В Смирныховском районе Сахалина школы переходят на дистанционное обучение, виной всему сильные морозы, которые установились в центральной части острова. Незапланированные каникулы у школьников начнутся в пятницу, 10 февраля.
Как рассказали EastRussia в областном правительстве, мера вынужденная – в регионе установились 40-градусные морозы, при этом днем теплее не становится. По прогнозам синоптиков, морозы продержатся в центральной части Сахалина до конца текущей недели.
Ранее МЧС РФ по Сахалинской области разослало предупреждение об аномальных морозах. Между тем, это уже не первые «каникулы» из-за погодных условий – в январе также отменялись занятия.
Путешественники летели полюбоваться красотами Камчатки, но авиакатастрофа перечеркнула их жизни – восьмерым на «до и после», восьмерым навсегда. Ми-8 с туристами на борту рухнул в Курильское озеро - одно из самых уникальных мест России, расположенное на особо охраняемой природной территории Камчатки. До места посадки он не дотянул считанные метры
Вертолет Ми-8, принадлежащий компании «Витязь-Аэро», поднялся в воздух с аэродрома базирования в поселке Николаевка (населенный пункт в Елизовском районе Камчатского края) около 8:30 утра 12 августа и взял курс на знаменитое Курильское озеро в Кроноцкого заповедника. Маршрут экипажу был хорошо знаком. По нему в летний сезон курсирует по несколько винтокрылых машин в день с гостями и жителями полуострова. Люди летят посмотреть на медведей в естественной среде обитания. Все было как обычно и в этот раз. На борту находилось 13 туристов и три члена экипажа. Главным в «восьмерке» был Сорокин Николай Михайлович. На кресле второго пилота находился Медведев Яков Николаевич. Бортмеханик машины — Мадиев Марат Саматович.
Полет проходил в штатном режиме, но над озером стоял густой туман, за несколько минут до посадки вертолет ударился об воду и начал стремительно уходить на глубину. Все произошло за секунды.
Сразу после падения вертолета инспекторы Кроноцкого заповедника бросились на помощь
Фото: Кроноцкий заповедник
Самыми первыми на помощь бросились сотрудники Кроноцкого заповедники. Многие слышали звуки приближающегося вертолета, за которым последовал нехарактерный для посадки хлопок.
«В 9.25 утра на озере был туман, видимость не превышала 100 метров. Мы услышали шум вертолета, но не видели его. Судя по звуку, он пролетел над озером и начал поворачивать в сторону кордона. Потом раздался громкий хлопок – вертолет ударился о воду. Мы тут же спустили на воду 2 катера и за 3-4 минуты добрались до места крушения, которое определили по волне. На поверхности воды было 8 человек, которых сразу подняли на борт и отвезли на кордон. У двоих были серьезные ранения. Мы начали оказывать пострадавшим первую помощь, отогревать их. Мы несколько раз объехали озеро в поисках остальных людей, но никого не обнаружили», – рассказал Евгений Денгес, участковый государственный инспектор ФГБУ "Кроноцкий государственный заповедник".
В числе восьми спасенных оказался Виктор Стрелкин. Он прилетел на Камчатку 10 августа из Санкт-Петербурга, а уже на 12 число была запланирована вертолетная экскурсия на Курильское озеро. Во время полета путешественник задремал. А разбудил его удар и поток воды, хлынувший в салон.
«Рядом со мной сидел сын моего друга. Он был пристегнут ремнями безопасности, и я не успел его выдернуть из-за того, что поздно очнулся. Успел только отстегнуть себя, после чего меня сразу подняло наверх в кабине вертолета. Там было небольшое пространство с воздухом, который я успел вдохнуть. После этого вертолет сразу заполнился водой. Сидел я на первом ряду. Дверь в кабину пилотов оказалась распахнутой, стекло разбито и через это отверстие я стал подниматься наверх. По моим ощущениям, поскольку я занимаюсь фридайвингом, глубина, с которой я всплыл на поверхность составляла порядка 8-9 метров», — рассказывает Виктор.
Виктор Стрелкин, выживший в катастрофе Ми-8
Фото: правительство Камчатского края
«Вода была очень холодная, низкий туман. Вокруг уже барахтались люди, зовущие на помощь. Самостоятельно спастись дальше я не мог. Кроссовки тянули меня на дно. Мне едва удалось их снять. Плыть на животе я не мог и понимал, что в таких условиях долго не продержусь. К счастью буквально через 5 минут подоспели две лодки с людьми. Меня достали из воды первым. Второй, кого спасли стала гид Анастасия. Затем достали второго пилота и механика. По словам других выживших второй пилот вылетел из кабины вместе с креслом».
Быстрая реакция инспекторов заповедника спасла жизни тем, кто находился в воде, На берегу пострадавших укутали в пледы, дали теплое питье и оказали необходимую медицинскую помощь. Температура воды в озере – не более 5-6 градусов, долго находиться в ней невозможно.
Ми-8 упал недалеко от острова Сердце Алаида, который расположен в Курильском озере приблизительно в 5 километрах от берега. Как рассказывали уцелевшие, находившиеся в момент крушения в вертолете, он начал тонуть носом вниз, а от удара о воду открылись задние створки воздушного судна.
Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю
Спустя некоторое время стала приходить помощь из Петропавловска-Камчатского. Прибыли спасатели МЧС, в воду погрузились водолазы, но больше на месте крушения вертолета никого не нашли. Всех спасенных в результате крушения вертолета Ми-8 принято решение отправили в главную больницу Камчатки.
В 13:15 по местному времени спецборт совершил посадку на специальной площадке в черте Петропавловска-Камчатского. Там уже ждали несколько карет скорой помощи и Центра медицины катастроф.
Фото: правительство Камчатского края
«Бортом санавиации к нам поступило четыре пациента, двое из которых были госпитализированы в реанимацию. Пришлось провести оперативное вмешательство. У одного из пациентов открытый оскольчатый перелом правой голени, контузия грудной клетки, перелом ключицы и травматический шок второй-третьей степени. Гемодинамически он был крайне нестабилен, поэтому в течение 30 минут была проведена предоперационная подготовка в палате интенсивной терапии, потом выполнено оперативное вмешательство по поводу открытого перелома. Сегодня у него стабильно тяжёлое состояние, дыхание самостоятельное, пациент в сознании, но под медикаментозной седацией. Прооперированная конечность на данный момент жизнеспособна, признаков воспаления или гангрены пока нет. Второй пациент поступил с открытым переломом грудины. Рана проникала в передние средостения, кроме того, у него открытый перелом крыла подвздошной кости. Он также находится в реанимации в стабильно тяжёлом состоянии под интенсивной терапией. На данный час его состояние не ухудшилось, оно стабилизировано»», – рассказал утром пятницы 13-го августа заместитель главного врача по хирургической помощи Камчатской краевой больницы, хирург высшей категории Олег Кузьменков. «Девушка-гид 27 лет получила черепно-мозговую травму. Ей предложили госпитализацию, но она отказалась. Мужчина обращался с ушибами, ссадинами, то есть амбулаторными травмами», - добавил он.
Среди спасенных экономист и журналист Николай Корженевский, бывший ведущий программы «Экономика: Курс дня» на канале «Россия 24», директор лаборатории «СберИндекс». Николай — стипендиат Оксфордского фонда, стажировался в Стэнфорде. Его называют одним из самых молодых и авторитетных в россии специалистов по биржевой торговле.
Экипаж:
Сорокин Николай — командир воздушного судна
Медведев Яков — штурман
Мадиев Марат — механик
Пассажиры:
Пономарева Анастасия
Стрелкин Виктор
Маляков Михаил
Кованцев Георгий
Корженевский Николай
Антипина Елена
Кулаков Евгений
Кремнева Ольга
Маляков Даниил
Мозолева Ирина
Скварников Кирилл
Чернова Эльвира
Харитонова Елена
По факту крушения в Курильское озеро вертолета Ми-8 возбудили уголовное дело. Как рассказали рассказали в Восточном управлении на транспорте СКР, расследуется по факту нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта.
В качестве причин крушения рассматриваются три стандартные версии: неблагоприятные погодные условия, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Помимо сбора улик на месте ЧП, следователи работали и на посадочной площадке Николаевка (аэропортовый комплекс "Витязь - Аэро") – они изъяли образцы топлива, которым был заправлен вертолет. По топливу назначена судебная химическая экспертиза. Также назначены судебно-медицинские экспертизы пострадавших.
Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю
Кроме того, допрошен генеральный директор ООО АК «Витязь-Аэро», который является эксплуатантом воздушного судна, а также технический персонал, осуществлявший предполетную подготовку воздушного судна, изучаются документы туроператора и перевозчика, а также техническая документация на вертолет, в том числе и в части ремонта воздушного судна, который проводился в 2020 году.
Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю
Поисковая операция на Курильском озере продолжалась весь день 12 августа до захода солнца и возобновилась с рассвета. Вертолет, который так и не совершил посадку в пункте назначения, лег на недоступную пока для водолазов глубину — более 145 метров.
«Обломки вертолета находятся на удалении примерно 800 метров от берега и на большой глубине. Водолазы МЧС не могут работать на ней. Поэтому сейчас мы обратились к министерству обороны за содействием. Военные подтвердили направление подводных роботизированных аппаратов, которые могут помочь в поисках обломков и пропавших. Роботы будут обследовать дно Курильского озера в районе авиакатастрофы. Поисковые работы продолжаются. На месте работают спасатели МЧС, водолазы, развернут полевой лагерь. Следственные органы в настоящее время устанавливают возможные версии и обстоятельства произошедшего», - рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю
Утонувшая в озере с туристами машина, принадлежит компании «Витязь-Аэро». Один из ее совладельцев – депутат заксобрания Камчатского края Игорь Редькин. Накануне он был арестован по делу об убийстве мужчиныв поселке Озерновском.
Катастрофа Ми-8 на Курильском озере стала шестым по счету серьезным происшествием с вертолетами авиакомпании «Витязь-Аэро» на Камчатке.
Одним из самых серьезны оказался инцидент в декабре 2015 года. Тогда машина компании совершила жесткую посадку в Соболевском районе. На борту было 25 человек. Вертолет перевозил дежурную смену компании «Газпром добыча Ноябрьск». Погиб один человек и 11 пострадали. Весной того же года жесткая посадка была и в Быстринском районе. Никто из шести человек, находящихся на борту вертолета, не пострадал. Также в апреле 2017 года вертолет Ми-8 «витязей» совершил жесткую посадку в районе Мутновского вулкана. На борту было 19 человек. Травмы получили три пассажира. В январе прошлого года Ми-8 «замерз» на Мутновском вулкане. Сильное обледенение помешало поднять машину воздух. Группа из 18 туристов и экипаж были эвакуированы другим вертолетом авиакомпании. В 2016 году техника повредила стойку шасси при посадки в Долине Гейзеров.
ЧП с Ми-8 это уже вторая авиакатастрофа, произошедшая на Камчатке эти летом. 6 июля на полуострове потерпел крушение самолет Ан-26 летевший из Петропавловска-Камчатского в Палану (населенный пункт Камчатского края). Машина врезалась в скалу при заходе на посадку. Никто из 28 человек, находившихся на борту, не выжил.
Пока в московском метро «засыпают» на ветках вагоны, в Петербурге один за другим разводят мосты, школьники из Уэлена уже идут на третий урок. Про это село на Чукотском полуострове часто говорят в превосходной степени: самое восточное из обжитых в России и Евразии, жители которого первыми встречают солнце. Дальше – только погранзастава на острове Ратманова, затем – Америка: штат Аляска всего в 86 км от Уэлена, за Беринговым проливом, по которому проходит морская граница с Россией, и он в сто раз ближе, чем Москва.
НА КРАЙНЕМ ВОСТОКЕ
Уэлен ютится на галечной косе шириной в полкилометра. По левую руку от него – лагуна Уэлен, по правую - Чукотское море и Северный Ледовитый океан. Мелодичное название поселок получил благодаря черным буграм, украшающим склоны сопки – по чукотски «увэлен» - «чёрная земля». В прошлом по ним путники находили сюда дорогу.
Обойти село можно пешком минут за 15, но частенько для такого начинания требуются специальные «приспособы» или напарники: дует не только знаменитый чукотский «южак» с порывами до 70 м/с, но и «северяк», а также их северо-восточный собрат. Как принято в краю вечной мерзлоты, все дома здесь на сваях, и самый высокий из них – трехэтажный - это уэленская школа-интернат.
«Все почему-то думают, что если мы далеко живем, то у нас медведи по улице ходят, а мы учимся в ярангах, - говорит директор «Школы-интерната среднего общего образования села Уэлен» Марина Титаренко. - Нет, у нас современная благоустроенная школа, тепло, светло, прекрасная столовая, где детей кормят бесплатно с первого по 11 класс, у нас централизованное отопление, современные туалеты, тренажеры, всё как в любой городской школе! У нас действительно были случаи, когда белый медведь появлялся, но не в самом Уэлене, а где-то далеко от поселка. Зима бывает разная, всё зависит от ветров. Минус пять градусов могут ощущаться как минус 35. Люди приспособились, кто-то с палками для скандинавской ходьбы ходит, или все идут вместе, дружно, за руку, никто никого не бросает. Всё очень мобильно у нас, потому что поселок небольшой, население 600 человек, и когда прогноз погоды ухудшается, мы сразу обзваниваем родителей, предупреждаем, что нужно идти за детьми, и родители их встречают, забирают.
Марина Титаренко, директор «Школы-интерната среднего общего образования села Уэлен»
К разнице с Москвой нам привыкать не приходится, – продолжает Марина Борисовна. Отдел образования находится в селе Лаврентия, департамент – в Анадыре, современные средства связи позволяют участвовать в видеоконференциях. Со стороны администрации к нам большое внимание, видя такую поддержку, хочется работать и работать! А если я как руководитель, как учитель или как человек заинтересована в каких-то западных вебинарах или мероприятиях, тогда да, я встаю и участвую. Из-за того, что мы оторваны в часовых поясах и расстояниях, некоторые приходят на работу, например, к семи утра, а что делать?»
Школа поселка Уэелен
Пространство и время в этом краю соленых ветров, и правда, субстанция эфемерная, по этой причине каждый уэленец умеет сохранять дзен в любой ситуации, и никогда не скандалит в очереди. Важны только погода и безопасность, будь то пеший или лодочный маршрут летом, снегоход или вездеход зимой, и вертолет в любой сезон. Дорога 140 км от Уэлена до райцентра – села Лаврентия - на буране может занимать и два часа, и восемь, и «не-не-не, пургуем до конца недели».
НА ТРЁХ КИТАХ
Для 120 уэленских детей школа это второй дом, а для 82 ребят из соседних сел, начиная с пятого класса – это и постоянное место жительства. В Инчоуне и Нешкане остались лишь начальные школы, в суровых северных условиях родителям приходится отдавать чад в интернат, и забирать их домой только на каникулах. Большинство детей в уэленской школе-интернате – чукчи.
Дважды в неделю здесь проходят уроки родного языка, кроме того, работают кружки «Говорим и пишем по-чукотски» и «Краеведение». Школьники из приморского села – победители и призеры районных и окружных олимпиад и состязаний, в которых часто заметен местный колорит. Как было, например, на конкурсе рисунков «Мы против коррупции».
По версии уэленских детей, в борьбе с мздоимцами могут помочь гарпун, бубен и сотрудничество с белыми медведями.
В 2020 году большинство наград уехало в Уэлен, сейчас ученики готовятся к новому конкурсу.
Не утратить связь с корнями и обучиться востребованному в этих краях ремеслу помогает «Школа юного морзверобоя». Проект работает с 2019 года при поддержке районных властей. На Чукотке разрешена некоммерческая охота на китов и моржей, квоты китобойной комиссии разрешают добывать до 140 серых китов в год.
«В течение года ребят обучают теории, учат готовить снасти, ремонтировать их, приводить в порядок инструменты для разделки морского зверя. Старшеклассники летом уже ходили на лодках на кита, учились кидать гарпун (охотничья удача не нашла отражения в меню школьной столовой: всё по Санпину. Зато здесь бывает местная рыба и оленина, - прим.ред.) Занимается с юнгами Альберт Эккем, морзверобой со стажем. Неоспоримо, что традиции будут жить, пока есть люди, которые хотят передать опыт, и есть дети, готовые его перенять. Некоторые из ребят после получения аттестатов зрелости планируют устроиться в местную территориально-соседскую общину», - рассказывает директор школы-интерната.
После охоты мясо идет на переработку, а твердая «валюта» - моржовые кости и клыки - попадают в «Уэленскую косторезную мастерскую», мастера которой создают искусные фигурки людей и животных. Это еще одно место в Уэлене, где школьники могут получить уникальные навыки, здесь тоже работает секция. Работы уэленских косторезов и граверов хранятся во многих российских и заграничных музеях, а при этой мастерской есть свой музей с предметами искусства, быта и охотничьего снаряжения аборигенных народов Арктики.
Не хочешь бросать гарпун и резать по кости – танцуй: детский чукотско-эскимосский ансамбль «Накаяк», в свое время ставший спутником взрослого народного коллектива «Уэлен», это третье русло, в которое могут направить энергию школьники.
В ПЛЕНУ УЭЛЕНА
Выпускники школы села Уэлен поступают в различные российские вузы, отучившись, некоторые из них возвращаются в маленькое село на морской косе. Именно из экс-учеников состоит практически весь педколлектив школы, 36 человек. Здесь сильны династии, например, у учителя начальных классов Елены Скибиной одна из дочерей работает учителем технологии, другая - замдиректора школы по административной части, третья – воспитателем в детском саду. Сестра мужа тоже ведет уроки у младшеклассников. Сама Елена Николаевна попала в уэленскую школу 40 лет назад по распределению после Ленинградского Пединститута.
«Я вообще должна была отработать два года и уехать домой, но тут я познакомилась с парнем, вышла замуж. Сначала мне было непривычно: у нас в Билибинском районе (тоже Чукотка – прим.ред.) были леса, а тут голая тундра. Но мне так понравились пурги, море, льды кругом, потрясающая красота! Летом тундра очень красивая, хотя на первый взгляд кажется, что одни камни кругом, но всё зеленое, всё цветет. Куда я уеду? Я уже тут корни пустила. Да, в Уэлене всё дороговато, булка хлеба 80 рублей, но поселок растет, строятся новые дома, коммерческие магазинчики пооткрывались, грузы завозят регулярно. В нашем райцентре открыли птицефабрику, а скоро появится молочный цех. Признаюсь, недавно я ездила на родину в Билибинский район, но меня хватило буквально на неделю. Там было пекло, а мне это совсем не нравится» - признается Елена Скибина.
На вопрос, о какой нестерпимой жаре идёт речь, учитель ответила: «15 градусов». Даже летом местные жители не прячут куртки в шкаф, средняя температура - около 7 градусов тепла. Вода ледяная и на море, и на лагуне, купаться народ ходит на самые северные термальные источники Азии, горячие ключи, что в 8 км от села по направлению к мысу Дежнёва.
«В Уэлен невозможно не влюбиться, - поддерживает коллегу директор школы Марина Титаренко. Здесь ты остро чувствуешь мощь стихии, понимаешь, насколько хрустальна жизнь, и ценишь её, каждую минуту, каждый миг. И есть люди, живущие в холодном краю с таким горячим сердцем, которые любят свое дело. Это дорогого стоит!»
С ноября дорого стоить, уже не фигурально, будет и электроснабжение поселка: на Уэлен опустится полярная ночь. До конца февраля все социальные объекты, включая школу, перейдут на дневное освещение, а на улицах села фонари будут гореть круглые сутки. В это время природная «иллюминация» - северное сияние, периодически расцвечивающее небо над самым восточным селом России, станет заметным даже днем, а жители потихоньку начнут готовиться к Пэгытти – чукотскому Новому году, который отмечают 21-22 декабря, в дни зимнего солнцестояния. По традиции будут костер, танцы, угощение и добрые пожелания, - если позволит погода. А 31 декабря уэленцы отпразднуют уже российский Новый год. Как обычно, впереди России всей.
В Южно-Сахалинске с 15 октября заработал новый аттракцион — колесо обозрения. Для островной столицы это сооружение стало уже вторым по счету: собственное колесо уже есть в городском парке имени Гагарина. Теперь можно с высоты оценить и вид на южную часть областного центра, причем с особым комфортом — кабинки оснащены кондиционерами и обогревом. Редакция EastRussia узнала, чем новое колесо отличается от аналогичного аттракциона в Хабаровске и при чем тут самый крупный торговый центр Южно-Сахалинска.
Новый аттракцион в островной регион привезли по инициативе бизнеса — фактически колесо обозрения находится в собственности управляющей компании торгово-развлекательного комплекса «Сити Молл». Впервые о планах построить аттракцион руководство ТРК заявляло еще в январе 2020 года, рассказывая, что новое колесо будет ничуть не хуже похожих объектов в Сочи. Но вмешалась пандемия коронавируса, и амбициозное строительство пришлось перенести. В итоге, спустя два года, сооружение стало подарком горожанам к 140-летию Южно-Сахалинска.
В мае 2022 года департамент культуры и туризма мэрии города анонсировал появление нового аттракциона — уже тогда стало известно, что новое колесо обозрения будет одним из самых больших на Дальнем Востоке, высотой 55 метров, а вокруг внешнего обода повесят 18 закрытых кабинок для посетителей.
фото: администрация Южно-Сахалинска
«Ежегодно в Южно-Сахалинске проводится обновление декоративных и развлекательных сооружений. И, конечно, немалый вклад в эту важную работу вносят предприниматели. В данном случае руководитель управляющей компании ТРК «Сити Молл» Константин Резницкий выразил поддержку инициативы о строительстве второго колеса обозрения — к лету 2022 года в городе работал только один такой аттракцион, в городском парке имени Гагарина, и с него открывался вид на северо-восточную часть Южно-Сахалинска. Благодаря инициативе бизнеса такое сооружение стало подарком для людей, которые проживают на юге города. И мы очень рады, что коммерческие структуры проявляют такую инициативу», — рассказали в департаменте культуры и туризма администрации Южно-Сахалинска.
В мае же началась подготовка площадки у «Сити Молла» и монтаж основы. Для сбора аттракциона привлекли опытного подрядчика — ООО «Юг-Аттракцион» известно по всей России как создатель колеса обозрения в Олимпийском парке Сочи. Помимо помощи в строительстве, организация взяла на себя оснащение конструкции светодиодной подсветкой, а также музыкальное оформление.
фото: администрация Южно-Сахалинска
«Стояла задача — сделать лучше и красивее, чем колесо в Олимпийском парке. Думаю, мы справились», — рассказал представитель подрядной организации.
Для колеса обозрения подготовили полноценный двухэтажный «офис». Теплое помещение на первом этаже включает в себя кафе для ожидания очереди на посадку и зону продажи билетов. На втором этаже расположена открытая «мансарда», где пассажиры под присмотром инструкторов садятся в кабинки. Застекленное помещение закончили возводить к середине июля. После этого начался монтаж самого колеса — от опор до каркаса и обода. Несмотря на то, что доставка деталей задержалась из-за внешних санкций, уже в начале августа 2022 года гигантскую стальную «паутину» аттракциона собрали наполовину. А в первые дни сентября начался финальный этап — подрядчик вешал на кольцевой каркас пассажирские кабинки. После тестирования оборудования осталось лишь официально запустить колесо обозрения. Церемония открытия состоялась 13 октября — символическую красную ленту перерезали чиновники мэрии Южно-Сахалинска и руководитель ТРК «Сити Молл».
фото: Олег Леккер
«Островная столица приросла еще одной интересной событийной локацией. От лица жителей благодарю за такой подарок в юбилейный для Южно-Сахалинска год Константина Евгеньевича Резницкого. Действительно, это яркий пример социально ориентированного бизнеса. Уверен, что только так, совместной работой муниципалитета и предпринимательского сообщества, мы сможем сделать островную столицу уютнее, лучше и красивее», — заявил на открытии мэр города Сергей Надсадин.
Параметры колеса обозрения в итоге слегка скорректировали — высота его уменьшилась с 55 до 54 метров. Все 18 кабинок аттракциона — закрытого типа, с комфортабельными креслами и столиками, системой летнего кондиционирования и отопления для холодного времени года. Каждая кабинка рассчитана на шесть человек. Автоматические герметичные двери закрываются снаружи и исключают возможность открытия со стороны пассажира — строители позаботились о безопасности людей. Максимальная ветровая нагрузка, которую может испытывать колесо обозрения во время работы — 15 метров в секунду. Для мониторинга погодных условий на сооружении установлена система особых датчиков. При превышении допустимой скорости ветра колесо автоматически блокируется.
фото: Олег Леккер
Перед пропуском на аттракцион инструкторы просят посетителей изменить рост у специальной шкалы. Дети ниже 130 см могут кататься на колесе только в сопровождении взрослого. В то же время маломобильных граждан сопроводят к поездке на специальном лифте — на аттракционе для них предусмотрели специальную кабинку с учетом загрузки инвалидной коляски. В ней более широкий вход и создано дополнительное пространство, а диванчики можно убрать.
Время проката составляет 15 минут, хотя у колеса предусмотрено 10 скоростей (в том числе технические для тестирования и устранения неполадок). Во избежание столпотворения пассажиры, которые совершили поездку, покидают аттракцион через отдельный выход.
фото: Олег Леккер
С 54-метровой высоты колеса обозрения открывается прекрасный вид на южную часть города и вершины Сусунайского хребта к западу от Южно-Сахалинска. А в вечернее время суток поездка на аттракционе сопровождается вспышками огней — многорежимная светодиодная подсветка на 100 сценариев создает красочное шоу не только для пассажиров, но и для очевидцев, которые наблюдают с земли. Кроме того, на колесе работает музыкальная программа с классикой и рок-хитами. Вскоре у аттракциона появится и собственный светодиодный экран.
Несмотря на впечатляющие размеры и красочное оформление, новое колесо обозрения в Южно-Сахалинске пока не побило рекорд высоты. Самым большим на Дальнем Востоке аттракционом такого плана все еще может похвастаться Хабаровск, где на набережной реки Амур в 2017 году установили сооружение высотой 60 метров. И вид на широкий водоем, особенно на закате, явно выигрывает у наблюдения за частным сектором, пусть и с высоты птичьего полета.
фото: Олег Леккер
Впрочем, Южно-Сахалинск, похоже, всерьез намерен ставить рекорды если не по высоте, то по количеству. В декабре 2022 года в столицу островного региона привезут еще одно колесо обозрения — оно станет уже третьим по счету в городе. Этот аттракцион закупили специально для детей и смонтируют в парке имени Гагарина.
В рамках 26-го Дальневосточного международного энергетического форума «Нефть и газ Сахалина 2022» состоялась крайне насыщенная дискуссия, которая продемонстрировала слушателям ряд альтернативных взглядов на достижение углеродной нейтральности. Участники диалога, обсудив первый российский (и сахалинский) успех по торговле единицами СО2, вспомнили о том, чего не хватает для дальнейшего развития «зеленой» энергетики в стране. EastRussia публикует основные тезисы, прозвучавшие в диалоге экспертов.
Первым в рамках сессии слово взял специальный представитель президента РФ по вопросам изменения климата Руслан Эдельгериев. Он отметил, что сам факт дебютной продажи углеродных единиц на бирже — событие, к которому Россия шла очень долго, и это говорит о новых возможностях, которые открываются в развитии экономики страны. В то же время, считает Эдельгериев, необходимо работать над всеми аспектами программы устойчивого развития, не останавливаясь на одной лишь декарбонизации.
«Я помню, как идея об этом родилась в довольно узком составе. Но она переросла в большую кампанию, которая будет демонстрировать возможности и способности экономики целой страны. Мы ни в коем случае не можем откатываться теперь назад, потому что весь мир движется к декарбонизации. С другой стороны, и я, и мои коллеги неоднократно говорили, выступая на международном уровне, что из общей программы устойчивого развития нельзя вытаскивать одну цель и подтягивать под нее другие. Это все-таки произошло, и мы сейчас видим проблемы на энергетическом рынке, проблемы с продовольственной безопасностью. Все это — результаты политики, которая подтаскивала все под одну климатическую цель», — отметил Руслан Эдельгериев в своем выступлении.
Также эксперт отметил, что политику России в планах поэтапного достижения углеродной нейтральности нельзя выстраивать однобоко. Более того, Сахалинская область должна стать полноценной платформой для экспериментов, которые будут тиражировать в других регионах — это касается не только выхода на углеродную биржу.
«Эксперимент Сахалинской области показывает: отдельно взятый субъект Федерации, который расположен в непосредственной близости к азиатским рынкам, вовлеченным в процесс, нарабатывает практику, которую можно будет тиражировать на всю Россию. Мы увидим в локальном формате ошибки, которые нельзя транслировать на всю страну, и найдем пути их решения. Учитывая нынешние реалии, мы должны нацеливаться на те рынки, которые формируются сейчас — разворачиваться на восток, и взаимодействовать с другими игроками на добровольных началах. Те проекты, которые начали реализовываться на Сахалине, мы должны выставить на всеобщее обозрение, чтобы понять, как и где их тиражировать в дальнейшем», — подчеркнул спецпредставитель президента РФ.
Помимо этого, Руслан Эдельгериев напомнил о методике измерения качества углеродных единиц. Специалист считает, что при выходе на биржи России ни в коем случае нельзя «заигрывать» с утвержденной системой квотирования и верификации показателей декарбонизации производств. Нужно строго следовать утвержденным правилам, в особенности международным.
«С учетом текущей политической обстановки, нам никаких нарушений и манипуляций не простят», — подчеркнул он.
Заместитель председателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков в свою очередь добавил, что Сахалинская область продемонстрировала первый результат в рамках новой климатической повестки меньше чем через месяц после вступления в силу соответствующего регуляторного акта. Федеральный закон, который определяет движение углеродных единиц на рынке, вступил в силу 1 сентября 2022 года. Инициативу островного региона поддержали на федеральном уровне, утвердив пакет нормативных актов, который и позволил совершить первую сделку по продаже углеродных единиц. В начале недели, 26 сентября, на Мосбирже прошли первые торги, где ООО «ДальЭнергоИнвест» продало 20 единиц СО2 (из расчета 1 единица за тонну углекислоты), по 1 тысяче рублей каждая.
«Несмотря на сложившуюся в мире обстановку, задачи этого эксперимента остаются для нас актуальными. Мы стремимся к снижению выбросов углекислого газа, нейтрализации парникового эффекта, создаем свою систему верификации и валидации соответствующих выбросов, системы квотирования предприятий, которые участвуют в регулировании в рамках ФЗ. Наша задача — сделать так, чтобы, несмотря на тренд снижения выбросов СО2 мы соблюли все экономические стимулы развития в Сахалинской области. Уже сформирован пул из 50 компаний с ежегодным выбросом в 20 тысяч тонн СО2. Кроме того, мы собираем список предприятий, у которых выброс ниже, но они хотели бы участвовать в эксперименте добровольно», — отчитался Аленьков.
По мнению зампреда, если первая сделка купли-продажи углеродных единиц прошла успешно, это говорит о том, что инфраструктура создана и работает. Значит, на Сахалине и Курилах можно воплощать в жизнь новые климатические проекты. С ним согласился и руководитель управления окружающей среды ООО «Сахалинская энергия» Андрей Саматов. Он напомнил, что компания-оператор нефтегазодобывающего проекта «Сахалин-2» начинала первые эксперименты по снижению выбросов углекислого газа около 10 лет назад. Поэтому нововведения в федеральном законодательстве практически не повлияли на текущие планы предприятия по добыче углеводородов.
«Мы движемся в том же направлении, которое было намечено еще 10 лет назад и в котором мы постепенно двигались все эти годы», — отметил Андрей Саматов.
В то же время главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач высказал иную точку зрения на текущие проекты по достижению углеродной нейтральности. По его мнению, политика энергоперехода в России в принципе должна отличаться от европейской модели в связи с рядом очевидных особенностей. В частности, речь идет об источниках энергии — в РФ одним из ключевых был и остается уголь, и от этого вряд ли удастся уйти.
«Мы не сможем отказаться от угля по примеру Германии и других стран западной Европы, хотя у нас потенциал повышения эффективности использования этого твердого топлива на тех же котельных огромный. Почти половина котельных в России сейчас — это уголь. Напомню, что у нас и Сахалинская область является производителем и экспортером этого вида топлива. Тема энергоэффективности крайне важна, она никуда не делась. Конечно, нельзя забывать и об альтернативных источниках энергии — солнечных, ветряных. У ВЭБ.РФ такие проекты в инвестиционном портфеле были, но сейчас их нет. Мы считаем, что самые перспективные программы энергосбережения сейчас связаны с модернизацией коммунального хозяйства для снижения текущих потерь, а также с развитием сетей электротранспорта», — отметил Андрей Клепач.
Экономист уверен, что в погоне за трендами «зеленой» экономики нельзя забывать о необходимости доступа к ряду технологий, которые для этого нужны. В сложившейся политической ситуации Россия постепенно теряет возможность пользоваться иностранными разработками, на которых в основном и зиждутся проекты энергоэффективности и декарбонизации. В пример Андрей Клепач привел электропоезда «Ласточка» — один из самых экологичных видов транспорта, где даже сейчас около 20% комплектующих запчастей производятся за рубежом из-за отсутствия аналогов в России. В то же время, отметил эксперт, современный транспорт, заявленный как экологически чистый и энергосберегающий, потребляет огромное количество энергии — в первую очередь речь идет об электрокарах и зарядных станциях, которые необходимы для таких автомобилей. Что касается котельных, добавил Клепач, в России сейчас не производят современные котлы отопления, которые можно было бы использовать для модернизации сетей ЖКХ — их также приходится закупать.
«Нужно понимать всю цепочку проблем, а не одно звено», — подчеркнул экономист.
Эксперт ВЭБ.РФ подчеркнул, что одной только торговлей углеродными единицами устойчивого развития не достичь. По его мнению, следует обратить внимание на развитие источников распределенной энергии, модернизацию гидроэлектростанций, сокращение потери в жилищно-коммунальном хозяйстве и переоборудование городского транспорта. Опираться только на проекты нейтрализации углеродных выбросов, по мнению Андрея Клепача, — ошибочно. Программа развития декарбонизации должна быть комплексной. И, вновь подчеркнул, специалист, все упирается в нехватку технологий. Это, в частности, касается еще одного «зеленого» проекта, в котором принимает участие и Сахалинская область: речь идет о выпуске водорода. EastRussia ранее уже писало о том, что будущее производства гидрогениума в островном регионе покрыто туманом, а перспективы с учетом внешнеполитической ситуации становятся сомнительными. Того же мнения придерживается и эксперт ВЭБ.РФ.
«Возьмем проекты по производству водорода — у нас есть сложности не только с технологией его производства путем электролиза, стоит вопрос и о способах хранения. У нас есть определенные наработки из «Сколково», хотя и там хватает сложностей, но у них есть определенные предложения по выработке, хранению и транспортировке водорода. И эти технологии нам очень нужны. Без технологий мы не получим ни водородного транспорта, ничего. И, насколько я знаю, в рамках Сахалинской области шла речь о производстве водорода в том числе для развития сети железнодорожного транспорта на этом топливе, говорили о проектах продажи тонн водорода на европейский рынок. Все это нереалистично. Сейчас на Сахалине проект будут переориентировать на экспорт в Китай, на рынки АТР. Вот там это будет работать», — резюмировал главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач.
Своей точкой зрения на проекты декарбонизации поделился и член правления корпорации «РусГидро» Роман Бердников. По его мнению, Россия уделяет прискорбно мало внимания существующей гидроэнергетике, которая также относится к низкоуглеродным способам добычи энергии.
«Освоение гидропотенциала на западе составляет 75-80%, в Америке — 65-70%, в России — 20%. У нас под ногами лежат квоты по низкоуглеродной генерации, но мы проходим мимо и придумываем другие механизмы. Если посмотреть страны с самым низким углеродным выбросом — это те страны, которые делали ставку на классическую гидроэнергетику: Бразилия, Норвегия, Китай. Я призываю обратить большее внимание на развитие гидропотенциала в нашей стране. Когда мы говорим о переходе и об эксперименте, то нужно смотреть на надежность такого энергообеспечения. Нельзя все оставлять на одном виде топлива», — подчеркнул Роман Бердников.
В целом же участники дискуссии согласились, что устойчивое развитие в рамках программы нейтрализации углеродного следа на Сахалине и Курилах должно быть разносторонним. Поэтому, отметили участники диалога, необходимо работать во всех направлениях, которые диктует ранее ратифицированное Парижское соглашение, несмотря на то, что Россия фактически оказалась за бортом его основной сферы действия.
Шельфовые проекты по добыче углеводородов, которые реализуют дочерние компании «Газпрома» на территории Сахалинской области, останутся ключевыми в долгосрочной стратегии развития нефтегазовой отрасли России. Более того, островной регион может стать опорой в переориентации энергетического рынка на страны АТР, что происходит прямо сейчас, в условиях сложившейся внешнеполитической обстановки. Существующие возможности и перспективы обсудили в рамках форума «Нефть и газ Сахалина 2022». Eastrussia.ru публикует основные тезисы дискуссии.
Перспективы участия Сахалинской области в переформатировании работы отраслей энергетики и добычи нефти и газа стали основным вопросом первой сессии на Дальневосточном международном энергетическом форуме «Нефть и газ Сахалина 2022». Диалог эксперты посвятили развитию углеводородного рынка в сложившихся новых условиях — как антироссийские санкции и внешнеполитическое давление, так и мировой энергетический кризис диктуют крупнейшим российским корпорациям необходимость пересматривать направления сотрудничества, искать новые рынки сбыта и перестраивать главные схемы работы в отрасли. Об этом, в частности, заявил один из спикеров, и.о. директора по перспективному развитию и управлению портфелем «Газпром нефть шельф» Сергей Лихачев. В своем докладе он отметил: перемены уже начались и требуют оперативной реакции бизнеса.
Сергей Лихачев, и.о. директора по перспективному развитию и управлению портфелем «Газпром нефть шельф»
фото: Олег Леккер
«Внешнеэкономическая среда на сегодняшний день сформировала достаточно требовательный фоновый контекст к реализации нефтегазовых проектов. Мы все ощущаем возможные геополитические риски нестабильности и, соответственно, эскалацию санкционных ограничений. У правительства России есть определенный спектр задач по поддержанию стабильности функционирования — шельф в этом смысле является точкой будущего роста, который нацелен в первую очередь на долгосрочное развитие, а не на решение оперативных проблем в текущей ситуации. И, что важно отметить, помимо нестабильности энергетических и финансовых рынков, которая в конечном итоге влияет на работу добывающих компаний, мы видим важный тренд. Раньше нефтяники добывали углеводороды и не особенно задумывались, куда их поставлять — рынок был гибкий, спрос позволять поставлять нефть всем. А сейчас, в современных условиях, ключевым является вопрос маркирования продукции. Отрасль для нас существенно изменилась. Второй важный тренд в геополитике — разворот на восток. Это уже происходит, прямо сейчас. Эти факторы влияют и на нашу деятельность в целом, и на деятельность по добыче нефти и газа на востоке России», — отметил и.о. директора по перспективному развитию и управлению портфелем «Газпром нефть шельф» Сергей Лихачев.
По мнению эксперта, одним из наиболее перспективных проектов для долгосрочного развития добычи углеводородов является геологическая разведка и организация работы на Аяшском месторождении. Это шельфовый участок на Сахалине и, как отметил представитель «Газпром нефть шельф», с точки зрения вложений на длительную перспективу он является приоритетным. Во многом это связано с географическим положением островного региона — Сахалинская область является промежуточной точкой на наиболее безопасном и коротком маршруте возможной транспортировки углеводородов.
«С учетом геополитического влияния на организацию логистики, мы видим три потенциальных маршрута транспортировки углеводородов, которые добываем на шельфе. Напомню: традиционный европейский рынок был очень удобен в связи с тем, что находится вблизи точки перевалки нефти в Мурманске. Таким образом, транспортное плечо к нашим импортерам составляло максимум 5-7 дней до сложившегося ранее рынка сбыта. Сейчас ситуация иная, мы говорим уже о каналах поставки в Азию. И таких потенциально приемлемых маршрута мы видим три. Один из них — через Суэцкий канал, второй — через Африку. Третий, потенциально наименее рискованный — через Сахалин», — подчеркнул Сергей Лихачев.
Одна из главных гаваней Сахалина — морской торговый порт Корсаков — уже сейчас готовится к масштабному расширению. На базе объекта планируют создать крупный логистический хаб Северного морского транспортного коридора. Корсаков станет одной из дальних восточных точек Северного морского пути, и уже в конце 2024 года здесь ожидается прибытие первых партий контейнерных грузов. Что касается общего объема перевалки, к 2030 году он должен вырасти до 30 млн тонн. В сентябре 2021 года проект масштабной модернизации Корсаковского порта одобрил президент РФ Владимир Путин. Потенциал объекта отмечал и вице-премьер Юрий Трутнев, говоря о том, что Корсаков за счет своего географического положения находится в статусе одного из наиболее вероятных кандидатов на расширение до опорной точки Севморпути. Общий номинал инвестиций должен составить порядка 90 млрд рублей.
Как считают в «Газпром нефть шельф», даже с учетом особенностей природы и климата и связанных с этим сложностей Сахалин имеет реальные шансы на включение в новый маршрут доставки углеводородов на рынки АТР. Благодаря активному развитию уже существующих шельфовых проектов в островном регионе развита нефтегазовая инфраструктура — ее не нужно строить с нуля, опорные мощности уже есть. Представитель «Газпрома» рассчитывает, что у инвестиционного проекта появятся и другие бенефициары, которые заинтересованы в долгосрочной выгоде.
Также Лихачев назвал расположение участков добычи углеводородов на Сахалине конкурентным преимуществом в случае прокладки нового логистического маршрута. Параллельно с развитием транспортной схемы, уверен эксперт, будет продолжаться комплекс геологоразведочных работ на Аяшском месторождении. А в связи с тем, что оно является перспективным участком работы для ресурсодобывающей корпорации, в дальнейшем Сахалин может стать еще одной полноценной базой для перевалки добытой нефти и газового конденсата.
Расширение рынка добычи углеводородов перспективно и в части развития производства топлива в Сахалинской области. Ранее в рамках ВЭФ-2022 представители ПАО «Газпром» подписали с правительством островного региона соглашение о разработке инвестиционного обоснования проекта топливного завода. Предполагается, что современный комплекс переработки появится в Поронайском районе или на территории Ноглик — из нефти и газового конденсата, добытых на шельфовых проектах Сахалина, там будут производить бензин, дизельное топливо и авиационный керосин.
К слову, вторая локация более предпочтительна в условиях дальнейшей разработки Аяшского инвестиционного участка — эта площадка находится недалеко от Ногликского района, у северо-восточного побережья острова Сахалин. И, если «Газпром нефть шельф» начнет, как изначально планировалось, добывать углеводороды на этом месторождении в 2025-2026 годах, это событие может совпасть с запуском производства топлива. При этом, если сроки реализации инвестиционных соглашений будут соблюдать и участники проекта модернизации порта Корсакова, к освоению Аяшского плато новый логистический хаб будет запущен. А это значит, что у амбициозной цели — развернуть энергетическую отрасль России на восток — появится реальное опорное плечо в Сахалинской области.
Обсуждению туристической области было уделено особое внимание в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ), где, в частности, при участии президента В.Путина состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам туризма.
Рост интереса к туристическим дальневосточным направлениям предполагается увеличивать с помощью дополнительной финансовой поддержки. С 1 октября на Дальнем Востоке начинает действовать повышенный размер кэшбэка (20%, возврат до 40 тыс. рублей). Осенний этап продаж таких туров продлится до 25 декабря. При этом рассматриваются возможности для дальнейшего расширения данного механизма. Губернатор Приморского края О.Кожемяко, курирующий сферу туризма в рамках Госсовета, предложил вводить повышенный кэшбэк для поддержки отдельных направлений туризма (круизный, экологический, детский). В частности, покупателям турпутевок предлагается возвращать 50% стоимости летнего отдыха в детском лагере. Отмечается рост количества туристических проектов в рамках преференциальных экономических режимов. За последние пять лет их число достигло 210 (рост в пять раз). Совокупный объем инвестиций в данные проекты составляет 90 млрд рублей (из них 20 млрд рублей уже вложено).
В ряде дальневосточных регионов рассчитывают на рост туристического потока в текущем году. Рост турпотока по итогам восьми месяцев текущего года отмечается в Иркутской области – на 10% относительно аналогичного периода 2021 г., до 1,1 млн человек. Основной поток приходится на Иркутск и прилегающие к Байкалу территории – Иркутский, Ольхонский и Слюдянский районы.
На данных территориях предполагается и далее развивать инфраструктуру для туристов. Губернатор региона И.Кобзев предложил генеральному директору ОАО «РЖД» О.Белозерову организовать новый туристический маршрут с включением Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). В «РЖД» выразили готовность поддержать идею.
Также планируется развивать туристическо-рекреационный кластер в поселке Большое Голоустное на берегу Байкала[1], где в настоящее время, тем не менее, отмечается дефицит инфраструктуры. В текущем году была подготовлена дорожная карта проекта (до 2026 г.). Пока в поселке действует 35 средств размещения (включая сезонные). Дорожная карта предусматривает асфальтирование всех дорог общего пользования местного значения, завершение капитального ремонта автодороги в Иркутск, строительство парковки на въезде в поселок и парковочных зон в пади Семеновка, благоустройство зон общего пользования в центре Большого Голоустного, реновацию фасадов на улицах Байкальской и Кирова, увеличение зоны покрытия мобильной связи. Также в проработке находятся вопросы строительства взлетно-посадочной полосы малой авиации и создание музея.
В Слюдянском районе между тем запланированы строительство пешеходного моста через впадающую в Байкал реку Снежная (пользуется популярностью для организации водных маршрутов) и капитальный ремонт подъезда к рекреационной зоне в поселке Новоснежная. В Байкальске резидент ОЭЗ «Ворота Байкала» ООО «Талисман Соболиная» рассчитывает построить гостиничный комплекс на 93 номера. Строительство должно начаться в 2023 г., объем инвестиций оценивается в 2,9 млрд рублей. Также в городе предполагается построить глэмпинг-отель на берегу Байкала (инвестор – ООО «Под небом Байкала»), вложив 118 млн рублей.
В Бурятии основная часть туристических проектов также связана с Байкалом. В июне были расширены границы ТОР для развития туристического кластера в Выдринском районе – в рамках него планируется построить отель на 200 номеров, ресторан, бассейн, яхтенный порт, маяк со смотровой площадкой и благоустроенный пляж. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Кроме того, регион выиграл грант в размере 337 млн рублей от Ростуризма, которые должны быть направлены на обустройство пляжных зон на Байкале, развитие национальных туристических маршрутов, оборудование кемпингов и автокемпингов.
Следует отметить, что на полях ВЭФ было подписано соглашение по реализации комплексного туристического проекта компании «ТОР Мыс Капитанов» в рамках межрегионального культурно-экологического парка «Озера на Снежной» на границе Бурятии и Иркутской области (соглашение заключено между компанией, КРДВ и правительством Бурятии). Инвестор имеет в собственности земельные участки в рамках ТОР «Бурятия». В проект планируется вложить порядка 400 млн собственных средств.
В Якутии в текущем году власти ожидают восстановления допандемийного уровня туристического потока – до 200 тыс. человек. За первый квартал года туристические маршруты в республике посетили 40,4 тыс. человек (за аналогичный период прошлого года – 28,2 тыс. человек). В Хабаровском крае также рассчитывают на рост турпотока на 9% к концу года по сравнению с 2021 г.
В целом, по данным Росстата, коллективные средства размещения в ДФО за первое полугодие 2022 г. приняли 1,25 млн человек, что на 18,6% больше, чем за первое полугодие 2021 г. Так, в Камчатском крае число постояльцев в отелях выросло в три раза – до 177,7 тыс. человек, в Бурятии рост составил 76% - до 176 тыс. человек, в Хабаровском крае количество посетителей в отелях выросло на 8,5%, до 204,6 тыс. человек. В то же время на популярных направлениях отмечался и рост стоимости размещения в отелях – на Камчатке рост в июле составил 15-30%, рост также наблюдался на Сахалине. Ситуация в том числе связана с ограниченным предложением комфортабельных средств размещения в данных регионах (общая вместимость гостиниц Сахалина – 5 тыс. мест, Камчатки – 7 тыс. мест, треть из них приходится на комфортабельный сегмент).
Новые проекты в регионах предполагают в связи с этим создание новых мест размещения. В рамках проекта по созданию рекреационного кластера на Курильских островах компанией «Архипелаг Онекотан»[2] (резидент ТОР «Курилы») предполагается в первую очередь построить туристическую деревню в бухте Шелехова (остров Парамушир) с домами, пунктами проката инвентаря и оборудования, кафе, пешими маршрутами и смотровыми площадками.В целом в создание туристических объектов на островах Парамушир, Онекотан, Шумшу, Шикотан, Атласова, Харимкотан, Расшуа и Ушишир инвестор намерен инвестировать 900 млн рублей. Так, на острове Онекотан развитие туристической инфраструктуры должно начаться с обустройства береговой линии для причаливания катеров, также предполагается проложить до 30 км экскурсионных маршрутов и экологических троп. На островах планируется создание глэмпингов и ферм с открытыми вольерами. Объекты предстоит обеспечить собственной инженерной инфраструктурой. С помощью реализации проекта власти региона рассчитывают увеличить турпоток на 40 тыс. ежегодно (в 2021 г. он составил 211,5 тыс. человек).
Кроме того, на Итурупе планируется построить отель на 120 номеров площадью более 1 200 кв. м компании «Антерра» (проекты под брендом «Грин Флоу»). Также гостинично-термальный комплекс на 154 номера инвестор намерен построить в Камчатском крае. Соответствующие соглашения были подписаны на полях ВЭФ. В реализацию каждого проекта предполагается вложить 2 млрд рублей.
Между тем в рамках сахалинской ТОР «Горный воздух» в октябре запланировано начало строительства отеля «Большевик» площадью 14,2 тыс. кв. м на 230 посетителей с ресторанами, кафе, конференц-залами, сауной и бассейном (объем инвестиций - 1,5 млрд рублей) и гольф-клуба (объем инвестиций - 17 млрд рублей). Строительство гольф-клуба (крытый гольф-клуб, бассейн, площадка для тенниса) должно завершиться к 2026 г.
Новый отель «Легенда Аэро Сахалин» на 175 номеров предполагается построить на территории аэропорта Южно-Сахалинска (в рамках ТОР «Горный воздух»). Инвестором выступит ООО «Парк-отель Бурдугуз» (входит в группу En+). Для реализации проекта была создана компания «Отели Сахалина». Аналогичный проект инвестор намерен реализовать в аэропорту Владивостока («Легенда Аэро Владивосток»). Проекты планируется завершить к 2026 г.
В Якутии планируется развивать туристическо-рекреационный кластер «Ленские столбы» - на полях ВЭФ было подписано соглашение между правительством республики, КРДВ и компанией «Аарыма Турс». В 2021 г. в рамках первого этапа проекта была проведена реконструкция основного гостевого дома с видами на Ленские столбы и реку Лена. Туристическая база стала первым крупным современным объектом туристической инфраструктуры в данной местности. Было начато возведение глэмпингов. В рамках второго этапа также запланировано создание банного комплекса и проведение благоустройства территории.
В Минвостокразвития допускают возможность создания на Дальнем Востоке единого туристического вертолетного оператора. Тем не менее для этого требуется восстановление малых посадочных площадок. Между тем в мае, столкнувшись с проблемой поставки самолетов, прекратила деятельность «Авиакомпания «Камчатка» (подконтрольна С.Бачину[3]), которая намеревалась работать в сфере туристических перевозок. Решение было принято в связи с отказом от поставок самолетов Cessna Grand Caravan EX модели 208B[4] их производителем – американской компанией Cessna Aircraft Company[5]. Летом 2021 г. «Камчатка» получила сертификат эксплуатанта, дающий право выполнять коммерческие перевозки.
Следует отметить, что с ростом популярности природных туров количество происшествий с туристами, преимущественно на маршрутах, предполагающих экстремальный туризм, также увеличивается, что становится проблемой. В частности, в сентябре при восхождении на вулкан Ключевская сопка, организованном новосибирской компанией[6], погибли туристы. Шестеро туристов из группы погибли, сорвавшись с высоты более 4 тыс. м, после чего был подан сигнал о помощи (3 сентября). До прибытия спасателей погибли еще двое туристов из группы[7]. Спасательному вертолету Ми-8 МЧС удалось совершить посадку на склон вулкана только 5 сентября с четвертой попытки (из-за погодных условий – сильного ветра и облачности) и эвакуировать четверых выживших (двух туристов и двух гидов). По направлению к туристической группе также была направлена группа спасателей со скалолазным снаряжением, но в горах Камчатки исход поисково-спасательных операций в значительной степени зависит от погодных условий, наличия пепловых облаков на склонах, таяния ледников, схода селевых потоков и камнепадов.
Причины и обстоятельства гибели туристов, сорвавшихся при восхождении на вулкан, предполагается устанавливать в рамках расследования уголовных дел о причинении смерти по неосторожности и об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровью. В августе в регионе также погибли один турист при спуске с Мутновского вулкана и гид, сопровождавший группу туристов в пешем и водном маршруте в Усть-Большерецком районе.
Представители туристической отрасли в Камчатском крае уже высказывали опасения по поводу появления на рынке большого количества компаний (в том числе из других регионов), не знакомых с местной спецификой и не обладающих необходимыми навыками. Кроме того, возникают вопросы относительно подготовленности туристов к отдельным сложным маршрутам. После происшествия на Ключевской сопке вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев предложил запретить туристическим группам выходить на сложные маршруты без разрешения квалификационной комиссии. Он заявил о намерении обсудить данный вопрос с МЧС и Ростуризмом. В настоящая время квалификацию для работы на маршрутах должны проходить только гиды (работающие в компаниях официально). Также предполагается в два раза увеличить финансирование из федерального бюджета санитарной авиации в Камчатском крае.
Другой проблемой является возможная угроза флоре и фауне природных территорий в связи с планами по увеличению количества туров. Ранее в пользу введения жестких правил поведения туристов на особо охраняемых природных территориях высказывался спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С.Иванов. Вице-премьер В.Абрамченко в июле поручила Ростуризму совместно с регионами разработать дорожную карту по системному развитию экологического туризма на Байкале с учетом прогнозируемого роста турпотока и минимизации антропогенной нагрузки. В настоящее время на побережье озера отмечается дефицит инфраструктуры для комфортного размещения, часть проектов только находится в разработке.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2007 г. поселок планировалось сделать центром ОЭЗ «Ворота Байкала».
[2] Учредитель – ООО «Евроспортфинанс».
[3] Партнер В.Потанина, является генеральным директором компании «Васта Дискавери», руководителем девелоперских проектов компании «Интеррос».
[4] Легкий одномоторный самолет на девять пассажирских мест.
[5] Договоры на поставку самолетов в лизинг на срок в 12 лет были заключены в конце 2021 г., лизингодателем выступило подконтрольное Минтрансу АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Стороны также намеревались оформить опцион еще на девять таких самолетов с поставкой в 2023-27 гг. Парк авиакомпании насчитывал один самолет Grand Caravan EX 208.
[6] Директор компании «Экстрим Тайм» А.Степанов был задержан в Новосибирске. Он не признает вину.
[7] Группа в составе десяти туристов и двух гидов начала восхождение на вулкан 30 августа. В составе тургруппы были жители Алтайского, Приморского, Камчатского краев, Москвы, Новосибирской и Владимирской областей.