Ресторанам предложили разрешить продавать алкогольную продукцию навынос. Мера может помочь ресторанной индустрии увеличить доходность, а также будет способствовать продвижению отечественного вина.
Как сообщает РБК, с такой инициативой в кабмин обратились бизнес-омбудсмен Борис Титов совместно с Федерацией рестораторов и отельеров. Согласно действующему законодательству, предприятия общепита и магазины должны получать разные лицензии на торговлю алкоголем. При этом в ресторанах нельзя продавать спиртное без вскрытия бутылок, а торговля навынос вообще запрещена.
Алкогольная лицензия для заведений общественного питания более строгая и имеет больше специфических требований к помещению, чем у магазинов. В обращении сказано, что общепиту нужно разрешить продавать спиртное навынос, предусмотрев те же ограничения, которые действуют в магазинах, — продажа алкоголя только совершеннолетним и в разрешенные для этого часы.
По мнению экспертов, инициатива не принесет существенную выгоду рестораторам, которые, как правило, продают спиртное со значительно более высокой наценкой, чем в рознице – в два-три раза дороже. При этом далеко не каждый россиянин может позволить себе сходить в ресторан.
В среднем россияне едят гораздо меньше морепродуктов, чем рекомендованные Минздравом 28 кг. Если потребление мяса в последние годы обновляет рекорды, то рыбная категория в лучшем случае остается примерно на одном уровне – 20-22 кг на человека ежегодно. Популяризация дальневосточной рыбы с целью насыщения внутреннего рынка стала одной из тем Дня сельского хозяйства на выставке «Россия», проходящей в Москве на ВДНХ. Лейтмотив – участникам всей цепи поставок рыбной продукции нужно консолидировать усилия по продвижению морепродуктов, а государству поддержать отрасль, которую не обошли стороной финансовые проблемы.
У молодежи рыба не в почете
По оперативным данным Росстата, за 2023 год производство рыбной продукции достигло 4,4 млн т, что на 6% больше результата за предыдущий год.
Между тем, рассказала заместитель руководителя Роскачества Ольга Шанаева, по отдельным социально-возрастным группам фиксируется снижение частоты покупок рыбы. Сегодня едят рыбопродукцию один раз в неделю и чаще 42% россиян. Это в 1,6 раза меньше, чем пять лет назад (в 2018 году – 68%). Потребление рыбы один раз в месяц и реже характерно почти для трети населения.
Чаще других включают рыбопродукцию в свой рацион люди старше 45 лет. В то же время уровень еженедельного потребления рыбы среди молодежи не только ниже, но и быстрее снижается. За пять лет этот показатель сократился 2,5 раза: в 2018 году он составлял 55%, в 2023-м – 31%.
«Здесь как мы видим прежде всего нужно ориентироваться на молодое поколение, именно оно является драйвером потребления как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной. Складывающееся отношение молодежи к рыбе (более частый отказ от потребления, отсутствие культуры приготовления, осведомленности о разнообразии рыбы) создает риски для отрасли», – заявила Ольга Шанаева.
Вместе с тем молодое поколение не столь далеко от морепродуктов: считается, что люди в возрасте от 18 до 24 лет являются главными любителями суши. Сегодня молодежь не хочет заниматься чисткой, разделкой рыбы, сложным ее приготовлением, соглашается руководитель отдела продаж Рыбное производство сети «Гипер-Глобус» Олег Рябов, и этот факт следует учитывать производителям и ритейлу.
«У той же курицы продаются отдельно ноги, крылья, филе. По рыбе это тоже есть, но в меньших объемах. Мы заметили, что чем больше даем покупателю готового продукта, тем он интереснее воспринимается», – уточнил он.
Распробовать минтай на вкус
В среднем россияне потребляют пять видов рыбы, сообщают в Роскачестве. В топ-5 входит скумбрия (46%), сельдь (46%), горбуша (44%), минтай (40%), форель (37%).
Стоит сказать, что в 2022 году на Дальнем Востоке добыто 1,9 млн тонн минтая, при этом на внутренний рынок поставлено всего лишь 183 тыс. тонн (по предварительным итогам 2023 года – 200 тыс. тонн). Сейчас годовое потребление этой рыбы в России составляет без малого 1,3 кг на человека.
«Это немало, но мы видим, что есть куда расти», – признает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.
Согласно опросу, из тех, кто говорил о недостатках минтаевой продукции, в 30% ответах указали на то, что им предпочтителен вид другой рыбы. Еще 19% отметили, что не нравится вкус минтая, а 15% – запах.
Исследование барьеров потребления показало, свидетельствуют в АДМ, что основные из них обусловлены эмоциональными факторами, связанными с восприятием минтая потребителем, например, как рыбы для кошек.
«Возможно влияет негативное воспоминание из детства: в детских садах готовили не вкусно, – не исключил Олег Рябов. – В школах это тоже не особо популяризировалось».
Изменить потребительскую картину в лучшую сторону – одна из ключевых целей программы «Дальневосточный минтай», пояснил Алексей Буглак. Речь, в частности, идет об информировании потребителей о современных технологиях промысла и переработки, в том числе особенностях морской заморозки рыбы, благодаря которой сохраняются полезные свойства и вкусовые качества. Например, с участием известного шеф-повара на Камчатке был снят документальный сериал о промысле и переработке минтая. Его посмотрели около двух млн человек. Кроме того, реализованы коллаборации с блогерами различного уровня.
Как проинформировал Алексей Буглак, в этом году особое внимание планируется уделить событийному маркетингу и совместным проектам с участниками цепочки поставок, в том числе переработчиками и ритейлом.
«Мы видим потенциал расширения воронки спроса, что может дать ощутимый прирост потребления минтая. Во-первых, за счет увеличения доли регулярных потребителей рыбы. Во-вторых, за счет увеличения в этой доли потребителей минтая. В-третьих, за счет частоты покупки», – обозначил направления президент АДМ.
Морепродуктам пропишут дорожную карту
Зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Сахарова сообщила, что в настоящий момент ведется разработка дорожной карты по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года.
«Сейчас требуется предусмотреть мероприятия по увеличению доступности рыбной продукции для конечного потребителя в различных регионах страны», – подчеркнула она, добавив, что важно выработать эффективный механизм, обеспечивающий бесперебойное поступление улова из отдаленных районов промысла на перерабатывающие предприятия и в торговую сеть.
Основной объем перевозки морепродуктов с Дальнего Востока, где добывается 2/3 рыбы, в центральные регионы страны осуществляется железнодорожным транспортом. В то же время, отметила сенатор, в пик сезона, связанного с путиной, повышается цена услуги предоставления вагона под доставку морепродуктов. Это сказывается на конечной стоимости рыбы.
«Нужно проанализировать, как можно повлиять на ситуацию, и достаточно ли специализированного подвижного состава для снижения пиковых нагрузок», – подчеркнула Татьяна Сахарова.
Хотя тариф РЖД фиксированный, он индексируется на основе распоряжения правительства, стоимость услуги предоставления оператором вагона под перевозку груза формируется на рыночных условиях. Что касается подвижного состава, то все больше рыбы на станциях ДВЖД грузится в специализированные контейнеры, в то время как погрузка морепродуктов в рефрижераторных секциях и вагонах-термосах сокращается вследствие старения парка.
В 2000-м на сети железных дорог насчитывалось порядка десяти тыс. исправных рефвагонов, к 2022 году их осталось примерно три тыс. единиц. Хотя рефсекции для определенных грузоотправителей выгоднее – они вмещают больше рыбы, чем 20-футовый контейнер – их выпуск не осуществлялся более 30 лет.
В настоящее время есть несколько новых разработок вагонов для перевозок скоропортящихся грузов, требующих защиты (охлаждения, отопления) от воздействия высоких или низких температур наружного воздуха. Но какое место они займут на рынке, сказать сложно, да и сами производители пока не знают, насколько готов российский рынок к приобретению такого подвижного состава, рассказал представитель одной из вагоностроительных компаний.
Сдерживающим фактором может оказаться высокая цена такого парка. Так, ориентировочная стоимость автономного рефрижераторного вагона модели 16-2155 называлась в районе 16 млн рублей. На себестоимость производства особенно влияет наличие импортного комплектующего, в частности холодильно-обогревательной установки.
В качестве меры господдержки сейчас продолжается субсидирование железнодорожных перевозок рыбной продукции с Дальнего Востока, отметил замглавы Росрыболовства Василий Соколов. Пока дотации действуют при отправках минтая, в то же время рассматривается вопрос расширения субсидий на доставку других видов рыб (сельди, лососевых, сардин иваси), проинформировал он.
Чтобы улов не прошел мимо сетей
Согласно расчетам аналитического центра Рыбного союза, логистика от Дальнего Востока до Москвы занимает 6-14% в стоимости рыбы на магазинной полке. На ее доставку до распределительного центра приходится еще 3-4%. Фасовка рыбопродукции – это 11-17% конечной цены, наценка же торговых сетей варьируется от 15 до 26%. Собственно, выручка рыбака – это 45-55% стоимости в рознице.
При этом рыба в магазинах стоит недешево, отмечает Татьяна Сахарова. В декабре в столичном регионе кета продавалась в среднем по 609 рублей за один кг, а неразделанная горбуша – по 339 рублей. По мнению сенатора, необходимо разложить состав цены на составляющие и понять, где нужно регулирование, но не административно-командными, а экономически мотивационными методами.
Несмотря на существенную торговую наценку, работать с рыбой непросто, утверждают представители ритейла. Морепродукты – это та категория товаров, с которыми связаны наибольшие затраты, свидетельствует директор по категорийному менеджменту «Свежая продукция и Ультра фреш» ОАО «Агроторг» (сеть «Пятерочка»; входит в Х5 Group) Наталья Богданова.
«Мы понимаем, что рыбная промышленность на сегодняшний день – отрасль, где инвестиции быстро не отбиваются. Понимаем себестоимость продукции, что в стоимости заложены высокие расходы при производстве товаров», – рассказала Наталья Богданова.
Еще до выхода торговой сети в ДФО ритейлер приобретал рыбу у одной из дальневосточных компаний, которая затем разорилась, добавила она. К финансовым проблемам приводит ряд факторов, в том числе негативно сказывается удорожание заемных средств. Рыбная отрасль сильно отличается от своих конкурентов по белковой корзине, обращает внимание председатель Рыбного союза Александр Панин, в том числе отсутствием доступа к целому комплексу мер господдержки, которыми как минимум 15 лет пользуются производители мяса и птицы.
«Все-таки мясо, курица, индейка, кролик, во-первых, производятся в местах массового потребления или близко к этим местам. Это не как в случае с Дальним Востоком, [где ведется промысел], а в центре проживает основное население. И даже Мурманск – не самое близкое место. И второе, это структура продаж. Все же мясное производство в первую очередь направлено на внутренний рынок, и превентивные меры [господдержки] были приняты в отношении импорта, как раз в этой части они сработали, в то время как рыбная продукция, которая добывается в отдаленных районах…это предмет международного спроса», – сказал Александр Панин.
По словам Натальи Богдановой, на днях на Дальнем Востоке открылся сотый магазин «Пятерочки». Однако приобрести рыбу в регионе для сети до сих пор затруднительно, хотя компания намерена выстраивать отношения с рыбаками.
«Мы готовы не просто заключать договоры на поставку, а брать на себя обязательства с точки зрения долгосрочного планирования и объемов, ваших производств, вместе развивать и культуру потребления, и категорию», – заявила менеджер.
Рыба – сложный для продвижения продукт, требующий вовлечения всех сторон: и того, кто добывает, и кто перевозит, и кто продает, рассуждает Василий Соколов. В качестве примера он привел прошлогоднюю лососевую путину. Одной из столичных компаний через месяц после завершения промыслового сезона нужно было срочно приобрести небольшую партию кижуча.
«Но на Дальнем Востоке мы уже его не найдем, вся рыба разошлась. Два месяца промысел, и дальше нужно искать ее в холодильниках. Это сложный вопрос», – объяснил замглавы Росрыболовства.
С другой стороны, приближается мойвенная путина. Выделяется существенный объем квот – порядка 80 тыс. тонн против 25 тыс. в прошлом году.
«До сих пор мойву не смогли продать с прошлого года, а сейчас ее будет больше в три раза. От активности торговых сетей очень многое зависит», – резюмировал Василий Соколов.
Говоря об увеличении потребления рыбной продукции, Ольга Шанаева выделила несколько действий. Это повышение осведомленности россиян о пользе морепродуктов, критериях качества и потребительских свойствах; долгосрочные совместные маркетинговые и коммуникационные кампании; популяризация недооцененных видов рыбы, продвижение тех видов биоресурсов, которые имеет перспективы увеличения вылова.
При этом разумно, чтобы все это осуществлялось на фоне наличия в торговых сетях продукта, соответствующего покупательной способности населения, убеждена замруководителя Роскачества. Рыбакам и ритейлу надо сотрудничать в данном направлении, здесь обоюдный интерес.
На Дальний Восток зашёл федеральный ретейлер X5 Group с оборотом в десятки раз больше, чем у самых крупных местных сетей. Что думают об этом дальневосточные ретейлеры, и как изменится рынок с появлением нового мощного конкурента, выясняло EastRussia.
X5 Group открыл первые магазины во Владивостоке 23 марта. А 24 марта «красную ленточку» перережут в Хабаровске. Это только начало экспансии ретейл-гиганта в Дальневосточном регионе – событие, которого ждали много лет – покупатели с нетерпением, местные ретейлеры как раз напротив.
«Сегодня мы открыли первые магазины «Пятёрочка» на Дальнем Востоке. Это долгожданное, историческое событие для нас. Мы тщательно готовились к нему, выстраивали логистику, чтобы обеспечить бесперебойные поставки и дать жителям выгодные цены на широкий ассортимент товаров. Мы первые из федерального продуктового ретейла на этой земле», - цитирует пресс-служба X5 Group генерального директора торговой сети «Пятёрочка» Владислава Курбатова.
Всего в 2023 году X5 планирует открыть около 150 магазинов в регионе.
До сих пор в продуктовой рознице ДФО основная борьба разворачивалась между сетями «Реми» и «Самбери». Как уточнило агентство, на данный момент приморская сеть «Реми» насчитывает 65 магазинов в регионах ДФО, её хабаровский конкурент «Самбери» - 61 магазин.
Особенно активную экспансию с 2018 года вёл приморский ретейлер, открывший новые точки в Сахалинской области и Хабаровском крае. В 2021 году он начал развивать формат «Реми Сити». Новая концепция отличалась широким ассортиментом, в том числе товаров собственного производства, и присутствием на торговых площадях якорных арендаторов – кафе и магазинов.
В эконом-формате «Реми» известен сетью дискаунтеров «Экономыч». А «Самбери» представляет хард-дискаунтеры «Близкий», помимо этого развивая и свою сеть минимаркетов «у дома» под брендом «Раз Два».
Постепенно более слабые игроки сдавались под натиском конкурентов. «Самбери» поглотил приморскую сеть «Фреш 25». Гипермаркеты «Реми» открылись на месте бывших магазинов сети «Парус».
И вот появляется новый игрок федерального масштаба, который, по многочисленным прогнозам, может перекроить рынок дальневосточного ретейла. Х5 Group управляет магазинами «у дома» «Пятёрочка» (около 17 тысяч магазинов в стране), супермаркетами «Перекресток», гипермаркетами «Карусель» и дискаунтерами под брендом «Чижик». По итогам 2022 года выручка группы увеличилась на 18,2%, до 2,6 трлн рублей. Чистая прибыль выросла на 7,7%, до 52,2 млрд рублей.
«Годовой оборот «Пятёрочки» в 75 раз больше оборота нашей сети. Конечно, это мощный конкурент», - комментирует владелец «Реми» Дмитрий Сулеев.
По его словам, закупочная сила – основное преимущество «федералов». Чем крупнее ретейлер, тем лучшие условия дают ему поставщики. Соответственно, крупная федеральная сеть обладает большим пространством для манёвров и демпинга – например, может демпинговать, опуская цены на бананы до 50 рублей и продавать их «в минус», а зарабатывать на подсолнечном масле и других товарах.
«Распространённая стратегия, когда, осуществляя экспансию, ретейлер рассчитывает на плановые убытки в течение трёх лет, чтобы «убить» местную розницу или значительно пошатнуть её позиции для того, чтобы потом приобрести дешевле. Затем, как правило, он поднимает цены. Эту ситуацию мы можем наблюдать на примере других регионов. И так сделал бы каждый», - поясняет Дмитрий Сулеев.
Основатель сети «Самбери» Юрий Егоров отметил, что приход Х5 Group на Дальний Восток, конечно, заставит поволноваться местных игроков, но «рынка хватит на всех».
«Понятно, что дальневосточным ретейлерам придётся пересмотреть свои расходы и какие-то бизнес-процессы, но рынка хватит на всех, надо только думать, как лучше сделать предложение нашему любимому клиенту», - комментирует Егоров.
Конкурировать будут модели бизнеса
Х5 Group «раскачает» дальневосточный ретейл, уверен член наблюдательного совета Х5 Group, совладелец сети ДНС, сооснователь сети магазинов у дома «Квартет вкусов» Дмитрий Алексеев.
«Думаю, что «Пятёрочка» привнесет на Дальний Восток добавочный элемент конкуренции, потому то те практики построения розничных сетей и в целом стандарты розничной отрасли, с которыми умеют работать федеральные ретейлеры, прежде были недоступны у нас в регионе. Для кого это будет лучше, а для кого хуже, - покажет время. Но в любом случае, выиграет потребитель, потому что именно за потребителя идёт борьба», - комментирует Алексеев.
Розничная торговля – большой спектр бизнес-процессов, в которых можно совершенствоваться, подчёркивает собеседник. Это и стандарты организации магазинов, и самой розничной торговли, а также взаимоотношения с поставщиками, оптимальное представление товаров, чтобы, с одной стороны, на полках их было много, а с другой, не образовывалось излишков просроченной продукции. И здесь местным ретейлерам есть, чему поучиться у «Пятёрочки». По словам Алексеева, демпинг – далеко не единственный способ конкуренции, и не факт, что самый оптимальный. Конкурировать будут модели бизнеса.
«Обратите внимание, что в магазинах формата «Пятёрочки», а это все-таки придомовые супермаркеты, в отличии от местных крупных сетей нет прилавочной торговли. Это сильно меняет бизнес-процессы. Как сделать так, чтобы, с одной стороны, прилавков не было, потому что это довольно дорогая с точки зрения эксплуатации и продвижения часть розничного бизнеса, а с другой, позаботиться о том, чтобы покупатели не чувствовали дискомфорта из-за их отсутствия? Именно из таких нюансов состоит бизнес», - говорит глава ДНС.
Например, в отличии от «Пятёрочки» местные сети не практикуют доверительную приёмку товаров. А между тем это важная часть оптимизации цепочек поставок Х5 Group. Когда товары от надёжных поставщиков принимаются без пересчёта и контроля по качеству (физической обработки) и фиксируются в программе складского учета. Таких моментов большое количество.
При этом Дмитрий Алексеев считает, что магазины «Пятёрочки» в Приморье будут отличаться от магазинов на Западе и в центральной части России. Скажутся удалённость региона, дефицит подходящих торговых площадей и меньший выбор поставщиков. Региональная специфика отразится на модели бизнеса Х5 Group, и это, по словам Алексеева, «будет интересно».
Исполнительный директор ООО «Шамса-Маркет» Андрей Солониченко допускает, что присутствие мощного конкурента может повлиять на ценовую политику ретейлеров.
«Конечно, в наценке отразятся логистические расходы, поэтому цены в «Пятёрочке» на Дальнем Востоке будут отличаться. Но в целом, если говорить о ценовой политике местных сетей, то во многом её определяло отсутствие конкуренции. И лично я вижу пространство для снижения цен», - комментирует Андрей Солониченко.
Пока не известно о планах «Пятёрочки» в Камчатском крае, где работает «Шамса-Маркет». Но собеседник полагает, что «ещё год-два», и Х5 Group откроет первый магазин в Петропавловске-Камчатском, ведь федеральная сеть уже охватила практически все регионы России, недоосвоенным остался только Дальний Восток.
Ходят слухи
В этой связи возможны самые неожиданные слияния и поглощения, считают эксперты. Ранее появились слухи о том, что Х5 Group намерена купить торговую сеть «Самбери». Такая же информация проходила в отношении сети «Реми». Но ни Дмитрий Сулеев, ни Юрий Егоров на данный момент её не подтвердили.
В то же время экспансия X5 Retail Group на Дальний Восток началась ещё до открытия магазинов «Пятёрочки». В августе 2022 года стало известно, что группа покупает доли 70% в торговых сетях «Красный Яр» и «Слата» в Восточной Сибири.
Годом ранее сибирские ретейлеры объединились в «Восточный союз» (управляющая компания «Восточные розничные сети»). Членами союза стали лидеры рынка – «Самбери», ГК «Красный Яр» и ГК «Слата», получив равные доли в компании 33,3%. Выходит, что на данный момент две из трёх компаний альянса, по сути, интегрированы в X5.
Заведующий лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов напоминает, что торговая сеть не может занимать более 25% рынка в границах субъекта, муниципального района и городского округа. Информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году, ежегодно размещается Росстатом на официальном сайте. Эти данные используются для расчета доли ретейлера в общем объеме продаж. При превышении установленного максимума компания не вправе покупать или арендовать новые торговые площади. Однако не всегда антимонопольное законодательство работает эффективно.
«Во многом ситуация будет зависеть от органов власти, потому что власть выше собственности, и она должна следить за соблюдением антимонопольного законодательства», - подчёркивает эксперт.
Дмитрий Сулеев отмечает, что рынок – «вещь неточная и труднопрогнозируемая», поэтому воздерживается от прогнозов.
По словам Дмитрия Алексеева, розничная торговля в ДФО далека от совершенства с точки зрения игроков, форматов и других аспектов. Рынок требует развития и будет развиваться.
«А кто на нём останется, и какая будет конфигурация - на самом деле, решит покупатель, который проголосует своим рублем», - заключает Алексеев.
Отметим, что в 2022 году Х5 открыла 2 тысячи 202 новых магазина, что было обусловлено расширением формата магазинов «у дома» и «жестких» дискаунтеров, а также благодаря «стратегическому партнёрству» с группами компаний «Красный Яр» и «Слата».