В Хабаровском крае в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и регионального проекта «Дорожная сеть» начали ремонт мостовых сооружений. Первым в списке – мост через реку Май дороги «Советская Гавань – Ванино».
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства Хабаровского края, подрядчик КГКУ «Хабаровскуправтодор» начал работы раньше графика. На текущей момент выполнены подготовительные работы, установлены знаки организации дорожного движения на период работ, поднято пролетное строение и начата замена резиновых опорных частей на новые.
В дальнейшем планируется выполнить работы по ремонту опор, пролетных строений, проезжей части и устройство дорожной одежды. Срок сдачи объекта – конец сентября.
В этом году запланирован ремонт мостовых сооружений в девяти районах края: Ванинском, Комсомольском, Охотском и Советско-Гаванском, Нанайском, Ульчском, Солнечном, Аяно-Майском и Бикинском.
Отсутствие пробок, ровный асфальт, широкие полосы, качественная разметка, оборудованные тротуары, «умное» освещение: качество дорог определяет их безопасность. Жители Хабаровска становятся свидетелями перемен в дорожной отрасли: в городе создается современная, комфортная и надежная транспортная инфраструктура. Корреспондент EastRussia разбирался, как влияет участие в федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги» на безопасность и качество дорог крупнейшего города Дальнего Востока.
«Дороги в целом ничего, но есть над чем работать», - так чаще всего отзываются приезжие из благополучных в дорожном отношении городов нашей страны, комментируя хабаровский асфальт. Большая часть жителей Дальнего Востока обычно рассыпается в комплиментах в адрес качества дорожного покрытия основных магистралей, пронзающих город и соединяющих его районы в единую транспортную сеть. И даже внутриквартальные дороги нет-нет, а удивят полным отсутствием ям и ухабов.
Ещё в 2017 году Хабаровск стал участником федерального проекта, который после переформатирования называется национальным проектом «Безопасные качественные дороги». За это время на местные трассы просыпался денежный ливень в объеме 6,5 млрд рублей. И это тот случай, когда осадки пошли дорогам только на пользу. При этом федеральный финансовый поток составил порядка трех млрд рублей, краевой – 2,6 млрд рублей, местный бюджет вложил 800 млн рублей.
Только в 2021 году в Хабаровске всем нормативам стали соответстввать более 78,5 км дорог, в том числе, 58,8 км – за счет реализации нацпроекта «БКД», почти 20 км – за счет ремонта дорог частного сектора, оплаченного городским бюджетом. К нормативам привели даже гравийные дороги. В целом на начало 2022 года краевой центр имел почти 64% дорог, имеющих знак качества.
«За шесть лет участия в проекте в краевом центре было отремонтировано и приведено в нормативное состояние более 330 км дорог, – рассказывает мэр Хабаровска Сергей Кравчук. – По результатам текущего года в рамках реализации национального проекта “Безопасные качественные дороги” на территории Хабаровска появятся 50 отремонтированных объектов улично-дорожной сети общей протяженностью более 33 км. Из бюджета Хабаровска на эти цели выделено 138,2 млн рублей, краевой бюджет направил 1,24 млрд рублей. В рамках муниципальных контрактов на содержание улично-дорожной сети города выполнены работы по ямочному ремонту более 35 тыс. кв. метров проезжей части во всех районах города. На данные работы из муниципального бюджета города Хабаровска выделено 40 млн рублей».
Ремонт улицы Быстринской
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Сергей Кравчук уточнил, что в этом году завершен ремонт дорожного объекта, перешедшего с 2021 года – это проспект 60-летия Октября – здесь были выполнены работы по замене основания, асфальтового покрытия, установке бортовых камней. Также модернизированы светофоры, восстановлен водоотвод, нанесена разметка.
Пришел «праздник» и к жителям северной части Хабаровска. Они ждали его долго, упорно, сцепив зубы на ухабах, подавляя зевоту в пробках –начались работы по ремонту улицы Тихоокеанской, которые завершатся в 2023 году.
Начальник управления дорог и внешнего благоустройства Хабаровска Александр Лютов:
«На текущий момент в рамках реализации национального проекта “Безопасные качественные дороги” подрядная организация МУП города Хабаровска “Дорремстрой” производит работы по устройству бортовых камней, разработке грунта и устройству дорожной одежды на участке в районе автобусной остановки “Трехгорная”, ремонту и переустройству пешеходных связей, устройству нижнего слоя асфальтобетонного покрытия. Сложности выполнения дорожных работ в городских условиях состоят в интенсивном движении автомобильного транспорта и большом количестве подземных инженерных коммуникаций, включая частные. Тем не менее, работы проводятся в соответствии с утвержденным графиком. Срок выполнения работ – не позднее 30 ноября 2023 года».
Капитальный ремонт улицы Тихоокеанской
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Александр Лютов добавил, что, несмотря на все сложности, первые результаты работы автомобилисты и пешеходы Хабаровска смогут прочувствовать еще до Нового года. Будет заменено основание и выполнено устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия на участке от улицы Шелеста до улицы Даниловского. Участок будет расширен до четырех полноценных полос, там же появятся новые остановочные павильоны. Верхний слой дорожного покрытия сделают из щебеночно-мастичного асфальтобетона, который более износостоек по сравнению с обычным асфальтом. Это покрытие выдерживает интенсивный трафик, в том числе большегрузных автомобилей, и неблагоприятные климатические воздействия.
В следующем году в рамках национального проекта «БКД» в Хабаровске отремонтировуют 41 участок дорог общей протяженностью 28,5 км. На это уже выделено 1,2 млрд рублей.
P.S.
Этот материал прочитают посетители нашего портала со всей необъятной России и даже из-за рубежа, но специально для жителей Хабаровска EastRussia публикует полный список улиц, которые в ближайшее время обновят дорожное покрытие. Найти в нём свой адрес для кого-то несомненно станет приятным сюрпризом. Не исключено, что перечень послужит поводом для разжигания белой зависти у «нехабаровчан» и возбудит желание потеребить администрацию/мэрию своего города или посёлка вопросом: «Когда же и у нас будет как в Хабаровске?»
Итак, работы пройдут на участках:
– пер. Батарейный от ул. Лермонтова до ул. Ленинградская;
– ул. Гастелло от ул. Айвазовского до ул. Сунгарийской;
– ул. Монтажная от дома №41 до ул. Строительной;
– пер. Стадионный от ул. Ульяновской до ул. Мельничной;
– ул. Мельничная от береговой полосы Амурской протоки до ул. Ульяновской;
– ул. Истомина от ул. Яшина до ул. Советской;
– пер. Сормовский от ул. Тихоокеанской до ул. Пролетарской;
– ул. Доватора от территории НПЗ до ул. Тихоокеанской;
– ул. Ханкайская от ул. Некрасова до пер. Полоцкого;
– ул. Индустриальная от д. 4 по ул. Индустриальная до ул. Балтийской;
– ул. Менделеева от д. 1а/1 до ул. Строительной;
– пер. Анадырский от оврага до ул. Мате Залки;
– пер. Полоцкий от ул. Советской до ул. Ханкайской;
– ул. Маяковского от ул. Каменногорской до д. 40г по ул. Маяковского;
– ул. Каменногорская от ул. Верхнебазовая до ул. Таймырской;
– ул. Революции от ул. Каменногорской до д. 40 по ул. Революции;
– ул. Выстовочная от ул. П. Морозова до ул. Краснореченской;
– пер. Казарменный от улицы Слободской до территории Дальневосточного юридического института;
– ул. Партизанская от ул. Победы до д. 110 по ул. Партизанская;
– пер. Краснодарский от д. 5/4 по пер. Краснодарскому до ул. Дубовой;
– ул. Заветная от Воронежского шоссе до ул. Осенней;
– ул. Осенняя от ул. Ясной до ул. Маяковского;
– ул. Фруктовая от Федоровского шоссе до ул. Камышовой;
– ул. Ударная от ул. Майской до ул. Немировича-Данченко;
– ул. Дубовая от пер. Краснодарского до д. 31б по ул. Краснодарской;
– ул. Верхнебазовая от ул. Победы до д. 119 по ул. Верхнебазовая;
– пер. Хорышева от ул. Ясной до ул. Таймырской;
– ул. Чайковского от ул. Каменногорской до д. 37 по ул. Чайковского;
– ул. Знаменщикова от ул. Серышева до ул. Советская;
– ул. Некрасова от ул. Ким Ю Чена до ул. Панькова;
– ул. Восточный семафор от ул. Лазо до д. 28 по ул. Восточный семафор;
– пер. Пилотов от ул. Кочнева до д. 8 по пер. Пилотов;
– ул. Западный семафор от пустыря до ул. Сибирская;
– ул. Алеутская от ул. Образцовая до пер. Образцовый;
– ул. Войсковая от ул. Ворошилова до ул. Активистов;
– пер. Образцовый от ул. Алеутской до ул. Образцовой;
– ул. Образцовая от ул. Тверской до д. 83б по ул. Образцовой;
– ул. Тверская от ул. П. Морозова до ул. Образцовой;
– ул. Таймырская от ул. Верхнебазовой до ул. Хлопунова;
– пер. Алданский от ул. Краснореченской до ул. Световой.
В нашумевшей истории со случившемся ровно год назад провалом на одной из основных транспортных артерий Хабаровска – улице Павла Морозова – наметился счастливый конец. Напомним, в августе 2021-го поднявшиеся из-за вышедшего из берегов Амура грунтовые воды подмыли старый коллектор. Он располагался аккурат под проезжей частью. Перекрытую наполовину дорогу чинили всю осень, зиму. Худо-бедно движение по трассе открыли ближе к лету. На этой неделе стартовал финишный этап ликвидации прошлогодней аварии. Ростовская компания «СоюзДонСтрой» начала прокладку микротоннеля под новый коллектор методом горизонтального бурения.
На премьеру – а прокладка микротоннеля такого масштаба в Хабаровске осуществляется впервые - городской водоканал пригласил практически все местные СМИ. Эксперимент призван избавить город от необходимости рытья огромных траншей, без которых не обходится ни одна подготовка к отопительному сезону.
Ожидавшие динамичного и зрелищного действа журналисты были несколько обескуражены - проходка микротоннеля оказалась делом небыстрым в прямом и переносном смыслах. Одетые по всем правилам безопасности в яркие жилеты и каски журналисты после отмашки прораба наблюдали, как гигантский пресс на дне огромного стартового котлована буквально по миллиметрам вдавливает в грунт очередную бетонную трубу. За неделю одиннадцатую по счёту.
- Сейчас скорость 100 миллиметров в минуту, - объясняет оператор проходческого щита, который словно капитан в рубке наблюдает за процессом под землей на мониторах с множеством датчиков.
Вообще-то, изначально было объявлено, что первый хабаровский микротоннель должен быть построен к концу апреля 2022 года. Так было указано в паспорте объекта. Уже в мае заказчик обозначил новый час Ч – 15 августа. Летом появилась новая формулировка: срок окончания работ 2022 год.
- Мы люди суеверные. Остерегаемся называть какие-то конкретные даты. Мало ли как себя поведут грунты, может какая-то поломка случиться. Пока всё по мелочи. Быстро устраняем, работа идёт успешно, - сказал начальник участка компании-подрядчика «СоюзДонСтрой» Тихон Сердюков. – Вообще-то у нас большой опыт прокладки микротоннелей в Севастополе, Нижнекамске, Омске, Минске, Владивостоке. География очень большая. Под рекой Леной в Якутии две ветки по полтора километра каждая для газопровода «Сила Сибири».
Задержку объясняют совпавшей с началом активных работ СВО – специальной военной операцией по освобождению Донбасса. Особые трубы для первого хабаровского микротоннеля заказали в Санкт-Петербурге. Хоть конструкция и обозначена словом «микро» - не такие уж они и маленькие – примерно два метра в диаметре. В полувагоне помещается не больше двух – трёх. А железная дорога в это время оказалась перегружена другими более важными грузами. Вот и пришлось со стройкой микротоннеля подождать, пока доставят все 193 трубы.
- Это были не проволочки, задержки объясняются объективными причинами. Связаны они с проведением специальной военной операции. У нас есть официальное заключение Торговой палаты, что действительно нашему подрядчику не представлялось возможным предоставить достаточное количество подвижного состава для перевозки труб в Хабаровск, - объяснил заместитель директора МУП г. Хабаровска «Водоканал» Николай Лысенко. – Сейчас все трубы будущего микротоннеля в Хабаровске. Это позволило начать его проходку. Процесс этот прерывать нельзя, поэтому пока не был доставлен весь комплект, его и не начинали.
Полностью работы на аварийном участке должны быть завершены в мае следующего года. Это значит, что к тому времени с поверхности земли в готовый микротоннель уберут временный трубопровод, по которому сейчас текут стоки с самого густонаселённого Индустриального района Хабаровска.
Каким бы долгим не казалось возведение первого в краевой столице микротоннеля, но опыт этот местные коммунальщики планируют использовать как можно шире.
- Согласитесь, работы ведутся под землёй. Это не создаёт той массы проблем для жителей города, как если бы мы строили новый коллектор привычным траншейным способом. Здесь всё бы пришлось разрыть на 8-метровую глубину. Движение по Павла Морозова пришлось бы перекрывать. Плюс этому нужно было бы переносить все коммуникации на пути стройки, восстанавливать их и благоустройство, когда траншею зароют, - привёл аргументы в пользу подземной проходки начальник отдела капитального строительства МУП г. Хабаровска «Водоканал» Евгений Шилко.
- По окончательной стоимости начавшегося микротоннелирования еще уточняются некоторые моменты. Но оно обойдётся в сумму примерно до одного миллиарда рублей. При традиционном способе с рытьём траншеи, переносом и восстановлением коммуникаций, благоустройства заплатить пришлось бы почти в два раза больше, - добавил он.
Полученный опыт микротоннелирования коммунальные службы Хабаровска уже высоко оценили. Его они намерены применять при строительстве аналогичных коллекторов к будущим микрорайонам новостроек, а также при расширении пропускной способности уже действующих коммуникаций.
Региональному оператору нацпроекта «Производительность труда» в Хабаровском крае приходится убеждать менеджмент местных предприятий бесплатно получить услуги, за которые вне проекта пришлось бы заплатить миллионы рублей. Корреспондент EastRussia выяснил одну из неочевидных, но частых причин такого положения вещей, а также посетил производство, руководитель которого возлагает большие надежды на участие в проекте.
Делиться опытом внедрения инструментов бережливого производства и повышения производительности труда в Хабаровск на стратегическую сессию, посвященную Международной неделе производительности, приехали представители крупнейших российских предприятий.
Хвалу грамотному подходу организации производства, бизнес-процессов вознесли эксперты «Норильского никеля», компании «Технониколь», «Центра корпоративных решений» Новолипецкого металлургического комбината.
Фото: пресс-служба министерства экономического развития Хабаровского края
Так Павел Пашков, директор по производству стратегической бизнес-единицы «Минеральная изоляция», рассказал, как хабаровский завод «Технониколь Дальний Восток» смог в пять раз снизить потери при производстве каменной ваты и увеличил производительность на 35% за счёт оптимизации процессов. Арсенал применённых способов – от внедрения философии и уважения к персоналу, до анализа воздушных потоков при волокнообразовании и организации рабочего места.
Изображение: фрагмент презентации стратегической бизнес-единицы «Минеральная изоляция»
«Бережливое производство – это комплекс методов, многие из них довольно стандартны – типа 5S (система организации и рационализации рабочего места – прим. ред.), или быстрая переналадка, - отметил Павел Пашков, - но важно не столько внедрить конкретный инструмент, сколько правильно его интерпретировать и подогнать под себя».
Принципиальный момент – распознать причину неудовлетворительной ситуации и бороться с ней, а не с её следствием. Необходимость изыскания внутренних резервов, борьба с потерями, незавершенными производственными процессами – через эти состояния проходят все менеджеры предприятий. Кто-то в этой позиции находится постоянно. Одни оставляют всё как есть, занимаясь «тушением пожаров», другие пытаются разобраться самостоятельно, третьи привлекают внешние ресурсы. Один из них Федеральный центр компетенций (ФЦК) – оператор нацпроекта «Производительность труда» и его региональные подразделения.
Нацпроект «Производительность труда» стал ответом на зафиксированное замедление её – производительности - роста. По оценкам экспертов Высшей школы экономики в период с 2000-го по 2009-ый производительность в РФ росла в среднем на 4,4% в год, в последнее десятилетие – только на 1,5% в год. Правительство поставило целью добиться 5% ежегодного прироста производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевых отраслей экономики. И предложило помощь – команда внешних экспертов анализирует положение дел, и вносит предложения по улучшению ситуации. Участники проекта получают комплексную поддержку в оптимизации своих производственных и бизнес-процессов, обучении персонала, руководителей, помощь при выходе на экспорт, налоговые преференции. И всё это за счет государства.
По данным самого ФЦК сейчас к проекту подключились 3773 предприятия из 78 регионов страны. В Хабаровском крае проект действует с 2021 года. Здесь к нему присоединились 20 предприятий из 80 подходящих под условия участия.
Чтобы попасть в проект предприятие должно отвечать перечню критериев:
- выручка от 400 млн рублей в год;
- отношение предприятия к одной из приоритетных отраслей, а именно: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля;
- доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не выше 50%.
Изображение: фрагмент презентации АНО «Региональный центр компетенций в сфере производительности труда»
Один из самых ярких примеров эффективности участия в «Производительности» в Хабаровском крае – завод «Амурсталь», производящий сталь с использованием электросталеплавильной технологии с дальнейшим переделом в сортовой прокат. Здесь после устранения выявленных слабых мест экономический эффект составил 760 млн рублей за полгода. При этом на одном из участков было сокращено время протекания производственных процессов на 56%, незавершенное производство – на 51%, выработку, измеряемую в тоннах на человека, увеличили на 129%. Общая производительность выросла на 30%.
Но и после обнародования результатов «Амурстали», «Хабаровского судостроительного завода», «Дальэнергомаша» очередь из претендентов на участие в нацпроекте не выстроилась.
- Разные предприятия в разных отраслях реагируют по-разному, – сообщил EastRussia Дмитрий Пугачев, замминистра экономического развития Хабаровского края, - вот «Технониколь» тот же – они мировые лидеры, без сомнения. И не считают зазорным для себя заходить в нацпроект, при том, что у них итак всё отлажено. Но и они находят у себя моменты, которые надеются разрешить, обратившись за помощью к экспертам ФЦК. Или авиазавод, выпускающий Суперджеты. И у них есть резервы! Предприятие признано лидером в стране по уровню производственной системы, у них переходящий кубок Гастева год стоял, но, тем не менее, когда туда пришли 15 экспертов ФЦК, они за два дня они сделали 43 предложения!
Мы сталкиваемся с разными ситуациями, есть руководители предприятий, которые врываются в проект, не боясь, что его признают недостаточно грамотным, продвинутым, совершенным. Такой риск есть в глазах некоторых «оценщиков». При этом есть и крупнейшее региональное предприятие, которое производит продукцию на всю страну, и мы с ним больше года общаемся на предмет включения в нацпроект. И самая честная причина, которую они не называют, это боязнь показаться в чьих-то глазах некомпетентными. У них миллиардная выручка, колоссальное количество резервов, поточное производство, но … приходится уговаривать.
Стартовое совещание программе повышения производительности труда на ООО «Мясооптторг»
Фото: EastRussia
- Нет особо желающих, - подтверждает Елена Стецюк, директор «Регионального центра компетенций в сфере производительности труда». – Мы ходим и уговариваем. Мы понимаем, что реально нужны. И в тех сроках, что сейчас указаны – до декабря 2024 года – нашу адресную поддержку ФЦК и РЦК Хабаровского края – могут получить 59 предприятий, уже есть 20 соглашений. У нас ворота открыты, но… Мы ходим к тем, к кому, как мы сами видим, помощь нужна. Но зачастую мы встречаемся с ситуацией, когда корону носить выгоднее, чем дело делать. При этом наши услуги – если их брать вне проекта – обошлись бы предприятию в шесть с половиной миллионов рублей!
Одним из «ворвавшихся» в проект стал хабаровский переработчик мяса «Мясооптторг». Организованное в 2015 году предприятие собиралось ограничиться оптовой торговой торговлей – тушами, полутушами, потом стали рубить, потом резать мельче, затем занялись переработкой. Сначала замороженные полуфабрикаты, сейчас и колбасы, и копчености и пельмени с холодцами. Коллектив из 270 человек выпускает более 2 400 тонн продукции в год (примерно в равных долях – охлажденное мясо, полуфабрикаты и варёно-копчённая продукция), оборот немного не дотягивает до миллиарда, плюс отдельно своя сеть розницы по городам Хабаровского края и Амурской области – 40 магазинов.
производственный участок «Мясоопторг»
фото EastRussia
- Мы, можно сказать, не успеваем за собственным ростом, - рассказывает генеральный директор предприятия Евгений Шестюк. – Как многие молодые предприятия, мы в ограничены в ресурсах, причем самый главный – это человеческий ресурс. Не всегда получается собрать команду, которая могла бы решать задачи, помимо текущих производственных дел. Привлекая «Региональный центр компетенций» мы надеемся решить проблемы, которые, как уже сейчас понимаем, могут остановить наше развитие.
Евгений Шестюк, генеральный директор ООО «Мясооптторг»
фото: EastRussia
Евгений сейчас жалеет, что в своё время – когда разворачивали производственный комплекс, никто не подсказал, что его можно было перенести на пару километров и стать резидентом ТОР, поэтому цену свежему экспертному взгляду теперь знает.
- Мы очень надеемся с помощью РЦК, участвуя в нацпроекте, оптимизировать максимальное количество процессов, снизить себестоимость, - добавляет он. – Получается мы нанимаем себе аудит, экспертов, только денег за это не платим! Идеальная ситуация. И самое главное, почему нам интересен федеральный проект: есть много предприятий в стране похожих на наше, которые уже решили схожие проблемы роста, и они могли бы с нами поделиться своим опытом, компетенциями. Когда мы не конкуренты, когда мы из разных регионов – это проще сделать.
Если такие настроения распространятся в бизнес-среде Хабаровского края, то возможно, что за право занять одно из оставшихся 39 вакантных мест в нацпроекте претендентам ещё надо будет постараться. Главное – не забыть корону снять.
- Да какая рыбалка?! Холодрыга такая на улице! – говорили мне знакомые, заслышав о моих планах отправиться на выходные за ленком и хариусом.
В Хабаровске и правда морозы под 40, но желание «вырваться на оперативные просторы» пересилило – сидеть в городе надоело, да и на «зимней» я бывал лишь единожды: на севере Камчатки, в заливе Корфа. Было это лет 10 назад, ловили мы камбалу и корюшку в заранее подготовленных лунках, так что, можно сказать, это не в счет.
Изначальную идею ехать на «зимнюю горную» и жить в отапливаемой палатке, мы, внимательно изучив показания термометра и прогноз, все же отвергли. Решили остановиться на базе на берегу реки в поселке Сукпай, что примерно в 200 километрах от Хабаровска, в том числе, по «бамовской» трассе (она же «бетонка», она же дорога «Восток», она же федеральная трасса А375) Хабаровск – Находка, которая, на самом деле, никуда не ведет и теряется в тайге сразу после пересечения административной границы между Хабаровским краем и Приморьем.
Неделя до поездки прошла в бурных обсуждениях «сколько брать», «вся рыба наша» и «на что лучше ловится». В итоге решили, что короед (20 рублей за штучку) – наше все и вот уже два боевых экипажа на «Паджерике» и «Форике» (Субару Форестер – прим. ред.) быстро преодолевают «бетонку» сворачивают на «гравийку», ведущую до бывших леспромхозховских некогда богатых поселков. На развилке Мухен – Сукпай заправляемся по полной (раньше на этой АЗС принимали только «налик») и вот она – Сидима (обычно поем про нее на манер «розенбаумовской» «Ах, зима ты, моя, зима», вместо «зимы» вставляя «Сидима»): здесь есть кафе, борщ и можно уже не бояться постов ГИБДД впереди, так что «рыбалка официально открыта».
Филиал Кубы на Дальнем Востоке
Дорога в Сукпай идет по тайге: перевалы, елки, сосны, где среди них где-то бродит амба (Амба –великий, большой, огромный так коренные жители Дальнего Востока называли тигра – прим. ред). Примерно на полпути попадается поселок Золотой – нынче уже наполовину заброшенный. А ведь еще до конца 80-х это были места, куда ехали зарабатывать. Причем, со всего мира. Сукпай, к примеру, строили (а потом и жили здесь) кубинцы: братья с острова Свободы приезжали в глухую дальневосточную тайгу, чтобы строить целый город лесозаготовителей (проект был рассчитан на 50 тысяч жителей), а взамен для своей социалистической республики рубили лес и бесплатно отправляли его к себе на родину. Сукпай, кстати, и переводится, как «луч солнца», правда, в переводе с удэгейского.
Обложка книги Джанси Кимонко "Там, где бежит Сукпай"
Места эти живописно описывал удэгейский писатель Джанси Кимонко в повести «Там, где бежит Сукпай», но каждый раз, когда приезжаешь, открываешь что-то новое.
На въезде в «нижний» поселок
В Сукпай от Транссиба раньше вела Оборская железная дорога, протяженностью около 150 километров – по ней отсюда и соседних поселков - Мухена, Дурмина – вывозили лес (пассажирский поезд тоже был). Сейчас от ветки осталась лишь насыпь, да железобетонные мосты. Впрочем, и поселок нынче оставляет удручающее впечатление. Особенно, «верхний» (или «новый», как его еще называют) – как раз тот, который строили кубинцы. Панельные дома зияют выбитыми стеклами, некоторые из них так вообще разобрали.
«Верхний» поселок, построенный кубинцами
Жилищная афера
Лет 10 назад в Сукпае случился «бум» - в поселке стали скупать квартиры, особенно 3-х комнатные. В роли покупателей, как правило, выступали жители севера Сахалина. Как оказалось, это была схема по обналичиванию жилищных сертификатов для выезжающих из районов Крайнего Севера – благоустроенное жилье посреди тайги покупалось за копейки, а по сертификату за него давали кратно больше. Теперь это – те самые квартиры с выбитыми стеклами: понятное дело, что никто сюда переезжать и не думал.
Впрочем, финиш у нас не в Сукпае, а примерно в пяти километрах, недалеко от вожделенной речки, на базе, где нас встречает Игорь – мужчина лет 50-60-ти.
Таежная база
Работает здесь смотрителем/распорядителем. Сам родом из Амурской области, год назад уехал домой к дочерям, но началась «СВО» и владелец базы вместе с сыном попали под мобилизацию. Тогда супруга (она же мать) мобилизованных позвонила Игорю и сказала «приезжай, без тебя не справиться». Вот и живет теперь с лошадью, двумя собаками и кучей кошек.
Елка по-сукпайски, украшенная компакт-дисками
Кошки, кстати, опасные: куриную кость, нечаянно уроненную со стола, подхватят на лету, да перегрызут тут же – настоящие дальневосточные коты. А еще они сидят возле домика, где мы остановились, и мяукают, когда ты выходишь – мол, дай пожрать! А вот если заходить в дом, то молчат – понимают.
Те самые кошки
То, что мы сняли домик на базе – это правильно. Света в нем хоть и нет (LED-освещение от солнечных батарей не в счет), но «буржуйка» греет, а за окном – 40. Чтобы не бегать к машине, ставим брелоки в режим «прогрев каждые четыре часа» и понеслось: UNO, нарды, «разговоры разговариваем». Завтра – на рыбалку.
На лед!
До реки Сукпай, скованной льдом, не больше километра – загружаем в сани-волокуши все необходимое и отправляемся на рыбалку.
На льду Сукпая
Через минут 40, выйдя на лед, и подобрав место под «завалом» (в этом смысле горная рыбалка зимой мало чем отличается от осенне-летне-весенней – выбираем те места, где любит прятаться рыба), ставим палатку без дна – в ней можно укрыться от ветра и отгородить рыбу от солнечного света, который может пробиться через пробуренную лунку и вспугнуть рыбу, и бурим лунки.
Алексей за работой
Тут стоит сказать, что у нас с собой был мотобур. Без него было бы тяжело – лед на Сукпае хоть и метра не достиг, но вручную было бы сложно.
Владелец бура – Алексей, кстати, также впервые оказавшийся на зимней горной рыбалке, провел разъяснительную работу: ножи для бура на "горняшке" (горная рыбалка - прим. ред.) подходят любые, а вот для бурения на Амуре далеко не все - лед на главной дальневосточной реке и «горняшке» абсолютно разный.
В ожидании рыбы
Стоит ли говорить, что мы ничего не поймали? Не помог ни короед, ни крючки «нужной формы». Ничего. Хотя, справедливости ради, поклевка была, и не единожды. Впрочем, рыбалка – это же не всегда про улов.
Возвращались с твердым желанием вернуться по весне и «наказать всю рыбу». На базе устроили чемпионат по нардам. Я, кстати, выиграл.
Вид на реку Хор, в которую впадает Сукпай
Смотритель Игорь успокоил: мол, не вы первые, кто возвращается с «сухими канами» (кан – емкость для рыбы - прим.ред). Во-первых, близость к населенному пункту практически всегда означает, что рыбы здесь нет – ее попросту выловили местные. К тому же хариус с ленком – рыба достаточно привередливая: то солнце слишком ярко светит, то вода недостаточно мутная, то температура неподходящая. И если на осенней или летней рыбалке ты можешь спокойно поменять локацию, выбрав на реке более подходящую яму или залом, где в горных реках любит прятаться хариус, то на зимней для этого приходится бурить новые лунки.
Развитие импортозамещающих производств в усложнившихся экономических условиях приобрело стратегическое значение. ЕastRussia наблюдает за работой дальневосточных предприятий, стремящихся восполнить дефицит и наполнить рынок отечественной продукцией.
Предприятие «Союзкомпозит» за счет реализации нового инвестпроекта сможет увеличить производство ДКП до 1000 тонн ежегодно (рост производственных мощностей составит 250 тонн), будет создано пять новых рабочих мест (штат сотрудников увеличится до 30 человек). Налоговые отчисления в бюджет края составят 17,5 млн рублей за пять лет, выручка увеличится на 58 млн рублей в год.
Линия по производству террасной доски
фото: EastRussia
Древесно-полимерный композит торговой марки SEQUOIA по сравнению с натуральной древесиной имеет более высокую прочность и долговечность, водонепроницаемость, огнестойкость, устойчивость к плесени и насекомым. Новая продукция поможет сократить потребления сырья. При производстве главным образом используется натуральная древесная мука и высокоплотный полиэтилен. В производстве композитного материала на предприятии практически не используются импортные материалы. Новая линейка материалов будет более атмосферостойкая и иметь значительное сходство с натуральным деревом по тактильным и визуальным ощущениям.
Как рассказал главный инженер компании «Союзкомпозит» Александр Ковалев, продукцию в основном производят из опилков лиственницы, поставляемых из Комсомольска-на-Амуре, пластик получают также от предприятий края – уже очищенный. Добавку, защищающую производимый материал от вредного воздействия солнечных лучей, заказывают в Китае. Это – единственный импортный компонент.
«Ультрафиолетовая защита – это очень дорого, и некоторые недобросовестные производители экономят на этом. Раньше мы все ввозили из Китая, а теперь производим сами – под брендом “Секвойя”. Древесно-полимерный композит может прослужить 50 лет в теории, но так как его выпускаем относительно недавно, реально это еще не проверено. Гарантию даем 25 лет, потом материал можно направить на переработку и вторичное использование», – рассказывает он, добавляя, что на Дальнем Востоке конкурентов у компании нет, а продукция предприятия поставляется потребителям из соседних регионов, а также по всей России, где пользуется большим спросом.
фото: EastRussia
Из древесно-полимерного композита ООО «Союзкомпозит» производит террасную доску и лаги, перила, столбы и балясины для ограждений, доски для заборов, ступени для лестниц, фасадные системы. Чаще всего эту продукцию используют для благоустройства придомовой территории.
Увеличить количество поставок изделий из композитного материала компания сможет за счет расширения производства: в рамках софинансирования 50/50 будет получен льготный пятилетний заем 20 млн рублей на более современное оборудование для выпуска новой линейки продукции из древесно-полимерного композита.
Как отметила и.о. директора Фонда развития промышленности Хабаровского края Татьяна Веретенникова, «Союзкомплекту» не сложно получить поддержку – это действующее производство, зарекомендовавшее себя на рынке.
«Мы не финансируем стартапы и убыточные предприятия, текущее финансовое состояние предприятия должно быть стабильным – мы должны быть уверены, что предприятие вернет полученные средства. Деньги будут выделены из регионального бюджета – 20 млн рублей на покупку технологического оборудования, также 20 млн рублей предприятие вкладывает самостоятельно на развитие своего производства. Займ сроком до пяти лет под 5% годовых с возможностью досрочного погашения. Первые три года предприятие выплачивает только проценты, основное тело займа погашается в последние два года», – уточнила Веретенникова.
фото: EastRussia
Краевой Фонд развития промышленности уже пять лет оказывает поддержку предприятиям обрабатывающего производства. Компании получают льготные займы на развитие и модернизацию производства, покупку и реконструкцию технологического оборудования. Минимальная сумма – пять млн рублей, максимальная – пять млрд рублей (выдается федеральным Фондом развития промышленности при содействии регионального).
В 2022 году в региональный фонд было подано 16 заявок, деньги получили четыре компании, прошли согласование восемь – вскоре они получат средства. По словам Татьяны Веретенниковой, от подачи заявки до получения средств может пройти до полугода, региональные займы выдают быстрее – тут срок до двух месяцев.
«Сроки стараемся не затягивать. Мы продолжаем выдавать предприятиям льготные займы для реализации проектов по приоритетным направлениям российской промышленности. Предприятия могут рассчитывать на займы в сумме от пяти до 100 млн рублей с процентной ставкой 1-5%. И сейчас они как никогда более привлекательны для предприятий», – отметила Татьяна Веретенникова.
В 2022-2023 годах из краевого и федерального бюджетов выделено 268,5 млн рублей на финансирование деятельности регионального Фонда развития промышленности.
Комитет по труду и занятости Хабаровского края совместно с Центром занятости решились на эксперимент, который должен помочь с трудоустройством тем, кто самостоятельно освоил ту или иную профессию, тем, кто пусть и работал по специальности, но делал это долгое время без официального трудоустройства и подтверждения навыков. Профессиональный экзамен платный, оплатить его может либо сам работник, либо его работодатель. Но если у человека нет работы и, соответственно, денег, то государство ему поможет через механизм сертификатов.
– Идею, как часто это бывает, подбросила жизнь, – рассказывает Наталья Мартыненко, заместитель председателя комитета по труду и занятости правительства Хабаровского края. – Разговаривали как-то с директором местного завода железобетонных конструкций, и он пожаловался, мол умеющих, грамотных сварщиков не найти, а иногда приходят с корочкой об образовании, полученной еще в 90-х, говорит, что всё умеет, но работал в «шарашке» без оформления. Как его на работу брать? Обучать времени нет, надо сразу «к станку» и чтобы без брака. Реалии сегодняшней жизни таковы, что вкладываться в обучение человека принимаемого на работу, работодатель не готов.
Наталья Мартыненко, заместитель председателя комитета по труду и занятости правительства Хабаровского края
фото: EastRussia
Эта беседа и стала отправной точкой для кропотливой разработки, опросов людей, находящихся в поиске работы, обсуждения с профильными ведомствами. Результатом этой работы можно воспользоваться уже сегодня – но не каждому. Чтобы получить сертификат на прохождение квалификационного экзамена, человек должен быть зарегистрирован в Центре занятости как безработный и находящийся в поиске работы.
На 2023 год уже выделено финансирование 400 тыс. рублей – эти деньги получат центры оценки квалификации, для самого гражданина услуга будет бесплатной.
Как это работает? Гражданин обращается в Центр занятости и пишет заявление. После проверки – соблюдены ли все условия, обратившемуся предлагают на выбор Центр оценки квалификации (ЦОК). Он идет туда, заключает договор, в котором прописывается сумма, которую необходимо заплатить за конкретный экзамен – она для каждой специальности своя от 10 до 20 тысяч рублей – и с этим договором возвращается в Центр занятости, где получает сертификат на указанную в договоре сумму. Сдаёт экзамен, и, уже улучшив свои позиции, как специалиста, получает поддержку в поиске нового места работы.
– Что даёт этак услуга? Она позволит гражданам, которые трудоустроены вне правового поля, по «серым» схемам, она позволит им легализоваться и подтвердить ту квалификацию, которая не указана у него в трудовой книжке, – рассказывает директор Центра занятости Хабаровска и Хабаровского района Елена Даниленко. – Например, человек работал сварщиком без оформления трудовых отношений, записи в трудовой книжке нет. Когда он вдруг захочет устроиться официально, как он сможет подтвердить работодателю, то, что он на самом деле классный специалист? Кто поверит на слово? А так он проходит экзамен, который оценивают независимые эксперты, и получает официальный документ о его квалификации. При этом наличие документов о профессиональном образовании необязательно. Сертификат на квалификационный экзамен может получить и тот, кто, допустим, освоил профессию самостоятельно.
Елена Даниленко, директор Центра занятости Хабаровска и Хабаровского района
фото: EastRussia
Может случиться и так, что человек провалит экзамен. Повторно получить сертификат на прохождение квалификационной оценки он сможет не раньше, чем через год. В Хабаровском крае действует шесть Центров оценки квалификации и 20 экзаменационных площадок, на которых можно пройти экзамен по различным направлениям.
В списке квалификаций, которые можно подтвердить экзаменом – 440 видов деятельности и специализаций. Это в первую очередь те профессии, которые требуют наличие такого подтверждения с точки зрения законодательства – подъёмно-транспортное оборудование (включая лифтовое хозяйство), сварщики, причем не всегда это касается именно рабочих специальностей – квалификационный экзамен могут сдать и бухгалтеры, и аудиторы, косметологи.
Важный момент – после сдачи квалификационного экзамена, информация об этом попадает в Единый российский реестр специалистов. Речь идёт о базе данных федерального уровня, доступной во всех субъектах РФ. Любой работодатель, например, в Республике Коми может увидеть, что пришедший к нему специалист подтвердил свою квалификацию, сдав экзамен в Хабаровске. Работнику такая запись повышает его конкурентоспособность на рынке труда.
фото: EastRussia
– Есть ряд профессий и специальностей, где документ об образовании можно получить, посетив курсы, или некую школу: те же косметологи, например, или парикмахеры и документы, которые они получают, это отраслевые сертификаты, – поясняет Наталья Мартыненко. – Такие сертификаты подтверждают, что человек прошёл какое-то образование и может предоставлять услуги определенного рода. Но когда мы говорим о профессиональном экзамене в рамках независимой оценки квалификации, мы понимаем, что человек сдаёт теоретическую часть, сдаёт практическую и его знания, умения, навыки подтверждаются на предмет соответствия профессиональному стандарту!
Если востребованность сертификатов на платный профессиональный экзамен окажется высокой, на следующий год комитет по труду и занятости правительства Хабаровского края заложит в бюджет больше средств. В 2023 его смогут пройти примерно 40 человек, если принять за отсчет стоимость экзамена в 10 тыс. рублей, хотя испытание, например, для сварщиков стоит в районе 18-19 тысяч.
Узнать стоимость конкретного экзамена можно, обратившись в соответствующий Центр оценки квалификации – как правило, у каждого них есть свой перечень специальностей, по которым они проводят профэкзамен. Список ЦОК на портале комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края.