Приморский край увеличил налоговые ставки для резидентов игорной зоны «Приморье» во втором полугодии 2023 года. Поправки в местное законодательство о налоге на игорный бизнес были утверждены Законодательным собранием Приморья.
Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на результат заседания Законодательного собрания Приморского края, с июля по декабрь 2023 года налоговые ставки на «игровой стол» составят 105 тысяч рублей (вместо предыдущих 85 тысяч рублей за первое полугодие 2023 года), а на «игровой автомат» - 6,5 тысячи рублей (вместо предыдущих 5,5 тысяч рублей за первое полугодие 2023 года).
В 2022 году в Приморье действовали минимальные налоговые ставки на игорный бизнес в соответствии с федеральным законодательством: три тысячи рублей на «игровой автомат» и 50 тысяч рублей на «игровой стол».
Председатель комитета Законодательного собрания Приморья по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам, Галуст Ахоян, объяснил, что снижение налоговых ставок в период с 2020 по 2022 годы в 2,5 раза помогло инвесторам, которые инвестировали в открытие гостинично-развлекательных комплексов в игорной зоне, сохранить рабочие места и продолжить свою деятельность, несмотря на снижение потока туристов.
Ахоян также отметил, что в настоящее время ситуация с посещаемостью казино стабилизировалась, а количество посетителей в игорной зоне в первом квартале текущего года увеличилось на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря восстановлению внутреннего спроса и оживлению туристического рынка после пандемии. Поэтому депутаты поддержали решение по постепенному снижению мер поддержки и поэтапному увеличению налоговых ставок до исходного уровня, принятое правительством края.
Ранее было объявлено, что налоговые поступления от игорной деятельности в Приморье в 2022 году составили 34,5 миллиона рублей.
Игорная зона «Приморье» входит в состав туристического кластера в бухте Муравьиной Приморского края. На первом этапе планируется создать 12 гостиничных комплексов с казино на площади 263 гектара, а также развлекательные объекты для семейного и молодежного отдыха. Два первых объекта, казино «Tigre de Cristal» и «Шамбала», уже начали свою работу.
В настоящее время в России функционируют несколько игорных кластеров в разных регионах, таких как «Приморье» (Приморский край), «Красная Поляна» (Сочи), «Янтарная» (Калининградская область) и «Сибирская монета» (Алтай).
Проект изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий ограничения для резидентов преференциальных зон в части налоговых льгот, вызвал широкий резонанс. Оппоненты Минфина опасаются снижения инвестиционной привлекательности таких режимов. Против выносимых на обсуждение поправок выступает и Минвостокразвития.
Свести к одному
Минфином разработан законопроект, касающийся налогового регулирования преференциальных режимов. Документ предполагает в рамках льготного налогообложения ограничения для новых резидентов с 1 января 2025 года. В частности, предлагается ограничить сумму налоговых льгот (обычно речь идет о налогах на прибыль, имущество и землю) размером фактических расходов на капитальные вложения и НИОКР.
«Это связано с принципом справедливости. Мы, как государство, инвестируем рубль в виде налоговых расходов. Уважаемый бизнес, будьте добры, инвестируйте тоже рубль…Сам критерий один к одному является достаточно мягким», – говорит директор департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина РФ Денис Борисов.
Однако законопроект о донастройке налоговых льгот вызвал отрицательные отзывы. Высказываются опасения, что это может привести к ухудшению условий применения префрежимов, в том числе таких, как территория опережающего развития, Свободный порт Владивосток и Арктическая зона РФ.
Справка: По данным Минвостокразвития, за счет преференциальных зон на Дальнем Востоке и в Арктике к реализации запланировано более 3,5 тыс. проектов с объемом заявляемых инвестиций 9 трлн руб. и созданием 298 тыс. рабочих мест. В экономику макро-региона уже вложено 3,7 трлн руб. На сегодня реализовано 833 проекта.
По состоянию на 11 октября 2023 года в рамках режима ТОР осуществляют деятельность 742 резидента с общим объемом инвестиций по соглашениям 5,5 трлн руб. (фактически осуществлено инвестиций в размере 2,6 трлн руб.), в эксплуатацию введено 227 предприятий. В рамках режима СПВ действуют 2 тыс. резидентов с объемом инвестиций по соглашениям 1,6 трлн руб. (405 млрд руб.), введено в эксплуатацию 451 предприятие. В рамках режима АЗРФ зарегистрировано 664 резидента с объемом инвестиций по соглашениям 824 млрд руб. (109 млрд руб.), введено в эксплуатацию 138 предприятий.
Первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов подчеркнул, что законопроект не в полной мере учитывает социально-экономические особенности отдаленных регионов. «Принятие такого решения на наш взгляд негативно повлияет на резидентов, а именно на субъектов малого и среднего бизнеса, а также на инвесторов, реализующих инвестпроекты в отраслях с низким объемом капвложений. Это сфера услуг, общественного питания, туризм, IT-сфера и т.д., где относительно небольшие инвестиции, но большое количество людей. А одна из основных льгот, которая там есть – это страховые взносы – 7,6% на десять лет», – рассказал он.
Другой вопрос вызывает перечень ограничения номенклатуры финансовых средств, признаваемых капиталовложениями для расчета максимальной величины налоговых льгот. К примеру, предлагается не учитывать затраты, связанные с приобретением легковых автомобилей, прогулочных судов, организацией спортивных объектов, но, что более важно, с реконструкцией и строительством жилья.
«То есть мы развиваем Удокан (крупнейшее месторождения меди – прим. ред.) и там же строим жилые кварталы. То же самое относится в Амурскому газоперерабатывающему заводу, где «Газпром» строит огромное количество жилья, чтобы [работающие] люди там жили. И это предлагают не рассматривать при расчете инвестиций», – обеспокоен первый замглавы Минвостокразвития.
В условиях высокой волатильности представляется сомнительной целесообразность применять льготный механизм лишь при выполнении резидентом контролируемых показателей. «Если инвестор не выполняет условия по годам инвестиционного соглашения, которое заключается с ним, то в следующем году он не может рассчитывать на налоговые льготы. Понимаю, есть разные инвесторы, но мы же не можем не принимать во внимание те объективные факторы, которые у нас складываются по ходу жизни. Кто прогнозировал кризис, СВО, увеличение стоимости денег? Кто прогнозировал ключевую ставку в 15%, ставку по займу в 17-20%», – подчеркнул Гаджимагомед Гусейнов.
От сумы и от маржи
Как заверили в Минфине, за счет разработанной совместно с ФНС автоматизированной системы «Эффективность льгот» есть возможность получать независимую оценку того, как налоговые послабления влияют на финансово-экономические показатели налогоплательщиков. Так, сообщил Денис Борисов, в рамках дальневосточных ТОР по ряду отраслей операционная рентабельность превышает 30%, в то время как в среднем по российской экономике эта величина оценивается в 12-15%.
«Было бы все хорошо, мы не против, но проблема в том, что такие доходности получаются в условиях, когда по сути государство фактически субсидирует через налоговые расходы такой высокомаржинальный бизнес. Оно нам надо?», – считает представитель Минфина.
По его данным, три года назад объем налоговых расходов по ТОР в ДФО был более 10 млрд руб., в 2021-м он превысил 20 млрд, и есть прогноз на дальнейшее увеличение.
В Министерстве финансов не видят опасений по поводу ухудшения инвестиционной активности. Принцип, когда размер налоговых льгот ограничен фактическими капвложениями, уже реализован в региональных инвестиционных проектах (РИП) и специальных инвестиционных контрактах (СПИК), уточнил чиновник.
«Когда мы выдвигали эти условия, мы собирали статистику – у подавляющего числа резидентов уровень инвестиций кратно превышает объем получаемых ими налоговых льгот. Они все соответствуют этим критериям», – сказал Денис Борисов.
Между тем свои возражения высказали в Министерстве экономического развития РФ. «У меня 50 особых экономических зон, в них фактически инвестировано 1 трлн руб., а налоговых льгот на 124 млрд руб. Минфин, верните остальные деньги, если по такой логике идти», – рассуждает заместитель министра Дмитрий Вахруков.
По его мнению, цель стимулировать больше инвестиций на самом деле теряется в этой инициативе и более очевидной становится цель борьбы с недобросовестными резидентами. «Хорошо, покажите их нам. Принесите список этих резидентов, отдайте в регионы, в Минэк, и мы их выгоним, если они недобросовестные», – заявил Дмитрий Вахруков.
Регионы хотят постоянства
Реализация законопроекта станет дополнительным барьером на пути к привлечению инвестиций и в целом деятельности преференциальных зон, как эффективного инструмента развития экономики страны, полагает директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Михаил Лабудин.
«Исходя из опыта ОАЭ или стран ЕАЭС, преференциальные условия свободных экономических зон работают на привлечение инвесторов, а не наоборот. Только за последние недели мы получили информацию от представителей ОЭЗ, что порядка 20 проектов на сумму 15 млрд руб. находятся в зоне риска», – сказал Михаил Лабудин.
Подсчитано, что в случае принятия предложений Минфина потери инвестиций могут составить 236 млрд руб., проинформировал председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов. От регионов поступило 200 негативных отзывов на данный пакет поправок, уточнил он.
Сенатор предлагает снять этот законопроект с обсуждения в нынешней редакции и в координации с предпринимателями и главами субъектов РФ разработать новый документ. «На моем комитете мы его зарубим, не дадим положительного заключения», – пообещал он, добавив, что регионы крайне заинтересованы в том, чтобы у них льготные режимы существовали в прежнем качестве дальше.
Как бы то ни было, поправки Минфина заставили свежим взглядом посмотреть на преференциальные зоны, в том числе в ДФО. Сенатор Андрей Епишин предлагает распространить режим ТОР на весь Дальний Востоке. При этом, убежден он, надо сосредоточить льготы на тех проектах, которые создают постоянные рабочие места, закрепляют население на той или иной территории. Многие добывающие производства, предусматривая, главным образом, вахтовый метод работы, не сильно помогают регионам с точки зрения демографии, пояснил сенатор.
С ним согласен Гаджимагомед Гусейнов. «Сейчас у нас нет ограничений по расширению границ ТОР, но получается, все процессы, связанные с расширением границы занимают порядка шести месяцев. Но без расширения границы ТОР инвесторы не вкладывают деньги. Все, что будет [сделано] до ТОР, инвестор потом не сможет предъявить к возмещению. Следовательно, получается, что границы ТОР являются естественным препятствием для привлечения инвестиций на Дальний Восток», – заключил представитель Минвостокразвития.
Законодатели Забайкальского и Хабаровской краев на рубеже 2022—2023 годов решили пересмотреть налоговые режимы для недропользователей. В Забайкалье депутаты решили повысить с 2023 года налоговые ставки для добывающих компаний, которые станут резидентами ТОР или являются участниками РИП, а в Хабаровском крае – наоборот, понизить их для шести золотодобывающих компаний, инвестирующих в разработку месторождений на территории региона. Со вторым вариантом согласились не все.
Режим или нажим?
Тут нужны некоторые пояснения. ТОР – территория опережающего развития в особо оговоренных границах, резиденты ТОР реализуют на ней инвестиционные проекты, заключая специальных контракты (соглашения) с КРДВ (Корпорация развития Дальнего Востока). РИП – региональный инвестиционный проект. Как правило, региональные власти ведут реестры РИПов, а получить статус участника (инвестора) РИПа могут предприятия и организации из приоритетных с точки зрения региона отраслей.
На Дальнем Востоке для большинства регионов именно недропользование (добыча полезных ископаемых –олова и вольфрама, золота и меди, графита и платные, угля и нефти) является таким приоритетом. Специальные инвестиционные контракты (СИК) власти заключают с инвесторами, в них прописываются обязательства тех и других.
Для инвесторов это не только деньги (финансирование), но и создание рабочих места, сроки строительства объектов на тех или иных участках недрах и их запуска. С точки зрения налогов все режимы (ТОР, РИП, СИК) преференциальные, льготные для инвестора, но размеры и значения налоговых льгот могут колебаться в зависимости от параметров проекта, федеральной и региональной доли в том или ином налоге (налоги на прибыль, на имущество, страховых взносы и т.п.).
В Забайкальском крае в конце прошлого года решили, что пришло время изменить ставки налога на имущество и на прибыль для добывающих предприятий-участников ТОР и РИП. Правительство региона за счет этой меры планирует получить 10 млрд рублей поступлений в бюджет (только от повышения налогов для Быстринского проекта «Норникеля»).
Романсы и финансы
Министр финансов Забайкальского края Вера Антропова на заседании комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного собрания Забайкальского края рассказала, что изменения налоговых ставок затронут только добычу полезных ископаемых, а не перерабатывающие производства. Законопроектом предусматривается рост налоговой нагрузки для новых участников как ТОР, так РИП.
До этого года для новых резидентов РИП в Забайкалье в первые пять лет работы действовала ставка налога на прибыль в 0%, теперь она повышается до 5%. Ставку налога на прибыль во второй половине первого десятилетия работы подымают с 10% до 13%.
Ставки налога на прибыть для резидентов ТОР тоже выросли с 2% до 5% и с 10% до 12% в первую и вторую половину первого десятилетия работы над проектом. Налоги на прибыль не повышаются для уже зарегистрированных участников ТОР и РИП.
Исключение в регионе сделали только для Быстринского проекта «Норкникеля», в этом случае повышение ставок заранее согласовали с руководителями предприятия. Для него ставка вырастет с 0% до 3% и с 10% до 12% соответственно.
«С 2023 года вместо нулевой ставки ГОК будет платить налог по ставке 3% - и это принесет в краевую казну дополнительный доход в размере 1,9 миллиардов рублей. В последующие пять лет с 10% ставка будет увеличена до 12% - объем ожидаемых доходов составляет 8 миллиардов рублей, -- рассказала Вера Антропова в парламенте.
Нагрузка увеличивается и в части налогов на имущества, также для новых участников ТОР и РИП. «С января 2023 года для добывающих компаний—участников РИР в первые пять лет ставка не изменится, она остается на уровне 1,1%. Корректируем последующие пять лет — с 1,1 до 1,5%», -- рассказала Антропова парламентариям.Она добавила, что для новых резидентов ТОРов ставки налога для имущества подымутся с 0,3% до 0,5% и с 1,3 и 1,5% соответственно.
«Основная задача правительства края – стимулировать развитие перерабатывающей промышленности. Поэтому для переработки оставляем льготы, по добыче полезных ископаемых ставки несколько увеличиваем, но они тоже остаются льготными. Бюджету очень нужны доходы», -- сказала глава Минфина Забайкальского края.
Драйверы роста
Между тем Минэкономразвития Забайкальского края рассчитывает в 2023 году увеличить промышленное производство в регионе на 3,5% к уровню 2022 года. Там подсчитали, что основной рост обеспечит производство концентратов из полезных ископаемых, добываемых на территории региона.
«Считаем, что основное влияние на увеличение промышленного производства окажет добыча полезных ископаемых, занимающая наибольшую долю в структуре промышленного производства — 75,5%. Рост объемов будет обусловлен увеличением производства золотосодержащих, медных, железорудных, свинцовых и цинковых концентратов», -- рассказала первый заместитель министра экономического развития региона Жаргалма Бадмажапова.
По ее словам, в 2023 году в крае планируется открытие и расширение производств, поддержанных региональными властями в три предыдущие года. В Минэкономразвития Забайкалья отметили, что рост объема промышленного производства в 2022 году составил 102,5% к уровню 2021 года.
Забайкальский край присоединился к Дальневосточному федеральному округу в 2018 году. За это время в крае были созданы две ТОР -- «Краснокаменск» и «Забайкалье». В них вошли более 50 резидентов. Предполагаемые инвестиций – свыше 200 миллиардов рублей без учета второй очереди Удоканского месторождения. Уже инвестированы в проекты развития более 100 миллиардов рублей. Планируется создание 10 600 рабочих мест, создали – около 5000.
Крупнейшие проекты, реализуемые на территории Забайкалья, связаны с добычей полезных ископаемых. Это строительство разреза по добыче каменного угля на Зашуланском месторождении в Красночикойском районе; освоение Удоканского месторождения меди и Уконикского месторождения золота; вывод на проектную мощность золотодобывающего предприятия на месторождении «Наседкино» в Могочинском районе; строительство горно-обогатительного комбината по производству золоторудной продукции и железной руды на месторождении «Железный кряж» в Калганском районе; освоение Аргунского и Жерлового месторождений и строительство рудника №6 на Приаргунском производственном горно-химическом объединении.
По словам министра экономического развития региона Александра Бардалеева, среди участников РИПов -- ГРК «Быстринское», «Рудник Александровский», «Горнорудная компания Дархан», «Байкалруд», «Удоканская медь». «Рост объемов производства отмечен по добыче полезных ископаемых – 3,4 % в связи с увеличением добычи металлических руд на 3,7 %. Прочих полезных ископаемых - на 2,3 %, предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых возросло на 7,7 %, добыча угля увеличилась на 1,9%», -- сообщал глава Минэкономразвития по итогам 11 месяцев 2022 года.
Инвестиции в будущее региона
Губернатор Забайкальского края Александр Осипов по итогам ВЭФ-2022 в интервью «Интерфаксу» рассказал о соглашении на 60 млрд рублей инвестиций об освоении Култуминского полиметаллического месторождения (687 400 тонн меди, 132,7 тонны золота, 1100 тонн серебра, 35,3 млн тонн железа, прогнозные ресурсы – 487 100 тонн меди, 134,6 тонны золота, 1300 тонн серебра и 6 млн тонн железа и Чинейского месторождения ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд, которое долгие годы не разрабатывалось. Это проект принадлежит компании «Восток ГеоСервис» Владислава Свиблова.
На базе Култуминского золото-железо-медного месторождения (север края) планируется создание предприятия по производству медного золотосодержащего концентрата, а также сплава Доре. Разработка месторождения будет вестись открытым способом, а производительность ГОКа составит до 10 млн тонн руды в год. Первую руду планируют получить в 2024 году. Компания «Восток ГеоСервис» получила лицензию на Култуминское весной 2022 года по итогам аукциона. Цена превысила 2,6 млрд рублей.
С золотодобывающей компанией Nordgold власти Забайкалья подписали соглашение о разработке месторождения Бахтарнак, прогнозные ресурсы которого по Р1+Р2+Р3 оцениваются в 74 тонны рудного золота. Быстринское месторождение (юго-восток края) разрабатывается открытым способом. Отработка ведется на двух карьерах - Верхне-Ильдиканском и Быстринском-2, еще два карьера Медный чайник и Южно-Родственный будут введены в 2030 году.
На Удоканском медном месторождении в первую очередь было вложено 100 млрд рублей, вторая потребует в два раза больше вложений. Удокан – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире неразработанных месторождений меди. Мощность первой очереди ГМК на Удокане составит до 15 млн тонн руды с выпуском до 135 тыс. тонн меди в год. С учетом второй очереди объем переработки возрастет до 40 млн тонн руды в год. Стоимость I очереди освоения Удокана оценивалась в $2,9 млрд, II очереди - в $4 млрд.
Чинейское месторождение – одно из крупнейших в мире по запасам и прогнозным ресурсам железных и медных руд. Месторождение состоит из Магнитного участка (титаномагнетитовое месторождение, доказанные запасы 1 млрд тонн) и Рудного участка (медь и металлы платиновой группы, прогнозные ресурсы 80-114 млн тонн руды). «Забайкалстальинвест» затратил в 2004-2020 годах на геологоразведку месторождения 865 млн рублей. Планируется разработка Голевского месторождения свинцово-цинковых руд в Каларском районе, сообщил тогда губернатор Осипов.
На Забайкалье приходится более 10% полезных неуглеводородных ископаемых страны, уточнил глава края, добавив, что уровень изученности запасов - очень низкий. «Месторождений много: золоторудные, урановые, цветных металлов, 3 млрд тонн угля», -- сказал Осипов. В качестве примера освоения недр он привел золоторудное месторождение Наседкино, строительство ГОКа и инфраструктуры на котором заняло чуть больше года.
По словам губернатора, строительство второй очереди Удоканского проекта может начаться в 2024 году. По его оценке, в горнодобывающей отрасли «ничего критического не наблюдается». Осипов назвал горную добычу скелетом экономики региона наряду с транспортно-логистической отраслью. Обе демонстрируют бурный рост, отметил он.
Глава краевого Минэкономразвития оценивал инвестиции по проектам, которые обсуждались с заинтересованными сторона на ВЭФ-2022, в 150 млрд рублей. «Добыча полезных ископаемых является локомотивом в части рабочих мест и средней зарплаты на предприятии, которая порой приближается к 100 000 рублей. Плюс реализация проектов дает работу рядом с этими проектами – это порядка 30-40% от численности персонала, занятого на самих предприятиях», -- отмечал после ВЭФ Александр Бардалеев.
Хабаровский вариант: льготы золотодобытчикам в обмен на инвестиции
Законодательная дума Хабаровского края в конце января проголосовала за распространение льгот при реализации инвестиционных проектов на флагманские золотодобывающие компании. В перечень таких компаний попали шесть золотодобытчиков, работающих на территории региона.
Золотодобытчикам предложили налоговые льготы в виде снижения ставки по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Инициатива исходила от краевого правительства. Претендовать на облеченную налоговую загрузку смогут не все проекты, а только те, что соответствуют одновременно нескольким условиям.
Это должен быть РИП в сфере добычи руды или производства драгметаллов и объемом инвестиций не менее 2 млрд рублей за пять лет. Заявления на включение в краевой реестр РИПов нужно подать до июля 2023 года, а запустить производство не позже, чем через 6 лет после включения в реестр. Льгота по налогу на прибыль будет работать, согласно закону, до 1 января 2029 года. Льготы по налогам власти предоставят по инвестиционному соглашению, где будут оговорены обязательства инвестора.
Первый заместитель министра природных ресурсов Хабаровского края Андрей Ковальчук, выступая в краевом парламенте объяснил необходимость предоставления льгот снижением цен на золото и прибыли у золотодобывающих компаний, ростом затрат на производство, ужесточением условий привлечения банковского финансирования, сложностью и высокой стоимостью разработки новых месторождений на отдаленных территориях. В частности, в Ульчском, Верхнебуреинском, Аяно-Майском, имени Лазо и Полины Осипенко районах.
Потери краевого бюджета от льгот оцениваются в 7,8 млрд рублей, а предполагаемые доходы после завершения льготного периода в 18,5 млрд рублей. Заместитель председателя краевого правительства, министр экономического развития края Виктор Калашников настаивал в парламенте на том, что в условиях высокой неопределенности в экономике золотодобывающую отрасль нужно стимулировать. По его оценке, среди месторождений есть экономически нерентабельные, но если компании остаются и продолжают работать в регионе, то и край будет в плюсе.
«Край принимает на себя долгосрочные налоговые расходы. Это щедро. В то же время есть ожидания: создание в ответ производственной базы, которая будет генерировать и финансовые результаты, и занятость, и социальную поддержку территорий, на которых действует данное предприятие», -- сказала по поводу закона, внесенного правительством региона спикер краевой думы Ирина Зикунова.
Депутат Максим Кукушкин счел потери бюджета неоправданными и высказался против законопроекта. В своем Telegram-канале он объяснил неприятие льгот для золодобытчиков: «Опять видим поддержку крупных компаний, которые усиленно вычерпывают ресурсы, в частности, золото с нашего региона». По мнению оппозиционного депутата, шесть золотодобывающих компаний могут порадоваться: «при росте цены на золото они получат ещё более солидные доходы». Кукушкин отметил, что поддержка в этом случае пойдет не наукоемким, не импортозамещающим, а ресурсодобывающим предприятиям.
Санкционное давление называют одной из главных причин, по которым российский бизнес распробовал «офшоры» на островах Русский и Октябрьский. За один только непростой 2022-й год дальневосточный САР (специальный административный район) получил больше резидентов, чем за всё время своего существования с 2018 года. По оценкам экспертов, в новых санкционных реалиях популярность САРов продолжит расти.
Взрывной рост
«В текущих условиях зарубежные компании российских структур вынуждены искать способы защиты своих активов и продолжения деятельности. Будучи управляющей компанией САР на о. Русский, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики стремится создать максимально комфортные условия как в процессе редомициляции, так и в рамках текущей деятельности компаний. Сегодня можно с уверенностью говорить, что САР стал востребованным инструментом у бизнеса. В текущем году произошел взрывной рост интереса к САРу со стороны иностранных компаний с российским участием», - сообщил EastRussia директор департамента сопровождения САР КРДВ Павел Шейка.
В том, что в текущих экономических условиях и при росте санкционного давления на компании с российскими бенефициарами интерес к специальным административным районам усилится, уверен и директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
«Правительство все больше адаптирует САРы к новым санкциям: так, с марта 2022 года был упрощен переезд компаний, расширен список для личных фондов россиян и иностранцев, а также компаний, созданных до 1 марта 2022 года. В том числе приток новых резидентов будет происходить в условиях невозможности компаниям из России регистрировать в странах-членах Европейского Союза новые юрлица», - комментирует эксперт.
По его словам, дополнительный рост числа резидентов САРов также увеличится в связи с тем, что с 1 января 2023 года российские компании, у которых более 25% капитала принадлежит владельцам из офшоров, не смогут получить государственные субсидии и бюджетные инвестиции.
«В текущих условиях – это критический фактор для перевода компании в САР из иностранных юрисдикций», - отмечает Кабаков.
Директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов также соглашается, что роль САР в текущих условиях существенно возрастает.
«Заложенная преференционная законодательная база должна выступить не только драйвером регионального развития, но в значительной степени обеспечить развитие импортозамещающих производств, востребованных всей российской экономикой, - акцентирует он. - Важно отметить, что Минфин России не планирует сокращения налоговых льгот и преференций, предоставленных резидентам САР, что выступит благоприятным фактором в реализации долгосрочных инвестиционных проектов».
Защита активов
Напомним, изначально цели создания САР были направлены на деофшоризацию российской экономики и привлечение капиталов и инвестиций в РФ. Резиденты режимов «особого благоприятствования» получают льготы: отсутствие валютного контроля, снижение ставки налога на прибыль, возможность скрывать данные об учредителе и директоре в ЕГРЮЛ, режим «одного окна» для инвестора и другие.
«Регистрация в САР и получение статуса международной холдинговой компании позволяет компаниям иметь статус валютного нерезидента Российской Федерации, использовать льготы по налогу на прибыль (в частности, в разрезе доходов от продажи акций, дивидендов, процентов, роялти) и в целом иметь условия не хуже, чем в иностранных оффшорных юрисдикциях», - пояснили агентству в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
По данным КРДВ, сегодня у иностранных компаний, планирующих переезд в Россию, возникают ряд сложностей, связанных с ограниченной логистикой, санкционным давлением, отказом местных провайдеров/ регистраторов/ консультантов от сотрудничества.
«Введённые в текущем году правительством России временные меры по упрощению процедур редомициляции стали важным аспектом, поскольку без таких мер некоторые компании просто не смогли бы осуществить переезд в САР по формальной причине», - рассказали в Корпорации.
С 2018 года на территории Российской Федерации действуют два САРа. Это острова Русский (Приморский край) и Октябрьский (Калининградская область), где зарегистрированы 108 компаний.
При этом с января 2022 года количество сменивших прописку «офшоров» превысило данные 2021 года (34 компании). Только за 4 месяца 2022 года САРы принесли в российский бюджет РФ более 4 млрд рублей налоговых поступлений.
«Офшор» на о. Русском развивается пока не так активно, как на о. Октябрьском. Начиная с 2018 года, когда заработал особый налоговый режим, туда зашли 11 компаний, ранее находившиеся под иностранной юрисдикцией. Ещё одна находится в процессе регистрации. Интерес к регистрации в САР проявляют и российские холдинговые структуры, но пока ни одна российская компания не переехала, отметили в КРДВ.
В числе первых резидентов - международная компания «Финвижн Холдингс» Артура Аветисяна, основной акционер банка «Восточный», и «Доналинк» Андрея Мельниченко, главного бенефициара «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).
В 2021 году на Русский переехала «дочка» СУЭК «СУЭК ЛТД» .
10 декабря 2021 года Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики сообщила, что группа «Интеррос» завершила редомициляцию своей кипрской компании «Интеррос Капитал», которая контролирует 31,5% акций ГМК «Норильский никель».
А в непростом 2022-м году САР на о. Русском приобрёл больше резидентов, чем за всё время своего существования с 2018 года. Сразу 6 компаний пополнили реестр его участников.
В марте островную «прописку» получила «Уорлд Боат Сервис лтд», специализирующаяся на перевозке грузов морскими судами заграничного плавания. Затем АО «Вандл Холдингс Лимитед», через которую Саид Керимов владел 76,34% одной из крупнейших золотодобывающих компаний в России «Полюс», передислоцировалось с Кипра во Владивосток (позже попавший под санкции бизнесмен продал 29,99% «Полюса» «Группе Акрополь», а потом и вовсе пожертвовал 100% МКАО «Вандл Холдингс Лимитед» Фонду поддержки исламских организаций).
В июле резидентами приморского САР стали ООО «Хорвик», специализирующееся на деятельности холдинговых компаний и консультировании по вопросам коммерческой деятельности и управления, а также ООО «Руссоль лимитед» - крупнейший частный производитель соли в России.
В августе реестр резидентов пополнило ООО «Алтрасо Венчурз» - основной владелец «Восточной горнорудной компании».
В сентябре ООО редомициляцию завершило ООО «Рашмор», владеющее сетью школ английского языка Ufirst.
По состоянию на 1 полугодие 2022 года участники САР на о. Русский создали 27 рабочих мест, осуществили инвестиции на сумму 388 млн рублей и уплатили более 2,2 млрд рублей в бюджеты различных уровней, из них более 1,3 млрд рублей в бюджет Приморского края.
Дискурс поменялся
Нельзя не отметить, что о преференции специальных административных районов было сломано немало копий.
Некоторые эксперты открыто называли САР «вредоносным» режимом, критикуя их за возможность конфиденциального владения и управления компаниями. «Когда российские юрлица, которые ведут бизнес в России, находятся за пределами российского налогообложения и российской юрисдикции, это обкрадывание российского бюджета», - утверждали оппоненты. Звучали и мнения о том, что режим САР может нарушить межправительственное соглашение и грозит России исключением из системы международных расчётов, порождая совершенно неконтролируемые риски в плане противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Долгое время риск попасть под санкции называли главным сдерживающим фактором развития САР.
Однако после 24 февраля 2022-го года дискурс изменился. Самые «страшные» санкции уже случились. Положение России, как субъекта международного финансового рынка, изменилось коренным образом.
Директор приморской компании «Центр независимых налоговых экспертиз» Галина Ткаченко отмечает, что сегодня бизнесмены начинают убеждаться в том, насколько небезопасно держать свои капиталы за границей.
«И имущество, и денежные средства российских компаний подвергаются необоснованным взысканиям и арестам. Выиграл тот, кто вовремя перешёл под российскую юрисдикцию и сосредоточил свои активы на территории РФ, - комментирует собеседница. – С другой стороны, большинство стран закрыли возможность вывода капиталов из иностранных банков, и сейчас главный вопрос состоит в том, насколько реально вернуть денежные средства из недружественных государств. Тем более что крупные иностранные банки начинают объявлять банкротства».
Кандидат экономических наук, директор департамента финансов Школы экономики и менеджмента ДВФУ Елена Бережнова отмечает, что в условиях неопределённости сложно делать прогнозы: «В текущих реалиях многие хозяйствующие субъекты приостановили свою деятельность. Компании, которые взаимодействовали с зарубежными партнёрами, поставили на паузу поставки и пока не заключают договоры. Все ждут, когда можно будет просчитать возможные риски, а значит, заложить их в условия контракта, минимизировать или нивелировать. Я бы воздержалась от прогнозов, пока сохраняется неопределённость влияния внешних факторов на все экономические процессы».
При этом эксперты соглашаются, что 2022-й год показал – безопаснее всего хранить капиталы в родной гавани. Этот принцип ляжет в основу построения новой экономической модели.
Отметим, как сообщает Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, ещё 15 компаний рассматривают возможность редомициляции в Приморский край. Пока информация о них не разглашается.
Резиденты российских спецадминрайонов (САР) островов Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде смогут получить новые льготы в обмен на инвестиции при условии, что компании откроют на территории САР реальный офис со штатом от 15 человек и вложат не менее 300 млн рублей в инфраструктуру острова. Также ожидается, что российские холдинговые группы смогут воспользоваться преференциями САР наряду с иностранными. Как сообщили агентству в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, инициатива, ранее озвученная Минфином, вылилась в законопроект, который сейчас дорабатывает Федеральная налоговая служба. Этот документ стал ответом на требования Еврокомиссии, неоднократно заявлявшей о своей категоричной позиции по отношению к так называемым российским «офшорам». Какую пользу принесут экономике Приморья изменения законодательства, и почему Европе невыгодно развитие российского режима САРа, выясняло EastRussia.
Реальные конкуренты
Ранее сообщалось, что Минфин ищет компромисс с Еврокомиссией в отношении специальных административных районов во Владивостоке и Калининграде. После июньского доклада Европейской группы по применению Кодекса налогообложения предпринимательской деятельности возникли риски признания российских САР «вредоносным» налоговым режимом, и правительство приняло меры, чтобы снять претензии ЕС, донастроив законодательство.
«Ведомости» цитировали статс-секретаря – замминистра финансов Алексея Сазанова - по информации источника, в кулуарах расширенного заседания Евразийского межправсовета в Ереване Сазонов сказал: «Мы ведем переговоры о том, что нам нужно донастроить режим САР таким образом, чтобы он соответствовал критериям так называемых справедливых налоговых практик. У нас очень конструктивный диалог и к I кварталу 2022 г., думаю, выйдем на какие-то решения, которые устроят и нас, и представителей ЕС».
Сегодня в разработке находится законопроект, который должен снять основные претензии Еврокомиссии. Об этом агентству сообщил директор департамента рассмотрения и анализа проектов Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Павел Шейка.
- На сегодняшний день законопроект дорабатывается, и скоро мы сможем ознакомить вас с его последней версией, - рассказал собеседник.
Среди основных требований ЕС выдвинуло соблюдение двух критериев. Резидентам необходимо иметь в САР реальные офисы. Также российские группы должны получить право на преференции наряду с иностранными.
Профессор, соруководитель магистерской программы «Аналитические, социальные и экономические сети» Института математики и компьютерных технологий ДВФУ Александр Абрамов считает, что в существующем состоянии российские САР на островах Русский и Октябрьский являются реальными конкурентами аналогичных европейских САР. Поэтому угрозы ЕС о внесении компаний, зарегистрированных в российской юрисдикции, в черные списки (со всеми вытекающими последствиями: лишение льготного кредитования, страхования и т.д.) являются элементами, в том числе, конкурентной борьбы.
«Развитие российского режима САРа в направлении введения критериев об экономическом присутствии холдинговой компании на островах Русский, Октябрьский и распространение этого налогового режима на российские холдинги должны были снять претензии ЕС к российским офшорам, так как в этом случае САР практически будет повторять холдинговые режимы, распространенные в странах ЕС, и по критериям, и по льготам. Это логичный шаг в конкурентной борьбе с ЕС, так как в этом случае российские САР не будут формально соответствовать ключевому критерию вредоносной налоговой конкуренции (с точки зрения ЕС)», - комментирует Александр Абрамов.
Однако, по оценке эксперта, если подходить с формальной точки зрения, есть и другие способы продолжить конкурентную борьбу с российскими САРами, которые ЕС по-прежнему может считать вредоносным режимом.
«САРы создавались для иностранных компаний, которые попали под действие зарубежных санкций, а также тех, кто в силу объективных обстоятельств лишился возможности обслуживать свои структуры за рубежом, в частности, потерял доступ к зарубежному финансированию, то есть был подвергнут санкциям. Поэтому претензии ЕС можно рассматривать и как продолжение этих санкций», - говорит Александр Абрамов.
Что получает Приморье
С окончательной редакцией законопроекта еще предстоит ознакомиться. Ожидается, что новые поправки благотворно повлияют на экономику регионов. Резиденты смогут рассчитывать на такие льготы, как ставка налога на вывод капитала 10% и 0% налога на прибыль в виде дивидендов. Взамен они должны будут вложить в инфраструктуру островов не менее 300 млн рублей за два года, а также арендовать или выкупить офис площадью от 100 кв. метров и нанять штат не менее 15 человек.
Как подчеркивает Павел Шейка, и в условиях действующего налогового режима спецадминрайоны принесли значительную пользу российской экономике
Сейчас на территории Российской Федерации действуют два САРа - острова Русский (Владивосток) и Октябрьский (Калининград), где всего зарегистрированы 65 компаний.
При этом только за 11 месяцев текущего года 60 резидентов калининградского «офшора» привлекли в экономику области почти миллиард рублей.
«Общий объем налогов и сборов, перечисленных участниками самого западного САР России в январе-ноябре 2021 года, составил 2,4 млрд рублей. Из них 819,7 млн рублей поступило в федеральный бюджет и 952,1 млн – в консолидированный бюджет региона. Сумма страховых взносов калининградского САР за этот период превысила 647 млн рублей», - сообщает правительство Калининградской области.
Приморский САР развивается пока не так активно. Начиная с 2018 года, когда заработал особый налоговый режим, на остров Русский зашли всего пять компаний, ранее находившиеся под кипрской юрисдикцией. В числе первых резидентов - международная компания «Финвижн Холдингс» Артура Аветисяна, основной акционер банка «Восточный», и «Доналинк» Андрея Мельниченко, главного бенефициара «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).
В 2021 году на Русский переехали «дочка» СУЭК «СУЭК ЛТД» и Colmati Trading Limited («Колмати») «Роснефти».
Также 10 декабря Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики сообщила, что группа «Интеррос» завершила редомициляцию своей кипрской компании «Интеррос Капитал», которая контролирует 31,5% акций ГМК «Норильский никель». «Интеррос Капитал» стала пятым участником спецадминрайона во Владивостоке.
«Участники САР вкладывают инвестиции в экономику всей России. Резиденты САР на острове Русский по состоянию на 1 декабря 2021 года осуществили инвестиции в размере 268 млн рублей, из них 158 млн рублей - почти 60% - в форме капитальных вложений на территории края. Этот показатель, на наш взгляд, более интересен, чем просто общий объем инвестиций», - рассказал Павел Шейка.
Собеседник отметил, что участники САР планируют реализацию проектов на территории края и ДФО. Так, МК «Финвижн Холдингс" реализует проект по созданию ИТ-парка на острове Русский с объемом инвестиций 1 млрд рублей. «Интеррос Капитал» намерена запустить крупные инвестпроекты на Дальнем Востоке, в частности, строительство нового курорта «Парк Три Вулкана» и создание венчурного фонда «Восток».
«Сегодня у нас пять участников САР на острове Русский. В самое ближайшее время, до конца первого квартала 2022 года, планируется редомициляция еще двух компаний в Приморский край. Так как информация конфиденциальная, пока не разглашается, какие именно компании это будут», - рассказал собеседник.
Рыночные реалии
Профессор ВГУЭС, доктор экономических наук Александр Исаев поддерживает государственную политику относительно претензий ЕС: «На международной арене неспокойно, и правительство принимает абсолютно правильные шаги, чтобы минимизировать риски. Лично я, в принципе, расцениваю режим САР как перспективный и считаю, что он может эффективно работать на территории Приморского края».
Эксперт считает, что на поверхности лежит идея крытых недорогих аквацентров с морской водой. Наподобие тех, что есть в Турции и Черногории. «Правда, с учетом приморского климата», - уточняет Исаев.
Пока об аквапарках, построенных резидентами САР, речи не идет. Но вполне реальные перспективы обретает проект компании «Финвижн Холдингс» по созданию на острове Русский парка IT-технологий с апарт-отелем, коворкинг-зоной, конференц-залами, общественно-торговой зоной и офисными помещениями. Как сообщили агентству информированные источники, уже выбран земельный участок, готовятся документы для присвоения проекту статуса масштабного. Прежде всего, это означает, что «Финвижн Холдингс» сможет получить землю в упрощенном режиме.
Руководитель Дальневосточного филиала компании EY (Эрнст энд Янг) Алексей Ерохин отмечает, что САР могут развиваться только исходя из рыночных реалий.
«Директивный порядок здесь не работает. Я сам живу в Приморье и 9 лет и работаю в компании, которая открыла офис во Владивостоке, чтобы обслуживать клиентов, то есть мы пришли сюда вслед за клиентами. Соответственно, нужно смотреть, насколько компаниям выгодно инвестировать в экономику острова Русского и в принципе открывать там офис, нанимать персонал, платить аренду и зарплаты. Пока мы видим, что желающих не много. И если на Дальнем Востоке уже больше 500 резидентов ТОРов, то резидентов САР пока только 5. Значит, есть над чем работать, нужно создавать условия», - говорит Алексей Ерохин.
Примером собеседник приводит остров Чеджудо в Южной Корее, где, по его словам, создан «великолепный» разноплановый кластер для развития в том числе туризма, ИТ-технологий и медицинских услуг. Компании получили налоговые преференции, земельные участки на льготных условиях для строительства жилья, и в рамках кластера льготы «выстрелили», Чеджудо стал центром притяжения для иностранных инвесторов. Социальная инфраструктура острова развивалась вместе со спецрежимами.
Такую инфраструктуру предстоит создать на Русском. Кроме того, стоит учитывать общую концепцию развития острова, где заявлено создание научно-технического и рекреационного кластера.
Сложности деофшоризации
Вместе с тем, если в части реального присутствия резидентов на островах эксперты позитивно расценивают изменения законодательства, то по вопросу регистрации в САР российских холдинговых компаний мнения неоднозначные. Так, Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ) ранее просила правительство не допустить перерегистрации российских компаний в специальные административные районы (САР) во Владивостоке и Калининграде.
Переезд в САРы публичных обществ, зарегистрированных в других регионах России, может «подорвать доверие инвесторов» и сказаться на стоимости компаний, отмечалось в письме.
«Изначально САРы предназначались для возврата капитала подконтрольных россиянам иностранных компаний, - цитировали источник «Ведомости». - Поэтому резидентам предоставлена свобода в корпоративных вопросах – чтобы компаниям было удобнее переехать из-за рубежа в Россию. Компания может как сохранить привычное зарубежное право, так и установить какие угодно правила корпоративного управления. В том числе с полным отказом от норм защиты прав инвесторов».
Отметим, многие эксперты дают положительную оценку режиму САР. Так, директор Ассоциации налоговых консультантов, Советник государственной гражданской службы 1 класса Владимир Саськов отмечает, что предлагаемые государством меры налогового стимулирования в значительной мере будут способствовать процессу деофшоризаци. Ведь большая часть традиционных международных «налоговых гаваней» практически прекратила свое существование вследствие глобальной консолидированной позиции фискальных органов ведущих экономик мира. Крупнейшие отечественные компании заинтересовались механизмом САР («Газпром», «Газпром нефть», «Сбербанк», ВТБ, «Сибур», «Роснефть», «Северсталь», «Алроса») и рассматривают возможность редомициляции.
Директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков полагает, что основной аспект, который может заинтересовать потенциальных резидентов – это снижение ставки налога на прибыль, а также освобождение от налога на прибыль курсовых разниц и исключение из налоговой базы доходов и расходов компаний в рамках соглашений о разделе продукции иностранных добывающих проектов.