строительных работ (на 1,6% по округу). Лидерами по динамике (Таблица 1) стали Чукотский АО (рост более чем в два с половиной раза), Магаданская область (рост на 70,8%), Хабаровский край (рост на 48,1%). При этом показатели в данных регионах были обусловлены в первую очередь промышленным и инфраструктурным строительством. В денежном эквиваленте лидирующие позиции по объемам строительных работ в ДФО (Таблица 2) занимают Амурская область, Иркутская область, Якутия, Хабаровский и Приморский края.
В сфере жилищного строительства (Таблица 3) наибольший рост в январе-ноябре минувшего года наблюдался в Бурятии (+32,6%), Чукотском АО (+29,7%), Хабаровском крае (+26,8%) и Амурской области (+26%). По количеству квадратных метров введенного жилья в январе-июле 2023 г. (Таблица 4) наибольшие объемы сданы в Иркутской области (420,1 тыс. кв. м), Приморском крае (261,8 тыс. кв. м), Якутии (189 тыс. кв. м), Хабаровском крае (148,3 тыс. кв. м), Сахалинской области (145 тыс. кв. м).
В сентябре вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев поручил Минстрою и Минвостокразвития проработать дополнительные меры по стимулированию строительства на Дальнем Востоке, в связи с тем, что в настоящее время существенных временных затрат требует получение разрешения на строительство и оформление документации. Тем не менее в минувшем году уже отмечалось сокращение сроков получения разрешений на строительство. В среднем по ДФО срок сократился на 9 дней – до 74 дней (в среднем по РФ – до 78 дней). Быстрее всего получить разрешение можно в Магаданской области – 47 дней, дольше всего процесс занимает в Хабаровском крае (113 дней).
Также сократились сроки подключения объектов к электросетям. В среднем по Дальнему Востоку они сократились на четыре дня – до 57 дней (в среднем по России – до 64 дней). По данному показателю лидирует Сахалинская область, где процесс занимает 31 день, тогда как самое длительное подключение наблюдается в Еврейской АО – 118 дней. Общий срок получения в аренду земельного участка по Дальнему Востоку сократился на 25 дней – до 45 дней (в среднем по стране – тоже составляет 45 дней), срок постановки на кадастровый учет в ДФО уменьшился на пять дней – до 25 дней (в среднем РФ – также 25 дней). Меньше всего времени занимает процесс получения земельного участка в аренду и постановки на кадастровый учет в Амурской области – 25 дней на оформление аренды и 16 дней на постановку на кадастровый учет.
Напомним, что одной из мер поддержки строительства доступного жилья в ДФО стала программа «Дальневосточный квартал». Компания ООО «СЗ Дальневосточный» (совместное предприятие девелоперских компаний DARS ульяновского предпринимателя Д.Рябова[1] (51%) и UNIKEY (49%)) в декабре минувшего года стала победителем конкурса на выбор застройщика в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Хабаровске. Объект предполагается возвести в Железнодорожном районе города, на улице Аэродромная, на месте бывшего аэродрома ДОСААФ, который в 2022 г. было решено перенести. До 2033 г. предполагается поэтапно возвести более 250 тыс. кв. м жилья, из которых не менее 20% от общей площади квартир будет предоставлено к выкупу для социальных нужд. Ввод в эксплуатацию первой очереди строительства в объеме не менее 50 тыс. кв. м намечен на конец 2026 г.
Новый жилой квартал рассчитан на проживание около 10 тыс. человек, кроме того, проект предполагает обустройство 5 тыс. машиномест. Помимо того, запланировано строительство социальной инфраструктуры – трех детских садов на 800 мест и школы на 1,2 тыс. учеников. В строительство жилого комплекса планируется инвестировать около 30 млрд рублей.
Екатеринбургская компания «TEN Девелопмент» С.Трофимова в декабре 2023 г. приступила к строительству жилого комплекса «Экополис» в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Хабаровске (Индустриальный район, в южной части города). На территории в 11 га предполагается возвести 170 тыс. кв. м жилья. Проект жилого комплекса включает пять очередей со строительством жилых домов высотностью до 25 этажей. В рамках шестой очереди будет возведен детский сад.
Также КРДВ и ООО «СЗ «Проект-Страна-3» (входит в ГК «Самолет»[2]) подписали в сентябре минувшего года на ВЭФ соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству жилья в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Сахалинской области – в ТОР «Южная», в городе Корсаков. Объем инвестиций в проект составит 65 млрд 822 млн рублей. Сроки реализации проекта – 2023-46 гг. Общая площадь жилья должна достичь 460 тыс. кв. м. Также инвестор намерен построить шесть детских садов, две среднеобразовательные школы, новые объекты торговли и обслуживания, десять многоуровневых паркингов, детские и спортивные придомовые площадки, проложить сеть велодорожек и прогулочных пешеходных зон.
Предполагается развивать в ДФО строительство арендного жилья. В минувшем году программа «Доступное арендное жилье» заработала в двух регионах Дальневосточного ФО – в Приморском крае (Владивосток) и в Чукотском АО (Анадырь). Во Владивостоке первые арендные квартиры появились в жилом комплексе «Айвазовский» (микрорайон Патрокл). Застройщиком выступает краснодарская ГК «Девелопмент-Юг». В данном ЖК планируется заселить 42 арендные квартиры. В Анадыре готовы к заселению 40 арендных квартир в ЖК «Ягодный» (застройщик – анадырская компания «Темп»).
Арендное жилье на льготных условиях предполагается предоставлять молодым специалистам в возрасте до 35 лет, сотрудникам предприятий оборонно-промышленного комплекса, военнослужащим. Стоимость льготной аренды во Владивостоке должна составить 9 тыс. рублей в месяц (при рыночной ставке 45 тыс. рублей), в Анадыре – 15 тыс. рублей (при рыночной ставке 46 тыс. рублей). Строительство льготного арендного жилья в регионах финансирует ДОМ.РФ, на эти цели в 2023 г. было направлено 30 млрд рублей. Объем финансирования из федерального бюджета составляет 87 млрд рублей.
Напомним, что в целом в ДФО предполагается построить 10 тыс. новых арендных квартир. При этом в Минвостокразвития сообщают о рассмотрении возможности выкупа арендного жилья по прошествии десяти лет (после завершения программы).
Новые жилые комплексы в регионах возводятся с привлечением кредитного финансирования, новые соглашения были подписаны осенью минувшего года. Банк ДОМ.РФ откроет для группы компаний «РИА» (принадлежит правительству Якутии) кредитную линию с лимитом 37,8 млрд рублей для строительства микрорайона «Спортивный» в Якутске. Общая площадь микрорайона должна составить 497 тыс. кв. м. Ввод в эксплуатацию первой очереди намечен на четвертый квартал 2025 г., а полностью реализовать проект предполагается к 2035 г. Застройщик приступил к возведению первого 12-этажного дома в августе 2023 г. Соглашение с банком предусматривает финансирование строительства 46 многоквартирных домов, в том числе для расселения из ветхого жилья. В настоящее время на застраиваемой территории расположен 161 многоквартирный дом, дома подлежат расселению и сносу (155 домов признаны аварийными). На проектируемой территории также запланировано возведение детского сада, двух школ, многофункционального спортивного комплекса, отеля и теплого гаражного комплекса.
Еще один жилой комплекс в Якутске предполагается возвести в рамках ТОР на территории Якутского речного порта. Застройщиком выступит ООО «Специализированный застройщик «Речной порт «Якутск», подписавшее соглашение с КРДВ. Общий объем инвестиций должен составить 53 млрд рублей. Общая жилая площадь в новом микрорайоне составит 363 тыс. кв. м.
ВТБ также профинансирует ряд проектов в ДФО. Соглашения с застройщиками были подписаны в сентябре 2023 г. на ВЭФ. Банк представит ООО «Специализированный застройщик «Олимп-Камчатка»[3] (резидент ТОР «Камчатка») финансирование объемом 5,7 млрд рублей для строительства жилого комплекса в Петропавловске-Камчатском. Девелопер рассчитывает возвести с привлечением кредитных средств более 100 тыс. кв. м жилья. Одним из первых проектов должен стать ЖК «Олимп» на территории в 8 га. Он предполагает возведение девяти 16-этажных домов на 1,5 тыс. квартир общей площадью 104 тыс. кв. м с подземным паркингом. Сдача комплекса в эксплуатацию намечена на первый квартал 2028 г.
Кредитная линия ВТБ с лимитом 3,8 млрд рублей будет открыта специализированному застройщику «УНР 2020» (группа компаний «Патрокл», один из крупных застройщиков Приморского края, связанный с экс-губернатором региона С.Дарькиным) для строительства жилого комплекса во Владивостоке. На берегу Амурского залива предполагается возведение комплекса из двух 25-этажных домов. Жилой комплекс общей площадью 35 тыс. кв. м рассчитан на 620 квартир. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на второй квартал 2027 г.
Финансирование ВТБ получит проект девелоперской компании Unikey (ГК «Руал», Казань[4]) по строительству жилищного комплекса бизнес-класса в Хабаровском крае. Жилой квартал площадью 20 тыс. кв. м в историческом центре Хабаровска планируется сдать в эксплуатацию в третьем квартале 2026 г. Застройщик уже запустил в Хабаровске три проекта – ЖК «Начало», квартал Stories, квартал Green. Кроме того, Unikey планирует в 2024 г. запустить проекты во Владивостоке и Биробиджане (соглашения были подписаны на ПМЭФ в 2023 г.).
Также ВТБ финансирует строительство второй очереди жилого комплекса «Горизонт» в Южно-Сахалинске (в юго-восточной части города, между планировочным районом Хомутово вблизи аэропорта Южно-Сахалинска и селом Лиственничное). Финансирование в размере 4,2 млрд рублей предоставлено АО «Сахалинское ипотечное агентство» (принадлежит правительству Сахалинской области). Общий бюджет строительства составляет 6,1 млрд рублей. Первая очередь жилого комплекса была сдана в ноябре 2023 г., вторая очередь планируется к сдаче в 2025 г. Первая очередь включала строительство 20 четырехэтажных домов площадью 63 тыс. кв. м, двух детских садов на 240 мест каждый, школы на 550 мест. В рамках второй очереди будет построено 15 жилых домов общей площадью 58,4 тыс. кв. м. Предполагается, что после реализации двух очередей в жилом комплексе будут проживать более 1,6 тыс. семей.
Компании, реализующие новые девелоперские проекты, становятся резидентами преференциальных режимов. В частности, в сентябре правительство РФ расширило границы ТОР «Якутия». Режим ТОР был распространен на проект поэтапной комплексной застройки квартала «Воинская часть» (на территории бывшей военной части[5]) в микрорайоне «Звездный» (Якутск). В данный проект предполагается инвестировать 14,63 млрд рублей и завершить его в 2028 г. Застройщиком выступит уже упомянутая выше компания «РИА», заключившая на ВЭФ соглашение о сотрудничестве с КРДВ. В микрорайоне «Звездный» на территории 68,5 га планируется построить 30 многоквартирных домов высотностью от 2 до 8 этажей и общей площадью 263 тыс. кв. м. В данном микрорайоне намечено строительство двух детских садов на 630 воспитанников, двух школ на 1 980 учащихся, поликлиники на 600 посетителей, крытого катка с многофункциональным спортивным залом. Также в рамках ТОР в Якутске планируется построить и запустить в 2027 г. проектно-производственный домостроительный комбинат. Объем инвестиций оценивается в более чем 1,2 млрд рублей.
Кроме того, в сентябре 2023 г. статус резидента СПВ получила строительная компания «Горшкова 24», входящая в состав ГК ФСК «Регион» В.Воронина. Компания выступает специализированным застройщиком ЖК «Флагман» во Владивостоке (микрорайон Снеговая Падь). Объем инвестиций в проект превышает 4 млрд рублей. Строительство семи высотных жилых корпусов планируется реализовать в три очереди в 2023-29 гг. В настоящее время ведутся строительно-монтажные работы в рамках первой очереди.
Программа «Дальневосточная ипотека» также направлена на увеличение объемов строительства жилья. В программу предполагается внести изменения. По итогам прошедшего в сентябре Восточного экономического форума президент РФ В.Путин поручил увеличить размер максимального кредита в рамках «Дальневосточной ипотеки» с 6 млн до 9 млн рублей. Кроме того, поручено расширить ее на всех работников оборонно-промышленного комплекса (независимо от возраста и семейного положения).
Напомним, что изначально программа была доступна молодым семьям (где оба супруга не старше 35 лет), а также гражданам не старше 35 лет с детьми в возрасте до 18 лет (включительно). В июне 2022 г. правительство распространило действие программы на медиков и учителей, проработавших на Дальнем Востоке не менее пяти лет (вне зависимости от возраста и семейного положения). Кроме того, в ноябре 2023 г. действие «Дальневосточной ипотеки» было также распространено на Арктическую зону РФ (программа стала называться «Дальневосточная и арктическая ипотека»).
Новые производства строительных материалов в регионах тоже пользуются федеральными и региональными мерами поддержки. Так, резидент СПВ ООО «Дальневосточный завод инновационных энергоэффективных материалов»[6] (ДВЗИЭМ, Владивосток) планирует инвестировать свыше 350 млн рублей в организацию производства строительных плит из силиката кальция, стекломагнезитового листа и фиброцементной плиты на территории приморского промышленного парка «Большой Камень». Соответствующее соглашение инвестор заключил с управляющей компанией промпарка на ВЭФ осенью минувшего года. Объем производства должен составить до 800 тыс. кв. м готовых изделий в год.
ООО «Домостроительная компания» в декабре получило статус резидента СПВ с проектом по производству домокомплектов из бетонных панелей для индивидуального жилищного строительства в городе Спасске-Дальнем Приморского края. Проект предполагается запустить в 2024 г. В год инвестор намерен выпускать 110 домокомплектов. Объем инвестиций составит 113 млн рублей. Еще один резидент СПВ в Приморье (г. Артём), компания ООО «ОК Сити ДВ» рассчитывает запустить производство оконных и дверных конструкций из ПВХ и алюминия мощностью до 27 тыс. стеклопакетов ежемесячно.
Наконец, в конце декабря наблюдательный совет Фонда развития промышленности Иркутской области одобрил льготный заем в размере 15,3 млн рублей[7] (на пять лет) производственно-коммерческому предприятию «Горная компания» (г. Слюдянка) на приобретение оборудования для измельчения мрамора и выпуска микрокальцита мелкой фракции. Предприятие занимается выпуском микрокальцита - порошка из мрамора, который используется для производства сухих строительных смесей. Микрокальцит самых мелких фракций применяется для производства красок и пластика.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-ноябрь 2023 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
107,8 |
Сибирский федеральный округ |
101,6 |
Иркутская область |
95,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
121,6 |
Чукотский авт. округ |
259,4 |
Магаданская область |
170,8 |
Хабаровский край |
148,1 |
Еврейская авт. область |
130,3 |
Амурская область |
126,9 |
Республика Саха (Якутия) |
121,1 |
Забайкальский край |
116,4 |
Приморский край |
111,4 |
Сахалинская область |
100,9 |
Республика Бурятия |
94,0 |
Камчатский край |
76,6 |
Таблица 2. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-ноябрь 2023 года, млн рублей.
Регион |
Сумма |
Российская Федерация |
12 638 958,4 |
Сибирский федеральный округ |
1 371 339,7 |
Иркутская область |
268 797,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
1 156 466,8 |
Амурская область |
288 644,7 |
Республика Саха (Якутия) |
231 634,3 |
Хабаровский край |
158 843 |
Приморский край |
146 360,2 |
Сахалинская область |
93 839,6 |
Забайкальский край |
64 607,9 |
Республика Бурятия |
56 256,7 |
Магаданская область |
41 744,1 |
Камчатский край |
30 699,5 |
Чукотский авт. округ |
24 418,2 |
Еврейская авт. область |
19 418,6 |
Таблица 3. Строительство жилых домов (с учетом домов на участках для ведения садоводства), январь-ноябрь 2023 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,0 |
Сибирский федеральный округ |
110,6 |
Иркутская область |
111,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
118,8 |
Республика Бурятия |
132,6 |
Чукотский авт. округ |
129,7 |
Хабаровский край |
126,8 |
Амурская область |
126,0 |
Магаданская область |
121,4 |
Приморский край |
118,6 |
Забайкальский край |
115,1 |
Камчатский край |
112,5 |
Республика Саха (Якутия) |
110,9 |
Сахалинская область |
110,6 |
Еврейская авт. область |
90,7 |
Таблица 4. Строительство жилых домов (с учетом домов на участках для ведения садоводства), январь-июль 2023 г., тыс. кв. м общей площади жилых помещений.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация, млн. кв. м |
36,3 |
Сибирский федеральный округ |
3 019,4 |
Иркутская область |
420,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
998,7 |
Приморский край |
261,8 |
Республика Саха (Якутия) |
189,0 |
Хабаровский край |
148,3 |
Сахалинская область |
145,0 |
Республика Бурятия |
103,0 |
Забайкальский край |
81,7 |
Амурская область |
39,5 |
Еврейская авт. область |
17,0 |
Камчатский край |
11,3 |
Магаданская область |
2,1 |
Чукотский авт. округ |
- |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Являлся генеральным директором Корпорации развития Ульяновской области (с 2009 г.), считается одним из наиболее состоятельных предпринимателей данного региона. Прежде работал в ульяновском правительстве – был министром инвестиций и внешних связей, заместителем председателя областного правительства (при экс-губернаторе С.Морозове).
[2] Акционеры – экс-миноритарий «Русской аквакультуры» М.Кенин, П.Голубков, совладельцем одной из компаний группы («Самолет две столицы») является М.Воробьев – брат губернатора Московской области А.Воробьева. По этой причине холдинг принято связывать с именем подмосковного губернатора и его окружения.
[3] Учредитель – камчатский предприниматель И.Редькин.
[4] Принадлежит татарстанскому предпринимателю, депутату совета Мамадышского муниципального округа республики Р.Баязитову и депутату Госсовета Татарстана А.Хабибуллину.
[5] После расформирования воинской части земельный участок площадью 68,5 га был передан в республиканскую собственность.
[6] Владелец – З.Головина.
[7] Ставка составит 1% на первые три года и 3% - на оставшиеся два года.
На Дальнем Востоке в январе-октябре текущего года лидерами по динамике ввода жилья стали Амурская и Магаданская области, Забайкальский край и Якутия (Таблица 1, с учетом ИЖС). Так, в Приамурье был зафиксирован рост более чем в два раз относительно аналогичного периода 2021 г., в Магаданской области он составил 99,6%, в Забайкалье – 94,3%, а в Якутии – 60,1%. Единственным регионом с отрицательной динамикой оказался Чукотский АО. В целом лидерами по росту объемов выполненных строительных работ в ДФО по итогам одиннадцати месяцев года (Таблица 2) являются Камчатка (рост на 66%), Бурятия и Якутия (рост на 39,4% и 26,3% соответственно).
На увеличение объемов жилищного строительства направлена программа «Дальневосточный квартал», проект федерального закона об ускорении запуска которой был принят Госдумой во втором и третьем чтениях в октябре. Законопроектом введена возможность проводить конкурсные отборы на право заключения соглашений на строительство жилья. Основным критерием отбора выступает площадь жилья, предложенная застройщиком к выкупу для социальных нужд по цене Минстроя РФ. Предложившим лучшие условия победителям конкурса предполагается предоставлять земельные участки, инженерную и социальную инфраструктуру, а также они могут рассчитывать на льготы резидентов ТОР. Градостроительный потенциал программы оценивается в 1,8 млн кв. м жилья. Следует также отметить, что до 2030 г. была продлена программа «Дальневосточной ипотеки». На реализацию данной программы в федеральном бюджете 2023-25 гг. предусмотрено порядка 70 млрд рублей (на 2023 г. – 20 млрд рублей).
Реализовать проекты в ДФО рассчитывают федеральные застройщики. Например, к строительству жилой недвижимости в Хабаровском крае приступила казанская строительная компания Unikey. Она занимается возведением жилого комплекса в Краснофлотском районе Хабаровска (30 тыс. кв. м жилья). Сдача четырех домов намечена на конец 2023 г. Застройщик DARS Development (Москва, реализует проекты в Москве, Волгограде, Уфе, Ульяновске) осенью приступил к проектированию нового квартала в Хабаровске, начать возведение которого предполагается в начале 2023 г. Проект включает возведение пяти домов высотой от 10 до 24 этажей площадью 4,4 га в Индустриальном районе. Суммарная площадь возводимого жилья должна составить свыше 58 тыс. кв. м.
В Приморском крае группа компаний «ФСК» (занимается строительством недвижимости в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Калужской области и Краснодарском крае) планирует реализовать проект комплексной застройки во Владивостоке на общей площади порядка 300 тыс. кв. м[1]. В рамках ВЭФ в сентябре Банк ВТБ и «ФСК Регион» заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве в реализации проектов строительства жилья в ДФО. Тем временем ГК «Девелопмент-Юг» намерена до конца года ввести в эксплуатацию ЖК «Айвазовский» в районе бухты Патрокл во Владивостоке. В Якутии компания «Старвей Логистика» (группа «Старвей») планирует построить на берегу Лены в Якутске жилой микрорайон с более 360 тыс. кв. м жилья. Сумма инвестиций оценивается в порядка 53 млрд рублей.
В рамках реализующихся проектов в том числе планируется решать проблему сокращения аварийного жилого фонда и переселения из него. В этих целях предполагается прибегать к механизмам господдержки. Так, наиболее крупной строительной площадкой в Якутии является микрорайон «Звездный» в Якутске, строительство которого ведет АО «Специализированный застройщик «Республиканское ипотечное агентство» (принадлежит Минимущества Якутии) с использованием инфраструктурных облигаций. До 2027 г. предполагается возвести 30 многоквартирных домов и 36 сблокированных домов на площади 264,8 тыс. кв. м, до конца текущего года планируется сдать в эксплуатацию семь многоквартирных жилых домов, квартиры в которых в том числе должны получить переселенцы из аварийного жилого фонда. Тем временем АО «ДОМ.РФ» рассматривает возможность предоставления инфраструктурного займа для строительства жилья в ЖК «Гороховое поле» в Магадане. Данный проект уже реализуется, в текущем году «ДОМ.РФ» направил 50 млн рублей на строительство спортивно-оздоровительного комплекса в рамках жилого комплекса.
В регионах предполагается создать ряд новых производств, специализирующихся на строительных материалах, для их развития инвесторы рассчитывают использовать преференциальные экономические режимы. В августе резидентом ТОР «Хабаровск» стало ООО «ПК Руст»[2] с проектом производства железобетонных изделий для жилищного строительства. Ожидается, что мощность комбината позволит обеспечивать строительство до 128 тыс. кв. м жилья. Запуск производства намечен на март 2023 г. Общая сумма вложений оценивается в более чем 430 млн рублей.
Продукцию завода планируется направить на строительство микрорайона «Вершины» (в границах комплексной застройки территории «Ореховая сопка» в Хабаровске). Площадь микрорайона, состоящего из трех кварталов (Пихтовый, Кедровый и Маньчжурский), должна составить 69 га. В микрорайоне предполагается ввести 484 тыс. кв. метров жилья, а также четыре детских сада, две школы и детскую поликлинику. ДСК «Прогресс» намерена запустить производство железобетонных изделий мощностью до 100 тыс. кв. м продукции в год. В производство планируется вложить 350 млн рублей. Завод может быть введен в эксплуатацию в конце 2024 г. Тем временем ООО «Брозэкс Восток»[3] в рамках ТОР «Хабаровск» планирует построить завод по производству строительных смесей с объемом инвестиций 55 млн рублей.
В Уссурийске Приморского края резидент СПВ «Примстройдом» начал выпуск сэндвич-панелей, профлиста, металлосайдинга и металлочерепицы мощностью 47,5 тыс. единиц продукции в год. Объем инвестиций составил 28,3 млн рублей. Инвестор намерен расширять производство и довести объем выпуска стеновых и кровельных сэндвич-панелей до 70 тыс. в год.
Тем временем в промышленном парке «Большой Камень» ООО «ПТК «Лотос»[4] планирует построить завод по изготовлению сэндвич-панелей, инвестировав 146 млн рублей. В дальнейшем также рассматривается возможность организации производства металлоконструкций. В 2024 г. на заводе планируется выпустить 25 тыс. панелей, а с 2025 г. увеличить объем производства до 42 единиц. Также резидентом промпарка рассчитывает стать ООО «Комбинат «Волна» (Красноярск, дочерняя компания АО «ХК «Сибирский цемент»), организовав выпуск кровельных и фасадных материалов. Резидент ТОР «Надеждинская», компания ООО «Завод ДаВинчи», в 2023 г. предполагает построить завод по производству автоклавного газобетона, инвестировав 198 млн рублей. Мощность завода будет составлять 60 тыс. куб. м газоблоков в год. Еще один резидент ТОР «Надеждинская» ООО «Рев-Стройпром»[5] осенью запустило в эксплуатацию производство закаленного стекла и стеклопакетов, рассчитанное на выпуск 24 тыс. кв. м продукции в год. В проект было вложено 56,5 млн рублей. В дальнейшем предполагается увеличить инвестиции до 87 млн рублей.
В Иркутской области ООО «Братское монтажное управление «Гидроэлектромонтаж» рассчитывает инвестировать 130,9 млн рублей в реконструкцию производственного цеха по изготовлению металлоконструкций для электроподстанций, чтобы нарастить производство продукции в три раза – до 890 тонн в год. В ноябре «Иркутский трубный завод» (группа «Полипластик»[6]) запустил новую линию по производству многослойных труб из полиэтилена мощностью порядка 7 тыс. тонн в год. Объем инвестиций превысил 100 млн рублей.
Между тем резидентом ТОСЭР в Тулуне в августе стал производитель травмобезопасной плитки ООО «Сибавтотранс», рассчитывающий запустить производство до конца года. Прорезиненную плитку предполагается использовать при строительстве спортивных объектов и детских площадок. В Саянске на площадке ООО «Саянскгазобетон» в августе было запущено предприятие по производству силикатного кирпича. Мощность производства на первом этапе должна составить 35 млн штук кирпича в год, с возможностью дальнейшего расширения до 70 млн штук ежегодно. Завод также выпускает перегородочные плиты со звукоизоляцией.
В Забайкальском крае резидент ТОР «Забайкалье» ООО «Забпромстрой»[7] запустил в Чите производство отделочных материалов для крыш, фасадов и ограждений из тонколистовой стали мощностью порядка 200 тыс. кв. м продукции. Объем инвестиций в производство составил более 20 млн рублей. Также в рамках забайкальской ТОР корпорация «Мостстройтранс»[8] рассчитывает построить два завода по производству цемента и извести (Забайкальский цементный завод и Забайкальский известковый завод), которые должны быть введены в эксплуатацию в 2025 г. (известь, мощность 125 тыс. тонн в год) и 2026 г. (цемент, мощность 600 тыс. тонн в год).
Таблица 1. Строительство жилых домов с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-октябрь 2022 г., в % к соответствующему период 2021 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
121,5 |
Сибирский федеральный округ |
121,2 |
Иркутская область |
109,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
136,7 |
Амурская область |
236,8 |
Магаданская область |
199,6 |
Забайкальский край |
194,3 |
Республика Саха (Якутия) |
160,1 |
Чукотский авт. округ |
159,0 |
Камчатский край |
145,7 |
Приморский край |
123,6 |
Республика Бурятия |
116,4 |
Хабаровский край |
115,7 |
Сахалинская область |
113,6 |
Еврейская авт. область |
84,8 |
Таблица 2. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-октябрь 2022 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
105,8 |
Сибирский федеральный округ |
111,9 |
Иркутская область |
111,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
104,8 |
Камчатский край |
166,0 |
Республика Бурятия |
139,4 |
Республика Саха (Якутия) |
126,3 |
Приморский край |
125,6 |
Забайкальский край |
112,5 |
Еврейская авт. область |
100,4 |
Сахалинская область |
98,3 |
Хабаровский край |
91,4 |
Чукотский авт. округ |
90,9 |
Амурская область |
90,0 |
Магаданская область |
81,6 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Владельцы – В.Воронин, И.Воронина.
[2] Владельцы – хабаровские предприниматели А.Горбунов и Д.Паршин.
[3] Владелец – С.Шемитов.
[4] Владелец – С.Соловьев.
[5] Владелец – Е.Рубан.
[6] Учредители – М.Гориловский, В.Буяновский, А.Меньшов.
[7] Владелец – В.Данканич.
[8] Владелец – М.Чочуа.
Противоречия в мировой экономике, которые за последние несколько месяцев стали достоянием широкой общественности, возникли задолго до начала кризиса. Проблемы с поставками энергоносителей, зависимость от импорта зерна и высокотехнологичных компонентов, логистические проблемы – все это активно обсуждается в СМИ. Идея «глобального разделения труда» и единых норм производства для всей планеты на проверку оказалась утопией, разрушившейся в угоду политике. Впрочем, и до нынешних событий международные контролирующие органы, руководства стран и глобальные корпорации в первую очередь ориентировались на собственные интересы, пытаясь использовать объединительную риторику для получения прибыли только лишь для себя, игнорируя потребности «младших партнеров». Одним из характерных примеров, иллюстрирующих данное утверждение, может служить история промышленного использования минерала под коммерческим названием «асбест».
Волокнистое чудо
Асбест начал широко применяться в промышленности в начале XX века. Этот минерал обладает уникальным набором полезных свойств – он не горит, не плавится, не выделяет вредные пары при нагреве, не проводит электричество, устойчив к механическим повреждениям и химически инертен. За прошлый век на его основе научились изготавливать более 300 видов продукции – всем привычный шифер, напорные и безнапорные трубы, фасадные плиты, сайдинг, накладки на тормозные колодки, защитное снаряжение для военных, пожарных и работников горячих цехов, различные фильтры и элементы термоизоляции, в том числе для судов и ракет. Благодаря своему природному происхождению, асбест был очень выгоден, ведь для производства, скажем, строительных материалов, требовались лишь само волокно, цемент и вода.
Массовое использование асбеста в мире продолжалось до конца прошлого столетия. В то время начались массовые выступления против минерала, в которых принимали участие экологи, ученые, активисты и журналисты. Они утверждали, что асбест вреден для здоровья человека. 1 января 1997 года применение всех видов асбеста запретила Франция, а с 2005 года его нельзя использовать на территории Европейского союза. И тут кроется главный нюанс, определивший глубокий раскол в мировой экономике.
Хороший, плохой, выгодный
Асбест делится на две группы: амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный силикат, в составе которого есть железо. Он обладает устойчивостью к кислотам – попав в легкие человека, амфиболовый асбест останется там навсегда. Клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, не смогут его растворить, поскольку они убирают посторонние частицы именно с помощью кислоты. Хризотиловый же асбест – это гидросиликат магния, который не обладает устойчивостью к кислотам. Он выводится из организма человека за короткий срок. Европейские страны традиционно использовали амфиболовый асбест, что и предопределило их судьбу. В 2006 году было проведено исследование «Воздействие асбеста и искусственных волокон в производстве и риск рака легких: исследование методом случай-контроль в Европе», которое на основе массовой статистике заболеваний доказало – доминирующее количество тяжелых заболеваний, связанных с асбестом, в основном сосредоточено в странах Западной Европы, в то время как государства бывшего социалистического блока с такой проблемой не сталкиваются. Почему? Потому что в СССР добывали и применяли хризотиловый асбест! Согласно исследованию «Биоперсистенция канадского хризотила» ученого-токсиколога Давида М. Бернштейна, волокна хризотила выводятся на несколько порядков быстрее керамических, арамидных и целлюлозных волокон, которые активно используют в промышленности.
В итоге, ЕС оказался перед экономической проблемой. С одной стороны собственные производства на основе амфиболового асбеста пришлось закрыть, а с другой, у конкурентов (Канады, Бразилии, Российской Федерации) появилось преимущество – их хризотиловый асбест по-прежнему можно использовать для выпуска массовой доступной продукции. Именно в этот момент подключилось информационное давление. Приняв закон о полном запрете всех видов асбеста, руководство ЕС начало поступательно реализовывать его на уровне международных организаций, в том числе Всемирной организации Здравоохранения, а также в партнерских соглашениях с развивающимися странами. Так, в 2005 году ЕС пообещал правительству Египта синтетическую замену его хризотилцементным трубам, которые должны были стать основой для строительства трубопровода по снабжению водой удаленных населенных пунктов. В итоге Египет закрыл свое хризотиловое производство, а синтетические аналоги себе позволить не смог – проект не реализован и в 2022 году.
Информация как метод ведения бизнеса
Массовая кампания против асбеста шла на нескольких уровнях одновременно. Сегодня хризотиловые ГОКи прекратили свою работу в Канаде и Бразилии, а в США появилась целая индустрия трастовых фондов, занимающихся «асбестовыми делами». Под давлением СМИ и общего накала паники вокруг асбеста, американские власти приняли решение упростить систему подачи судебных исков для якобы пострадавших от контактов с асбестом. Следствием стали многочисленные случаи мошенничества, связанного с подделкой документов. В 2014 году во время банкротства компании Garlock Sealing Technologies юристы компании получили претензии на сумму в 1,3 млрд долларов – это были «асбестовые» иски. В 2007 году были арестованы два адвоката, Роберт Пирс и Луис Рэймонд, которые вместе с врачом Рэем Хэрроном подделали несколько сотен исков на 429 тысяч долларов. В теневые схемы замешаны и чиновники – Шелдон Сильвер, бывший спикер Ассамблеи Нью-Йорка попался схожем на мошенничестве в объеме 3 млн долларов. Эта беда проросла по всем США – в 2018 году она достигла такого размаха, что Департаменту Юстиции пришлось начать расследование деятельности всех трастовых фондов по асбесту в стране, чтобы вскрыть масштабы обмана.
Слухи об опасности всех видов асбеста в современности являются скорее орудием политической и экономической борьбы, нежели реальностью. Часть стран сдалась под напором ЕС, уничтожив целые сектора собственной экономики. Российская Федерация в этом противостоянии выстояла, так что сегодня хризотиловая промышленность в основном сосредоточена у нас в стране. Вторым по объемам добычи выступает Казахстан. Хризотиловое волокно активно потребляют страны Юго-Восточной Азии, в том числе Китай, Вьетнам, Таиланд, продукция на его основе используется в странах СНГ.