Преференциальные режимы, в том числе ТОР и СПВ, не оказывают прорывного влияния на экономику. Об этом заявила Счетная палата по итогам проведенного анализа.
По информации, полученной по запросу Счетной палаты от властей дальневосточных регионов, в связи с созданием и функционированием режима СПВ наблюдается значительный объем недополученных доходов бюджетов. В 2017 году субъекты ДФО недополучили 1 536,5 млн рублей, в 2018 году — 2 417,8 млн рублей.
Одной из целей госпрограммы ДФО является повышение качества жизни граждан, что в целом соотносится с целью создания ТОСЭР. Однако задачи, предусматривающие достижение указанной цели, а также соответствующие показатели, в госпрограмме отсутствуют.
Общий утвержденный объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий госпрограммы ДФО по созданию 21 ТОСЭР составляет 170,5 млрд рублей. При этом, в соответствии с решениями правительства РФ, созданные 20 ТОСЭР потребуют вложений из федерального бюджета в размере не более 50,5 млрд рублей. В Счетной палате указывают, что это подтверждает отсутствие должного уровня стратегического и бюджетного планирования при создании ТОСЭР, в том числе при обосновании объема необходимых финансовых ресурсов на уровне страны.
На всех территориях действия ТОСЭР в ДФО, за исключением Чукотки, есть убыточные резиденты — юридические лица. При этом их количество и сумма полученных убытков увеличились. На территории Хабаровского края и Амурской области почти половина резидентов является убыточными. Также, несмотря на преференционные режимы, в моногородах в общем количестве становится меньше юридических лиц.
Что касается особых экономических зон, то с 2014 года они израсходовали 157 млрд рублей из бюджетов разных уровней. При этом опережающие результаты за это время показали лишь единицы. А в туристско-рекреационных зонах объем инвестиций низкий и составлял на январь 2019 года всего 0,6% от общего объема инвестиций.
С 2017 года Минэкономразвития разрабатывает законопроект о преференциальных режимах, который должен определить единый механизм развития таких территорий. Счетная палата заявила, что эту работу необходимо ускорить, при этом прописать в законе подходы к определению целей создания таких территорий и синхронизировать их с долгосрочными целями развития регионов.
В ведомстве отметили, что сложно давать полноценную оценку эффективности таких режимов. Этому мешают три основных фактора: сравнительно короткий срок существования территорий с преференциальным режимом, их разнообразие и недостатки методов оценки их эффективности.
«В ходе проведенного анализа мы в очередной раз убедились, что экономический эффект от функционирования преференциального режима возможно ощутить только по прошествии длительного времени. И это подтверждается международной практикой», — сообщил аудитор Дмитрий Зайцев.